- Эмоциональный интеллект
- История возникновения понятия
- Суть эмоционального интеллекта
- Модель Рувена Бар-Она
- Модель Майера — Сэловея
- Измерение эмоционального интеллекта
- Применение EQ
- Критика
- Как развивать эмоциональный интеллект?
- Что такое эмоциональный интеллект?
- Модели эмоционального интеллекта
- Как распознать проблемы с эмоциональным интеллектом?
- Люди с высоким эмоциональным интеллектом
- Упражнения для развития
- Идентификация эмоций
- «Чем я могу помочь?»
- Фильмы без звука
- Контроль гнева
Эмоциональный интеллект
Все мы иррациональны. Какие бы логические цепочки человек не строил, добиваясь или планируя цели, мотивы часто зависят от эмоций. Умение распознавать влияние чувств в себе и в других людях называют эмоциональным интеллектом. Рассмотрим подробнее, что это такое.
История возникновения понятия
Эволюцию в познании эмоционального интеллекта можно условно разделить на 4 периода.
- 1872–середина XX века. Первым учёным, который в своих научных трудах серьёзно задумался о влиянии инстинктов и эмоций как на животных, так и на человека был Чарльз Дарвин. Затем другие пытались разобраться, что первично: физиологические процессы или эмоции. В 1920-е годы Эдвард Торндайк ввёл понятие «социальный интеллект» и разработал первые тесты для его определения. В целом учёные начали осознавать, что интеллектуальные способности не всегда играют ключевую роль в успехе человека.
- 1960–1989 гг. В 1964-м году в работе Майкла Белдока появляется термин «эмоциональный интеллект». С этого времени он начинает закрепляться и в других научных трудах. Возникает аббревиатура EQ — по аналогии с IQ (Emotional Quotient — Intelligence Quotient).
- 1990–1994 гг. В этот период закладываются те знания, основа которых дошла и до наших дней. Питер Сэловей и Джон Майер в 1990-м пишут статью «Эмоциональный интеллект». На неё обращают внимание другие учёные, журналисты.
- 1995–1997 гг. — популяризация термина. Дэниэл Гоулман в 1995-м публикует книгу «Эмоциональный интеллект» на основе исследований Сэловея и Майера. Книга продаётся огромными тиражами и приносит автору большую популярность.
- 1997–наше время. Эмоциональный интеллект подвергается критике и переоценке. Распространяются разные модели, нейрофизиологи задумываются о подходе к ним с научной точки зрения.
Суть эмоционального интеллекта
Наиболее доступно термин и его сущность описывает Гоулман в своих научно-популярных трудах. Эмоциональный интеллект — совокупность качеств человека, которые отвечают за его самомотивацию, контроль собственных эмоций, понимание и управление эмоциями других людей.
Гоулман объясняет, что миндалевидное тело — участок мозга, отвечающий за эмоции — возникло в организмах живых существ гораздо раньше, чем участки, отвечающие за рациональное познание. Таким образом первостепенное влияние на принятие решений и любые другие действия человека оказывают его эмоции, а не интеллектуальные способности. От того, насколько он умеет их понимать и распознавать, зависит его успех: на работе, в семейной жизни, в отношениях с людьми.
По модели писателя или смешанной модели эмоциональный интеллект состоит из пяти компонентов.
- Самосознание — способность чувствовать свои эмоции, понимать, откуда они берутся, какие ситуации влияют на их происхождение. Также очень важно осознавать свои ценности, сильные и слабые стороны: жизненные цели, самооценка, чувство юмора, преобладание тех или иных настроений.
- Самоконтроль — умение обуздать эмоции, направить их в нужное русло. Способность адаптироваться под новые условия, открывать свои чувства окружающим.
- Самомотивация — умение двигаться к своей цели ради факта её достижения, при этом получая от процесса положительные эмоции.
- Эмпатия — способность понимать чувства других. Распознавание настроения, эмоционального фона человека по различным признакам. Также к эмпатии относится умение сопереживать, «примерять» на себя чужие чувства.
- Навык социальных взаимодействий — управление эмоциями других людей для получения желанных результатов, правильное выстраивание отношений.
Гоулман в своих книгах также отрицает постоянство и неизменность темперамента. По его мнению и холерик, и меланхолик могут убрать особенности темперамента — повышенную импульсивность и подавленное настроение соответственно — и приобрести противоположные качества.
Кроме такой концепции существует ещё ряд распространённых.
Модель Рувена Бар-Она
Эта модель состоит из 15-ти навыков. Они частично пересекаются со способностями, выделенными Гоулманом:
2) эмоциональная осознанность;
3) ассертивность — чёткое выражение своих чувств, твёрдость точки зрения при необходимости;
6) социальная ответственность — идентификация себя как члена группы, полезное сотрудничество;
7) межличностные отношения — умение завязывать и поддерживать отношения на основе взаимной выгоды, эмоциональной близости;
10) контроль над импульсами — умение ограничивать себя, сдерживаться;
11) оценка действительности — сравнение своего, субъективного восприятия с настоящей реальностью;
12) решение проблем;
Модель Майера — Сэловея
Эта модель считается традиционной. На ней же основывалась модель Гоулмана, ставшая более популярной. Здесь всего четыре больших компонента.
