- Эмоции блокируют здравый смысл
- Не меньше, чем IQ
- Детские воспоминания
- Миф об эмоциональной разрядке
- Неэффективные способы справиться с грустью
- Уединение
- Просмотр телевизора
- Что еще
- Почему эмоции так жестоко убивают Здравый Смысл.
- Кого слушать: здравый смысл или эмоции?
- Не позволяйте эмоциям управлять вами
- Неочевидная мотивация: негативные чувства и эмоции, которые делают вас эффективными
Эмоции блокируют здравый смысл
Сегодня о концепции эмоционального интеллекта слышали, пожалуй, все. Психолог Дэниел Гоулман — тот самый человек, который ввел это понятие в оборот. В книге «Эмоциональный интеллект» — основы основ: что такое EQ, чем отличается от «обычного» интеллекта и почему обладатели первого зачастую уступают обладателям второго.
Книга держится в списке бестселлеров с 1995 года, переведена на 40 языков и продается миллионными тиражами. Недавно мы выпустили 11-е издание — с новым переводом и дополнительными комментариями. Гоулман понятно объясняет работу EQ и дает советы, которые помогут обуздать сильные эмоции.
Не меньше, чем IQ
Определение Homo sapiens — человек разумный — вводит многих в заблуждение. Современная наука доказала: эмоции важны не меньше когнитивных способностей. Да и по собственному опыту мы знаем, что сердцем выбираем чаще, чем разумом.
Каждая эмоция готовит организм к ответным реакциям. В минуту гнева кровь приливает к кистям рук, позволяя быстрее и легче схватить оружие или нанести удар врагу. Выброс гормонов, например адреналина, обеспечивает заряд энергии, которого хватает для решительных действий.
Эмоциональный интеллект
Человек, испытавший страх, бледнеет. Это происходит в результате оттока крови от головы (ощущение, что кровь «стынет в жилах»). Цепенеет тело, давая время оценить ситуацию и решить, не лучше ли поскорее спрятаться в укромном месте.
В древние времена мгновенные эмоции могли обеспечить решающее преимущество и шанс на выживание. В наши дни такой необходимости нет .
Поднимая в удивлении брови, вы увеличиваете пространство, охватываемое взглядом, и на сетчатку попадает больше света. В результате мозгу удается собрать больше информации о неожиданном событии, чтобы разработать наилучший план действий.
Детские воспоминания
Первые эмоциональные реакции в жизни ребенка остаются с ним навсегда. Они укореняются еще до того, как малыш может выразить чувства словами. Вот почему так важно, кто и как ухаживает за ребенком в первые годы жизни.
Миндалевидное тело может отреагировать, обезумев от ярости или страха, раньше, чем кортекс выяснит, что происходит: необработанная эмоция запускается независимо от мышления и опережает его. Наши взрывные эмоции так и остаются для нас непознанными, и мы продолжаем им поддаваться.
Миф об эмоциональной разрядке
Возможно, вы слышали такое мнение: чтобы эмоция отпустила, нужно дать ей выход, то есть не сдерживать себя. Однако исследования показывают: это не всегда так.
Сильные эмоции побуждают к действию: хочется кричать, топать, бросать попавшиеся под руку предметы. Если «потакать» гневу, вы еще больше себя распалите и можете впасть в неукротимую ярость. Попадете в воронку, из которой сложно выбраться.
Легко провести аналогию с природой: дайте ветру набрать силу, и будет ураган
Наша задача — повлиять на длительность эмоции. Осознали, что раздражены или разгневаны? Переключитесь. Скажите себе, что вернетесь к обдумыванию ситуации позже.
Неэффективные способы справиться с грустью
Печаль — еще одно эмоциональное состояние, от которого мы стремимся поскорее избавиться. Однако иногда печаль необходима. Когда человек переживает потерю или пытается справиться с серьезной утратой, печаль заставляет его «взять паузу», чтобы осмыслить произошедшее. Она помогает адаптироваться к новым реалиям.
