Дружные ребята воспитание гуманных чувств

Программа «Дружные ребята»

Данная программа разработана авторским коллективом под руководством доктора педагогических наук Р.С. Буре. По замыслу авторов, программа направлена главным образом на воспитание гуманных чувств и дружеских отношений дошкольников. При определении конкретных задач и содержания программы за основу взято положение А.В. Запорожца о роли социальных эмоций в нравственном воспитании детей дошкольного возраста. Дети должны научиться ориентироваться на эмоциональное состояние сверстников, учитывать их нужды, интересы, трудности. Постепенное осознание ребенком интересов и трудностей других способствует, по мнению авторов, воспитанию отзывчивости, доброжелательности, сочувствия к сверстникам, т.е. развитию социальных эмоций. Таким образом, главная задача педагогического процесса – формирование гуманных чувств, что достигается путем осознания моральной ценности доброжелательного отношения и с помощью умения эмоционально предвосхищать последствия своих поступков.

Наиболее благоприятными условиями для воспитания гуманных чувств и отношений являются:

  • эмоциональный комфорт каждого ребенка, его поддержка и понимание, положительный эмоциональный климат в группе;
  • сформированность положительных взаимоотношений между детьми, дружеское расположение сверстников, что дает ребенку чувство уверенности и спокойствия;
  • организация совместной деятельности дошкольников, когда часто возникает необходимость помочь сверстнику, порадоваться его успехам, получить от него поддержку. В совместной деятельности педагог получает возможность продемонстрировать детям способы проявления доброжелательности, разъяснить моральный смысл возникающих ситуаций, оценить действия детей с точки зрения моральной нормы. В совместной деятельности особое значение придается формированию партнерских отношений;
  • уважение права ребенка на развитие его индивидуальности, признание каждого полноценным и равноправным членом детского сообщества.

В программных положениях отражены и особенности социально-личностного развития каждого возрастного периода дошкольного детства. Учитывая сложность и неразработанность методов морального воспитания в педагогике, авторы предлагают методические рекомендации по отдельным направлениям работы с детьми. Коротко рассмотрим эти направления.

Общение педагога с ребенком и его влияние на создание положительного эмоционального микроклимата в группе детского сада.

Общение со значимым взрослым имеет исключительно важное значение для дошкольника: оно помогает налаживать отношения со сверстниками, организовывать разнообразную деятельность, поддерживать эмоциональный комфорт в группе. Воспитателю необходимо быть крайне внимательным к эмоциональному состоянию каждого ребенка, адекватно интерпретировать его поведение, понимать причину его душевного дискомфорта и выбирать наиболее эффективную и оправданную в конкретной ситуации форму педагогического воздействия.

Авторы программы «Дружные ребята» выделяют три типа ситуаций, которые наиболее часто вызывают эмоциональный дискомфорт. Авторы анализируют причины их возникновения, рекомендуют приемы, помогающие преодолеть эмоциональное неблагополучие ребенка.

Первый тип ситуаций связан с неудовлетворением потребности ребенка в общении и эмоциональной близости со взрослым.

В этих случаях педагогу рекомендуется особенно радостно встречать ребенка, проявлять особое внимание к нему, оказывать поддержку во всех его начинаниях.

Второй тип проблемных ситуаций возникает из-за неудовлетворенности потребности ребенка в общении со сверстниками, из-за недостатка их признания и оценки. Для преодоления этих трудностей педагогу рекомендуется эмоционально поддерживать все предложения ребенка в присутствии значимых для него сверстников, помогать ему включиться в общую деятельность, подчеркивать отзывчивость ребенка и его положительное отношение к другим детям и т.д.

Третий тип ситуаций связан с неудовлетворением потребности ребенка в достижении успеха в той или иной деятельности. В таких случаях рекомендуются следующие педагогические приемы: предвосхищающая положительная оценка; одобрение в присутствии детей результатов деятельности данного ребенка; опережающее индивидуальное обучение способам деятельности.

