Эмоции чувства формы проявления чувств

Виды и формы проявления эмоций и чувств

Формы проявления чувств

Аффект— это сильное и относительно кратковременное эмоциональное переживание человека, которое возникает внезапно и сопровождается резкими двигательными изменениями и изменениями состояния внутренних органов.

Примерами аффекта могут быть неожиданная сильная радость, взрыв гнева, приступ страха и т.д. Для аффекта характерно неудержимое его проявление, на которое указывает бытовое употребление выражений вроде «вспыхнул от гнева», «замер от испуга» и т.д.

В основе аффективных реакций лежит прежде, безусловно — рефлекторный механизм, который в значительной мере освобождается из-под контроля коры головного мозга. Аффективное состояние связано с ослаблением коркового торможения.

Стресс— это состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности, как в повседневной жизни, так и в особо сложных ситуациях.

В случае большой нагрузки человек проходит три стадии: сначала ему очень тяжело, потом он привыкает и появляется «второе дыхание» и, наконец, теряет силы и должен завершить деятельность. Такая трехфазная реакция является общим законом. Это адаптационный синдром, или биологический стресс.

Первичная реакция, реакция тревоги, может быть соматичным выражением общей мобилизации защитных сил организма. Но ни один организм не может находиться в состоянии реакции тревоги бесконечно.

При длительном воздействии любого агента, способного вызвать такую реакцию, наступает стадия адаптации. Если агент настолько силен, что длительное воздействие несовместимо с жизнью, то человек или животное в течение первых часов или дней погибает на стадии реакции тревоги. Если же организм способен выжить, после первичной реакции обязательно наступает стадия резистентности.

Проявления второй фазы не совпадают с проявлениями реакции тревоги, а иногда и полностью противоположны им. Например, если в период реакции тревоги наблюдается общее истощение тканей, то на стадии резистентности вес тела возвращается к норме. При длительном воздействии такая приобретенная адаптация вновь утрачивается и наступает третья фаза — стадия истощения, которая, в случае если стрессор достаточно сильный, приводит к смерти.

Взаимовлияние стресса и болезни может быть двойным: болезнь может вызывать стресс, стресс — болезнь. Поскольку каждый агент, требующий адаптации вызывает стресс, то и любая болезнь связана с определенными проявлениями стресса, ведь болезни вызываются теми или иными адаптационными реакциями.

Тяжелое эмоциональное потрясение приводит к заболеваниям через стрессовое действие. В этом случае причиной заболевания являются чрезмерные или неадекватные адаптивные реакции.

Настроение— это общее эмоциональное состояние человека, что характеризует его жизненный тонус в течение определенного времени.

Оно является производным от тех эмоций, которые испытывает человек. Настроение часто возникает как отголосок сильной эмоции, пережитой человеком. Предпочтение определенной эмоции предоставляет настроению соответствующую окраску. Настроение бывает радостным, печальным, бодрым, подавленным, досадным, спокойным и т.д.

Страсть— это устойчивые и длительные чувства, связанные с устойчивым стремлением человека к определенному объекту.

В форме страсти часто проявляется любовь человека к другим людям, к науке, искусству, спорту, другой деятельности.

Страсть имеет двойственную природу: человек, во-первых, страдает, выступает как пассивное существо, а во-вторых, он является и активным существом, настойчиво стремится к овладению предметом страсти.

В зависимости от субъективной ценности переживаний Б. И. Додонова выделяет следующие виды эмоций.

Альтруистические — переживания, возникающие на основе потребностей в содействии, помощи другим людям: желание принести другим людям радость и счастья, чувство тревоги за свою судьбу, сопереживания, чувство надежности, преданности, сочувствия.

Коммуникативные — возникают на основании потребности в общении: желание общаться, делиться мыслями и переживаниями, чувство симпатии, привязанность, чувство уважения к кому-то, чувство признательности, желание заслужить одобрение от близких и уважаемых людей.

Глоричные — связаны с потребностью в самоутверждения, славе: стремление завоевать признание, уважение, чувство самовлюбленности и желание взять реванш, чувство гордости, преимущества, удовлетворение тем, что произошел рост, повышенная ценность своей личности.

