Экспресс диагностика эмоционального выгорания педагогов гончарова

Экспресс-диагностика эмоционального выгорания у педагогов (автор О.Л. Гончарова)

Экспресс-диагностика эмоционального выгорания у педагогов

(автор О.Л. Гончарова)

Инструкция: Отметьте галочкой ответ, который Вы считаете наиболее подходящим для себя.

1. К концу рабочего дня я постоянно чувствую сильную усталость

2. К концу рабочего дня я чувствую эмоциональное и физическое истощение

3. К концу рабочего дня я чувствую неосознанное беспокойство

4. К концу рабочего дня я чувствую повышенную тревожность

5. К концу рабочего дня я чувствую нервное напряжение

6. Когда я прихожу с работы у меня не хватает сил на домашние дела

7. После работы дома я очень раздражительна

8. Я долго не могу заснуть,

из-за переживаний, связанных с работой

9. Я тяжело просыпаюсь с утра на работу

10. Моя работа оказывает негативное воздействие на мое здоровье

Обработка и интерпретация результатов. Ответы на каждый вопрос оцениваются по балльной шкале:

«очень часто» – 4 балла;

«иногда» – 2 балла;

«никогда» – 0 баллов.

Чтобы определить показатель эмоционального выгорания, нужно сложить все баллы по вопросам и подсчитать общий суммарный балл.

суммарный показатель до 10 баллов – низкий показатель эмоционального выгорания;

суммарный показатель от 11 до 20 – средний показатель эмоционального выгорания;

суммарный показатель от 21 и более баллов – высокий показатель эмоционального выгорания.

Источник

Методики для диагностики эмоционального выгорания педагогов.
тест по психологии

Этот материал будет полезен педагогам образовательных организаций. С помощью этих методик педагоги смогут провести самодиагностику уровня эмоционального выгорания.

Скачать:

Вложение Размер
Диагностика эмоционального выгорания педагогов 144.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Ушаковская средняя общеобразовательная школа»

для диагностики эмоционального выгорания педагогов

Подготовила: Краюшкина Ольга Владимировна,

педагог-психолог МОУ «Ушаковская СОШ»

г.о. Лотошино Московской области

2021 – 2022 учебный год

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) — это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности. СЭВ — это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы.

  1. Опросник «Профессиональное выгорание»

(Методика Н. Е. Водопьяновой на основе модели

К. Маслач и С. Джексон)

Инструкция: Вам предлагается 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с работой. Пожалуйста, прочтите внимательно каждое утверждение и решите, бывают ли у вас такие мысли и чувства. На бланке для ответов обозначьте, как часто вы испытываете те или иные переживания. Позиция «0» — никогда; позиция «6» — ежедневно. Для этого обведите кружком балл, соответствующий частоте переживаний того или иного чувства.

К концу рабочей недели я чувствую себя эмоционально опустошенным(ой).

К концу рабочего дня я чувствую себя как выжатый лимон.

Я чувствую себя усталым(ой), когда встаю утром и должен (должна) идти на работу.

Результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.

Меня раздражают люди, которые долго и много говорят о своих страхах.

Я чувствую себя энергичным(ой) и эмоционально воодушевленным(ой).

При разговоре с агрессивными учениками я умею находить нужные слова, снижающие их агрессию.

Я чувствую угнетенность и апатию.

Мне нравится успокаивать недоверчивых учеников и помогать им.

В последнее время я стал(а) более черствым(ой) (бесчувственным) по отношению к ученикам.

Ученики, с которыми мне приходится работать, не интересны для меня. Они скорее утомляют, чем радуют меня.

У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление.

У меня все больше жизненных разочарований.

Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня раньше.

Мне безразлично, что думают и чувствуют ученики. Я предпочитаю формальное, без лишних эмоций общение с ними.

Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех.

Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и доверия на уроке.

Я разговариваю без напряжения с любым учеником или родителем (независимо от их амбиций, эмоционального состояния и культуры общения).

Я доволен (довольна) своими жизненными успехами (достижениями).

Я чувствую себя на пределе возможностей.

Я смогу еще много сделать в своей жизни.

Я проявляю к другим людям больше внимания и заботы, чем получаю от них в ответ признательности и благодарности.

Для того чтобы определить уровень выгорания по каждой субшкале ( эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция персональных достижений), необходимо сложить баллы, которые вы поставили к каждому утверждению опросника. См. «Ключ к опроснику профессионального выгорания».

По таблице «Оценка уровней выгорания» можно определить свой уровень выгорания.

Ключ опросника профессионального выгорания

Сумма баллов максимальная

1,2,3,6 * , 8, 13,14,16,20

Редукция персональных достижений

* Отмечен «обратный» вопрос, который считается в обратном порядке, т.е. ответ «ежедневно» соответствует нулевому значению.

Оценка уровней выгорания

Редукция персональных достижений

О наличии высокого уровня выгорания свидетельствуют высокие оценки по субшкалам эмоционального истощения и деперсонализации и низкие – по шкале редукции личных достижений.

