Единое чувство судьбы это

Единое чувство судьбы это

Тема 13. Этнические общности

Современное человечество представляет собой сложную этническую структуру, включающую несколько тысяч этнических общностей (нации, народности, племена, этнические группы и т. п.), отличающихся как численностью, так и уровнем развития. Все этнические общности мира входят в состав двухсот с лишним стран. Поэтому большинство современных государств полиэтничны. Например, в Индии проживает несколько сотен этнических общностей, в Нигерии насчитывается 200 народов. В составе Российской Федерации в настоящее время более ста этносов, в том числе около 30 наций.

Этническая общность — это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей (племя, народность, нация, народ), обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, самосознанием и исторической памятью, а также осознанием своих интересов и целей, своего единства, отличия от других подобных образований.

Существуют различные подходы к пониманию сущности этносов.

Различные подходы (теории) к пониманию сущности этносов, их происхождения

Наименование подхода (теории)

Естественно-биологический или расово-антропо-логический подход

Признает неравенство человеческих рас, культурное превосходство европеоидной расы. Несовершенство расовых признаков — основа культурной отсталости наций и народностей

Провозглашает экономические отношения в качестве главной основы формирования нации. Признает право наций на самоопределение вплоть до отделения, идею их полного равноправия, пролетарский интернационализм

Рассматривает этнические общности как компоненты социальной структуры общества, раскрывая их тесную связь с социальными группами и различными социальными институтами. Этническая общность — важный источник самодвижения и саморазвития

Пассионарная теория этногенеза1 (происхождение, развитие этноса)

Рассматривает этнос как природное, биологическое, географическое явление, как результат адаптации человеческой группы к природно-климатическим условиям обитания. История человечества — цепь многочисленных этногенезов. Источник возникновения нового этноса — пассионарный толчок. Пассионарность — определенная характеристика поведения и природных свойств человека, обусловленных энергией космоса, солнца и естественной радиоактивностью, воздействующими на общество. Пассионарии — особо энергичные, одаренные, талантливые люди

Виды этнических общностей

• Род — группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии (материнской или отцовской).

1 Создана российским историком и географом Л. Н. Гумилевым (1912—1992).

• Племя — совокупность родов, связанных между собой общими чертами культуры, осознанием общего происхождения, а также общностью диалекта, единством религиозных представлений, обрядов.

• Народность — исторически сложившаяся общность людей, объединяемая общей территорией, языком, психическим складом, культурой.

• Нация — исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся развитыми экономическими связями, общей территорией и общностью языка, культуры, этнического самосознания.

В социологии широко используется понятие этнические меньшинства, которое включает в себя не просто количественные данные.

Черты этнического меньшинства следующие:

— его представители находятся в невыгодном положении по сравнению с другими этносами из-за дискриминации (принижения, умаления, ущемления) со стороны остальных этнических групп;

— его члены испытывают некое чувство групповой солидарности, «принадлежности к единому целому»;

— оно обычно в какой-то степени физически и социально изолировано от остального общества.

Естественной предпосылкой складывания того или иного этноса служила общность территории, поскольку она создавала необходимые условия для совместной деятельности людей. Однако в дальнейшем, когда этнос сформировался, этот признак утрачивает главное значение и может совсем отсутствовать. Так, некоторые этносы и в условиях диаспоры (от гр. diaspora — рассеяние) сохраняли свою идентичность, не имея единой территории.

Другое важное условие формирования этноса — общность языка. Но и этот признак не может считаться универсальным, так как в ряде случаев (например, США) этнос складывается в ходе развития хозяйственных, политических и других связей, а общие языки являются результатом данного процесса.

Читайте также:  Все шесть чувств комедия

Более устойчивый признак этнической общности — единство таких компонентов духовной культуры, как ценности, нормы и образцы поведения, а также связанные с ними социально-психологические характеристики сознания и поведения людей.

Интегративным показателем сложившейся социально-этнической общности выступает этническое самосознание — чувство принадлежности к определенному этносу, осознание своего единства и отличия от других этнических групп.

Важную роль в развитии этнического самосознания играют представления об общности происхождения, истории, исторических судеб, а также традиции, обычаи, обряды, фольклор, т.е. такие элементы культуры, которые передаются из поколения в поколение и образуют специфическую этническую культуру.

Благодаря этническому самосознанию человек остро чувствует интересы своего народа, сопоставляет их с интересами других народов, мирового сообщества. Осознание этнических интересов побуждает личность к деятельности, в процессе которой они реализуются.

