Формирование духовно-нравственных чувств у детей дошкольного возраста на современном этапе.
статья (старшая группа) по теме
В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к целеосмысленному общественному труду, строительству собственной жизни, сферы обитания и общения, сообразно с основополагающими моральными принципами. Поэтому проблема нравственного воспитания в детском саду на современном этапе жизни
общества приобретает особую актуальность и значимость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_dukhovno.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование духовно-нравственных чувств у детей дошкольного возраста на современном этапе.
Воспитатель муниципального дошкольного
детский сад комбинированного вида
№ 20 «Дельфин», республики Хакасия, г. Саяногорск.
В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к целеосмысленному общественному труду, строительству собственной жизни, сферы обитания и общения, сообразно с основополагающими моральными принципами. Поэтому проблема нравственного воспитания в детском саду на современном этапе жизни
общества приобретает особую актуальность и значимость.
Дошкольное детство — это период усвоения норм морали и социальных способов поведения. Когда ребёнок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Они связаны не только с тем, что он ещё мало знает об этом мире, а должен и хочет его познать. Ребенку нужно научиться жить среди себе подобных. И не только физически жить, но хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей и развиваться, совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают или даже наказывают. И вот в процессе этого сложного познания сам ребёнок становится личностью, со своим мировоззрением, со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственным поведением.
Это всё — знание принятых в обществе норм и правил поведения и взаимоотношений, переживания, способность к сочувствию, сорадости, действия в отношении других людей, развитие собственных качеств — и составляет понятие нравственность. Без неё человек не может жить среди других людей.
В основу моей работы с детьми по нравственному воспитанию была положена идея Сухомлинского В. А. «Ввести ребенка в мир человеческих отношений — одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста. Детей надо приучать жить среди людей, формируя у них определенные психологические качества (внимание, волю, эмоции) и навыки общения».
Внедряя в практику личностно-ориентированную модель общения с детьми, я пришла к выводу: изменения необходимо начинать с себя, ориентируясь на девиз: «Каждый воспитатель — психолог». Изменила обстановку в своей группе, приблизив, насколько это возможно, условия в нем к домашним. Для этого в жизнь нашего общего с детьми дома ввела разнообразные обычаи:
утро радостных встреч (после выходных, болезни);
семейные завтраки (обеды, ужины);
походы к друзьям;
изучаю родословную (составление семейного альбома);
Разработала многовариантный режим дня, например «мы одни» (нет помощника воспитателя), «у нас праздник» (в дни утренников), «плохая погода» (сильный дождь или метель), «внимание, карантин!».
Для формирования нравственных качеств личности ребёнка дошкольного возраста в группе использую следующие методы:
Беседуя с детьми, побуждаю их думать и говорить. Задавая им два — три вопроса, даю ребятам высказаться. Это позволяет мне понять, о чём дети думают, что знают из личного опыта.
Провожу этические беседы — это плановые, подготовленные занятия с детьми. Например «Из какой я сказки ?», где на примере героев сказок у детей закрепляются представления о таких качествах человека, как доброта, скромность, смелость, показывая их в сравнении с отрицательными качествами: жестокостью, злом, трусостью, ленью. С моей помощью ребята учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо.
Примерные темы бесед: «Будь всегда вежливым», «Что хорошо, что плохо и почему», «Ваши добрые поступки», «Чем можно порадовать маму», «Что такое дружба?», «Кого люди называют смелым» и т. д.
Чтение и анализ художественных произведений .
Например, СухомлинскогоВ.А. «Почему Олечка не сорвала цветок?», А. Кузнецовой «Мы поссорились», К.Д.Ушинского «Умей обождать», А.Барто «Помощница». Эстетический фон занятиям создают стихи, загадки, песни, включённые как в основную часть, так и в дополнительную работу с детьми. Литературный материал не заменяю в нравственном воспитании ребёнка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные. Для всестороннего развития личности включаю детей в различную деятельность, связанную с художественной литературой. Например, ребята создают свои рисунки по мотивам сказок, рассказов, организуем выставки работ.
