- Эмоциональный интеллект и способы его развития
- Что такое эмоция?
- Как зарождается эмоция?
- Эмоции характеризуются тремя компонентами:
- Теория базовых эмоций
- Что такое эмоциональный интеллект?
- Краткая история
- Модель Майера-Саловея
- Модель Рувена Бар-Она
- Модель Гоулмана
- Чем хорош эмоциональный интеллект? Кому он важен?
- Важность коэффициента эмоционального интеллекта
- Когда и кому нужно развивать эмоциональный интеллект?
- Как развить эмоциональный интеллект?
- Шаг первый
- Шаг второй
- Шаг третий
- Шаг четвертый
- Элементы структуры эмоционального интеллекта
- Особенности структурных компонентов эмоционального интеллекта современного психолога
Эмоциональный интеллект и способы его развития
«В основе каждой сильной эмоции лежит побуждение к действию. Умение управлять этим побуждением составляет сущность эмоционального интеллекта».
Что такое эмоция?
Как зарождается эмоция?
- Сначала приходит стимул из окружающего мира.
- Затем в подкорке головного мозга запускаются процессы, отвечающие за эмоцию.
Эмоции характеризуются тремя компонентами:
- Переживаемым или осознаваемым в психике ощущением эмоции.
- Процессами, происходящими в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и других системах организма.
- Наблюдаемыми выразительными комплексами эмоций, в том числе, на лице.
Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений. Как и многие другие психические явления, эмоции понимаются разными авторами по-разному, поэтому вышеприведённое определение нельзя считать ни точным, ни общепринятым. Помните, что эмоции и чувства не одно и то же. Хотя многие психологи считают эти явления одинаковыми.
Эмоциями мы реагируем на ситуацию, например, разрядился аккумулятор у сотового телефона в самый неподходящий момент, возникает эмоция гнева или досады. Эти эмоции кратковременные, когда вы приедете домой, их уже не будет.
Чувства длительны и устойчивы.
Чувства — это долгосрочное отношение к кому-либо или чему-либо, они устанавливают тесную эмоциональную связь с предметом (объектом), который имеет мотивационную значимость для человека. Например, когда мы думаем о любимом человеке, мы можем улыбаться, испытывать некое волнение, радость, ощущать «тепло» внутри.
Эмоции человек не всегда осознает: почему он их испытывает и какие конкретно эмоции испытывает в данный момент. Когда человек говорит: «Во мне все закипает», что это означает? Какие эмоции? Гнев? Страх? Отчаяние? Тревога? Досада?
Чувства человек осознает практически всегда: дружба, любовь, зависть, враждебность, счастье, гордость.
Эмоции проявляются снаружи, их сложно контролировать и скрывать. Например, вас неожиданно напугала собака, страх, который вас одолел в эти минуты, проявится на вашем лице резко и неосознанно, по вам будет видно, что именно в этот момент вы испытали эмоцию страха.
Чувства, как правило, проявляются внутри, они никуда не исчезают и могут просто не проявляться длительное время.
Теория базовых эмоций
Базовые эмоции — это элементарные эмоции, которые больше ни на что не расщепляются, и сами являются составляющими остальных сложных эмоций.
Изард Кэррол — американский психолог. Специалист по проблеме человеческих эмоций. Автор дифференциальной теории эмоций. В анализе эмоций он выделил три уровня:
- Нейрофизиологический
- Экспрессивный
- Субъективный
Кэррол дал описание таких фундаментальных эмоций, как интерес, удовольствие, удивление, отвращение, гнев, презрение, горе, стыд, вина, страх.
Пол Экман — американский психолог, профессор Калифорнийского университета в Сан-Франциско, специалист в области психологии эмоций, межличностного общения,
психологии и «распознавания лжи». Выделил базовые эмоции: счастье, грусть, отвращение, удивление, гнев, страх.
Теория эмоций, возникшая в 2014 году, очень проста, она описывает всего 4 эмоции. Когда несколько человек увидели портреты с мимикой других людей, им были даны 6 базовых эмоций. В ходе эксперимента выяснилось, что многие не видят различий между некоторыми эмоциями. Лучше всех из шести представленных эмоций читались четыре:
- радость
- печаль
- страх
- гнев
На основе четырех базовых эмоций можно развивать другие, это будут уже некие надстройки.
Что такое эмоциональный интеллект?
Эмоциональный интеллект, или EQ (англ. emotional intelligence) — сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.
