- Эмоциональный интеллект: что это такое и как его развить (мастер-класс от психолога)
- Две головы лучше
- Эмоциональный интеллект (EQ) включает в себя пять базовых компонентов
- Степень развития
- Чувственный тренинг
- 1. Расширение словаря эмоций
- 2. Развитие осознанности
- 3. Повышение самооценки
- 4. Развитие мотивации
- 5. Развитие эмпатии
- Важно!
- Эмоциональный интеллект и способы его развития
- Что такое эмоция?
- Как зарождается эмоция?
- Эмоции характеризуются тремя компонентами:
- Теория базовых эмоций
- Что такое эмоциональный интеллект?
- Краткая история
- Модель Майера-Саловея
- Модель Рувена Бар-Она
- Модель Гоулмана
- Чем хорош эмоциональный интеллект? Кому он важен?
- Важность коэффициента эмоционального интеллекта
- Когда и кому нужно развивать эмоциональный интеллект?
- Как развить эмоциональный интеллект?
- Шаг первый
- Шаг второй
- Шаг третий
- Шаг четвертый
Эмоциональный интеллект: что это такое и как его развить (мастер-класс от психолога)
Хочешь научиться читать мысли окружающих? Мастер-класс по телепатии мы тебе, конечно, не дадим – это из области фантастики. А вот как развить способность лучше понимать скрытые послания своих собеседников, подскажем. Слово нашему эксперту – психологу Галине Смысловой.
80% информации об окружающем мире и отношениях людей человек усваивает не с помощью слов, а благодаря поступающей невербальной информации — то есть через ощущения, образы, эмоции. Именно поэтому при принятии решений мы чаще ориентируемся не на точную, проверенную информацию, а на первое впечатление, интуицию и скрытые послания, исходящие от наших собеседников.
Отвечает за распознавание этих «посланий» эмоциональный интеллект, который не только помогает считывать эмоции других людей, но и лучше понять свои собственные состояния и чувства. Попробуем?
Термин «эмоциональный интеллект» впервые употребили Джон Майер и Питер Сэловей, определив его, как «способность воспринимать и выражать эмоции, понимать их и объяснять, ассимилировать эмоции и мысли, регулировать собственные эмоции и эмоции других людей».
Две головы лучше
Наш мозг так устроен, что в нем гармонично сочетаются два «ума»: один рациональный (неокортекс) , который отвечает за мышление, другой эмоциональный (лимбическая система) — в его «ведении» чувства и эмоции.
Эмоции жизненно важны для нас, приносят много пользы и позволяют нам вести полноценную жизнь. Они помогают нам учиться на собственном опыте, опираясь на воспоминания, эффективнее усваивать новое, ведь эмоционально окрашенная, личностно значимая информация всегда запоминается лучше, чем поток различных сведений и фактов, никак нас не затрагивающий.
Еще эмоции помогают нам интерпретировать чувства людей, предугадывая их поступки. Таким образом они выполняют защитную функцию, ведь понимая дальнейшее развитие событий, мы можем быстрее и эффективнее реагировать на ситуацию. А значит, эмоции и чувства побуждают нас действовать, позволяя быстрее принимать решения.
Резюме : эмоции помогают изучать новое, понимать окружающих и побуждают нас к действиям.
Однако эмоциональный ум может оказывать и негативное влияние на наше суждение, заставлять нас поступать иррационально. Ведь он гораздо быстрее, чем рациональный — бросается действовать, не мешкая ни секунды и не останавливаясь, чтобы подумать, что он, собственно, творит. Такая спешка часто приводит к нежелательным поступкам и последствиям, о которых нам потом приходится жалеть.
Эмоциональный интеллект позволяет держать рациональный и эмоциональный ум в балансе, что позволяет фокусироваться на достижении целей.
Эмоциональный интеллект (EQ) включает в себя пять базовых компонентов
- Осознание и понимание собственных эмоций – способность отличать одно эмоциональное состояние от другого («Я злюсь /тревожусь», «Я расстроена /в растерянности») и понимать причины их возникновения («Это происходит, потому что. »).
