Дошкольное воспитание гуманных чувств

Воспитание гуманных чувств у дошкольников в процессе общения со сверстниками и взрослыми
статья

В последнее время воспитатели и родители все часще отмечают, что многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении со сверстниками. Это, как правило выражается в неумении находить подход к собеседнику, правильно реагировать и выражаь свою симпатию к нему. Отмечаются сложнсти в умении сопереживать и родоваться успеху другого человека и это пиводит к разного рода конфликтам и непониманию сверстниками друг друга. В статье раскрывается методика формирования взаимоотношений у детей на разных этапах дошкольного возраста, ведь дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования у ребенка различных чувств, в том числе гуманных.

Скачать:

Вложение Размер
Воспитание гуманных чувств у дошкольников в процессе общения со сверстниками и взрослыми 30.12 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад №85 Приморского района

Воспитание гуманных чувств у дошкольников в процессе общения со сверстниками и взрослыми.
Гуманные чувства — это эмоциональное отношение человека, направленное на других людей, животных, природу, выражающееся в сочувствии, сопереживании, жалости, сострадании, милосердии и т.д. О сформированности у человека гуманных чувств можно судить по его доброте,

отзывчивости, стремлению прийти на помощь другому человеку.

В последнее время воспитатели и родители всё чаще отмечают, что многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении со сверстниками, это, как правило, выражается в неумении находить подход к партнёру по общению, поддерживать и развивать контакт со сверстниками, согласовывать собственные действия в процессе любой деятельности, правильно реагировать и выражать свою симпатию к сверстнику; отмечаются сложности в умении
сопереживать и радоваться успеху другого человека и это приводит к различного рода конфликтам и
непониманию сверстниками друг друга.

Предпосылки для развития нравственных чувств ребенка возникают очень рано. Восприимчивость, эмоциональная отзывчивость маленьких детей, обусловленные высокой пластичностью нервной системы, способствуют формированию характера, основы которого закладываются в первые пять лет жизни. Впечатления, которые получает ребенок в эти годы, оказываются наиболее глубокими, многие из них остаются в чувствах и сознании человека на всю жизнь.

Освоение норм морали опирается на чувства ребенка, которые формируются под влиянием окружающих его людей с самого раннего детства.
Педагоги и психологи указывают на проявления реакций общения ребенка уже в первые месяцы его жизни , когда у младенца во время бодрствования проявляется чувство радости от общения со взрослым. Проявление положительных эмоциональных реакций в общении со взрослыми имеет важное значение для развития чувств ребенка.

Отсутствие условий для возникновения этих реакций вызывает задержку эмоционального, нравственного, речевого, умственного и физического развития детей (Н.М.Аксарина — педагог, профессор, М.И.Лисина – детский психолог)

Методика формирования взаимоотношений у детей на разных этапах дошкольного возраста .
В основе методики лежит механизм нравственного воспитания, последовательность компонентов механизма меняется в зависимости от возраста детей.
Формирование гуманного отношения к людям и природе начинается с раннего возраста.
Главное направление — проявлять по отношению к ребенку любовь, ласку, чаще употреблять ласковые слова, поглаживание, хвалить малыша за каждое проявление доброжелательности к людям (улыбнулся, отдал игрушку), обучать способам выражения сочувствия, внимания (поблагодарить, попрощаться, поздороваться).
Нельзя разрешать ребенку проявлять недоброжелательность по отношению к взрослым и детям, и тем более, подкреплять эти действия положительной оценкой. Ребенок очень восприимчив в этом возрасте к оценке взрослого, он как бы «прощупывает» правильность своего поведения через эту оценку и быстро усваивает, что вызвало положительную реакцию, а что — отрицательную. Одобрение взрослых помогает ребенку убедиться в правильности своих поступков, вызывает желание повторять их, у ребенка пробуждается стремление быть хорошим, стать еще лучше.

К полутора годам у детей отчетливо проявляется сопереживание радости, а затем уже сопереживание горю.
На третьем-четвертом году жизни дети, под влиянием чувств, переживаний, связанных с похвалой или порицанием взрослого, могут даже изменить свое поведение.
Нравственные чувства, имеющие важное значение для развития детских взаимоотношений, не могут возникнуть путем естественного вызревания. Они формируются под влиянием окружающих.
Искреннее отношение взрослых к кому-либо или чему-либо вскоре становится и отношением детей к этим же людям и явлениям, выражаясь в соответствующих нравственно направленных чувствах.