Известно, что в дошкольном возрасте наиболее близкой и понятной для ребёнка деятельностью является игра. В работе с детьми я использую коллективные игры-занятия , игры-упражнения, игры-инсценировки, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры. При помощи игры можно решать самые разные коррекционные задачи: одна и та же игра для одного ребёнка может быть средством преодоления страха, повышения самооценки; для другого — средством оказания тонизирующего эффекта, для третьего — школой развития нравственных чувств, гуманных отношений со сверстниками. Провожу такие игры и упражнения:
- направленные на развитие способностей детей познавать себя и других людей
- ( «Волшебные камешки», «Ласковые дети», «Ладошки», «Назови себя», «Волшебный стул», «Подарок другу»).
- направленные на развитие эмоциональной осведомлённости: («Цветовое настроение», «Маски», «Мы артисты» )
- направленные на овладение детьми невербальными средствами общения: «Угадай кто я», «Зоопарк», «Скульптор», «Где мы были вам не скажем, а что делали — покажем» ).
- направленные на овладение детьми вербальными средствами общения : («Подари цветок», «Молчанка», «Большой разговор», игра интонациями).
- направленные на овладение правилами пользования речью в различных социальных ситуациях: ( «Разговор по телефону», «Как нам быть», «Как с тобой разговаривают»).
В процессе игр, занятий, труда, улыбка, кивание или покачивание головой, контакт взглядом, мимикой, совместные с ребенком действия при выполнении неприятного задания, совместная деятельность (конструирование, лепка, раскрашивание и т.п.), выслушивание, смех над шутками ребенка — все это оказывает влияние на формирование нравственных качеств личности ребенка.
Всю эту работу по развитию у дошкольника нравственных качеств веду вместе с родителями : сообщаю им о достижениях и проблемах детей, консультируюсь с ними об индивидуальных особенностях каждого ребёнка, выявляю происхождение тормозящих развитие факторов, обучаю самих родителей приемам и методам нравственного воспитания в семье.
С целью установления тесных контактов с семьёй, для обеспечения единства в воспитании нравственной культуры использую следующие методы:
общие и групповые родительские собрания;
посещения педагогом семей своих воспитанников;
дни открытых дверей;
папки-передвижки, стенды в родительских уголках групповых помещений.
Нравственное воспитание дошкольников является своеобразным стержнем, вокруг которого целесообразно строить весь процесс их обучения. Воспитатель должен ежедневно устанавливать душевную связь с ребёнком. Если это достигнуто, то ребёнку легко учиться, легко общаться, легко жить в коллективе. И только тогда воплощаются мудрые слова Я. Корчака : «Воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не ломает, а формирует, не подавляет, а возносит, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживает вместе с ребёнком много вдохновенных минут»
1. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. – Алябьева Е.А. М.: ТЦ Сфера, 2004.
2. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Кн. Для воспитателей дет. сада/ Р.С.Буре и др.; Под ред. А.М. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1989.
3. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И.Логиновой, Т.И.Бабаевой и др.-СПб.: Детство-Пресс, 2002.
4. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду/Н.А.Ветлугина, Т.Г. Казакова, Г.Н. Пантелеев и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной –М.: Просвещение, 1989.
5. Современная действительность и духовно-нравственное воспитание детей в дошкольных образовательных учреждениях: — Казань, РИЦ «Школа», 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
18.02.2012г. в Конференц-зале храмового комплекса во имя Воскресения Христова по адресу: г.Ханты-Мансийск, ул.Гагарина, д.17 прошла городская научно-практическая конференция «Просвещение и нравс.
Все начинается с детства: первые шаги, первые знания о мире. И оттого, как этот мир встретит маленького человека, возможно, зависит вся его дальнейшая судьба.
Всё начинается с детства: первые шаги, первые знания о мире. И от того, как этот мир встретит маленького человека, возможно, зависит вся его дальнейшая судьба. .
Чтобы Ребёнок познал и присвоил многообразие внешнего мира, взрослые – педагоги, родители, должны помочь ему освоить адекватные способы познания. Важным аспектом в этом является приобщение дошкольнико.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество, сегодня не в развале экономики, не в смене политической систе.