- Управление своим состоянием: умение держать себя в рамках, способствующих успешной адаптации и достижению целей, вызывать и поддерживать желательные эмоции и держать под контролем нежелательные.
- Контроль экспрессии — способность контролировать внешние проявления своих эмоций (мимика, жесты, поза, интонация).
- Интуитивное понимание чужих эмоций — способность понимать эмоциональное состояние человека на основе внешних проявлений (мимика, жестикуляция, звучание голоса) или интуитивная чуткость к внутренним состояниям других людей.
- Управление чужими эмоциями – способность вызывать у людей те или иные эмоции (положительные или отрицательные), минимизировать проявления тех, которые мешают нам общаться с ними и решать свои задачи.
Степень развития
Как понять, что у тебя хорошо развит эмоциональный интеллект? Честно ответь на следующие утверждения — оцени, насколько они характерны для тебя.
- Тебе нравится наблюдать за поведением других людей, пытаться понять характеры и поступки окружающих.
- Ты любознательна и стремишься узнавать новое, открыта изменениям и готова к риску.
- Ты знаешь свои сильные и слабые стороны. Стараешься совершенствовать первые и не даешь последним руководить своими поступками и мешать отношениям.
- Ты понимаешь причины своих чувств и не пытаешься обвинять окружающих в собственных проблемах и неудачах.
- Ты готова помогать другим людям, умеешь отдавать, не ожидая награды и благодарности.
- Ты наслаждаешься жизнью и получаешь удовольствие от того, что имеешь.
- Тебе легко удается переключаться и не зацикливаться на неудачах.
- Ты легко вычисляешь эмоции других людей по глазам и жестам, но умеешь не заражаться их настроением.
- Ты доверяешь своей интуиции и готова делать что-то просто по велению сердца.
- Ты умеешь говорить «Нет» и можешь отказать человеку в просьбе, когда у тебя нет возможности ее выполнить.
- Ты легко адаптируешься к новым условиям и подстраиваешься под ситуацию.
- Ты не боишься совершить ошибку, извлекаешь пользу из полученного опыта и всегда готова признать свою вину.
- Ты не стремишься к совершенству, а радуешься тому, чего уже достигла, не зацикливаясь на уровне, до которого не дотянула.
- Ты умеешь слушать и слышать, не навязываешь своего мнения окружающим и не критикуешь собеседников.
- Ты позволяешь себе отдыхать, не несешь проблемы с работы домой и, наоборот, — из дома на работу и держишь стресс под контролем.
Чем больше ответов «Да», тем выше твой эмоциональный интеллект. Если же у тебя преобладают ответы «Нет», не спеши расстраиваться, ведь его легко можно развить.
Чувственный тренинг
Эмоциональный интеллект можно развить в течение жизни с помощью специальных упражнений.
1. Расширение словаря эмоций
Постарайся письменно перечислить как можно больше различных эмоциональных состояний, концентрируясь на мельчайших изменениях в силе их проявления (раздражение, злость, ярость) и тональности (тревога, ожидание, предвкушение).
Затем вспомни по одной ситуации на каждую из написанных эмоций, опиши причины их возникновения, свои мысли и физические ощущения, действия, которые предшествовали и следовали за этим состоянием.
Кстати, ты удивишься, но любой человек способен легко назвать более 50 эмоций. Можешь устроить с близкими соревнование, стараясь побить этот «рекорд».
2. Развитие осознанности
Для этого 1−2 раза в неделю необходимо выполнять специальное упражнение. Закрой руками уши и все свое внимание сконцентрируй на том, что тебя окружает. Рассматривай отдельные детали окружающей обстановки до тех пор, пока картинка не станет четче и ты не начнешь замечать те мелочи, о существовании которых раньше и не подозревала.
После этого закрой глаза, а внимание сконцентрируй на окружающих тебя звуках. Обычно мы сосредотачиваемся на тех, которые входят в полутораметровую зону. Как только волевым усилием ты начнешь ее расширять, то практически сразу же заметишь нюансы механических и природных звуков, ранее неинтересных твоим ушам.
