Джон майер эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект

Все мы иррациональны. Какие бы логические цепочки человек не строил, добиваясь или планируя цели, мотивы часто зависят от эмоций. Умение распознавать влияние чувств в себе и в других людях называют эмоциональным интеллектом. Рассмотрим подробнее, что это такое.

История возникновения понятия

Эволюцию в познании эмоционального интеллекта можно условно разделить на 4 периода.

  1. 1872–середина XX века. Первым учёным, который в своих научных трудах серьёзно задумался о влиянии инстинктов и эмоций как на животных, так и на человека был Чарльз Дарвин. Затем другие пытались разобраться, что первично: физиологические процессы или эмоции. В 1920-е годы Эдвард Торндайк ввёл понятие «социальный интеллект» и разработал первые тесты для его определения. В целом учёные начали осознавать, что интеллектуальные способности не всегда играют ключевую роль в успехе человека.
  2. 1960–1989 гг. В 1964-м году в работе Майкла Белдока появляется термин «эмоциональный интеллект». С этого времени он начинает закрепляться и в других научных трудах. Возникает аббревиатура EQ — по аналогии с IQ (Emotional Quotient — Intelligence Quotient).
  3. 1990–1994 гг. В этот период закладываются те знания, основа которых дошла и до наших дней. Питер Сэловей и Джон Майер в 1990-м пишут статью «Эмоциональный интеллект». На неё обращают внимание другие учёные, журналисты.
  4. 1995–1997 гг. — популяризация термина. Дэниэл Гоулман в 1995-м публикует книгу «Эмоциональный интеллект» на основе исследований Сэловея и Майера. Книга продаётся огромными тиражами и приносит автору большую популярность.
  5. 1997–наше время. Эмоциональный интеллект подвергается критике и переоценке. Распространяются разные модели, нейрофизиологи задумываются о подходе к ним с научной точки зрения.

Суть эмоционального интеллекта

Наиболее доступно термин и его сущность описывает Гоулман в своих научно-популярных трудах. Эмоциональный интеллект — совокупность качеств человека, которые отвечают за его самомотивацию, контроль собственных эмоций, понимание и управление эмоциями других людей.

Гоулман объясняет, что миндалевидное тело — участок мозга, отвечающий за эмоции — возникло в организмах живых существ гораздо раньше, чем участки, отвечающие за рациональное познание. Таким образом первостепенное влияние на принятие решений и любые другие действия человека оказывают его эмоции, а не интеллектуальные способности. От того, насколько он умеет их понимать и распознавать, зависит его успех: на работе, в семейной жизни, в отношениях с людьми.

По модели писателя или смешанной модели эмоциональный интеллект состоит из пяти компонентов.

  • Самосознание — способность чувствовать свои эмоции, понимать, откуда они берутся, какие ситуации влияют на их происхождение. Также очень важно осознавать свои ценности, сильные и слабые стороны: жизненные цели, самооценка, чувство юмора, преобладание тех или иных настроений.
  • Самоконтроль — умение обуздать эмоции, направить их в нужное русло. Способность адаптироваться под новые условия, открывать свои чувства окружающим.
  • Самомотивация — умение двигаться к своей цели ради факта её достижения, при этом получая от процесса положительные эмоции.
  • Эмпатия — способность понимать чувства других. Распознавание настроения, эмоционального фона человека по различным признакам. Также к эмпатии относится умение сопереживать, «примерять» на себя чужие чувства.
  • Навык социальных взаимодействий — управление эмоциями других людей для получения желанных результатов, правильное выстраивание отношений.

Гоулман в своих книгах также отрицает постоянство и неизменность темперамента. По его мнению и холерик, и меланхолик могут убрать особенности темперамента — повышенную импульсивность и подавленное настроение соответственно — и приобрести противоположные качества.

Кроме такой концепции существует ещё ряд распространённых.

