ЭКСПРЕССИВНЫЙ КОМПОНЕНТ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РЕАГИРОВАНИЯ
Эмоциональные переживания имеют определенное выражение во внешнем поведении человека: в его мимике, пантомимике, речи, жестикуляции. Именно экспрессивные проявления эмоций лучше и осознаются и контролируются человеком. Вместе с тем человек не способен полностью управлять, контролировать внешнее выражение эмоций. Так, с помощью гипноза было выявлено, что человек не может выполнять движение, характерное для одного вида эмоций, и одновременно переживать другую эмоцию. Он либо меняет движение, либо оказывается неспособным испытывать новую, внушенную ему эмоцию (N. Bull, 1951). Кроме того, блокирование (подавление, сдерживание) экспрессивных эмоциональных проявлений (например, в ситуациях, вызывающих страх, но исключающих возможность бегства и т.п.) обычно приводит к появлению состояния эмоционального напряжения.
Все средства эмоциональной экспрессии можно разделить на мимические (выразительные движения лица), речевые (интонация и др.), звуковые (смех, плач и др.), жестикуляционные (выразительные движения рук) и пантомимические (выразительные движения всего тела).
Мимические средства эмоциональной экспрессии. Наибольшей способностью выражать различные оттенки эмоциональных переживаний обладает лицо человека. С помощью мимики, то есть координированных движений глаз, бровей, губ, носа и т.д., человек способен выражать самые сложные и разнообразные эмоции. Лицевая экспрессия является также главным каналом распознавания эмоциональных состояний у других людей.
Рис.55. Характерные черты мимики (по Т. Пидериту):
а — удовольствие; б — настороженность; в — ожесточение; г — гнев;
д — презрение; е — веселость; ж — сильный смех; з — печаль
Одной из первых попыток классификации эмоциональной мимической экспрессии является работа И. Лафатера «Эссе о физиогномике» (1783). Позже, в 1859 году немецкий анатом Т. Пидерит высказывает идею о том, что любое мимическое выражение можно охарактеризовать при помощи нескольких элементарных выразительных движений, и в подтверждение составляет множество схематических рисунков мимических реакций (см. рис. 55).
Однако систематическое изучение эмоциональной экспрессии началось с работы Ч. Дарвина «Выражение эмоций у человека и животных» (1872), в которой был сформулирован тезис об универсальности мимических реакций: все люди обладают некоторым набором универсальных выражений лица, отражающим основные, выработанные в процессе эволюции адаптивные модели. Например, «злоба» выражается нахмуренными бровями, прищуренными глазами и приоткрытым ртом (чтобы были видны зубы) – так наши предки выражали свое намерение укусить противника. Результаты кросс-культурных исследований, а также изучение мимических реакций приматов в целом подтверждают данное предположение Дарвина, однако мимическое выражение не полностью детерминировано врожденными факторами.
Я. Рейковский выделяет следующие основные факторы формирования мимического выражения эмоций: 1) врожденные видотипичные мимические схемы, соответствующие определенным эмоциональным состояниям; 2) приобретенные, заученные, социализированные способы проявления чувств, подлежащие произвольному контролю; 3) индивидуальные экспрессивные особенности, свойственные только данному индивиду.
То, что человек рождается с уже готовым механизмом выражения эмоций с помощью мимики, было выявлено в исследованиях Г. Остера и П. Экмана (1968): все мускулы лица, необходимые для выражения различных эмоций, формируются в период 15-18-й недели внутриутробного развития, а изменения «выражения лица» у эмбриона можно наблюдать уже с 20-й недели. Однако эмоциональный опыт человека гораздо шире опыта его индивидуальных переживаний, о чем свидетельствует бедность мимики у слепых от рождения людей. Эмоциональный опыт человека формируется также в результате эмоциональных сопереживаний, возникающих в общении с другими людьми, и передаваемых, в частности, средствами искусства (литература, живопись). Существует и так называемая конвенциальная мимика как общепринятый в данной культуре способ выражения эмоций. Также у каждого человека есть некоторый характерный только для него репертуар мимических реакций, повторяющихся в самых различных ситуациях: закрывать или широко раскрывать глаза, морщить лоб, открывать рот и т.д.
