- LiveInternetLiveInternet
- —Поиск по дневнику
- —Подписка по e-mail
- —Постоянные читатели
- —Статистика
- К вопросу о Памяти
- Исследовательская работа «Влияние эмоционального состояния на запоминание и воспроизведение информации»
- Факторы эффективности памяти
- Факторы, влияющие на эффективность запоминания
- Факторы, влияющие на эффективность сохранения
- Эффект конгруэнтности
LiveInternetLiveInternet
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Постоянные читатели
—Статистика
К вопросу о Памяти
Cообщение скрыто для удобства комментирования.
Прочитать сообщение
Основная закономерность 3абывания, установленная Г. Эббингаузом , состоит в быстром его ходе непосредственно после заучивания и постепенном замедлении с течением времени. 3. зависит также от содержания, объема материала, его эмоциональной окраски, частоты применения и статуса применения в деятельности.
3абывание. оказывается тем более глубоким, чем реже данный материал включается в деятельность субъекта. Включение материала в деятельность — надежное средство борьбы с 3.
По 3. Фрейду, в основе 3. лежит мотив отрицания неприятных впечатлений.этот механизм вытеснения (repression) основатель психоанализа сравнивает с рефлексом бегства при болезненных раздражителей..Согласно теории Фрейда, некоторые воспоминания обладают настолько высоким потенциалом тревожности, что их следует держать за пределами сознательного разума.
Это объяснение в целом не имеет экспериментального подтверждения из-за серьезных этических проблем, связанных с подобными экспериментами.
Исследования в современной когнитивной психологии поддерживают не только идею множественности хранилищ и множественности механизмов (причин и факторов) 3., но также и идею характерных для каждого из хранилищ специфических механизмов 3. Напр., в сенсорном регистре потеря информации обязана, прежде всего, быстрому угасанию следа; в долговременной памяти действуют механизмы вытеснения, интерференционного торможения и утраты ключей, или признаков, необходимых для поиска (и доступа к) нужной информации; в кратковременной памяти в дополнение к угасанию важную роль играет фактор переполнения и вытеснения старых элементов новыми.
Эксперименты студентки Курта Левина Г. В. Биренбаум показали, что намерение что-то сделать забывается, если оно замещается однородным действием,т.к. намерение не автономно, но связано с целостной структурой действий и сферой личности.
ВНИМАНИЕ
1)Определение внимания,его кретерии.Место внимания в структуре психических функция
2)Виды внимания и его свойства
3)Исследование внимания в психологии сознания
4)Активность внимания,моторные компоненты внимания
5)Социальное развитие внимания
6)Внимание как высшая психическая функция
7)Связь внимания с потребностями и мотивами
8)Опыты Черри.Модели ранней селекции
9)Модели поздней селекции,представление о работе словаря.Семантическая обработка информации
ПАМЯТЬ
1)Процессы памяти.Феномен памяти.Виды памяти.Место памяти. (Рубинштейн)
2)Исследование памяти в психологии сознания (Герман,Эбенгауз)
3)Исследование механизмов забывания в разных психологических школах (Фрейд,Эбенгауз, школа Курта Левина- Биренбаум (забывание намерений)( Эксперименты Биренбаум показали, что намерение что-то сделать забывается, если оно замещается однородным действием.) ;когнитивная психология).
4)Память как высшая психическая функция (Выготский,Леонтьев).Параллерограм развития для функции памяти Леонтьева.
5)Исследование влияния минимической задачи на запоминание (Зинченко,Смирнов).Произвольное и не произвольное внимание.Опыты с детьми Зинченко(двойные карточьки).
6)Исследование памяти в когнитивной психологиии.(Теория уровневой переработки информации)-Крейк и Локхарт.Понятие Эксплицитной и имплицитной памяти.Эксперимент Бродбента и Берри с фабрикой по производству сахара;эксперимент нейрофизиолога Пенфилда.
7) Сенсорный регистр.Иконическая и Эхоническая память.Эксперименты.Исследования.Опыты Сперлинга .
8)Кратковременная паямть.Механизм сохранения,функции.Ислледования.
