В№6 двухфакторная теория эмоций Шехтера и Сингера.
Двухфакторная теория эмоций Шехтера — Сингера была разработана в 1952 году Джеромом Сингером и Стэнли Шехтером. Она представляет собой пример когнитивного подхода к эмоциям. Согласно этой теории, на первом этапе формирования эмоции происходит физиологическая активация (возбуждение), возникающая в ответ на переживаемое событие. Человеку же необходимо найти причину этой активации, и только потом он сможет охарактеризовать пережитый опыт и «маркировать» его как эмоцию. Например, внезапно услышав за спиной шаги, женщина, идущая ночью по пустынной улице, скорее всего, почувствует дрожь в теле, напряжение мышц и учащенное сердцебиение. Отметив физиологическую реакцию своего организма, она осознает, что в случае опасности ее некому защитить, и, убедив себя в том, что ей грозит опасность, испытает страх.
Стэнли Шехтер и Джером Сингер сообщили испытуемым, что целью данного эксперимента является проверка воздействия витаминного комплекса «Супроксин» на зрение. 3/4 добровольцев получили инъекцию адреналина, а оставшаяся четверть — раствор поваренной соли. Испытуемые, которым ввели адреналин, получили разного рода информацию о возможных эффектах «Супроксина»: верную, ложную, либо вообще ничего не знали. После инъекции участники проводили в отдельную комнату выполнить «тесты для проверки зрения» и просили ответить на вопросы анкеты. Там они встречались с еще одним, по их мнению, испытуемым, который, конечно же, являлся помощником руководителя эксперимента, наблюдающего за всем происходящим через одностороннее зеркало. Псевдо-испытуемый либо нарочно сердился, либо находился в состоянии радостного возбуждения с целью определить, в какой степени такое поведение влияет на восприятие испытуемого. В дополнение к этому вопросы в вышеназванной анкете были составлены таким образом, чтобы намеренно разгневать участника. Так например, спрашивалось о количестве добрачных сексуальных партнеров матери и другие оскорбительные вопросы. Помощник экспериментатора при условии «гнева» вел себя особенно раздраженно, прежде всего, из-за этих вопросов.
Таким образом, психологическая гипотеза Шехтера и Сингера гласила, что испытуемые с неверными данными и вовсе ими не обладающие будут искать объяснение физиологическому возбуждению, вызванному инъекцией адреналина, то есть они будут интерпретировать возбуждение эмоцией, зависящей от поведения помощника в комнате: злился ли он или радовался, они будут испытывать соответствующие чувства. Участники с верной информацией и плацебо-группа наоборот не должны демонстрировать никаких существенных отклонений, так как они могут правильно объяснить свое возбуждение.
·когда испытуемый находился в комнате с помощником экспериментатора, путем наблюдения за ними через одностороннее зеркало и анализа их поведения и
·когда участникам после эксперимента выдавали анкету, в которой они должны были указать, как они себя эмоционально чувствовали в разные моменты исследования.
Результаты показали, что различия между дезинформированными и неинформированными испытуемыми и плацебо-группой были незначитильными. Испытуемые, которых ввели в заблуждение или которые легко поверили в эффекты от инъекции, вели себя подобно помощнику, используя ситуацию для интерпретации их уровня активности, чтобы определить свое эмоциональное состояние. С другой стороны, испытуемые, которые знали, что следует ожидать, не подражали в своих эмоциях помощнику экспериментатора.
Таким образом, гипотезу подтверждают различия между верно информированными и дезинформированными/неинформированными испытуемыми. Кроме того существенных различий между верно информированными и плацебо-группой не было выявлено. Итак, психологический прогноз можно считать условно выполненным, хотя и со слабыми результатами.
