Экспрессивный выразительный компонент эмоций мимика жесты

ЭКСПРЕССИВНЫЙ КОМПОНЕНТ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РЕАГИРОВАНИЯ

Эмоциональные переживания имеют определенное выражение во внешнем поведении человека: в его мимике, пантомимике, речи, жестикуляции. Именно экспрессивные проявления эмоций лучше и осознаются и контролируются человеком. Вместе с тем человек не способен полностью управлять, контролировать внешнее выражение эмоций. Так, с помощью гипноза было выявлено, что человек не может выполнять движение, характерное для одного вида эмоций, и одновременно переживать другую эмоцию. Он либо меняет движение, либо оказывается неспособным испытывать новую, внушенную ему эмоцию (N. Bull, 1951). Кроме того, блокирование (подавление, сдерживание) экспрессивных эмоциональных проявлений (например, в ситуациях, вызывающих страх, но исключающих возможность бегства и т.п.) обычно приводит к появлению состояния эмоционального напряжения.

Все средства эмоциональной экспрессии можно разделить на мимические (выразительные движения лица), речевые (интонация и др.), звуковые (смех, плач и др.), жестикуляционные (выразительные движения рук) и пантомимические (выразительные движения всего тела).

Мимические средства эмоциональной экспрессии. Наибольшей способностью выражать различные оттенки эмоциональных переживаний обладает лицо человека. С помощью мимики, то есть координированных движений глаз, бровей, губ, носа и т.д., человек способен выражать самые сложные и разнообразные эмоции. Лицевая экспрессия является также главным каналом распознавания эмоциональных состояний у других людей.

Рис.55. Характерные черты мимики (по Т. Пидериту):

а — удовольствие; б — настороженность; в — ожесточение; г — гнев;

д — презрение; е — веселость; ж — сильный смех; з — печаль

Одной из первых попыток классификации эмоциональной мимической экспрессии является работа И. Лафатера «Эссе о физиогномике» (1783). Позже, в 1859 году немецкий анатом Т. Пидерит высказывает идею о том, что любое мимическое выражение можно охарактеризовать при помощи нескольких элементарных выразительных движений, и в подтверждение составляет множество схематических рисунков мимических реакций (см. рис. 55).

Однако систематическое изучение эмоциональной экспрессии началось с работы Ч. Дарвина «Выражение эмоций у человека и животных» (1872), в которой был сформулирован тезис об универсальности мимических реакций: все люди обладают некоторым набором универсальных выражений лица, отражающим основные, выработанные в процессе эволюции адаптивные модели. Например, «злоба» выражается нахмуренными бровями, прищуренными глазами и приоткрытым ртом (чтобы были видны зубы) – так наши предки выражали свое намерение укусить противника. Результаты кросс-культурных исследований, а также изучение мимических реакций приматов в целом подтверждают данное предположение Дарвина, однако мимическое выражение не полностью детермини­ровано врожденными факторами.

Я. Рейковский выделяет следующие основные факторы формирования мимического выражения эмоций: 1) врожденные видотипичные мимические схемы, соответствующие определенным эмоциональным состояниям; 2) приобретенные, заученные, социализированные способы проявления чувств, подлежащие произвольному контролю; 3) индивидуальные экспрессивные особенности, свойственные только данному индивиду.

То, что человек рождается с уже готовым механизмом выражения эмоций с помощью мимики, было выявлено в исследованиях Г. Остера и П. Экмана (1968): все мускулы лица, необходимые для выражения различных эмоций, формируются в период 15-18-й недели внутриутробного развития, а изменения «выражения лица» у эмбриона можно наблюдать уже с 20-й недели. Однако эмоциональный опыт человека гораздо шире опыта его индивидуальных переживаний, о чем свидетельствует бедность мимики у слепых от рождения людей. Эмоциональный опыт человека формируется также в результате эмоциональных сопереживаний, возникающих в общении с другими людьми, и передаваемых, в частности, средствами искусства (литература, живопись). Существует и так называемая конвенциальная мимика как общепринятый в данной культуре способ выражения эмоций. Также у каждого человека есть некоторый характерный только для него репертуар мимических реакций, повторяющихся в самых различных си­туациях: закрывать или широко раскрывать глаза, морщить лоб, открывать рот и т.д.