Стаж в данной должности_____________________

Редукция личных достижений:_____________

  1. Диагностика уровня эмоционального выгорания (В.В.Бойко)

Эмоциональное выгорание — это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.

Цель: диагностировать механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.

Инструкция: Читайте суждения и отвечайте «да» или «нет». Примите во внимание, что, если в формулировках опросника идет речь о партнерах, то имеются в виду субъекты вашей профессиональной деятельности — родители, учащиеся и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете.

  1. Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.
  2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.
  3. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).
  4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).
  5. Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения — хорошего или плохого.
  6. От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров.
  7. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.
  8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).
  9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.
  10. Моя работа притупляет эмоции.
  11. Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.
  12. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.
  13. Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.
  14. Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения.
  15. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.
  16. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.
  17. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.1

8. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером.

  1. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.
  2. Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.
  3. Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.
  4. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.
  5. Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.
  6. При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.
  7. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.
  8. Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.
  9. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.
  10. У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т. п.
  11. Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.
  12. В общении на работе я придерживаюсь принципа: «не делай людям добра, не получишь зла».
  13. Я охотно рассказываю домашним о своей работе.
  14. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на

результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).

  1. Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.
  2. Я очень переживаю за свою работу.
  3. Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.
  4. При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.
  5. У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем.
  6. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.
  7. Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе.
  8. Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.
  9. Бывают дни, когда контакты с партнерами склады-ваются хуже, чем обычно.
  10. Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) хуже, чем обычно.
  11. Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми
  12. Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела.
  13. Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.
  14. Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами автоматически, без души.
  15. По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.
  16. После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия
  17. На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки.
  18. Успехи в работе вдохновляют меня.
  19. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной (почти безысходной).
  20. Я потерял покой из-за работы.
  21. На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера(ов).
  22. Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу
  23. Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.
  24. Я часто работаю через силу.
  25. Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.
  26. В работе с людьми руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье.
  27. Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать
  28. После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.
  29. Контингент партнеров, с которым я работаю, очень трудный.
  30. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.
  31. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.
  32. Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы.
  33. Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной.
  34. Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.

7. Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами.

  1. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.
  2. Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.
  3. Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.
  4. Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.
  5. Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.
  6. Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.
  7. Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.
  8. Моя карьера сложилась удачно.
  9. Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.
  10. Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.
  11. Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.
  12. Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями.
  13. Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.
  14. Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.
  15. Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе я утратил интерес, живое чувство.
  16. Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессионала -обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.
  17. Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.

В соответствии с «ключом» осуществляются следующие подсчеты:

  1. определяется сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов «выгорания»,
  2. подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из 3-х фаз формирования «выгорания»,
  3. находится итоговый показатель синдрома «эмоционального выгорания» — сумма показателей всех 12-ти симптомов.
  1. Переживание психотравмирующих обстоятельств: +1(2), +13(3), +25(2),- 37(3), +49(10), +61(5), -73(5)

2. Неудовлетворенность собой:-2(3), +14(2), +26(2), -38(10), -50(5), +62(5), +74(3)

3. «Загнанность в клетку»:+3(10), +15(5), +27(2), +39(2), +51(5), +63(1), -75(5)

4. Тревога и депрессия:+4(2), +16(3), +28(5), +40(5), +52(10), +64(2), +76(3)

  1. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование:+5(5), — 7(3), +29(10), +41(2), +53(2), +65(3), +77(5)2.
  2. Эмоционально-нравственная дезориентация: +6(10), -18(3), +30(3), +42(5), +54(2), +66(2), -78(5)
  3. Расширение сферы экономии эмоций:+7(2), +19(10), -31(2), +43(5), +55(3), +67(3), -79(5)
  4. Редукция профессиональных обязанностей: +8(5), +20(5), +32(2), — 4(2), +56(3), +68(3), +80(10)

1. Эмоциональный дефицит:+9(3), +21(2), +33(5), -45(5), +57(3), -69(10), +81(2)

2. Эмоциональная отстраненность:+10(2), +22(3), -34(2), +46(3), +58(5), +70(5), +82(10)

  1. Личностная отстраненность (деперсонализация): +11(5), +23(3), +35(3),
  1. Психосоматические и психовегетативные нарушения: +12(3), +24(2),

Предложенная методика дает подробную картину синдрома

«эмоционального выгорания». Прежде всего, надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы.

Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:

9 и менее баллов — не сложившийся симптом,

10-15 баллов — складывающийся симптом,

16 и более — сложившийся.

Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме «эмоционального выгорания».

Методика позволяет увидеть ведущие симптомы «выгорания».

Существенно важно отметить, к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число.

Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса — осмысление показателей фаз развития стресса — «напряжение», «резистенция» и

«истощение». В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов.

Однако сопоставление баллов, полученных для фаз, не правомерно, ибо не

свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления существенно разные — реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы.

По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени:

36 и менее баллов — фаза не сформировалась;

37-60 баллов — фаза в стадии формирования;

61 и более баллов — сформировавшаяся фаза.

Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности и, что не менее важно,

наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции.