При этом важно не скатиться в депрессию. Чтобы не почувствовать себя хуже, нужно уметь справляться с подавленным настроением. Вот какие ошибки мы чаще всего совершаем.
Уединение
Обычно оно лишь добавляет к печали ощущение одиночества, разобщенности с людьми, а не помогает.
Подкрепляет психическое переживание и удлиняет страдание.
Просмотр телевизора
Как показывают исследования, после просмотра нескольких программ люди обычно становятся еще более подавленными, чем до включения телевизора.
Что еще
У нас два ума: один думает, другой чувствует. Книга поможет понять, по каким законам ведет себя наше «нерациональное я» (а на самом деле очень даже рациональное) в разных сферах жизни — от семьи до работы.
Вы узнаете, как развить эмоциональный интеллект у детей и взрослых. Что делать, если у вас психологическая травма или буйный темперамент. Как создать здоровую атмосферу в браке.
Вот еще какие темы вы найдете в книге «Эмоциональный интеллект»:
- Как мозг «производит» эмоции
- Почему эмоции часто перевешивают здравый смысл
- Что делать с «ядовитыми» мыслями
- Простые способы поднять себе настроение
- Вдохновить себя и детей на учебу — реально
- Как общаться открыто, искренне и конструктивно
… более 500 страниц о шестом чувстве — наших эмоциях.
Концепция эмоционального интеллекта перевернула представление о человеке. EQ помогает добиваться успеха там, где знаний недостаточно. Но самое главное — им обладает каждый из нас. Эти способности не надо приобретать, достаточно развивать то, что уже есть.
Источник
Почему эмоции так жестоко убивают Здравый Смысл.
Эмоции — это волны.
Здравый смысл — это построение умозаключений соответствующих действительности.
Строить во время землетрясения практически невозможно.
Эмоции не убивают здравомыслие.
Они во время своего проявления не предоставляют возможность здравому смыслу получать ожидаемый им результат.
Эмоции бывают двух разновидностей: ощущаемые и демонстрируемые.
Демонстрируемые эмоции: используются в ходе общения и являются одним из инструментов повышения эффективности общения; это то, что вы показываете окружающим мимикой, жестами, тоном голоса, используемым стилем речи и т. д.
Ощущаемые эмоции: мешают Вам достигать целей общения и помогают Вашему собеседнику достигать его целей в ходе Вашего с ним общения; это то, что вы на самом деле чувствуете, это ваше настроение, опасения и т. д.
Эмоция — это результат несовпадения ожидаемых (осознанно или нет) результатов, и реально существующих результатов.
Негативные эмоции — это результат несовпадения желаемых результатов, которые ожидает человек, с фактическими результатами.
Позитивные эмоции — всегда результат действий, которые обязательно дадут неправильные для человека результаты или результат наличия мыслей, идей и мнений, при использовании которых получатся неправильные результаты.
Когда место лжи самому себе занимает Истина, недовольству неоткуда взяться: все, что происходит, существует потому, что ты этого хочешь; то, что тебе хочется изменить, ты уже изменил или изменяешь.
Ощущаемые эмоции изменяют работу органов тела, регулируют их функции — эмоции управляют организмом человека и продолжительностью его жизни. Ощущаемые эмоции являются механизмом быстрой «настройки» функций тела в соответствии с текущей ситуацией — это неплохое подспорье для умного человека. Другое дело, что ощущаемые эмоции включаются сами в соответствии с существующими у человека программами реакций на окружающие его раздражители.
Ощущаемая эмоция — состояние, обусловленное имеющимся на данный момент набором мнений о своем теле, который человек применяет в жизни: если он курит, значит, есть мнение о том, что ему нужно курить; занимается сексом — значит, есть мнение о том, что ему нужно заниматься сексом. Так же обстоит дело с «есть» ; «пить» и т. д. Этот набор мнений можно выписать, если Вам это интересно — исходя из фактов.