Теперь закрой и уши, и глаза и сконцентрируйся на своих физических ощущениях — до тех пор, пока не почувствуешь, как твое тело начинает взаимодействовать с окружающей средой и реагировать на малейшие ее изменения.
3. Повышение самооценки
Для начала освой позу совершенства — это положение тела, которое активизирует выработку дофамина (гормона удовольствия) и позволяет чувствовать себя уверенным и целеустремленным человеком. Выровняй спину, подними руки и голову вверх. Замри в таком положении и не меняй его в течение 60–80 секунд.
Затем признайся в своих слабостях: необходимо научиться принимать и осознавать все те негативные, неудобные и неприятные эмоции, которые приходится испытывать в той или иной ситуации. Не пытайся подавлять собственные эмоции — так они лишь на время затаятся, а потом вырвутся из-под контроля.
Лучше заведи эмоциональный дневник, в который будешь каждый день записывать эмоции, которые испытывала в течение дня, а также причины их возникновения. Так ты сможешь лучше понять, что с тобой происходит.
Научись хвалить себя: каждый вечер подводи итоги дня и находи 5 вещей, за которые ты можешь себя похвалить. Начинай фразу со слов «Я молодец. », «Я смогла…». Это поможет тебе научиться замечать собственные достижения, развитие и изменения.
4. Развитие мотивации
Возьми листок бумаги и напиши на нем 10 дел, занятие которыми доставляет тебе удовольствие. Каждое дело перефразируй так, чтобы остался только глагол. Например, если ты любишь проводить время с друзьями или родственниками, то подходящими глаголами могут быть «общаться» и «взаимодействовать
Если ты любишь бывать в новых местах, знакомиться с людьми, узнавать что-то новое, то это могут быть слова «познавать», «наблюдать» или «экспериментировать». На основе полученных глаголов составь план действий, посвяти каждому из них неделю и совершай действия, которые их отражают. Так ты разовьешь в себе уме¬ние получать удовольствие от жизни и наслаждаться моментом.
5. Развитие эмпатии
Эмпаты (те, кто способен понимать чувства других, сопереживать) легко делятся с окружающими людьми своими эмоциями, благодаря чему им удается без особого труда найти общий язык с самым закрытым и негативно настроенным собеседником. Учись не только слушать, но и слышать человека, обращай внимание на детали и старайся из каждого разговора делать вывод — чего хотел получить твой собеседник и получил ли он желаемое.
Развить эмпатию позволит необычное упражнение. Составь список пяти исторических личностей, которые тебе интересны. Затем перечисли эмоции (как минимум 10), которые, как тебе кажется, человек испытывал на протяжении всей (или части) своей жизни и почему.
Ответь себе на вопросы: стала ли ты лучше понимать действия и мотивы этих исторических личностей, какие чувства у тебя теперь вызывают эти люди? Поделись своими наблюдениями с друзьями или устрой дискуссионный вечер, на котором вы сможете сыграть в такую «игру».
Важно!
Наблюдая за собой, ты наверняка заметишь, что какие-то эмоции в твоей жизни преобладают — ты легче и чаще испытываешь их, а какие-то, наоборот, как будто оказываются под запретом. И это действительно так: мы стремимся вытеснить из сознания «запрещенные» с детства эмоции, иногда подменяя их другими.
Твоя задача — осознать каждую из них и найти их полезное предназначение, ведь эмоция — всего лишь сигнал нашего мозга, который нам необходимо распознать и использовать для достижения целей в той или иной ситуации.
Источник
Эмоциональный интеллект и способы его развития
«В основе каждой сильной эмоции лежит побуждение к действию. Умение управлять этим побуждением составляет сущность эмоционального интеллекта».
Что такое эмоция?
Как зарождается эмоция?
- Сначала приходит стимул из окружающего мира.
- Затем в подкорке головного мозга запускаются процессы, отвечающие за эмоцию.
Эмоции характеризуются тремя компонентами:
- Переживаемым или осознаваемым в психике ощущением эмоции.
- Процессами, происходящими в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и других системах организма.