- Восприятие своих и чужих эмоций.
- Использование эмоций для стимуляции разных видов мышления: творческая деятельность, работа.
- Понимание — способность определять причины, мотивы, а также предсказывать возникновения разных настроений, эмоций.
- Управление эмоциями — своими и чужими для достижения поставленных задач, а также умение строить стратегию с учётом эмоций.
Из этих моделей становится ясно, для чего стоит улучшать эмоциональный интеллект: для повышения собственной эффективности. Методик, как это сделать, достаточно много. В то же время большинство из них абстрактные и расплывчатые. Однако сама постановка умений уже задаёт правильный вектор развития и помогает определить: какие навыки плохо развиты у себя.
Измерение эмоционального интеллекта
Понятие EQ было введено во второй половине XX века. Emotional Quotient — дословно «эмоциональный коэффициент». Значит, существуют и тесты, которые позволяют его измерить. Первый такой был создан в 1926-м году и назывался George Washington Social Intelligence Test.
В отличие от IQ для определения EQ подбираются не задачи на логику, а различные ситуации. В одних опросниках респонденту предлагают выбрать один из нескольких вариантов поведения: например, что вы сделаете, если рядом будет плакать маленький ребёнок. Другие тесты предлагают установить, насколько истинно утверждение или насколько часто респондент ведёт себя каким-то образом. Например, насколько верно утверждение: «Плохое настроение никогда не мешает мне работать».
Тестов и методик опроса существует много. Одна из популярных: MSCEIT Майера и Сэловея. Респонденту показывают картинки с разными эмоциональными состояниями людей, а он должен по трёхбалльной шкале определить степень этого состояния.
Ещё один популярный опросник: EQ-i Рувена Бар-Она. Тест прошло более 42-х тысяч человек в 36-ти странах мира. Благодаря профилированию результатов можно установить, каким профессиям, должностям соответствует тот или иной EQ.
Тестирование — наиболее эффективный способ измерения эмоционального интеллекта, который может дать чёткий результат, сравнимый с другими. Кроме этого применяются оценивание в группе или личная оценка, однако такие способы подойдут только для определения своего эмоционального интеллекта.
Применение EQ
Если с применением знаний об эмоциональном интеллекте всё понятно — нужно работать над собой, то вот его чёткие результаты (EQ) можно использовать для подбора кадров. EQ уже применяется в крупных западных компаниях HR-специалистами. Много опросников прошли массовое тестирование, благодаря чему по его результатам легко определить, какому человеку можно доверить управляющую лидерскую должность, а какому лучше отвести позицию подчинённого.
Критика
Эмоциональный интеллект безусловно дополняет собой традиционный интеллект и расширяет понятие умного человека. Однако до сих пор нет единственного чёткого подхода к его изучению, а термин не всегда используется по назначению. Трактовка эмоционального интеллекта и EQ одними учёными и другими, в научной и научно-популярной литературе может сильно различаться.
Следует понимать, что эмоциональный интеллект как научный термин берёт своё начало в нейрофизиологии. Поэтому любые выводы о его существовании, влиянии на жизнь человека необходимо делать из серьёзных научных исследований. Самого известного популяризатора, Дэниэла Гоулмана многие учёные обвиняли как раз в нехватке системного научного подхода.
Как раздел науки эмоциональный интеллект постепенно улучшается и дополняется знаниями, но нельзя делать обобщённые выводы из отдельных исследований и публикаций. В таком виде из этого получается «Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей» — полезная и интересная, но не научная концепция.
Источник
Как развивать эмоциональный интеллект?
Что такое эмоциональный интеллект?
В последние несколько лет понятие «эмоциональный интеллект» набрало огромную популярность, на самом же деле его упоминал в своих работах еще Чарльз Дарвин в своем труде «Выражение эмоций у людей и животных». Именно эмоциональный интеллект позволил нам
- научиться взаимодействовать;
- трудиться в команде;
- научил взаимовыручке.
Первые активные разговоры об эмоциональном интеллекте начались в 1920 году. Профессор Эдвард Торндайк начал рассуждать о «социальном интеллекте», который он описывал как «способность понимать людей, мужчин и женщин, мальчиков и девочек, умение обращаться с людьми и разумно действовать в отношениях с людьми». Американский психиатр Дэвид Векслер называл социальный интеллект «совокупной способностью индивидуума действовать целенаправленно, рационально мыслить и эффективно взаимодействовать с окружающим миром».