Демонстрируемые эмоции представляют собой ваш личный арсенал воздействия на окружающих. Проявляя различные эмоции, вы «нажимаете на кнопки» окружающим вас людям, вне зависимости от того, испытываете вы эти эмоции на самом деле или нет.
ИСТИНА: Выражение любых эмоций всегда является попыткой побудить окружающих к совершению неправильных действий и ПОВОДОМ для совершения неправильных действий: злость — провоцирует на борьбу, радость — провоцирует на доверие и на потерю способности видеть факты.
Знайте это и пользуйтесь этим.
Источник
Кого слушать: здравый смысл или эмоции?
Все в мире поговорки, народные мудрости, философские течения и даже сам Будда — научают слушать исключительно разум, ибо чувства человеку только козни строят.
Не знаю, что такого чувства и эмоции сделали лично философам и Будде, но отрекаться от них во славу великого чистого Абсолютного Разума никому не советую. А вот научиться в них разбираться — советую.
А еще советую выйти из пещеры неведения и, наконец, перестать делить чувства на плохие и хорошие.
Чувства есть чувства!
Не плохие. Не хорошие.
Просто чувства.
И нужны они человеку не страданий ради, а пользы для. Все они являются естественными проявлениями жизни человеческой психики, а этот самый человек чуть ли не всю жизнь учится с ними бороться. Вместо того, чтобы просто разрешить себе грустить, когда грустно, радоваться, когда радостно, плакать, когда больно, и злится, когда достало.
Сделать правильный выбор, полагаясь только на свою рациональную часть — невозможно. Возможно сделать рациональный выбор, но будет ли он подходящим?
«Мой расчет четко говорит выбрать маркетинг, как жизненную стратегию. Финансово — в этом больше смысла. Но радость мне приносит — лепить миниатюры из полимерной глины.»
. И можно сделать успешную карьеру, и выбрать более удачного партнера, а потом, в конце, понять, что прожил чужую жизнь.
- Потому что игнорировал злость, которая говорила о том, что мои границы нарушают.
- Игнорировал отвращение, сигнализирующее, что чего-то в контакте с этим человеком избыточно много.
- Игнорировал возбуждение, потому что «это не правильно или еще как-то там”.
Рациональная часть психики показывает нам возможные варианты. А чувственная подсказывает, какой из них — правильный.
Берегите себя, и делайте в жизни правильный выбор!
Если вам понравилась статья — ставьте большой палец вверх, чтобы видеть у себя в ленте больше моих заметок, которые будут касаться нашего внутреннего космоса!
Буду очень благодарна за подписку на мой канал и с радостью отвечу на интересующие вас вопросы!
Источник
Не позволяйте эмоциям управлять вами
Эмоции — это здорово! Особенно когда они положительные, но и отрицательные эмоции должны быть в нашей жизни. Должны же мы понять что такое хорошо, а что такое плохо. Так что если вы постоянно избегаете отрицательных эмоций, то это вы зря. К негативу тоже нужно вырабатывать иммунитет, а для это с ним нужно соприкоснуться, как бы это плохо не было. Но сегодня чуть-чуть о другом.
Вы принимаете решения которые вам в последствии хотелось бы изменить? Признайтесь, что такое с нами происходит часто. И это не потому, что мы не ориентируемся в ситуации, дело даже не в спонтанности некоторых решений. Все дело в эмоциях. Их сила влияния на принятие наших решений очень велика. Не важно каким эмоциям мы подвержены в момент принятия решения, — любые из них увеличивают наш шанс на ошибку.
Принимать решения нужно не обращая внимания на эмоции. Наше настроение это как ветер, который несет нас то в одну, то в другую сторону. Будучи в отвратительном настроении, или испытывая какие-то отрицательные эмоции, мы запросто сможем совершить опрометчивый шаг, который в будущем не принесет нам ни чего хорошего. Обычно переизбыток негатива ведет нас к тому, что мы говорим и действуем назло кому-то или чему-то: обстоятельствам, коллегам, семье.
