Душа человека все чувствует

Содержание
  1. 7 признаков того, что ваша душа пытается с вами связаться
  2. Синхронизация событий
  3. Повторение букв или цифр
  4. «Инстинктивное чувство»
  5. Сны и видения
  6. Чувство присутствия чего-то незнакомого или странного
  7. Тревожность
  8. Животные
  9. Новое видео:
  10. Что такое душа человека, ее характеристики
  11. Что такое душа?
  12. Душа с точки зрения философии
  13. Душа с точки зрения эзотерики
  14. Доказательства в пользу существования души у человека
  15. Сколько весит душа?
  16. Как проявляется душа?
  17. Душа человека все чувствует
  18. Три силы души
  19. Душа и тело чело­века
  20. Свой­ства и каче­ства. Душа чело­века:
  21. На чём осно­вано пра­во­слав­ное учение о дву­со­став­но­сти чело­века (душа и тело)?
  22. Поня­тие души
  23. Об оккульт­ных тех­но­ло­гиях, свя­зан­ных с управ­ле­нием чело­ве­че­ским телом
  24. О душе Бого­че­ло­века Иисуса Христа
  25. Суще­ствуют ли непри­ка­ян­ные души, кото­рые вынуж­дены ски­таться по земле, не находя покоя?

7 признаков того, что ваша душа пытается с вами связаться

Мы должны быть благодарны Вселенной за свои души. Ведь они знают все. Знают, что происходит в наших сердцах, и понимают, к чему мы стремимся на самом деле. Мы можем многое скрыть не только от других, но даже от самих себя, но мы не можем скрыть ничего от своей души.

Наши души постоянно пытаются установить с нами контакт и направить нас на истинный путь. Но они не могут сказать нам об этом прямо, их способы общения с нами непрямые и окольные.

Итак, вот те семь таинственных способов, с помощью которых с нами пытаются связаться наши души:

Синхронизация событий

Иногда бывает, что с нами происходит цепочка событий, на первый взгляд кажущихся нам случайными… но когда мы соединяем точки, мы начинаем видеть, что все эти якобы «случайные» события указывают на что-то другое. Да-да, все эти случайные события, как мы понимаем потом, ведут к другому, куда более важному событию. Наши души показывают нам более широкую перспективу.

Повторение букв или цифр

Буквы и числа — это инструменты, которые мы используем для установления связи друг с другом. Слова, составленные из букв, позволяют нам придать более или менее материальную форму тому, что мы хотим сказать другим людям.

Наши души тоже используют буквы, цифры и даже целые слова, пытаясь связаться с нами. И зачастую они делают это последовательно, раз за разом. Так что если мы постоянно встречаем в своей жизни какие-то повторяющиеся буквенные или цифровые элементы, это вполне может означать, что наша душа отчаянно пытается установить с нами контакт, и нам стоит смотреть в оба.

«Инстинктивное чувство»

Многие люди привыкли доверять своим инстинктам. Иногда мы думаем о чем-то, и буквально чувствуем, что наша интуиция твердит нам не делать этого. Наша интуиция — один из способов нашей души сказать нам что-то напрямую, или от чего-то предостеречь.

Наши души знают, что беспокоит нас или радует. И поэтому они часто говорят с нами, когда мы в чем-то сомневаемся. Мы можем считать это инстинктивным чувством, интуицией, резонансом… да чем угодно, но на самом деле это голос нашей души.

Сны и видения

Бывают дни когда нам стоит заглянуть в наши сны, чтобы понять, что нам хочет сказать наша душа… а иногда душа не будет дожидаться, пока мы заснем, и попытается пообщаться с нами с помощью видений. Эти видения могут явиться нам в виде мысли, предчувствия, или даже проблеска будущего, который мы запросто сможем проигнорировать, если не будем знать, что он важен. Мы должны помнить о том, что видения и сны — совершенно разные вещи, так как видения могут посетить нас тогда, когда мы медитируем, раздумываем над чем-то, или когда мы чем-то возбуждены.

Так что мы должны быть очень внимательны, и всегда обращать внимание на то, что вполне может оказаться ниспосланным нам нашей душою видением.

Чувство присутствия чего-то незнакомого или странного

Зачастую нам приходится вплотную столкнуться с чувством того, что с нами происходит что-то ранее неизведанное или странное, либо же нам может казаться, что в нашей жизни чего-то не хватает. Мы даже обычно не можем понять, чего именно. Но эти ощущения возникают не просто так — они вызываются нашей душой, пытающейся направить нас к тому, что нам по-настоящему нужно. Наши души всегда говорят, когда чувствуют, что им это нужно.