Модель Рувена Бар-Она

Эта модель состоит из 15-ти навыков. Они частично пересекаются со способностями, выделенными Гоулманом:

2) эмоциональная осознанность;

3) ассертивность — чёткое выражение своих чувств, твёрдость точки зрения при необходимости;

6) социальная ответственность — идентификация себя как члена группы, полезное сотрудничество;

7) межличностные отношения — умение завязывать и поддерживать отношения на основе взаимной выгоды, эмоциональной близости;

10) контроль над импульсами — умение ограничивать себя, сдерживаться;

11) оценка действительности — сравнение своего, субъективного восприятия с настоящей реальностью;

12) решение проблем;

Модель Майера — Сэловея

Эта модель считается традиционной. На ней же основывалась модель Гоулмана, ставшая более популярной. Здесь всего четыре больших компонента.

  1. Восприятие своих и чужих эмоций.
  2. Использование эмоций для стимуляции разных видов мышления: творческая деятельность, работа.
  3. Понимание — способность определять причины, мотивы, а также предсказывать возникновения разных настроений, эмоций.
  4. Управление эмоциями — своими и чужими для достижения поставленных задач, а также умение строить стратегию с учётом эмоций.

Из этих моделей становится ясно, для чего стоит улучшать эмоциональный интеллект: для повышения собственной эффективности. Методик, как это сделать, достаточно много. В то же время большинство из них абстрактные и расплывчатые. Однако сама постановка умений уже задаёт правильный вектор развития и помогает определить: какие навыки плохо развиты у себя.

Измерение эмоционального интеллекта

Понятие EQ было введено во второй половине XX века. Emotional Quotient — дословно «эмоциональный коэффициент». Значит, существуют и тесты, которые позволяют его измерить. Первый такой был создан в 1926-м году и назывался George Washington Social Intelligence Test.

В отличие от IQ для определения EQ подбираются не задачи на логику, а различные ситуации. В одних опросниках респонденту предлагают выбрать один из нескольких вариантов поведения: например, что вы сделаете, если рядом будет плакать маленький ребёнок. Другие тесты предлагают установить, насколько истинно утверждение или насколько часто респондент ведёт себя каким-то образом. Например, насколько верно утверждение: «Плохое настроение никогда не мешает мне работать».

Читайте также:  Динамики эмоционального состояния личности

Тестов и методик опроса существует много. Одна из популярных: MSCEIT Майера и Сэловея. Респонденту показывают картинки с разными эмоциональными состояниями людей, а он должен по трёхбалльной шкале определить степень этого состояния.

Ещё один популярный опросник: EQ-i Рувена Бар-Она. Тест прошло более 42-х тысяч человек в 36-ти странах мира. Благодаря профилированию результатов можно установить, каким профессиям, должностям соответствует тот или иной EQ.

Тестирование — наиболее эффективный способ измерения эмоционального интеллекта, который может дать чёткий результат, сравнимый с другими. Кроме этого применяются оценивание в группе или личная оценка, однако такие способы подойдут только для определения своего эмоционального интеллекта.

Применение EQ

Если с применением знаний об эмоциональном интеллекте всё понятно — нужно работать над собой, то вот его чёткие результаты (EQ) можно использовать для подбора кадров. EQ уже применяется в крупных западных компаниях HR-специалистами. Много опросников прошли массовое тестирование, благодаря чему по его результатам легко определить, какому человеку можно доверить управляющую лидерскую должность, а какому лучше отвести позицию подчинённого.

Критика

Эмоциональный интеллект безусловно дополняет собой традиционный интеллект и расширяет понятие умного человека. Однако до сих пор нет единственного чёткого подхода к его изучению, а термин не всегда используется по назначению. Трактовка эмоционального интеллекта и EQ одними учёными и другими, в научной и научно-популярной литературе может сильно различаться.

Следует понимать, что эмоциональный интеллект как научный термин берёт своё начало в нейрофизиологии. Поэтому любые выводы о его существовании, влиянии на жизнь человека необходимо делать из серьёзных научных исследований. Самого известного популяризатора, Дэниэла Гоулмана многие учёные обвиняли как раз в нехватке системного научного подхода.

Как раздел науки эмоциональный интеллект постепенно улучшается и дополняется знаниями, но нельзя делать обобщённые выводы из отдельных исследований и публикаций. В таком виде из этого получается «Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей» — полезная и интересная, но не научная концепция.