Если вы думаете, что переизбыток позитива в момент принятия решения — это хорошо, то это далеко не так. «Розовые очки» очень часто мешают нам трезво оценивать ситуацию, что также ведет к тому, что порой мы начинаем действовать вопреки здравому смыслу: вкладываться в сомнительные предприятия, брать непосильные кредиты (просто есть в этот момент чувство, что справлюсь). Не только это мы делаем под влиянием позитива, но и еще множество разных вещей, порой противоречащих здравому смыслу.
Если вы действительно хотите принять верное решение, вам нужно отказаться от эмоций в момент его принятия. Не рассматривайте все через призму плохого или хорошего. Смотрите на задачу шире, думайте, что принесет вам ваше решение в перспективе. Забудьте об удовлетворении сиюминутных желаний, не вспоминайте о том, как вам было плохо, или как вам было хорошо. Единственно правильное решение то, которое не будет подвержено эмоциям, а будет тщательно взвешено и обдуманно.
Сколько раз вы принимали решения бросить свои начинания, потому что у вас ни чего, как вам казалось не получается? Много, очень много раз. Мы делаем так постоянно, и все дело в том, что мы идем на поводу у своих эмоций, забывая о такой вещи, как здравый смысл. Вспомните, когда что-то долго не получается, мы решаем, что это «не наше», что мы не готовы или нам не дано, в нас кипит масса таких негативных мыслей. Как результат, мы просто забрасываем то, что может стать делом всей нашей жизни.
Эмоции далеко не лучший советник в принятии решений. Главное не поддаваться их влиянию, а принимать взвешенные решения. Лучше взять паузу, чем «наломать дров», а потом сидеть и сожалеть об этом. В общем, не позволяйте эмоциям руководить вами. Под их влиянием мы совершаем и говорим много такого, о чем потом приходится жалеть. Лучше не совершать ошибки, чем потом тратить время на ее исправление. И еще, — последствия живут гораздо дольше эмоций, помните об этом.
Источник
Неочевидная мотивация: негативные чувства и эмоции, которые делают вас эффективными
Чем могут быть полезны отрицательные чувства и эмоции, как сделать их ресурсом для достижений и научиться управлять ситуацией.
Чувства и эмоции: снимаем ярлыки
Чувства и эмоции — близкие понятия, и в жизни они часто смешиваются или используются как синонимы, но это не одно и то же. Чувства — это перманентное состояние, основанное на отношении к чему-либо. Эмоции — психофизиологические реакции на внешние или внутренние раздражители.
Существуют разные классификации чувств и эмоций. Но в психологии понятие «эмоции» применяется и в широком смысле — как эмоциональные состояния, и в узком — как один из видов этих состояний наряду с чувствами, настроениями и т.д. Эмоциональные состояния — это особый класс психических явлений, они отражают наше отношение к миру.
Каждый человек в повседневной жизни испытывает самые разные эмоциональные состояния, которые обычно возникают под влиянием обстоятельств. В зависимости от наших переживаний, мы делим эмоции на «хорошие», т.е. приятные (удовольствие, интерес), и «плохие», т.е. неприятные (стыд, вина, страх и т.д.). Естественное желание — избавиться от эмоций, которые мы считаем негативными. Ведь каждый с детства знает: испытывать гнев, страх и т.п. — больно, неприятно. Но называть эмоции плохими или хорошими — значит давать оценку, и в этом кроется ошибка. Любая оценка запускает программу: «плохое» мы, естественно, считаем вредным и избегаем, «хорошее» — полезным и стараемся получить в большем объеме. Важно понять: все чувства и эмоции — естественные составляющие человека и неэффективно их считать негативными или позитивными. К ним стоит относиться как к индикаторам нашего состояния и отношения к происходящему с нами и вокруг нас. Например, страх сигнализирует о какой-либо опасности и побуждает избегать подобных ситуаций путем ухода или нападения. Радость говорит, что происходящее с нами желанно и приятно, она приводит к расслаблению и существенно притупляет внимание. Отсюда вопрос: какое из этих эмоциональных состояний можно назвать хорошим, а какое плохим? Ведь когда датчик температуры сообщает, что машина перегрелась, это не повод считать его плохим и ненужным устройством.