Практические — определяются успешностью или неуспешности деятельности, трудностями ее осуществления и завершения: желание достичь успеха в работе, чувство напряжения, увлеченность работой, приятная усталость, приятное удовольствие от результатов своего труда.

Романтические — проявляются в стремлении ко всему необычному, тайного: ожидание чего-то необычного и очень хорошего, светлого; волнующе чувства восприятия измененного окружающей среды: все кажется другим, необычным, наполненным особой значимости, таинственности.

Гностичные — связаны с потребностью в познавательной и духовной гармонии: стремление познать суть явлений, чувство удивления или непонимания, колебания; чувство ясности или неясности мысли; безудержное стремление преодолеть противоречия в своих суждениях и все систематизировать; чувство близости решения проблемы; радость открытия истины .

Читайте также:  Ты моя муза ты мое настроение

Эстетические — связанные с лирическими переживаниями: потребность в красоте, чувство изящного, возвышенного и величественного; наслаждение звуками, чувство волнующих драматизма, светлого сумму, поэтическо наблюдательного состояния; чувство духовного роста; чувство родного, близкого, угодная воспоминаний о прошлом, горько-приятное чувство одиночества.

Гедоничные — связанные с удовлетворением потребности в телесном и духовном комфорте: наслаждение приятными духовными и физическими ощущениями от знаний, вкусной пищи, тепла, солнца и т.п.; чувство беззаботности, покоя, изнеможения чувство веселья; приятное бездумно возбуждение, хтивисть.

Акизитивные — возникают в связи с интересом к накоплению, коллекционирование: стремление накопления, радость в связи с увеличением накоплений; приятное чувство от созерцания своих собраний.

Мобилизационные — происходят от потребности в преодолении опасности, интереса к борьбе: потребность в острых ощущениях, увлечение риском, чувство спортивного азарта, решительность, спортивная злость, чувство сильного волевого и эмоционального напряжения, мобилизация своих физических и умственных способностей.

Другие классификации эмоций и чувств. Переживания человека очень разнообразны, их разделяют на виды по содержанию, характеру отношения к объективной действительности, которое в них оказывается, по степени их развития, силой и особенностями их проявления. Согласно этому всю разнообразие человеческих переживаний можно разделить на две группы. К первой относятся те, которые являются отражением ситуативного отношение человека к определенных объектов, ко второй — те, в которых оказывается устойчивое и обобщенное отношение к ним. Первая группа переживаний, как отмечалось, называется эмоциями, вторая — чувствами.

Эмоции делятся на простые, которые являются непосредственным отражением взаимоотношений человека с теми или другими объектами, и сложные, в которых это отображение имеет опосредованный характер. По силе, характеру проявления и устойчивостью среди эмоций отличаются аффекта и настроения.

По содержанию выделяют прежде всего моральные, интеллектуальные и эстетические чувства. Некоторые из них могут набирать характера страстей.

Простые эмоции. Вызываемых непосредственно действием на организм тех или иных объектов, связанных с удовлетворением его первичных потребностей. Цвета, запахи, вкусы и т. бывают приятные или неприятные, могут вызывать удовлетворения или неудовлетворения. Эмоции, непосредственно связанные с чувствами, называются эмоциональным тоном ощущений. Он возникает, в частности, во время восприятия объектов, связанных с удовлетворением первичных потребностей человека. Переживание удовольствие и неудовольствие, приятного и неприятного являются основными качествами элементарных эмоций. Будучи полярными, они проявляются в жизни человека как единство противоположностей. Эмоциональный тон ощущений и восприятий играет важную роль в деятельности человека. Он регулирует ее действия, побуждая искать одни объекты и избегать, отказываться, защищаться от других.

Сложные эмоции. В процессе жизни и деятельности человека элементарные переживания ее превращаются в сложные эмоции, связанные с пониманием их объектов, осознанием их жизненного значения.

К сложным эмоциям принадлежат интерес, удивление, радость, страдание, горе, депрессия, гнев, отвращение, презрение, неприязнь, страх, тревога, стыд и т.п. К. Изард называет их «;фундаментальными эмоциями»;, которые имеют свой спектр психологических характеристик и внешних проявлений.