Эмоциональный интеллект — одно из наиболее популярных понятий последнего десятилетия. Эксперты Всемирного экономического форума внесли его в топ-10 наиболее важных навыков в 2020 году. На сайте Amazon.com по запросу «emotional intelligence» можно обнаружить более 6000 ссылок (для сравнения Ozon.ru выдает по теме «эмоциональный интеллект» в марте 2018 года всего 138 товаров). Так что можно предположить, что в России тема находится еще только в начале своего развития.
Если эмоциональный интеллект не развит, человеку очень тяжело распознавать свои эмоции и считывать состояние других людей.
Краткая история
В 1990 году исследователи Джон (Джек) Майер и Питер Саловей напечатали небольшую статью в научном журнале, которая называлась «Emotional Intelligence». В ней они охарактеризовали свое представление о том, что такое «эмоциональный интеллект», обосновали, почему, по их мнению, речь идет именно об интеллекте, обрисовали разницу между социальным и эмоциональным интеллектом.
В 1995 году журналист New York Times Дэниел Гоулман выпустил свою знаменитую книгу-бестселлер «Эмоциональный интеллект». Она продержалась в списке бестселлеров New York Times более полутора лет. Дэниела Гоулмана часто называют автором понятия «эмоциональный интеллект», но это не совсем корректно.
Когда понятие эмоционального интеллекта обрело широкую популярность, за первенство темы также решил побороться израильский психолог Рувен Бар-Он. Легенда гласит, что «в первом экземпляре его докторской диссертации, которая была представлена в 1985 году, Бар-Он предложил количественный подход к созданию «EQ, аналогичного оценке IQ». Однако люди, видевшие тот самый первый экземпляр, утверждают, что ни о чем таком там речи не идет. Так или иначе малоизвестный в России Бар-Он является одним из наиболее авторитетных экспертов в области эмоционального интеллекта в мире.
Модель Майера-Саловея
Модель Рувена Бар-Она
Модель Гоулмана
Чем хорош эмоциональный интеллект? Кому он важен?
EQ основан на четырех факторах:
- Самосознание
- Самоконтроль
- Эмпатия
- Управление отношениями
Важность коэффициента эмоционального интеллекта
Человек с высоким эмоциональным интеллектом:
- понимает свои эмоции;
- знает, какую роль играют чувства и эмоции в общении с людьми;
- умеет выражать свои эмоции так, чтобы устанавливать и поддерживать доброжелательные отношения с окружающими;
- стремится познавать и обогащать свой внутренний мир;
- умеет регулировать свои эмоции;
- умеет управлять внутренней мотивацией, поддерживать настрой на достижение цели.
Человек с низким уровнем EQ:
- конфликтен;
- раздражителен;
- нерешителен;
- стремится держать все под контролем;
- подвластен сильному чувству гнева.
«Очень важно понимать, что эмоциональный интеллект — это не противоположность интеллекта, это не триумф сердца над головой — это единственный путь пересечения
обоих».
Фазы управления эмоциями:
- Идентификация. Распознавание эмоции.
- Понимание причины появления эмоции. Что явилось ее запуском?
- Направить эмоцию себе во благо, сделать ее полезной поможет интеллект.
- Непосредственные действия, направленные на то, чтобы сделать эмоцию полезной. Использование Правила мира — все в мире должно быть полезным. Так как эмоция — это ресурс, нужно этот ресурс использовать.
Когда и кому нужно развивать эмоциональный интеллект?
- Когда вы понимаете, что вы застряли в одной эмоции.
- Когда вы наступаете на те же грабли, постоянно делаете одну и ту же ошибку.
- Когда вы застряли в неком цикле и не идете к успеху, не развиваетесь, стагнируете.
- Когда жизни других людей гораздо интереснее вашей жизни.
Как развить эмоциональный интеллект?
Шаг первый
Первое и самое важное — развитие навыка осознания своих эмоций. Несмотря на то, что этот навык выглядит обычно наименее интересным, едва ли возможно чем-либо управлять, не осознавая, своих действий. Именно поэтому прежде всего важно научиться понимать в каждый момент времени (при необходимости), что я сейчас чувствую, то есть какую эмоцию испытываю. Это не так просто сделать, поскольку существует ряд объективных сложностей.
