Джованни перголези stabat mater какие чувства

Джованни перголези stabat mater какие чувства

Д. Перголези «Стабат Матер»

Полная светлой грусти, проникающая в самое сердце музыка «Stabat Mater» Джованни Перголези – жемчужина мировой музыкальной культуры. Она поражает с первых звуков своим искренним стремлением к радости, несмотря на сильную душевную боль. Она исцеляет и воздействует на самые тонкие струны человеческой души.

Среди сокровищниц духовной музыки отдельным пластом стоят песнопения на средневековый текст «Stabat Mater dolorosa» (Стояла мать скорбящая»). Они поражают особым проникновенным содержанием и характером звучания. Если в целом богослужебные и культовые произведения (мессы, страсти) возвеличивают Бога Абсолютного, напрямую взывают к душе человека, рождают в нем покаянные молитвы и осознание бренности земного пути, то «Стабат матер» являет собой феномен подлинного человеческого сострадания. Это наблюдение со стороны и сопереживание чувствам Богоматери, это попытка прочувствовать чужую боль.

Образ безмолвно скорбящей, страдающей матери, видящей своего сына умирающим на кресте, настолько пронзителен сам по себе, что не оставляет равнодушным никого. Сострадание Иисусу, идущему на жертву во имя человечества, полно благодарности и ощущения божественной природы Христа. Тогда как образ матери, образ Марии – по-настоящему земной, кроткий и человечный.

В эпоху Возрождения многие художники обращались к этой теме, каждый по-своему осмысливая ее. Наиболее известна Пьета Микеланджело – «Оплакивание Христа» (с итальянского pieta – милосердие). В России образ Скорбящей Матери получил новую трактовку после Великой Отечественной Войны, его олицетворяет бронзовая скульптура «Родины-матери» на Мамаевом кургане в Волгограде.

В музыке к этой теме обращались многие композиторы. Канонический текст на латыни для «Стабат Матер» утвержден католическим духовенством. Но существует и альтернативный вариант, он принадлежит авторству итальянского монаха-францисканца (по иной версии – юристу) Якопоне да Тоди.

Это образец глубокой скорби и душевного просветления, смирения и духовной силы, жертвенности и надежды. Передать в музыке такой сложный и в чем-то непостижимый характер образности довольно сложно. Наиболее известны Stabat Mater А. Вивальди , Й. Гайдна, Ф. Шуберта , Дж. Россини, А. Дворжака, Дж. Верди , из современных – Ф. Пуленка , Кш. Пендерецкого, Арво Пярта.

Stabat Mater Перголези

В истории музыки Джованни Баттиста Перголези так и остался самым молодым композитором с трагической судьбой. Даже Моцарт , по ранней смерти которого часто грустят искусствоведы и поклонники великого композитора, прожил неполные 36 лет. Франц Шуберт, «вечно молодой романтик», дожил до 31-летия. Перголези же умер в возрасте 26лет.

Перголези – псевдоним, настоящая фамилия композитора – Джованни Драги. Pergola – город, откуда происходили родом родители Джованни. В память о них он назвался Pergolesi еще в детстве. Уже в 15 лет он переезжает в Неаполь, где заканчивает музыкальную консерваторию.

Музыкальное наследие, которое он оставил за почти 10 лет занятий творчеством, впечатляет знатоков. Он успел сделать блестящую карьеру для своего времени – быстро прославился как автор 4 опер-seria, огромного количества произведений вокально-инструментального жанра (оратории, кантаты, мессы, мотеты), пьес для инструментов solo и ансамблей, 4 симфоний. Он успел наделать шуму в Париже, когда привез туда (впервые в мире!) оперу-buffa, справедливо предполагая, что комический сюжет уместен не только на сцене драматического театра, но и в музыке.

