Духовная радость она какая

Что такое духовная радость, ее проявления и преимущества.

Высшая радость — это ровная поступь вперед на пути нашего преображения во Христа.

Как угасить или возгреть духовную радость?

Часто, когда Дух Святой впервые касается нас, Он приносит не радость, а скорбь. Он волнует наши самодовольные и равнодушные сердца, даруя глубокое понимание духовной нищеты и нужды, а также дает способность видеть себя такими, какими бы мы сами себя никогда не увидели – осужденными грешниками в глазах Бога. Дух Божий приводит нас к покаянию и вере, затем мы испытываем Его преобразующую силу, в том числе и духовную радость.

До этого мы обладаем лишь земной преходящей радостью, а теперь – вечным блаженством. Духовная радость – это глубокая сердечная жизнерадостность, счастье кроткого духа. Она приходит к нам как результат познания Иисуса Христа, наряду со всем, что Он сделал сейчас и в вечности (Рим. 15:13).

Христианская радость имеет одно неотъемлемое свойство. Иногда ее может внешне затмить горе или потрясение, страх или грех, но все равно она будет присутствовать в жизни истинно верующего. Иногда радость может даже достигнуть больших высот, она будет процветать в худшей почве, сосуществуя с конфликтами, разочарованиями и потерями.

Христос даровал нам вечную радость, сказав: «и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин. 16:22) В самых суровых скорбях мы всегда может знать и покоиться в Божьих обетованиях, довольствуясь Его великой благостью.

Таково повеление нам – «Радуйтесь всегда в Господе» (Фил. 4:4), и это заповедь дана в период страданий. Павел добавляет: «Кротость ваша да будет известна всем человекам», имея ввиду великодушие, здравомыслие и спокойствие. Он говорит о ситуации, когда мы расстроены или обременены тяготами жизни, что вводит нас в соблазн реагировать со вспыльчивостью, нетерпением и раздражением. Но в то же самое время мы должны радоваться в Господе. И радость эта может выражаться в разных формах.

Иногда это счастье, не поддающееся описанию, которое апостол Петр описывает как «радость неизреченная и преславная» (1 Пет. 1:8). Однако, существует и другая характеристика этому чувству – радость духовная никогда не перестает быть вдумчивой, рациональной и захватывающей все наше естество. Этого не достичь приемом лекарств или вхождением в экстаз. Не похоже это и на сильное эмоциональное переживание. Нет, духовная радость всегда вдумчива и контролируется разумом. Иными словами, мы знаем, чему радуемся.

Более того, никакие земные и дорогие материально вещи и удовольствия не могут напитать эту радость. Можно быть довольным христианином и в бедности. Множество верующих на протяжении истории мира радовались в такой нужде, которой мы не знаем в нашем современном западном мире. Земная же радость требует постоянной подпитки и исчезает как только мы лишаемся чего-то материального.

Духовное блаженство не зависит даже от типа личности. Вдумчивые верующие имеют эту радость глубоко в своем сердце, в то время как экстраверты проявляют ее по-другому. Разные люди даже радуются по-разному.

В чем проявляется наша радость

До того, чтобы размышлять о том, как радость можно заглушить или наоборот, возгреть, давайте подумаем для начала о ее качествах и пользе. Духовная радость является без сомнения формой и неотъемлемым элементом поклонения. Даже вне богослужений Бог желает, чтобы Его дети были счастливыми и благодарными Ему, воодушевленными Его любовью. Ежечасная христианская радость – драгоценный акт поклонения в Божьих очах.

Духовная радость также является важнейшим компонентом формального поклонения. Как говорил Давид, «я принес бы в Его скинии жертвы славословия…» (Пс. 26:6). Радость – это в том числе и жертва, которая приносится пред Господом. Псалмопевец восклицает: «И подойду я к жертвеннику Божию, к Богу радости и веселия моего» (Пс. 42:4).

Несчастные христиане не воздают Господу той чести, которой Он достоин. Разумеется, бывает так, что в нашей духовной жизни, борьбе и труде происходят взлеты и падения, но они не должны влиять на основополагающую веру нашу, выраженную в благодарности за духовные благословения.

Преимущества духовной радости

Среди неоспоримых достоинств духовной радости можно выделить ее укрепляющую силу. Когда Сатана наступает и кажется, что все против нас, духовная радость помогает нам пройти через эти испытания, даруя силы сверх наших сил.