9)Память как конструктивный творческий процесс (Барлет.опыты с запоминанием рассказа.)современные исследования творческого компонента памяти. Структура эпиозодической памяти.Значение личьностных установок
10)Амнезии.Механизм забывания (Рибо,Корсаков.Блонский-механизмы амнезии,закон регресии.)
11). Понятие Квазипотребности и психологического поля в теории Курта Левина.Эффект Зейгарник, опыты Биренбаум
12)Память как социальная функция (Пьер Жане).Узлы Кипу.Влияние работ Пьера Жане на культурно-историческую теорию развития памяти Выготского.
13) Долговременная память. Общее представление о структуре долговременной памяти.
В тех случаях,когда возбуждение «зашкаливает»,следы памяти разрушаются.По данным психологов,работающих в сфере криминалистики,около половины преступников не могут сколько-нибудь точьно припомнить момент совершения преступления.Тоже происходит и с жертвами насилия.Элизабет Лофтус был описан «эффект оружия».
Испытуемые приглашались для проведения исследования в лабораторию. Возле двери стояла скамейка,на которую их просили присесть и подождать несколько минут,до тех пор пока всё будет готово к проведению эксперимента.Представители одной группы испытуемых слышали,как за дверью идёт обсуждение неполадок в компьюторе,потом дверь открывалась,из неё выходил человек с каким-то прибором в руках,здоровался и удалялся.Другая группа слышала, как из-за двери доносился шум борьбы,крики и стоны.Потом дверь распахивалась,и из неё выскакивал человек с огромным окровавленным ножом в руках(конечьно,это была всего лишь краска).Впоследствии представителей обеих грпп просили,как можно подробнее вспомнить,что они видели.Группа,пережившая стресс,т.е. те,кто повстречался с актёром-«преступником»,могли воспроизвести значительно меньше деталей события и ошибались при опознании виденного человека,т.к. их внимание было полностью сконцентрированно на «оружии». По мнению Лофтус,»эффект оружия» препятствует эффективному опознанию преступников жертвами преступлений
Источник
Исследовательская работа «Влияние эмоционального состояния на запоминание и воспроизведение информации»
Автор: Родионова Анна Андреевна
Место работы/учебы (аффилиация): Школа №1520 им. Капцовых г. Москвы, 10 класс
Научный руководитель: Соловков Дмитрий Андреевич, учитель биологии и химии, к.б.н.
Мы считаем данную тему актуальной, так как, несмотря на то, что исследования данной проблематики проводились довольно давно и проводятся до сих пор, нет четкого и универсального толкования, которое говорило бы о том, что и как влияет на процесс запоминания и эмоциональную окраску информации. Стоит отметить, что эмоции, эмоциональное состояние и настроение, употреблены в качестве синонимов, под ними подразумевается личные переживания как положительные, так и отрицательные, которые могут меняться под воздействием внутренних или внешних факторов.
Цель проекта: исследовать связь между настроением индивида и эффективностью запоминания эмоционально окрашенной информации.
Задачи проекта:
- Анализ исследуемой литературы по данной теме.
- Разработать методический аппарат исследования.
- Провести исследование связи настроения индивида и эффективности запоминания эмоционально окрашенной информации.
- Проанализировать результаты исследования и определить существует ли эффект Поллианны и конгруэнтности.
Объект исследования: эмоциональное состояние человека.
Предмет исследования: влияние эмоций человека на процесс запоминания.
Гипотеза: человек запоминает лучше ту информацию, эмоциональная окраска которой соответствует его эмоциональному состоянию.
Практическое значение: рекомендации по повышению эффективности запоминания.
Методы научного исследования:
- Анализ литературы и интернет — ресурсов.
- Эксперимент, анкетирование.
- Проведение анализа полученных данных.
