Духовно-нравственное воспитание дошкольников
Вероника Исакова
Духовно-нравственное воспитание дошкольников
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,
заботливый садовник укрепляет корни, от мощности которого
зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,
так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей
чувства безграничной любви к Родине».
В. А. Сухомлинский
Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения – одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний день, которая должна решаться педагогами, родителями, и неравнодушными людьми. Именно духовно-нравственное воспитание обеспечит целостность и гибкость воспитательных воздействий взрослых на детей в различных ситуациях их общения, а также общения детей друг с другом. Оно предполагает формирование у ребенка целостного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоничное развитие личности ребенка.
В настоящее время, как бы это прискорбно не звучало, материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости социальной среды. Если не мы, то кто!
Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Сравнительно легко в детстве происходит усвоение нравственных и социальных норм. Обратиться к душе ребенка, должны мы, педагоги. Воспитание души – для будущего взрослого человека – это создание основы духовно-нравственных ценностей. Основой духовно-нравственного воспитания является культура семьи, общества и образовательного учреждения – той среды, в которой происходит развитие и становление, в которой живет ребенок. Культура – это система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для поиска высших ценностей и для удовлетворения духовных потребностей. Обряды и праздники загадочное и удивительное явление народной культуры.
Необходимо «возвращать» национальную память и трепетное отношение к традициям, старинным праздникам, фольклору, декоративно-прикладному искусству, художественным промыслам, в которых предки передали нам свой жизненный и духовный опыт. В современном мире давно забыты и не употребляются в разговорной речи красивые изречения и старославянские слова, крайне редко используются поговорки, пословицы, потешки, заклички, которыми богат русский язык. Задача педагога – соединить воспитание и обучение через изучение традиций русской культуры, предоставить детям возможность познакомиться с культурным наследием наших предков.
Главная цель духовно – нравственного воспитания дошкольников – формирование основ духовно – нравственных, ценностных ориентаций детей.
задачи:
— приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным).
— воспитывать уважение и любовь к своей семье, дому, детскому саду,
малой Родине, уважительное отношение к государству.
«Утро радостных встреч (в понедельник, после выходных, праздников, отпусков). Дети собираются,и проводится беседа: кто чем занимался в выходные дни, где были, рады ли снова видеть друг друга. Ребёнок приходит в детский сад после болезни. Вся группа приветствует его. Дети рассказывают, какие события произошли в детском саду в его отсутствие.Например: начали оформлять выставку совместных работ с родителями к Новому году, готовиться к празднику, в группе появились новые игрушки, и т. д.
Кроме того, проводятся мероприятия, направленные на сплочение детей. Дежурства, совместный труд, а также коллективные работы, создающие проблемные ситуации и требующие их решения.Например: Можно дать задание одинаково раскрасить свои рисунки, имея при этом два разных карандаша на двоих. Дети должны выйти из этой ситуации без помощи педагога, договариваясь, уступая друг другу.
Игра в дошкольном детстве является ведущим видом деятельности. Именно в игре дети осваивают новые для себя социальные роли, совершенствуют коммуникативные навыки, учатся выражать свои чувства и понимать эмоции других людей, оказываются в ситуации, когда необходимо сотрудничество и взаимная помощь, накапливают первоначальный банк нравственных представлений и пробуют соотносить их со своими поступками, учатся следовать усвоенным нравственным нормам и самостоятельно совершать моральный выбор.
В группах нашего образовательного учреждения воспитываются дети разного возраста, это тоже накладывает отпечаток на взаимоотношении детей в группе. Старшие дети помогают младшим, а младшие набираются опыта у старших и берут с них положительный пример.
Действенным средством в формировании духовно-нравственных качеств личности дошкольников является художественная литература.
При чтении художественной литературы – основная задача раскрыть духовно – нравственный потенциал произведений и довести его до ребёнка.
Дети очень любят русские народные сказки, где есть всё: представления о добре и зле, правде, храбрости, трудолюбии, верности. «Репка», «Колобок»», «Заюшкина избушка», «Зимовье зверей», «Лисичка сестричка и серый волк» и многие другие.
Система образов, привлекательная и поучительная для детей, ясная идея, мораль, выразительный и точный язык легли в основу сказок, созданных классиками литературы – А. С. Пушкиным, П. П. Ершовым, К. И. Чуковским.