Для тренировки целесообразно начать отслеживать эмоциональное состояние каждый день в определенное время, для этого можно установить напоминания на телефон с вопросом «Как ты себя чувствуешь?» или завести дневник эмоций, в который вы ежедневно будете записывать результаты работы за день. На протяжении всего дня отслеживайте, какие эмоции вы испытываете, чем вызваны эти эмоции, отслеживайте общий фон настроения.
В выбранное вами время зафиксируйте факты: какие наиболее сильные эмоции вам запомнились за сегодняшний день, в какие моменты они возникли. Запишите, какие ощущения возникали в теле во время переживания этих эмоций, какие мысли посещали вас в этот момент? Любая эмоция — это выброс определенного гормона. Поэтому важно отслеживать, где в теле зарождаются ощущения.
Записывайте свои наблюдения в свободной форме или в таблице:
Факт (ситуация, человек)
Шаг второй
Практика «Немой телевизор»
Включите какой-нибудь художественный фильм, который еще не смотрели, и отключите звук. Некоторое время смотрите кино, наблюдая за жестами, мимикой, расположением в пространстве героев и размышляя, какие эмоции они сейчас испытывают. Это весьма увлекательный процесс. Если вам не очень нравится смотреть таким образом художественное кино, посмотрите какие-нибудь теледебаты или новости.
Посмотрите с выключенным звуком фрагмент знакомого фильма и фрагмент незнакомого. Какова разница в процессе наблюдения? Мешает или помогает знание сюжета сопоставлять «невербальность» с эмоциями? Сравните фильмы разных жанров. В чем сходство и различие невербального поведения в разных культурах? Посмотрите фильм, где играют известные актеры, и какой-нибудь дешевый сериал. Сравните невербальные проявления актеров с реальными людьми в какой-нибудь программе-репортаже.
Практика «Общественный транспорт»
Шаг третий
Управление своими эмоциями. Важно! Не путайте управление эмоциями и их контроль, подавление. Зачастую единственный способ управления, которым мы владеем в совершенстве — это подавление своих эмоций. Однако эмоции невозможно подавить насовсем, они либо прорвутся в другой ситуации (что называется «накопилось»), либо проявятся на психосоматическом фоне (например, начнет болеть голова). Маленьким детям часто говорят: «Мальчики не плачут», «Хорошие девочки так не поступают» и т.д. Поэтому многие из нас привыкли подавлять свои эмоции, чтобы соответствовать социуму.
Существуют и другие способы управления своими эмоциями. Многие из них нам известны: подышать, пройтись, заняться какой-то физической активностью. Одним из действенных способов управления своими эмоциями является вербализация — описание своего состояния вслух: «Я немного волнуюсь, встревожен, испытываю легкое раздражение» и т. д. Можно не только менять интенсивность негативной эмоции, но и заменять ее другой, более позитивной.
Практика «Телесные методы»
Практика «Проблемы»
Напишите список актуальных для вас проблем. Вспомните максимальное количество проблем (обратите внимание: сначала могут возникнуть некоторые трудности, а затем процесс пойдет — проблемы мы искать умеем).
Теперь переформулируйте эти проблемы в цели. Следите за тем, чтобы формулировать цели позитивно, то есть не используя частицу «не», а также слова «бросить», «прекратить», «перестать». Сформулируйте цели максимально
конкретно, обязательно определите срок, к которому вы планируете их достичь.
Обратите внимание, как изменилось ваше эмоциональное состояние по сравнению с тем, когда вы начинали.
Шаг четвертый
Практика «Эмоциональные мотиваторы в моей компании»
Практика «Эмоциональный баланс»
Выберите какие-нибудь значимые для вас личные или деловые отношения. Для личных отношений достаточно вспомнить период от нескольких дней до недели, для деловых лучше взять период побольше — один-два месяца. Разделите лист вертикальной чертой пополам, левую колонку обозначьте как «+», правую — как «-».
Запишите в левой колонке все ваши действия, которые, по вашему мнению, улучшали состояние вашего счета (те действия, которые улучшали настроение вашему
партнеру), в правой — ухудшали его. Посмотрите, как вы повлияли на состояние своего эмоционального баланса в этих отношениях за этот период. Удалось ли вам улучшить его или хотя бы сохранить на прежнем уровне? Или количество действий в правой колонке начинает удручающе превалировать?
Если вы относитесь к той категории людей, у которых имеется только куча прекрасных действий в левой колонке, задайтесь вопросом, не нарушаете ли вы баланс и в этом случае? Не слишком ли много даете своим партнерам и не слишком ли мало просите взамен?