Мы должны чаще к ним прислушиваться, чтобы всегда найти нужное направление в лабиринте наших жизней.

Тревожность

Тревожность не всегда бывает только и исключительно психологической. Она не всегда является следствием стресса и перенапряжения. Иногда тревожность приходит к нам потому, что наша душа пытается предостеречь нас от чего-то, что мы собираемся сделать, или предупредить, что с нами вот-вот произойдет нечто неприятное.

Они делают это с помощью негативных чувств внутри нас, и зачастую очень сильные чувства подобного рода означают, что нам стоит отменить наши планы, чтобы придумать что-то получше, или хотя бы избежать беды.

Животные

А еще наши души могут общаться с нами через птиц или других животных, хотя как они это делают — самая настоящая загадка. К примеру, может наступить день, в который мы будем раз за разом видеть ворон, что заставит нас задуматься о той или иной ситуации.

Весьма вероятно, что все эти вороны попались на нашем пути не случайно, а являются одним из способов, с помощью которого наша душа пытается нам намекнуть, что нас ждут препятствия на нашем пути. Мы, конечно, можем проигнорировать этот знак, но лишь на свой страх и риск.

Новое видео:

Источник

Что такое душа человека, ее характеристики

Человеческая душа — есть она или нет? Какая она? И что об этом говорят философы и эзотерики.

Что такое душа?

Душа — бессмертная сущность, в которую заключена сама личность человека. Именно душа является началом жизни и не исчезает вместе со смертью тела. Всем чувствам, мыслям и сознанию мы обязаны душе. При этом душа — это нечто большее, чем просто сознание и самосознание. Душа соединяется с физическим телом, проживает в нем жизнь, а затем покидает его, сохраняя весь опыт, всю информацию, полученные в этой жизни.

При этом надо сказать, что понятие души тесно связано с религией, однако в каждой свое представление о том, что является душой и как она проявляется.

Косвенным результатом наблюдений за душой является психология. В психологии (науке о душе) эту субстанцию принято называть сознанием. Сознание — это функция головного мозга, формирующая человека как мыслящее существо. В понятие «сознание» включаются и наш интеллект, мысли, свойства характера, видения, поведение, образы и память.

Душа с точки зрения философии

Изначально философия называла душу субстанцией, материей, которая представляет собой скопление огненных атомов. То есть, она была физической составляющей тела. Позднее философы пришли к тому, что душа эфемерна, нематериальна. Однако душа, при всей своей эфирности и неуловимости, прочно связана с телесным миром.

Читайте также:  Нештатные ситуации как фактор возникновения стресса у водителей

Душа бессмертна, и движется вперед, обретая каждое новое тело для получения нового опыта, развития и прохождения уроков. Способности у души три: познание, разум и воля.

Но она не всесильна. И когда душа снова оказывается в теле человека, она может подвергаться порокам, испытаниям и не выполнить свое предназначение. А предназначение души — совершенствование.

Душа способна оказывать влияние на усовершенствование природного, социального и внешнего мира. Она может определить и раскрыть индивидуальность и взаимодействие внутренней жизни человека и окружающего мира.

Большинство религий считает, что душа — это бессмертная, самостоятельная и нематериальная сущность, отличная от тела, созданная Богом, в которой выражается божественная природа человека, дающая начало всему и обуславливающая жизнь, чувство воли, сознания, мышления, ощущения.

Душа самостоятельна, потому что она не является проявлением другой сущности, а сама источник всех явлений, которые исходят из нее. Она сотворена бессмертной, так как не умирает, в отличие от тела. Это неповторимое и уникальное творение.

Душа всегда была и остается содержимым каждого человека. Без нее индивид не может существовать, так как тело — это всего лишь материальная оболочка. Все религии мира уделяют огромное внимание ее изучению и познанию. Не исключено, что религия возникла в результате того, что люди начали искать ответы на вопросы, касающиеся сущности души.

Душа с точки зрения эзотерики

Современные эзотерики в большей или меньшей степени сходятся в мысли, что душа — это некая энергия. Кто-то считает ее частью энергии Творца, кто-то — энергией Вселенной, вложенной в конкретного человека. Многие называют ее информационной структурой, которая и делает людей людьми.

Душа способна развиваться и трансформироваться. Душа бессмертна и незрима. И только определенные астральные практики позволяют ее увидеть.

Также многие эзотерики связывают душу с Богом, полагая, что цель души — стремиться реализовать свою божественную энергию и максимально приблизиться к Господу, чтобы впоследствии «слиться» с ним.

