Единство физического, интеллектуального, нравственного, эмоционального и поведенческого компонентов в человеке и его воспитании.
Глубинная перестройка общества и школы, вызвавшая пересмотр и переориентацию целей воспитания, породила множество противоречий в определении конкретных задач воспитания. Эти противоречия не только не устранены, но стали еще острее. Поэтому нам придется рассматривать как традиционные для бывшей социанистической школы задачи, так и новые, вызванные к жизни перестроечными процессами, принятыми концепцией и национальной (федеральной) программой развития образования в стране.
Традиционными составными частями воспитания называют физическое, интеллектуальное, нравственное, эмоциональное, поведенческое. Аналогичные составные части выделяются уже в древнейших философских системах, затрагивающих проблемы воспитания.
Физическое воспитание — неотъемлемая составная часть почти всех воспитательных систем. Современное общество, в основе которого лежит высокоразвитое производство, требует физически крепкого молодого поколения, способного с высокой производительностью трудиться на предприятиях, переносить повышенные нагрузки, быть готовым к защите Родины. Физическое воспитание также способствует выработке у молодежи качеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности.
Задачи физического воспитания следующие:
° укрепление здоровья, правильное физическое развитие; ° повышение умственной и физической работоспособности; ° развитие и совершенствование природных двигательных качеств;
° обучение новым видам движений;
° развитие основных двигательных качеств (силы, ловкости выносливости и друтих);
° формирование гигиенических навыков;
° воспитание нравственных качеств (смелости, настойчивости, решительности, дисциплинированности, ответственности, коллективизма);
° формирование потребности в постоянных и систематических занятиях физкультурой и спортом;
° развитие стремления быть здоровым, бодрым, доставлять радость себе и окружающим.
Систематическое физическое воспитание начинается с дошкольного возраста, физкультура — обязательный предмет в школе. Существенным дополнением к урокам физкультуры служат разнообразные формы внеклассной и внешкольной работы Физическое воспитание тесно связано с другими составными частями воспитания и в единстве с ними решает задачу формирования всесторонне гармонически развитой личности.
Интеллектуальное воспитание — это форма организации учебно-воспитательного процесса, которая обеспечивает оказание каждому ученику индивидуализированной педагогической помощи с целью развития его интеллектуальных возможностей. Интеллектуальное воспитание имеет два взаимосвязанных аспекта: во-первых, повышение продуктивности интеллектуальной деятельности ученика (за счет формирования способностей анализировать, сравнивать, обобщать, учитывать причинно-следственные отношения, исследовать, систематизировать свои знания, обосновывать собственную точку зрения, порождать новые идеи и т. д., в том числе в ситуации решения учебных задач) и, во-вторых, рост индивидуального своеобразия склада ума (на основе учета индивидуальных познавательных склонностей, предпочитаемых способов познания, избирательности в выборе учебного материала и т. д.).
Ориентация на интеллектуальное воспитание учащихся позволяет говорить о новых тенденциях в развитии современного образования, связанных с пересмотром основных компонентов школьного образования: его назначения, содержания, критериев эффективности форм и методов обучения, функции учителя (репетитора).
В контексте задачи интеллектуального воспитания содержание школьного образования должно быть существенным образом пересмотрено. Традиционная школа решала следующую проблему: «Как обращаться с ребенком, чтобы он более охотно и успешно усваивал содержание образования?» Однако сейчас вопрос должен стоять принципиально иначе: «Каким должно быть содержание образования, чтобы ребенок плодотворно развивался?».
Иными словами, не ребенок должен подстраиваться под содержание образования, а, напротив, содержание образования должно подстраиваться под ребенка. При этом имеется в виду не просто адаптация содержания школьного предмета к индивидуальным и возрастным особенностям школьников, а именно кардинальная его перестройка в направлении учета реальных психологических механизмов интеллектуального развития личности, и путей их рассмотрения; ориентацией ребенка на анализ своих решений посредством уточняющих, проблемных вопросов и т. д.
Нравственное воспитание. Под моралью понимают исторически сложившиеся нормы и правила поведения человека, определяющие его отношение к обществу, труду, людям. Нравственность — это внутренняя мораль, мораль не показная, не для других — для себя. Важнее всего формировать глубокую человеческую нравственность. Нравственное воспитание решает такие задачи, как формирование нравственных понятий, суждений, чувств и убеждений, навыков и привычек поведения, соответствующих нормам общества.