В младшем дошкольном возрасте важно, чтобы социальный опыт ребенка пополнился множеством положительных поступков. Ребенок еще не способен самостоятельно сделать обобщение, но постепенно, начинает понимать, что такое хорошо, а что такое плохо.
Итак, ведущими методами воспитания гуманного отношения к людям и природе у детей младшего возраста являются пример взрослых и организация педагогических ситуаций, в которых ребенок упражняется в положительном поведении ( ситуации могут быть смоделированы педагогом, либо взяты их песенок, потешек, сказок ).

На следующем этапе воспитания гуманного отношения к людям и природе в возрасте 4-5 лет (средняя группа) происходит постепенное осознание ребенком нравственных ценностей.

Он уже способен к элементарному обобщению личного опыта, накопленного в младшем возрасте. Закрепляются представления о характере и способах проявления положительного отношения к взрослым, детям, природе.
Как и в младшей группе, главными остаются совместная деятельность со взрослыми, разъяснения взрослого, организация выработки практических навыков поведения. На этом этапе воспитатель привлекает внимание детей к способам выражения эмоционального состояния другим человеком, развивает навык «чтения эмоций» («Посмотри на этих детей на картинке, расскажи, кому из них весело, а кто загрустил. Как ты думаешь, почему он грустит? Как его успокоить?»)

В условиях целенаправленного педагогического процесса чувства доброжелательности, дружеские взаимоотношения между детьми приобретаются в старшем дошкольном возрасте.
У старших дошкольников начинают формироваться начала трудолюбия, любви к Родине.
Формируясь под влиянием воспитания, чувства детей, проявляются не только в играх, но и в такой эмоциональной деятельности, как детское рассказывание. В рассказах детей преобразуется и получает отражение их опыт. В них дети выражают свое отношение к тем или иным явлениям действительности.
Наиболее действенными в обогащении представлений детей и начал их патриотических чувств являются художественная литература и изобразительное искусство. В этом возрасте уже можно обучать решению вербальных логических задач: как бы ты поступил, если бы увидел на улице плачущего малыша? Вербальное решение ситуаций очень полезно в этом возрасте. Оно позволяет ребенку решать задачу в воображаемом, «безопасном» варианте, делать выбор способа поведения на основе как собственного жизненного опыта, так и других источников; способствует развитию воображения и мышления. .
Дети этого возраста воспринимают мораль художественных произведений, способны к оценке поступков героев книг и мультфильмов. .
Правда, для ребенка важно, чтобы «плохие» и «хорошие» герои ясно и однозначно выражали свою позицию. Понятия «хороший» и «красивый» у детей очень сближены – красивы герой не может быть плохим. Недоброжелательное отношение у детей в этом возрасте чаще проявляется к сверстникам, чем к детям старшего или младшего возраста. Это происходит из-за того, что ребенок еще не владеет способами общения и совместной деятельности.
Отсюда следует, что воспитательная работа должна быть направлена именно на привлечение внимания детей к способам отношений, на обогащение их жизни ситуациями, требующими проявления доброжелательности к окружающим. Все еще значимыми для ребенка остаются оценка взрослого и его пример. .
Задачу воспитания доброжелательного отношения к окружающим на этом этапе можно считать выполненной, если у ребенка появляются элементарные самостоятельные обобщения и желание «быть хорошим», похожим на положительного героя. Сопереживание как выражение гуманного отношения к людям проходит в своем развитии разные стадии:
— переживание-сочувствие («Ему плохо, мне его жаль»); .
— переживание – утверждение себя («Ему плохо, я так не хочу»); .
— переживание – действие («Ему плохо, я хочу ему помочь»); .
Педагогическую работу можно считать успешной, если в среднем дошкольном возрасте дети находятся на стадии «переживание-утверждение себя» и иногда проявляют способность
к реальному «переживанию – действию». Формировать у детей умение сочувствовать следует как на положительных, так и на отрицательных примерах. Только при сравнении хорошего, доброго с плохим, злым формируются нравственные чувства ребенка. Поэтому этические беседы на нравственные темы являются эффективным методом воспитания гуманных чувств у детей.

Целесообразны с детьми старшего дошкольного возраста этические беседы, содержанием которых могут стать: возникшие в группе отношения между детьми, мораль художественных произведений, произведения изобразительного искусства.
Требования к этической беседе : опора на жизненный опыт детей, соответствие возрасту и усложнение задачи от возраста к возрасту, конкретность обсуждаемой ситуации, наличие ситуации выбора и противоречий, связь с последующей деятельностью и практикой поведения, соблюдение такта и осторожности при обсуждении проблем, касающихся конкретных детей группы, не спешить помогать ребенку с выводами и обобщениями, приучать делать их самостоятельно.

