Эксперименты с чувствами для детей

Опытно-экспериментальная деятельность по формированию основ здорового образа жизни «Наши помощники — органы чувств»

Светлана Авилочкина
Опытно-экспериментальная деятельность по формированию основ здорового образа жизни «Наши помощники — органы чувств»

Наши помощники – органы чувств

Цель: формировать осознанное отношение к соблюдению культурно-гигиенических требований, здоровьесберегающее поведение в повседневной жизни, эмоциональное благополучие, социальные навыки, уверенность в себе.

Задачи: — дать представление о значении органов чувств жизнедеятельности человека, условиях их нормального функционирования.

— развивать умение проводить простейшие опыты и эксперименты.

формировать умения устанавливать причинно-следственные связи между своим поведением и его возможным последствиям.

— уметь объяснять, выражая в речи, свое здоровьесберегающее и здоровье укрепляющее поведение.

— развивать дружеские взаимоотношения при общении в повседневной жизни.

Ожидаемый результат: — дети умеют планировать свое поведение по сохранению здоровья и предвидят его результат.

— могут объяснять, что мы можем воспринимать окружающий мир с помощью органов чувств

— умеют ухаживать за органами чувств

Оборудование: Контейнеры, пластиковые стаканы, термометр, воронки, вата, лист бумаги, картон, коробка, предметы, фрукты, лимон, лук, конфета, огурец соленый, чеснок, укроп, хлеб.

Ребята, у меня сегодня хорошее настроение и я хотела бы передать его вам. Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и подарим улыбку, чтобы весь мир вокруг нас стал светлее и прекраснее! Улыбка приносит определенную пользу здоровью человека. Она успокаивает, улучшает работу сердца.

Слово «Здоровье», на какое вежливое слово похоже? (Здравствуйте).

Когда люди здороваются, они желают друг другу здоровья.

К нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся.

Воспитатель: Давайте поздороваемся со всем, что нас окружает?

Здравствуй, небесная вышина!

Здравствуй, морская глубина!

Здравствуй, земная ширина!

Ребята, давайте вспомним, как мы шли сегодня в детский сад. Скажите, что вы видели по дороге? (деревья, цветы, траву, людей и т. д.) Что вы слышали? (голоса людей, птиц, звуки насекомых и т. д.) Что вы чувствовали? (тепло рук, тепло солнечных лучей и т. д.)

Глаза даны — чтоб видеть,

А уши – чтобы слышать,

Язык во рту – чтоб вкус понять,

А носик – запах различать.

Воспитатель: О чем мы будем говорить сегодня? (об органах чувств)

Какие органы чувств вы знаете? (глаза, уши, нос, язык, кожа)

Для чего нам нужны органы чувств? Ответы детей.

Вывод: Человек воспринимает окружающий мир разными органами чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус).

Сегодня мы с вами будем учеными. Кто такие ученые? (это люди, которые занимаются изучением какой-нибудь науки, они ставят опыты, проводят эксперименты). Сегодня мы будем изучать себя, будем ставить опыты, эксперименты. Для этого мы побываем в разных лабораториях, где проводят исследования органов чувств. За правильный ответ вы будете получать приз – витамину. Если соберёте все витамины, вас ждет сюрприз.

Вот мы с вами в первой лаборатории.

Воспитатель: Зачем человеку глаза? (чтобы видеть красоту окружающего мира)

Глаза – это один из ценнейших органов чувств человека и эта способность называется зрением.

Опыт № 1: «Что я вижу одним глазом?»

Цель: помочь определить качество зрения при использовании обоих глаз.

Выполнение эксперимента: Одному из детей, сидящему в центре, завязывают один глаз и просят, держа голову прямо и не поворачивая ее, назвать всех детей, которых он может увидеть. Далее воспитатель развязывает глаз ребенка и просит назвать теперь детей, которых он видит теперь. Затем другой ребенок – завязывает другой глаз и смотрит, что видит теперь.

Вопрос воспитателя: Они видят то же самое или другое? (ответы детей)

Вывод: Двумя глазами охватывается большая плоскость наблюдения.

Нужно беречь свои глаза? (да)

Зачем это делать?

В каких случаях может возникнуть повреждение глаза?

Как надо беречь свои глаза?

Правила: Не держи острые предметы острием вверх.