Согласно индийской традиции, понятие души переплетено с учением о чакрах — энергетических центрах человека, коих у каждого семь. Каждая чакра отвечает за свою сферу, и чакра, связанная с духовностью, называется Сахасрара.

В Древнем Египте, Индии, Тибете верили в реинкарнацию, считая, что душа после смерти вселяется в другое рожденное тело. Душа — это жизнь, внутри каждого создания, будь то животное или растение. Она живет в каждом из нас, являясь неотъемлемой частью тела. Учения Востока и Индии основываются на том, что душа есть источник всей мудрости.

Доказательства в пользу существования души у человека

Официальная наука ответить на этот вопрос не может. Ученые пытались определить, где находится душа — в мозге, в сердце или где-то за пределами понимания, понять, сколько она весит, существует ли она вообще. Сложно сказать, что кто-то глобально преуспел на поприще физических доказательств существования такой нематериальной субстанции, как душа. Ее природа трудно поддается анализу.

Сколько весит душа?

Этот вопрос не имеет однозначного ответа. Традиционно называют диапазон 15–35 граммов, который обозначил врач Дункан Макдугалл после экспериментов в 1901 году. Макдугалл взвешивал своих пациентов до и после смерти. Теория подвергалась критике, однако более растиражированной теории на данный момент не существует. Поэтому чаще всего говорят, что душа человека весит 21 грамм.

Как проявляется душа?

Все великие философы начинали познавать мир с познавания самого себя. По представлениям религиозного мира, душа — это частичка Бога, которую он вдохнул в человека во время его сотворения. Для того, чтобы понять, существует душа на самом деле или нет, нужно всегда прислушиваться к себе и искать именно внутри себя этот источник знаний, истин и мудрости. Ведь все скрывается в нас — все секреты, вопросы и ответы. Когда вы начнете познавать себя, вам обязательно откроется вся истина создания этого мира, и, конечно же, души.

Душа — сложная энергетическая структура. Проявления души — это проявление сознания и осознания, силы, разума, воли, любви, ощущение жизни и собственного существования. Проявления души — это покой и непокой, это гармония, это стремление к свету, это развитие и движение вперед. Все, в чем мы проявляемся — это и есть проявления нашей души.

Источник

Душа человека все чувствует

Душа – это то, что болит у чело­века, когда все тело здо­рово.
Ведь гово­рим же мы (и ощу­щаем), что не мозг болит,
не сер­деч­ная мышца – душа болит.
диакон Андрей

Душа́ — 1) состав­ная, суб­стан­ци­о­наль­ная часть чело­ве­че­ской сущ­но­сти, обла­да­ю­щая свой­ствами, отоб­ра­жа­ю­щими Боже­ствен­ные совер­шен­ства ( Быт.1:26 ); 2) отлич­ная от тела часть чело­ве­че­ской ипо­стаси ( Быт.2:7 ); 3) чело­век ( Быт.46:26 ); 4) живот­ное ( Быт.1:24 ) и его жиз­нен­ная сила ( Быт.1:30 ).

Иногда тер­мины дух и душа могут исполь­зо­ваться как сино­нимы.

Душа чело­века само­сто­я­тельна, поскольку, по слову св. Фео­фана Затвор­ника, она не есть про­яв­ле­ние иной сущ­но­сти, иного суще­ства, а сама есть источ­ник явле­ний от нее исхо­дя­щих.

Душа чело­века сотво­рена бес­смерт­ной, поскольку не уми­рает подобно телу, пре­бы­вая в теле, может раз­лу­чаться с ним, хотя подоб­ное раз­лу­че­ние и про­ти­во­есте­ственно душе, есть печаль­ное след­ствие гре­хо­па­де­ния. Душа чело­века есть лич­ность, ибо сотво­рена как непо­вто­ри­мое и уни­каль­ное личное суще­ство. Душа чело­века разумна и сво­бодна, ибо обла­дает разум­ной силой и сво­бод­ной волей. Душа чело­века отлична от тела, поскольку не обла­дает свой­ствами види­мо­сти, ося­за­е­мо­сти, не вос­при­ни­ма­ется и не позна­ется телес­ными орга­нами.

Следуя св. Кириллу Иеру­са­лим­скому, душа есть пре­крас­ное Божие тво­ре­ние, сотво­рен­ное по образу Созда­теля, бес­смерт­ное и нетлен­ное, живое, сво­бод­ное и разум­ное. Следуя св. Фео­фану Затвор­нику, душа есть само­сто­я­тель­ная, особая, сво­бодно-разум­ная лич­ность. Следуя св. Иоанну Дамас­кину: «Душа есть сущ­ность живая, про­стая и бес­те­лес­ная, по своей при­роде неви­ди­мая для телес­ных глаз, бес­смерт­ная, ода­рен­ная разу­мом». Разум­ность, сво­бода, бес­смер­тие, само­сто­я­тель­ность, лич­ность души гово­рят о ней как об образе Божьем.