Источник

Урок 2. Модели эмоционального интеллекта

Психологи полагают, что для повышения эмоционального интеллекта нужен системный подход, при помощи которого человек будет шаг за шагом овладевать определенными навыками и становиться «эмоционально умнее». Несмотря на невероятный интерес к этой теме, существует не так много подходов к эмоциональному интеллекту.

В этом уроке мы рассмотрим три самые популярные модели и увидим принципиальную разницу между ними. Также мы обратим внимание на историю эмоционального интеллекта и убедимся, что этот предмет находится еще на стадии своего становления.

Содержание:

На протяжении всего развития человечества, люди осознавали важность управления эмоциями. Они научились приводить себя в состояние аффекта, чтобы противостоять диким животным и настраиваться на позитивный лад при общении с важными для себя людьми. Однако это получается далеко не всегда. Почему? Эмоции непредсказуемы, они изменчивы, поэтому мы стоим на пороге очень сложной задачи: научиться управлять ими и сделать их своими помощниками, а не врагами.

Эмоции бывают уместными и неуместными. В определенных ситуациях, например, гнев или злость на себя могут быть полезными (хотя из-за своей разрушительности не рекомендуется прибегать к ним слишком часто). В других излишний оптимизм может помешать достижению цели (когда требуется полная сосредоточенность и полная эмоциональная нейтральность).

Для того, чтобы хоть как-то разобраться с этой крайне сложной темой, были созданы модели эмоционального интеллекта. Создание этих моделей тесно связано с историей предмета, поэтому мы вкратце коснемся ключевых вех его развития.

Вехи развития эмоционального интеллекта

В 1872 году Чарльз Дарвин издает книгу под названием «Выражение эмоций у людей и животных». По сути, это первая научная работа, посвященная эмоциям людей и их роли для адаптации и выживания.

В 1920 году профессор Эдвард Торндайк вводит понятие социального интеллекта. Он описал его как способность понимать людей, женщин и мужчин, умение обращаться разумно с людьми.

В 1926 году создан первый в мире тест для измерения социального интеллекта под названием George Washington Social Intelligence Test.

В 1940 году Дэвид Уэкслер написал публикацию, в которой разделил способности и умения человека на интеллектуальные и не интеллектуальные.

В 1964 году в работе Майкла Белдока появилось понятие эмоционального интеллекта.

В 1965 году Клод Штайнер вводит понятие эмоциональной грамотности и разрабатывает концепцию для ее тренировки.

В 1983 году Говард Гарднер опубликовал свою модель интеллекта, разделив его на внутриличностный и межличностный.

В 1985 году выходит первая книга, посвященная развитию эмоционального интеллекта. Это «A Study Emotion: Developing Emotional Intelligence» Уэйна Пэйна.

В 1988 году Рувен Бар-Он ввел понятие эмоционального коэффициента.

В 1990 вышла в свет работа Джона Майера и Питера Саловея «Emotional Intelligence», которая привлекла всеобщее внимание к этому предмету.

В 1995 году вышла научно-популярная книга Дэниела Гоулмана «Emotional Intelligence», которая стала самой читаемой книгой, посвященной социальной науке. После ее выхода эмоциональный интеллект приобретает невероятную популярность и становится интересным не только психологам, но и простым людям.

Какие же существуют модели?

Существует три самые распространенные модели эмоционального интеллекта на данный момент. Между ними существуют различия, однако все они сходятся в важности одного навыка — умения управлять своими и чужими эмоциями. Помимо этого, есть десятки навыков, которые необходимо развить для того, чтобы ваш эмоциональный интеллект значительно повысился и вы начали извлекать из него преимущества.

Несмотря на то, что в идеале нужно «прокачать» несколько десятков навыков, многие из них подтягиваются сами собой, когда вы начинаете прививать другие. Условно говоря, добившись совершенства всего в пяти навыках, вы автоматически прогрессируете во всех остальных.