Еще одной пользой духовной радости является тот факт, что она делает нас более полезной для Господа. Свидетельство радующегося значительно более эффективно, чем обремененного горечью. Когда радость наполняет сердца наши, люди вокруг чувствуют это. Многие неверующие даже завидуют детям Божьим, потому что христиане в славословии уповают на Господа и Его силу. Угрюмый верующий также вряд ли будет заботиться о других людях, так как в горечи мы смотрим только на себя. Таким образом, радующийся более полезен в служении Господу.

Христианская радость избавляет от многих ненужных и даже греховных помыслов. Если вы живете в довольстве, жадность и скупость никогда не соблазнят вас. Христианин, постепенно теряющий благодарную радость во Христе, будет заполнять этот недостаток материальными ценностями – может быть покупкой более просторного дома или дорогой машины. Путь к любостяжанию начинается с заросшей сорняками дороги радости.

Как мы теряем радость?

Каждый христианин имеет опыт духовной радости, у каждого – он свой: длительный или краткий, основательный или поверхностный. Но очень многие теряют ее, не осознав состояние постоянного пребывания в радости о Боге.

Как можно потерять эту радость? Конечно же, грех (особенно похоть плоти), лишает нас ее. И это легко объяснить. Хотя для поддержания радостного духа нам нужно предпринимать усилия, на самом деле радость христианская – это дар Духа Божьего, Который отступает от грешащего. Именно поэтому Давид и молился в 50-м псалме: «Возврати мне радость спасения Твоего» (Пс. 50:14). Царь согрешил, и радостная уверенность отошла от него.

Среди дел плоти, которые противопоставляются плодам Духа, описываются в том числе и гнев, гордыня, раздражение. Все это сводит на нет христианскую радость. Если грех поверг нас в уныние, бесполезно обращаться к христианскому психологу. Прощает и возвращает радость только Господь. И Он не позволит нам радоваться, когда в жизни нашей есть повторяющийся и нераскаянный грех, как например злость по отношению к супругу с потерей почтительности и уважения. Не думаем ли мы, что Дух Святой даст радость христианскую, если гнев и жестокость царствуют в нашей жизни?

Влияют на духовную радость и другие грехи. Например, она не может сосуществовать с гордыней, завистью и обидой. Самобичевание также является причиной потери радости, потому что чувство это поглощает все остальные человеческие эмоции, не оставляя места для благодарности, любви и радости. Если мы позволяем самобичеваниею захватить нас в повседневной жизни, мы можем лишиться вообще всей радости.

Недостаток веры

Основная причина потери радости – это недостаток веры. Этому все мы учимся на протяжении жизни. Во многих сложных ситуациях нам просто недостает веры, и мы лишаемся радости. Нам нужно сказать: «это трудно, но я на Господа уповаю. Отдам все проблемы в его руки. Я доверюсь Ему – проведет ли он меня через скорби или избавит от них. Я буду размышлять о Его благости в прошлом, славить и благодарить Его. Буду рассуждать об обетовании Господа, что «любящим Бога все содействует ко благу» (Рим. 8:28).

Недостаток размышления: размышления о радости способствуют чувству благодарности за этот Божий дар.

Другая очень распространенная причина потери радости – утрата благодарности и недостаток размышления. Рассуждаем ли мы день ото дня о наших привилегиях, благословениях, возможностях и будущем? Или мы воспринимаем Божью милость как само собой разумеющееся? Благодарим ли мы ежечасно Господа за все, что Он сделал для нас, избавив от многих скорбей? Благодарим ли мы за все мельчайшие и более значимые благословения – духовные и земные? В этом ключевой источник духовной радости.

Читайте также:  Боец который не чувствует боли

Греховные наклонности

Мы уже упомянули любовь к миру, которая разрушает христианскую радость. Если мы позволим мощному влиянию мира постоянно наполнять наше сознание, радость наша останется физиологической, биологической и плотской. Духовная радость угашается греховными развлечениями. Приходится выбирать – одно или другое.

Каково наше окружение? Плохая компания обязательно заберет нашу духовную радость, потому что “худые сообщества развращают добрые нравы” (а также мысли, чувства, действия – 1 Кор. 15:33).