Не читай и не рассматривай картинки в книге лежа.

Сиди за столом правильно, проверяй себя.

Смотри телевизор не далекого и не близкого расстояния.

Не рисуй, не рассматривай картинки в темной комнате, садись ближе к свету.

Гимнастика для глаз

Солнечный мой заинька

Прыгни на ладошку Дети вытягивают вперед в ладошку

Солнечный мой заинька

Маленький, как крошка Ставят на ладонь указательный палец другой руки

Прыг на носик, на плечо.

Ой, как стало горячо!

Прыг на лобик, и опять Прослеживают взглядом движение пальца, которым медленно прикасаются сначала к носу, вновь отводят вперед, затем последовательно дотрагиваются до одного плеча, лба и другого плеча, каждый раз отводят палец перед собой.

На плече давай скакать Голова все время находится в фиксированном положении

Вот закрыли мы глаза

А солнышко играет:

Щечки теплыми лучами

Нежно согревает Закрывают глаза ладонями.

Читайте также:  Если причина бесплодия стресс

Воспитатель: Мы узнали, что глаза наши помощники, а какие есть еще помощники? (орган слуха — уши) Звучат звуки природы.

Что помогает человеку слышать звуки? (уши)

Опыт № 2: «Как мы слышим».

Выполнение эксперимента: Берем воронку, представим, что это ухо. Широкая часть воронки – ушная раковина, узкая — наружный слуховой аппарат. Вода – это звук. Картон – барабанная перепонка. Льется вода на картон через воронку (дети должны слышать звук – удар воды о картон). Представим, что произошёл разрыв барабанной перепонки (делаем разрыв в картоне, при котором вода должна литься без изменения).

Как вы думаете, уши – важный орган? (ответы)

Проблемная ситуация: Решение логической задачи.

«Однажды со мной был такой случай. Я ехала в маршрутном такси. Шофер включил очень громкую музыку. Мне стало очень страшно». Почему? (Ответы)

Что необходимо делать, чтобы не болели уши?

Правила: носить в холодную погоду шапку, гигиена носа, не вставлять предметы в ухо, мыть уши.

Стихотворение Эммы Мошковской:

Доктор, доктор, как нам быть?

Уши мыть или не мыть?

Если мыть, то как нам быть?

Часто мыть или по реже?

Отвечает доктор гневно:

Еже – еже – ежедневно.

Чтобы уши не болели

Разомнём мы их сначала Пальцами мягко разминаем ушную раковину

Все сгибаем, отпускаем

И опять все повторяем Пальцами сгибают ухо и отпускают его

По уху пальчиком ведем Проводят указательным пальцем по краю ушной раковины

И ладошкой прижимаем,

Сильно-сильно растираем. Ладонями энергично растирают уши

Воспитатель: давайте назовем еще один орган чувств? (Орган обоняния — нос)

Свойство человеческого носа ощущать запахи называется обонянием. Как обоняние помогает нам в жизни? (с его помощью различаются запахи)

«Для чего нам нужен нос?

Это ведь большой вопрос.

Чтобы нюхать все на свете

Знают взрослые и дети».

Какие запахи бывают? (сильные, слабые, приятные, резкие)

Может ли запах предупредить об опасности? (испорченные продукты, утечка газа, при пожаре, подгорела еда на плите)

Опыт № 3: «Определение предметов и продуктов по запаху».

Выполнение эксперимента: Продукт или предмет можно узнать по запаху не видя его. В контейнерах с отверстиями положить разные образцы продуктов и предметов со специфическим запахом. Предложить детям по запаху определить, что конкретно прячется в данном контейнере.

Правила: не засовывать мелкие предметы в нос, беречься от простуд.

Какой орган чувств мы еще с вами не назвали? (орган вкуса — язык)

С помощью языка мы ощущаем вкус пищи. Какой бывает вкус? (горький, сладкий, кислый, соленый)

Опыт № 4: «Определи продукт и его вкус».

Цель: Определить на вкус, что за пищу вы пробуете?

Выполнение эксперимента: Дети закрывают глаза, пробуют продукты, имеющие разный вкус. Как вы думаете, что это было? И какого вкуса?

Но вот мы оказались в последней лаборатории, здесь изучают орган чувств, который отвечает за осязание. Чем мы с вами ощущаем прикосновение? (кожей) А где самая чувствительная кожа? (на пальцах)

Что за чудо — чудеса!

