- Тет-а-тет: задаем правильные вопросы
- Small Talk
- Персональные вопросы
- Вопросы по проектной работе
- Ретроспективные вопросы
- Для проектной деятельности:
- Для процессов в компании:
- Вопросы работы в компании
- Алгоритм первой консультации психолога: с примерами и советами от практиков
- Читайте в статье:
- Начало консультации
- Знакомство
- Выяснение запроса
- Середина консультации
- Правила общения с клиентом
- Завершение консультации
Тет-а-тет: задаем правильные вопросы
Чтобы успешно построить работу в команде (коллективе) и добиться высоких результатов, важно уметь продуктивно общаться с подчиненными и задавать правильные вопросы. Профессионализм заключается не только в нахождении нужного времени, места и момента для беседы с сотрудником, но и в получении и доведении нужной информации.
Если вы на пути к проведению регулярных индивидуальных встреч с сотрудником или уже практикуете их, но не знаете, о чем еще спросить, наша статья будет полезна! Ниже вы найдете список вопросов, ответы на которые помогут улучшить взаимодействие в командах, повысить лояльность к компании, узнать проблемы, волнующие ваших коллег. Эта подборка должна быть для вас не столько готовыми формулировками, сколько обозначением направления, опираясь на которые вы можете сформулировать более точные и подходящие вопросы, с учетом личностных особенностей собеседника, особенностей работы именно в вашей компании.
Вопросы для индивидуальных встреч я разделила на 5 групп:
- Small Talk;
- Персональные вопросы;
- Проектные вопросы;
- Ретроспективные вопросы;
- Вопросы о работе в компании.
Далее приведены примеры вопросов из каждой группы:
Small Talk
Контакт с человеком лучше начинать со small talk — это непринужденный разговор на отвлеченные темы, во время которого мы получаем достаточно много невербальной информации: подсознательно анализируем позу человека в пространстве, тембр и темп речи, осанку, настроение, общий настрой. Для этого и нужна легкая, на первый взгляд ничего не значащая, беседа. Начинайте беседу с разговоров о погоде, транспорте, скажите комплимент коллеге, обсудите кратко недавние события.
Персональные вопросы
Это вопросы, которые позволяют лучше узнать сотрудника, понять, что его мотивирует, а что нет, помочь решить его проблемы, получить оперативную информацию по текущему взаимодействию. Советую начинать с вопроса «Что бы ты хотел обсудить на встрече?». Это поможет обсудить наиболее важные ситуации, прояснить какие-то моменты, выслушать о наболевшем. Примеры персональных вопросов:
- Доволен ли ты своими профессиональными результатами?
- Как ты видишь свое развитие, видишь ли себя дальше в качестве синьора, техлида проекта, куратора направления, менеджера?
- Получается ли организовать оптимально свою работу? (Вы можете предложить сотруднику различные инструменты тайм-менеджмента или изменение режима труда (графика), в зависимости от полученных ответов)
- Когда нравилось работать над задачей/проектом, и что именно тебе нравилось?
- Что тебя демотивирует на работе?
- Какие у тебя наиболее продуктивные часы в работе?
- Есть ли что-то, кто-то, что тебя отвлекает (музыка соседа, сквозняк…)?
- Когда и в какой форме тебя удобнее спрашивать? (в любое время/заранее предупредить, что я подойду/заранее договориться о времени встречи и на ней все обсудить/лучше все писать в чате)
- Что ты читаешь/изучаешь в свободное время?
- Знаешь ли ты, кто может тебе посоветовать ту или иную полезную книгу?
- Хотел бы ты пройти курсы, тренинги или посетить конференцию по какому-либо направлению?
- В чем бы ты хотел участвовать? (хакатоны, написание статей, выступление на конференциях и т. д.)
- Планируешь ли ты сдавать проф. тестирования по своему направлению?
- Чем я могу помочь, чтобы ты работал лучше (описывать лучше задачи, чаще приходить и общаться в живую, привлекать к работе твоего руководителя/технического лидера/ и т. д.)?
- Есть ли у тебя проблемы с оборудованием и оснащением рабочего места?