Истории, которые происходят с героями произведений В. Осеевой
(«Волшебное слово», «Краски», «Три сына», Н Носова («На горке»,
«Огурцы», «Фантазеры», Е. Пермяка «Самое страшное», В Драгунского «Друг детства», «Тайное становится явным» просты и понятны детям. Они заставляют детей сопереживать героям произведений, а сложная картина жизни представляется детям в виде простой, наглядной схемы борющихся принципов, руководствуясь которой легче разобраться в самой действительности.
Работа с произведениями имеет различные формы: чтение, пересказ, беседы с обсуждением поведения героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение викторин, выставки рисунков детей по мотивам сказок.
Развитие в ребёнке духовых, нравственных ценностей невозможно без воспитанияпатриотических чувств: любви к родной деревне, уважительное отношение к государству, усвоение элементарных знаний по истории своего родного края.
Знакомство с историей своей деревни мы начали с экскурсии по школе, В школьном мини- музее дети познакомились с жизнью людей деревни, увидели старинные предметы, которые использовали односельчане в прошлых веках.
Мы посетили самое священное место в деревне – памятник героям, отдавшим жизнь за счастье людей.Мы хотим продолжить работу по краеведению : организовать проекты, провести экскурсии по родной деревне,, организовать выставку рисунков на тему «Вот моя деревня.». предложить детям совместно с родителями написать сочинение о своей улице, чтобы дети гордились и любили свою деревню.
Приобщая детей к истории и традициям своего народа, были организованны народные праздники «Колядки» и «Масленица». Дети с большим интересом приняли участие в подготовке и проведении праздников, запоминая старинные колядки, заклички, дразнилки, пословицы и поговорки.
Продолжая данную тему, мы начали на занятиях по изодеятельности знакомить детей с народными промыслами России. Провели цикл занятий по знакомству с дымковской игрушкой.
В дальнейшем будем продолжать знакомить с городецкой, хохломской и жостовской росписями, с каргопольской и филимоновской игрушками.
В работе по духовно- нравственному воспитанию не обойтись без взаимодействия с родителями,с ними проводится педагогическое просвещение через:
— консультации — «Право на жизнь без насилия», «Как бороться с детскими капризами и упрямством», «Воспитание вежливости»;
— беседы — «Знаете ли Вы своего ребёнка?», «Как провести выходные (праздники) с ребёнком?»;
-родительские собрания — «Нравственные нормы в жизни дошкольников», «Роль семьи в воспитании члена общества»;
-использование информационного стенда, папок – передвижек «Как общаться с ребёнком», «Семейные традиции», «Вредные привычки».
Стараемся вовлекать родителей в педагогический процесс:
— ко дню Защитника Отечества оформили альбом «Мы ими гордимся» (будем оформлять рукописные книги-альбомы, в которых дети будут отражать знания о себе, своей семье, друзьях.)
— оформляем фотовыставку «Вместе с мамой, вместе с папой», (хотим, чтобы оформление фотовыставок вошло в традицию нашего учреждения «Нам некогда скучать», «Семейные традиции», «Мы трудимся, стараемся», «Наши бабушки и дедушки» и др.)
— приглашать родителей в группу для проведения интересных встреч, где родители могут рассказать о своих профессиях, об увлечениях;
— участие родителей в проведении экскурсий, досугов, праздников, конкурсах.
Мы провели совместно с родителями несколько праздников «День матери», Новогодний праздник,«8 марта», «День Защитника Отечества». Родители с большим желание и интересом участвовали в организации праздников. Добрым получился праздник на 8 марта, мамы участвовали в играх и танцах.
На празднике ко дню Защитника Отечества папы и дедушки сначала чувствовали себя неловко, а к концу праздника и сказку сыграли, и создали замечательные коллажи «Пехотинцы» и «Моряки и лётчики». Дети приготовили подарки для своих родных и удовольствием их вручили.
Такая взаимосвязь с родителями, вызывает у детей сильные эмоции, сопереживание, гордость, а у родителей появляется интерес и желание участвовать с детьми в разных мероприятиях группы и детского сада.