Нравственные понятия и суждения отражают сущность нравственных явлений и дают возможность понимать, что хорошо, что плохо, что справедливо, что несправедливо. Нравственные понятия и суждения переходят в убеждения и проявляются в действиях, поступках. Нравственные поступки и действия — определяющий критерий нравственного развития личности. Нравственные чувства — это переживания своего отношения к нравственным явлениям. Они возникают у человека в связи с соответствием или несоответствием его поведения требованиям общественной морали. Чувства побуждают к преодолению трудностей, стимулируют освоение мира.
В основе нравственного воспитания подрастающего поколения лежат как общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества, так и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития общества. Непреходящие нравственные качества — честность, справедливость, долг, порядочность, ответственность, честь, совесть, достоинство, гуманизм, бескорыстие, трудолюбие, уважение к старшим. Среди нравственных качеств, рожденных современным развитием общества, выделим интернационализм, уважение к государству, органам власти, государственной символике, законам, Конституции, честное и добросовестное отношение к труду, патриотизм, дисциплинированность, гражданский долг, требовательность к себе, неравнодушие к событиям, происходящим в стране, социальную активность, милосердие.
Эмоциональное (эстетическое) воспитание — еще один базовый компонент цели воспитания и воспитательной системы, обобщающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников. Задачи эстетического воспитания условно можно разделить на две группы — приобретение теоретических знаний и формирование практических умений .Первая группа задач решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям, а вторая — активного включения в эстетическую деятельность. Задачи приобщения:
° формирование эстетических знаний;
° воспитание эстетической культуры;
° овладение эстетическим и культурным наследием прошлого;
‘ формирование эстетического отношения к действительности;
‘ развитие эстетических чувств;
° приобщение человека к прекрасному в жизни, природе, труде;
° развитие потребности строить жизнь и деятельность по законам красоты;
° формирование эстетического идеала;
° формирование стремления быть прекрасным во всем: в мыслях, делах, поступках, внешнем виде.
Задачи включения в эстетическую деятельность предполагают активное участие каждого воспитанника в созидании прекрасного своими руками: практические занятия живописью, музыкой, хореографией, участие в творческих объединениях, группах, студиях и т. п.
Эстетическое воспитание в современной школе еще не соответствует всем требованиям развития эмоциональной сферы, эстетического сознания личности. Современная концепция общего среднего образования и федеральная программа развития школы предполагают новые пути улучшения качества эстетического воспитания. Стройное здание эстетического воспитания, которое предстоит построить в школе, должно опираться на фундамент искусства.Школа не продвинется вперед на пути гуманизации до тех пор, пока предметы художественного цикла не займут достойного места в образовательном процессе, пока не пойдут от них лучи человеческой доброты и красоты, душевности и духовности на все остальные предметы, на всю жизнь школы.
Поведенческий компонент образуют коммуникативные умения, способы деятельности и опыт, который является образованием, интегрирующим в себя на уровне поведения и деятельности все проявления коммуникативной компетентности.Коммуникативные умения как элементы создают коммуникативное поведение.Их особенности, степень сформированности могут быть изучены и измерены, а также стать конкретной задачей развития или коррекции у ребенка.
Общепринятого подхода к классификации коммуникативных умений не существует.В основе нашей позиции – ориентация на опыт детей.
На наш взгляд, условно коммуникативные умения можно разделить на две группы, находящиеся во взаимодействии и взаимопроникновении:
▪ базовые, отражающие содержательную суть общения: приветствие; прощание; обращение; просьба о поддержке, помощи, об услуге; оказание поддержки, помощи, услуги; благодарность; отказ; прощение;
▪ процессуальные, обеспечивающие общение как процесс: умение анализировать ситуацию коммуникации с точки зрения чувств и состояний партнеров, производимых ими воздействий; говорить перед другими; слушать других; сотрудничать; управлять (командовать); подчиняться.
Приведенная классификация может служить основой системы развития коммуникативных умений учащихся.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Единство физического, интеллектуального, нравственного, эмоционального и поведенческого компонентов в человеке и его воспитании.
Единство физического, интеллектуального, нравственного, эмоционального и поведенческого компонентов в человеке и его воспитании.
Единство физического, интеллектуального, нравственного, эмоционального и поведенческого компонентов в человеке и его воспитании.
