Эмпиризмом в философии называют один из методов познания окружающего мира. Его основой является собственный личный опыт конкретного индивидуума, полученный им через органы чувств, а любой вывод, основанный на личном опыте, признается эмпириками либо верным, либо близким к верному. Основоположником данного течения является английский философ Френсис Бэкон. Из этой статьи вы более подробно узнаете о том, что такое эмпиризм, в чем заключаются его основные идеи, как связаны эмпиризм и рационализм.
Эмпиризм — это одно из направлений теории познания, согласно которой чувственный опыт является единственным источником познания. Термин «эмпиризм» происходит от греческого слова «empeiria», в переводе означающего «опыт», а понятие «эмпиризм» возникло в Новое Время.
Сторонники этого философского направления признавали приобретенный человеком при помощи органов чувств личный опыт важнейшим и основным источником истинных и достоверных знаний. Мышлению эмпирики отводили сугубо второстепенную роль, сводя его функции лишь к комбинированию и обработке полученных благодаря чувственному познанию сведений. В историческом плане эмпиризм тесно связан с концепцией «чистого листа», сторонники которой считали разум людей изначально «пустым», но наполняемым в течение жизни с помощью получаемого опыта.
Эмпиризм основывается на полученных путем эксперимента доказательствах — эмпирики считают любую не подтвержденную на практике теорию или гипотезу не заслуживающей доверия. По этой причине описываемое философское течение получило популярность в среде естествоиспытателей, не только полагавших, что любое неподкрепленное опытом знание не может считаться истинным, но и относящих даже экспериментально подтвержденные сведения к вероятным, а потому требующим постоянного пересмотра для борьбы с возможными фальсификациями. Экспериментальный, основанный на наблюдениях подход к познанию определяет научный метод эмпиризма.
Философы выделяют две формы эмпиризма, отличия в которых основываются на различных толкованиях термина «опыт». К ним относят:
Эмпиризм — это довольно обширная концепция, над созданием которой работали десятки ученых из разных стран. Однако наиболее весомый вклад в развитие и популяризацию этого направления внесли английские философы Френсис Бэкон, Томас Гоббс и Джон Локк. Помимо них, в отдельном блоке следует рассказать и о воззрениях еще одного английского ученого, Джорджа Беркли, также оказавшего большое влияние на оформление и становление эмпиризма. Теперь ознакомимся со взглядами и концепциями каждого из перечисленных выше философов более детально.
Френсис Бэкон (1561–1626 гг.) считал стремление к счастью и его достижение первостепенными целями в жизни любого человека. Для их достижения, по мнению Бэкона, люди должны сначала отрыть законы природы, а затем подчинить ее себе. К тому же, именно он разработал теорию элиминативной индукции и стал автором целого ряда научных трудов, включая книги «Опыты политические и моральные» и «Новая Атлантида».
К основным объектам познавательной деятельности Бэкон относил природу, а главной задачей познания объявлял исследование природных законов, финалом которого стало бы полное подчинение природы воле людей. Первопричину научного упадка он находил в отсутствии надежных и проверенных научных методов, а опыт определял в качестве основы познания. К тому же, философ выделял целый перечень причин, мешающих людям постигать истинные знания, разделяя их на четыре вида, называемые им призраками (или идолами):
Подходы и взгляды Ф. Бэкона, касающиеся методологии эмпиризма, воспринял его соотечественник Томас Гоббс (1588–1679 гг.), написавший известный многим трактат «Левиафан». Гоббс определял философию как дисциплину, призванную оказывать практическую пользу людям, оставаясь при этом независимой от религиозных организаций. Чувства человека Гоббс считал единственным источником познания, но при этом отрицал свободную волю. Основой его концепции стало учение о знаках, которое во многом тождественно теории Бэкона о призраках знания.
Знаками философ называл все то, чем обозначается восприятие человеком предметов из окружающего его мира, выделяя значение и материал знака. Знаки подразделялись им на несколько разновидностей, к коим относились естественные и произвольные метки, сигналы, выступающие в качестве меток знаки, знаки знаков и т.д. Основным условием познания, согласно его концепции, является недопущение смешения вещей с их знаками. Реально существующими Гоббс признавал исключительно единичные предметы, но не их имена. Телесные предметы он называл первичными, а к началу познавательной деятельности относил ощущения, получаемые людьми при ознакомлении с единичными вещами.
Еще один английский ученый, Джон Локк (1632–1704) не признавал авторитета веры перед очевидным жизненным опытом, одновременно с этим признавая существование Бога, наделившего людней разумом и способностью познавать окружающий мир. Он считал опыт и ощущения основой любого знания, сравнивая новорожденных с чистой поверхностью доски, на которой лишь со временем, благодаря накопленному опыту появятся узоры, символизирующие познания. Свои взгляды философ базировал на простом, но логичном заключении — если бы знания давались человеку от рождения, то и дети и взрослые были бы примерно одинаковы в своем развитии.
Немалая роль в концепции Локка отводится рефлексии — внутреннему опыту, получаемому людьми посредством наблюдения за собственной жизнедеятельностью во всех ее проявлениях. Также ученый наделял разум определенной спонтанной силой, не зависимой от опыта, но способной рождать идеи. Существование любой врожденной идеи он отрицал, но признавал за людьми наличие у них врожденных задатков к тем или иным занятиям.
Знания Локк подразделял на:
В целом научные изыскания Дж. Локка существенно повлияли как на последующее развитие философии, так и на формирование психологии и педагогики.