Многие исследователи полагают, что одаренность Перголези в музыке превзошла бы даже гениальность Моцарта или Баха, доведись ему прожить хоть немного дольше. Нам остается только догадываться, как расцвел бы цветок таланта этого прекрасного юноши. Но и того, что он успел создать, достаточно, чтобы замереть в почтении – его музыка полна глубоких чувств, ярких образов, психологической и духовной зрелости.

Возможно, причиной всему этому послужила личная драма, которую пережил композитор в тот период своей недолгой жизни. Он был влюблен в юную неаполитанку, ответившую ему взаимностью. Но ее родители были против союза дочери с бедным музыкантом, девушку отправили в монастырь, где вскоре она скончалась от чахотки. А затем, на фоне душевных терзаний, болезнь одолела и самого Джованни.

Читайте также:  Всем настроения вечернего пожеланиями

Ему было 25, когда болезнь вынудила его покинуть шумный Неаполь и переехать в провинциальное местечко Поццуоли, где он и провел последний год своей жизни. До самой смерти в 1735 году он работал над Stabat Mater. Это происходило в монастыре ордена капуцинов. В его келье висела картина с изображением Девы Марии. Считается, что образ Пречистой удивительно напоминал ему умершую возлюбленную. Перенесенные любовные страдания и муки от смертельной болезни нашли выход в музыке столь прекрасной, что и сегодня она вызывает чувство опустошения и просветления, то, что называют словом «катарсис» — очищение через боль.

По легенде автор поэтической поэмы так же пережил похожую личную трагедию в своей жизни, потеряв безвременно ушедшую в мир иной супругу, что вдохновило его написать проникновенный текст. Жившие в разное время, но пережившие схожие события, Джованни Перголези и Якопоне де Тоди стали авторами уникального произведения на все времена.

Современники не оценили произведение, посчитав его слишком холодным и полным «лишних украшений» (пассажей). Перголези соединил здесь традиции баховской полифонии и мелодику итальянской оперы. Настоящее осознание его художественной ценности пришло много позже.

Композиция кантаты Stabat Mater представляет собой чередование сольных и дуэтных номеров (всего 13), где главный аффект – скорбь, а вокруг него выстраиваются контрастные лирические и торжественные по характеру части. Такая структура делает церковное произведение близким оперному. И в целом некоторая «театральность» присуща ему.

Спокойная мелодика и ритм настраивают на отрешенное созерцание и погружение в глубокие размышления. Несмотря на контрастность номеров и даже их разножанровость, драматургия развивается удивительно целостно и гармонично. При этом выразительные средства используются лаконично и сдержанно.

Сквозное развитие музыкального и образного материала позволяет воспринимать кантату «на одном дыхании». Постепенное движение к свету выливается в торжественно-гимническое заключительное Tutti «Amen», повторяемое на протяжении всей части. В музыке Stabat Mater нет траура – это надежда, смирение и величайшая любовь ко всему человечеству.

Лучшие номера

Музыка Стабат Матер в кино

Тонкий лирический психологизм музыки привлекает не только дирижеров и исполнителей. Авторы современных фильмов используют ее для саундтреков и отдельных сцен, выразительность которых нужно подчеркнуть. Вы можете услышать ее в таких известных фильмах как:

  • «Лето на Стан-Айленд» (2015);
  • «Сен Лоран. Стиль – это я» (2014);
  • «Гибель Европы» (2012);
  • «Запрещенный прием» (2011);
  • «Полный облом» (2006);
  • «Голубой обед» (2001);
  • «Шоколад» (2000);
  • «Титаник» (1997);
  • «Фаринелли-кастрат» (1994);
  • «Амадей» (1984);
  • «Зеркало» (1975);
  • «Арлекин в Венеции» (1952).