Источник
Социально-психологическая программа и методы изучения эмоциональной, волевой и интеллектуальной коммуникативности группы при принятии групповых решений в условиях адаптации подростков к развивающей социальной среде
Социально-психологическая программа и методы изучения эмоциональной, волевой и интеллектуальной коммуникативности группы при принятии групповых решений в условиях адаптации подростков к развивающей социальной среде
Проблема. Развитие и формирование личности происходит в малых социальных группах, поэтому содержание и динамика жизнедеятельности этих групп является важным условием социализации личности. В изменяющихся социальных условиях современной России важную роль играют социальные, политические, экономические решения, которые принимаются малыми группами. Известно, что в результате совместной деятельности несколько человек могут достичь результатов, которых никогда бы не смог индивид. Совместные действия позволяет минимизировать ошибки и более эффективно решать возникающие задачи. Мы полагаем, проблема принятия решения малой социальной группой недостаточно разработана в отечественной социальной психологии.
Теоретические основы программы. Отечественные психологи рассматривали малую группу преимущественно как субъект совместной деятельности. Совместная деятельность опосредует групповые психологические процессы и складывающиеся в ней межличностные отношения. В отечественной социальной психологии эта идея разработана в рамках стратометрической концепции А.В. Петровского и параметрической концепции Л.И. Уманского, А.С. Чернышёва и др. (Сидоренков и др., 2011)
В параметрической концепции малая социальная группа описывается посредством нескольких блоков и включённых в них компонентов. «Общественный блок» – направленность и организованность группы, подготовленность индивидов к групповой деятельности. Где направленность группы – социальная ценность целей и мотивов деятельности, нормы и ценности группы как коллективного субъекта, организованность – самоуправляемость и эффективность управления, координация взаимодействия, (Сидоренков и др., 2011; с. 25-31] подготовленность группы – это знания, навыки, привычки и умения группы в осуществлении групповой деятельности, опыт, который накопила данная группа в том или ином виде совместной деятельности. Организационное единство группы предполагает ее способность к деловой интеграции для оптимального решения общегрупповой практической задачи (Чернышев, Сарычев, 2009).
«Личностный» блок – интеллектуальная, эмоциональная и волевая коммуникативность, Интеллектуальное единство группы – это способность группы находить решение различных задач, приходить к одинаковым мнениям по различным вопросам интрагрупповой и интергрупповой деятельности. Данный параметр отражает коллегиальность выработки общего мнения, динамический баланс между интеллектуальной самостоятельностью членов группы и их конформностью. Эмоциональное единство группы проявляется в общегрупповом эмоциональном настрое, во взаимной симпатии и взаимном тяготении членов группы друг к другу, в сопереживании, в наличии, характере и уровне эмоциональных связей, эмоциональной коммуникативности. Эмоциональное единство группы – это оценка ее по критерию эмоциональной совместимости, интегративности чувств, стеничности их проявления. Волевое единство группы выражается в ее способности создавать высокий уровень напряжения всех духовных и физических сил при преодолении больших трудностей и препятствий, возможности создавать групповое волевое усилие. Указанный параметр включает групповую настойчивость, решительность, групповую выдержку и смелость (Чернышев, Сарычев, 2009).
Блок «социально-психологических качеств группы» включает в себя интегративность, референтность, лидерство, интрагрупповую активность и интергрупповую активность (Сидоренков и др., 2011; с. 26).
Эмпирическая база исследования. Исследование планируется осуществить на базе образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детский оздоровительно-образовательный (профильный) центр имени Ульяны Громовой», выборку составят подростки от 12 до 16 лет. Мы предполагаем провести сравнительный анализ особенностей принятия групповых решений в группах социально дезадаптированных подростков (на базе социально-психологического сбора «Спасатель») и группах одарённых детей (летняя профильная смена «Созвездие талантов»).
Основным направлением деятельности социально-психологического сбора «Спасатель» является осуществление мероприятий по социализации и реабилитации несовершеннолетних (здоровьесбережение, повышение правовой культуры, трудовая реабилитация и адаптация, профориентация и профподготовка, военно-патриотическое воспитание, включение в социокультурную деятельность, реабилитация посредством физической культуры и спорта, другое), оказание им высококвалифицированной своевременной и эффективной правовой, педагогической, социальной, психологической помощи. Создание условий для включения несовершеннолетних в социализирующую совместную деятельность, способствующую расширению кругозора, развитию интереса к продолжению учебы, самореализации в профессиональной деятельности и творчестве, занятиям спортом, привитию навыков здорового образа жизни и правильного поведения в обществе.