И в том и в другом случае стоит составить план действий, которые помогут вам поддерживать баланс в более или менее равновесном состоянии. Такой анализ полезно проводить для себя хотя бы раз в месяц для самых значимых фигур и «счетов» и раз в несколько месяцев — для важных для вас людей.
Источник
Элементы структуры эмоционального интеллекта
Особенности структурных компонентов эмоционального интеллекта современного психолога
Донецкий национальный университет, Украина
В последние годы активно разрабатывается проблема личностных особенностей психолога, обеспечивающих успешность его научной и практической деятельности (Г.С. Абрамова, Н.А. Аминов, Н.Н.Богомолова, Л.В. Темнова и др.)
В 1990 г. П. Сэловей и Дж.Мэйер предложили использовать в фпсихологии понятие “эмоциональный интеллект”, определив его как способность адекватно воспринимать и выражать эмоции, ассимилировать эмоции и мысли, понимать и объяснять эмоции, регулировать собственные эмоции и эмоции других. На современном этапе в отечественной и зарубежной психологи и эмоциональный интеллект определяют как: способность действовать с внутренней средой своих чувств и желаний (R. Busk, 1991; Е.Л. Яковлева, 1997); способность понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального анализа и синтеза (P. Salovey, J.D. Mayer, 1994; Г.Г. Горскова, 1999); совокупность эмоциональных, личных и социальных способностей, которые оказывают влияние на общую способность кого-либо эффективно справляться с требованиями и давлением окружающей среды (Р. Бар-Он, 2000)
Эмоциональный интеллект на сегодняшний день рассматривается, как одна из основных детерминант успешной профессиональной деятельности в системе «человек- человек», к которой в том числе относится и деятельность психолога.
Объектом нашего исследования выступает эмоциональный интеллект как психологический феномен в структуре личности. А предметом – особенности структурных компонентов эмоционального интеллекта практикующих психологов.
Цель – изучить особенности структурных компонентов эмоционального интеллекта практикующих психологов, работающих в государственных учреждениях(на примере школьных психологов) и психологов практикуючих частным образом.
Гипотеза : существуют различия в степени выраженности структурных компонентов эмоционального интеллекта у психологов, работающих в государственных учреждениях и психологов, ведущих частную практику.
Теоретико-методологической основой нашего исследования выступили модели эмоционального интеллекта, разработанные отечественными и зарубежными авторами: И.Н. Андреева, М.А.Манойлова, П. Сэловей и Дж.Мэйер, Рувен Бар-Он.
Модель эмоционального интеллекта П. Сэловея и Дж.Мэйера включает 4 основных компонента. 1.Точность оценки и выражения эмоций. 2.Использование эмоций в мыслительной деятельности. 3.Понимание эмоций. 4.Управление эмоциями.
В модель эмоционального интеллекта Рувена Бар-Она входят следующие сферы: 1)Внутриличностная сфера. 2)Межличностная сфера. 3)Сфера адаптивности. 4)Сфера управления стрессом. 5)Сфера общего настроения.
Манойлова М.А. в структуре эмоционального интеллекта выделяет два аспекта: внутриличностный и межличностный, или социальный (иными словами, способность управлять собой и способность управлять отношениями с людьми).
В своей работе мы будем опираться на модель, построенную И.Н.Андреевой, поскольку данная модель в значительной степени проработана, адаптирована в нашем социальном пространстве, а также имеется психодиагностический инструментарий для исследования.
И.Н. Андреева выделяет следующие структурные компоненты эмоционального интеллекта и определяет их значение в процессе межличностного взаимодействия. 1.Распознавание собственных эмоций. 2.Саконконтроль. 3.Понимание эмоций, эмпатия. 4.Самомотивация.
Таким образом, эмоциональный интеллект представляет собой совокупность эмоциональных и социальных способностей, таких, как способности к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей, к управлению эмоциональной сферой и самомотивации. Все структурные компоненты эмоционального интеллекта взаимосвязаны, и их тесная взаимозависимость способствует эффективному межличностному взаимодействию.
В нашем исследовании были использованы следующие психологические методы — анкетирование, беседа, тестирование.
В комплекс психодиагностических методик вошли: 1. Диагностика эмоционального интеллекта (М.Холла). 2. «Эмоциональный интеллект-2» (В.В.Одинцовой).
Описание выборки. Общее число испытуемых составило 105 человек, среди которых 75 чел. – психологи, работающие в государственных учреждениях (школьные психологи), 30 чел. – практикующие частным образом психологи, работающие с детско-родительской и семейной проблематикой.