В рекомендациях перечислены некоторые моменты, вызывающие у ребенка отрицательную реакцию (повышенный тон педагога, некорректные замечания и наставления и др.).

Формирование отзывчивого отношения к сверстникам

Отзывчивость характеризуется в программе как проявление ребенком умения замечать ситуации, в которых его сверстник испытывает неблагополучие, и находить действенные способы, помогающие сверстнику восстановить эмоциональный комфорт.

В качестве главных задач формирования отзывчивости выделяются следующие:

  • обращать внимание детей на ситуацию эмоционального неблагополучия сверстников;
  • учить детей конкретным способам преодолевать свое эмоциональное неблагополучие и накапливать опыт практических действий, направленных на оказание помощи другому;
  • побуждать к проявлению отзывчивости и доброжелательности;
  • разъяснять причины, вызывающие эмоциональное неблагополучие сверстника;
  • непосредственно включаться во взаимодействие детей, демонстрируя способы проявления отзывчивости.

В качестве методов воспитания отзывчивости рекомендуются также инсценировки (кукольный театр, игры-драматизации, спектакль игрушек), в сюжетах которых дети могут узнавать знакомые жизненные ситуации, осознавать и оценивать их.

В процессе повседневного общения предлагаются такие методы воспитания, как опосредованное или прямое напоминание, косвенный или явный совет, просьба, намек. При этом у ребенка должно оставаться впечатление, что он проявил самостоятельность и сам нашел способ разрешения трудной ситуации.

Читайте также:  Травы чай от стресса

Формирование гуманистической направленности поведения детей

Гуманистическая направленность поведения понимается авторами как обобщенная характеристика поведения ребенка, которая отражает его умение ориентироваться в возникшей социальной ситуации, осознавать суть происходящего, проявлять эмоциональную чувствительность к состоянию сверстников. Гуманистическая направленность принимает разные формы: оказание помощи, поддержка сверстника, выражение радости по поводу успехов товарища, стремление чем-то порадовать, сделать приятное и т.д.

Формирование гуманистической направленности возможно только при условии предельного внимания педагога к возникающим у детей в повседневной жизни ситуациям эмоционального дискомфорта. Авторы предлагают следующие методы и средства, которые можно использовать в этом направлении:

  • рассматривание картин, отражающих знакомые для ребенка жизненные ситуации и переживания (тревогу, страх, боль и т.д.);
  • чтение художественных произведений с описанием типичных моральных ситуаций и последующее обсуждение поступков действующих лиц;
  • игры-упражнения, в которых детям предлагается решить знакомые им моральные проблемы (разыгрывание сценок с использованием настольного театра);
  • положительная оценка реальных проявлений гуманистической направленности поведения, пояснение смысла собственного поступка и поступка сверстника.

Вместе с тем при использовании данных методов существует опасность излишнего морализирования, и авторы программы предостерегают от этого педагогов.

Формирование способов сотрудничества в условиях совместной деятельности

Самостоятельная совместная деятельность детей нередко распадается, так как дети еще не умеют учитывать интересы друг друга, не умеют прийти к согласию. В связи с этим авторы рекомендуют предварительно обучать детей способам делового и личностного общения, чтобы научить их отстаивать свое мнение и исправлять допущенные ошибки в корректной форме, не обижая и не унижая другого.

Первоначальный опыт совместной деятельности дети получают под руководством воспитателя в общей работе, которая имеет единый для всех результат. Осознание способов согласования действий, а затем и овладение ими происходит в период планирования будущей работы и в процессе ее осуществления. Направленность на партнеров, способность понимать их эмоциональное состояние побуждают детей проявлять доброжелательное отношение друг к другу. Важно обращать внимание детей на характер замечаний, которые они делают друг другу, учить корректно высказывать свое мнение, избегая грубостей и насмешек.

