Эмоции и чувства как формы отражения действительности
Лекция 14. Эмоции, психические состояния и свойства личности.
1. .Эмоции и чувства как формы отражения действительности.
Психические состояния. Волевые процессы.
2. Темперамент. Характер. Акцентуации характера.
3.Задатки и способности.
Ключевые понятия темы: эмоции, чувства, чувственный тон, настроение, аффект, страсть, эмоциональные особенности, эмоциональные свойства, психические состояния, фрустрация, агрессия, стресс, эустресс, дистресс, посттравматическое состояние, функциональное состояние, сон, бодрствование, релаксация, саморегуляция, тренинг, аутогенная тренировка.
Семинар 12. Эмоции, психические состояния и свойства личности.
1.Эмоции и чувства как формы отражения действительности.
2.Психические состояния. Волевые процессы.
3. Индивидуально-психологические свойства личности
Темы для рефератов
1. Высшие чувства как специфическая форма отражения действительности человеком.
2. Эмоциональный стресс: природа, диагностика, преодоление.
3. Анализ стресс-факторов в деятельности сотрудника ОПЧС.
4. Роль сна в жизни человека.
5. Воспитание воли.
ВОПРОСЫ
19. Эмоции и чувства. Классификация эмоций и чувств. Фундаментальные эмоции.
20. Формы эмоционального реагирования. Высшие чувства.
21. Психические состояния. Функциональные состояния.
22. Регуляция и саморегуляция психических состояний.
23. Стресс как биологическая и психологическая категория. Посттравматические расстройства.
24. Понятие о воле. Волевой акт и его структура. Волевые свойства личности.
25. Темперамент и свойства нервной системы. Типы темперамента. Индивидуальный стиль деятельности.
26. Характер в структуре личности. Формирование и структура характера. Акцентуации характера.
27. Задатки и способности. Структура способностей: виды и уровни.
Эмоции и чувства как формы отражения действительности.
Без эмоций не обходится ни одно проявление психической жизни человека. Недаром эпитеты «бездушный», «бессердечный» звучат как осуждение, порицание и относятся к людям, не имеющим или потерявшим в себе что-то чисто человеческое.
Источник
Тема 9. Эмоции. Чувства. Воля.
Понятие и свойства эмоций.
Человек не только познает действительность в процессах восприятия, памяти, мышления, но вместе с тем и относится так или иначе к тем или иным фактам жизни, испытывает те или иные чувства по отношению к ним. Это происходит благодаря эмоциям и чувствам. В широком смысле слова — это синонимы. В узком смысле эмоции – это психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания своего личного отношения к действительности, а также переживание субъективного состояния, возникающего в процессе взаимодействия с окружающей средой и удовлетворения своих потребностей.
Эмоции состоят из двух компонентов: 1) когнитивного – отражаемое содержание; 2) субъектный компонент – непосредственная данность субъекту собственного состояния в связи с определенным отражаемым содержанием (переживание).
Рассмотрим характеристики эмоций как переживания, как специфической формы отражения:
1) Непосредственная внутренняя субъективная данность (а не предметное содержание психического образа).
2) В «эмоциях субъект и объект переживаются как нечто единое» (Шингаров Г.Х., 1971, с.99), не осознается причинная связь между предметом и вызванной им реакцией человека.
3) Особая пристрастность, субъективность, так как предметы и явления действительности отражаются не в связи с их объективными характеристиками, а в связи с отнесенностью последних к актуальным потребностям и мотивам субъекта;
Чувственное впечатление субъекта об окружающем и происходящем.
Эмоции обычно носят ситуативный характер и выражают оценку личностью определенной ситуации, связанной с удовлетворением потребностей человека в данный момент.
Эмоции носят идеаторный характер – они способны предвосхищать ситуации, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых или воображаемых ситуациях.
Эмоциональные состояния, возникшие в процессе деятельности, могут повышать или понижать жизнедеятельность человека. Первые называются стеническими, вторые — астеническими.
Эмоции существенно влияют на ход деятельности человека. Как форма проявления личности, они выступают в качестве внутренних побуждений к деятельности и обуславливают ее динамику.
Сигнальная функция эмоций выражается в том, что переживания возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде или в организме человека.
Регулирующая функция эмоций выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути преграды.
9.2. Чувства и их свойства.
Чувства – одна из форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью. У чувств есть объект и протекают они при участии сознания.