Выбор формы этической беседы и места её проведения зависит от её темы, возраста детей и уровня их морального развития. Однако, всегда необходимо выстраивать беседу так, чтобы это действительно была беседа, т.е вопросы к детям и вопросы детей к воспитателю и друг к другу. Это позволяет вести обсуждение, учит детей строить умозаключения, рассуждать, а не пассивно воспринимать и запоминать.
Этическая беседа может состоять из трех частей:
* сначала дети слушают короткий или рассказ, или разыгрывают сценку;
* потом обсуждается мораль;
* потом проводится своеобразный практикум: дети упражняются в словах, которыми можно выразить чувства, овладевают способами морального поведения.
Этические беседы проводятся по мере необходимости. Важно, чтобы дети всегда испытывали потребность обсудить тот или иной моральный вопрос и могли рассчитывать на справедливое разрешение проблем.
Важной частью педагогической работы является предоставленная детям возможность упражняться в гуманном отношении друг к другу, к природе, ко взрослым с помощью соответствующих ситуаций (подготовка подарков друг другу к дню рождения, забота о заболевшем, уход за растениями и т.д.).

На этом этапе главной становится работа по формирование «переживания – действия». («Как ты поздравишь Наташу с днем рождения? Какие хорошие слова ты ей скажешь?»).
Важнейшим условием и одновременно методом воспитания гуманизма у детей, развития социальных эмоций, нравственных чувств является пример воспитателя, который может увлечь детей своими переживаниями, заразить своими чувствами, выражая ярко и понятно для детей свое личное отношение к поступку, явлению, факту.

Эмоциональная отзывчивость становится основой формирования у ребенка нравственных чувств: удовлетворения от хороших поступков, одобрения взрослых, стыда, огорчения, неприятных переживаний от своего плохого поступка, от замечания, недовольства взрослого. Исследования показывают, что все эти проявления могут формироваться у детей уже в дошкольном возрасте. В основе их формирования лежит умение понимать другого, переносить переживания.
При систематической работе, направленной на воспитание гуманного отношения дошкольников к окружающим людям и природе, у детей формируется гуманизм как нравственное качество.
Иначе говоря, гуманизм входит в структуру личности как качественная её характеристика, но процесс этот сложный и противоречивый. Умение сочувствовать, сопереживать, сорадоваться, не завидовать, делать добро искренне и охотно — в дошкольном возрасте лишь закладывается.

Источник

Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников

Виктория Гордополова (Скачко)
Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников

С первых шагов ребенок начинает выстраивать свои отношения с окружающим миром. По мере взросления эти отношения претерпевают те или иные изменения.

Чтобы ребенок мог осмысленно ориентироваться в изменяющемся мире взрослых, он должен научится выстраивать свои отношения с этим миром на правовой основе, учитывающей гуманистические традиции развития человеческого общества.

А. В. Запорожец обращая внимание на факты нарушения детьми правил поведения, отмечал, что «дошкольники нередко поступают наперекор требованиям педагога не потому, что не знают или не хотят их выполнять, а потому, что не ориентируются на сверстников, не обращают внимания на их состояние, возникающие трудности, на их нужды и интересы».

Это положение имеет принципиальное значение для организации процесса нравственного воспитания дошкольников: первоочередной ставится задача формирования у них гуманных чувств по отношению к сверстникам, которые побуждали к нравственно ценным поступкам. Формирование же представлений о нормах и правилах поведения, требованиях педагога связывается с разъяснением заключенной в них моральной ценности с ориентацией на проявление доброжелательного отношения к окружающим.

Своевременное выявление негативных изменений в поведении ребенка позволяет помочь ему преодолеть возникшие трудности в общении с воспитателем и сверстниками и не дать развиться устойчивому эмоциональному неблагополучию. Причем в этом случае речь идет не о коррекции, а о профилактике непослушания ребенка в определенной ситуации, правило, является признаком намечающейся отчужденности его во взаимоотношениях с воспитателем и детьми группы.

Участие воспитателя в установлении доброжелательных отношений между конкретным ребенком и другими детьми группы поможет ему вернуть душевное равновесие, ощутить радость от совместной деятельности, самому организовать содержательную и интересную для других детей деятельность. А это, в свою очередь, будет способствовать тому, что ребенок быстрее овладеет необходимыми навыками, научится достигать поставленной цели.

Особо важное значение имеет вступление педагога в общение с ребенком, находящимся в ситуации эмоционального дискомфорта. Только учитывая причины, вызвавшие это состояние, педагог сможет помочь дошкольнику справиться с ним.