Джордж Беркли (1685–1753) по праву считается крупнейшим философом-эмпириком в Англии первой половины 18 века. Он признавал существование первичных и вторичных качеств вещей, основанных на особенностях человеческого восприятия. Всякое качество вещи в представлении человека философ считал вторичным, поскольку данное качество основывается только на восприятии самим человеком этого предмета. К примеру, размер любой вещи не объективен, так как определяется он органами чувств и восприятием, а они способны сделать предмет меньше или больше его реального размера.
Рассуждения Беркли о природе материи аналогичны. Он отрицал факт существования каких-либо абстрактно-общих идей, полагая, что человеческий разум, вполне готовый к созданию конкретных образов, все же не приспособлен к формированию общих идей. Данную неспособность ученый объяснял все теми же особенностями человеческого восприятия, которые могут фиксировать не абстрактные, а конкретные, уже существующие в воображении вещи. По этой причине он не соглашался признавать и факт существования материи как таковой, ведь подобная идея рассматривала бы и материю в качестве некой неясной абстракции.
На основании сделанных им выводов Беркли стал развивать свои дальнейшие воззрения, касающиеся уже отрицания объективного существования вещей. Считая качества предметов продуктами восприятия, а субстанцию относя к носителям качеств и свойств предметов, Беркли высказал предположение о том, что все предметы окружающего мира являются вещами, чьи свойства обуславливаются исключительно органами чувств людей. И постоянно существуют эти вещи лишь потому, что их постоянно и поочередно воспринимают различные люди. Таким образом, по Беркли вещи и идеи, даже объективно не существуя, все равно продолжают существовать в сознании человека.
Разногласия между сторонниками эмпиризма и рационализма строятся на разнице их взглядов в отношении роли сенсорного (зрительного, слухового, тактильного и т.д.) опыта человека в области познания им окружающей действительности. Так, эмпирики считают данный опыт основой любого знания и мировоззрения в целом, а рационалисты ставят сенсорное восприятие в один ряд с другими методами познания.
Сторонники рационализма обосновывают свою позицию двумя утверждениями: первое базируется на примерах опережения мировоззрением людей сведений, предоставляемых им сенсорным опытом, второе основано на размышлениях о том, как мозг в определенной форме предоставляет человеку эти дополнительные сведения об окружающей его среде.
Эмпирики, в противовес рационалистам, заявляют о том, что разум человека в принципе не может предоставить ему какую-либо информацию без участия в данном процессе сенсорного опыта, поскольку этой информации просто не существует. Кроме того, нередко сторонники эмпиризма обосновывают свою критику рационализма скептицизмом — если приобретенный человеком опыт не способен дать ему знаний или сформировать мировоззрение (как говорят рационалисты), то у людей нет ни знаний, ни мировоззрения.
Источник
(от греч. empeiria — опыт), направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему. В противоположность рационализму , в Э. рациональная познавательная деятельность сводится к разного рода комбинациям того материала, который дается в опыте, и толкуется как ничего не прибавляющая к содержанию знания.
В качестве целостной гносеологической концепции Э. сформировался в 17-18 вв.; он выступал как материалистический Э., утверждавший, что чувственный опыт отражает характеристики объективно существующих вещей (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Э. Кондильяк), и как субъективно-идеалистический Э., признававший единственной реальностью субъективный опыт (Дж. Беркли, Д. Юм). В буржуазной философии 20 в. впервые появляется сочетание идеалистического Э. с онтологизмом, т. е. с определенными допущениями о реальности: фундаментальное для Э. понятие элементарных данных чувственности истолковывается как относящееся не к психическим переживаниям субъекта, а к некоторым объективно (т. е. независимо от индивидуального сознания) существующим чувственным сущностям (‘нейтральные элементы’ мира Э. Маха, ‘чувственные данные’ неореалистов, ‘сенсибилии’ Б. Рассела). Э. подобного типа сочетает в себе черты не только субъективного, но и объективного идеализма. Логический Э. ( логический позитивизм ) , разделяющий все осмысленные предложения на синтетические (эмпирические) и аналитические, утверждает, что первые могут быть редуцированы (сведены) посредством ряда логических процедур к регистрации показаний чувственного опыта, и считает вторые бессодержательными.
Э. сталкивается с неразрешимыми трудностями выделения исходных компонентов опыта и реконструкции на этой основе всех видов и форм знания. Для объяснения реально совершающегося познавательного процесса Э. вынужден выходить за пределы чувственных данных и рассматривать их наряду с характеристиками сознания (память, активная спонтанная деятельность рассудка) и логическими операциями (индуктивное обобщение), обращаться к аппарату логики и математики для описания опытных данных и в качестве средств построения теоретического знания. Между тем функционирование памяти не сводится к пассивному сохранению ранее полученных впечатлений. Попытки сторонников Э. обосновать индукцию на чисто эмпирической основе и представить логику и математику как простое индуктивное обобщение чувственного опыта потерпели провал.
Признавая чувственный опыт источником наших знаний, диалектический материализм не сводит к нему всё содержание знания и подчеркивает активную деятельность мышления. Чувственный опыт понимается в марксистской философии не как пассивное запечатление воздействий внешнего мира, а как социально и культурно опосредованный познавательный процесс активной деятельности субъекта. Диалектическая взаимосвязь чувственного и рационального познания — один из основных принципов марксистской гносеологии. См. Теория познания и литературу при этой статье.
Источник