Читайте также:  Нарушения эмоционального развития при умственной отсталости

Первой же попыткой создания шкалы, системы мимических выражений эмоций считается схема Р. Вудвортса (1938). Р. Вудвортс предложил все многообразие эмоциональной экспрессии мимики категоризировать с помощью линейной шкалы со следующими шестью ступенями: 1) любовь, радость, счастье; 2) удивление; 3) страх, страдание; 4) гнев, решимость; 5) отвращение; 6) презрение. Г. Шлосберг (1941), применив классификационную схему Вудвортса при анализе фотографий людей с различными выражениями лица, предположил, что представление шкалы Вудвортса в виде круга с двумя осями будет более подходящим (см. рис. 56): удовольствие-неудовольствие, принятие-непринятие (отвержение).

Рис. 56 . Шкала мимического выражения (по Г. Шлосбергу)

Чем больше расстояние между отдельными эмоциональными категориями на шкале, тем менее сходны соответствующие им мимические выражения. Удаление по оси от края к центру указывает на все более слабое проявление данного мимического выражения эмоции.

Исследования П. Экмана и К. Изарда позволили определить три автономные зоны лица: 1) область лба и бровей; 2) область глаз (глаза, веки, основание носа); 3) нижняя часть лица (нос, щеки, рот, челюсти, подбородок). Как показали эксперименты В. А. Барабанщикова и Т. Н. Малковой (1988) наиболее выразительные мимические проявления локализуются преимущественно в нижней части лица, а наименее выразительные — в области лба-бровей. По их мнению, глаза являются своеобразным смысловым центром лица, где происходит как бы аккумулирование влияния сильных мимических изменений верхней и нижней части. Кроме того, для разных эмоций существуют оптимальные зоны распознавания: для горя и страха – область глаз, гнева – верхняя часть лица, радости и отвращения – нижняя часть лица.

Характерные мимические изменения при различных эмоциях

(соответственно трем зонам лица)

Эмоция Верхняя часть лица Глаза Нижняя часть лица
Страх Брови подняты и сдвинуты. Морщины только в центре лба Верхние веки подняты так, что видна склера, нижние — приподняты и напряжены Губы растянуты и напряжены
Удивление Брови высоко подняты и округлены. Горизонтальные морщины пересекают весь лоб Верхние веки подняты, а нижние опущены так, что над радужной оболочкой видна склера Рот раскрыт, губы и зубы разъединены, напряжения или натяжения в области рта нет
Радость Брови и лоб спокойные Верхние веки спокойные, нижние веки приподняты, но не напряжены; под нижними веками морщинки. У наружного края уголков глаз морщинки — «гусиные лапки» Рот закрыт, уголки губ оттянуты в стороны и приподняты. От носа к внешнему краю губ тянутся морщинки — носогубные складки
Гнев Брови опущены и сведены, между бровями вертикальные складки Верхние веки напряжены, нижние — напряжены и приподняты Рот закрыт, губы сжаты
Отвращение Брови слегка опущены Верхние веки опущены, нижние веки приподняты, но не напряжены; под нижними веками морщинки Нос наморщен. Рот закрыт. Верхняя губа поднята, нижняя губа также поднята и выдвинута вверх по направлению к верхней губе
Горе Внутренние уголки бровей подняты вверх Внутренние уголки верхних век приподняты Рот закрыт, уголки губ опущены, напряжения или натяжения в области рта нет
Презрение Одна бровь дугообразно приподнята, на лбу поперечная складка Веки полуопущены, глаза смотрят вниз Нижняя губа опущена

Во временнόм аспекте каждая мимическая реакция, согласно К. Изарду, протекает следующим образом:

1) латентный период — интервал времени от момента стимуляции до начала видимых проявлений реакции;

Читайте также:  Политический темперамент правые центристские левые

2) период развертывания – интервал времени от окончания латентного периода до достижения максимального уровня проявления;

3) период кульминации — максимальный уровень эмоциональных проявлений;

4) период спада – интервал времени от кульминации до полного угасания.