- Наблюдаемыми выразительными комплексами эмоций, в том числе, на лице.
Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений. Как и многие другие психические явления, эмоции понимаются разными авторами по-разному, поэтому вышеприведённое определение нельзя считать ни точным, ни общепринятым. Помните, что эмоции и чувства не одно и то же. Хотя многие психологи считают эти явления одинаковыми.
Эмоциями мы реагируем на ситуацию, например, разрядился аккумулятор у сотового телефона в самый неподходящий момент, возникает эмоция гнева или досады. Эти эмоции кратковременные, когда вы приедете домой, их уже не будет.
Чувства длительны и устойчивы.
Чувства — это долгосрочное отношение к кому-либо или чему-либо, они устанавливают тесную эмоциональную связь с предметом (объектом), который имеет мотивационную значимость для человека. Например, когда мы думаем о любимом человеке, мы можем улыбаться, испытывать некое волнение, радость, ощущать «тепло» внутри.
Эмоции человек не всегда осознает: почему он их испытывает и какие конкретно эмоции испытывает в данный момент. Когда человек говорит: «Во мне все закипает», что это означает? Какие эмоции? Гнев? Страх? Отчаяние? Тревога? Досада?
Чувства человек осознает практически всегда: дружба, любовь, зависть, враждебность, счастье, гордость.
Эмоции проявляются снаружи, их сложно контролировать и скрывать. Например, вас неожиданно напугала собака, страх, который вас одолел в эти минуты, проявится на вашем лице резко и неосознанно, по вам будет видно, что именно в этот момент вы испытали эмоцию страха.
Чувства, как правило, проявляются внутри, они никуда не исчезают и могут просто не проявляться длительное время.
Теория базовых эмоций
Базовые эмоции — это элементарные эмоции, которые больше ни на что не расщепляются, и сами являются составляющими остальных сложных эмоций.
Изард Кэррол — американский психолог. Специалист по проблеме человеческих эмоций. Автор дифференциальной теории эмоций. В анализе эмоций он выделил три уровня:
- Нейрофизиологический
- Экспрессивный
- Субъективный
Кэррол дал описание таких фундаментальных эмоций, как интерес, удовольствие, удивление, отвращение, гнев, презрение, горе, стыд, вина, страх.
Пол Экман — американский психолог, профессор Калифорнийского университета в Сан-Франциско, специалист в области психологии эмоций, межличностного общения,
психологии и «распознавания лжи». Выделил базовые эмоции: счастье, грусть, отвращение, удивление, гнев, страх.
Теория эмоций, возникшая в 2014 году, очень проста, она описывает всего 4 эмоции. Когда несколько человек увидели портреты с мимикой других людей, им были даны 6 базовых эмоций. В ходе эксперимента выяснилось, что многие не видят различий между некоторыми эмоциями. Лучше всех из шести представленных эмоций читались четыре:
- радость
- печаль
- страх
- гнев
На основе четырех базовых эмоций можно развивать другие, это будут уже некие надстройки.
Что такое эмоциональный интеллект?
Эмоциональный интеллект, или EQ (англ. emotional intelligence) — сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.
Эмоциональный интеллект — одно из наиболее популярных понятий последнего десятилетия. Эксперты Всемирного экономического форума внесли его в топ-10 наиболее важных навыков в 2020 году. На сайте Amazon.com по запросу «emotional intelligence» можно обнаружить более 6000 ссылок (для сравнения Ozon.ru выдает по теме «эмоциональный интеллект» в марте 2018 года всего 138 товаров). Так что можно предположить, что в России тема находится еще только в начале своего развития.
Если эмоциональный интеллект не развит, человеку очень тяжело распознавать свои эмоции и считывать состояние других людей.
Краткая история
В 1990 году исследователи Джон (Джек) Майер и Питер Саловей напечатали небольшую статью в научном журнале, которая называлась «Emotional Intelligence». В ней они охарактеризовали свое представление о том, что такое «эмоциональный интеллект», обосновали, почему, по их мнению, речь идет именно об интеллекте, обрисовали разницу между социальным и эмоциональным интеллектом.