Таким образом, воспитание гуманных чувств и отношений дошкольников, которое положено в основу данной программы, реализуется как осознание своей значимости в детском сообществе, как укрепление своей самооценки при поддержке окружающих и как накопление коммуникативных навыков.

Источник

Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников

Виктория Гордополова (Скачко)
Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников

С первых шагов ребенок начинает выстраивать свои отношения с окружающим миром. По мере взросления эти отношения претерпевают те или иные изменения.

Чтобы ребенок мог осмысленно ориентироваться в изменяющемся мире взрослых, он должен научится выстраивать свои отношения с этим миром на правовой основе, учитывающей гуманистические традиции развития человеческого общества.

А. В. Запорожец обращая внимание на факты нарушения детьми правил поведения, отмечал, что «дошкольники нередко поступают наперекор требованиям педагога не потому, что не знают или не хотят их выполнять, а потому, что не ориентируются на сверстников, не обращают внимания на их состояние, возникающие трудности, на их нужды и интересы».

Это положение имеет принципиальное значение для организации процесса нравственного воспитания дошкольников: первоочередной ставится задача формирования у них гуманных чувств по отношению к сверстникам, которые побуждали к нравственно ценным поступкам. Формирование же представлений о нормах и правилах поведения, требованиях педагога связывается с разъяснением заключенной в них моральной ценности с ориентацией на проявление доброжелательного отношения к окружающим.

Своевременное выявление негативных изменений в поведении ребенка позволяет помочь ему преодолеть возникшие трудности в общении с воспитателем и сверстниками и не дать развиться устойчивому эмоциональному неблагополучию. Причем в этом случае речь идет не о коррекции, а о профилактике непослушания ребенка в определенной ситуации, правило, является признаком намечающейся отчужденности его во взаимоотношениях с воспитателем и детьми группы.

Участие воспитателя в установлении доброжелательных отношений между конкретным ребенком и другими детьми группы поможет ему вернуть душевное равновесие, ощутить радость от совместной деятельности, самому организовать содержательную и интересную для других детей деятельность. А это, в свою очередь, будет способствовать тому, что ребенок быстрее овладеет необходимыми навыками, научится достигать поставленной цели.

Читайте также:  Лирика любовного чувства пушкина

Особо важное значение имеет вступление педагога в общение с ребенком, находящимся в ситуации эмоционального дискомфорта. Только учитывая причины, вызвавшие это состояние, педагог сможет помочь дошкольнику справиться с ним.

В обстановке дружеского расположения сверстников ребенок чувствует себя гораздо увереннее, спокойнее; он может рассчитывать на поддержку и помощь товарищей, на их участие в возможных ситуациях эмоционального дискомфорта, а создавшийся в группе положительный эмоциональный климат способствует тому, что положение каждого из воспитанников в группе становится благоприятным.

Большое значение в воспитании гуманных отношений между детьми имеет создание в группе обстановки постоянной разнообразной деятельности и положительного микроклимата.

Жизнь детей в детском саду во многом регламентируется правилами. Воспитание у дошкольников умения определять свой поступок, ориентируясь на имеющиеся правила, во многом организует их деятельность, отношение к сверстникам, способствует установлению в группе доброжелательной атмосферы, в которой учитываются интересы сверстников, осознается их право на реализацию собственных замыслов. И чем старше становятся дети, тем все острее выдвигается задача формирования у них осознания значимости и справедливости вводимых правил.

Правила поведения, сообщаемые детям,могут быть условно объединены в несколько групп:

правила, регулирующие отношение к сверстникам;

правила, регулирующие поведение ребенка в группе, учитывающие окружение сверстников;

правила, направленные на проявление уважительного отношения к взрослым.