Чтобы понять значение чувств и эмоций и начать их использовать во благо себе, надо принять факт: они есть, и ощущать то, что мы ощущаем, — нормально. Важно научиться замечать свои эмоции и чувства и анализировать, как они влияют на нас и как мы сами реагируем на них.
Как чувства и эмоции помогают в жизни и работе
В психологии есть понятие «эмоциональный интеллект»: это способность распознавать мотивацию, желания, эмоции свои и других людей и управлять ими. Во время переговоров мы обмениваемся не только информацией, но и вызываем друг у друга эмоции. И именно свои ощущения от процесса общения обычно запоминает собеседник. Немецкий поэт и драматург Карл Бюхнер сказал, что люди могут не вспомнить конкретно произнесенные вами слова, но никогда не забудут, что они при этом чувствовали.
Эмоциональный фон, который возник в процессе беседы, человек затем может распространять на окружающих. Условно: если утренняя пятиминутка у руководства прошла под знаком плюс, вероятнее всего, члены команды настроятся позитивно и будут транслировать это состояние при общении с клиентами. Если же день начался с выговоров — уровень тревоги у сотрудников поднимется, а напряжение и негатив могут отразиться как на отношениях с партнерами и клиентами, так и в целом на выполнении служебных обязанностей.
Многочисленные эксперименты показали: эмоции на 80% определяют, каким будет решение! Человек с развитым эмоциональным интеллектом будет эффективнее других в любой ситуации, потому что он умеет замечать и различать свои эмоциональные состояния — и позитивные, и негативные, а главное — выбирать, как на них реагировать. Этот навык поможет ему извлекать пользу даже из тех эмоциональных состояний, которые вызывают чувство стыда, страха и злости.
Стыд как стимул роста
Японский и русский менталитет имеет одно незаметное, но глобальное историческое различие: ключевой мотиватор среднестатистического японца — стыд, а россиянина — вина. И это накладывает отпечаток на все: уровень и качество жизни, достижения, бизнес, производство.
Мотивация, которая основана на чувстве вины, работает в конкретный момент времени, но стратегически малоэффективна. «Виноватый» человек мотивирован, чтобы так больше не делать, а в конечном счете — вообще не делать то, что вызывает это чувство. Ощущение вины чаще всего приводит к позиции жертвы, порождая хитрость, изворотливость, обман, и в итоге к снятию или перекладыванию ответственности.
Вероятно, японское мировоззрение связано с историей самураев, которые жили по кодексу Бусидо (набору законов и правил) и считали, что лучше умереть, чем опозориться самому или бросить тень на честь своего господина или семьи — то есть той ячейки общества, к которой они относились.
Для современного японца нет ничего страшнее, чем подставить свою компанию, завод, нацию, заставив стыдиться. Не страшно быть виноватым, страшно подвести своих. Это предполагает контроль качества даже самой мелкой операции, за которую отвечает он лично и коллектив в целом. Нежелание испытать стыд стимулирует человека выполнять свои обязанности качественно и надежно. Как следствие, он может гордиться собой. Следуя этому принципу, человек с детства приходит к ответственности, то есть осознанию, что только он сам отвечает за любые последствия своих поступков и решений. А ответственность ведет к осознанию и корректировке действий без негатива, которым сопровождается вина.
Как конструктивно использовать раздражение и злость
Раздражение, злость, гнев, ярость — эти эмоциональные состояния можно представить в виде матрешки: каждая последующая скрывает в себе еще одну. Чтобы не довести себя до гнева и ярости, рассмотрим, как эффективно использовать раздражение и злость.