Построение эксперимента
·Условия эксперимента: Испытуемому делали инъекцию адреналина
·Проинформированная группа: Испытуемому рассказали о реальных побочных эффектах
·Условие эйфории: Веселый помощник руководителя эксперимента
·Условие гнева: Раздраженный помощник руководителя эксперимента
·Непроинформированная группа: Испытуемому рассказали, что побочных эффектов нет
·Условие эйфории: Веселый помощник руководителя эксперимента
·Условие гнева: Раздраженный помощник руководителя эксперимента
·Дезинформированная группа: Испытуемому рассказали о неверных побочных эффектах
·Условие эйфории: Веселый помощник руководителя эксперимента
·Условие гнева: Раздраженный помощник руководителя эксперимента
·Контрольная группа: Испытуемому ввели соляной раствор
·Условие эйфории: Веселый помощник руководителя эксперимента
·Условие гнева: Раздраженный помощник руководителя эксперимента
Источник
Двухфакторная теория эмоций Шехтера и Сингера
Когда мы попадает в сложную ситуацию, у нас возникает стресс. Этот закон описал Ганс Селье, тут нет никакой психологии, это чисто биологическая приспособительная реакция любого организма. И нас, в том числе. Что же касается наших эмоций и чувств, то мы их конструируем сами, разбираясь в том, что же это за ситуация. Если рядом подозрительная уголовная личность, то возникшее возбуждение мы будем считать страхом, если прелестная женщина – романтическим чувством, если мы пришли на экзамен — конечно, у нас экзаменационный мандраж. Ну вот, мы и изложили суть двухфакторной теории эмоций Стэнли Шехтера (two—factor theory of emotion).
Например, ваше сердце сильно бьётся, а тело напряжено. И что: вы испытываете жуткий страх или у вас живот сводит от любви? От определяется на вашим внутренним переживанием, а ситуацией, в которой вы находитесь. На переживании ничего не написано – ну, или мы мало что можем на нем прочитать. А ситуация понятней, вот мы на нее и ориентируемся.
Итого, нам для понимания нашего эмоционального состояния важны два фактора: есть ли физиологическое возбуждение и какими обстоятельствами, возникновением какой ситуации мы можем его объяснить. Именно поэтому теория Шехтера называется двухфакторной.
Стэнли Шехтер и Джером Сингер провели эксперимент, чтобы проверить эту дерзкую теорию; вообразите себя его участником. Когда вы приходите, экспериментатор сообщает, что проводится изучение того, как воздействует на человеческое зрение витамин супроксин. После того как врач делает вам инъекцию небольшой дозы супроксина, экспериментатор просит подождать, пока лекарство начнёт действовать. Он знакомит вас с ещё одним участником эксперимента. Второй участник говорит, что ему тоже ввели дозу супроксина. Экпериментатор даёт каждому из вас по анкете и говорит, что скоро придёт и даст вам тест для проверки зрения. Вы смотрите на анкету и замечаете, что в ней встречаются несколько очень личных и оскорбительных вопросов. Например, «с каким количеством мужчин (помимо вашего отца) у вашей матери были внебрачные связи?» Второй участник гневно реагирует на эти вопросы, он приходит во все большую ярость, потом рвёт анкету, бросает её на пол и хлопнув дверью выходит из комнаты. Что, по-вашему, вы почувствуете? Вы тоже рассердитесь?
Как вы, конечно, догадались, настоящая цель эксперимента состояла не в том, чтобы проверять зрение. Исследователи создали такую ситуацию, в которой присутствовали или отсутствовали две основные переменные – возбуждение и эмоциональное объяснение этого возбуждения, а затем проверялось, какие эмоции испытывали люди. Участники эксперимента на самом деле не получали никакой инъекции витамина. Вместо этого с переменной возбуждения манипулировали следующим образом: некоторое участники эксперимента получили дозу эпинефрина, лекарства. Которое вызывает возбуждение (увеличивается температура тела и учащается дыхание), а некоторым участникам ввели плацебо, которое не имело никаких физиологических эффектов.
Представьте теперь, что бы вы почувствовали, когда получили дозу эпинефрина: когда вы начали читать анкету, вы почувствовали возбуждение (учтите, экспериментатор не сказал вам, что это был эпинефрин, так что вы не понимаете, что именно лекарство приводит вас в такое возбуждение). Второй участник эксперимента – в действительности помощник экспериментатора – с яростью реагирует на анкету. Вы скорее всего сделаете вывод, что вы взволнованы, потому что вы тоже рассердились. Вас поставили в условия, которые Шехтер считал необходимыми для переживания эмоций – вы возбуждены, вы искали и нашли разумное объяснение своего возбуждения в данной ситуации. И, таким образом, вы тоже приходите в ярость. Именно это и происходило в действительности – участники, которым давали эпинефрин, реагировали с большей злобой, чем испытуемые, получившие дозу плацебо.