В 1995 году журналист New York Times Дэниел Гоулман выпустил свою знаменитую книгу-бестселлер «Эмоциональный интеллект». Она продержалась в списке бестселлеров New York Times более полутора лет. Дэниела Гоулмана часто называют автором понятия «эмоциональный интеллект», но это не совсем корректно.
Когда понятие эмоционального интеллекта обрело широкую популярность, за первенство темы также решил побороться израильский психолог Рувен Бар-Он. Легенда гласит, что «в первом экземпляре его докторской диссертации, которая была представлена в 1985 году, Бар-Он предложил количественный подход к созданию «EQ, аналогичного оценке IQ». Однако люди, видевшие тот самый первый экземпляр, утверждают, что ни о чем таком там речи не идет. Так или иначе малоизвестный в России Бар-Он является одним из наиболее авторитетных экспертов в области эмоционального интеллекта в мире.
Модель Майера-Саловея
Модель Рувена Бар-Она
Модель Гоулмана
Чем хорош эмоциональный интеллект? Кому он важен?
EQ основан на четырех факторах:
- Самосознание
- Самоконтроль
- Эмпатия
- Управление отношениями
Важность коэффициента эмоционального интеллекта
Человек с высоким эмоциональным интеллектом:
- понимает свои эмоции;
- знает, какую роль играют чувства и эмоции в общении с людьми;
- умеет выражать свои эмоции так, чтобы устанавливать и поддерживать доброжелательные отношения с окружающими;
- стремится познавать и обогащать свой внутренний мир;
- умеет регулировать свои эмоции;
- умеет управлять внутренней мотивацией, поддерживать настрой на достижение цели.
Человек с низким уровнем EQ:
- конфликтен;
- раздражителен;
- нерешителен;
- стремится держать все под контролем;
- подвластен сильному чувству гнева.
«Очень важно понимать, что эмоциональный интеллект — это не противоположность интеллекта, это не триумф сердца над головой — это единственный путь пересечения
обоих».
Фазы управления эмоциями:
- Идентификация. Распознавание эмоции.
- Понимание причины появления эмоции. Что явилось ее запуском?
- Направить эмоцию себе во благо, сделать ее полезной поможет интеллект.
- Непосредственные действия, направленные на то, чтобы сделать эмоцию полезной. Использование Правила мира — все в мире должно быть полезным. Так как эмоция — это ресурс, нужно этот ресурс использовать.
Когда и кому нужно развивать эмоциональный интеллект?
- Когда вы понимаете, что вы застряли в одной эмоции.
- Когда вы наступаете на те же грабли, постоянно делаете одну и ту же ошибку.
- Когда вы застряли в неком цикле и не идете к успеху, не развиваетесь, стагнируете.
- Когда жизни других людей гораздо интереснее вашей жизни.
Как развить эмоциональный интеллект?
Шаг первый
Первое и самое важное — развитие навыка осознания своих эмоций. Несмотря на то, что этот навык выглядит обычно наименее интересным, едва ли возможно чем-либо управлять, не осознавая, своих действий. Именно поэтому прежде всего важно научиться понимать в каждый момент времени (при необходимости), что я сейчас чувствую, то есть какую эмоцию испытываю. Это не так просто сделать, поскольку существует ряд объективных сложностей.
Для тренировки целесообразно начать отслеживать эмоциональное состояние каждый день в определенное время, для этого можно установить напоминания на телефон с вопросом «Как ты себя чувствуешь?» или завести дневник эмоций, в который вы ежедневно будете записывать результаты работы за день. На протяжении всего дня отслеживайте, какие эмоции вы испытываете, чем вызваны эти эмоции, отслеживайте общий фон настроения.
В выбранное вами время зафиксируйте факты: какие наиболее сильные эмоции вам запомнились за сегодняшний день, в какие моменты они возникли. Запишите, какие ощущения возникали в теле во время переживания этих эмоций, какие мысли посещали вас в этот момент? Любая эмоция — это выброс определенного гормона. Поэтому важно отслеживать, где в теле зарождаются ощущения.