Обсуждение результатов исследования. Сравнение средних показателей компонентов эмоционального интеллекта двух групп психологов, выполненное с помощью t -критерия Стьюдента, позволило выявить значимые различия почти во всех шкалах методик исследования эмоционального интеллекта (управление своими эмоциями, разпознавание эмоций других людей, эмпатия, социальная чуткость), причем можно констатировать, что по всем показателям, где есть значимые различия, выше значения у психологов, занимающихся индивидуальной практикой. Психологам, работающим в государственных организациях, свойственен средний уровень развития самоанализа и самозащиты. Это свидетельствует о том, что им на достаточном уровне удается распознавать и понимать свои эмоции, однако неудачи и неприятности способны на значительное время вывести их из равновесия. Для работающих частным образом психологов характерен высокий уровень развития самоанализа и самозащиты, они в значительной степени способны распознавать, понимать и контролировать свои эмоциональные проявления. Волевая саморегуляция школьных психологов находится также на среднем уровне – в большинстве ситуаций они контролируют свои эмоции, подчиняют себя намеченным планам, однако часто ждут помощи со стороны других людей. Психологи, ведущие частную практику, обладают высоким уровнем волевой саморегуляции. Они способны проявить упорство и добиться своего, не обращая внимания на мелкие неудачи на пути к цели. Психологам, работающим в школах, свойственен средний уровень эмоциональной открытости, они нередко имеют трудности в выражении своих эмоций, испытывают дискомфорт в ситуациях, где важно не сдержать, а проявить свои чувства, а также в ситуациях общения с эмоциональными людьми. Социальная чуткость и способность распознавать эмоции других людей у школьных психологов находится на среднем уровне. Они способны понять настроение и причины поступков окружающих, чувствительны к эмоциональным потребностям других людей. У частных психологов данные способности развиты на высоком уровне, что позволяет им определять источник эмоций, классифицировать эмоции, распознавать связи между словами и эмоциями, понимать сложные чувства, эффективно воздействовать на эмоциональное состояние других людей. Понимание эмоций связано также с уровнем развития эмпатии – понимания эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир, вчувствования. Школьные психологи имеют средний уровень развития эмпатии, а практикующие частным образом психологи имеют высокий уровень.
Изучив особенности структурных компонентов эмоционального интеллекта практикующих психологов, работающих в государственных учреждениях, и психологов, практикующих частным образом, мы можем сделать вывод о том, что эмоциональный интеллект психологов, ведущих частную практику, имеет высокий уровень развития, а психологов, работающих в государственных организациях, — средний. В частности, 100% психологов, занимающихся частной практикой, получили оценки, относящиеся к высокому уровню эмоционального интеллекта, а среди школьных психологов лишь 8% имеют высокий уровень развития эмоционального интеллекта, 72% — средний уровень и 20% — низкий.
Выводы. Полученные результаты связаны в первую очередь со спецификой деятельности практикующих частным образом психологов и психологов, работающих в государственных структурах. Деятельность психолога в государственном учреждении четко алгоритмизирована, структурирована, регламентирована, технологизирована. Большую часть времени психолог посвящает задачам, определяемым руководством, что в свою очередь лишает психолога стремления самостоятельно ставить перед собой цели и задачи, связанные с успешной профессиональной деятельностью. В то же время объектом работы частного практикующего психолога выступает личность. Психолог данной категории направлен на эффективную коммуникацию с личностью, его задачей является оказать качественную, адекватную помощь клиенту. Именно поэтому для практикующих психологов особую значимость составляет уровень развития эмоционального интеллекта: навыков адекватно воспринимать и выражать эмоции, ассимилировать эмоции и мысли, понимать и объяснять эмоции, регулировать собственные эмоции и эмоции других. В то же время, мы можем предположить, что работу практикующего частным образом психолога изначально выбирают для себя люди, имеющие высокие показатели эмоционального интеллекта. Частная практика позволяет психологу постоянно заниматься саморазвитием, не ограничивает и не сковывает творческий потенциал.
1. Алешина А., Шабанов С. Эмоциональный интеллект: история вопроса.// http://www.hr-portal.ru/article/emotsionalnyi-intellekt
2. Андреева И.Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта . //Социально-психологические проблемы ментальности: 6-я народная научно-практическая конференция. – Смоленск, СГПУ, 2004. – Ч.1. – С.22-26 .
Источник