Источник

Чувства и эмоции в психологии

Процессы отражения субъективного отношения личности к окружающему его миру, объектам и самому себе, проявляющиеся в форме переживаний, называют чувствами и эмоциями.

Источниками чувств и эмоций в психологии, принято считать отражаемую в сознании человека действительность, а также его потребности.

Предлагаем пройти обучение в Институте усовершенствования Инсайт! У нас делятся опытом практикующие специалисты, кандидаты наук и ученые.

Понятие об эмоциях и чувствах в психологии

Если сказать о чувства и эмоциях в психологии кратко – это переживания индивида, его субъективное отношение к себе и окружающему его миру. Чувства и эмоции являются взаимосвязанными, но в тоже время различающимися явлениями эмоциональной сферы индивида.

Чувства в психологии

Чувство — сложное и постоянное эмоциональное переживание личности, относительно устойчивое и длительное. Чувство включает в себя широкий спектр эмоций.

Переживания чувств свойственны исключительно людям, являются социально обусловленными. Чувство собственного достоинства, стыд и гордость способен переживать только человек.

Виды высших чувств в психологии

Высшие чувства в психологии – это особая группа чувств, отражающая эмоциональное отношение человека к действительности социума. Принято различать:

  1. Нравственные чувства – это то, что личность испытывает при восприятии действительности, в сравнении с общепринятыми социальными нормами.
  2. Эстетические чувства – это переживания, связанные с отношением индивида к прекрасному (либо безобразному).
  3. Интеллектуальные чувства — связанны с возникающими переживаниями в процессе познавательной деятельности.

На базе клиники «Инсайт» все абитуриенты нашего института проходят практическую подготовку. В нашем институте практикоориентированный подход к обучению.

Читайте также:  Как описать настроение стихотворения

Эмоции в психологии

Эмоция – это более простая, субъективная реакция индивида на внешние и внутренние раздражители, связанная с удовлетворением или неудовлетворением той или иной потребности. Эмоции в отличие от чувств кратковременны, переживаются человеком «здесь и сейчас».

Первичное впечатление носит всегда эмоциональный характер, являясь реакцией на какой-либо раздражитель.

Виды эмоций

Эмоции принято разделять на простые и сложные. К первым относятся эмоции, связанные с удовлетворением первичных потребностей. Они могут вызвать удовольствие или напротив неудовольствие, быть приятны и неприятны. Ко второй группе относят те переживания, которые в процессе жизнедеятельности индивида, превратились в более сложные и связаны с осознанием, пониманием их значимости.

К сложным фундаментальным эмоциям относят:

Формы проявления эмоциональных состояний:

  1. Аффекты – сильные, кратковременные эмоциональные переживания индивида, возникшие неожиданно. Сопровождаются аффекты резкими, бесконтрольными изменениями сердечных ритмов, дыхания, нарушения функционирования секретных желез и т.д.
  2. Стрессы – психологическое перенапряжение, реакция организма на неблагоприятное воздействие и нарушение эмоционального спокойствия человека.
  3. Настроение – относительно длительное состояние, окрашивающее течение психических процессов в определенный период времени.
  4. Страсть – устойчивое и доминирующее переживание, связанное со стремлением к объекту, которым может быть, как человек, так и предмет или идея. Это сложная эмоция, тесно связанная с волевыми качествами человека.

На сегодняшний день учиться на психолога – это не только престижно, но еще и востребовано!

Эмоции, по своему влиянию на организм человека, разделяют на активные (стенические) и пассивные (астенические). Активные способны повысить жизнедеятельность, тогда как пассивные наоборот подавить жизненные процессы организма.

К стеническим относят положительные эмоции — восторг, радость и т.д. В момент переживания таких эмоций, у людей происходит расширение кровеносных сосудов, благодаря чему улучшается питание внутренних органов и мозга. Это в свою очередь способствует улучшению умственной и физической деятельности.

