Афоризмы русских писателей со словом «радость»
Да здравствуют новые встречи!
Да здравствует радость дорог!
Но без товарища и радость нам не в радость:
Желаешь для себя, а ищешь разделить!
Радостей в мире таинственно много,
Сладостна жизнь от конца до конца.
В будни радость не обязательна,
Радость — это недолгий праздник.
Невозможно прожить без печали,
Но хочу я, друзья, пожелать,
Чтобы в радости вы забывали,
Что недавно пришлось горевать.
К чему? Вольнее птицы младость;
Кто в силах удержать любовь?
Чредою всем дается радость;
Что было, то не будет вновь.
Если ты смерть — отчего же ты плачешь сама,
Если ты радость — то радость такой не бывает.
Две формы чистоты — печаль и радость,
Когда они воистину чисты,
Но в превращеньях — горькая отравность
И мелкие нечистые черты.
Печальные люди, усталые люди,
Проснитесь, узнайте, что радость близка.
— Скажи, чья радость прочих веселей?
— Того, кто прежде радости не знал.
— Скажи, чье горе прочих тяжелей?
— Того, кто никогда не горевал.
Есть радость ясная в начале,
Обида темная — в конце…
Часы стучат невнятные,
Нет полной тишины.
Все горести — понятные,
Все радости — скучны.
Нет, не пейзаж влечет меня,
Не краски жадный взор подметит,
А то, что в этих красках светит:
Любовь и радость бытия.
Красота, радость, только как радость, независимо от добра, отвратительна. Добро без красоты мучительно. Только соединение двух и не соединение, а красота, как венец добра.
Так называемая детская чистая жизненная радость есть животная радость.
Есть на свете великое зло, но нет обыкновенного зла, не может быть, не должно его быть.
Есть великое горе, но нет горя простенького, обычного, есть горе. Есть необыкновенная радость, и кто станет спорить, что она выше обыкновенного счастья, маленькой радости.
Радость только тогда бывает по-настоящему полная, когда приходит она после трудной полосы жизни. Только тогда человек назначает ей истинную цену и вволю наслаждается ею, словно первой весенней капелью после вьюжной морозной зимы, словно крепким грозовым ливнем после томящего зноя.
Радость может ждать на каждом повороте.
Но зимой, пред лампой, так уютна ночь.
Настоящую радость приносит человеку только такой труд, который нужен и полезен другим людям.
В радости всякое живое существо уверено, что оно все знает, все понимает…
Жизнь не может иметь другой цели, как благо, как радость. Только эта цель — радость — вполне достойна жизни. Отречение, крест, отдать жизнь, все это для радости. И радость есть и может быть ничем ненарушимая и постоянная. И смерть переходит к новой, неизведанной, совсем новой, другой, большей радости. И есть источники радости, никогда не иссякающие: красота природы, животных, людей, никогда не отсутствующая.
Не виноват тот, к кому радость не приходит, виноват — кто сам проходит мимо радостей!
Великая радость — жить. как можно думать о зле, потому что нет ни зла, ни добра — одна радость…
Желание вмешаться в самую гущу жизни… месить ее и так и эдак… тому — помешать, этому — помочь… вот в чем радость жизни!
Радость — что сахар,
Нету — и охаешь,
А завелся как —
Через часочек:
Сладко, да тошно!
Борьба — вот радость жизни.
И сердце просится в неведомую даль,
В душе проносятся неясные мечтанья,
И радость томная, и светлая печаль,
И непонятные желанья.
У всего в жизни есть начало и есть конец. И в том большая печаль. Но и радость в том же.
Как часто мы бросаемся высокими словами, не вдумываясь в них. Вот долдоним: дети — счастье, дети — радость, дети — свет в окошке! Но дети — это еще и мука наша! Вечная наша тревога! Дети — это наш суд на миру, наше зеркало, в котором совесть, ум, честность, опрятность нашу — все наголо видать. Дети могут нами закрыться, мы ими — никогда.
Женщина — с нами, когда мы рождаемся,
Женщина — с нами в последний наш час.
Женщина — знамя, когда мы сражаемся,
Женщина — радость раскрывшихся глаз.