Модель социального и эмоционального интеллекта Рувена Бар-Она (ESI)

Израильский психолог Рувен Бар-Он является одним из ведущих теоретиков и исследователей в области эмоционального интеллекта. Он также ввел понятие эмоционального коэффициента — уровня измерения эмоционального интеллекта.

Читайте также:  Животные могут чувствовать эмоции

Бар-Он разработал свою модель в 1982 году, а представил спустя четырнадцать лет на собрании американской ассоциации психологов в Торонто. Он выделил 15 способностей, которые, будучи приведены в полный порядок, позволяли человеку ощущать себя счастливым.

Способности разделены на пять категорий:

Внутриличностная

Ассертивность — это способность ясно выражать свои чувства и мысли, проявлять при необходимости твердость убеждений, стоять на своем и при этом уважать потребности другого человека. Стивен Кови называет эту ситуацию Win-Win. Этот навык является полной противоположностью пассивности, стеснительности и агрессии.

Мы подробнее рассмотрим ассертивность в четвертом уроке.

Самоуважение (самооценка) — это способность понимать и оценивать свои сильные и слабые стороны, возможности и ограничения, уважать себя и воспринимать положительно, оставаться в согласии с самим собой. Существует три типа самооценки: заниженная, нормальная и завышенная. Может показаться, что лишь заниженная самооценка может привести к печальным последствиям и несчастью, однако на это способна и завышенная. В этом случае человек испытывает недоумение — почему никто его не уважает и не оценивает по достоинству?

Независимость — это способность самостоятельно принимать решения, твердо стоять на своих ногах и не зависеть от других. Речь идет скорее об эмоциональной зависимости, когда человек является рабом эмоций и привычек.

Самоактуализация — это развитие в себе динамического непрерывного процесса стремления развиваться, устанавливать цели и стремиться к их достижению, реализовывая свой потенциал. Человек обретает смысл своего существования и становится тем, кем он способен стать.

Эмоциональная осознанность — это способность человека замечать, осознавать и оценивать эмоции в конкретный момент, различать их и понимать причины их возникновения. Для развития этой способности рекомендуется заниматься медитацией.

Межличностная

Эмпатия — это умение распознавать, осознавать и понимать чувства других людей. Способность к эмпатии не зависит от интеллектуальных усилий.

Эмпатию мы подробнее рассмотрим в четвертом уроке.

Социальная ответственность — способность идентифицировать себя как члена социальной группы, уметь сотрудничать с другими людьми. Включает в себя нравственность, совесть, заботу о ближнем и стремление брать на себя ответственность за поступки других людей.

Межличностные отношения — это навыки конструктивного общения через вербальные и невербальные коммуникации, способность устанавливать и поддерживать взаимовыгодные отношения, умение чувствовать себя комфортно в социальных контактах. Различают формальные и неформальные отношения.

Адаптивная

Умение решать проблемы — это способность установить и сформулировать проблему, а затем найти наиболее эффективный способ ее решения. Для развития этого навыка требуются логическое, творческое мышление, а также интуиция.

Гибкость — это умение менять манеру поведения, образ мышления и эмоциональный фон в зависимости от обстоятельств. Человек, обладающий гибкостью, не отрицает реальность и всегда ищет возможности извлечь выгоду из меняющегося окружения или ситуации. Этот навык более всего свойственен художникам и творческим людям.

Оценка действительности — это способность сверять свои чувства, эмоции и мысли с объективной внешней реальностью.

Управление стрессом

Стрессоустойчивость — это совокупность качеств, позволяющих организму спокойно переносить действие так называемых стрессоров, и не вовлекать негативные эмоции. Также это умение человека делать то, что нужно и не позволять эмоциям себя отвлекать.

Контроль импульсов — это умение устоять перед соблазном быстрого удовлетворения потребностей ради долгосрочного успеха. Требует развитой силы воли и дисциплины.

Общее настроение

Оптимизм — это способность человека сохранять позитивное отношение даже в трудных обстоятельствах и при этом решать свои проблемы. Любая неудача или проблема — новая возможность. Это некий образ мышления, при котором человек сознательно не допускает деструктивные мысли, способные подорвать уверенность в себе.