Также существует несколько версий исполнения произведения не только в сценическом варианте, но и в интерьерах католических соборов и известных музеев. Интересным с художественной точки зрения считают исполнение «Стабат Матер» Перголези хором мальчиков Хорового училища им. Свешникова (под управлением Свешникова). Детские голоса придали ему совершенно новое неповторимое звучание, а авторская трактовка дирижера считается одной из самых успешных. Примечательно, что запись этого исполнения делалась во времена, когда в Советском Союзе полностью отсутствовала церковная жизнь (1957 год), не исполнялись (за очень редким исключением) духовные произведения, не было единого понимания и образцов исполнения подобной музыки. Тем не менее, эту запись можно послушать и сейчас – и удивиться ее красоте.

Более 300 лет прошло с момента создания этого шедевра. Но и сегодня волшебная сила его воздействия ни на миг не ослабла. Слушатели собираются в концертные залы и на открытом воздухе, не упуская возможности приобщиться к великому искусству.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Stabat Mater

Источник

Что такое Stabat mater?

Stabat mater – это первые слова анонимного средневекового стихотворения о Богородице, стоящей у креста с распятым Иисусом. Первая строфа этого довольно длинного текста в переводе на русский звучит так:

Стояла мать скорбящая
Возле креста, исполненная слёз,
Где распят Сын.

Этот текст использовался для песнопений в католическом обряде, чаще всего на Страстной неделе. А примерно с 17 века стал использоваться и вне церкви. Это самый лирический жанр на религиозную тему. Чувства матери понятны любому сердцу, поэтому многие композиторы написали на эти слова самые проникновенные и вдохновенные мелодии.

Вот три образца Stabat mater разных композиторов.

Джованни Перголези. Stabat mater, кантата для сопрано, альта, струнного оркестра и органа.1736 год.

Перголези умер от туберкулёза совсем молодым, в 26 лет, и это сочинение было написано незадолго до смерти. Его Stabat mater – самый популярный образец этого жанра. И это совершенно заслуженно: здесь чистейшая печаль и совершенная красота каждой мелодической линии.

Читайте также:  Как достичь эмоциональной независимости

Дуэт француза Филиппа Жарусски и нашей Юлии Лежневой в первой части кантаты Перголези ангельски прекрасен.

Франсис Пуленк. Кантата Stabat mater для хора, оркестра и сопрано.

Французский композитор Пуленк умел сочинять темы неотразимого лирического обаяния.

Это первая часть его Stabat mater на тот же текст, что и у Перголези.

Карл Дженкинс. Stabat mater, кантата для хора, оркестра меццо-сопрано и дудука. 2008 год

Карл Дженкинс – британский современный композитор, необыкновенно популярный на Западе, член всех академий и лауреат всяческих премий и орденов. Он пишет музыку на стыке всех жанров сразу: джаза, поп, классики и смешивает традиции всех мировых культур.

Его Stabat mater – пожалуй, самый “свежий” образец этого жанра на сегодняшний момент.

Маленькая и симпатичная по музыке восьмая часть звучит в сопровождении восточных ударных инструментов.




Антонио Вивальди. Ария из кантаты Stabat Mater «Pro peccatis»

В средневековые времена кто-то из монахов написал стихотворение на латыни о Марии, стоящей у креста с распятым сыном (stabat mater — «стояла мать»). Оно постепенно вошло в католический обиход, и с 17 века стало исполняться в церкви на Страстной неделе.

Вивальди написал свою кантату для контральто, струнного оркестра и баса (клавесина). Весь текст стихотворения разбит на девять частей. Здесь — две средних строфы. Вот русский перевод:

За грехи своего рода видела она Иисуса в муках, плетям подставленного.

Видела Сына милого, умирать оставленного, испускающего дух.

Гипнотизирующе прекрасное контральто Лины Мкртчан

Иоганн Себастьян Бах. Ария Agnus Dei из Мессы си минор

Бах был протестантом. Но эту Мессу он написал на латыни, по католическому канону, потому что она предназначалась в качестве подарка курфюрсту Саксонскому Фридриху Августу, исповедавшему католицизм.

Бах отправил ему первые две части. А потом в течение 15 лет дописал ещё три. В итоге получилось грандиозное сочинение на три часа звучания, которое сам Бах так и не услышал при жизни.