Раз-рука и два — рука

Вот ладошка левая,

Вот ладошка правая,

И скажу вам, не тая,

Руки всем нужны, друзья!

Ребята, для чего нужны нам руки?

За осязание отвечает самый большой орган нашего организма – кожа. В коже находятся рецепторы, которые воспринимают давление, боль, тепло, холод. Что мы можем чувствовать кожей? (Холод, тепло, твердое, мягкое, гладкое, шершавое).

Опыт № 5: «Ящик ощущений».

Выполнение эксперимента: Дети опускают в ящик руку и определяют, какой на ощупь предмет (твердый, мягкий, гладкий, шершавый).

Опыт № 6: «Рукам своим не верю».

Выполнение эксперимента: Три миски с водой – холодной, горячей, комнатной температуры. Одна рука опускается в холодную воду, другая рука опускается горячую. Затем обе руки опускают в миску с водой комнатной температуры. И та рука, что находилась в холодной воде, чувствует тепло, а та рука, что находилась в горячей воде, чувствует холод.

Правила: держать руки в чистоте.

Командная игра: «Какими способами можно очистить руки от грязи?»

Вот и закончились наши исследования. Было очень приятно работать с умными, наблюдательными и заботливыми исследователями. Кто же они наши помощники, без которых нам не обойтись? (органы чувств) Давайте в заключение поиграем в игру «Вопрос-ответ».

Какой орган определяет, что трава зеленая, а шар круглый? (глаза — орган зрения)

Какой орган узнает, что лед холодный? (кожа-орган осязания)

Какой орган определяет, что конфета была вкусная? (язык-орган вкуса)

Какой орган определяет, что на кухне испекли вкусные пирожки? (нос-орган обоняния)

Какой орган определяет, где звучит музыка? (ухо-орган слуха)

Мы узнали очень много интересного о них. Мы должны беречь их и ухаживать за ними. Вы справились со всеми моими заданиями, и дарю вам обещанный сюрприз (педагог вручает вазу с фруктами).

А теперь мы улыбнемся,

Крепко за руки возьмёмся.

Скажем всем мы до свиданья.

Читайте также:  За сколько времени человек чувствует свою смерть

«Наши помощники органы чувств» Наши помощники – органы чувств. Цель: Закрепить знания об органах чувств. Уточнить, какое значение для человека имеют слух, зрение, вкус,.

«Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни» Конспект родительского собрания в нетрадиционной форме. «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни» 1. Организационный момент. Вступительное.

Конспект НОД по обучению детей здоровому образу жизни в старшей группе «К нам в гости пришёл доктор Айболит» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №31 «Буратино» станицы Юго — Северной муниципального образования.

Конспект образовательной проблемно-игровой и практической ситуации «Наши умные помощники — органы чувств» Задачи: — формировать у детей представление о роли органов чувств в восприятии окружающего мира, о том, что для нормального функционирования.

Конспект занятия по формированию здорового образа жизни «Витаминки» Цель: воспитать заботливое отношение к своему здоровью. Задачи: закрепление знания детей о витаминах А,В,С и их значении для организма.

Коррекционно-развивающее занятие для детей младшего школьного возраста «Органы чувств — наши помощники» Цель: обучить детей пользоваться и выделять признаки предметов, используя органы чувств. Психолог. — Как вы понимаете выражение «органы.

Анализ открытого занятия по познавательному развитию в средней группе «Наши помощники — органы чувств» Я, —, воспитатель МБДОУ Д/с № присутствовала на занятии у Волченко Светланы Викторовны воспитателя МБДОУ Д/с № 31, 18.03.2014г.

Проект «Наши помощники — органы чувств» Авторы проекта: Колоскова Т. Н. Тип проекта. По доминирующей в проекте деятельности: информационный, практико – ориентированный, игровой.

Роль родителей в приобщении детей к здоровому образу жизни Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период закладывается фундамент здоровья. Здоровье.

Сценарий ярмарки по здоровому образу жизни Цель: Формирование национального самосознания, уважение к историческому прошлому России. Задачи: 1. Воспитание уважения к родному краю,.