Содержание работы педагога, направленной на воспитание у детей осознанного отношения к правилам поведения, определяющим доброжелательное отношение к сверстникам,включает в себя: установление доверительных отношений с детьми в ходе личностно ориентированного общения при сообщении вводимых правил; достижение понимания ребенком их смысла и нравственной ценности для себя и окружающих;

воспитание у дошкольников ориентира на эмоциональное состояние сверстников на основе развития эмпатийного отклика на переживания другого;

обогащение практического опыта проявления детьми волевых усилий при выполнении правил на основе взаимосвязи во влиянии на когнитивную, эмоциональную и волевую сферу ребенка.

Действенным приемом при решении обсуждаемых задач является использование бесед на основе обсуждения художественных произведений, иллюстраций, реальных ситуаций, складывающихся в повседневной жизни детей.

Одна из ключевых позиций педагогической работы в детском саду — её гуманизация, связанная с признанием самоценности детства, уникальности личности ребенка, реализацией его интересов. Это одновременно и создание условий, в которых бы могло происходить полноценное развитие этой личности.

Полноценное развитие моральных качеств, выражающих определенное отношениек себе и другим людям:

сочувствие

— предполагает создание таких условий, при которых, с одной стороны, необходимо активное усвоение ребенком этических норм и развитие его морального сознания, с другой – нормы морали должны стать своеобразным регулятором поступков.

С целью реализации приоритетного направления в ДОУ используется парциальная программа «Я – Ребенок, и я имею право» (Авторы Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова, одно из ведущих направлений данной программы – воспитание гуманных чувств и позитивных взаимоотношений, формирование этических представлений.

На занятиях дети учатся считаться с мнением и интересами других, защищать слабых, справедливо разрешать возникшие споры и конфликты, адекватно оценивать свои поступки и поступки сверстников.

Ознакомление детей с основными положениями Конвенции ООН о правах помогает привить им уважение к личности, к себе и к другим людям, сформировать понимание взаимосвязи между правами и обязанностями человека, который должен считаться с интересами окружающих.

Для формирования у детей элементарных представлений о правах и свободах, уважении и терпимости к другим людям важно не только давать знания, но и создать условия для их практического применения.

Большое значение в формировании гуманных чувств и отношений придается организации совместной деятельности детей, ее возможности для формирования представлений и накопления практического опыта проявления гуманного отношения к сверстникам.

Включаясь в совместную деятельность, дошкольник часто оказывается в ситуациях, когда возникает необходимость помочь партнеру, порадоваться его успехам, получить поддержку от сверстников. В таких ситуациях педагог имеет возможность демонстрировать свое отношение к ребенку, а также обучать необходимым способам проявления доброжелательности, разъяснять моральный смысл возникших ситуаций.

Следует выбирать ведущие для дошкольников виды деятельности: игровую и художественно – продуктивную.

Рекомендуется проводить ролевые театрализованные и дидактические игры; упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных умений и навыков. (Приложение № 1)

Ребенку необходимо поупражняться в воспроизведении усвоенных действий, увидеть со стороны, как выглядит тот или иной поступок, какие чувства и эмоции он вызывает. (Приложение 2)

Читайте также:  Чувство голода даже после приема пищи

Мною разработана игротека, направленная на воспитание гуманных чувств и отношений у старших дошкольников (Приложение №3).Содержание игр подобрано в трех направлениях:

«Отражение в зеркале» — определяющими являются ситуации, направленные на формирование у ребенка образа «Я».

«Я+ТЫ= МЫ» — доминируют ситуации, актуализирующие у детей устойчивую ориентацию на сверстника.

«Шаг на встречу» — преобладают ситуации, стимулирующие самостоятельную реализацию ребенком способов ненасильственного взаимодействия со сверстниками

В настоящее время в обществе изменились взгляды на семью, семейное воспитание. Так, в ст. 18 Закона РФ «Об образовании» подчеркивается, что родители являются первыми педагогами своих детей. Они закладывают основы физического, нравственного и интеллектуального развития ребенка.

Однако существует немало семей,где взрослые допускают типичные ошибки: недостаточно общаются с детьми, уделяют им мало внимания, используют физические наказания, запугивают детей, нарушают их режим, формируют сами того не желая, отрицательные привычки.

