Дошкольном возрасте чувственное восприятие является

Проект «Чувственное восприятие окружающего мира» (I часть)

наталья меньшикова
Проект «Чувственное восприятие окружающего мира» (I часть)

МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №394», г. Перми

ПРОЕКТ на тему «Чувственное восприятие окружающего мира»

Разработала воспитатель Меньшикова Н. Г.

Паспорт проекта.

Название проекта: «Чувственное восприятие окружающего мира»

Тип проекта: образовательный.

Участники проекта: воспитатели группы, психолог ДОУ, родители.

Целевая группа: дети 4 – 5 лет (ср. гр.)

Масштаб: долгосрочный (1 год).

Основание для разработки проекта.

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия,его формирования представлений о свойствах предметов: их форме, цвете, и величине, и др. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.

Актуальность любых вопросов, связанных с сенсорным воспитанием детей обусловлено тем, что дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития способностей. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. Профессор Н. М. Щелованов называл дошкольный возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. И важно предоставить детям в этот период все возможности для обогащения их чувственного опыта. Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее. Важную роль в развитии восприятия и формировании представлений о свойствах предметов играют сенсорные эталоны – общепринятые образцы внешних свойств предметов (цвета спектра, геометрические фигуры, метрическая система мер, вкусовые характеристики, звуковысотный ряд и фонемы родного языка, и др.) Чувственное познание внешнего мира – важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития.

Научно доказано, что одним из эффективных методов сенсорного воспитания являются дидактические игры и упражнения, позволяющие шире приобщать детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаниях.

Игра, как сказал В. А. Сухомлинский – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

Сенсорное развитие является одной из главных задач в формировании всесторонне развитой личности дошкольника и включено в программу ДОУ «От рождения до школы», под ред. Н. Е. Веракса, в образовательную область «Познание». На протяжении всего дошкольного периода «Сенсорное развитие»решает следующие задачи: -знакомство с цветом, с формой, величиной и с их свойствами с опорой на сенсорные эталоны, с последующим закреплением в старших группах;- развитие умения воспринимать звучащие звуки, как речевые, так и звуки природы, предметов; -совершенствование восприятия детей путем активного использования всех органов чувств; обогащение чувственного опыта на протяжении всего дошкольного периода; -развитие и совершенствование умения сравнивать предметы, отождествлять, устанавливать их сходства и различия, умения группировать, классифицировать, выделять лишнее; — развитие и дальнейшее совершенствование умения обследовать предмет руками, развитие мелкой моторики пальцев и глазомера; — развитие речи.

Прошедшая в ДОУ проверка развивающей среды на предмет «Дидактические игры и пособия», показала, что все группы детского сада оснащены разнообразными развивающими материалами посредством которых и происходит решение основных задач сенсорного развития дошкольников.

Однако,были выявлены и противоречия:

между созданной предметной средой и ее недостаточно систематизированным обеспечением (т. е. имеющаяся развивающая среда ДОУ достаточно насыщена дидактическими играми и пособиями, которые, в основном способствуют усвоению сенсорных эталонов цвета, формы, величины; но в развивающей среде групп полностью отсутствуют развивающие материалы, которые были бы направлены на усвоение эталонов вкуса, слуха, запаха, ощущений, и др.); а также, между необходимостью формирования и развития у детей дошкольного возраста сенсорных способностей средствами дидактических игр в ДОУ и семье и отсутствием взаимодействия по данному вопросу (результаты анкетирования в приложении).

Читайте также:  Настроение ужасное хочется плакать

Отсюда вытекает важная проблема: созданная развивающая среда групп ДОУ успешно способствует усвоению сенсорных эталонов цвета, формы, величины; и не предоставляет полной возможности для совершенствования восприятия посредством использования всех органов чувств.

Данная проблема существует по нескольким причинам:

— недостаточный уровень осведомленности педагогов в данной области;

— отсутствие в продаже готовых дидактических игр и пособий, способствующих обогащению чувственного опыта детей;

— отсутствие целенаправленной работы по самостоятельному изготовлению недостающих дидактических игр и пособий педагогами групп;

— отсутствие взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам сенсорного развития.

Цель проекта: создание развивающей среды, обеспечивающей полноценное восприятие окружающей действительности, т. е. сенсорное развитие дошкольников.

Поставленную цель проектапредполагается решать через следующие задачи:

— изучить методическую литературу по теме «Сенсорное развитие»;

— подготовить перечень дидактических игр и пособий, направленных на решение развивающей задачи усвоения сенсорных эталонов вкуса, слуха, запаха, тактильных ощущений и зрения;

— изготовить и внедрить в систему работы ряд дидактических игр и пособий;

— провести анкетирование родителей на предмет осведомленности о сенсорном воспитании детей;

— разработать и провести родительское собрание на тему «Путешествие в страну Сенсорику»;

— привлечь родителей к изготовлению необходимых развивающих игр и дидактических пособий;

— показать мастер – классы для воспитателей, с целью знакомства с новыми развивающими играми.

Механизмы реализации проекта.

План мероприятий с детьми средней группы.