Выводы
В работе проверялась гипотеза: человек запоминает лучше ту информацию, эмоциональная окраска которой соответствует его эмоциональному состоянию. Гипотеза подтвердилась. В проведенном исследовании было показано наличие влияния эмоций на запоминание эмоционально окрашенного материала. Полученные данные соответствуют эффекту конгруэнтности между эмоциональным состоянием человека и эмоционально окрашенной информацией. Стоит отметить, что для более точного запоминания и запоминания большего объема информации важно, чтобы эмоциональное состояние человека совпадало с эмоциональной окраской стимульного материала.
Также предполагаемого принципа Поллианны не было выявлено. Возможно, полученные данные были связаны с недостаточным количеством выборки и особенностями настроения индивидов.
Источник
Факторы эффективности памяти
Факторы, влияющие на эффективность запоминания
- Мнемическая установка – система требований, которым должно удовлетворять запоминание информации (наличие цели запомнить информацию). При прочих равных условиях эффективность произвольного запоминания выше, чем непроизвольного.
Основные варианты мнемической установки: на точность (наизусть или своими словами); на полноту запоминания (сплошное или выборочное запоминание); на прочность (на всю жизнь или до экзамена); на последовательность; на время воспроизведения. - Степень участия мышления в процессе запоминания. Чем выше роль мышления, тем лучше запоминается. Участие мышления заключается в использовании логических приемов запоминания:
- Осмысление (понимание) информации;
- Смысловая группировка материала, разбиение текста на смысловые части (план);
- Выделение опорных пунктов (заголовки основных смысловых частей, краткие тезисы, рисунок или образ);
- Определение последовательности опор: план запоминания и воспроизведения;
- Сравнение новой информации с уже известной и знакомой: установка ассоциаций.
- Повторение. Основные правила:
- Повторять нужно в первое время после восприятия информации;
- Повторение не должно быть шаблонным или стереотипным (механическим). Каждое повторение должно преследовать свою цель: осмыслить, выделить главное, повторить отдельные части и т.п.;
- Распределенное во времени запоминание является более эффективным, чем концентрированное (закон Йоста);
- Использовать комбинированный способ повторения (во всем объеме, затем частично, затем снова во всем объеме и т.п.). Если объем материала небольшой, то повторять лучше каждый раз целиком;
- Разные части материала требуют разного количества повторений: необходимо чаще повторять середину материала, чем его начало и конец.
- Мотивация (степень заинтересованности в запоминании). Запоминание наиболее эффективно при средней силе мотива запоминания, при низкой и высокой силе мотива эффективность запоминания снижается (закон Йеркса-Додсона).
- Использование различных видов чувств.
Условия эффективности непроизвольного запоминания:
- Интерес;
- Частота встречаемости информации (чем чаще, тем лучше запоминается);
- Связь информации с выполняемой деятельностью человека – чем больше информация включена в деятельность, тем лучше запоминается. Лучше запоминается то, что связано с целью деятельности.
- Степень трудности информации. Чем труднее материал, тем он лучше запоминается. Это связано со степенью самостоятельной мыслительной активности в процессе обработки информации (включением информации в активную мыслительную деятельность).
Факторы, влияющие на эффективность сохранения
Причины забывания информации:
- Время, прошедшее после восприятия или заучивания информации: влияет на разные виды памяти по-разному. Эффективность сохранения в механической памяти очень низкая, в логической памяти – существенно выше.
Феномен Бэлларда (реминисценция): отсроченное воспроизведение является более эффективным, чем непосредственное. Реминисценция является феноменом логической памяти и для ее возникновения необходимо минимум 50% запоминания информации. Причины реминисценции: снятие утомления, накопившегося после заучивания; снятие эмоционального волнения. Таким образом, для того, чтобы возникла реминисценция, необходимо делать передышку между запоминанием и воспроизведением информации. - Интерференция (наложение) – это отрицательное влияние предыдущей или последующей деятельности на запоминание информации. Различают два вида: проактивное торможение – влияние предыдущей деятельности; ретроактивное торможение – влияние последующей деятельности.
Следовательно, среднюю часть материала следует повторять чаще, т.к. на нее действуют и проактивное, и ретроактивное торможение; заучивание материала должно происходить утром или вечером. - Частота практического использования информации: чем чаще применяется информация в практической деятельности, тем лучше она сохраняется в памяти.