Счастье (благополучие) — это способность быть умиротворенным, воодушевленным, жизнерадостным и при этом любить жизнь и других людей.

Модель эмоционального интеллекта Майера-Саловея-Карузо (модель способностей)

В 1990 году американские психологи Майер, Саловей и Карузо предложили свою модель эмоционального интеллекта. Они дорабатывали ее несколько лет и в итоге представили обновленную модель, состоящую из четырех компонентов.

Восприятие, оценка и выражение эмоций. Это способность безошибочно различать эмоции и идентифицировать эмоциональное содержание. Майер, Саловей и Карузо утверждают, что это основной и базовый компонент развития эмоционального интеллекта. Они исходят из того, что выражения лиц, отображающих гнев, печаль, счастье и страх у всех людей одинаковы, а значит их можно распознать. Младенцы и дети излучают эмоции искренне, а желание их прикрыть слишком явно отображается на языке их тела. Взрослый человек склонен скрывать свои эмоции, но тем не менее при длительном наблюдении или появлении микровыражений их точно можно безошибочно определять. Если вы продвинулись в овладении этим навыком, то умеете более точно идентифицировать ситуацию и действовать, исходя из своих выводов.

Использование эмоций для повышения эффективности мышления. Способность человека пробуждать в себе креативность, активизировать свой мыслительный процесс, используя эмоции как мотивацию. В этом случае вы сознательно понимаете силу эмоций, осведомлены о своей психологии и используете свои ощущения в свою пользу, а не во вред. Вы учитесь направлять свое внимание на важные для вас вещи и искусственно вызывать нужные эмоции, которые помогут решить задачу. Например, многими исследованиями доказано, что при оптимистическом, позитивном подходе и образе мышления, мозг человек работает лучше, чем в пессимистическом. Исходя из этого, вы вводите себя в нужное состояние и добиваетесь поставленных перед собой целей.

Понимание эмоций. Способность осознать связь и различие между эмоциями и мыслями, определять причину и истоки появления эмоции, понимать амбивалентные (сложные) чувства и интерпретировать эмоции, возникающие во взаимоотношениях с людьми. Относитесь к любой эмоции как к некой информации, которую она несет. Когда человеку страшно, он выбирает один из трех способов действия: бежать, цепенеть и атаковать. Когда он счастлив, то хочет находиться рядом с людьми и делиться своей радостью. Если гневается, то хочет причинить физический или моральный вред другому человеку. Некоторые эмоции перетекают друг в друга, другие возникают на доли секунды и исчезают. Вы также можете заметить, как при помощи мыслей меняются ваши чувства и эмоции.

Читайте также:  Профилактика эмоционального выгорания практическая работа

Оценка эмоций. Способность пробуждать, укрощать и направлять свои и чужие эмоции для достижения определенных целей. Для того, чтобы научиться контролировать свои эмоции и управлять эмоциями других людей, необходимо привести себя в состояние осознанности, при котором вы спокойны и наблюдательны. Чтобы достичь успеха в повышении этого навыка, нужно развивать самодисциплину и самоконтроль.

Смешанная модель Гоулмана

Наиболее известным подходом к развитию эмоционального интеллекта является смешанная модель Дэниела Гоулмана. За основу Гоулман взял модель Мейера, Саловея и Карузо. К их компонентам он добавил еще несколько — настойчивость, энтузиазм и социальные навыки. Таким образом он объединил когнитивные способности с личностными характеристиками. Известность смешанной модели стала настолько большой, что вышла за рамки интереса психологов и стала популярной среди обычного круга людей. Всего Гоулман выделяет пять компонентов, разделенных на более мелкие элементы.

Самосознание:

  • Уверенность в себе: это свойство личности, ядром которого выступает позитивная (или адекватная) оценка своих сильных и слабых сторон.
  • Правильная самооценка: осознание своих возможностей и сильных сторон.
  • Эмоциональное самосознание: анализ своих эмоций и осознание их воздействия, а также использование интуиции.