При астенических эмоциях (грусть, печаль и т.д.), происходят противоположные процессы. Сосуды сужаются, самочувствие ухудшается, может возникнуть одышка и озноб. Продуктивность в такие моменты падает и появляется апатия.

Затянувшиеся астенические эмоции способны тормозить все процессы, происходящие в человеческом организме. Чувства и эмоции влияют не только на психические процессы человека, но и на весь организм в целом.

Источник

3.Эмоции и чувства: понятие, виды и функции

Эмоции оказывают большое влияние на жизнь и деятельность человека, на протекание всех психических процессов, проявление свойств. Тема человеческих эмоций остается одной из самых загадочных областей психологии. Трудность научного исследования эмоций связана с высоким уровнем субъективности их проявления.

Само слово «эмоция» происходит от латинского слова «emovere», что означает возбуждать, волновать, потрясать.

Эмоции – это первоначальная реакция организма на какие-то раздражители, выражающая переживания человеком его отношения к предметам, явлениям, событиям, другим людям, к результатам собственной деятельности.

Эмоции – это особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания (радость, страх, испуг) значимость действующих на человека явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.

Эмоции человека выражаются одновременно:

в специфических субъективных переживаниях, которые всегда индивидуальны. Одинаковые раздражители могут вызвать самые непохожие реакции у разных людей (субъективный критерий);

в поведении, которое проявляется в мимике, позе, жестах (поведенческий критерий);

в физиологических реакциях организма, которые тесно связаны с эмоциональными переживаниями. Они выражаются в расширении зрачков, увеличении потоотделения, учащенном дыхании, усилении сердцебиения, повышении давления, уровня сахара в крови, кожно-гальванических реакциях (физиологический критерий).

Для оценки ряда физиологических реакций на стимулы используется полиграфический тест (детектор лжи), который представляет собой аппарат, собирающий и интерпретирующий информацию с датчиков на теле испытуемых. Проблема описания эмоций заключается в том, что ни один из трех критериев (субъективный, поведенческий, физиологический) не является абсолютно надежным. Человек далеко не всегда может четко описать и назвать переживаемые им эмоции и эмоциональные состояния.

Эмоции человека выполняют несколько функций:

3. Разрешения ситуации (аварийное поведение, бегство, агрессия,

4. Организации деятельности. Эмоции могут организовывать деятельность, направлять силы и внимание на определенный объект.

5. Эвристическая функция проявляется при творческом мышлении. Специфические эмоциональные состояния («предчувствия решения», «красоты решения») играют важную роль в творчестве.

6. Регулирующая функция заключается способности эмоционального подкрепления, закрепления реакций, что играет важную роль в процессе научения.

7. Функция активации, мобилизации организма, выделяемая некоторыми психологами как самостоятельная, может рассматриваться также как аспект функции организации.

8. Экспрессивная функция предполагает выражение отношения к тому, что человек переживает.

9. Синтезирующая функция. Эмоции могут служить тем центром, вокруг которого группируются различные содержания, создавая таким образом целостные комплексы представлений.

Читайте также:  Воспитание ребенка это радость

На основе эмоций формируются чувства.

Чувства – устойчивое эмоциональное отношение человека к явлениям действительности, отражающее значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами.

Эмоции и чувства находятся в сложном взаимодействии. В процессе развития конкретного человека чувства возникают позже, чем собственно эмоция, и как результат обобщения отдельных эмоций. Однако сформировавшиеся чувства во многом определяют возникновение и содержание ситуативных эмоций. Одно и тоже чувство может реализовываться в различных эмоциях, причем нередко разных по знаку. Этим объясняется такое свойство чувств как двойственность (абвивалентность). В то же время эмоции и чувства имеют между собой много принципиально общих черт. Сходство эмоций и чувств состоит прежде всего в том, что они являются мотивирующей системой в жизнедеятельности человека.

Основные характеристики эмоционально-чувственного переживания включают:

определенный уровень возбуждения (общее изменение скорости и интенсивности протекания психических, моторных и вегетативных

знак (какое значение – положительное и отрицательное – имеет для субъекта событие, предмет, человек);

предметность (направленность на что-то или кого-то, адресность отношения);

модальность или содержание и качество эмоции и чувства (радость, удивление, тревога и т.д.).