Приоритетным направлением нашего дошкольного учреждения является ДНВ. Мы разработали программу для детей 4-7 лет «Тропинка добра», которая дает первоначальные представления о ДНВ.
В современном обществе, для возрождения и поддержания духовно-нравственных ценностей и ориентиров детей дошкольного возраста необходима консолидация социальных институтов, оказывающих непосредственное.
Источник
Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности дошкольника
Кривченко Ирина Викторовна
Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности дошкольника
Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития
личности дошкольника.
Кривченко Ирина Викторовна
Воспитатель I квалификационной категории
воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 6»
«Чем моложе ребенок, тем непосредственнее должно быть его нравственное воспитание, тем больше должно его не учить, а приучать к хорошим чувствам, наклонностям и манерам, основывая все преимущественно на привычке».
Виссарион Григорьевич Белинский
Актуальность. Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения – одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний день, которая должна решаться педагогами, родителями, и неравнодушными людьми. Именно духовно-нравственное воспитание обеспечит целостность и гибкость воспитательных воздействий взрослых на детей в различных ситуациях их общения, а также общения детей друг с другом. Оно предполагает формирование у ребенка целостного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоничное развитие личности ребенка. Если нравственное воспитание дошкольников в семье и детском саду различно, то у ребят возникает дисгармония. К примеру, в детском саду акцентируют внимание на дружбе, а папа и мама могут потворствовать агрессии и драчливости своего чада, видя в этом самозащиту. То есть к нравственному воспитанию должны быть единые требования, как у педагогов образовательных учреждений, так и у родителей, тогда будет положительный результат.
Чтобы определить, что такое духовно-нравственное воспитание, раскроем понятия что такое «духовность», «нравственность».
Духовность – это система интеллектуальных, нравственных и эстетических ценностей, реализующаяся в творческой созидательной деятельности, моральных принципах, нормах поведения. (В. А. Сухомлинский).
Нравственность – это способность человека действовать думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира.
Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Сравнительно легко в детстве происходит усвоение нравственных и социальных норм. Обратиться к душе ребенка, должны мы, педагоги. Воспитание души – для будущего взрослого человека – это создание основы духовно-нравственных ценностей. Основой духовно-нравственного воспитания является культура семьи, общества и образовательного учреждения – той среды, в которой происходит развитие и становление, в которой живет ребенок.
Воспитание морального облика, нравственного поведения лучше начинать с дошкольного возраста. Я начала работать по данному вопросу с детьми с младшей группы. Малыш 3-4 лет может не понимать разницы между живым и неживым и «разобрать на части» живую бабочку так же, как он это делает с пластмассовой машинкой. Пока еще такое поведение не является проявлением жестокости. Разницу между живым и неживым он усваивает из наблюдений за отношением взрослого к разным объектам. Поэтому очень важно, подавать пример детям своим отношением к окружающему миру. Обучение в этом возрасте происходит на собственном практическом опыте, и на основе подражания приятному взрослому. При этом ребенок подражает всему, что делает взрослый, — и хорошему и плохому, и правильному и неправильному. Поэтому взрослый должен всегда подавать только хороший пример.
Мною были поставлены следующие цели и задачи по духовно-нравственному воспитанию:
Цель: сформировать основы моральных качеств, ценностных ориентаций высоконравственной, духовно развитой гармоничной личности дошкольника, основы взаимодействия с людьми;
• обеспечивать условия для духовно-нравственного воспитания детей;
• создавать игровые ситуации, способствующие формированию доброты, доброжелательности, дружелюбия и отзывчивости;
• формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков;
•приучать детей к вежливости: здороваться, прощаться, благодарить за помощь;
• учить жить дружно, помогать друг другу, вместе пользоваться игрушками, книгами;
• приучать соблюдать элементарные правила поведения в детском саду, общественных местах.
Реализация этих задач обеспечивает формирование личности ребёнка, его нравственных чувств и качеств, обеспечивающих нравственные отношения и поведения, обеспечивает развитие у ребёнка чувства любви и уважения к Родине, своему народу и его культуре, бережного отношения к природе. Содержание духовно – нравственного воспитания –это совокупность ценностей, представлений, понятий, идеалов, нравственных эталонов, действий и поступков, подлежащих освоению в ходе воспитательного процесса.