В отличие от ситуативных эмоций, отражающих субъективное значение предметов в конкретных, сложившихся условиях, чувства выделяют те явления, которые имеют стабильную мотивационную значимость. Предметами чувств становятся прежде всего те явления и условия, от которых зависит развитие событий, значимых для личности и поэтому воспринимаемых эмоционально. Чувства имеют предметный характер – они связаны с определенным предметом и направлены на конкретный предмет (любит кого-то, боится чего-то). Опредмеченность чувства значит более высокий уровень его осознания. Чувство является не чем иным как выражением в осознанном переживании отношения человека к миру. Опредмеченность чувств находит свое высшее выражение в том, что сами чувства классифицируются в зависимости от предметной сферы, к которой они относятся. Так, чувства подразделяются на:
1) интеллектуальные (удивление, любопытство, сомнение);
2) эстетические (чувство прекрасного, безобразного);
3) моральные (чувство долга, ответственности);
4) праксические – возникающие в процессе выполнения деятельности (удовлетворение, неудовольствия).
Иногда чувства и сопряженные с ними эмоции могут вызывать противоречивое отношение к объекту. В этом состоит амбивалентность (двойственность) чувств. Случаи амбивалетных переживаний возникают в результате несовпадения устойчивого эмоционального отношения к объекту и эмоциональной реакции на сложившуюся преходящую ситуацию.
Другая особенность чувств состоит в том, что они образуют ряд уровней, начиная от непосредственных чувств к конкретному объекту и кончая высшими социальными чувствами.
Следующая особенность чувств – их общественно-историческая природа. У человека чувства связаны с основными формами общественно-исторического существования – образа жизни человека и основными направлениями его деятельности. Разные народы по-разному проявляют свои чувства.
Сравнительную характеристику эмоций и чувств можно представить в виде следующей таблицы.
Источник
Эмоции как особая форма психического отражения
Эмоции как особая форма психического отражения
1. определение понятия эмоции,
характеристики эмоциональных состояний;
2. формы проявления эмоциональных состояний;
3. Функции эмоций;
4. Двойственная природа эмоций;
5. Теории эмоций;
Рекомендуемые файлы
Эмоция – особая форма психического отражения, которая в форме непосредственного переживания отражает не объективные явления, а субъективное к ним отношение.
Эмоции отражают значимость объектов и ситуаций, действующих на субъект, обусловленную отношением их объективных свойств к потребностям субъекта.
1. эмоция есть результат субъективной оценки возможности удовлетворения потребности.
2. Эта субъективная оценка имеет форму непосредственного чувственного переживания.
1. Модальность. Эмоции могут быть «+» или «-», первые мы стремимся испытывать вновь и вновь, вторые избегаем.
2. Длительность. Время в течении которого мы испытываем ту или иную эмоцию. Определенные эмоциональные состояния могут иметь место в течение короткого промежутка времени (порядка нескольких минут), но могут длиться месяцами и даже годами.
3. Интенсивность. Определяется тем, насколько сильно
a) Переживаются эмоции (субъективные переживания);
b) Проявляются в мимике и поведении;
c) влияют на наше поведение;
d) влияют на наши мысли.
4. Предметность. Это большая или меньшая осознанность причины которая вызвала данную эмоцию.
Вы стоите под дверью зубоврачебного кабинета. Вам очень страшно. Предметом вашего страха является ожидаемая боль от сверления зубов.
5. Обобщенность. Определяется тем, что вызывает данное эмоциональное состояние — отдельное, явление, событие или же эмоция является результатом последовательности событий, обобщения предшествующего опыта.
Вы попросили у Кати Ивановой переписать конспект лекций, она Вам отказала, несмотря на то, что он у нее есть. Вас это, вероятно, обидит или разозлит, но в целом (скорее всего) отношения к Кате не изменит. Если же нечто подобное произойдет еще не раз то, вероятно, это сформирует определенное отношение, которое затем уже будет трудно изменить, сквозь призму которого Вы, в дальнейшем, будете оценивать все поступки Ивановой.
формы проявления эмоциональных состояний.
Собственно эмоции. Так как именно данная форма эмоционального состояния в повседневной жизни встречается наиболее часто, а значит, имеет для нас наибольшее значение, определим базовые эмоции (по К. Изарду)
Радость — положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность.
Удивление — эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства, знак может быть как «+» так и «-», в зависимости от обстоятельств.
Страдание, горе — отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших, жизненных потребностей, которое до этого времени представлялось более или менее вероятным.
Гнев — эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.
Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и т. д.), соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта.
Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства.
Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию. В отличие от эмоции страдания, вызываемой прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия.
Стыд — отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков или внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.
Вина — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в результате осознания того, что действе (или наоборот бездействие) субъекта эмоции нанесло вред близкому человеку.
Обида — отрицательное эмоциональное состояние , возникающее в результате рассогласования между ожидаемым и реальным поведением или отношением значимой личности, в отношении субъекта эмоции.
Устойчивые, длительные психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. Отличаются так же высокой степенью обобщенности. Тесно связаны со второй сигнальной системой.
Пример любовь, ненависть, патриотизм.
Это чувство, отличающееся очень высокой интенсивностью, говорят «всепоглощающая страсть». Т.о. страсть определяет мысли, действия, поступки человека.
Сильное, бурное и относительно кратковременное, эмоциональное переживание, полностью захватывающее психику человека и предопределяющее единую стереотипную реакцию на ситуацию в целом.
Аффект имеет три стадии.
a) Стадия накопления (может длится часами, днями и даже месяцами)
b) Стадия взрыва
c) Стадия астенизации.
При проведении судебно-психиатрической экспертизы обязательно проверяется наличие этих трех фаз.
оценочная (отражательная, сигнальная) функция эмоций выражается в обобщенной оценке событий. Она заключается в оценке значимости для субъекта той или иной ситуации или объектов в их отношении к его мотивационной сфере. В форме эмоции субъекту предстает степень настоятельности потребности, в том числе и степень ее удовлетворения к настоящему моменту, в наличной ситуации, а также вероятность ее удовлетворения в ожидаемой ситуации.
Примером может служить поведение человека, получившего травму конечности. Ориентируясь на боль, человек немедленно находит такое ее положение, которое уменьшает болевые ощущения.
Подкрепляющая функция заключается в том, что после достижения ситуации, получения предмета или выполнения действия, способных удовлетворить потребность, возникает состояние, в ряде случаев очень сильное, как награда за достижение цели, которая в свою очередь в дальнейшем становится силой, побуждающей к достижению подобных ситуаций.
Эта схема верна как в отношении положительных, так и отрицательных эмоций, которые «наказывают» человека за осуществление или неосуществление определенных действий и в дальнейшем побуждают его избегать ситуаций, наносящих вред организму или личности, т.е. не способствуют, а препятствуют удовлетворению потребностей.
Т.о. «+» эмоции определяют к чему нужно стремится,
«−»эмоции определяют чего нужно избегать.
Подкрепляющая функция эмоций наиболее успешно была исследована на экспериментальной модели «эмоционального резонанса», предложенной П.В. Симоновым. Было обнаружено, что эмоциональные реакции одних животных могут возникать под влиянием отрицательных эмоциональных состояний других особей, подвергнутых воздействию электрокожного раздражения. Эта модель воспроизводит типичную для социальных взаимоотношений ситуацию возникновения отрицательных эмоциональных состояний в сообществе и позволяет изучать функции эмоций в наиболее чистом виде без непосредственного действия болевых раздражителей. В опытах Л.А.Преображенской, в которых собака-«жертва» подвергалась наказанию электрически током на глазах у собаки-«наблюдателя», у последней возрастала частота сердцебиения и увеличивалась синхронизация гиппокампального тета-ритма. Это указывает на появление у нее негативного эмоционального напряжения. В таких условиях собака-«наблюдатель» способна выработать избегательный инструментальный рефлекс (в виде подъема лапы), прекращающий подачу тока собаке-«жертве». Выработка такого инструментального рефлекса у собаки-«наблюдателя» сопровождается снижением у нее ЧСС и уменьшением гиппокампального тета-ритма, т.е. исчезновением отрицательного эмоционального состояния. Следовательно, предотвращение отрицательного эмоционального напряжения и служит ей той наградой, на которой и вырабатывается данный условный инструментальный рефлекс.
Три правила наказания
1) постоянство и понятность требований
2) постоянство в применении наказания (или вообще не наказывать)
3) знание о возможности избежать наказания в случае правильного поведения.
Функция побуждения заключается в том, что эмоции не только сигнализируют о потребности или желании, но и с достижением ими определенной интенсивности они настоятельно побуждают субъекта их удовлетворить.
Нехватка или несовместимость чего-то с внутренними условиями существования организма или личности вызывает эмоциональные переживания, иногда очень сильные, побуждающие человека действовать. Это и испуг, и гнев, и зависть, и ненависть, и чувство вины, и любовь, и множество других оттенков эмоциональных переживаний.