Раздражение — это реакция на чужое поведение или обстоятельства, например, громкий голос, резкий тон. Раздраженный человек подсознательно стремится или избавиться от неприятной коммуникации, или вести себя более жестко. Такое поведение будет работать против его интересов, если собеседник — партнер по бизнесу или клиент. Выход — постараться понять природу раздражения, задаться вопросом, что именно его вызывает, и оценить ситуацию с позиции стороннего наблюдателя. Если причина делает невозможным дальнейшее сотрудничество с этим человеком, есть смысл с ним расстаться. Даже если принято такое решение, важно оставаться эмоционально спокойным и уходить с уважением. Ведь «хлопанье дверью» происходит под влиянием эмоции и закрывает возможность однажды вернуться. Не случайно один из критериев оценки эффективности любого переговорного процесса — сохранение отношений.
Злость — резкое выражение недовольства человеком, например, вызванное нарушением его границ или препятствиями, которые он не может преодолеть. Проявлять злость в культурном обществе не принято, но это не значит, что люди ее не испытывают. Поэтому многие зачастую подавляют злость, загоняя ее внутрь: человек начинает действовать, исходя не из своих желаний, а из правил, которые установлены, стремится быть хорошим для других. Загнанная внутрь, она начинает работать против человека и может проявляться либо в виде самоедства и стремления уйти от неприятной ситуации, либо однажды прорваться в крайней форме — агрессии по отношению к другим, что никогда не даст положительных результатов.
Пример: молодой продавец с высоким культурным уровнем, но не владеющий знаниями и навыками, приходит в продажи. Он очень доброжелательно общается с клиентами, но у него, как правило, не покупают. Это приводит к тому, что у доброжелательного начинают копиться раздражение, злость на себя, а затем и на покупателей, и в результате — агрессия, направленная на клиентов. Он перестает быть обходительным и переходит в другую крайность — начинает общаться жестко и агрессивно — и это главная ошибка. Активная позиция, замешанная на злости, приводит его к первичным продажам. И тогда он допускает вторую ошибку: начинает думать, что этот путь — эффективный, и становится агрессивным продавцом, который перестал быть уважительным, но навыки экспертных продаж так и не приобрел. Как следствие, продаёт только первичным теплым клиентам, которые больше к нему не возвращаются. И в результате быстро перегорает и не замечает, как убивает клиентскую базу, и свою и компании. Изменить ситуацию может помочь грамотный наставник, который объяснит, что надо перевести энергию злости не в жесткость и грубость, а в новые полезные действия, и научит эффективным навыкам продаж и переговоров, сохраняя культуру общения.
Важно понять, что злость рождается из суммы мелких неудовлетворенностей чем-либо, нерешенных сразу после их появления. Таким образом, злость — важный индикатор неудовлетворения, несоответствия наших желаний действительности и повод отредактировать либо первое, либо второе. Когда злость вырывается наружу, она, с одной стороны, может помочь сделать те действия, на которые без «высокого давления» человек не мог решиться ранее, а с другой — открывает клапан для совершения эмоциональных необдуманных действий. Если человек в продажах все время работает на злости, первое время может показаться, что это дает результат. Но в долгосрочной перспективе злоба становится установкой мышления, приводит к перегоранию, конфликтам, потерям клиентов, проблемам в социуме и, вероятно, увольнению, потому что количество людей, желающих общаться, сократится. Таким образом, злость дает человеку энергию для решительного действия, на которое изначально не хватало силы или воли. При этом мудрый человек обязательно разберется, что послужило источником раздражения, а затем и злости, чтобы или устранить причину, или понять, как больше не попадать в такую ситуацию.
В чем ценность страха?
Страх считают отрицательной эмоцией: трудно полюбить состояние, при котором подкашиваются ноги, пробегает холодок по спине, а иногда даже тошнит. Он может возникнуть в момент физической угрозы, или когда есть вероятность потерять что-то ценное, или как реакция на стрессовую ситуацию и т.д. Таким образом страх сигнализирует об опасности и заставляет принимать меры: спасать собственную жизнь, свое эго (точку зрения, честь, репутацию, положение в обществе), сохранять то, что ценно (отношения и т.д.). То есть обращает внимание человека на проблему, а значит является датчиком, который сигнализирует об угрозе благополучию до того, когда она проявится.