В 1964 году «социальный интеллект» стали называть «эмоциональным». Впервые это сделал Майкл Белдок, следом за ним в своей работе это слово употребил Ханскарл Лёйнер.
- Петр Соловей (Петер Саловей),
- Джон Майер,
- Говард Гарднер,
- Константин Васили Петридис.
Именно эмоциональный интеллект часто страдает у людей с расстройством аутического спектра (РАС). При этом интеллектуальные способности в целом могут быть не снижены, а даже наоборот. Людям с РАС тяжело понимать эмоции других людей и выражать собственные.
Модели эмоционального интеллекта
Эталонной моделью эмоционального интеллекта сейчас признают модель Майера-Саловея-Карузо. Хотя, и она сталкивалась с критикой в виду новизны понятия и отсутствия большой базы исследований.
Майер, Саловей и Карузо выделили четыре составляющих эмоционального интеллекта:
- Восприятие эмоций — способность распознавать эмоции других людей благодаря их тембру голоса, мимике, позе, внешнему виду, а также идентифицировать свои собственные эмоции — «что я сейчас испытываю? Гнев? Боль? Радость?».
- Использование эмоций для стимуляции мышления — способность человека применять эмоции в свою пользу, использовать эмоции для развития своей креативности.
- Понимание эмоций — способность понимать сложные противоречивые чувства, улавливать причинно-следственную связь между событием, мыслями и эмоцией.
- Управление эмоциями — способность выбирать стратегию поведения в зависимости от эмоций, умение их сдерживать, действовать сообразно ситуации, а не поддаваться эмоциям целиком.
Существуют и другие модели эмоционального интеллекта:
- Смешанная модель Дэниэла Гоулмана;
- Модель Рувена Бар-Она.
Как распознать проблемы с эмоциональным интеллектом?
Человек, который испытывает проблемы с эмоциональным интеллектом может отмечать, что:
- ему сложно понять, что чувствуют другие люди;
- он часто в конфликте с коллегами и членами семьи;
- его беспокоит раздражительность;
- он излишне стеснителен, не может строить отношения с людьми;
- не способен контролировать гнев.
Люди с высоким эмоциональным интеллектом
Человек с высоким эмоциональным интеллектом:
- может выстраивать доброжелательные отношения с окружающими;
- понимает, какую эмоцию испытывает и умеет их контролировать;
- знает, как избежать конфликта и старается это делать там, где возможно;
- умеет конвертировать эмоции в процесс достижения желаемого результата.
От рождения мы уже обладаем каким-то уровнем эмоционального интеллекта, большое влияние также оказывают окружение и среда. Но эмоциональный интеллект — это всего лишь навык, который можно и нужно развивать.
Упражнения для развития
Есть несколько упражнений, которые помогут это сделать.
«Лишних» эмоций у человека нет. Иногда нам нужны и гнев, и грусть. Эволюционно эмоции играют для человека хорошую роль даже те, которые мы считаем «плохими». Это страх научил нас избегать опасности. Но его патологические формы могут отравлять человеку жизнь. Именно поэтому так важно научиться распознавать эмоции и уметь их контролировать.
Идентификация эмоций
- Идентифицировать ее. Что вы сейчас испытываете? Гнев или грусть? Какое у вас выражение лица? Попробуйте описать свои чувства и физическое состояние.
- После чего наступила эта эмоция? О чем вы думали в этот момент?
- Как можно использовать эту эмоцию во благо? Может, гнев станет стимулом к преодолению трудностей или возможностью в корне изменить свою жизнь? Как вы будете использовать этот ресурс?
«Чем я могу помочь?»
Попробуйте улучшить навыки эмпатии и в спорных ситуациях уточняйте у людей (если это позволяет ваша степень знакомства и родства): «ты сейчас расстроен? Я могу помочь?», «ты сердишься на меня?». Прямой вопрос поможет улучшить навыки понимания эмоций других людей, если они готовы отвечать открыто. Это в любом случае станет ценным опытом.
Фильмы без звука
Включите людей художественный фильм и попробуйте смотреть его без звука и субтитров, определяя по мимике героев, что происходит на экране, о чем они могут вести свой диалог. Пересмотрите те же сцены со звуком, чтобы запомнить, какой была мимика влюбленных, расстроенных, раздраженных людей.
Контроль гнева
Особенно важно научиться отслеживать и контролировать свой гнев. В этом случае стоит обратиться за профессиональной помощью, особенно, если от проявлений вашего гнева страдают другие люди. Первый шаг это проговаривать свои эмоции вслух «я сейчас рассержен, мне очень плохо, я чувствую напряжение, мне некомфортно». Эмоции надо направлять, а не подавлять. И направлять в мирное русло.
Если проблемы с эмоциональным интеллектом действительно серьезны и снижают качество жизни человека, стоит обратиться за помощью к психологу.
Читайте также:
Источник