Отметим две стороны национальных интересов:

— необходимо сохранять свою особенность, неповторимость в потоке человеческой истории, уникальность своей культуры, языка, стремиться к росту населения, обеспечивая достаточный уровень экономического развития;

— необходимо психологически не отгораживаться от других наций и народов, не превращать государственные границы в «железный занавес», следует обогащать свою культуру контактами, заимствованиями из других культур.

Этнонациональные общности развиваются от рода, племени, нации, доходя до уровня нации-государства.

Производным от понятия «нация» является термин национальность, который употребляется в русском языке как наименование принадлежности лица к какой-либо этнической группе.

Многие современные исследователи считают классической нацию межэтническую, в которой на первый план выходят общегражданские качества и вместе с тем сохраняются особенности входящих в нее этносов — язык, своя культура, традиции, обычаи.

Межэтническая, гражданская нация является совокупностью (сообществом) граждан того или иного государства. Часть ученых полагает, что формирование такой нации означает «конец нации» в этническом измерении. Другие же, признавая нацию-государство, считают, что надо говорить не

0 «конце нации», а о ее новом качественном состоянии.

1 B 6. I Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Понятия „________» (1) и «этнос» сходны, поэтому их определения аналогичны. В последнее время все чаще используется в этнографии, социологии и политологии термин „этнос»

(что точнее). Существуют три типа этноса. Для_______(2)

главное основание объединения людей в одну_______(3) —

кровно-родственные связи и общее______________(4).

С возникновением государств появляются__________(5),

состоящие из людей, связанных друг с другом не кровным родством, а хозяйственно-культурными отношениями территориально-соседского типа. В период буржуазных общественно-экономических отношений формируются_______(6) —

этносоциальный организм, объединенный связями культурного, языкового, исторического, территориально-политического характера и имеющих, по словам английского историка Д. Хоскинга, „единое чувство судьбы»».

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

A) происхождение Е) народность

Б) племя Ж) национальность

B) общность 3) раса

Г) нация И) диаспора

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите

под каждым номером букву, соответствующую выбранному

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк

Источник

Образец задания. 1 B6. I Прочитайте приведенный ниже текст, в котором про­пущен ряд слов

1 B6. I Прочитайте приведенный ниже текст, в котором про­пущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, ко­торые необходимо вставить на место пропусков. «Понятия „________» (1) и «этнос» сходны, поэтому их оп­ределения аналогичны. В последнее время все чаще использу­ется в этнографии, социологии и политологии термин „этнос»

Читайте также:  Вариабельность сердечного ритма индекс стресса

(что точнее). Существуют три типа этноса. Для_______(2)

главное основание объединения людей в одну_______(3) —

кровно-родственные связи и общее______________(4).

С возникновением государств появляются__________(5),

состоящие из людей, связанных друг с другом не кровным родством, а хозяйственно-культурными отношениями терри­ториально-соседского типа. В период буржуазных обществен­но-экономических отношений формируются_______(6) —

этносоциальный организм, объединенный связями культур­ного, языкового, исторического, территориально-политичес­кого характера и имеющих, по словам английского историка Д. Хоскинга, „единое чувство судьбы»».

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите вни­мание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

A) происхождение Е) народность

Б) племя Ж) национальность

B) общность 3) раса

Г) нация И) диаспора

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите

под каждым номером букву, соответствующую выбранному

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк

Тема 14. Межнациональные отношения

Межнациональные отношения в силу их многоаспект-ности представляют собой сложное явление. Они включают две разновидности:

— отношения между разными национальностями внутри одного государства;

— отношения между разными нациями-государствами. Формы межнациональных отношений следующие:

— Этнический конфликт (от лат. conf lictus — столкнове­ние).

Способы мирного сотрудничества довольно многообразны.

Способы мирного сотрудничества

Наименование способа Его характеристика
Этническое смешивание Разные этнические группы стихийно сме­шиваются между собой на протяжении многих поколений и в результате образуют одну нацию. Происходит это обычно через межна­циональные браки. Таким путем сформиро­вались латиноамериканские народы: в одно це­лое здесь смешались традиции испанцев, португальцев, местных индейцев и африкан­цев-рабов
Этническое поглощение (ассимиляция) Представляет собой почти полное растворение одного народа (иногда нескольких народов) в другом. Истории известны мирные и военные формы ассимиляции. Современная Америка — пример мирного пути, а древние империи, завоевавшие соседние народы, например Асс­ирия и Рим, служат образцом немирного пути. В одном случае захватчики растворяли в себе покоренные народы, в другом — сами раство­рялись в них. В насильственном сценарии бо­лее крупная нация запрещает другим исполь­зовать родной язык в публичной жизни, полу­чать образование на нем, закрывает книжные издательства и средства массовой информации

Самый цивилизованный путь объединения разных наро­дов — создание многонационального государства, в котором соблюдаются права и свободы каждой народности и нации. В подобных случаях несколько языков являются государствен­ными, например, в Бельгии — французский, датский и не­мецкий, в Швейцарии — немецкий, французский и итальян­ский. В результате формируется культурный плюрализм (от лат. pluralis — множественный).