Основной состав смены «Созвездие талантов» – активисты детских объединений дворцов и центров детского творчества города Курска, имеющие стабильные результаты в конкурсах и фестивалях творческой направленности. Целью лагерной смены было создание оптимальных условий для социального обучения – формирования знаний, умений и навыков конструктивного взаимодействия с людьми на межличностном и социальном уровнях, направленного на социально-позитивных целей (Чернышев и др., 2007). Развивающая среда профильной смены побуждает подростков конструктивно вступать в контакт, налаживать гибкий диалог со сверстниками и взрослыми, определять собственную позицию во взаимоотношениях.
Мы предполагаем, что у этих двух групп подростков психологическое содержание и динамика процесса принятия групповых решений будет отличаться по эмоциональным, интеллектуальным и волевым компонентам (Сарычев, Бабкина, 2015).
Методы исследования. Мы считаем, что для решения совокупности задач исследования наиболее адекватным методом исследования будет социально-психологический эксперимент, в процессе которого мы можем создать условия, необходимые для измерения интересующих нас причинно-следственных связей между зависимыми и независимыми экспериментальными переменными. Вслед за К. Левиным мы считаем, что эксперимент в психологии должен давать объяснительную характеристику, объяснять причины, детерминацию человеческого поведения, а не ограничиваться только установлением факта (Сарычев, 2007]. Анализ публикаций по проблеме исследования позволяет предположить, что существенным условием принятия решения группой является лидерство, как воздействие наиболее влиятельных членов группы на совместную деятельность, общение и взаимоотношения (Чернышев и др., 2007).
В процессе исследования процесса принятия группового решения закономерно возникает вопрос конформности членов группы. Ведь нередко в группе можно наблюдать ситуацию, в которой один или несколько участников группы не согласны с мнением большинства. Конформность констатируется там и тогда, – отмечает Г.М.Андреева,– где и когда фиксируется наличие конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодоление этого конфликта в пользу группы (Андреева, 1988). Конформизм тесно связан со значимостью ситуации, в которой осуществляется воздействие группы на индивида, и с референтностью группы для индивида и степенью групповой сплоченности. Чем выше степень выраженности этих характеристик, тем выраженное эффект группового давления. Феномен же негативизма личности по отношению к группе, т.е. выраженное постоянное сопротивление группе и противопоставление себя группе, является не противоположностью конформизма, а частным проявлением зависимости от группы. Противоположностью конформизму является самостоятельность индивида, независимость его установок и поведения от группы, устойчивость к групповому воздействию (Журавлев и др., 2002).
При изучении процесса принятия групповых решений следует изучить конформность каждого из членов группы как личностное качество, которое проявляется в тенденции демонстрировать сильную зависимость от группового давления в различных ситуациях. Результаты этого исследования позволят говорить о специфике принятия решений группой в зависимости от количества состоящих в ней личностей с разным уровнем конформности.
Важным условием принятия групповых решений нам представляется уровень социально-психологической зрелости группы. Исследования процесса принятия групповых решений следует предварять определением уровня социально-психологической зрелости, так как он объективируется в процессе принятия и осуществления группового решения (Сарычев, Мирошниченко, 2013).
Формой организации исследования особенностей принятия групповых решений нами избрано сочетание лабораторного и естественного эксперимента. В качестве главного метода организации исследования целесообразно избрать естественный эксперимент, позволяющий изучить реальные группы в реальных напряженных ситуациях. Его необходимо дополнить лабораторным экспериментом, что позволит выделить изучаемые психологические явления «в чистом виде» и уточнить данные, полученные в естественном эксперименте (Сарычев, Логвинов, 2011). Для лабораторного эксперимента мы считаем возможным использовать аппаратурную методику «Арка» (Чернышев и др., 2005).
В качестве методики естественного эксперимента будет использована программа «Тропинка» суть которой состоит в последовательном прохождении группой пяти этапов:
Геометрия. Группа становится лицом в круг, все берутся за руки, закрывают глаза, у командира глаза открыты, ведущий сообщает, что им нужно построить квадрат, треугольник, пятиконечную звезду, по команде «начали» участники должны не сговариваясь поочередно построить все фигуры. После того, как построят одну, капитан говорит «готово», затем строят следующую и так далее. Все люди с закрытыми глазами могут разговаривать, командир – нет, он может только говорить «готово». С открытыми глазами группа выстраивается в шеренгу, не сговариваясь они должны вместе (это задание дается сразу целиком) сделать шаг в лево, шаг вправо, присесть, встать, прыгнуть вперед.