- Есть ли у тебя возможность работать из дома по просьбе менеджера, настроено ли оборудование?
- Как лучше доносить позитивную и негативную обратную связь тебе, чтобы мы лучше выстроили взаимодействие?
- Можешь ли ты перечислить моменты, когда твою работу недооценили?
- Можешь ли ты перечислить моменты, когда твою работу переоценили?
- Есть ли у тебя знакомые/друзья, которые бы хотели у нас работать или которых ты можешь посоветовать?
Важно тонко чувствовать грань между личным пространством и профессиональным интересом, понимать в каком объеме вы «получили кредит доверия от человека», и какие вопросы он может воспринять как вторжение в личную жизнь и личное пространство.
Вопросы по проектной работе
Это вопросы, касающиеся непосредственной деятельности сотрудника в данный момент. В нашем случае — проектные вопросы. Получив ответы на эти вопросы и ретроспективные вопросы по проекту, вы можете улучшить показатели работы.
- Что ты думаешь о проекте ХХХ?
- Каковы цели нашего проекта?
- Есть ли альтернативы этому проекту, которые легко реализовать? (Иногда возможны другие варианты решения, которые потребуют меньших затрат, чем наш проект)
- Нравится ли тебе работа с Trello/Jira/Youtrack /любым другим треккером задач?
- Насколько понятно я описываю задачи в XXX, а тестировщики — описывают баги? Часто ли требуются личные пояснения?
- Устраивают ли тебя наши ежедневные/еженедельные/ежемесячные отчеты? Видишь ли, ты в них смысл?
- В каком виде ты бы хотел получать Технические Задания или иную проектную документацию?
- Используешь ли ты наработки по прошлым проектам в текущие? Почему?
- Спрашиваешь ли ты у коллег, правильно ли было выбрано решение, советуешься ли с ними? Если да, то у кого?
- Кто на твой взгляд пишет код/решает поставленные задачи лучше, чем ты? Почему?
- Кто на твой взгляд пишет код хуже, чем ты? Чем ты мог бы ему помочь?
- Как ты считаешь, я, как менеджер, хорошо взаимодействую с командой?
- Как ты считаешь, есть ли что-то, что я могу улучшить в работе с нашим клиентом?
- Важно ли тебе слышать отзыв клиента/конечного потребителя о твоей работе?
Ретроспективные вопросы
Ретроспективные вопросы позволяют собрать обратную связь по проектной или текущей работе сотрудника, а также, получить информацию для изучения перспектив развития сотрудника и всей компании в целом.
Для проектной деятельности:
Для процессов в компании:
Вопросы работы в компании
Это набор вопросов, который непосредственно относится к взаимодействию сотрудника и компании. Услышав и решив проблемы сотрудников, можно значительно повысить их лояльность.
- Понятен ли тебе курс компании?
- Какие ты видишь положительные стороны в работе компании?
- Доволен ли ты своим ростом в компании?
- Видишь ли, ты перспективы роста у нас в компании?
- Как считаешь, у нас хорошо налажено взаимодействие между людьми?
- Как думаешь, что делают аккаунт-менеджеры/Sales/и др.?
- На твой взгляд, менеджер помогает тебе решить проблемы? Есть ли проблемы, которые не может решить твой менеджер?
- Справедливые ли на твой взгляд процессы в компании (Как пример, попадание на доску почета, выдача премий и т. д.), понятны ли они тебе?
- Знаешь ли ты, чем может помочь совет/департамент/и др. в твоей работе?
- Как ты считаешь, в чем может тебе помочь служба персонала?
- Ты бы обратился с проблемой к генеральному директору лично, если нет, то почему?
- Как ты считаешь, компании удается создавать в офисе уютную и душевную атмосферу?
- Получается ли у тебя отдыхать в комнате отдыха?
- Поздравляешь ли ты коллег с Днем рождения?
- Знаешь ли ты про библиотеку компании?
- Знаешь ли ты, что занятия спортом у нас в компании частично оплачиваются/полностью оплачиваются/есть спортзал?
- Какие способы мотивации ты видишь в компании, какие можно было бы добавить?