- Вытеснение – бессознательное подавление неприятной для человека информации (Фрейд).
Источник
Эффект конгруэнтности
Эффект конгруэнтности [1]. Для того, чтобы эффект интуиции [2] ваших слушателей, коллег или партнеров работал на вас, необходимо, чтобы вербальные послания (то, что вы говорите) и невербальные сигналы (голос, жесты, мимика, движения в пространстве) говорили об одном и том же. Иначе вам не поверят. Иными словами, если наблюдается неконгруэнтность (несоответствие) сигналов, посылаемых вами другим людям, то их интуиция будет свидетельствовать «против вас» и вызывать недоверие.
Примеры неконгруэнтности: сотрудник на совещании, желая сослаться на мнение руководителя, указывает на него ручкой. Вроде говорит уважительно, но жест считывается как агрессивный. Еще пример: выступающий начинает презентацию и говорит «я очень рад вас видеть…», но голос дрожит, руки скрещены, жесты суетливы… Хорошо, если ситуация знакома присутствующим – тогда поймут, что человек просто волнуется, а текст заучен.
Эффект конгруэнтности важно учитывать при подготовке рекламных видеороликов, видеоприглашений, в публичных выступлениях, на ответственных совещаниях и т.д.
Р. Гандапас перед публичным выступлением рекомендует корчить перед зеркалом самые невероятные рожи. Активно, не задерживаясь на одной гримасе более 4 секунд. Это упражнение стимулирует мышцы лица, стимулирует кровообращение, делает мимику более живой. Лицо выглядит подтянутым и здоровым на вид. Это важно: аудитория должна видеть здорового, бодрого, уверенного в себе человека [3], что способствует конгруэнтности с информацией, исходящей от оратора.
Наибольшее воздействие с точки зрения конгруэнтности оказывают на нас цельные личности [4] – люди, у которых мы видим не только внешнее совпадение (мимика, жесты, манера говорить и содержание сказанного), но и внутреннее совпадение, то, что называется «внутренним деланием». Если человек живет в соответствии с декларируемой системой [5], то к таким людям мы испытываем высочайшее доверие. Ничто не воспринимается более конгруэнтно, чем цельность.
Эффект конгруэнтности используется при анализе рекламы и продающих страниц в интернете. Примеры оценки сайтов экспертами с позиции конгруэнтности [6]:
— нет связи между предложением страницы и призывом к действию. Подзаголовок обещает больше трафика и дохода, а кнопка призывает посетителей направить запрос о SEO-оптимизации. Такое разночтение может сбить с толку потенциальных клиентов и снизит шансы того, что они заполнят форму;
— сайт рассчитан на мужчин и женщин, но на фоне изображен только мужчина. Женщинам может показаться, что они просто не туда попали. И т.д.
Оценка материала с позиции эффекта конгруэнтности особенно полезна, если в вашем сообщении предполагается задействовать несколько каналов передачи информации (текстовый, визуальный, аудиальный) и ее восприятие по нескольким каналам – логика, образы и эмоции.
- Эмоциональный интеллект. Российская практика / Сергей Шабанов, Алена Алешина. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 429 с.
- Искусство управленческой борьбы / Владимир Тарасов. – М.: Издательство «Добрая книга», 2009. – 432 с.
- Камасутра для оратора. Десять глав о том, как получать и доставлять максимальное удовольствие, выступая публично. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2009. – 272 с.
- Восьмой навык: От эффективности к величию / Стивен Р. Кови; Пер. с англ. – 4-е изд. – М.: Альпина Паблишерз , 2009. – 408 с.
- Эта странная жизнь / Даниил Александрович Гранин. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 176 с.
- Статья «Оптимизация конверсии: беспощадная критика 10 лендингов».
Подробнее ознакомиться с нашими технологиями вы можете, записавшись на онлайн-практикум по построению системы продаж на рынке В2В, по развитию ресурсного мышления через освоение ТРИЗ и онлайн-практикум по развитию коммерческого персонала, работающего на В2В-рынке. Успехов!
Источник