Первой же попыткой создания шкалы, системы мимических выражений эмоций считается схема Р. Вудвортса (1938). Р. Вудвортс предложил все многообразие эмоциональной экспрессии мимики категоризировать с помощью линейной шкалы со следующими шестью ступенями: 1) любовь, радость, счастье; 2) удивление; 3) страх, страдание; 4) гнев, решимость; 5) отвращение; 6) презрение. Г. Шлосберг (1941), применив классификационную схему Вудвортса при анализе фотографий людей с различными выражениями лица, предположил, что представление шкалы Вудвортса в виде круга с двумя осями будет более подходящим (см. рис. 56): удовольствие-неудовольствие, принятие-непринятие (отвержение).
Рис. 56 . Шкала мимического выражения (по Г. Шлосбергу)
Чем больше расстояние между отдельными эмоциональными категориями на шкале, тем менее сходны соответствующие им мимические выражения. Удаление по оси от края к центру указывает на все более слабое проявление данного мимического выражения эмоции.
Исследования П. Экмана и К. Изарда позволили определить три автономные зоны лица: 1) область лба и бровей; 2) область глаз (глаза, веки, основание носа); 3) нижняя часть лица (нос, щеки, рот, челюсти, подбородок). Как показали эксперименты В. А. Барабанщикова и Т. Н. Малковой (1988) наиболее выразительные мимические проявления локализуются преимущественно в нижней части лица, а наименее выразительные — в области лба-бровей. По их мнению, глаза являются своеобразным смысловым центром лица, где происходит как бы аккумулирование влияния сильных мимических изменений верхней и нижней части. Кроме того, для разных эмоций существуют оптимальные зоны распознавания: для горя и страха – область глаз, гнева – верхняя часть лица, радости и отвращения – нижняя часть лица.
Характерные мимические изменения при различных эмоциях
(соответственно трем зонам лица)
Эмоция | Верхняя часть лица | Глаза | Нижняя часть лица |
Страх | Брови подняты и сдвинуты. Морщины только в центре лба | Верхние веки подняты так, что видна склера, нижние — приподняты и напряжены | Губы растянуты и напряжены |
Удивление | Брови высоко подняты и округлены. Горизонтальные морщины пересекают весь лоб | Верхние веки подняты, а нижние опущены так, что над радужной оболочкой видна склера | Рот раскрыт, губы и зубы разъединены, напряжения или натяжения в области рта нет |
Радость | Брови и лоб спокойные | Верхние веки спокойные, нижние веки приподняты, но не напряжены; под нижними веками морщинки. У наружного края уголков глаз морщинки — «гусиные лапки» | Рот закрыт, уголки губ оттянуты в стороны и приподняты. От носа к внешнему краю губ тянутся морщинки — носогубные складки |
Гнев | Брови опущены и сведены, между бровями вертикальные складки | Верхние веки напряжены, нижние — напряжены и приподняты | Рот закрыт, губы сжаты |
Отвращение | Брови слегка опущены | Верхние веки опущены, нижние веки приподняты, но не напряжены; под нижними веками морщинки | Нос наморщен. Рот закрыт. Верхняя губа поднята, нижняя губа также поднята и выдвинута вверх по направлению к верхней губе |
Горе | Внутренние уголки бровей подняты вверх | Внутренние уголки верхних век приподняты | Рот закрыт, уголки губ опущены, напряжения или натяжения в области рта нет |
Презрение | Одна бровь дугообразно приподнята, на лбу поперечная складка | Веки полуопущены, глаза смотрят вниз | Нижняя губа опущена |
Во временнόм аспекте каждая мимическая реакция, согласно К. Изарду, протекает следующим образом:
1) латентный период — интервал времени от момента стимуляции до начала видимых проявлений реакции;
2) период развертывания – интервал времени от окончания латентного периода до достижения максимального уровня проявления;
3) период кульминации — максимальный уровень эмоциональных проявлений;
4) период спада – интервал времени от кульминации до полного угасания.