Душа не суще­ствует до зача­тия чело­века, не имеет пред­веч­ного суще­ство­ва­ния, не может пере­во­пло­щаться, но после физи­че­ской смерти (раз­лу­че­ния с телом) пред­стает на част­ный суд Божий и до общего вос­кре­се­ния и Страш­ного суда нахо­дится в ожи­да­нии своей вечной участи.

Говоря о чело­ве­че­ской душе, свв. Отцы делали два важных уточ­не­ния.

Во-первых, они выде­ляли в чело­ве­че­ской душе особую спо­соб­ность к позна­нию Бога, назы­вая ее духом. Именно в этой спо­соб­но­сти они видели отли­чие душев­ной жизни чело­века от пси­хи­че­ской жизни, свой­ствен­ной живот­ному миру.

Во-вторых, они назы­вали душу бес­те­лес­ной и неве­ще­ствен­ной условно, а не совер­шенно. «Бес­те­лес­ной же и неве­ще­ствен­ной она назы­ва­ется по срав­не­нию с нами, – гово­рит св. Иоанн Дамас­кин, – ибо все, сопо­став­ля­е­мое с Богом, Кото­рый один только несрав­ним ни с чем, ока­зы­ва­ется и грубым и веще­ствен­ным, потому что одно только Боже­ство поис­тине – неве­ще­ственно и бес­те­лесно». Чело­ве­че­ская душа рас­смат­ри­ва­лась свя­тыми отцами как бес­те­лес­ная в срав­не­нии с грубой мате­ри­аль­но­стью чело­ве­че­ского тела. Однако они при­зна­вали нали­чие у души тонкой телес­но­сти, отлич­ной от гру­бого мате­ри­аль­ного мира. Следуя свв. Отцам, твар­ное, а значит и обла­да­ю­щее опре­де­лен­ной мерой веще­ствен­но­сти и телес­но­сти, есте­ство чело­ве­че­ской души отлично от совер­шенно неве­ще­ствен­ного и бес­те­лес­ного есте­ства Бога.

Читайте также:  Что сделать чтобы утром было хорошее настроение

Три силы души

В стро­е­нии души свв. Отцы выде­ляют три силы (спо­соб­но­сти) – разум­ную, раз­дра­жи­тель­ную и вожде­ле­ва­тель­ную (ум, чув­ства и волю).

Разум­ная сила души (γνωστικον, rationale) также име­ну­ется сло­вес­ной, мыс­ли­тель­ной и позна­ва­тель­ной. Она при­зна­ется гос­под­ству­ю­щей частью души. В своем непо­вре­жден­ном состо­я­нии разум­ная сила «здраво рас­суж­дает и верно отли­чает добро от зла, и пока­зы­вает опре­де­ленно и властно, силе жела­тель­ной, к каким вещам ей подо­бает скло­няться жела­нием, какие любить, а от каких отвра­щаться; раз­дра­жи­тель­ная же сила стоит между ними двумя, как бла­го­по­кор­ный раб, гото­вый усердно слу­жить их жела­ниям» (св. Симеон Новый Бого­слов).

Раз­дра­жи­тель­ная сила души (παρασηλοτικον, irascile) есть ее чув­ству­ю­щая, эмо­ци­о­наль­ная сила. Св. Васи­лий Вели­кий назы­вает ее душев­ным нервом, сооб­ща­ю­щим душе энер­гию для утруж­де­ния в доб­ро­де­те­лях. Этой части души свв. Отцы при­пи­сы­вает гнев и ярост­ное начало. Однако в данном случае гнев и ярость озна­чают не стра­сти, а рев­ность (рвение, энер­гию), кото­рая в своем пер­во­здан­ном состо­я­нии была рев­но­стью к добру, а после паде­ния должна исполь­зо­ваться как муже­ствен­ное отвер­же­ние зла. «Дело раз­дра­жи­тель­ной части души гне­ваться на дья­вола», – гово­рят свв. Отцы. Раз­дра­жи­тель­ная сила души также име­ну­ется серд­цем.

Вожде­ле­ва­тель­ная часть души (επιθυμητικον, concupiscentiale) также назы­ва­ется жела­тель­ной (поже­ла­тель­ной) или дея­тель­ной. Она поз­во­ляет душе стре­миться к чему-либо или отвра­щаться от чего-либо. К вожде­ле­ва­тель­ной части души отно­сится воля, кото­рой свой­ственно дей­ство­вать.