- Как лучше объяснить сотруднику, что он ошибается?
- Знаешь ли ты про регламенты/кодингстайлы/должностные инструкции и где их можно взять?
- Считаешь ли ты справедливым способ учета рабочих часов в компании?
- Планируешь ли ты увеличивать количество рабочих часов? (при неполной ставке)
- Кто в твоем понимании технический лидер проекта?
- О каком проекте компании ты бы хотел узнать подробнее?
- Ты бы поехал в командировку в другой город/страну?
- Ты занимаешься английским? Почему нет? / Как успехи?
- Посещаешь ли ты (мероприятия компании)? Для чего, по твоему мнению, они проводятся?
- Читаешь ли ты еженедельные отчеты/рассылки/журналы от подразделений/всей компании? Что наиболее интересно? Почему?
- Интересно ли тебе принимать участие в обучении сотрудников, проводить курсы/лекции?
Важно, чтобы общение велось в дружеской обстановке с минимальным количеством отвлекающих факторов: от разговоров коллег за спиной до внезапно зазвонившего сотового. Идеально использовать специализированные переговорные комнаты, если, конечно, таковые имеются. Отправьте приблизительный список вопросов вашему сотруднику, чтобы он заранее мог подумать и подготовиться.
Если сразу не получится получить ответы на все волнующие вас вопросы, не расстраивайтесь, не каждый может сразу открыться своему руководителю. Вы можете дать сотруднику время подумать над какими-то вопросами и ответить позже в личной беседе или письмом. Кроме того, ответов может действительно не быть, в таком случае, вы можете порассуждать и найти их вместе.
Обеспечьте конфиденциальность информации, если сотрудник вас об этом попросит. Если для решения проблемы коллеги вам нужно привлечь кого-то, объясните это, получите подтверждение на выполнение тех или иных действий, которые касаются личной и непубличной информации. Оставьте секреты в себе, если сотрудник вас об этом попросил. Ваше молчание будет высоко цениться. Доверие надо заработать!
Зафиксируйте все основные договоренности и обещания в письме, или же попросите сотрудника это сделать. Если работники увидят, что после каждой встречи, ваши договоренности по решению проблем выполняются, они будут вам благодарны и сами поднимут волнующие их вопросы.
Если вы знаете полезные темы, которые стоит обсуждать с сотрудниками, буду рада услышать их в комментариях!
Источник
Алгоритм первой консультации психолога: с примерами и советами от практиков
Читайте в статье:
На первой консультации клиент должен почувствовать, что психолог понимает его и может помочь. В противном случае он откажется от второй встречи. Мы подготовили простой и понятный алгоритм первой сессии, который избавит вас от вопроса — а все ли я делаю правильно?
Начало консультации
Очевидное, но важное напоминание — не опаздывайте. Занесите встречу в ежедневник, поставьте уведомление в телефоне, оставьте немного времени на форс-мажоры.
Знакомство
Итак, вы на месте, клиент заходит в кабинет или выходит на связь, если это онлайн-консультация. Первое, что вам нужно сделать — представиться и познакомиться. Спросите клиента: «Как я могу к вам обращаться?». В будущем используйте именно ту форму, которую он назовет.
Затем скажите, сколько продлиться сессия, и предложите клиенту рассказать, с чем он пришел.
Задайте вопрос, который предполагает развернутый ответ:
- С чего бы вы хотели начать?
- Что вас беспокоит?
- Что привело вас ко мне?
- О чем вы хотите поговорить?
Можно спросить об ожиданиях клиента, например:
«Может быть, вас интересует что-то касаемо самой консультации?»
Возможно, клиент захочет уточнить структуру встречи. Тогда вы можете ответить так:
«Сначала мы с вами познакомимся, определимся с запросами и главной темой на сегодня. Потом вы расскажите о том, что беспокоит. Я буду внимательно слушать вас, поддерживать, комментировать, задавать вопросы. В конце консультации мы подведем итоги, определимся с планом работы на будущее. Вас это устраивает? Может быть, хотите еще что-то узнать?»