Самый интересный вывод из теории Шехтера, это то, что эмоции людей в чём-то произвольны, они зависят от наиболее вероятного объяснения возбуждения. Шехтер и Сингер проверили эту идею с двух сторон. Во-первых, они показали, что могут предотвратить вспышку гнева у людей, если рационально объяснят им причину возбуждения. Некоторым участникам эксперимента, получившим дозу эпинефрина, исследователи говорили, что лекарство усилит их сердцебиение, лицо будет тёплым и покраснеет, а руки начнут слегка трястись. Когда люди действительно начинали себя так чувствовать, они делали вывод не о том, что рассердились, а приписывали свои ощущения действию лекарства. В результате эти участники эксперимента не реагировали на анкету со злостью.
Ещё более наглядно Шехтер и Сингер продемонстрировали, что могут заставить участников эксперимента испытать совершенно другие эмоции, если изменят наиболее вероятное объяснение их возбуждения. В других условиях участники эксперимента не получали анкету с оскорбительными вопросами и не видели, как злится помощник экспериментатора. Вместо этого помощник экспериментатора делал вид, что охвачен беспричинной радостью и вёл себя беззаботно, он играл в баскетбол катышками из бумаги, делал бумажные самолётики и запускал их в воздух, крутил хула-хуп, который нашёл в углу. Как реагировали настоящие участники эксперимента? Если они получали дозу эпинефрина, но ничего не знали о его эффектах, то делали вывод, что они ощущают счастье и беззаботность, а в ряде случаев даже присоединялись к импровизированной игре.
Источник
Двухфакторная теория эмоций Шехтера—Зингера
Большинство современных теоретических построении относительно роли атрибуций в порождении эмоций берет свое начало от широко известной когнитивной теории эмоций, опубликованной Стэнли Шехтером и Джеромом Зингером в 1962 году (Schachter, 1964; Schachter & Smith, 1962). (Моя собственная концепция, трактующая роль мыслительных процессов в формировании эмоциональных состояний после того, как были возбуждены инициальные, относительно примитивные эмоциональные реакции, представленная в главе 3 и схематически проиллюстрированная на рис. 3-2, также разрабатывалась не без влияния этой теории.) Любое обсуждение роли когниций в развитии чувства гнева было бы существенно неполным без рассмотрения этой теории.
Шехтер и Зингер начали свой анализ с того, что подвергли сомнению идею (выдвинутую У. Джеймсом и другими) о том, что конкретные эмоции являются функцией специфических телесных реакций. Согласно Щехтеру и Зингеру, мы не потому чувствуем гнев, что наши мышцы напрягаются, челюсти сжимаются, пульс учащается и т. д., но потому, что мы испытываем общее возбуждение и у нас имеются определенные когниции относительно природы нашего возбуждения.
Согласно этой теории, когда люди сталкиваются с возбуждающим эмоцию событием, они, вероятно, вначале испытывают нейтральное и недифференцированное физиологическое возбуждение. Теоретически то, что происходит дальше, зависит от того, знают ли они о том, почему возбуждены, и что они чувствуют. Если люди не уверены относительно того, какую эмоцию они переживают, то, вероятно, будут искать в ситуации ключевые сигналы, которые могли бы помочь им объяснить природу данных ощущений. «Что я чувствую?» — спрашивают они себя, быть может, на бессознательном уровне. «Я боюсь, взволнован, рассержен или что?» Они ищут ответ. Однако если С самого начала они понимают, чем вызвано их возбужденное состояние и каковы их чувства, то им не приходится искать информацию о происходящем: они уже знают, в чем дело. В любом случае, согласно Шехтеру и Зингеру, у возбужденных людей затем будет формироваться мнение о природе испытываемых ими состояний, и это знание будет, вероятно, трансформировать общее недифференцированное состояние возбуждения в специфическое эмоциональное переживание.
Нижняя половина рис. 4-1 иллюстрирует применение данной теории к чувствам Джейи из использованного мной примера. Теоретически после того, как мужчина на свидание не явился, вначале она испытывает состояние общего возбуждения. Затем у Джейн довольно быстро появляется мысль о том, почему она возбуждена и каковы ее чувства: «Видимо, я расстроена из-за того, что он не пришел. Вероятно, я рассержена на него». Это суждение сформировало ее эмоциональное состояние, таким образом, что она переживает чувство гнева.
Я кратко опишу часть остроумного эксперимента, проведенного Шехтером и Зингером, чтобы проиллюстрировать эту теорию в действии.
