Электоральное настроение что это

Электоральное поведение

Финансовый словарь Финам .

Смотреть что такое «Электоральное поведение» в других словарях:

ЭЛЕКТОРАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ — (voting behaviour) процессы принятия решений и социальные факторы, влияющие на модели голосования. Изучение электорального поведения подразделяется на четыре основных вида: избирательный округ, в национальном масштабе, межнациональное и… … Большой толковый социологический словарь

ЭЛЕКТОРАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ — (лат. elector избиратель) участие в выборах, наиболее распространенный тип политического участия. Направленность электорального поведения, прежде всего, определяется идентификацией конкретного избирателя с определенной социальной группой или… … Политологический словарь-справочник

Электоральное поведение — поведение людей, связанное с реализацией ими социальных функций избирателей … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

Электоральное поведение — (voting behaviour), модель предпочтения избирателей, определяемая полит., социальными и психолог, факторами. Точно установить, какое именно сочетание факторов образует избирательную модель групп или отд. лиц невозможно, но ряд др. моделей… … Народы и культуры

Электоральное поведение — от лат. eligo выбирать) форма проявления политического поведения граждан по поводу делегирования ими своих полномочий. Специфика Э. п. проявляется на этапах участия в акциях предвыборной кампании; участия (или неучастия) непосредственно в… … Социологический справочник

ПОВЕДЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЕЙ (ПОВЕДЕНИЕ НА ВЫБОРАХ, ЭЛЕКТОРАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ) — (от лат. elector выбирающий, избиратель) один из видов поведения политического (см.), предмет социологии выборов (см.). При этом необходимо различать поведение корпуса избирателей (электората) и собственно поведение избирателей. Поведение… … Российская социологическая энциклопедия

ПОВЕДЕНИЕ ЭЛЕКТОРАЛЬНОЕ — разновидность политического участия. На его направленность оказывает влияние, прежде всего идентификация конкретного избирателя с определенной социальной группой и/или партией. Психологическая близость к группе, хотя жестко и не определяет… … Политология: словарь-справочник

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ — (POLITICAL BEHAVIOUR) Термин, используемый в основном в американской политической науке; обозначает политическую активность индивидов и ее последствия для политических институтов. Исследование политического поведения охватывает такие вопросы, как … Социологический словарь

Русские во Львовской области — (укр. Росіяни у Львівській області) русское население на территории современной Львовщины (Украина). Русские Львовской области являются крупнейшим национальным меньшинством в регионе и самой многочисленной русской общиной на Западной… … Википедия

Русские Львова — Русские во Львовской области (укр. росіяни у Львівській області) русское население на территории современной Львовщины (Украина). Русские Львовской области являются крупнейшим национальным меньшинством в регионе и самой многочисленной русской… … Википедия

Источник

Электоральное поведение

Электоральное поведение от лат. eligo выбирать) форма проявления политического поведения граждан по поводу делегирования ими своих полномочий. Специфика Э. п. проявляется на этапах участия в акциях предвыборной кампании; участия (или неучастия) непосредственно в процедуре выборов, отражающееся на результатах голосования; на этапе «реализованного Э. п.», характеризующегося связью избирателей с избранниками, отзывом и переизбранием депутатов и т. п. Э. п. проявляется в различных по уровню и масштабах явлениях общественной жизни, которые можно было бы градуировать следующим образом: 1) в общенациональном масштабе-выборы органов государственного управления; 2) на региональном уровне избрание региональных и местных органов управления; 3) выборы руководящих органов в рамках политических и общественных организаций; 4) избрание руководящих органов и руководителей в трудовых коллективах. Э. п. находится под влиянием регламентации со стороны общепризнаваемых норм и социально-значимых ценностей существующего избирательного права, уставов политических организаций, инструкций о выборах, законов и т. д. Решающее значение для влияния на характер Э. п. имеют объективно существующие в классовом обществе экономические и политические отношения, определяемые в конечном итоге социально-классовой принадлежностью тех или иных групп избирателей. Вместе с тем социально-политические ориентации; реализующиеся в Э. п., представляют собой: результат сложной взаимосвязи воздействующих на избирателей объективных условий и субъективных факторов.