Выяснение запроса
Затем можно переходить к разбору темы консультации. Выслушайте, с чем пришел клиент. Узнайте его видение ситуации и позицию по этому вопросу. Когда он акончит рассказывать, помогите сформулировать запрос:
«Чего вам хотелось бы? Какого результата от нашей встречи вы ждете?»
В беседе помогайте клиенту раскрыться, поддерживайте его активным слушанием — кивайте.
Там, где это уместно, произносите фразы:
- Да.
- Понимаю.
- Я вас слушаю.
- Спасибо, что поделились этим.
Выслушивая клиента, разрабатывайте стратегию консультации. Определите степень контроля — если клиент отвлекается от темы, то мягко возвращайте его к главному:
«Позвольте уточнить. Вы сказали … (повторяем что-то важное из слов клиента, а потом задаем вопрос по теме)»
Если он последовательно и уверенно излагает свои мысли, то на первых минутах консультации вы можете занять пассивную позицию. Если клиенту сложно раскрыться, вам нужно быть чуть активнее.
Фразы типа «То есть вы хотите сказать . », «Хочу уточнить . », «Правильно ли я понял. » пригодятся в работе с разными людьми — не только с теми, кто отвлекается от сути. Они помогают раскрыть проблему на более глубоком уровне и прийти к взаимопониманию.
Отмечайте в блокноте все жалобы клиента. Перефразирование его ответов, небольшие паузы и вопрос «Это все или вас беспокоит что-то еще?» помогут вам собрать полную картину.
Завершающий шаг в диагностике — повтор всех жалоб, связанных с ними чувств и мыслей. Если клиент со всем согласен, можно переходить к основной части консультации.
Середина консультации
Трансформируйте жалобы и связанные с ними эмоции и чувства в темы для работы. Определите направления, в которых клиент будет двигаться для разрешения запроса. Проговорите их, получите обратную связь: согласен он с этим или нет.
Всегда запрашивайте обратную связь, обговаривайте с клиентом план, методы, условия сотрудничества — это один из этических принципов работы психолога. Формальные вопросы пропишите в терапевтическом контракте.
Попросите клиента назвать самое важное для него направление — то, с которого начнете работу. Сконцентрируйтесь на этом. Предложите клиенту рассказать, почему он выбрал именно эту тему, почему она так важна для него.
И еще раз проясняем, что клиент хотел бы получить в конце работы. Зачастую видение конечного результата трансформируется. Особенно по мере проговаривания и осознания клиентом ситуации.
- Как давно длится эта ситуация / проблема.
- Что клиент предпринимал для ее разрешения.
- Были ли подобные ситуации в прошлом.
- Есть ли опыт положительного решения в этой ситуации.
- Есть ли у клиента тот, кто его поддерживает.
Используйте открытые вопросы, если хотите продолжить обсуждение, и закрытые, если считаете, что его можно завершить. Для перехода от одной темы к другой примените фразу:
«Вы упомянули о … Расскажите, пожалуйста, подробнее»
Перефразируйте слова клиента, чтобы вернуться к сути разговора. Если вам кажется, что вы теряете контроль над ситуацией, то подытожьте все сказанное и продолжите обсуждение.
Получите алгоритм первой сессии на электронную почту
Чтобы был под рукой в нужный момент
Правила общения с клиентом
О чем нужно помнить в процессе общения:
- Обязательно выясните, был ли у клиента опыт обращения к психологу.
- Избегайте профессиональных клише. Например, если клиент говорит, что у него депрессия, то уточните: «Кто-то из психологов сказал вам об этом?», «Вы сказали, что были в депрессии. Расскажите, пожалуйста, что конкретно вы чувствовали в этом состоянии».
- «Переводите» сленг, жаргон и фразы, которые могут быть по-разному поняты вами и клиентом. Используйте для этого уточнение и переформулирование.
- Выражая свои гипотезы, используйте такие формулировки, которые прольют свет на истоки проблем.
- Если находите в словах клиента противоречие, то помогите и ему увидеть их — переформулируйте, сопоставьте, уточните утверждения. Ваша задача — подвести клиента к тому, что он сам скажет о противоречии, а не прямо говорить ему об этом.