Название мероприятия с детьми Сроки проведения мероприятия Ответственный за мероприятие

1. Диагностика Январь 2014г. Воспитатели

2. Знакомство детей с зоной «Территория запахов» (мешочки с травами, коробочки со специями, ароматизированные чайные пакетики, парфюмированные флакончики, упаковки от мыла, и др.) Март 2014г. Воспитатель

3. Внедрение в пед. процесс развивающей игры «Ароматный мешочек»:- знакомство с развивающей игрой; — совместное с детьми проигрывание данной развивающей игры; — самостоятельное проигрывание игры детьми; — временное изъятие из деятельности. Март 2014г.

Апрель 2014 Воспитатель

4. Внедрение в пед. Процесс развивающей игры «Чаепитие»: — знакомство с игрой; — совместное с детьми проигрывание данной развивающей игры; — самостоятельное проигрывание игры детьми; — временное изъятие из деятельности. Апрель 2014г.

Май 2014г. Воспитатель

5. Внедрение в пед процесс развивающего упражнения «Чем пахнет обед?»: — знакомство с упражнением; — совместное выполнение упражнения. Январь 2014г. — Март 2014г. Воспитатель

6. Знакомство с сенсорным центром «Вода и песок» (материалы и оборудование). Познакомить с развивающей игрой «Что спрятано в песке?»

Последующее внедрение данной игры в пед.процесс: — совместное с детьми проигрывание игры; -самостоятельное проигрывание развивающей игры; — убрать игру.

Проведение опытов: «Разноцветная вода», «Прозрачность воды». Февраль 2014

Март 2014г. Воспитатель

7. Знакомство с центром «Тактильная стена» (оборудование) с последующим внедрением в пед.процесс: — совместное с детьми определение характера материалов; — самостоятельная работа детей с панно. Апрель 2014г. Воспитатель

8. Знакомство с оборудованием для ног «Тактильная дорожка» с последующим внедрением в пед.процесс: — использование развивающего оборудования детьми под контролем воспитателя; — самостоятельное использование развивающего оборудования детьми. Февраль 2014 Воспитатель

9. Представить детям настенное панно из разных видов ткани с последующим его внедрением в пед.процесс: — определение фактуры ткани детьми под контролем воспитателя; — самостоятельная деятельность детей с панно. Апрель 2014 Воспитатель

Читайте также:  Почему взрослые чувствуют себя детьми

10. Познакомить с дидактической игрой «Угадай на вкус» с последующим ее внедрением в пед. процесс в совместной деятельности с воспитателем. Февраль 2014 Воспитатель

11. Познакомить с развивающей игрой «Невидимый полдник» с последующим ее внедрением в пед. процесс совместно с воспитателем. Май 2014 Воспитатель

12. Познакомить с дидактическим пособием «Звукарик – шумовик». Познакомить и внедрить в пед. процесс развивающую игру «Угадай,что шумит?»: — познакомить с игрой; — совместное с детьми проигрывание игры; — самостоятельная деятельность с игрой; — убрать игру на время. Апрель 2014 Воспитатель

13. Оборудовать на игровом участке клумбу «Грядка ароматов» (травы) с последующим ее использованием в пед процессе для развития обоняния у дошкольников. Май – июнь 2014 Воспитатель, дети

Предложенные мероприятия разработаны для детей 4 – 5 лет.

Рекомендации: использовать аналогичные развивающие игры и пособия для детей более старшего возраста, используя усложненный вариант.Вариант усложнения: использовать большее количество ароматов; усложненные ароматы с несколькими характеристиками; использовать большее количество вкусов с многочисленными характеристикам; проведение большего числа опытов с более сложной образовательной задачей, с использованием разнообразных материалов; изготовление тактильного панно с тканями более разнообразной фактуры; в игре «Звукарик – шумовик» использовать большее количество звуков, как речевых, так и неречевых, т. е. природных, более сложных по происхождению. В младшей группе, соответственно, весь объем предложенных мероприятий сводится к минимуму (1 – 2 вкуса, 1 – 2 аромата, 2 – 3 вида крупы, 1 – 2 самых простых опыта, самые простые ткани, более легкие воспринимаемые природные звуки и 2 -3 речевых звука).

Театральный проект «Волшебный чемоданчик» В нашем детском саду участие в театрализованных представлениях пользуется у детей неизменной любовью. Они с удовольствием включаются в происходящее.

В помощь аттестующимся «Отчет об инновационной деятельности» Уважаемые коллеги! Получила сообщения с просбой разместить отчеты для прохождения аттестации. Представляю отчеты педагогов, которые они.

Источник

Формирование у детей старшего дошкольного возраста эмоционально-чувственного восприятия окружающей среды

Надежда Сорокина
Формирование у детей старшего дошкольного возраста эмоционально-чувственного восприятия окружающей среды

Формирование эмоциональной сферы в процессе воспитания и образовательной деятельности детей всегда было в центре особого внимания отечественных психологов и педагогов. Окружающий ребенка мир — основной носитель и среда, в которой происходит присвоение его ценностей. В ней же осуществляется эмоциональное развитие и формируется отношение к окружающему миру, его ценностям, нормам и идеалам общества.