Оценив одну или несколько временных характеристик мимической реакции, можно довольно легко отличить искреннюю эмоцию от наигранной. Например, мимическое выражение базовых эмоций длится в среднем от 0,5 до 4 секунд. Мимические выражения, длящиеся меньше 1/3 и больше 10 секунд, бывают достаточно редко, поэтому выход за границы этого временнόго диапазона чаще всего свидетельствует о том, что человек «изображает» эмоцию.

Речевые средства эмоциональной экспрессии. Большое значение во взаимоотношениях людей приобрело выражение эмоций с помощью различных речевых средств. При этом речь может иметь выразительное значение безотносительно и даже в противоречии со смыслом и содержанием произносимых слов.

Основными характеристиками речевой эмоциональной экспрессии являются: интонация, четкость дикции, логическое ударение, темп артикулирования и паузации, чистота звучания голоса, лексическое богатство, свободное и точное выражение мыслей.

Речь в состоянии эмоционального напряжения имеет следующие отличительные особенности:

1) в плане моторной реализации: существенное повышение/понижение громкости речи, убыстрение/замедление темпа речи, более отчетливое произношение, повышение на 50% количества пауз хетизации (сомнения), незавершение фраз;

2) грамматически: увеличение количества существительных и глаголов по сравнению с прилагательными и наречиями, повторы и двусмысленности, нарушения в синтаксическом строении фраз («телеграфный стиль»);

3) лексически: упрощение речи (выбор более коротких слов с наиболее высокой частотностью в языке), увеличение количества слов-паразитов, неологизмов, парафазий (ошибочных употреблений слов);

4) семантически: появление слов со значением семантической безысключительности (вечно, всегда, никогда, никто); речь характеризуется, с одной стороны, большей резкостью в оценках, с другой – нерешительностью (В. П. Белянин, 1999).

Источник

Изучение экспрессивного компонента эмоций методом наблюдения эмоциональной экспрессии

Экспрессивностьюназывается внешнее проявление психического или физического состояния человека, проявляющееся как в его вегетативных, так и в двигательных реакциях.

Мимика – выразительные движение лица.

Поза– выразительные движения тела.

Жест – выразительные движения рук.

Пантомимика – совместные, выразительные движения организма в целом.

Эти компоненты дают возможность получить представление о неконтактном методе оценки эмоционального состояния человека. Этот метод позволяет изучить материал, не предназначенный для психологического анализа (исторические документы, кадры кинохроники).

Различают спонтанную, т. е. непроизвольную и произвольную пантомимику.

Спонтанная возникает независимо от сознательных намерений (внезапный испуг, удивление, ярость).

Произвольная– управляемая человеком эмоциональное состояние, эмоциональная реакция, сознательно передаваемая окружающим. В этом случае эмоциональные проявления выполняют коммуникативную функцию, выступающую в качестве средств невербальной коммуникации (доп. стр.221, Крылов)

Произвольная пантомимика развивается на основе непроизвольной и является результатом жизненного опыта или обучения субъекта. Наиболее информативной является непроизвольная пантомимика.

Г. де Сюпервиль предложил схему выражений лица человека, находящегося в различных, эмоциональных состояний. Она основана на различиях направлений линий, соответствующих физиологическим щелям лица – глазным, носовым и ротовому.

Горизонтальное направление этих линий сообщает лицу спокойное

выражение.

При косом направлении линий, с наклоном их наружных концов вниз лицо приобретает печальное выражение.

При отклонении линий наружными концами вверх – веселое выражение.

Несмотря на условность, эту схему можно принять за «азбуку мимики»

Опыт№30 (страница 206, Крылов).