Освещаются следующие вопросы:

  • какие симптомы доминируют;
  • какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается «истощение»;
  • объяснимо ли «истощение» (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику

«выгорания», или субъективными факторами;

  • какой симптом (какие симптомы) более всего отягощают эмоциональное состояние личности
  • каких направлениях надо влиять на производственную обстановку, чтобы снизить нервное напряжение;
  • какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат

коррекции, чтобы эмоциональное «выгорание» не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам.

Теория для интерпретации

В. Бойко выделяет три фазы синдрома эмоционального выгорания:

  1. Напряжение – характеризуется ощущением эмоционального истощения, усталости, вызванной собственной профессиональной деятельностью.

Проявляется в таких симптомах:

  • переживание психотравмирующих обстоятельств (человек воспринимает условия работы и профессиональные межличностные отношения как психотравмирующие);
  • недовольство собой (недовольство собственной профессиональной деятельностью и собой как профессионалом);
  • «загнанность в тупик» – ощущение безвыходности ситуации, желание изменить работу или вообще профессиональную деятельность;
  • тревога и депрессия – развитие тревожности в профессиональной деятельности, повышение нервности, депрессивные настроения.
  1. «Резистенция» – характеризуется избыточным эмоциональным истощением, которое провоцирует развитие и возникновения защитных реакций, которые делают человека эмоционально закрытым, отстраненным, безразличным. На таком фоне любое эмоциональное привлечение к профессиональной деятельности и коммуникации вызывает у человека чувство избыточного переутомления.

Проявляется в таких симптомах:

  • Неадекватное выборочное эмоциональное реагирование – не контролированное влияние настроения на профессиональные отношения;
  • Эмоционально-моральная дезориентация – развитие безразличия в профессиональных отношениях;
  • Расширение сферы экономии эмоций – эмоциональная замкнутость, отчуждение, желание прекратить любые коммуникации;
  • Редукция профессиональных обязанностей – свертывание профессиональной деятельности, стремление как можно меньше времени тратить на выполнение профессиональных обязанностей.
  1. «Истощение» – характеризуется психофизическим переутомлением человека, опустошенностью, нивелированием собственных профессиональных достижений, нарушением профессиональных коммуникаций, развитием циничного отношения к тем, с кем приходится общаться, развитием психосоматических нарушений. Проявляется в таких симптомах:
  • Эмоциональный дефицит – развитие эмоциональной бесчувственности на фоне переутомления, минимизация эмоционального вклада в работу, автоматизм и опустошение человека при выполнении профессиональных обязанностей;
  • Эмоциональное отчуждение – создание защитного барьера в профессиональных коммуникациях;
  • Личностное отчуждение (деперсонализация) – нарушение профессиональных отношений, развитие циничного отношения к тем, с кем приходится общаться;
  • Психосоматические нарушения – ухудшение физического самочувствия, развитие таких психосоматических нарушений, как расстройства сна, головная боль, проблемы с давлением.
  1. Диагностика уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко (в модиф. Е.Ильина)

Вам предлагается ряд утверждений, по каждому выскажите свое мнение. Если вы согласны с утверждением, поставьте около соответствующего ему номера в бланке для ответов знак «+» («да»), если не согласны – то знак « – « («нет»).

  1. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.
  2. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).
  3. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее
  1. Моя работа притупляет эмоции.
  2. Я откровенно устал от проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.
  3. Работа приносит мне все больше удовлетворения.
  4. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.
  5. Из-за усталости или напряжения я уделяю своим делам меньше внимания, чем положено.
  6. Я спокойно воспринимаю претензии ко мне начальства и коллег по работе.
  7. Общение с коллегами по работе побуждает меня сторониться людей.
  8. Мне все труднее устанавливать и поддерживать контакты с коллегами.
  9. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.
  10. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы.
  11. Я очень переживаю за свою работу.
  12. Коллегам по работе я уделяю внимания больше, чем получаю от них.
  13. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.
  14. Последнее время меня преследуют неудачи на работе.
  15. Я обычно проявляю интерес к коллегам и помимо того, что касается дела.
  16. Я иногда ловлю себя на мысли, что работаю автоматически, без души.
  17. По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.
  18. Успехи в работе вдохновляют меня.
  19. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется почти безвыходной.
  20. Я часто работаю через силу.
  21. В работе с людьми я руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье.
  22. Иногда я иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.
  23. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.
  24. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.
  25. Обычно я тороплю время: скорее бы рабочий день кончился.
  26. Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.
  27. Моя работа меня очень разочаровала.
  28. Мои требования к выполняемой работе выше, чем-то, чего я достигаю в силу обстоятельств.
  29. Моя карьера сложилась удачно.
  30. Если предоставляется возможность, я уделяю работе меньше внимания, но так, чтобы этого никто не заметил.
  31. Ко всему, что происходит на работе, я утратил интерес.
  32. Моя работа плохо на меня повлияла – обозлила, притупила эмоции, сделала нервным.

Источник

Читайте также:  Не показывай эмоции не чувствуй боль
Оцените статью