Под предлогом того, что проводится исследование влияния на зрение определенного (фиктивного) витамина, испытуемым сказали, что им будет сделана инъекция эпинефрина, который вызывает физиологическое возбуждение и такие симптомы, как учащенное биение сердца и прилив крови к лицу. Другой половине испытуемых была сделана инъекция нейтрального солевого раствора, не оказывающего заметного действия на нервную систему. (Читатель видит, что ощущения, вызываемые эпинефрином, несколько похожи на те, что мы испытываем в состоянии гнева.) В контексте нашего обсуждения важным является следующий момент. Половине испытуемых, получивших дозу эпинефрина, было сообщено, что у них проявятся побочные эффекты (например, что они будут чувствовать учащенное сердцебиение), в то время как другая половина никакой информации о подобных побочных эффектах не получила. В результате, когда участники эксперимента начинали ощущать симптомы вызванного препаратом возбуждения, те из них, которые знали об этих эффектах, могли приписать свои ощущения действию препарата, в то время как неинформированные относительно данных симптомов, вероятно, не понимали, что именно их возбудило и что означают эти ощущения. Испытуемым, получившим инъекцию плацебо, также ничего не сообщалось о побочных эффектах.
После введения испытуемому дозы «витамина» в комнате, где он находился, появлялся человек, якобы подвергнутый такой же процедуре, но который на самом деле был помощником экспериментатора. Им сообщалось, что до начала исследования зрения придется подождать около двадцати минут, а за это время следует заполнить опросник. Помощник экспериментатора начинал выражать сильнейшее раздражение и гнев по поводу личного характера вопросов, содержащихся в опроснике. Наконец он рвал опросник на мелкие куски и выбегал из комнаты. Все это время действия настоящего испытуемого фиксировались наблюдателем через одностороннее зеркало. Целью эксперимента было определить, в какой степени испытуемые проявляют гнев, подражая помощнику экспериментатора и/или делая гневно-критические замечания по поводу исследования, опросника или того и другого.
#image 1111011041390 center m# |
Рис. 4-2. Уровень гнева, выражаемого испытуемыми, когда помощник экспериментатора демонстрировал состояние гнева (Schachter and Singer, 1962). |
Двухфакторная теория делает четкие предсказания эффектов подобных экспериментальных вариаций. Предполагалось, что возбужденные, но не информированные испытуемые будут находиться в состоянии неопределенности относительно своих странных ощущений (побочных действий препарата). Их когниции, связанные с этими ощущениями, должны, следовательно, с большой легкостью поддаваться влиянию подходящих ситуационных ключевых сигналов, таких, как поведение помощника экспериментатора. Они должны воспринимать действия этого субъекта в качестве ключевых сигналов к тому, что они должны чувствовать сами, как если бы они говорили сами себе: «Так как он злится из-за этого опросника, я тоже должен быть раздражен из-за него». Под влиянием этого убеждения, они, вероятно, будут испытывать чувство гнева и открыто проявлять его в своем поведении.
Хотя и были некоторые неясности в полученных результатах, действия наивных испытуемых, в общем, соответствовали предсказаниям теории. Система оценивания, использованная наблюдателями, слишком сложна, чтобы описывать ее здесь, но по существу, как можно видеть из рис. 4-2, возбужденные неинформированные испытуемые в весьма сильной степени поддались влиянию поведения помощника экспериментатора и проявили высокий уровень явно выраженного гнева.
Этот интригующий эксперимент быстро привлек большое внимание и стимулировал значительное число исследований. Некоторые из них подвергли сомнению те или иные аспекты теории и/или процедуры эксперимента 1 .
1 Следует отметить некоторые неудачные попытки воспроизведения эксперимента Шехтера—Зингера, например, Mashall and Zimbardo (1979) и Maslach (1979). Довольно полный обзор литературы по данной теме представлен: Reiserszein (1983). Интересующийся читатель может ознакомиться с обсуждением этой проблематики в работе Leventhal (1980). См. также: Leventhal and Tomarken (1986).
Тем не менее теория, по-видимому, работает при следующих условиях: когда индивидуум находится в состоянии умеренного (не сильного) возбуждения, когда он оказывается в неоднозначной, трудно определимой ситуации, и когда он не понимает, чем именно вызвано его возбуждение.
Источник