Masters P. Spiritual Joy // Sword and Trowel. №1. 2011.

Источник

Радость духовная и человеческая

Наша жизнь полна всевозможных потрясений, падений и взлетов, ситуации становятся все более трудноразрешимыми, неизвестность все туманнее и плотнее. Многие все чаще говорят о том, что им не хватает в жизни радости. Суета, переживания, боль – этого, говорят люди, так много, что не до радости. Что же такое радость и как ее удержать?

Радость, по сути – это проявление счастья, к которому так стремятся люди, счастья без радости не бывает. Согласно словарям:

Ра;дость – одна из основных положительных эмоций человека, внутреннее чувство удовлетворения, удовольствия и счастья.

По христианской традиции:

Ра;дость – внешнее проявление любви, действие благодати Святого Духа в сердце человека. Радость и любовь является признаком того, что человек находится на правильном пути в деле спасения. Радость в христианстве носит не пассивный, но деятельный характер. Первичное значение старославянского и русского рад – это «готовый к благодеянию – его совершению или восприятию».

Как мы понимаем, радость бывает разная:

– она может относиться только к переживаниям тела, например – состояние удовлетворения и комфорта от вкусной еды, сладкого сна, расслабления или, наоборот, физической активности, радость от сексуального наслаждения и т.д.

– это может быть радость ментального или эмоционального плана – например, радость от победы в каких-то соревнованиях, радость от новой покупки, радость от общения с друзьями, радость от получения ожидаемого, радость, что на тебя обратил внимание кто-то значимый, радость от решения задач и т.д.

– может быть радость порочная – злорадство от того, что твой враг страдает, радость, что кто-то хуже тебя, что удалось задуманное плохое дело и никто об этом не узнал и т.д.

– есть радость вообще ни от чего, относящаяся к иллюзорной самозащите организма. Она не совпадает с реальным состоянием внутри человека и является лишь внешней – человек всегда улыбается, всегда весел, но боится заглядывать вглубь себя, чтоб не обнаружить там чего-то такого, что введет его в депрессию и разочарование.

– радость от высмеивания кого-то

– есть радость от выпитого алкоголя и др. наркотических веществ. Это радость забытья, ухода от реальности. Есть и другая подобного рода радость, передающаяся от массовой эйфории, воздействия энергичной музыки и др. внешних факторов, будоражащих психику.

Все перечисленные виды радости относятся к земным переживаниям и потому временны, а часто, и совсем кратки. Они подобны вспышке огня, не способного согреть, но лишь опаляющего. Получив такую радость, человек вскоре вновь ее жаждет и устремляется на ее поиски.

Есть радость душевная, но которая и в земном мире возвышается над радостью мирской – это радость матери о детях, радость земледельца о плодах, радость строителя о построенном доме, радость творчества, радость дружбы, взаимопонимания, любви. Эта радость является переходной к радости духовной, она раскрывает душу, освещает ее, открывает ей пути Света. Главное, чтоб человек захотел идти дальше за этим Светом, а не останавливался в своем состоянии.

«. Нет радости выше радости сердечной» [Сир.30:16].

В случае земных проявлений, радость воспринимается как получение некого наслаждения. Но у каждого, конечно, свое понимание наслаждения, оно условно. Если для одного человека радостью будет съесть тортик, то другой вообще не любит сладкого, одному в радость утренняя пробежка, другому – это наказание, кто-то расслабляется от массажа, кто-то терпеть не может физических прикосновений, один прыгает до потолка рождению ребенка, другой – готов лезть от этого в петлю. И потому, когда люди говорят, что им не хватает радости, они имеют в виду, чаще, совершенно разные вещи. Живущие больше земным миром, имеют в виду, что хотят, чтобы их желания сбывались, а иначе они страдают. Они хотят радости – т.е. всплеска эмоций, чувства эйфории, хотят, чтоб им было хорошо. Но земные наслаждения манят за собой, никогда не бывая постоянным источником радости – если чего-то нет – его мучительно хочется, если что-то все время есть – оно приедается и надоедает. Кто-то из-за недостатка эйфории пытается поднять себе адреналин, участвуя в рискованных мероприятиях, смотря фильмы-ужасы, ходя по краю между жизнью и смертью, питаясь чужими страданиями, наблюдая за несчастными случаями через источники информации и наяву.