Самоконтроль:

  • Оптимизм: умение с позитивом и надеждой смотреть на реальность или сложную ситуацию.
  • Открытость: надежность, проявление прямоты и честности.
  • Обуздание эмоций: умение контролировать деструктивные импульсы и эмоции.
  • Воля к победе: стремление улучшать личную эффективность ради того, чтобы соответствовать внутренним стандартам качества.
  • Адаптивность: умение приспособиться к меняющимся обстоятельствам.
  • Инициативность: полная готовность к активным действиям.
  • Социальные навыки: способность выстраивать эффективные взаимоотношения с другими людьми.
  • Предупредительность: умение удовлетворять потребности и нужды клиентов и подчиненных.
  • Деловая осведомленность: осознание и понимание иерархии ответственности и политики, текущих событий.
  • Сопереживание: проявление участливого отношения к проблемам других людей, умение прислушаться к их чувствам.

Управление отношениями:

  • Влияние: это владение рядом тактик убеждения.
  • Воодушевление: умение вести за собой других людей, рисуя прекрасную картину будущего.
  • Содействие изменениям: способность вести людей в новом направлении и инициировать изменения в карьере и личной жизни.
  • Помощь в самосовершенствовании: умение развивать способности других людей.
  • Укрепление личных взаимоотношений: поддержка социальных связей.
  • Урегулирование конфликтов: эффективное разрешение разногласий.
  • Сотрудничество и командная работа: умение создать продуктивную команду.

Эмпатия. Способность распознавать свои и чужие эмоции, умение сопереживать. Мы рассмотрим подробнее эмпатию в четвертом уроке.

Мотивация. Умение побуждать себя к действию. Подробнее мы рассмотрим мотивацию и самомотивацию в пятом уроке.

Смешанная модель Гоулмана приобретала свою популярность не в последнюю очередь благодаря стимулированию людей к развитию личностных качеств. Его книги написаны простым и доступным языком с тем, чтобы с ними мог ознакомиться любой желающий. Советы Гоулмана просты и не требуют особых знаний о психологии. Несомненно, этот психолог объединил все лучшее, что было создано до него и дал миру свою модель, которая способна повысить эмоциональный интеллект любого человека.

А теперь предлагаем вам пройти небольшой тест, который поможет оценить ваш эмоциональный интеллект.

Тест на эмоциональный интеллект

Тест на эмоциональный интеллект (методика Н.Холла) показывает, как вы используете эмоции в своей жизни, и учитывает разные стороны эмоционального интеллекта: отношение к себе и к другим, способности к общению; отношение к жизни и поиски гармонии. Правила следующие:

  • В вопросах, где нужно выбрать из 6 вариантов, ответьте, насколько каждый человек похож или не похож на вас. Выберите тот ответ, который показывает, насколько описываемый человек похож на вас.
  • Опросник состоит из ряда вопросов о вас, вашем стиле поведения, привычках, мыслях, чувствах, переживаниях и образе жизни. Вам нужно спроецировать каждый вопрос на себя и подобрать вариант ответа, наиболее точно отражающий вашу позицию в конкретном контексте. Отвечать следует максимально честно перед самим собой, смотря правде в глаза.
  • Данные теста будут записаны после того, как вы ответите на последний вопрос и увидите подтверждение окончания теста. Если вы закончите тест ранее последнего вопроса и закроете страницу, данные не будут сохранены. Если этот тест вы уже проходили, то в левом меню отобразится знак.

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

В этом уроке мы вкратце рассмотрели историю эмоционального интеллекта и изучили три самые популярные модели для его повышения. Несмотря на то, что психологи предлагают нам овладеть десятками навыков, их можно свести к пяти-шести, на которые мы и обратим внимание в нашем курсе.

В следующем уроке мы научимся управлять своими эмоциями и получим рекомендации, как справиться с самыми разрушительными. Также мы поможем вам научиться вызывать в себе позитивные эмоции и ощущения для того, чтобы повысить свою удовлетворенность жизнью и приблизиться к счастью.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

Следующий урок посвящен управлению эмоциями.

Источник

Оцените статью