Почти в самом конце есть замечательная лирическая ария на короткий молитвенный текст:

«Агнец Божий, принявший на себя грехи мира, помилуй нас».

Агнец Божий (Agnus Dei) — так назвал Иисуса Иоанн Креститель. «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира».

Английский контртенор старой школы Альфред Деллер.

Франсис Пуленк. Ария №6 из кантаты Stabat Mater

Это сочинение для хора, оркестра и солирующего сопрано написано в середине 20 века, в самый разгар музыкального авангарда.

Но для французского композитора Френсиса Пуленка мелодия всегда оставалась основой музыки. За прекрасный лирический дар его называли «французским Шубертом».

Американское сопрано Кэтлин Бэтл.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Музыка (1560)
  • Симфоническая (545)
  • Фортепианная (399)
  • Камерная (294)
  • Скрипичная (187)
  • Духовная (112)
  • Хоровая (92)
  • Народная (54)
  • Органная (41)
  • Композиторы (1507)
  • Музыкальные жанры и формы (720)
  • Концерт (244)
  • Симфония (171)
  • Соната (107)
  • Вальс (80)
  • Увертюра (68)
  • Ноктюрн (31)
  • Прелюдия (26)
  • Скерцо (7)
  • Баркарола (2)
  • Балет (445)
  • Танцовщики (199)
  • Балетмейстеры (65)
  • Опера (384)
  • Певцы (355)
  • Музыканты (350)
  • Пианисты (179)
  • Скрипачи (111)
  • Виолончелисты (40)
  • Вокальное искусство (320)
  • Музыка и литература (248)
  • Фестивали, конкурсы, концерты (218)
  • Романс (198)
  • Музыкальная культура народов мира (165)
  • Музыкальные инструменты (140)
  • Дирижёры (130)
  • Музыкальный словарь (103)
  • Музыкотерапия (96)
  • Музыка и живопись (76)
  • Музыкальные театры мира (63)
  • Классика для детей: Твой друг Музыка (52)
  • Оперетта (36)

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Перголези — «Stabat Mater»

Александр_Ш_Крылов все записи автора Джованни Баттиста Перголези / Giovanni Battista Pergolesi — Родился 4 января 1710 года в Ези — умер 16 марта 1736 в Поццуоли.

«Stabat Mater» (1736)
Исполняют Анна Нетребко — сопрано и Марианна Пиццолато — меццо-сопрано

История создания

В 1735 году Перголези, едва достигший двадцати пяти лет, но уже широко известный, главным образом своими операми, резко меняет образ жизни. Из Неаполя, где проходила, в основном, его деятельность, он переезжает в небольшое местечко Поццуоли, расположенное неподалеку. Причина тому — начинающаяся чахотка. Перголези обращается к духовной музыке. Среди других его сочинений этого года — Stabat Mater.
Stabat Mater dolorosa — «Мать скорбящая стояла» — одна из средневековых секвенций (песнопений, исполнявшихся во время католической мессы после Аллилуйи, перед чтением Евангелия). Автором латинских терцин, повествующих о страданиях Богоматери у подножия креста на Голгофе, считается Якопоне да Тоди (даты жизни точно не установлены; родился между 1228 и 1236 годами, умер предположительно в 1306 году), адвокат, по другим сведениям францисканский монах, из итальянского города Тоди.

Мать Скорбящая стояла
И в слезах на крест взирала,
На котором Сын страдал.
Сердце, полное волненья,
Воздыханий и томленья
Меч в груди ее пронзал.
Что за скорби и печали
Благодатную терзали
Матерь Просветленного.
Как страдала, как дрожала,
Как в терзаньи созерцала
Муки Ей рожденного.
Кто без слез бы мог суровый
Видеть Матери Христовой
Слезы несравненные?
Кто бы мог без сожаленья
Встретить Матери мученья
С Сыном разделенные?
Ради грешных искупленья
Зрит Она Христа мученья,
От бичей Грядущего.