Отбросить лишнее. Группа стоит по кругу, держат натянутое покрывало, на котором лежат ручка, заколка, спички, пробка от бутылки и т.д. Ведущий называет предмет, который команда должна выбросить с покрывала, для этого они должны чуть-чуть потрясти покрывало или опустить один из углов. Если падает не тот предмет, то начинаем заново. До последнего предмета. На время.
Сантиметр. С закрытыми глазами молча построится по росту, по цвету глаз, по дате рождения, по размеру ноги. Все на время.
Ковер-самолет. Группа становится на коврик. Нужно перевернуть коврик на другую сторону. Если кто-то наступил на пол, начинаем сначала. На время.
Лабиринт. Команда располагается по кругу вокруг лабиринта. Один человек с завязанными глазами движется по лабиринту, руководствуясь командами товарищей, которые могут говорить только по одному слову и строго по очереди. Ошибся или заступил за линию лабиринта – на старт. На время.
В «Тропинке» будут принимать участие команды из шести человек от каждого отряда. Основным критерием оценки успешности выступления команды является время, затрачиваемое на преодоление каждого из этапов «Тропинки», а также оценка организованности и сплоченности, даваемая судьями на каждом этапе по 10-балльной шкале. Кроме того, оцениваются ошибки в выполнении заданий на отдельных этапах, за ошибки начисляется штрафное время.
В ходе прохождения испытаний с помощью программы наблюдения можно будет отметить, проанализировать и сделать соответствующие выводы о уровне эмоционального, интеллектуального и волевого единства группы и его влияния на принятие групповых решений.
Кроме того, мы считаем необходимым использовать включенное наблюдение за процессом подготовки каждого из отрядов к вечерним мероприятиям, традиционно проводимым в лагере (выбор идей и способов осуществления задуманного). Также важны беседы с обучающимися и их воспитателями и вожатыми.
Ожидаемые результаты реализации программы исследования . На основании результатов эмпирического исследования планируется разработать концептуальную модель группового принятия и осуществления решений, касающихся совместной жизнедеятельности группового. Для этого предполагается исследовать влияние каждого из компонентов личностного блока на принятие и осуществление групповых решений.
Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – Москва : Изд-во МГУ, 1988. – 432 с.
Журавлев, А.Л. Социальная психология / А.Л. Журавлев, Е.Н. Резников, В.П. Позняков и др. – Москва : ПЕР СЭ, 2002. – 351 с.
Сарычев, С.В. Методика исследования ориентировочной части совместной деятельности малой группы / С.В. Сарычев, И.Н. Логвинов // Социальная психология малых групп: Мат. 2 всерос. научно-практ. конференции, посвященной памяти проф. А.В. Петровского. Москва 25-26 октября 2011 г. – Москва, 2011. – С. 560-563.
Сарычев, С.В. О динамическом подходе к исследованию многоуровневого группового субъекта / С.В. Сарычев, О.А. Мирошниченко // Актуальные проблемы исследования массового сознания : мат. межд. научно-практ. конференции (Пенза, 14-15 марта 2013 г.). – Пенза, 2013. – С. 181-186.
Сарычев, С.В. О методах изучения малых групп в напряженных и экстремальных ситуациях совместной деятельности / С.В. Сарычев // Вестник Воронежского государственного технического университета. Т. 3. – №2. – 2007. – С. 78-86.
Сарычев, С.В. Социально-психологические аспекты принятия группового решения / С.В. Сарычев, Н.Г. Бабкина // Пензенский психологический вестник. – 2015. Вып.2 (5). – С. 2-13.
Сидоренков, А.В. Социально-психологические теории малой группы / А.В. Сидоренков, Н.А. Захарченко, И.И. Сидоренкова. – Москва : Вузовская книга, 2011. – 174 с.
Чернышев, А.С. Аппаратурные методики психологической диагностики группы в совместной деятельности. / А.С. Чернышев, С.В. Сарычев, Ю.А. Лунев. – Москва: Изд-во «Ин-т психологи РАН», 2005. – 190 с.
Чернышев, А.С. Параметрическая теория коллектива: история создания и тенденции развития [Электронный ресурс] / А.С. Чернышев, С.В. Сарычев // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2009. – № 11. – 12 с. Режим доступа:http://scientific-notes.ru/pdf/011-15.pdf.
Чернышев, А.С. Социально одаренные дети: путь к лидерству (экспериментальный подход) / А.С. Чернышев, Ю.Л. Лобков, С.В. Сарычев, В.И. Скурятин. – Воронеж: Кварта, 2007. – 210 с.
Источник