Коммуникативная — для каждой эмоции характерен свой комплекс невербальных проявлений, по этим невербальным проявлениям мы узнаем о том, что чувствует человек, получаем представление о его мыслях и намерениях.
Пример улыбка бывает радостная, печальная, презрительная, злорадная и т.д.
Вопрос имеет ли традиция приветствовать друг друга при встрече какое-либо рациональное объяснение?
Мобилизирующая — в критических ситуациях эмоции запускают аварийный энергетический режим. (убегая от собаки человек способен перепрыгнуть ч/з 2-х метровый забор
Двойственная природа эмоций
каждая эмоция состоит из двух компонентов —
1) импрессивного, характеризующегося переживанием субъективной неповторимости данной эмоции это ее качественная особенность это субъективно переживаемые страх, радость, удивление, досада, гнев, отчаяние, восторг, любовь, ненависть
2) экспрессивного — непроизвольных реакций организма, включающих в свой состав
a. реакции внутренних органов и систем, недифференцированные мышечные реакции (дрожь, усиление тонуса).
Многие рассматривают повышенный мышечный тонус как показатель отрицательного эмоционального состояния (дискомфорта), состояния тревоги. Тоническая реакция диффузна, генерализована, захватывает все мышцы и тем затрудняет выполнение движений. В конечном счете она ведет к тремору и хаотичным, неуправляемым движениям.
Лица, страдающие от различных конфликтов характеризуются, как правило, большей скованностью движений, чем другие. показано, что мышечная напряженность у психических больных выше, чем в контрольной группе. Особенно она высока у психоневротиков с преобладанием патологической тревожности. Многие психотерапевтические приемы связаны со снятием этой напряженности, например, методы релаксации и аутогенной тренировки. Они учат расслабляться, в результате чего уменьшается раздражительность, тревожность и связанные с ними нарушения.
b. а также так называемые выразительные движения, имеющие помимо всего прочего коммуникативный, сигнальный характер (крик, мимика, поза, интонации голоса)
· изменения частоты пульса и дыхания,
· повышенного или пониженного пото- и слюноотделения,
· тремора (дрожания) конечностей и головы,
· напряжения скелетных мышц,
· например изменение сопротивления кожи,
· изменение, биотоков мозга.
Эта непременная связь между эмоцией и ее физиологическими проявлениями используется для проверки искренности высказываний на так называемом «детекторе лжи» или просто полиграфе. Суть испытания заключается в том, что с помощью детектора лжи регистрируются мгновенные физиологические изменения в ответ на предъявляемые человеку стимулы. Если мышечные проявления эмоций человек контролировать может, то физиологические он подчинить волевому контролю не в состоянии, особенно когда речь идет о чрезвычайно значимых для него событиях. Более того, сдерживая внешнее проявление эмоции, он только ее усиливает. Все это приводит к тому, что, когда человеку среди прочих, предположительно нейтральных, задают вопрос о каком-то предположительно эмоционально значимом для него событии, он, независимо от своего устного ответа, обязательно отреагирует физиологическими реакциями.
Физиологические изменения являются одним из двух компонентов эмоций, причем компонентом неспецифическим − ряд физиологических реакций проявляется как при положительных, так и при отрицательных эмоциях.
например сердце может забиться не только от страха, но и от радости, это же справедливо и в отношении частоты дыхания и многих других реакций.
Информационная теория эмоций Симонова П.В.. Согласно Симонову, эмоция есть отражение мозгом высших животных и человека величины потребности и вероятности ее удовлетворения в данный момент.
В самом общем виде правило возникновения эмоций можно представить в виде структурной формулы:
Э — эмоция, ее степень, качество и знак;
П — сила и качество актуальной потребности;
(Ис-Ин) — оценка вероятности (возможности) удовлетворения потребности;
Ис — информация о ресурсах, которыми располагает субъект в данный момент
Ин — информация о ресурсах, прогностически необходимых для удовлетворения потребности;
Пример девушка возвращается поздно вечером домой, внезапно она слышит сзади чьи-то шаги. Предположим она истолковывает намерения идущего сзади как враждебные, т.е. актуализируется потребность в безопасности.
Девушка знает что она не пострадает если ( это Ин)
У нее есть какое –либо эффективное средство защиты (напр. электрошокер)
Она сможет убежать
Девушка знает (это Ис), что бегает она плохо, машины поблизости нет, эффективных средств защиты тоже нет.
Источник