Беспрерывный покой не может назваться жизнью. Можно привыкнуть ко всему, кроме бездействия и скуки. Несколько мгновений радости, счастья не заменят ли они собою длинный ряд скучных годов?
Одни ли радости отрадны и прелестны?
Одно ль веселье веселит?
Бездейственность души счастливцев тяготит:
Им силы жизни неизвестны.
Пусть радости живущим жизнь дарит,
А смерть сама их умереть научит.
Только любовь, пожалуй, да, одна она дает радость.
А у добрых людей две радости:
Правда в суде, да свобода везде…
Сказка станет правдой.
Так радость никогда не переведется на земле.
Как падшая униженная дева,
Ищу забвенья в радостях вина…
Народ — венец земного цвета,
Краса и радость всем цветам…
Судьба покажет верный след
К жилищу радостей иль бед.
Все в этом непостижимом для нас мире непременно должно иметь какой-то смысл, какое-то высокое божье намеренье, направленное к тому, чтобы все в этом мире «было хорошо» и что усердное исполнение этого божьего намерения есть всегда наша заслуга перед ним, а посему и радость, гордость.
Грусть — ведь это потребность радости, а не пессимизм…
И сердце в тайной радости тоскует,
Что жизнь, как степь, пуста и велика.
Какая радость — существовать! Только видеть, хотя бы видеть лишь один этот дым и этот свет. Если бы у меня не было рук и ног и я бы только мог сидеть на лавочке и смотреть на заходящее солнце, то я был бы счастлив этим. Одно нужно только — видеть и дышать. Ничто не дает такого наслаждения, как краски…
Жизнь жива и прекрасна энергичною работою, жизнь не бремя, а крылья творчества и радость, а если кто превращает ее в бремя, то в этом он сам виноват.
Поэзия — это радость. Цель поэзии — истина.
Ах, все великое, земное, — безысходно…
Нет в мире радости светлее, чем печаль!
Земная смерть есть радость Бога:
Он сходит в мир, чтоб умереть.
И мы, как боги, мы, как дети,
Должны пройти по всей земле,
Должны запутаться во мгле,
Должны ослепнуть в ярком свете,
Терять друг друга на пути,
Страдать, искать и не найти…
Источник: Словарь афоризмов русских писателей. Составители: А. В. Королькова, А. Г. Ломов, А. Н. Тихонов
Источник
РАДОСТЬ
Ежели многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие ( Деян. 14, 22 ), то справедливо нам иметь всякую радость, когда впадаем в искушения различные (прп. Моисей, 20).
Первый день моего тезоименитства, бывший в 1821 году, радостен был мне до зела, ибо проведен он был в безмолвии посреди непроходимой пустыни, в молитве и во всенощном бдении, и воистину Пасху Господню в то время чувствовала в себе самой душа моя и Торжество Торжеств. Даруй, Боже, и вам нечто таковое обрести в душе своей в день Ангела, чего всеусерднейше желаю (прп. Антоний, 20).
Радость бывает в нас от частого памятования о Боге по писанному: Вспомнил я Бога и веселился ( Пс. 76, 4 ) (прп. Антоний, 20).
Содержание письма вашего показывает двоякое в вас расположение. Слова, что лишь усиленная молитва к Богу поддерживает вас, показывают, что вы усердная христианка. Другими же словами, что немощь душевная и телесная отчуждает вас от всех радостей и связей мирских и прочее, обнаруживается привязанность к миру. Но вы сами из евангельского учения должны знать, что никто не может служить двум господам: ибо либо одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне ( Мф. 6, 24 ). Итак, должно избирать: или искать удовольствий мирских и радостей земных, или только искать утешения и радости от Господа в свое время, наперед позаботившись о жизни христианской и житии по Его святым и животворным заповедям. Но для мира потребны люди здоровые. Вы же объяснили, что немоществуете телесно. K тому ж радости земные скоропреходящи, и утешения мирские не всегда надежны и верны, а большей частью обманчивы.