Вывод: работа по воспитанию духовно- нравственных качеств даёт положительные результаты. Дети становятся более активны, инициативны, у них развивается чувство ответственности, долга, сострадания ко всему живому, чувство гордости за свои хотя и маленькие, но уже результаты.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православных традиций Видео Как важно создать вокруг ребёнка чистую, духовно здоровую атмосферу для развития и воспитания личности, прикоснуться к вере, узнать и почувствовать.
Наследие. Духовно-нравственное воспитание дошкольников «Серебряные родники малой Родины» Будущее – это наши дети, и именно их нужно воспитывать в духе традиций, уважения и любви к своим родным,.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников Плотникова Людмила Александровна музыкальный руководитель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников Слайд№2. Свое выступление я хочу начать словами Д. А. Медведева «Духовно- нравственное воспитание, утверждение идеалов добра, милосердия.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством художественного слова «Детство — важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая самобытная, неповторимая жизнь. И от того.
Духовно — нравственное воспитание дошкольников в процессе театрализованной деятельности Современные подходы к духовно-нравственному воспитанию ребенка-дошкольника (выступление на городском методическом объединении) Основы.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях ФГТ Дошкольное детство — это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной.
Из опыта работы «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» 6 лет я работаю над темой «Духовно-нравственное воспитание дошкольников». В настоящее время нас не может не тревожить духовное состояние.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников через чтение художественной литературы МКДОУ «Зеледеевский детский сад «Сказка» План работы по самообразованию 2015–2017 гг. тема: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников.
Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе музыкального фольклора» Актуальность проблемы: «Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, задача особенно актуальная сегодня. Она не может.
Источник
Духовно-нравственное воспитание детей 3–5 лет
Татьяна Фадеева
Духовно-нравственное воспитание детей 3–5 лет
«Духовно-нравственное воспитание детей 3-5 лет»
«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли».
Детство — время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребёнка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания является интеграция его в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.
В основу формирования подходов к определению сущности понятия «духовно-нравственное воспитание» для детейдошкольного возраста предложены следующие принципы:
1. отбор знаний, наиболее актуальный для ребенка данного возраста.
2. непрерывность и преемственность педагогического процесса;
3. дифференцированный подход к каждому ребенку;
4. рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватные возрасту;
5. принцип интеграции образовательных областей;
6. деятельный подход;
7. развивающий характер обучения.
Следуя этим принципам творческая группа, состоящая из пяти педагогов нашего детского сада, собрав воедино весь свой опыт разработала проект
«Формирование духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста». Срок реализации 3 года, возраст детей: 3-6 лет.
Цель нашего проекта:
Разработать и апробировать комплекс мероприятий, направленных на формирование духовно-нравственных качеств дошкольников.
• Развивать мотивационную сферу дошкольников, формировать стремления подражать положительным героям сказок.
• Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту. Формировать средствами предметов художественно-эстетического цикла духовно-нравственную личность, способную отличать внешнюю красоту от внутренней, стремящуюся к гармонии.
• Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.
• Дать представление о нравственной свободе человека, учить детей различать понятия добра и зла, помочь увидеть красоту нравственных поступков.Помогать усвоению детьми нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость и правил доброй, совестливой жизни.
• Разработать комплекс мер по просвещению родителей в вопросах духовно-нравственного становления и патриотического воспитания детей.
Так как наша группа «Радуга»уже затронула все подпроекты: 1. «Сказка — ложь, да в ней намёк…», 2.«Как прекрасен этот мир…», 3. «В мире добра и чистоты», мы решили предоставить опыт работы по данному проекту.
Одним из самых эффективных и проверенных методов духовно-нравственного воспитания дошкольников, является сказка. Образность и конкретность помогает малышам разобраться с тем, какое поведение допустимо, а какое – нет.
Детей младшего дошкольного возраста сказка «Теремок» учит простым житейским мудростям (надо быть гостеприимным и дружелюбным, а жить лучше сообща). Сказка «Репка» учит преодолевать любые трудности не одному, а совместными усилиями с близкими, не опускать руки перед возникающей проблемой, а смело и дружно бороться с ней. Можно сказать, что сказка с давних пор носит наравне с развлекательным и воспитательный характер. Все мы знаем как велико значение сказок в воспитании детей, ибо они занимают ум, чувства, воображение и тем самым закладывают духовно-нравственное начало. В нашей группе есть уголок театрализованной деятельности, в котором собраны разнообразные сказки. Это театры конусные, пальчиковые, теневые, на перчатках, на лопатках, на цилиндрах. Когда дети были в младшей группе они были зрителями в театре, а мы были для них бабушки-сказительницы, которые незаменимы в детстве, и являются соединяющим звеном поколений и традиций. А сейчас ребята сами выбирают сказки по своему желанию, обыгрывают их, показывают малышам.