По результатам анкетного опроса родителей (Приложение 4, выявили, что многие родители ориентированы на решение образовательных задач, их интересуют проблемы раннего обучения детей, подготовки к школе, но главная функция- воспитание- уходит на второй план. Высокий процент опрошенных родителей твердо убеждены, что в наше время многие нравственные нормы поведения исчерпали себя и не являются для детей необходимыми, а главным ориентиром является воспитание у ребенка таких качеств, как умение постоять за себя, не дать себя в обиду, дать сдачи.

Отсюда обозначена актуальная задача – помочь родителям учить ребенка проявлять отзывчивость, сочувствие, сопереживание, гуманное отношение к окружающим. Эти чувства сами по себе не разовьются. Поэтому воспитатели убеждают родителей обогащать эмоциональный опыт ребенка, раскрывать социальную значимость гуманных чувств.

С целью достижения открытости родителей в общении, а также повышения авторитета педагога общение с родителями следует строить на основе диалога, взаимного уважения. Это позволит формировать у родителей осознанное, критическое отношение к своей воспитательной деятельности.

Если родители становятся партнерами по общению, а не учениками, если учитываются потребности родителей в педагогических знаниях, то предлагаемые им рекомендации воспринимаются как интересные и полезные. Вопросы воспитания гуманных чувств у детей следует рассматривать в различных формах общения с родителями – в индивидуальных и групповых консультациях, беседах, в том числе и нетрадиционных (за круглым столом, в устных журналах, на собраниях и в других формах). Например, учитывая пожелания родителей пригласить методиста, психолога и других специалистов, которые могу ответить на волнующие родителей вопросы.

А самое главное, что следует помнить нам, взрослым, что формирование эмоционально – нравственных основ культуры личности, заложенные в дошкольном возрасте:

воспитание сочувствия

гуманности

являются основой личности человека, в котором выделяются ценностные характеристики и черты, оказывающие определенное воздействие на окружающих и определяющие жизненный успех каждого человека.

Конспекты бесед по воспитанию гуманных чувств посредством произведений детской художественной литературы Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10 (дошкольные группы) Конспекты бесед по воспитанию.

Консультация для родителей «Воспитание патриотических чувств у дошкольников» Консультация для родителей. Тема: «Воспитание патриотических чувств у дошкольников». Цель: — заинтересовать родителей данной проблемой;.

Консультация для родителей «Воспитание патриотических чувств у дошкольников» Чувство патриотизма очень многообразно по своему содержанию, его трудно определить несколькими словами. Конечно, это любовь к нашей стране,.

Консультация для родителей «Воспитание патриотических чувств у дошкольников» Цель: — заинтересовать родителей данной проблемой; — дать родителям знания о значении воспитания патриотических чувств в развитии ребёнка.

Воспитание межличностных отношений старших дошкольников в коллективной игре Воспитание межличностных отношений старших дошкольников в коллективной игре В настоящее время наша Родина переживает непростой исторический.

Презентация «Воспитание гуманных чувств у детей дошкольного возраста» Методический опыт по теме: «Воспитание гуманных чувств через произведения детской художественной литературы» Рыбинск, 2018.

Проект «Воспитание патриотических чувств у дошкольников» Гипотеза Если в воспитательно-образовательную работу ввести систему мероприятий по расширению знаний детей о ближайшем окружении, родном.

Проект «Воспитание патриотических чувств у дошкольников» Введение Проблема формирования патриотических чувств имеет особую актуальность в старшем дошкольном возрасте, поскольку именно в данный.

Воспитание гражданско-патриотических чувств у дошкольников «Какая Родина красивая! Остановись и погляди. Моя земля. Моя Россия Мы все наследники твои». Проблемы патриотического воспитания детей.

Воспитание патриотических чувств старших дошкольников Анализ вариативных программ дошкольного образования Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы».

Источник

Оцените статью