Оценив одну или несколько временных характеристик мимической реакции, можно довольно легко отличить искреннюю эмоцию от наигранной. Например, мимическое выражение базовых эмоций длится в среднем от 0,5 до 4 секунд. Мимические выражения, длящиеся меньше 1/3 и больше 10 секунд, бывают достаточно редко, поэтому выход за границы этого временнόго диапазона чаще всего свидетельствует о том, что человек «изображает» эмоцию.
Речевые средства эмоциональной экспрессии. Большое значение во взаимоотношениях людей приобрело выражение эмоций с помощью различных речевых средств. При этом речь может иметь выразительное значение безотносительно и даже в противоречии со смыслом и содержанием произносимых слов.
Основными характеристиками речевой эмоциональной экспрессии являются: интонация, четкость дикции, логическое ударение, темп артикулирования и паузации, чистота звучания голоса, лексическое богатство, свободное и точное выражение мыслей.
Речь в состоянии эмоционального напряжения имеет следующие отличительные особенности:
1) в плане моторной реализации: существенное повышение/понижение громкости речи, убыстрение/замедление темпа речи, более отчетливое произношение, повышение на 50% количества пауз хетизации (сомнения), незавершение фраз;
2) грамматически: увеличение количества существительных и глаголов по сравнению с прилагательными и наречиями, повторы и двусмысленности, нарушения в синтаксическом строении фраз («телеграфный стиль»);
3) лексически: упрощение речи (выбор более коротких слов с наиболее высокой частотностью в языке), увеличение количества слов-паразитов, неологизмов, парафазий (ошибочных употреблений слов);
4) семантически: появление слов со значением семантической безысключительности (вечно, всегда, никогда, никто); речь характеризуется, с одной стороны, большей резкостью в оценках, с другой – нерешительностью (В. П. Белянин, 1999).
Источник
Изучение экспрессивного компонента эмоций методом наблюдения эмоциональной экспрессии
Экспрессивностьюназывается внешнее проявление психического или физического состояния человека, проявляющееся как в его вегетативных, так и в двигательных реакциях.
Мимика – выразительные движение лица.
Поза– выразительные движения тела.
Жест – выразительные движения рук.
Пантомимика – совместные, выразительные движения организма в целом.
Эти компоненты дают возможность получить представление о неконтактном методе оценки эмоционального состояния человека. Этот метод позволяет изучить материал, не предназначенный для психологического анализа (исторические документы, кадры кинохроники).
Различают спонтанную, т. е. непроизвольную и произвольную пантомимику.
Спонтанная возникает независимо от сознательных намерений (внезапный испуг, удивление, ярость).
Произвольная– управляемая человеком эмоциональное состояние, эмоциональная реакция, сознательно передаваемая окружающим. В этом случае эмоциональные проявления выполняют коммуникативную функцию, выступающую в качестве средств невербальной коммуникации (доп. стр.221, Крылов)
Произвольная пантомимика развивается на основе непроизвольной и является результатом жизненного опыта или обучения субъекта. Наиболее информативной является непроизвольная пантомимика.
Г. де Сюпервиль предложил схему выражений лица человека, находящегося в различных, эмоциональных состояний. Она основана на различиях направлений линий, соответствующих физиологическим щелям лица – глазным, носовым и ротовому.
Горизонтальное направление этих линий сообщает лицу спокойное
выражение.
| | ||
|
При косом направлении линий, с наклоном их наружных концов вниз лицо приобретает печальное выражение.
При отклонении линий наружными концами вверх – веселое выражение.
|
Несмотря на условность, эту схему можно принять за «азбуку мимики»
Опыт№30 (страница 206, Крылов).