Поставив перед собой цель — воспитание основ природного окружения и экологического воспитания ребёнка-дошкольника, я, со вторым педагогом, в своей группе,взяли данную тему для подпроекта: «Как прекрасен этот мир».
Всю свою работу мы строим с учетом ФГОС.
В групповой комнате созданы все необходимые условия для проведения системной Это и уголок природы с календарем наблюдений за погодой, и огород на окне, и экспериментально- исследовательская зона.
Так в системе используем мероприятия по посадке, росту растений и уходу за ними как в уголке природы так и на прогулках в цветнике.
Особое место в ознакомлении детей с природой отводится огороду на окне. Ранней весной мы проращиваем луковицы,сажаем семена растений на рассаду: «Витамины нам нужны», «Посадишь семечко – появится росток», «Мы овощеводы», «Во саду ли в огороде».
Имеется в нашей группе новый элемент развивающей предметной среды- это мини –лаборатория. Мини –лаборатория создана для развития познавательного интереса у детей к исследовательской деятельности,формирования у них научного мировоззрения: «Волшебница вода», «Необычные камни», «Что прячется на дне морском».
Есть на территории нашего учреждения и экологическая тропа,которая включает в себя различные виды деревьев: тополь, береза, черемуха, клен, елка, кустарники, первоцветы, муравейник, огород, луг, уголок леса.
Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для организации познавательно- исследовательской деятельности и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные времена года. Все это дает больше возможности для сенсорного развития детей, для проведения систематических наблюдений, экологических праздников, игр, инсценировок, эмоционального развития детей, в частности формировании чувства близости к природе и сопереживания живым организмам.
Вся наша работа построена на основной деятельности дошкольников- игре.Игры используются как ролевые так и дидактические: «Кто где живет?», «Земля и ее обитатели», «Стань другом природы» и др. На собственном опыте мы убедились, что с помощью игр можно хорошо закреплять у детей полученные о природе представления.
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило наших предков, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня — значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности.
Народные православные праздники — яркая форма отдыха детей, педагогов и родителей. К сожалению и дети, и взрослые не понимают смысла многих праздников и причин их возникновения. Познакомить детей с православными обычаями помогают мероприятия, где мы совместно с сотрудниками историко- краеведческого музея рассказываем о традициях. Мероприятия сопровождаются песней, игрой, творческим трудом. Наиболее полюбившиеся мероприятия — Рождество, Пасха, Троица. В рамках проведения городского мероприятия «Праздник Пасхи», наши воспитанники вместе с родителями приняли активное участие в конкурсе по изготовлению пасхальных яиц из разнообразного материала и были награждены грамотами и поощрительными призами, а в этом учебном году мы познакомили детей с таким праздником как Покров Святой Богородицы. Провели покровские посиделки, пригласив отца Иоанна из Свято-Никольской церкви, на которых дети познакомились с историей праздника.
Православные праздники, со всеми, относящимися к ним обрядами – это источник познания народной мудрости, души, традиции уклада жизни нашего народа.
Третий наш подпроект: «В мире добра и чистоты».
Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у дошкольников любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою страну.
Представление о Родине начинается у детей с картинки, слышимой ребенком музыки, окружающей его природы, жизни знакомых улиц.
Год от года оно расширяется, обогащается, совершенствуется. Большое значения для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, патриотических чувств, воспитания любви к малой родине имеет применение в учебно-воспитательном процессе местного краеведческого материала.
Одной из главных целей образовательного процесса в нашем дошкольном учреждении является создание таких условий для воспитания и образования, при которых духовное, нравственное, эстетическое, патриотическое развитие дошкольников осуществлялось бы не только в процессе освоения базисного плана знаний, но и через приобщение к региональному компоненту. Предполагается, что благодаря обращению к особенностям культуры и быта своего региона проживания, дети осознают свою принадлежность к культурно-природной среде, поймут меру своей ответственности за ее сохранение и приумножение.