«Раз­дра­жи­тель­ную часть души обуз­дай любо­вью, жела­тель­ную воз­дер­жа­нием увядь, разум­ную молит­вою окрыли…» /Каллист и Игна­тий Ксанфопулы/.

Все силы души суть сто­роны ее единой жизни. Они неот­де­лимы друг от друга и непре­станно вза­и­мо­дей­ствуют. Наи­боль­шего един­ства они дости­гают, когда под­чи­ня­ются духу, сосре­до­та­чи­ва­ясь на созер­ца­нии и позна­нии Бога. В этом позна­нии, по слову св. Симеона Нового Бого­слова, от их раз­де­ле­ния не оста­ется и следа, они пре­бы­вают в един­стве подобно един­ству Святой Троицы.

Душа и тело чело­века

Чело­ве­че­ская душа соеди­нена с телом. Это соеди­не­ние есть нес­ли­ян­ное соеди­не­ние. В резуль­тате этого соеди­не­ния в чело­веке при­сут­ствуют две при­роды – душев­ная и телес­ная, кото­рые, по слову св. Симеона Нового Бого­слова, срас­тво­ренны нес­ли­янно. Из двух природ Богом обра­зо­вано одно чело­ве­че­ское суще­ство, в кото­ром «ни тело не пре­ла­га­ется в душу, ни душа не изме­ня­ется в плоть» (св. Симеон Новый Бого­слов). При всем такое соеди­не­ние явля­ется нес­ли­ян­ным, но не явля­ется нераз­дель­ным и нераз­луч­ным, поскольку чело­ве­че­ское тело при­об­рело смерт­ность и раз­де­ле­ние с душой в резуль­тате греха.

Свой­ства и каче­ства. Душа чело­века:

  1. Само­сто­я­тельна.
  2. Целостна (нераз­де­лима на части: ум, чув­ство и волю).
  3. Нема­те­ри­альна, бес­те­лесна.
  4. Обла­дает сво­бо­дой воли.
  5. Дея­тельна.
  6. Не имеет пола и не явля­ется дву­по­лой.
  7. Бес­смертна по бла­го­дати Божьей.
  8. Сотво­рена из ничего.
  9. Разумна.
  10. Обла­дает само­со­зна­нием.

На чём осно­вано пра­во­слав­ное учение о дву­со­став­но­сти чело­века (душа и тело)?

Пра­во­слав­ное учение о дву­со­став­но­сти чело­века осно­вано на прямых сви­де­тель­ствах Свя­щен­ного Писа­ния и Свя­щен­ного Пре­да­ния.

В повест­во­ва­нии о созда­нии чело­века ясно гово­рится, что тело Адама было создано из праха зем­ного, а душа была вдох­нута в него Богом ( Быт.2:7 ). В этом кон­тек­сте сле­дует пони­мать и слова Эккле­зи­а­ста, ука­зы­ва­ю­щие на смерть как на раз­лу­че­ние души с телом: «И воз­вра­тится прах в землю, чем он и был; а дух воз­вра­тится к Богу, Кото­рый дал его» ( Еккл.12:7 ).

Вообще же Свя­щен­ное Писа­ние неод­но­кратно ука­зы­вает на то, что каждый чело­век состоит из души и тела, напри­мер: «Посему про­слав­ляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, кото­рые суть Божии» ( 1Кор. 6:20 ); «Итак, воз­люб­лен­ные, имея такие обе­то­ва­ния, очи­стим себя от всякой скверны плоти и духа, совер­шая свя­тыню в страхе Божием» ( 2Кор.7:1 ).

О том, что душа — не про­дукт жиз­не­де­я­тель­но­сти тела (цен­траль­ной нерв­ной системы), ясно сооб­ща­ется в притче о богаче и Лазаре, из кото­рой сле­дует убе­ди­тельно, что после раз­лу­че­ния с телом (то есть после физи­че­ской смерти чело­века) душа про­дол­жает жить, причём, жить созна­тель­ной жизнью. Так, душа богача, пре­бы­вая в аду, узнаёт души Авра­ама и Лазаря (послед­ние нахо­дятся в особой обла­сти — лоне Авра­амо­вом) ( Лк.16:23 ), ведёт с душой Авра­ама беседу ( Лк.16:24-26 ), ощу­щает муче­ние и испы­ты­вает осо­знан­ное жела­ние облег­чить свои муки ( Лк.16:24 ), стре­мится про­явить заботу о живу­щих земной жизнью бра­тьях ( Лк.16:27-31 ).