Распознание эмоций по выражению лица регулирует и определяет взаимопонимание между людьми, поскольку в процессе общения внимание, в основном, сосредоточено на лицах собеседников. Среди других невербальных средств, мимика человека занимает особое место, поскольку изменение лицевых мышц, всегда несет в себе эмоциональную нагрузку, отражая чувства говорящего, что помогает разобраться в эмоциональных проявлениях партнеров по общению.

Читайте также:  Что такое противоречивость чувств

Существует 7 универсальных эмоциональных проявлений на лице – гнев, отвращение, страх, радость, грусть, удивление, презрение.

Первая методика по методу кодирования, т.е. выявление определённых мимических реакций, была создана американскими психологами П. Экманом и У. Фризеном в 1976 году. В 1988 году методика была усовершенствована П. Экманом и Д. Матсимотой. На сегодняшний день она является единственной методикой, обладающей рядом уникальных характеристик (доп. стр. 221, Крылов).

Функции эмоций

1) Сигнальная (коммуникативная) – функция общения, сигналов о потребностной значимости происходящего. Сообщает человеку о состоянии говорящего, его отношении к окружающей действительности, сопровождается выразительными движениями:

— мимическими (движение мышц лица);

— пантомимическими (движение мышц тела, жесты);

— вегетативными изменениями (потоотделение, покраснение и побледнение кожи), которые ориентируют субъекта совершать необходимые действия, например, избегать опасности, участвовать в продолжение рода.

2) Регулятивная — функция регуляции поведения, т. е. эмоции, оказываясь в основе мотивов деятельности субъекта, направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать препятствия. Когда эмоции достигают крайнего напряжения, происходит их трансформация в такие процессы, как выделение слёзной жидкости, сокращение мимической и дыхательной мускулатуры (плач).

3) Отражательная (оценочная) – оценка хода и результатов деятельности, явлений и событий, которые способствуют или препятствуют осуществлению деятельности субъекта. Например, он проявляет гнев, радость, огорчение.

4) Побудительная (стимулирующая)функция – стимулирует деятельность, определяет направление поиска для удовлетворения потребности или решения задачи. Например, испытывая страх перед приближающейся машиной, человек ускоряет свое движение через дорогу.

5) Подкрепляющая – влияет на характер мотивации выполняемой деятельности. Быстро и надолго в памяти запечатлеваются значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию. Так, эмоция успеха-неуспеха способна привить любовь или навсегда угасить её к какому-либо виду деятельности.

6) Переключательнаяфункция – обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность, направление деятельности личности. Например, противоречия между инстинктом самосохранения и этических норм — реализуются в борьбе между страхом и чувством долга, страхом и стыдом.

7) Приспособительная (мобилизационная, защитная)функция– выполняет мобилизационную, интегративно-защитную роль, даёт возможность приспособится к окружающим условиям для удовлетворения актуальных потребностей. Так, эмоции сообщают о полезном или вредном воздействии на организм и дают возможность выгодно приспособиться к окружающим условиям.

Опыт № 31.

ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ АКТИВНОСТИ

Тест «САН» — Самочувствие. Активность. Настроение (В.А. Семиченко «Психические состояния». — С.40).

Вводные замечания

Тест даёт возможность оценить функциональное состояние человека – качественную характеристику, складывающуюся из трёх основных составляющих: самочувствия, активности и настроения.

Самочувствие – включает характеристики, отражающие силу, утомление, здоровье: самочувствие хорошее – плохое, чувствую себя сильным – слабым, работоспособным – разбитым и т. д.

Активность – объединяет показатели движения, скорости, темпа протекания функций, процессов: весёлый – грустный, спокойный – озабоченный, бодрый – вялый.

Настроение— включает характеристики полярности составляющих эмоциональное состояние: настроение бодрое – подавленное, активное – пассивное, радостное – грустное.

Цель:выявить уровень активности.

Оборудование: ряд суждений.

Ход работы

  1. Э. дает матрицу — ряд полярных суждений относительно состояния на момент опроса (см. наглядность).
  2. И. по каждой паре характеристик определяет тот балл, который наиболее точно отражает его состояние:

3 более ярко выражено состояние;

Источник

Оцените статью