Дошкольное воспитание эмоциональное воспитание

Роль социально-эмоционального воспитания в развитии личности дошкольника

Галина Федяева
Роль социально-эмоционального воспитания в развитии личности дошкольника

«Воспитание не сводится к обучению ребенка совокупности известных знаний и умений, а необходимо предполагает формирование эмоционального отношения к окружающему в соответствии с ценностями, идеалами, нормами.»

Многие годы дошкольное воспитание детей в нашей стране в большей мере было ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. Однако особенность дошкольного возраста заключается не только в овладении ребенком знаниями, умениями и навыками, но и в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «я», нравственных ценностей и установок, а также социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.

Важно не только научить бегло читать, верно считать, грамотно писать, но и осуществлять его социально-эмоциональное развитие: умение ребенка общаться, устанавливать дружеские отношения с другими детьми, разрешать конфликтные ситуации.

С самого раннего возраста ребенок включается в систему взаимосвязей с другими людьми. Однако даже непосредственное общение людей на самом деле является сложным и многогранным процессом. В нем осуществляется коммуникативное взаимодействие, происходит обмен информацией. Основными средствами общения людей являются речь, жесты, мимика, пантомима. Еще не владея разговорной речью, ребенок точно реагирует на улыбку, тон, интонацию голоса.

Общение предполагает понимание людьми друг друга. Но маленькие дети эгоцентричны. Они считают, что другие думают, чувствуют, видят ситуацию так же, как он и, поэтому им трудно войти в положение другого человека, поставить себя на его место. Этим объясняются и столь частые ссоры, споры и даже драки между детьми.

Еще сложнее не просто понять другого человека, представить себе его переживания, но и эмоционально откликнуться на них. Тем более это сложно для маленького ребенка.

Постепенно, на основе опыта общения, у детей развивается социальная восприимчивость, то есть способность учитывать чувства, желания других, причины их поступков.

Характер общения во многом зависит от социальной позиции человека‚ его социальной роли. Каждая социальная роль имеет собственные правила, которые могут меняться, и различны для каждой субкультуры принятых в данном обществе системы ценностей, норм, традиций. И ребенку предстоит этому научиться.

В первую очередь необходимо научить ребенка любить.Любить людей: всех вместе и каждого отдельного человека. Видеть в любом, даже не в очень хорошем человеке, его светлые качества. Научить любить самого себя, осознавая свое несовершенство. Уметь не загонять вглубь себя свои чувства, а понимать и выражать их. Помочь научиться управлять гневом, страхом, робостью и другими эмоциями.

Ценность эмоциональной составляющее как базисной составляющей человеческой жизни не вызывает сомнений. Эмоции (от лат. еmovere — потрясаю, волную) – это часть психической жизни личности, определяющая отношение человека к окружающей действительности и самому себе. Эмоции сопровождают все происходящие в жизни события,направляют активность всех психических процессов: мышления, памяти, внимания, речи. Именно поэтому многие психологи (Л. И. Божович, В. К. Вилюнас, А. В. Запорожец, В. П. Зинченко) утверждают, что формирование эмоций является важнейшим условием развития его как личности.

Л. С.Высотский отмечал: «Именно эмоциональные реакции должны составлять основу воспитательного процесса».

К. Э. Изард, настаивая на том, что эмоции, переживаемые человеком, оказывают непосредственное влияние на качество выполняемой им деятельности – работы, учебы, игры,приводит следующий факт: «Благотворное влияние положительных эмоций на процессы мышления, памяти и на уровень выполнения заданий было выявлено в ряде исследований, проведенных с детьми дошкольного возраста».

Для ребенка-дошкольника наиболее характерны эмоциональная неустойчивость, яркость, импульсивность проявления эмоций.

Все это определяет основную направленность педагогической работы с дошкольником — эмоциональное наполнение жизни ребенка и оказание помощи в осознании эмоций и их регуляции.

Важнейшим для ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное состояние, является окружающая среда. Как правило, под средой развития в дошкольном образовательном учреждении понимается организация пространства и использование оборудования и другого оснащения в целях безопасности, психологического благополучия ребенка, его развития.