В первую очередь, разграничим физическую и нефизическую угрозы. Безусловно, при угрозе жизни и здоровью важно делать все, чтобы их сохранить, и желательно оставаться в рамках закона. Это мы обсуждать не будем. А вот в случае нефизической угрозы, страх сигнализирует, что человек находится у границы своей зоны комфорта. Точнее, зоны рутины — территории привычных, знакомых ситуаций и действий, воспринимаемых, как нормальные и безопасные. Страх появляется всякий раз, когда мы переходим эту невидимую границу привычного. Большая часть людей интуитивно реагирует на нее и возвращается обратно, отказываясь от новых возможностей, отношений, проектов, способов действия и т.п. «Натренированные» действуют иначе. Разберемся, как это сделать.
7 шагов работы с чувствами и эмоциями, которые легко понять, но не так быстро освоить:
шаг №1: заметить ситуацию, которая вызывает ваше эмоциональное состояние, и сказать себе об этом: «На меня давит оппонент на переговорах, и эта ситуация вызывает мои эмоции».
шаг №2: опознать свое чувство или эмоцию и назвать ее своим именем, например: «Я чувствую страх».
шаг №3: на минуту остановиться и не совершать дальнейших действий;
шаг №4: спросить себя: «К чему меня подталкивает это чувство/ эмоция?» Например: «Оппонент давит на меня, и мне хочется повысить голос, сказать ему, что он не прав, и доказать свою позицию».
шаг №5: спросить себя: «Что бы я посоветовал сделать себе, если бы не участвовал в ситуации и спокойно наблюдал за происходящим со стороны без какой-либо выгоды и интереса?» Например, ваш ответ будет: «Я бы не спешил и спокойно с уважением начал выяснять точку зрения оппонента, чтобы только потом принять решение».
шаг №6: сравните ответы на вопросы №4 и №5. Если они одинаковые, вы лукавите и продолжаете находиться под влиянием эмоции. В этом случае вам стоит вернуться к шагу №1. Если же ответы разные, то переходите к шагу №7.
шаг №7: выполните то, что ответили себе в шаге №5: спокойно и с уважением похвалите мнение оппонента и спрашивайте о его позиции, точке зрения и т.п.
Когда трезвый разум преобладает над эмоциями — это и есть проактивная жизненная позиция. Таким же образом стоит прорабатывать любое чувство и эмоцию.
Единственное эмоциональное состояние, которое не бывает полезным, — это зависть.
Зависть — это не эмоция и не чувство, а перманентное или временное состояние. Оно складывается из эмоций и чувств, возникающих по отношению к людям, которые обладают чем-либо материальным или духовным, — тем, что хочет иметь завидующий, но не имеет. Зависть не совсем естественное и, к сожалению, никогда не полезное состояние, в отличие от эмоций или чувств. Поэтому она не может быть ресурсом, даже если кажется обратное. Опыт показывает, что если человек достиг чего-то или приобрел что-то, потому что завидовал, в подавляющем большинстве случаев это не являлось его настоящим желанием. Его спровоцировала зависть, за которой прячется внутренняя потребность в чем-либо. Зависть — индикатор внутренней нужды. Поймав себя на зависти, не надо сразу покупать то, что есть у кого-то, или обучаться тому, что он умеет. Стоит задать себе вопрос: «Если я завидую, что меня не устраивает в себе, в своем бизнесе, в работе, навыках, жизни?» А лучше пройти проработку своей зависти с коучем или психологом.
Важно помнить, что наши эмоции и чувства — это естественная часть нас самих, они раскрашивают нашу жизнь красками, придают ей смысл и рождают удовольствия. Радоваться тому, что испытываете радость, невозможно, не познав горя, как и прочувствовать силу уверенности, не пережив страх совершить ошибку. Считать эмоции вредными ошибочно. Наши решения определяют нашу жизнь, при этом на 80% провоцируются эмоциями. Они были, есть и будут. Таким образом, наш успех зависит только от умения работать со своей реакцией на собственные эмоции.
Источник