Для реализации поставленных задач использую различныеформы и методы работы:
— организованная образовательная деятельность. Почти всегда на ООД в гости к детям приходит сказочный герой, создается проблемная ситуация, требующая проявления заботы, внимания
— этические беседы: «Зачем говорят «здравствуй», «Мои добрые поступки», «Учимся прощать своих друзей», «Нечаянно и нарочно», «Что такое хорошо, и плохо»….
-игра. Все мы знаем, что ведущим видом детей в детском саду является игра. Именно в этой деятельности у детей лучше всего проявляются и закрепляются добрые чувства. Многие дидактические игры («Построим кукле комнату», «Купание куклы» и другие) учат детей проявлять внимание, заботу, добросердечность. В старших группах целесообразно проводить дидактические игры, в которых ребята учатся принимать гостей. Их можно учить красиво, накрывать на стол, готовить несложный, но вкусный салат, пирог, печенье.В нашем детском саду тематика сюжетно-ролевых игр разнообразна: «Космонавты», «Моряки», «Стройка», «Дом», «Больница», «Поликлиника». Эти игры позволяют педагогу создавать такие ситуации, в которых дети учатся приходить на помощь, проявлять внимание, милосердие, преодолевать трудности. Такие игры способствуют формированию у детей глубоко нравственных чувств.
-чтение детской художественной литературы. В воспитании милосердия большая роль отводится художественной литературе.Хорошо известны художественные произведения на эту тему: А. Барто — «Вовка — добрая душа», С. Михалков — «Дядя Степа», В. Катаев — «Цветик-семицветик», Е. Пермяк — «Самое страшное» и многие другие.
-в пословицах и поговорках – кладезь народной мудрости, естественным образом воспитывающей в духе доброты и милосердия (-Ласково слово — что весенний день. — И у курицы сердце есть. — Доброму и сухарь на здоровье, а злому и мясное не впрок. -Доброе слово лучше мягкого пирога. -Любить друга — любить себя)
— экологические акции (эколята-защитники природы, первоцветы, покорми птиц, весенняя неделя добра)
— наблюдения за трудом взрослых и привлечение детей к посильной трудовой деятельности также является одним из эффективных приемов для духовно-нравственного воспитания. При наблюдении за трудом взрослых, важно на конкретных примерах подвести малыша к пониманию доступных понятий (любой труд почётен, труд людей взаимосвязан и служит общему благу, людей труда уважают, уважение к труду проявляется в бережном отношении к тому, что сделано рукам тружеников, а также к посильному участию младшего в делах взрослых, и в первую очередь в стремлении обслужить себя, оказывать помощь маме, бабушке, папе, дедушке.) Таким образом, мы воспитываем у детей уважение к труду окружающих, отзывчивость.
Также ведется ежедневная работа над воспитанием нравственных качеств у детей во время всех режимных моментов праздников и развлечений (утренний прием детей, зарядка, мытье рук, прием пищи, одевание на прогулку и т. п.); ласково встречаю вернувшегося после болезни ребенка, предлагаю помочь упавшему товарищу, утешить его; предлагаю помочь другим в одевании на прогулку и т. п. ; стараюсь не оставить без внимания ни один положительный или отрицательный поступок ребенка. Традиционными в ДОУ стали такие государственные и фольклорные праздники как (День матери, День пожилого человека, День России, День Республики, Адыгейский новый год, Масленица, 8 Марта, День заповедников и парков, День города, День Победы и др.). Эти праздники создают у детей атмосферу теплоты, способствуют развитию интереса, дружеских отношений, взаимовыручки, знакомство с обычаями и традициями, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности.
Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, адыгского и других народов живущих в нашей республике Адыгея, помогает воспитывать любовь к истории, культуре, природе, помогает сохранить прошлое.
Чтобы познакомить наших воспитанников с прошлым: в детском саду созданы необходимые условия для воспитания патриотических чувств у детей к своей малой родине.