Поскольку в этом мире действует смерть, т.е. разрушение – все живущие испытывают ее удручающее воздействие. И если чувство счастья – это чувство полноты и наполненности, то при его отсутствии человек ощущает болезненное чувство отсутствия целостности, опустошенность, искажение внутренних основ – т.е. страдания и боль. И потому люди со всех сил бегут от страданий и боли к радости и счастью. Поскольку основная масса людей не выстраивает в своем существе ту единственную истинную опору, которая только и может дать стабильность, полноту и благоденствие – люди себе создали в мире замены радости и счастью. Это различного рода удовлетворение страстей – то, что приносит наслаждение. Но дело в том, что удовлетворение страстей вносит еще больший разлад в жизнь человека. Истинное же счастье и радость приходят тогда, когда человек созидает, а не разрушает, восстанавливает храм своей души, а не впускает в него смерть. О такой преходящей радости Библия говорит:

«И при смехе [иногда] болит сердце, и концом радости бывает печаль» [Притч.14:13].

Ныне жизнь пестрит или глубоким унынием, отчаянием, тоской, сопровождающимися сетованием, ропотом и возмущением, или бурной иллюзорной радостью, дурманящей сознание, уводящей от реальности. Нам не хватает настоящей радости. Именно эта радость говорит о настоящем благополучии и духовном здоровье. В посланиях апостолов есть и такие слова:

«Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» [1 Фес.5:16-18].

Радоваться можно только тому, что считаешь ценным. Если человек не считает важным и ценным какое-то событие, какую-то вещь – он не будет этому радоваться. Значит, один из факторов, относящихся к присутствию радости – это благодарность. Если не ценим, не благодарим, то и радоваться нечему.

У каждого человека в сознании, подсознании есть своя шкала того, что он считает хорошим в своей жизни, что плохим, что желанным, а что нежелательным. Например, в информационном пространстве людей есть понимание того, что собой представляет счастливый человек. Это здоровый, материально обеспеченный, красивый, имеющий дом, семью, детей, хорошую работу, статус в обществе. Счастливая женщина – это счастливая мать, имеющая здоровых послушных детей, хорошего, заботливого мужа. Счастливый мужчина – это человек, умеющий зарабатывать деньги, имеющий женщину, любящую его, сильный и уверенный. Если в жизни человека происходит что-то не так, то он воспринимает это как несчастье. Если женщина вовремя не вышла замуж и не родила ребенка – она не может чувствовать себя счастливой – чему тут радоваться. Мужчина с не очень большой зарплатой не будет чувствовать себя уверенно. За таким несовпадением реальности и эталона счастливого человека тянется шлейф – он ложится на все события, на восприятие человеком происходящего с ним. Он удручает, сводит все усилия на «нет». Если в жизни человека что-то не сбылось, а он считал это очень важным – он может и всю свою жизнь пустить под откос.

Мы уже не раз говорили о том, что без истинной опоры на Бога в душе человека образуется пустота, которую он пытается заполнить внешними ценностями, при этом, конечно, терпя фиаско. Если тело желаний у человека выходит на первый план, то оно будет требовать наслаждения, соответствующего своим запросам. И события человек будет оценивать именно с такой точки зрения. Но настоящая радость не связана с событиями земными, она есть постоянный огонь в душе, говорящий о том, что человек готов к встрече Жениха, подобно мудрым девам из притчи Христа. В этом ее отличие от радости душевной, пусть и самой возвышенной. Бывает – дети ведут себя не так как следует, принося множество скорбей матери, бывает, что плоды творчества могут не удаться, но радость духовная при этом не угаснет, она питается не обстоятельствами жизни, а любовью к Богу и Его Благодатью.

Читайте также:  Настроение у меня фантастическое

«. Ибо они среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью» [2 Кор.8:2].

Присутствие этого огня в душе говорит о правильной опоре, о соразмерности, гармонии замысла и действия, о том, что человек находится на гребне волны в прохождении жизненных ситуаций. Эта радость – есть присутствие в душе Святого Духа, Который есть Дух Радости. В этой радости гаснут все печали, это вечный огонь, в котором сгорает горечь земной иллюзии. Присутствие такой радости означает, что человек на все смотрит через Бога, весь настроен на Его Волю.