Записывайте свои наблюдения в свободной форме или в таблице:
Факт (ситуация, человек)
Шаг второй
Практика «Немой телевизор»
Включите какой-нибудь художественный фильм, который еще не смотрели, и отключите звук. Некоторое время смотрите кино, наблюдая за жестами, мимикой, расположением в пространстве героев и размышляя, какие эмоции они сейчас испытывают. Это весьма увлекательный процесс. Если вам не очень нравится смотреть таким образом художественное кино, посмотрите какие-нибудь теледебаты или новости.
Посмотрите с выключенным звуком фрагмент знакомого фильма и фрагмент незнакомого. Какова разница в процессе наблюдения? Мешает или помогает знание сюжета сопоставлять «невербальность» с эмоциями? Сравните фильмы разных жанров. В чем сходство и различие невербального поведения в разных культурах? Посмотрите фильм, где играют известные актеры, и какой-нибудь дешевый сериал. Сравните невербальные проявления актеров с реальными людьми в какой-нибудь программе-репортаже.
Практика «Общественный транспорт»
Шаг третий
Управление своими эмоциями. Важно! Не путайте управление эмоциями и их контроль, подавление. Зачастую единственный способ управления, которым мы владеем в совершенстве — это подавление своих эмоций. Однако эмоции невозможно подавить насовсем, они либо прорвутся в другой ситуации (что называется «накопилось»), либо проявятся на психосоматическом фоне (например, начнет болеть голова). Маленьким детям часто говорят: «Мальчики не плачут», «Хорошие девочки так не поступают» и т.д. Поэтому многие из нас привыкли подавлять свои эмоции, чтобы соответствовать социуму.
Существуют и другие способы управления своими эмоциями. Многие из них нам известны: подышать, пройтись, заняться какой-то физической активностью. Одним из действенных способов управления своими эмоциями является вербализация — описание своего состояния вслух: «Я немного волнуюсь, встревожен, испытываю легкое раздражение» и т. д. Можно не только менять интенсивность негативной эмоции, но и заменять ее другой, более позитивной.
Практика «Телесные методы»
Практика «Проблемы»
Напишите список актуальных для вас проблем. Вспомните максимальное количество проблем (обратите внимание: сначала могут возникнуть некоторые трудности, а затем процесс пойдет — проблемы мы искать умеем).
Теперь переформулируйте эти проблемы в цели. Следите за тем, чтобы формулировать цели позитивно, то есть не используя частицу «не», а также слова «бросить», «прекратить», «перестать». Сформулируйте цели максимально
конкретно, обязательно определите срок, к которому вы планируете их достичь.
Обратите внимание, как изменилось ваше эмоциональное состояние по сравнению с тем, когда вы начинали.
Шаг четвертый
Практика «Эмоциональные мотиваторы в моей компании»
Практика «Эмоциональный баланс»
Выберите какие-нибудь значимые для вас личные или деловые отношения. Для личных отношений достаточно вспомнить период от нескольких дней до недели, для деловых лучше взять период побольше — один-два месяца. Разделите лист вертикальной чертой пополам, левую колонку обозначьте как «+», правую — как «-».
Запишите в левой колонке все ваши действия, которые, по вашему мнению, улучшали состояние вашего счета (те действия, которые улучшали настроение вашему
партнеру), в правой — ухудшали его. Посмотрите, как вы повлияли на состояние своего эмоционального баланса в этих отношениях за этот период. Удалось ли вам улучшить его или хотя бы сохранить на прежнем уровне? Или количество действий в правой колонке начинает удручающе превалировать?
Если вы относитесь к той категории людей, у которых имеется только куча прекрасных действий в левой колонке, задайтесь вопросом, не нарушаете ли вы баланс и в этом случае? Не слишком ли много даете своим партнерам и не слишком ли мало просите взамен?
И в том и в другом случае стоит составить план действий, которые помогут вам поддерживать баланс в более или менее равновесном состоянии. Такой анализ полезно проводить для себя хотя бы раз в месяц для самых значимых фигур и «счетов» и раз в несколько месяцев — для важных для вас людей.
Источник