Так, например, ребятам запомнилась экскурсия в краеведческий музей на тему «Байкал –жемчужина Сибири». Экскурсовод представила презентацию о Байкале, рассказала о животных, живущих в нашем крае, дети с удовольствием играли в народные бурятские игры, а в конце экскурсии получили картинки с легендами об озере. После этой экскурсии многие дети поделились впечатлениями о своей поездке с родителями на Байкал.
Много интересного дети узнали после экскурсии в дом-музей нашего земляка Евгения Евтушенко.
Становление личности ребенка происходит изначально в семье. Ведь семья – это маленький коллектив, основанный на принципах сотрудничества и взаимопомощи, где дети учатся искусству жить среди людей, любить их, ощущая на себе и проявляя к другим внимание и доброе отношение
В своей работе ориентируем родителей на совместную работу в данном направлении: на осознание того, как важно, чтобы после пребывания в детском саду, ребенок окунулся в тепло и уют семейного очага, а рядом были мама и папа, бабушка и дедушка, которые одарят его вниманием и любовью.
Стараясь заинтерисовать родителей, кроме родительских собраний, групповых и индивидуальных консультаций используем разнообразные формы работы.
Например мы приглашаем мам на утренник, посвященный Дню Матери, а в вестибюле проходит выставка «Что умеют наши мамы» на которой демонстрируется разнообразие их увлечений. Принимая участие в акции «Дари добро», собрав вещи и игрушки, родители и дети доставили огромную радость ребятишкам из школы №6 и в детском отделении поликлиники. Участвуя в проекте «Покормите птиц зимой», делая оригинальные кормушки, взрослые воспитывают у детей желание заботиться о зимующих птицах.
На Новый год родители с детьми с удовольствием делают игрушки на елку, участвуют в Рождественских посиделках.
В нашем детском саду проходила выставка музыкальных инструментов народов мира и мамами и папами были сделаны такие инструменты, как гусли, цимбалы, скрипки, домры, най, гитары, трещетки, балалайки, барабаны, маракасы и др. Теперь дети с увлечением играют на них в музыкальных уголках.
Многие семьи откликнулись на предложение сделать свое генеалогическое древо и ребята с гордостью рассказывали о своих родных, показывая их фотографии.
Была проведена выставка поделок «Военная техника» ,рисунков «Мы за мир на планете» и спортивный праздник (соревнования между папами с детьми групп№4 и №6) .
И конечно особое внимание уделяется празднованию Дня Победы. Мы говорим с детьми о войне, воинах, которые воевали и ценой своей жизни принесли нам Победу, учим детей хранить память о павших во время ВО, формируем представление о том, как сейчас чтят ныне живущих ветеранов. Дети разучивают стихи, песни к 9 мая, ходят к памятнику павшим героям в парк победы.
То, что обязана дать малышу семья, никто, кроме нее, не даст в полной мере. Наша задача – помочь родителям осознать, что, в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей перед обществом.
Конечно, необходимо совершенствовать профессиональный рост и самих педагогов, работающих в этом направлении, ведь зачастую воспитателям не хватает элементарных знаний по той или иной теме. Большая часть наших воспитателей прошли курсы повышения квалификации по духовно-нравственному воспитанию, в группы приобретена соответствующая литература
В этом году наша творческая группа: Тиминская С. В., воспитатель; Курилова Ю. Ю., воспитатель; Мастихина Т. П., воспитатель; Фадеева Т. И, воспитатель; Лузьянова А. Е., воспитатель. отправила свой проект на конкурс и победила в 1 (региональном) этапе ежегодного Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми школьного возраста и молодежью до 20 лет на соискание премии «За нравственный подвиг учителя» в номинации «Лучшая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи». За что вся творческая группа получили дипломы победителей от Министерства образования Иркутской области и Иркутской Митрополии русской православной церкви.
В перспективе, по окончанию работы проекта, собрав весь накопленный материал, мы планируем написать программу по духовно- нравственному воспитанию дошкольников.
. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни начинается – так же в дошкольном возрасте – с нравственного самоопределения и становления самосознания.
Систематическое духовно-нравственное воспитание ребёнка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.
Источник