«Если послушают и будут служить Ему, то проведут дни свои в благополучии и лета свои в радости» [Иов36:11];

«Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек» [Пс.15:11];

«Страх Господень усладит сердце и даст веселие и радость и долгоденствие» [Сир.1:12];

«Ожидание праведников – радость, а надежда нечестивых погибнет» [Притч.10:28].

Когда Господь давал Закон Своему народу, было сказано, что человека ждет серьезное наказание «за то, что ты не служил Господу Богу твоему с веселием и радостью сердца, при изобилии всего» [Втор.28:47] – т.е. если человек, имея от Господа все блага, не служит Ему с радостью сердца и весельем – ему это вменяется в серьезный грех. Разве нам Господь не дает все, что необходимо для жизни? Или мы, будучи уже верующими, продолжаем собирать тщетные ценности и страдать от их отсутствия? Почему мы при всем духовном изобилии, дарованном нам, остаемся голодными?

Бывают в жизни ситуации, которые долго не разрешаются, а может, и вовсе являются постоянным полигоном нашей жизни – так называемым, полем битвы. И часто человек проводит свою жизнь в постоянном оплакивании происходящего. Это звучит в его разговорах, видно в его взгляде, отдает горечью в его улыбке. Иногда его охватывает надежда – все изменится! Но нет – через время все повторяется вновь, и он опять падает духом, опускает руки. Каждый раз он ждет чего-то, но все с меньшей надеждой. Он не замечает, как фоном через все его ситуации звучит: «Все плохо, все бесполезно». Где-то ожидая компенсации своему «незаслуженному» страданию, он не может насладиться ничем – т.к. ни одна другая ситуация не перекрывает его проблемы. Такое состояние говорит о неправильно настроенном «компасе» в сознании человека. Он нацелен на то, чтобы что-то получать от ситуаций, а не на то, чтобы каждую ситуацию обернуть во благо своей душе и другим. Мотивация – это очень важная составляющая наших действий. Если мы начинаем какое-то дело для удовлетворения желаний эго, то будем разочарованы и огорчены. Надо каждую ситуацию воспринимать не как проблему, с которой нужно скорей расправиться, а как определенный пейзаж, по которому проходит наша жизнь, сама цель которой –восстановление единства с Богом и служение Ему. Тогда мы не будем так цепляться и застревать в отдельных фрагментах этого пейзажа – жалеть о них, возмущаться, чего-то хотеть и при том не жить, а чего-то все время ждать или от чего-то убегать. Потому что у нас есть основная цель –

«Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» [Мф.6:33].

«С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка» [Иак.1:2-4];

«Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности» [Евр.12:11].

А также мы читаем в псалме: «. Ибо на мгновение гнев Его, на [всю] жизнь благоволение Его: вечером водворяется плач, а на утро радость» [Пс.29:6].

Если мы попробуем увидеть – как мы оцениваем происходящее с нами, сколько событий мы определяем под грифом «радость», а сколько под надписью «ужас», «опять не то», «вот так всегда» и т.д. – то мы увидим причины своего удрученного состояния. Если большую часть мы, как капризная принцесса отбрасываем как нечто плохое, не пытаясь разобраться в ситуации, дойти до глубины, принять вызов жизни, то, конечно, общая картина у нас выходит со знаком минус. Что-то мы рассматриваем слишком поверхностно и потому не находим нужного смысла, что-то не с той стороны и не в нужной полноте, в чем-то, напротив того, роемся больше чем нужно. Застреваем в прошлом, чего-то страстно ожидаем в будущем, и редко бываем в настоящем. Т.е. воспринимаем ситуации не настолько адекватно, как следовало. В результате, мы сами виновны в том, что не принимаем то, что нам дается в полной мере. Где-то недобрали силы, где-то уверенности, где-то равновесия. Там раздали благодать куда не надо было, где-то ее у нас украли из-за нашей халатности. И потому находимся не в полноте своей, а в постоянной недостаче. Ходим часто как нищие по свету с протянутой рукой: «У меня жизнь не удалась – помогите кто чем может!».