В обстановке дружеского расположения сверстников ребенок чувствует себя гораздо увереннее, спокойнее; он может рассчитывать на поддержку и помощь товарищей, на их участие в возможных ситуациях эмоционального дискомфорта, а создавшийся в группе положительный эмоциональный климат способствует тому, что положение каждого из воспитанников в группе становится благоприятным.

Большое значение в воспитании гуманных отношений между детьми имеет создание в группе обстановки постоянной разнообразной деятельности и положительного микроклимата.

Жизнь детей в детском саду во многом регламентируется правилами. Воспитание у дошкольников умения определять свой поступок, ориентируясь на имеющиеся правила, во многом организует их деятельность, отношение к сверстникам, способствует установлению в группе доброжелательной атмосферы, в которой учитываются интересы сверстников, осознается их право на реализацию собственных замыслов. И чем старше становятся дети, тем все острее выдвигается задача формирования у них осознания значимости и справедливости вводимых правил.

Правила поведения, сообщаемые детям,могут быть условно объединены в несколько групп:

правила, регулирующие отношение к сверстникам;

правила, регулирующие поведение ребенка в группе, учитывающие окружение сверстников;

правила, направленные на проявление уважительного отношения к взрослым.

Содержание работы педагога, направленной на воспитание у детей осознанного отношения к правилам поведения, определяющим доброжелательное отношение к сверстникам,включает в себя: установление доверительных отношений с детьми в ходе личностно ориентированного общения при сообщении вводимых правил; достижение понимания ребенком их смысла и нравственной ценности для себя и окружающих;

воспитание у дошкольников ориентира на эмоциональное состояние сверстников на основе развития эмпатийного отклика на переживания другого;

обогащение практического опыта проявления детьми волевых усилий при выполнении правил на основе взаимосвязи во влиянии на когнитивную, эмоциональную и волевую сферу ребенка.

Действенным приемом при решении обсуждаемых задач является использование бесед на основе обсуждения художественных произведений, иллюстраций, реальных ситуаций, складывающихся в повседневной жизни детей.

Одна из ключевых позиций педагогической работы в детском саду — её гуманизация, связанная с признанием самоценности детства, уникальности личности ребенка, реализацией его интересов. Это одновременно и создание условий, в которых бы могло происходить полноценное развитие этой личности.

Полноценное развитие моральных качеств, выражающих определенное отношениек себе и другим людям:

сочувствие

— предполагает создание таких условий, при которых, с одной стороны, необходимо активное усвоение ребенком этических норм и развитие его морального сознания, с другой – нормы морали должны стать своеобразным регулятором поступков.

С целью реализации приоритетного направления в ДОУ используется парциальная программа «Я – Ребенок, и я имею право» (Авторы Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова, одно из ведущих направлений данной программы – воспитание гуманных чувств и позитивных взаимоотношений, формирование этических представлений.

На занятиях дети учатся считаться с мнением и интересами других, защищать слабых, справедливо разрешать возникшие споры и конфликты, адекватно оценивать свои поступки и поступки сверстников.

Ознакомление детей с основными положениями Конвенции ООН о правах помогает привить им уважение к личности, к себе и к другим людям, сформировать понимание взаимосвязи между правами и обязанностями человека, который должен считаться с интересами окружающих.

Для формирования у детей элементарных представлений о правах и свободах, уважении и терпимости к другим людям важно не только давать знания, но и создать условия для их практического применения.

Большое значение в формировании гуманных чувств и отношений придается организации совместной деятельности детей, ее возможности для формирования представлений и накопления практического опыта проявления гуманного отношения к сверстникам.

Включаясь в совместную деятельность, дошкольник часто оказывается в ситуациях, когда возникает необходимость помочь партнеру, порадоваться его успехам, получить поддержку от сверстников. В таких ситуациях педагог имеет возможность демонстрировать свое отношение к ребенку, а также обучать необходимым способам проявления доброжелательности, разъяснять моральный смысл возникших ситуаций.

Следует выбирать ведущие для дошкольников виды деятельности: игровую и художественно – продуктивную.

Рекомендуется проводить ролевые театрализованные и дидактические игры; упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных умений и навыков. (Приложение № 1)

Ребенку необходимо поупражняться в воспроизведении усвоенных действий, увидеть со стороны, как выглядит тот или иной поступок, какие чувства и эмоции он вызывает. (Приложение 2)

Мною разработана игротека, направленная на воспитание гуманных чувств и отношений у старших дошкольников (Приложение №3).Содержание игр подобрано в трех направлениях:

«Отражение в зеркале» — определяющими являются ситуации, направленные на формирование у ребенка образа «Я».

«Я+ТЫ= МЫ» — доминируют ситуации, актуализирующие у детей устойчивую ориентацию на сверстника.