К последним относятся особенности внутрии внешнеполитической обстановки, специфика поведения политических организаций, характер и уровень эффективности Средств хзссовой коммуникации и т. д. Не следует недооценивать социально-исторического опыта электората, уровня политической культуры избирателей. Характерной чертой Э. п. является его подвижность, способность к изменчивости под влиянием целенаправленного воздействия как путем формирования ясного осознания у избирателей собственных групповых и социально-классовых интересов в борьбе на выборах, так и возможность деформации Э. п. как следствие манипулирования общественным сознанием путем социальной демагогии, клеветы, политической некорректности и аморальности вплоть до применения насилия, запугивания и террора. В условиях революционной перестройки и демократизации всех сторон жизни советского общества, реальной политической борьбы, отказа от заформализованного подхода к формированию выборных органов, резкой политизации сознания и поведения граждан познание механизмов Э. п. представляет собой значительный интерес. Усиление внимания к изучению Э. п. обусловливается заинтересованностью в получении информации, позволяющей с определенной степенью достоверности учитывать сдвиги в настроениях различных слоев населения и предвидеть возможные результаты избирательных кампаний, оказывать влияние на их ход. С другой стороны, анализ динамики поведения избирателей позволяет представить политическую статистику в целом, узнавать интересы различных слоев общества, действительное состояние сознательности и подготовленности к политической борьбе всех социальных групп, дает моментальный срез состояния общества в целом.

Читайте также:  Как чувствует себя королева великобритании

Социологический справочник. — К.: Политиздат Украины . Под ред. В. И. Воловича . 1990 .

Полезное

Смотреть что такое «Электоральное поведение» в других словарях:

Электоральное поведение — совокупность действий и поступков граждан, связанных с осуществлением местных или общенациональных выборов в органы власти, а также их участием в референдумах. Формы электорального поведения могут включать: протестное голосование; голосование… … Финансовый словарь

ЭЛЕКТОРАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ — (voting behaviour) процессы принятия решений и социальные факторы, влияющие на модели голосования. Изучение электорального поведения подразделяется на четыре основных вида: избирательный округ, в национальном масштабе, межнациональное и… … Большой толковый социологический словарь

ЭЛЕКТОРАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ — (лат. elector избиратель) участие в выборах, наиболее распространенный тип политического участия. Направленность электорального поведения, прежде всего, определяется идентификацией конкретного избирателя с определенной социальной группой или… … Политологический словарь-справочник

Электоральное поведение — поведение людей, связанное с реализацией ими социальных функций избирателей … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

Электоральное поведение — (voting behaviour), модель предпочтения избирателей, определяемая полит., социальными и психолог, факторами. Точно установить, какое именно сочетание факторов образует избирательную модель групп или отд. лиц невозможно, но ряд др. моделей… … Народы и культуры

ПОВЕДЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЕЙ (ПОВЕДЕНИЕ НА ВЫБОРАХ, ЭЛЕКТОРАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ) — (от лат. elector выбирающий, избиратель) один из видов поведения политического (см.), предмет социологии выборов (см.). При этом необходимо различать поведение корпуса избирателей (электората) и собственно поведение избирателей. Поведение… … Российская социологическая энциклопедия

ПОВЕДЕНИЕ ЭЛЕКТОРАЛЬНОЕ — разновидность политического участия. На его направленность оказывает влияние, прежде всего идентификация конкретного избирателя с определенной социальной группой и/или партией. Психологическая близость к группе, хотя жестко и не определяет… … Политология: словарь-справочник

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ — (POLITICAL BEHAVIOUR) Термин, используемый в основном в американской политической науке; обозначает политическую активность индивидов и ее последствия для политических институтов. Исследование политического поведения охватывает такие вопросы, как … Социологический словарь

Русские во Львовской области — (укр. Росіяни у Львівській області) русское население на территории современной Львовщины (Украина). Русские Львовской области являются крупнейшим национальным меньшинством в регионе и самой многочисленной русской общиной на Западной… … Википедия

Русские Львова — Русские во Львовской области (укр. росіяни у Львівській області) русское население на территории современной Львовщины (Украина). Русские Львовской области являются крупнейшим национальным меньшинством в регионе и самой многочисленной русской… … Википедия

Источник

Социологи рассказали об электоральных настроениях в регионах, где сменились главы

С 30 мая региональные парламенты могут назначать выборы глав субъектов Федерации. К этой дате Экспертный институт социальных исследований приурочил презентацию нескольких социологических опросов, показывающих отношение избирателей к главам регионов, работающим в статусе временно исполняющих обязанности (врио). Эксперты отметили зависимость рейтингов глав регионов от президентского, а также исключительно эмоциональное отношение электората, проявляющего надежды на президентских назначенцев.

Генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров представил исследование, проводившееся в десяти регионах (Забайкальский и Ставропольский края, республики Башкортостан, Калмыкия, Алтай, а также Мурманская, Челябинская, Оренбургская области и Санкт-Петербург — с 14 по 23 мая, а в Астраханской области — в марте–апреле). Но первым делом он озвучил данные опроса в этих регионах касательно доверия к президенту Владимиру Путину.

Читайте также:  Особая форма подросткового самосознания чувство

По информации ВЦИОМ, одобряют деятельность Путина 65,8% опрошенных в этих регионах, не одобряют — 25,2%. Федоров обратил внимание на то, что рейтинг главы государства растет — с 62% в январе до майских 65,8%, а антирейтинг снижается — с 29% в январе до 25,2% в мае:

«Конечно, авторитет, влияние, популярность главы государства — важный элемент успеха этих кандидатов», — сказал гендиректор ВЦИОМ, переходя к презентации итогов опроса в регионах. В десяти опрошенных регионах явка избирателей прогнозируется сравнительно невысокая — от 32,6% в Ставропольском крае до 43,7% в Калмыкии (в диапазоне между ними идут Оренбургская область с 34,1%, Челябинская — 35,4%, Астраханская — 36,1%, Санкт-Петербург — 36,5%, Мурманская область — 38,6%, Башкортостан — 40,4%, Алтай — 41,9%). По другим регионам делал исследование ФОМ: директор проектов компании Лариса Паутова сообщила, что явка в Сахалинской области может составить 45,7%, в Курганской — 36,7%, в Вологодской — 36,6%, Волгоградской — 36,4%, Липецкой — 36,2%, Курской — 34,6%.

Очень оптимистичные цифры ВЦИОМ представил по декларируемому голосованию. Так, за врио главы Забайкальского края Александра Осипова проголосуют 84,3%, за врио главы Башкортостана Радия Хабирова — 79,3%, за врио главы Калмыкии Бату Хасикова — 76%, 70% жителей Мурманской области поддержат на выборах Андрея Чибиса, врио главы Ставропольского края Владимир Владимиров может получить 65%, врио губернатора Оренбургской области Денис Паслер может рассчитывать на 62,1%, астраханский Сергей Морозов — на 62%, 61,4% южноуральцев проголосуют за Алексея Текслера, 59% жителей республики Алтай — за Олега Хорохордина, и замыкает рейтинг с 54,4% поддержки врио губернатора Санкт-Петербурга Александр Беглов.

Озвучил гендиректор ВЦИОМ и цифры по электоральному потолку врио глав субъектов. Самый высокий антирейтинг у Александра Беглова — за него не будут голосовать 24% петербуржцев, самый низкий — у врио главы Забайкальского края (6%). Но и здесь исследование весьма утешительно для чиновников — все они набирают больше 69%. Допускают возможность голосования за Александра Осипова 88% жителей Забайкальского края, 85% избирателей — за Бату Хасикова в Калмыкии и Радия Хабирова в Башкортостане, 81% опрошенных в Мурманской области допускает голосование за Андрея Чибиса, 77% жителей Алтая — за Олега Хорохордина, а 77% избирателей в Астраханской области — за Сергея Морозова, Алексей Текслер может получить до 72% поддержки жителей Челябинской области, Владимир Владимиров — 71% жителей Ставрополья, за Дениса Паслера готовы проголосовать 70% опрошенных жителей Оренбургской области и 69% петербуржцев могут отдать свой голос Александру Беглову.

Несмотря на разный уровень поддержки населением, ни одному из врио главы региона не грозит второй тур — по крайней мере, об этом заявляет опросы. Отвечать на прямой вопрос о вторых турах губернаторских выборов Паутова не стала, а Федоров сказал: «Все бывает, но пока не прогнозирую».

Главное слово при объяснении высоких рейтингов — надежда. «Люди возлагают большие надежды на новых людей во власти, людей нового поколения, новой управленческой культуры, и жители региона это оценивают», — говорит Лариса Паутова. «Почему такие высокие результаты поддержки? Во-первых, это статус губернатора надежды — на улучшение жизни, поворот к лучшему, развитие региона. Во-вторых, фактор обновления — это новая власть, она должна отличаться от предыдущей. Третье — фактор открытости, упора на прямые коммуникации с избирателями. Четвертый фактор — власть, способная обеспечить перемены и их развитие, и, конечно, перемены к лучшему. Следующий фактор — честная власть, борьба с коррупцией. Ну и, наконец, ответственность за свои обещания и слаженную работу всего аппарата региональных и муниципальных властей», — пояснил Валерий Федоров.