Одной из причин чувства постоянной недостачи в душе, и потому, исчезновения радости – является негатив, который мы ощущаем от окружающих, большей частью, от близких. Чаще причина тому – это всевозможные страстные связи с ними – чрезмерные беспокойства, страхи, обиды, претензии, восхищение, любование и возмущение. В результате, даже если грешит кто-то из близких – последствия мы чувствуем на себе. Верующие люди, которые уже в большой мере стали на служение Богу, которые молятся за других, сердце которых болезнует о Божьем деле, о спасении живых душ – также могут ощущать негатив, который они пропускают через себя по жертвенности. Но и здесь, говорят – «взялся за гуж, не говори, что не дюж» – раз идешь по Божьему пути, то значит должен выработать в себе большие качества любви и прощения, терпения и смирения, которые пережигают любой негатив. Но, в любом случае, оставаться в состоянии энергетической загрузки, при котором исчезает напрочь радость – ни в коем случае нельзя.

Если вдруг из сердца исчезла радость – на это надо срочно обращать внимание. Это говорит о том, что мы что-то делаем не так. Потому что радость – это критерий правильного направления, даже во время скорбей она не должна гаснуть.

Как говорилось, радость земная возникает в момент обретения желаемого, получения какого-либо наслаждения, связанного с человеческим проявлением, или в процессе ожидания такого обретения. Нередко такие ожидания человек переносит и на обстоятельства своего духовного пути. Не замечая, что это перерастает в страсть. Духовная радость возникает не от получения чего-либо, но это постоянное состояние Божьего присутствия, т.е. Свет, что освещает душу. Как только человек ставит какие-то условия – у него уходит радость. Например, человек думает – я молюсь, работаю над собой, я себе во многом отказываю, слежу за своими действиями – потому у меня должна перестать болеть нога, исцелиться почка, у меня должны открыться особые качества и дары, должна наладится ситуация в семье, с деньгами, с работой, должен уйти страх и т.д. Какое-то время, прикладывая усилия, человек чувствует радость от ожидания, надежды на то, что что-то в его жизни произойдет. Какое-то время он может себя уговаривать, что еще просто не время и вскоре все изменится, но рано или поздно он начнет чувствовать досаду, разочарование, уныние и прочее с ними вместе. Мы не можем знать – сколько и в каких обстоятельствах будет строиться храм нашей души. Он будет строиться всегда – все наше пребывание на Земле. И потому нам не нужно ждать каких-то конкретных событий, строя на этом свою радость и смысл пути. Радость находится в самом процессе построения храма, в каждом моменте преодоления, решения задач. Радость – в постоянном стремлении к Богу, которая дает силы преодолевать все на пути к Нему. Мы не знаем – в чем будут проявляться плоды наших усилий. Но индикатор в этом – тихая радость в нашем сердце. Кроме того, в начале говорилось, что радость всегда носит деятельный характер, она не может быть пассивной. Радость – это индикатор правильности усилий, правильности движения, но не пассивного ожидания лучшего. Теплохладность гасит радость, как гасит огонь постоянно моросящий дождь. Если на каком-то этапе человек не убирает балласт, от которого пора освободиться – у него тоже гаснет радость. Если он не совершает усилий, чтобы выйти на более высокий уровень осознания и жизни – его радость заглушается. Если количество ошибок становится критическим – радость не может в нем существовать.

Читайте также:  Что такое демонстрация чувств

Бывает, что некоторые верующие люди, не выстроив правильной опоры в сердце, не убрав внутренних проблем, пытаются создать искусственную радость, боясь увидеть внутреннее несоответствие тому, каким должно быть состояние сердца. «Я счастлив, я – с Богом, у меня все хорошо» – утверждает человек, пытаясь заглушить внутреннюю «недостачу», которая вырывается печалью, претензиями, обидой на жизнь, неудовлетворенностью, завистью, раздражением. Радость должна быть как можно более глубокой. Она подобна чистой воде в колодце, которая появляется из глубины.

Если вдруг из сердца исчезла радость – на это надо срочно обращать внимание. Это говорит о том, что мы что-то делаем не так. Потому что радость – это критерий правильного направления, даже во время скорбей она не должна гаснуть.

Преподобный Григорий Синаит говорил, что духовная радость бывает разных видов:

«Радость имеет два различия, именно: есть радость спокойного характера, которая именуется биением, воздыханием и рассуждением духа, и есть бурная сердечная радость, называемая игранием [духа], восторженным движением, или трепетанием, или величественным взлетом живого сердца в божественную воздушную сферу».