При культурном плюрализме ни одно национальное мень­шинство не теряет самобытности и не растворяется в общей культуре. Он подразумевает, что представители одной нацио­нальности добровольно овладевают привычками и традиция­ми другой, обогащая при этом собственную культуру.

Культурный плюрализм — показатель успешной адапта­ции (приспособления) человека к чужой культуре без отказа от своей собственной. Успешная адаптация предполагает овладение богатствами еще одной культуры без ущерба для цен­ностей собственной.

Читайте также:  Депрессия бессонница нет аппетита

В современном мире просматриваются две взаимосвязан­ные тенденции в развитии наций.

Основные тенденции развития наций

Процесс разъединения, разделения, противостоя­ния различных наций, эт­носов и народов в самых разных планах

• Самоизоляция в целом

• Протекционизм в экономике

• Национализм в различных фор­мах в политике и культуре

• Религиозный фа­натизм, экстре­мизм

Процесс постепенного объ­единения различных этно­сов, народов и наций через сферы общественной жизни

• Экономические и поли­тические союзы (напри­мер, Европейский союз (ЕС))

• Транснациональные корпорации (ТНК)

• Международные культурные и народные центры

• Взаимопроникновение религий, культур, ценностей

Глобализация — это исторический процесс сближения наций и народов, между которыми постепенно стира­ются традиционные границы, и че­ловечество превращается в единую политическую систему

В современном мире практически не существует этни­чески однородных государств. К таковым можно условно от­нести только 12 стран (9% всех государств мира).

В 25 государствах (18,9%) основная этническая общ­ность составляет 90% населения, еще в 25 странах этот пока­затель колеблется от 75 до 89%. В 31 государстве (23,5%) на­циональное большинство составляет от 50 до 70%, и в 39 стра­нах (29,5%) едва ли половина населения является этнически однородной группой.

Таким образом, людям разных национальностей так или иначе приходится сосуществовать на одной территории, и мирная жизнь складывается далеко не всегда.

Межнациональный конфликт — одна из форм отноше­ний между национальными общностями, характеризующа­яся состоянием взаимных претензий, открытым противо­стоянием этносов, народов и наций друг другу, имеющим тенденцию к нарастанию противоречий вплоть до воору­женных столкновений, открытых войн.

В мировой конфликтологии нет единого концептуального подхода к причинам межэтнических конфликтов.

Анализируются социально-структурные изменения кон­тактирующих этнических групп, проблемы их неравенства в статусе, престиже, вознаграждении. Есть подходы, сосредото­чивающиеся на поведенческих механизмах, связанных с опа­сениями за судьбу группы, — не только за потерю культурно­го своеобразия, но и за использование собственности, ресурсов и возникающей в связи с этим агрессией.

Исследователи, опирающиеся на коллективные действия, концентрируют свое внимание на ответственности элит, борю­щихся за власть, ресурсы. Очевидно, элиты прежде всего от­ветственны за создание, «образа врага», представлений о сов­местимости или несовместимости ценностей этнических групп, идеологии мира или вражды.

В ситуациях напряженности создаются представления о чертах народов, препятствующих общению, — «мессианстве» русских, «наследуемой воинственности» чеченцев, а также иерархии народов, с которыми можно или нельзя «иметь дело».

Большим влиянием на Западе пользуется концепция «столкновения цивилизаций» американского исследователя С. Хантингтона. Она объясняет современные конфликты, в частности недавние акты международного терроризма, кон­фессиональными различиями. В исламской, конфуцианской, буддийской и православной культурах будто бы не находят отклика идеи западной цивилизации — либерализм, равенс­тво, законность, права человека, рынок, демократия, отделе­ние церкви от государства.

Основной причиной конфликтов, трений, различного рода предубеждений между представителями разных националь­ностей выступает этноцентризм.

Этноцентризм — совокупность неправильных пред­ставлений (предубеждений) одной нации по отношению к другой, свидетельствующих о превосходстве первой.

Этноцентризм — уверенность в правоте собственной куль­туры, склонность либо тенденция отвергать стандарты другой культуры как неправильные, низкие, неэстетичные. Поэтому многие межнациональные конфликты называют ложными, поскольку в их основе лежат не объективные противоречия, а непонимание позиций и целей другой стороны, приписыва­ние ей враждебных намерений, что порождает неадекватное чувство опасности, угрозы.

Современные социологи предлагают следующую клас­сификацию причин межнациональных конфликтов.

Источник

Оцените статью