«Шаг на встречу» — преобладают ситуации, стимулирующие самостоятельную реализацию ребенком способов ненасильственного взаимодействия со сверстниками

В настоящее время в обществе изменились взгляды на семью, семейное воспитание. Так, в ст. 18 Закона РФ «Об образовании» подчеркивается, что родители являются первыми педагогами своих детей. Они закладывают основы физического, нравственного и интеллектуального развития ребенка.

Однако существует немало семей,где взрослые допускают типичные ошибки: недостаточно общаются с детьми, уделяют им мало внимания, используют физические наказания, запугивают детей, нарушают их режим, формируют сами того не желая, отрицательные привычки.

По результатам анкетного опроса родителей (Приложение 4, выявили, что многие родители ориентированы на решение образовательных задач, их интересуют проблемы раннего обучения детей, подготовки к школе, но главная функция- воспитание- уходит на второй план. Высокий процент опрошенных родителей твердо убеждены, что в наше время многие нравственные нормы поведения исчерпали себя и не являются для детей необходимыми, а главным ориентиром является воспитание у ребенка таких качеств, как умение постоять за себя, не дать себя в обиду, дать сдачи.

Отсюда обозначена актуальная задача – помочь родителям учить ребенка проявлять отзывчивость, сочувствие, сопереживание, гуманное отношение к окружающим. Эти чувства сами по себе не разовьются. Поэтому воспитатели убеждают родителей обогащать эмоциональный опыт ребенка, раскрывать социальную значимость гуманных чувств.

С целью достижения открытости родителей в общении, а также повышения авторитета педагога общение с родителями следует строить на основе диалога, взаимного уважения. Это позволит формировать у родителей осознанное, критическое отношение к своей воспитательной деятельности.

Если родители становятся партнерами по общению, а не учениками, если учитываются потребности родителей в педагогических знаниях, то предлагаемые им рекомендации воспринимаются как интересные и полезные. Вопросы воспитания гуманных чувств у детей следует рассматривать в различных формах общения с родителями – в индивидуальных и групповых консультациях, беседах, в том числе и нетрадиционных (за круглым столом, в устных журналах, на собраниях и в других формах). Например, учитывая пожелания родителей пригласить методиста, психолога и других специалистов, которые могу ответить на волнующие родителей вопросы.

А самое главное, что следует помнить нам, взрослым, что формирование эмоционально – нравственных основ культуры личности, заложенные в дошкольном возрасте:

воспитание сочувствия

гуманности

являются основой личности человека, в котором выделяются ценностные характеристики и черты, оказывающие определенное воздействие на окружающих и определяющие жизненный успех каждого человека.

Конспекты бесед по воспитанию гуманных чувств посредством произведений детской художественной литературы Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10 (дошкольные группы) Конспекты бесед по воспитанию.

Консультация для родителей «Воспитание патриотических чувств у дошкольников» Консультация для родителей. Тема: «Воспитание патриотических чувств у дошкольников». Цель: — заинтересовать родителей данной проблемой;.

Консультация для родителей «Воспитание патриотических чувств у дошкольников» Чувство патриотизма очень многообразно по своему содержанию, его трудно определить несколькими словами. Конечно, это любовь к нашей стране,.

Консультация для родителей «Воспитание патриотических чувств у дошкольников» Цель: — заинтересовать родителей данной проблемой; — дать родителям знания о значении воспитания патриотических чувств в развитии ребёнка.

Воспитание межличностных отношений старших дошкольников в коллективной игре Воспитание межличностных отношений старших дошкольников в коллективной игре В настоящее время наша Родина переживает непростой исторический.

Презентация «Воспитание гуманных чувств у детей дошкольного возраста» Методический опыт по теме: «Воспитание гуманных чувств через произведения детской художественной литературы» Рыбинск, 2018.

Проект «Воспитание патриотических чувств у дошкольников» Гипотеза Если в воспитательно-образовательную работу ввести систему мероприятий по расширению знаний детей о ближайшем окружении, родном.

Проект «Воспитание патриотических чувств у дошкольников» Введение Проблема формирования патриотических чувств имеет особую актуальность в старшем дошкольном возрасте, поскольку именно в данный.

Воспитание гражданско-патриотических чувств у дошкольников «Какая Родина красивая! Остановись и погляди. Моя земля. Моя Россия Мы все наследники твои». Проблемы патриотического воспитания детей.

Воспитание патриотических чувств старших дошкольников Анализ вариативных программ дошкольного образования Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы».

Источник

Читайте также:  Поздравление с днем рождения смеха радости
Оцените статью