Окружающий мир ребенка — это детство, мир удивительных открытий.Он предстает перед ребенком во всем многообразии: формах, цветах, запахах, вкусах, звуках. Ребенок учится открывать для себя множество явных и скрытых свойств. Поблескивающие разноцветьем акварельные краски, называющиеся медовыми, цветная бумага, из которой можно вырезать квадратики, треугольники, кружки, прямоугольники, овалы – детали, из которых по цвету, форме, величине, можно выстроить самые разнообразные вещи.

Старший дошкольный возраст является возрастом сенситивным для развития восприятия, и интерес ребенка к окружающему миру, необходимо направлять взрослым через внимание на полное осмысленное восприятие и осознание этого мира.

В восприятии и чувственном познании природного мира ребенком, пониманием им красоты окружающей природы, природных объектов и явлений, большую роль играет наблюдение, рассматривание, прослушание издаваемых звуков, определение вкусовых качеств, любование явлениями природы. Эта деятельность ребенком осуществляется, как правило, во время экскурсий, на прогулке, в живом уголке, в непосредственной образовательной деятельности.

Объектами восприятия и познания выступают, как живые объекты — животные (кошка, собака, медведь, черепаха, хомячок, попугай, воробей, дятел и т. д.); так и растения (береза, клен, георгин, роза, подорожник и т. д.); грибы (лисички, боровик, опята); неживая природа (солнце, облако, камни и т. д.); природные явления (снегопад, дождь, гроза и т. д.). Для восприятия и понимания красоты и гармонии природы детям важно наглядно увидеть, прикоснуться и почувствовать это. Они с интересом наблюдают за поведением животных, общаются, играют и ухаживают за ними, но при этом важным является то, что необходимо научить ребят правилам общения с живыми существами (общаться спокойно, не ломать, не принуждать, не забирать себе).

Читайте также:  Формирование патриотических чувству дошкольников

Хорошо развитое восприятие является фундаментом для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. Воспринимая объекты природы через средства чувственного познания, ребенок познает окружающий мир. Выделяя воспринимаемые явления из окружающей среды, у ребенка формируется целостный, динамический образ природы. Познание природного мира сопровождается эмоциональными переживаниями. Чувственное восприятие мира, стимулирует ребенка к поисковой деятельности, развивает творческие способности, заложенные в ребенке, формирует ручную умелость, т. е мелкую моторику рук.

Эмоции — это основной мостик, который связывает внутреннюю жизнь ребенка с окружающим миром. Воспитание эмоционально-зрелой личности, ее переживаний и чувств, начиная с первых лет жизни, остается важной педагогической задачей, в определенном смысле даже важнее, чем воспитание ума и привитие ребенку различных навыков и умений. Ведь именно эмоциональное отношение к окружающему миру приводит к цели, на достижение которых будут использованы полученные ребенком знания и умения. Большое место педагога в этом направлении занимает обеспечение эмоционального комфорта дошкольника, что является основой его нормального психического развития, гарантией роста личности, жизни в гармонии с собой и окружающим миром, совершенствовании себя. Все эти достижения необходимы ребенку для эмоционально – чувственного развития.

Таким образом, развитие эмоционально- чувственного восприятия в дошкольном возрасте способствует тому, чтобы ребенок все точнее и глубже осваивает окружающий мир, учится способам взаимодействия с ним.

Формирование интонационной выразительности у детей старшего дошкольного возраста Многие исследователи (Алексеева М. М., Бородич А. М., Максаков А. И., Ушакова О. С.) выделяют воспитание звуковой культуры, как одну из важных.

Формирование мотивационной готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста Проблема подготовки детей к школьному обучению является в настоящее время одной из актуальных в педагогической теории и практике. Всё больше.

Формирование проектных умений у детей старшего дошкольного возраста Концепция модернизации современного образования определяет обеспечение качества образования как основную главную задачу образовательной.

Формирование словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР Папка передвижка для родителей. 1 лист Формирование словаря детей дошкольного возраста с ОНР по средствам дидактических игр и упражнений.

Формирование эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста Формирование эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста. Эмоции — психические процессы, связанные с непосредственной оценкой.

Формирование звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста Уже с первого класса школа предъявляет к учащимся довольно высокие требования, и ребенок, впервые переступивший ее порог, должен отвечать.

Методы развития эмоционально — чувственной сферы детей старшего дошкольного возраста. Введение Современный человек достиг невиданных высот. Ему доступны тайны мироздания, он покорил Космос и морские глубины. Но осталась непознанной.

Программа эмоционально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста «В мире эмоций» Программа эмоционально – личностного развития детей старшего дошкольного возраста. «В мире эмоций» Педагог-психолог д\с №7: Коурова.

Развитие фонематического восприятия и формированию навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста Фонематического восприятия включает следующие задачи: 1. Исправить произношение звуков или уточнить произношение уже имеющихся; 2. Научить.

Упражнения на развитие чувственного восприятия для детей старшего дошкольного возраста Упражнения на развитие чувственного восприятия «Снежная Королева». Задачи: 1. Закреплять выразительность мимики, пантомимики; 2. Закреплять.

Источник

Оцените статью