Святитель Димитрий Ростовский говорит: «Лживый мир обещает утехи, а подает нам скорби, и беды, и несчастия; обещает злато, а подает блато 54 . » Поэтому основательнее и надежнее искать утешений и радости только о Господе, особливо кто не обилует здоровьем телесным и мужеством душевным. Господь говорит в Евангелии: Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем: и найдете покой душам вашим ( Мф. 11, 29 ). И если возьметесь за это подражание, понуждаясь оставлять всякие самолюбивые претензии, по обычаям и приличиям мира, то, несомненно, можете вступить на ту христианскую стезю, которая ведет к мирному и спокойному состоянию души. Если понудитесь, по евангельскому учению, смиряться, то мало-помалу с помощью Божией будут отступать от вас нетерпеливость и малодушие. Как вы имеете большую веру к блаженному старцу о. Серафиму, то прибегайте ко Господу, чтобы за его молитвы явил вам Свою милость. Также прибегайте к общей всех нас Заступнице Пресвятой Деве Богородице, молясь Ей молитвой, всегда воспеваемой Церковью: «Немощствует тело, немощствует и душа моя, к Тебе прибегаю, Благодатней, Надеждо ненадежных, Ты ми помози». Если имеете время, то я советовал бы вам читать и весь этот канон Божией Матери, поемый верными во всякой скорби душевной, который начинается так: «Многими содержим напастьми», а если возымеете усердие, то по 6 песне можете прилагать акафист «Всех скорбящих Радости».
Но думаю, что главное в наших обстоятельствах, внешних и внутренних, есть то, чтобы внимательно и точно рассмотреть свою жизнь, начиная с тех лет, как вы стали себя помнить; а чтобы вернее и безошибочнее это сделать, советую вам со вниманием прочитать «Православное исповедание» Петра Могилы, а также и книгу аввы Дорофея, которую по справедливости называют зеркалом души. Когда же свою жизнь основательно рассмотрите, то потребно будет вам отыскать духовника поопытнее, которому бы вы могли с верой исповедать все, что нужно исповедать, и который доволен бы был вам подать приличное врачевство духовное (прп. Амвросий, 1).
Ни внешняя веселость, ни телесное здоровье не могут препятствовать мысли покаяния, которое хотя и требует внутреннего и духовного сетования, но это сетование может растворяться некоторой радостью, как пишет апостол Павел: Будьте долготерпеливы ко всем. Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите, ибо такова о вас воля Божия ( 1Фес. 5, 14, 16–18 ). Слово апостола показывает, что не одни праведные, но и согрешившие могут радоваться в некоторой степени при той мысли, что милосердый Господь даровал им средство к получению милости Божией вечной; и это средство состоит в искреннем раскаянии и в посильном исправлении своей жизни (прп. Амвросий, 1).
Да возрадуется душа твоя о Господе, облече бо нас в ризу спасения и одеждою веселия одея нас ( Ис. 61, 10 ) 55 , и глаголет к нам через апостола: Всегда радуйтесь. За все благодарите, ибо такова о вас воля Божия ( 1Фес. 5, 16, 18 ). Слова апостольские ясно показывают, что полезнее нам всегда радоваться, а не унывать при встречающихся неудачах, радоваться же можем только тогда, когда будем благодарить Бога за то, что случающимися неудачами смиряет нас и как бы невольно заставляет нас прибегать к Нему и со смирением просить Его помощи и заступления. И когда так будем поступать, тогда и на нас будет исполняться псаломское слово святого Давида: Вспомнил я Бога и веселился ( Пс. 76, 4 ) (прп. Амвросий, 3, ч. 2).
Начинать должно. с благодарения за все. Начало радости – быть довольным своим положением (прп. Амвросий, 3, ч. 3).
Пишешь, что иногда находит на тебя какая-то мучительная, необузданная, растрепанная, свирепая радость дьявольская, которая тебя ужасно утомляет, и что всякая скорбь душевная отраднее этой безобразной радости. Сама теперь видишь, что эта радость с противной стороны, но вместе знай, что эта растрепанная радость находит не без причины, а, видно, было когда-нибудь, что ты по неопытности и неосторожности принимала обманчивую и прелестную радость за настоящую (прп. Амвросий, 3, ч. 3).