С верой в загроб­ное суще­ство­ва­ние душ свя­зана прак­тика молит­вен­ного поми­но­ве­ния усоп­ших, а также прак­тика молит­вен­ного обще­ния веру­ю­щих с почив­шими о Гос­поде свя­тыми. Таким обра­зом, отри­ца­ние в чело­веке суб­стан­ци­о­наль­ной души явля­ется гру­бей­шим про­тив­ле­нием против Пра­во­сла­вия, против Церкви.

Поня­тие души

Душа – это некая особая сила, при­сут­ству­ю­щая в чело­веке, кото­рая состав­ляет высшую его часть; она ожив­ляет чело­века, дает ему спо­соб­ность мыс­лить, состра­дать, чув­ство­вать. У слов «душа» и «дышать» общее про­ис­хож­де­ние. Душа создана дыха­нием Бога, и она обла­дает неуни­что­жи­мо­стью. Нельзя ска­зать, что она бес­смертна, потому что бес­смер­тен по при­роде только Бог, душа же наша неуни­что­жима – в том смысле, что она не теряет своего созна­ния, не исче­зает после смерти. Однако у нее есть своя «смерть» – это неве­де­ние Бога. И в этом отно­ше­нии она может уме­реть. Потому и ска­зано в Писа­нии: «Душа согре­ша­ю­щая, она умрет» ( Иез.18:20 ).

Душа есть сущ­ность живая, про­стая и бес­те­лес­ная, по при­роде своей неви­ди­мая для телес­ных глаз, разум­ная и мыс­ля­щая. Не име­ю­щая формы, поль­зу­ю­ща­яся снаб­жен­ным орга­ном – телом, предо­став­ля­ю­щая ему жизнь и воз­рас­та­ние, чув­ство­ва­ние и порож­да­ю­щая силу. Име­ю­щая ум, но не иной, по срав­не­нию с ней самой, а как чистей­шую часть ее – ибо как глаз в теле, так и ум в душе. Она само­власт­ная и спо­соб­ная желать и дей­ство­вать, измен­чи­вая, т.е. доб­ро­вольно меня­ю­ща­яся, поскольку сотво­рена. Полу­чивши все это по при­роде от бла­го­дати Создав­шего ее, от Кото­рого она и полу­чила свое бытие.

Неко­то­рые сек­танты, такие как Сви­де­тели Иеговы и Адвен­ти­сты седь­мого дня, отвер­гают бес­смер­тие души, считая ее просто частью тела. И они при этом лживо ссы­ла­ются на Библию, на текст Еккле­си­а­ста, где ста­вится вопрос о том, подобна ли душа чело­века душе живот­ных: «Потому что участь сынов чело­ве­че­ских и участь живот­ных – участь одна: как те уми­рают, так уми­рают и эти, и одно дыха­ние у всех, и нет у чело­века пре­иму­ще­ства перед скотом, потому что все – суета!» ( Еккл.3:19 ). Потом Еккле­си­аст сам и отве­чает на этот вопрос, чем пре­не­бре­гают сек­танты, он гово­рит: «И воз­вра­тится прах в землю, чем он и был; а дух воз­вра­тился к Богу, Кото­рый дал его» ( Еккл.12:7 ). И здесь как раз мы пони­маем, что душа неуни­что­жима, но может и уме­реть.

Об оккульт­ных тех­но­ло­гиях, свя­зан­ных с управ­ле­нием чело­ве­че­ским телом

Если мы обра­тимся к свя­то­оте­че­скому насле­дию, то увидим, что обычно в душе выде­ляют три основ­ные силы: ум, волю и чув­ства, кото­рые про­яв­ля­ются в разных спо­соб­но­стях – мыс­ли­тель­ной, жела­тель­ной и вожде­ле­ва­тель­ной. Но при этом надо пони­мать, что у души есть и другие силы. Все они раз­де­ля­ются на разум­ные и нера­зум­ные. Нера­зум­ное начало души состоит из двух частей: одна непо­слушно разум­ная (разуму не пови­ну­ется), другая послушно разум­ная (пови­ну­ется разуму). К высшим силам души отно­сятся ум, воля и чув­ства, а к нера­зум­ным отно­сятся жиз­нен­ные силы: сила серд­це­би­е­ния, семен­ная, воз­рас­та­тель­ная (кото­рая обра­зует тело) и т.д. Дей­ствие силы души ожив­ляет тело. Бог созна­тельно сделал так, чтобы жиз­нен­ные силы были непод­властны разуму, чтобы чело­ве­че­ский разум не отвле­кался на управ­ле­ние серд­це­би­е­нием, дыха­нием и т.д. Суще­ствуют разные тех­но­ло­гии, свя­зан­ные с управ­ле­нием чело­ве­че­ским телом, кото­рые пыта­ются повли­ять на эту жиз­нен­ную силу. Чем уси­ленно зани­ма­ются йоги: они пыта­ются кон­тро­ли­ро­вать серд­це­би­е­ние, изме­нять дыха­ние, кон­тро­ли­ро­вать внут­рен­ние про­цессы пище­ва­ре­ния и страшно этим гор­дятся. На самом деле гор­диться здесь абсо­лютно нечем: Бог созна­тельно осво­бо­дил нас от этой задачи, и зани­маться этим глупо.