В каждой группе функционирует уголок «Моя Родина» В группах младшего и среднего возраста – уголки представлены фотоальбомами семьи, фотографиями детского сада и ближайших к нему объектов.
У старшего дошкольного возраста –уголки имеют образцы символики республики, страны,альбомы: родословные семей воспитанников, родные фотопейзажи и выставки детских работ, гербарии.
Результата в работе можно достичь при сотрудничестве педагогов и родителей. Детям необходимо не только разъяснять нравственные правила, принципы и нормы, но и своим примером демонстрировать их на практике.В работу с родителями включаю: различные беседы, рекомендации, родительские собрания, тематические досуги и развлечения, конкурсы, выставки поделок, консультации по теме «Воспитание нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста», из которых родители знакомятся с задачами по духовно-нравственному воспитанию детей, с формами и методами работы с детьми в детском саду по данной проблем. Например в ходе совместной работы над проектом «Моя родословная» родителям было предложено провести совместную работу над проектом для этого я попросила родителей принести фото из домашнего архива и составить вместе со своими детьми генеалогическое древо. В результате дети и родители узнали очень много интересных моментов о истории не только своих предков, но и о традициях, обычаях своего рода. Что очень сближает, прививает чувства духовно нравственного воспитания детей.
Выставляю информацию в родительском уголке, например «Рецепты воспитания нравственности дошкольника», «Умеем ли мы общаться?», «Рекомендации для родителей по предупреждению эмоционально-личностных нарушений» и т. д.
Духовно-нравственное воспитание -одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми участниками образовательных отношений. Родившийся ребёнок –как чистый лист бумаги: что на нём напишешь, то и останется в памяти. Наша задача- воспитать ребёнка духовно богатым, честным, совестливым, милосердным, сострадательным, верящим в добро, готового всегда придти на помощь. Для решения этой задачи ребенок должен расти и воспитываться в условиях постоянной атмосферы взаимопонимания, любви родителей и педагогов.
1. Ананьев Б. Г. Воспитание дошкольников. — М. : Спарк. — 2010. — 189с.
2. Асташова Н. А. Концептуальные основы педагогической аксиологии// Педагогика, 2011, №8.
.Арчибальд Р. С. Управление высокотехнологичными программами и проектами. — М. : ДМК Пресс, 2012. — 178с.
.Буре Р. С. Основы нравственного воспитания детей. — М. : Перспектива. — 2009. — 298с.
.Взятышев В. Ф.Введение в методологию инновационной проектной деятельности: Учебник для вузов. — М. : «ЕЦК», 2012. -199с.
.Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личностигражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. М. : Просвещении, 2009. — 256с.
7. Година Г. Н. Нравственность и воспитание. — М. : Спарк. — 2011. — 289с.
8. Запорожец А. В. Воспитание детей в раннем возрасте. — М,: Просвещение. — 2010. — 298с.
Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Березка». Сообщение из опыта работы на тему: «Духовно – нравственное.
Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности школьника «Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности» Бессоновка – село, богатое культурными традициями. В.
Анализ работы по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Анализ работы по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» «Чтение, – говорил В. А. Сухомлинский, – это.
Анкета для родителей «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ» Уважаемые родители! Поразмышляйте над вопросами предлагаемой анкеты. Мы придерживаемся государственной политики в области образования, главный.
Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУ В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своём доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки и театрализованной деятельности Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной: материальные ценности доминируют над духовными,.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумом Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим и их социальное развитие является одним из приоритетных направлений педагогической.
Духовно-нравственное воспитание. Стенгазета «Счастливы вместе» (младшая группа) Творческая работа воспитателя, детей и родителей. Одной из форм работы с семьей является выпуск стенгазет. Информация, содержащая в газете,.
Духовно-нравственное воспитание. Встречи со священнослужителями православной церкви Духовно-нравственное воспитание. Встречи со священнослужителями православной церкви Уважаемые коллеги, доброе время суток! Самая большая.
Консультация для родителей «Нравственное воспитание дошкольника» Как воспитать у дошкольника нравственные качества? Ребенок не рождается не злым, не жестоким или добрым. Нравственные качества ему предстоит.
Источник