Что значат слова: И радуйтесь пред Ним с трепетом ( Пс. 2, 11 ), – объясняет святой Иоанн Лествичник в 7-й Степени: «Отвергай рукою смирения, как недостойный, приходящую радость, да не примешь, обольстившись ею, волка вместо пастыря». Проще сказать, при ощущаемой радости должно остерегаться, чтобы не впасть в прелесть вражию. Как удержать в этом святую середину, должно всегда помнить совет преподобного Марка Подвижника: «Добро есть на таковая не взирати прелести ради, ниже проклинати истины ради, но вся упованием приносити Богови: Той бо весть обою полезное» 56 . Также помнить предостережение Григория Синаита в последней, или седьмой, главе «О безмолвии» в «Добротолюбии»: «Что сотворит кто, когда преобразуется бес в светлого Ангела» (прп. Амвросий, 3, ч. 3).
И как же мне тебя жалко, что ты грустила. Что померкло твое солнышко и свет его вовсе погас! Да как же нам с тобою бытьто? Ведь мы живем-то на такой земле, где солнце непременно должно по Божию повелению заходить и опять восходить. Что ж тут странного, что твое солнце зашло? Вот как Господь пошлет нам радостное утро, опять любезное твое солнышко поднимется и тебя осветит и согреет. Только не унывай. Не малодушествуй! Ведь мы монахи, невесты Христовы. Он, т.е. Иисус, настоящее наше солнце. Этого будем искать. Если Он кого просветит и обогреет, тот неизреченной радости и сладости сподобляется. И радости сей никто не отымет ( Ин. 16, 22 ). А которая радость в сем мире бывает, то велика она или невелика – все временная (прп. Анатолий, 18).
Христос воскресе. О чем ты болезнуешь? Чего ты унываешь?
Небо и земля в веселии славят Жизнодавца, Воскресшего от гроба; и ты веселись, если ты небесная! Веселись, если и земная. Ныне вся исполнишься света – небо же и земля и преисподняя. Даже в преисподней ныне весело, ибо там осиял Вечный Свет Христос Бог наш.
Веселись, если и не постилась! Веруй, что за все скорби воздает многомилостивый. Аще кто с первого часа да празднует. Там же будет и до шестого часа трудивыйся, и до девятого, даже и в последний самый час пришедшие не лишатся мзды. Господь и первого милует, и оному дает, и намерение целует. Тем же убо внидите вси с радость Господа (прп. Анатолий, 18)!
Поздравляю тебя с текущей Пасхальной Пятидесятницей. Небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется… Христос бо восста, веселие вечное. А у А. скука – не глядел бы ни на что. А отчего? Оттого, что внутри гнило. Чем же лечиться? Потерпеть. Вон и березки молодые: как им было жутко в осенние ветры и зимние вьюги, а теперь гляди, как бутончики выставляют – точно хвалятся. Так и с нами: насколько потерпим, настолько возрадуемся (прп. Анатолий, 18).
Слишком радостью не увлекайся. Святой Петр Дамаскин учит: «Когда придет радость, представляй себе печаль; а когда обыдет печаль, возбуждай радость». Так и будешь сохранена от прелести и от отчаяния (прп. Анатолий, 18).
Кто успел зажечь светильник свой, тот и ликует со Сладчайшим и Вожделеннейшим своим Женихом в неумолкаемом шуме празднующих. А светильник-то и есть эта молитва. Сердце – фитиль, молитва – огонь, а радость неизглаголанная в сердце молитвенном – действие Духа Святого или наслаждение в невестнике с Небесным Женихом (прп. Анатолий, 18).
Поздравляю тебя.. с наступающей весною и светлым Воскресением Христовым, которого желаю дождаться в радости и добром здравии.
Когда мы достигнем этого дня, то как будто и не было поста (хотя истинно постившиеся и большее получают утешение). Так и при приближении Великого Дня, т.е. Страшного Суда, скорбей будто мы никогда и не видали. А радость неизглаголанная, всеобщая все поглотит.
Конечно, тогда несколько потужат те, которые здесь бегали от скорбей, которые там венчают скорбевших, и всякая слеза, всякая душевная рана там воссияет паче дорогого алмаза; но все же радость всеобщая будет так велика, что мы только глядя на ближних будем утешаться и веселиться.