Читайте также:  Для чего нужно эмоциональное выгорание

Пред­ставьте себе, что, помимо вашей обыч­ной работы, вас заста­вят выпол­нять работу ЖЭКа: орга­ни­зо­вы­вать вывоз мусора, пере­кры­вать крышу, кон­тро­ли­ро­вать подачу газа, элек­тро­энер­гии и т.д. Сейчас многие люди в вос­торге от всяких оккульт­ных, эзо­те­ри­че­ских искусств, они гор­дятся тем, что в какой-то сте­пени овла­дели регу­ли­ров­кой этой жиз­нен­ной силы души, кото­рая непод­властна разуму. Фак­ти­че­ски они гор­дятся тем, что поме­няли работу пре­по­да­ва­теля уни­вер­си­тета на работу ассе­ни­за­тора. Это свя­зано с глупой идеей, что будто бы разум лучше спра­вится с телом, чем нера­зум­ная часть души. Я отвечу, что на самом деле спра­вится хуже. Давно известно: всякие попытки раци­о­нально постро­ить жизнь при­во­дят к очень нера­ци­о­наль­ным послед­ствиям. Если мы пыта­емся силу нашего разума обер­нуть на то, чтобы пра­вильно управ­лять нашим телом, полу­чится полная глу­пость.

Зачем Анто­ний Вели­кий гово­рил, что монах должен даже на коли­че­ство капель воды, кото­рые выпьет, взять бла­го­сло­ве­ние? Для того, чтобы мак­си­мально осво­бо­дить разум монаха от жиз­нен­ных забот. Задача послу­ша­ния – это прямая про­ти­во­по­лож­ность йоге. Если йог или оккуль­тист пыта­ются своим телом управ­лять при помощи разума, то пра­во­слав­ный монах пол­но­стью высво­бож­дает свой разум от заботы о теле, чтобы пере­клю­чить его весь на Бога.

О душе Бого­че­ло­века Иисуса Христа

По чело­ве­че­ской при­роде Хри­стос обла­дал телом и душой. Поскольку чело­ве­че­ская и Боже­ская при­роды соеди­нены в Лице (Лич­но­сти) Сына Божьего, постольку можно утвер­ждать, что душа Христа — душа вопло­тив­ше­гося Сына Божьего.

«Хри­стос, чтобы при­ве­сти нас к Богу, одна­жды постра­дал за грехи наши, пра­вед­ник за непра­вед­ных, быв умерщ­влен по плоти, но ожив духом, кото­рым Он и нахо­дя­щимся в тем­нице духам, сойдя, про­по­ве­дал» ( 1Пет.3:18-19 ).

Из Часов пас­халь­ных: «Во гробе пло́тски, во аде же с душе́ю яко Бог, в раи́ же с раз­бой­ни­ком, и на Пре­столе был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполня́яй, неопи́санный».

Суще­ствуют ли непри­ка­ян­ные души, кото­рые вынуж­дены ски­таться по земле, не находя покоя?

Святая Цер­ковь верует, «что души умер­ших нахо­дятся в состо­я­нии покоя или муче­ния, в соот­вет­ствии со своими делами. Отде­лив­шись от своих тел, они немед­ленно (!) пере­хо­дят или к радо­сти, или к печали и плачу; однако, обще­при­знанно, что ни их бла­жен­ство, ни осуж­де­ние не явля­ются совер­шен­ными» (Посл. восточ. пат­ри­ар­хов, чл. 18). Место­пре­бы­ва­нием пра­вед­ных явля­ется рай, греш­ни­ков – ад, (см. Прав. испо­ве­да­ние, Ч. 1, вопр. 67, 68) или, согласно словам Иова, страна «вечной тьмы, где нет света и нельзя видеть жизни чело­ве­че­ской» ( Иов.10:22 ).