- Конвертируйте эмоции клиента. Это можно оформить как обратную связь: «Я вижу, что вам тяжело говорить об этом». Или как поддержку: «Мне жаль, что так получилось. Я понимаю, что вы злитесь, что вам больно и обидно вспоминать это, но не могли бы вы рассказать подробнее».
Отслеживайте время консультации, чтобы его было достаточно для ее полноценного завершения. Главное — следить за временем так, чтобы со стороны это не выглядело как желание поскорее «разделаться с этим».
Преподаватель-эксперт Шахбази Татьяна Азеровна
Практикующий психиатр, сексолог, специалист в области судебной психиатрии, стаж работы 14 лет. Кандидат медицинских наук. Доцент кафедры психиатрии, наркологии и психотерапии.
Важный момент — следить за временем и уметь разделить его так, чтобы полноценно начать, углубиться в проблему и погрузить в нее клиента, а затем иметь достаточно времени для выхода из работы и оценки сессии.
Тайминг консультации определяется индивидуально в каждом случае — универсальной формулы здесь нет. Распределение времени зависит от двух факторов.
Первый, это личность клиента — открыт он или скрытен. Более застенчивому, недоверчивому клиенту иногда нужно больше времени на адаптацию к личности психолога, к ситуации консультирования.
Второй — характер проблемы. Например, жертвам физического или длительного психологического насилия требуется больше времени, чтобы просто проговорить проблему и, конечно, много времени, чтобы погрузиться в эти тяжелые воспоминания и подавленные чувства, а затем выйти из них.
Завершение консультации
До конца сессии осталось 10-15 минут, самое время подвести итоги:
«Итак, мы выяснили. », «Подытожим все сказанное»
«Не упустили ли мы чего-нибудь важного, есть ли еще что-то, что вам хотелось бы добавить?»
Иногда на этом этапе всплывает ценная информация, с которой можно начать следующую сессию. Если же клиент ничего не хочет добавить, то предложите ему выбрать приоритетную тему для следующей встречи.
Вам важно получить и дать обратную связь:
- Спросите клиента: «Как вы себя чувствуете? Насколько наше общение соответствовало вашим ожиданиям, в чем именно консультация совпала с вашими представлениям?». Так вы поймете ожидания клиента и отработаете возможные разочарования — это важно для будущей работы.
- Дайте рекомендации для самостоятельной работы над проблемой. Поделитесь полезной информацией, например, порекомендуйте книгу для психотерапевтической самопомощи. Дайте домашнее задание, например, предложите вести дневник эмоций. Необязательно делать именно это и все сразу — дайте ту обратную связь, которая нужна именно этому клиенту.
- Спросите клиента, есть ли у него какие-то вопросы. Может быть, он хочет что-то уточнить, прояснить.
- Поблагодарите за проделанную работу.
Преподаватель-эксперт Творогова Татьяна Сергеевна
Практикующий психолог, судебный эксперт-психолог. Специалист по психосоматической терапии и нейрографике в арт-терапевтическом направлении. Преподаватель психологии.
Избегайте фраз типа «Сегодня вы отлично поработали. Думаю, мы успешно решим вашу проблему». Это оценочное суждение и необоснованное обнадеживание. В конце консультации просто поблагодарите клиента.
Когда клиент покинет кабинет, запишите в свою рабочую тетрадь главную информацию: темы консультации и будущей встречи (в том числе все направления работы, которые вы обозначили в начале консультации), гипотезы, сложности в работе, важные факты из истории клиента, имена, даты. Это нужно, чтобы не забыть ничего важного.
Смазанное или торопливое завершение консультации — распространенная ошибка начинающих психологов. Такой финал встречи способен испортить даже самую лучшую сессию. Уделите достаточно времени завершающей части.
Готово! Вы отлично провели консультацию. Можете похвалить себя и отдохнуть. Не забывайте посещать личного психолога, чтобы сохранять свое психологическое здоровье, и супервизора, чтобы отрабатывать сложные случаи, повышать профессиональные компетенции и защитить себя от выгорания.
Источник