Распознание эмоций по выражению лица регулирует и определяет взаимопонимание между людьми, поскольку в процессе общения внимание, в основном, сосредоточено на лицах собеседников. Среди других невербальных средств, мимика человека занимает особое место, поскольку изменение лицевых мышц, всегда несет в себе эмоциональную нагрузку, отражая чувства говорящего, что помогает разобраться в эмоциональных проявлениях партнеров по общению.
Существует 7 универсальных эмоциональных проявлений на лице – гнев, отвращение, страх, радость, грусть, удивление, презрение.
Первая методика по методу кодирования, т.е. выявление определённых мимических реакций, была создана американскими психологами П. Экманом и У. Фризеном в 1976 году. В 1988 году методика была усовершенствована П. Экманом и Д. Матсимотой. На сегодняшний день она является единственной методикой, обладающей рядом уникальных характеристик (доп. стр. 221, Крылов).
Функции эмоций
1) Сигнальная (коммуникативная) – функция общения, сигналов о потребностной значимости происходящего. Сообщает человеку о состоянии говорящего, его отношении к окружающей действительности, сопровождается выразительными движениями:
— мимическими (движение мышц лица);
— пантомимическими (движение мышц тела, жесты);
— вегетативными изменениями (потоотделение, покраснение и побледнение кожи), которые ориентируют субъекта совершать необходимые действия, например, избегать опасности, участвовать в продолжение рода.
2) Регулятивная — функция регуляции поведения, т. е. эмоции, оказываясь в основе мотивов деятельности субъекта, направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать препятствия. Когда эмоции достигают крайнего напряжения, происходит их трансформация в такие процессы, как выделение слёзной жидкости, сокращение мимической и дыхательной мускулатуры (плач).
3) Отражательная (оценочная) – оценка хода и результатов деятельности, явлений и событий, которые способствуют или препятствуют осуществлению деятельности субъекта. Например, он проявляет гнев, радость, огорчение.
4) Побудительная (стимулирующая)функция – стимулирует деятельность, определяет направление поиска для удовлетворения потребности или решения задачи. Например, испытывая страх перед приближающейся машиной, человек ускоряет свое движение через дорогу.
5) Подкрепляющая – влияет на характер мотивации выполняемой деятельности. Быстро и надолго в памяти запечатлеваются значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию. Так, эмоция успеха-неуспеха способна привить любовь или навсегда угасить её к какому-либо виду деятельности.
6) Переключательнаяфункция – обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность, направление деятельности личности. Например, противоречия между инстинктом самосохранения и этических норм — реализуются в борьбе между страхом и чувством долга, страхом и стыдом.
7) Приспособительная (мобилизационная, защитная)функция– выполняет мобилизационную, интегративно-защитную роль, даёт возможность приспособится к окружающим условиям для удовлетворения актуальных потребностей. Так, эмоции сообщают о полезном или вредном воздействии на организм и дают возможность выгодно приспособиться к окружающим условиям.
Опыт № 31.
ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ АКТИВНОСТИ
Тест «САН» — Самочувствие. Активность. Настроение (В.А. Семиченко «Психические состояния». — С.40).
Вводные замечания
Тест даёт возможность оценить функциональное состояние человека – качественную характеристику, складывающуюся из трёх основных составляющих: самочувствия, активности и настроения.
Самочувствие – включает характеристики, отражающие силу, утомление, здоровье: самочувствие хорошее – плохое, чувствую себя сильным – слабым, работоспособным – разбитым и т. д.
Активность – объединяет показатели движения, скорости, темпа протекания функций, процессов: весёлый – грустный, спокойный – озабоченный, бодрый – вялый.
Настроение— включает характеристики полярности составляющих эмоциональное состояние: настроение бодрое – подавленное, активное – пассивное, радостное – грустное.
Цель:выявить уровень активности.
Оборудование: ряд суждений.
Ход работы
- Э. дает матрицу — ряд полярных суждений относительно состояния на момент опроса (см. наглядность).
- И. по каждой паре характеристик определяет тот балл, который наиболее точно отражает его состояние:
3 — более ярко выражено состояние;
Источник