Директор по политическому анализу института социального маркетинга «Инсомар» Виктор Потуремский говорил о том, что население в первую очередь руководствуется эмоциональными порывами, а не рациональными: «На наш взгляд, эмоциональная доминанта, особенно на старте прихода врио, имеет ключевое значение. Эмоциональные факторы работают гораздо эффективнее рациональных».

Читайте также:  Эмоциональная лабильность это психология

«Проект „разворот Текслера“, когда губернатор без предупреждения заезжает в регионы вне протокола, стал победителем среди региональных практик и получил кумулятивный эффект в соцсетях,

— говорит Потуремский, — стали появляться хэштег „разворот Текслера“, [призывы] „приезжайте к нам“ и так далее — то есть люди расшифровывают это как интерес к простым людям». Он добавил, что социальные сети стали обсуждаться также в нецелевой группе — например, об Instagram-аккаунте врио губернатора Челябинской области Алексея Текслера говорят старшие поколения как в Челябинской, так и в Оренбургской областях: «Избиратели [в Оренбуржье] говорят, что есть новый врио у соседей, и у него замечательный Instagram, мы на него подписываемся. Текслер — чемпион по соцсетям».

По его словам, фокус-группы так охарактеризовали врио глав регионов: Денис Паслер — «сразу видно, настоящий руководитель», Алексей Текслер — «до всего есть дело», Александр Осипов — «живой человек, способный переживать» (в связи с мемом «слезы Осипова»). Эксперт отметил, что «федеральная поддержка имеет для всех регионов большое значение» — если назначен президентом, то сможет выбить деньги на повышение зарплат и развитие региона, убеждены респонденты.

Решение проблем в кратчайшие сроки, возможность обратиться напрямую, контроль над всеми органами власти — такие надежды избиратели возлагают на врио глав регионов, говорит политтехнолог Потуремский:

«Цитата из Оренбургской области: „Хотим, чтобы было как у Гоголя“ — чтобы появилась система ревизоров. Власть плохо контролирует, поэтому контроль — это основной дефицит региональной власти, и чтобы неожиданно, инкогнито из Петербурга».

Ряд экспертов заметили, что новые главы регионов не подпадают под привычные типажи, и это не случайно. «Данные социологов показывают, что идея, будто всех глав регионов можно записать в один тип (технократы или хозяйственники), не срабатывает. Эти люди используют самые разные практики из самых разных сфер, — считает директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков. — Они все в разной степени проявляют два качества — скорость и количество мероприятий. Люди видят на экранах телевизоров людей, которых очень долго дожидались. И теперь врио глав регионов должны будут поддерживать высокую интенсивность своей работы, чтобы не допустить эффекта разочарования». Политолог говорит на примере Челябинской и Оренбургской областей, что исчезли границы между регионами и «люди воспринимают позитивные практики в надежде, что в их регионе они будут использованы».

«Кепка Лужкова вышла из моды», — заявил президент Центра политических технологий Борис Макаренко. Он считает, что «крепкий хозяйственник» — типаж из прошлого. «Нынешние губернаторы более молодые, образованные, прошли другую школу, у них другой карьерный опыт и стиль общения. Технократ, прибыв на должность врио, обязан освоить навыки коммуникации и управления, которых ему недоставало, а политик должен выстроить команду и овладеть современными управленческими навыками. Как мы видим из рассказа наших коллег, большинство из новых назначенцев успешно с этим справляются», — говорит Макаренко.

Эксперт уверен, что у всех врио глав регионов «достаточно хорошие шансы на успех» на выборах. Причиной такой убежденности он называет отсутствие «повышательной тенденции протестных настроений» в последние месяцы, поскольку в этом году рейтинги власти плавно растут, а «во всех регионах нет заведомо неблагоприятных ситуаций» (вероятно, протест в Челябинской области против строительства Томинского ГОКа уже не рассматривается); кроме того, еще нет ясности по соперникам врио глав.

«У новых губернаторов нет негативной популярности, и социологи это очень четко показали», — этот тезис Макаренко также вызывает некоторое удивление, ведь неприятие активной частью петербуржцев Александра Беглова хорошо заметно (впрочем, возможно, это и есть те 24% антирейтинга, а остальные избиратели его и впрямь оценивают положительно). «Если у главы региона есть значимый антирейтинг — это либо губернатор, идущий на переизбрание, либо из новых назначенцев, только у петербургского главы этот показатель немножко выше, что для Петербурга вполне естественно», — пояснил Борис Макаренко.

Напомним, выборы глав 16 регионов России пройдут в единый день голосования, 8 сентября.

Источник

Оцените статью