По этому поводу хорошо гово­рил все­лен­ский учи­тель свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст: «Душе, отде­лив­шейся от тела, уже невоз­можно блуж­дать здесь, потому что “пра­вед­ных души в руке Божией” (Прем. Сол. 3:1) Да и души греш­ни­ков тотчас уда­ля­ются отсюда. Это видно из притчи о Лазаре и богаче. И в другом месте Хри­стос гово­рит: “Сего­дня душу твою возь­мут у тебя” ( Лк.12:20 ). Да и быть не может, чтобы душа, вышед­шая из тела, блуж­дала здесь. И это вполне сооб­разно с разу­мом. А что и души греш­ни­ков по смерти не могут здесь пре­бы­вать, послу­шай богача, кото­рый много о том просил, и не полу­чил жела­е­мого. Если бы это воз­можно было, то он сам пришел бы и воз­ве­стил о про­ис­хо­дя­щем там. Отсюда видно, что души, по отше­ствии отсюда, уво­дятся в некую страну и, уже не имея воз­мож­но­сти воз­вра­титься оттуда, ожи­дают страш­ного того дня» (Беседы на Еван­ге­лие от Матфея, 28).

Случаи виде­ний блуж­да­ю­щих духов свя­ти­тель объ­яс­няет демо­ни­че­ским дей­ствием: «Демон ста­ра­ется пока­зать, что она не только оби­тает в костях (умер­ших людей), но ходит туда и сюда, блуж­дая пона­прасну, что она не под­чи­нена какой-либо власти, ни даже Боже­ствен­ному про­мыш­ле­нию, и не будет под­вер­жена какому-либо нака­за­нию за соде­ян­ные пре­ступ­ле­ния. Таким обра­зом он делает то, что многие верят, будто после смерти души посто­янно блуж­дают. Но это – басни детей и старух, и осте­ре­гай­тесь верить им, когда вас при­вле­кают такими вымыс­лами» (Тол­ко­ва­ние на про­рока Исаию, гл. 8).

В то же время исто­рия знает много слу­чаев явле­ний душ умер­ших живым. Поскольку «про­дол­же­ние суще­ство­ва­ния души по раз­лу­че­нии её с телом и её бес­смер­тие есть несо­мнен­ная истина, так как сам Спа­си­тель утвер­дил её против непри­зна­вав­ших её сад­ду­кеев, то уже, по этому одному воз­вра­ще­ние отшед­ших душ и явле­ние их живу­щим на земле людям, по допу­ще­нию или пове­ле­нию Бога, вполне воз­можны и не пред­став­ляют ничего неве­ро­ят­ного. У иудеев, совре­мен­ных Спа­си­телю, вера в это воз­вра­ще­ние и это явле­ние была все­об­щею верою. Иисус Хри­стос пред­по­ла­гал её уже как несо­мнен­ную, и нико­гда не гово­рил ничего такого, из чего бы можно было заклю­чать, что он не одоб­рял или осуж­дал эту веру. Души усоп­ших, конечно, явля­ются и могут являться на землю не по своей соб­ствен­ной воле, а только по пове­ле­нию и допу­ще­нию Божию. Бог пове­ле­вает и допус­кает им являться только для каких-нибудь осо­бен­ных, достой­ных Его, целей. Если бы они могли являться по своему соб­ствен­ному про­из­волу, в таком случае их явле­ния были бы, конечно, гораздо чаще, чем как есть на самом деле; в таком случае, конечно, мало нашлось бы между ними таких, кото­рые бы не стали являться на землю по разным личным побуж­де­ниям, из побуж­де­ния, напри­мер, род­ствен­ного чув­ства и жела­ния сви­да­ния со своими близ­кими и пр. Такое мнение выска­зы­вает бла­жен­ный Авгу­стин, говоря о своей матери, св. Монике, кото­рая его так нежно любила. Еван­гель­ский богач непре­менно бы посе­тил своих бра­тьев и род­ствен­ни­ков, чтобы изве­стить их о той несчаст­ной участи, кото­рая постигла его в загроб­ной жизни. Но Бог по своему мило­сер­дию и все­мо­гу­ще­ству доз­во­ляет являться душам усоп­ших только очень редко. Поэтому ко всему тому, что гово­рят и пишут о явле­ниях усоп­ших, должно отно­ситься с боль­шою осто­рож­но­стью и осмот­ри­тель­но­стью» (прот. Гри­го­рий Дья­ченко. Тайная жизнь души после телес­ной смерти. М., 2010. С. 93, 97).

Источник

Оцените статью