Эмоции можно классифицировать по самым разным основаниям.

1. По влиянию на жизнедеятельность все эмоции подразделяются на:

положительные (стенические, от греч. слова «стенос» — сила), повышают активность, вызывают прилив энергии, подъем;

— отрицательные (астенические), действующие противоположным образом.

Рис. 12. Эмоции и чувства: виды и функции

Положительные эмоции стимулируют человека к достижению цели, отрицательные – к избежанию объектов, вызывающих неприятные

2. По потребностям:

низшие, связанные с удовлетворением органических потребностей, так называемые, общие ощущения (голод, жажда и т.д.);

высшие – социально обусловленные, связанные с общественными отношениями.

3. По силе и длительности проявления эмоций:

аффекты – это сильные и относительно кратковременные эмоциональные состояния, сопровождаемые резко выраженными поведенческими и физиологическими проявлениями. Действия в состоянии аффекта, как правило, реализует «аварийное поведение», при котором самоконтроль резко понижен;

собственно эмоция – относительно более длительные и слабо проявляющиеся во внешнем поведении переживания. Они выражают оценочное отношение личности к воспринятой информации;

чувства – длительные, устойчивые компоненты психической структуры человека, которые носят ярко выраженный предметный характер и возникают в результате обобщения эмоций. Иногда их называют высшими эмоциями;

настроения – относительно слабо выраженные, диффузные переживания, не относящиеся к конкретному предмету, могут удерживаться в течение достаточно длительного времени, определяют общий эмоциональный тон. Настроение не предметно, а очень личностно и имеет разнообразные проявления (радостное и печальное, спокойное и раздраженное);

страсти – устойчивые, интенсивные и продолжительные стремления личности к определенному объекту. Страсти бывают как конструктивными, приводящими к развитию личности, так и деструктивными, разрушающими ее;

стресс (общий адаптационный синдром) – это неспецифический ответ организма на любые предъявляемые ему требования. Стресс возникает в сложных, неожиданных, особо ответственных ситуациях и представляет комплексную реакцию всего организма, общий знаменатель любой приспособительной реакции;

фрустрация – сложное эмоциональное переживание гнетущего напряжения, тревожности, безысходности, отчаяния, возникающее в ситуации, угрожающей достижению значимой для человека жизненной цели.

4. По степени интенсивности протекания выделяют следующие уровни:

нейтральное состояние – отсутствие явно выраженного эмоционального процесса; человек реагирует дифференцировано в зависимости от значимости объекта;

умеренный уровень эмоции – эмоция уже достаточно отчетлива, чтобы осознаваться, но еще не настолько сильна, чтобы нарушить протекание действий;

высокий уровень интенсивности — эмоция направляет действия человека, он ведет себя эмоционально, проявляя гнев, радость, тревогу.

5. По качеству. Классификация эмоций по этому признаку более противоречива. В разных работах авторы выделяют от 6 до 20 эмоций. Так, большинство авторов выделяют следующие виды эмоций:

радость – положительное эмоциональное состояние, связанное с удовлетворением актуальной потребности;

удивление – эмоциональная реакция на неожиданные обстоятельства;

страдание – отрицательное переживание, связанное с воспринимаемой невозможностью удовлетворения важных потребностей;

— гнев – отрицательное переживание, часто протекающее в форме аффекта и представляющее собой реакцию на неожиданно возникшее препятствие на пути к достижению важной цели;

— страх — отрицательное эмоциональное переживание, связанное с прогнозом вероятного неблагополучия;

— стыд – состояние, вызываемое осознанием своего несоответствия мнению окружающих или собственным принципам.

Развитие чувств и эмоций личности следует вести в двух направлениях. Во-первых, необходимо формировать высшие положительные моральные, интеллектуальные и эстетические чувства и вытеснять ими отрицательные, вредные для личности, коллектива и общества. Во-вторых, нужно формировать умение владеть своими эмоциями, что необходимо в любой профессиональной деятельности.

Источник

Оцените статью