Так хороши там будут все страдавшие здесь. А тебе все не хочется поскорбеть, все бы ей здесь-то повеселей. А умирать разве не будем? Разве секрет какой узнала миновать смертные врата? А если этого секрета не знаешь, смирись. Молись. А я так знаю секрет этот. Полюби Иисуса и узнаешь силу тропаря: «Христос Воскресе из мертых, смиртию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав» (прп. Анатолий, 18).
Бывает радость всякая. Вот А. наденет, например, с длиннымпредлинным хвостом юбку – ну, и радость ей. Выедет с бубенчиками на тройке вдоль улицы, ну, и радость! И множество радостей есть елецких, московских, питерских и всяких, но это чистая прелесть. Какая житейская сладость бывает печали непричастной? Какая слава стоит на земле непреложна? Вся – сени немощнейша, вся соний прелестнейша 57 (прп. Анатолий, 18).
Когда начинаешь молиться, приводишь себе на память грехи и оплакиваешь их. Так и надо молиться. За тем иногда чувствуешь покой и радость и думаешь, что это от врага. Но от врага если и бывает радость, то, по замечанию святых отцов, нестройная, не сообщающая душе мир и тишину. И не удивляйся тому, что Господь подает тебе в молитве мир и тишину, ибо не всегда бывает это по достоинству, а по неведомым судьбам Божиим. И потому, когда будешь ощущать такую радость и покой, считай себя всячески недостойной этого дара Божия и всячески укоряй себя пред Господом, что по нерадению своему не можешь удержать в себе этот дар, и вскоре теряешь его (прп. Иосиф, 19).
Об душе думать всегда полезно, нелишне и на Пасху. А что радости нет совершенной, то, видно, еще грешки препятствуют быть ей. Надо укорять себя и смиряться больше, считая себя недостойной радости. А смирение дороже всех прочих добродетелей и самой радости духовной (прп. Иосиф, 19).
Молитва без понуждения редко бывает, а к радости тщеславие часто примешивается, поэтому надо радость и любовь отстранять от себя смирением и пребывать в чувстве покаяния и сокрушения о своих грехах (прп. Иосиф, 19).
Если когда радость чувствуешь внутри себя, то не верь этой радости и не обращай на нее внимание. Считай себя недостойной радости, а твори молитву с сокрушенным духом, с покаянием (прп. Иосиф, 19).
Да, великие ныне дни (Пасха). И в миру радуются в эти дни, но не по-духовному – один радуется, что получил деньги, другой – чин и ордена, третий – по другим причинам. Некоторые радуются, что пост прошел и наступило разрешение на все, – это, пожалуй, законная радость, если только в пище не полагать главного счастья. Но в святых обителях радость о воскресшем Иисусе. Не оставляйте посещать, особенно в праздники, святых обителей, когда и меня не будет – здесь таится духовная жизнь, которая согреет душу человека.
Правда, есть и земные радости, облагораживающие душу. Нет греха, например, наслаждаться красотами мира сего. Есть на земле необыкновенно красивые местности. Прекрасны Альпы, освещенные солнцем, великолепны многие места в Италии; например, про Неаполь сложилась пословица: «Посмотри на Неаполь и умри», – ни про Париж, ни про Рим этого не говорится, а про Неаполь, который действительно дивно хорош со своим голубым морем и голубыми горами. Хороша и наша северная природа. Тургенев ярко и живо описал ее в своих произведениях, он, между прочим, был и в Оптиной и восхищался красотой нашей обители (прп. Варсонофий, 29).
Молись, чтобы Господь воцарился в сердце твоем, тогда преисполнится оно великим ликованием и радостью, и никакая печаль не в силах будет потревожить его (прп. Нектарий, 25).
В синодальном переводе: Возвеселится душа моя о Боге моем: ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня.
«Лучше на такое не смотреть, боясь прелести, и не проклинать, боясь истины, но все с надеждой возлагать на Бога: Он знает, то и другое полезно».
Источник: Симфония по творениям преподобных оптинских старцев : в 2 т. / [ред.-сост. Т. Н. Терещенко]. Москва : ДАРЪ, 2009. / Т. 2. П-Я. 608 с. ISBN 978-5-485-00260-2
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Источник