Есть моменты, когда идет восторг души, когда наша душа ликует от близости Бога, от переполнения Его Благодатью. Это чувство невозможно описать, оно сжигает все печали, всю боль, преизобилует сладостью, уверенностью, верой, готовностью служить Богу и идти вперед. Фраза «Всегда радуйтесь» говорит не о том, чтоб мы всегда должны пребывать в таком восторге, она говорит о том, чтобы итог нашей жизнедеятельности всегда выходил на плюс.
«Радость в жизни – то же самое, что масло в лампе. Как только масла становится мало, сжигается фитиль и, сжигаясь, перестает светить и только дымит черным, вонючим дымом», – писал Лев Толстой.

Т.е. в нашей душе всегда должно быть достаточно масла для того, чтобы горел в ней огонь.

И если масло иссякло из-за наших ошибок и грехов, вытекло через щели нашего существа, расплескалось через суету и неверие, то Господь дает нам путь восстановления целостности через покаяние – целостности, в которой к нам возвращается радость – в светильнике души вновь загорается огонь:

«Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушенные. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня» [Пс.50:10, 14].

О приходе Христа на Землю возвещается, как о приходе радости. «Радуйся!» — с этими словами архангел обратился к юной Марии, то же было сказано и пастухам при рождении младенца Христа.

«И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям» [Лк.2:10].

Вхождение в Царство Божие Иисус Христос определяет как вхождение в радость:

«Хорошо, добрый и верный раб. войди в радость господина твоего» (Мф. 25:21).

Также говорится и в посланиях апостолов:

«Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» [Рим.14:17].

Там же говорится, что радость – это плод духа:

«Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера» [Гал.5:22].

Перед Своим уходом с земного плана Христос долго беседовал со Своими учениками, давая им наставления и укрепляя их. Он говорил о разнице между радостью мирской и радостью духовной. Говорил о совершенной радости, которую они обретут через Него. Это радость присутствия в них Святого Духа, радость, которая защитит их от невзгод этого мира – что бы ни было снаружи, какие ураганы не носились – в их доме всегда будет гореть огонь. Эта радость как путеводный клубок приведет их в Небесное Царствие:

«Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна» [Ин.15:11];

«Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет» [Ин.16:20];

«Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» [Ин.16:22];

«Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна» [Ин.16:24];

«Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную» [Ин.17:13].

О Премудрости говорится:

«. Я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время, веселясь на земном кругу Его, и радость моя [была] с сынами человеческими» [Притч.8:30-31].

И о соединении с Ней также сказано следующее:

«. Любящий Ее любит жизнь, и ищущие Ее с раннего утра исполнятся радости» [Сир.4:13]; «Как одеждою славы ты облечешься Ею, и возложишь Ее на себя как венец радости» [Сир.6:32].

Т.е. совершенная радость, дающая жизнь, силу, освещающая жизнь – рождается от познания Премудрости, начало Которой есть страх Божий, эта радость даруется Христом, через соединение с Ним – с лозой Жизни, с Тем, Кто Сам помазан елеем радости:

«Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих» [Пс.44:8].

Сейчас часто говорят о конце света, с ужасом ожидая страшных событий. Но конца Света не будет – будет конец тьмы. Приход Христа не может быть ужасом, это – радость для Божьих детей. Суд Божий – это оценка всех человеческих действий, всех путей, это разрешение от оков. Это восстановление справедливости, воцарение Истины.

«Во гневе шествуешь Ты по земле и в негодовании попираешь народы. Ты выступаешь для спасения народа Твоего, для спасения помазанного Твоего. Ты сокрушаешь главу нечестивого дома, обнажая его от основания до верха… Я услышал, и вострепетала внутренность моя; при вести о сем задрожали губы мои, боль проникла в кости мои, и колеблется место подо мною; а я должен быть спокоен в день бедствия, когда придет на народ мой грабитель его. Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, — но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего. Господь Бог – сила моя: Он сделает ноги мои как у оленя и на высоты мои возведет меня!» (Авв 3:12,13,16-19)

Печаль – она как яд, нам не нужно пить ее, ведь нам открыт источник Радости! Это путь Света сквозь все земные дебри и ловушки. Ведь мы твердо знаем, что это так!

«Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святаго, обогатились надеждою» [Рим.15:13];

«А ученики исполнялись радости и Духа Святаго» [Деян.13:52].

Источник

Оцените статью