Источник

Конспект ОД по экспериментированию на тему «Органы чувств» в подготовительной группе

Татьяна Казанцева
Конспект ОД по экспериментированию на тему «Органы чувств» в подготовительной группе

Цель:обобщить имеющиеся у детей знания о функции органов, сформировать представление о том, что каждый орган имеет большое значение для него.

Задачи: — уточнить с помощью опытов, для чего нужны те или иные органы;

— развивать способность приобретать знания путем наблюдения и экспериментирования;

— учить проводить эксперименты, объектом которых является человек.

Материалы и оборудование: презентация, ширма и за ней предметы, с помощью которых он демонстрирует бытовые звуки (стакан пустой, стакан с водой, бумага, ключи, 2 деревянные ложки, предметы, с помощью которых можно извлекать звуки; аудиозаписи звуков и музыкальной игры; баночки с ароматами; чудесный мешочек с фруктами и овощами; рукавицы; стаканчики со сладкой, соленой и кислой водой; одноразовые ложки.

Ход проведения экспериментов:

Воспитатель: Наше занятие будет посвящено верным помощникам людей, которые помогают нам узнавать все об окружающем мире. Как вы думаете, что это за помощники?

— Все верно, язык, нос, уши, глаза, кожа – являются верными помощниками человека и называются они – органы чувств (слайд 2)

Опыт 1 «Глаза – органы зрения» (слайд 3)

Воспитатель: Сейчас к столу подойдет три человека

(на столе лежит 3 зеркала, воспитатель предлагает детям посмотреться в зеркала)

— Ребята, что вы увидели в зеркале?

— А теперь закройте глаза и скажите, что вы увидели?

— Ребята, давайте посмотрим друг другу в глаза, они у всех одинаковые?

— Какие у вас глаза по цвету? (слайд 4)

Воспитатель: Наши глаза хоть и разного цвета, но цвета различают одинаково, давайте проверим

(воспитатель показывает палитру слайд 5)

— Что вы видите? Назовите цвета красок

(дети по очереди называют цвета)

Воспитатель: Молодцы! Вот как важны и нужны глаза. Берегите их, чтобы они надолго оставались вашими помощниками. А как беречь, знаете?

— Что мы можем делать с помощью глаз?

Вывод: Глаза – это органы зрения.

Опыт 2 «Уши – это органы слуха» (слайд 7)

Воспитатель: Закройте глаза. Что вы слышите?

(запись с разными звуками: пение птиц, плач ребенка, лай собаки, дети определяют и называют услышанные звуки)

— А теперь откройте глаза

(за ширмой воспитатель издает звуки при помощи предметов: шуршит бумагой, переливает воду, стучит деревянными ложками, стучит по стакану с водой и т. д., дети с открытыми глазами угадывают звуки)

— Что помогло вам услышать эти звуки?

— Правильно, уши. Уши берегут нас от опасностей, помогают нам слышать даже тогда, когда глаза спят.

Воспитатель: А какие звуки легче слышать? Громкие или тихие?

(воспитатель стучит деревянными ложками, то громко, то тихо)

— А как беречь уши, знаете?

— Очень важно иметь здоровые уши. Что мы можем делать с помощью ушей?

— Как сберечь уши?

(ответы детей, слайд 8)

Вывод: Уши – это органы слуха

Читайте также:  Кто может запретить мне чувствовать

Динамическая пауза «Самолет»

(под музыку дети вместе с воспитателем выполняют движения, согласно тексту в песне)

Опыт 3 «Нос – это орган обоняния» (слайд 9)

Воспитатель: Перед нами баночки, а что в этих баночках нам нужно определить. При помощи чего можно определить?

— Правильно, при помощи носа. Нос – это орган обоняния (слово повторяем хором, несколько раз, так как слово новое, неизвестное)

— Давайте попробуем определить по запаху, что же находится в банках

(в баночках кусочки огурца, апельсина, лимона, чеснока, аромат духов)

— Носик, носик угадай! Чем же пахнет ты узнай?

— Молодцы! А когда мы перестаем чувствовать запахи?

(во время насморка, нос перестает дышать)

— Так зачем же на нужен нос?

(для дыхания, различать запахи)

— Без дыхания нет жизни. А как беречь нос?

Вывод: Нос – это орган обоняния. Обоняние – это ощущение запаха, способность определять запах веществ, рассеянных в воздухе.