Дорогого видит Сына,
Как гнетет Его кончина
Дух свой предающего.
Мать, любви источник вечный,
Дай из глубины сердечной
Слезы мне делить с Тобой,
Дай и мне огня, так много
Возлюбить Христа и Бога,
Чтоб доволен был Он мной.
Мать Святая, в дар чудесный
Все Ты язвы смерти крестной
Мне на сердце впечатлей.
Дай Ты мне, чтобы кручина
За меня Страдальца Сына
Разлилась в душе моей.
Дай мне плакать, дай терзаться,
О Распятом сокрушаться
Век, пока я жизнь влачу,
У креста стоять с Тобою
И к Тебе припав душою
Ударять я в грудь хочу.
Дева, всех страданий Мати,
В милосердьи благодати
Дай с Тобою мне страдать,
Дай страдания Христова
Став сообщником, мне снова
Раны все воспринимать.
Пусть тот бич меня терзает,
Крест во мне воспламеняет
Всю любовь к Страдавшему.
Дай пылать святой отрадой
Будь, о Дева, мне оградой
В судный день представшему.
Крест мою пусть силу множит,
Смерть Христа мне да поможет
Ревностью безбедному,
Как остынет в смерти тело,
Чтоб душа моя взлетела
К раю заповедному.

Эта секвенция исполнялась в день Семи скорбей Богородицы, отмечавшийся 15 сентября. С 1727 года она стала звучать также в Великую пятницу на Страстной неделе. Некоторые отрывки использовались и в другие праздники. Уже с XV и вплоть до XX века текст Stabat Mater стали использовать крупнейшие композиторы своего времени — Палестрина, Гайдн, Шуберт, Россини, Лист, Верди, Дворжак, Пендерецкий.
Над своей Stabat Mater Перголези работал буквально до последних дней жизни. Не удовлетворенный написанным, он вносил все новые и новые поправки в партитуру, пока смерть не заставила его выронить перо из рук. Дата первого исполнения Stabat Mater неизвестна. Как всякое истинно новаторское произведение, Stabat Mater Перголези далеко не сразу получила признание. Так, даже знаменитый падре Мартини, великий музыкальный ученый XVIII века, не сумел оценить его: «Stabat Mater Перголези содержит слишком много пассажей, которые скорее могли быть употреблены в какой-нибудь комической опере, чем в песне скорби; многие подобные черты проявляются и в церковной и светской музыке Перголези». Собственно, подобные упреки преследовали всех великих авторов духовных сочинений — от Баха до Верди.

Stabat Mater состоит из 13 частей, причем сольные и дуэтные, медленные и более быстрые чередуются. Общий характер сочинения отличается камерностью, трогательностью, проникновенной лирикой.
№1, Stabat Mater dolorosa («Мать скорбящая стояла»), — выразительный дуэт сопрано и альта, — напоминает оперное ламенто. Следующее за ним соло сопрано Cujus animam gementem («Сердце, полное волненья») с словно задыхающимися от волнения синкопами выдержано в духе неаполитанской канцоны. За печальным дуэтом «O guam tristis et afficta» (Что за скорби, №3) следует ария альта «Guas moerbati» (Как страдала, как дрожала), повествующая о страданиях Матери, видящей муки Сына. Медленный дуэт сопрано и альта «Guis est homo» (Кто без слез бы мог суровый видеть Матери Христовой слезы, №5) сменяется небольшой арией сопрано «Vidit suum dulcem natum» (Дорогого видит Сына). Заключительный просветленный дуэт распевает одно лишь слово: «Amen».
Л. Михеева

Перуджино «Stabat Mater» 1482

Рубрики: Музыка/Духовная
Композиторы

Метки: Перголези «Stabat Mater»

Процитировано 11 раз
Понравилось: 13 пользователям

Источник

Оцените статью