Опыт 4 «Язык – это орган вкуса» (слайд 10)

Воспитатель: Сожмите губы пальцами и скажите: «мама», «папа», «меня зовут…»

— Для чего нужен рот?

— Молодцы, а какой орган живет во рту?

— А хотите узнать для чего нужен язык?

(на столе у воспитателя растворы: сладкий и кислый, дети одноразовыми ложками пробуют)

— Что вы почувствовали?

Вывод: Язык – это орган вкуса, с помощью него мы можем распознавать вкусы.

Опыт 5 «Кожа – это орган осязания»

Воспитатель: Отгадайте загадку

Мы в нее зимой и летом

С головы до ног одеты.

Даже ночью снять не можем,

Потому что это…. (кожа)

— Правильно, кожа, а для чего она нужна человеку, мы с вами сейчас узнаем

(в руках у воспитателя чудесный мешочек, дети определяют, что внутри)

— Молодцы, справились с заданием, с помощью чего выполнили это задание?

— А теперь сделаем тоже, только на руки оденем рукавицы

(дети пытаются определить, что внутри)

— Правильно, через рукавицы определить предметы невозможно. Попробуйте, пальцами ущипнуть себя за руку, что вы почувствовали?

— Кожа защищает наш организм, поэтому ее нужно беречь. Как вы думаете, как беречь?

Вывод: Кожа – это орган осязания. Осязание – это способность человека чувствовать

Воспитатель: Вот и закончились наши исследования. Сейчас мы сможем ответить на вопрос: какие верные помощники нам помогают познавать окружающий мир?

(ответы детей, слайд 12)

Дидактическая игра «Как мы все узнаем?»

1. Какой орган определяет, что трава зеленая?

2. Какой орган узнает, что комар больно кусается?

3. Какой орган слышит, как мама зовет обедать?

4. Какой орган определяет, что торт был вкусным?

5. Какой орган сразу чувствует, что в котлеты положен чеснок, еще не попробовав их на вкус?

6. Какими двумя словами называются все эти органы?

Прикреплённые файлы:

yeksperiment_4ct1d.pptx | 5304,93 Кб

«Органы чувств на службе у тебя. Зрение». Конспект занятия для старшей группы Цель: закрепить представление детей об органах чувств человека, сформировать знания о значении глаз в жизнедеятельности человека, правилах.

«Что мы знаем о воздухе?» Конспект интегрированного занятия по экспериментированию в подготовительной группе Интегрированное занятие по экспериментированию в подготовительной группе. Тема: «Что мы знаем о воздухе?» Познавательно-исследовательская.

Конспект игры-экспериментирования во второй младшей группе «Наши помощники — органы чувств» Цель: формирование у детей представлений об органах чувств и их назначением. Задачи: 1. Воспитательные: • воспитывать доброжелательное отношение.

Конспект НОД по познавательному развитию «Все должны об этом знать: чувств у человека — пять!» в подготовительной группе Цель: Познакомить детей со строением собственного тела. Задачи: Образовательные: 1. Познакомить с пятью чувствами, которые помогают нам.

Конспект НОД по экспериментированию в подготовительной к школе группе Опыт «Тонет – не тонет, плавает». Цель: приобщать к навыкам экспериментирования; высказывать предположения, делать выводы, подвести.

Конспект НОД по экспериментированию в подготовительной к школе группе «Путешествие в Воздушное Королевство» Дошкольный возраст — важный этап на пути к познанию природы, на котором взрослым тоже найдется место. Тысяча вопросов задают маленькие Почемучки,.

Конспект НОД по ЗОЖ «Внутренние органы человека» в подготовительной к школе группе Конспект НОД по ЗОЖ в подготовительной к школе группе. Тема: «Внутренние органы человека» Цель: Ознакомление детей дошкольного возраста.

Конспект НОД с детьми младшего дошкольного возраста (средняя группа) «Наши помощники — органы чувств» Конспект непрерывно — образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста (средняя группа) «Наши помощники – органы чувств».

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «Органы чувств» Предмет : Окружающий мир УМК: «Школа России» Тип урока : объяснение нового материала Тема : «Органы чувств» Цель: дать полное представление.

Конспект НОД в подготовительной группе по экспериментированию «Магнит и его свойства» Тема: «Магнит и его свойства». Цель: Образовательные: Формировать у детей представления о магните. Систематизировать знания детей о магните.

Источник

Оцените статью