Организовывая среду дошкольного учреждения необходимо создание не столько предметно-развивающей сколько эмоционально развивающей среды, т. е. такой среды, которая способствует разностороннему и полноценному развитию эмоционально-чувственной среды ребенка от раннего возраста, как условие его дальнейшего успешного и гармоничного развития. Для выполнения этой задачи необходимо определить условия, влияющие на эмоциональную атмосферу дошкольного образовательного учреждения.К ним относятся:

1) Профессиональная установка педагога на организацию эмоционально-развивающей среды в группе, или эмоционально-поддерживающий компонент среды. Воспитание через эмоциональное воздействие – тонкий процесс. Невозможно произвольно, по заказу, вызвать у себя то или иное чувство, как невозможно ждать от ребенка, чтобы он переживал то, что он не переживает, не чувствует, или переживал и демонстрировал только позитивно-окрашенные эмоции. Задача состоит не в том, чтобы подавлять или нивелировать эмоции, а в том, чтобы уметь их прямым или косвенным образом направлять, организовывая деятельность ребенка. Для создания оптимальной эмоциональной атмосферы в группе детей младшего возраста необходимо научиться соотносить цель и задачи своих педагогических действий с установкой на эмоциональное развитие.

2) Внешняя обстановка (цветовое решение, удобство мебели, или эмоционально-настраивающий компонент среды. Эмоционально-настраивающая среда побуждает у ребенка разнообразные эмоции, способствует снятию эмоционального напряжения, поскольку сам ребенок практически не контролирует свое состояние. Но не менее важно, чтобы среда давала ребенку ощущение стабильной безопасности.

3) Режимные моменты, определяющие процесс пребывания ребенка в группе детского сада, или эмоционально-стабилизирующий компонент среды.

Режим дня – это определенная продолжительность и чередование различных занятий, сна, отдыха, питания, выполнения правил личной гигиены. Систематическое выполнение необходимых условий для правильной организации режима дня способствует хорошему самочувствию детей, поддержанию на высоком уровне функционально состояния нервной системы, положительно влияет на процессы роста и развитие организма. Если режим дня и дисциплина отсутствует в окружение ребенка, то он не чувствует себя защищенным от внешней среды и начинает искать более стабильные жизненные территории.

4) Разнообразие занятости детей — игры, занятия, сюрпризные моменты, праздники, или эмоционально-активизирующий компонент среды.

Активизация эмоциональных состояний происходит или при «радости узнавания» или при встрече с чем-то новым, необычным, но не пугающим. Чаще всего эмоциональная активация переживаний ребенка происходит в игровой деятельности. В игре закладывается база для других видов деятельности.

5) Проведение психогимнастических упражнений с детьми, или эмоционально—тренирующий компонент среды.

Психогимнастика представляет собой специальные занятия, этюды, игры, упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка, его познавательной и эмоционально-личностной сферы. Особенно эти занятия нужны детям с чрезмерной утомляемостью, непоседливостью, обладающим вспыльчивым или замкнутым характером. Не менее важно проигрывать эти комплексы упражнений и со здоровыми детьми в качестве психо-физической разрядки и профилактики. Также нужно включать психогимнастический комплекс в дни, когда запланированы занятия с высокими интеллектуальными или психоэмоциональными нагрузками. Основная цель занятий по психогимнастике –овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать.

Роль педагога в формировании личности ребенка дошкольника Доклад на тему: «Роль педагога в формировании личности ребенка дошкольника» Нет более гуманной, творческой, серьёзной, нужной профессии,.

Роль трудового воспитания в развитии личности дошкольника Уважаемые родители! Вашему вниманию предлагается консультация по теме: «Роль трудового воспитания в развитии личности дошкольника»Трудовое.

Консультация для родителей «Роль природы в формировании личности дошкольника» В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными?.

Читайте также:  Какие чувства испытывает человек когда занимается

Консультация для воспитателей «Значение лепки в развитии личности дошкольника» Лепка – один из самых увлекательных и интересных видов детского художественного творчества. Она даёт возможность даже самому маленькому.

Роль музыкального воспитания во всестороннем развитии дошкольника Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей с самого раннего возраста. Важно создавать условия для формирования.

Роль театрализованной деятельности в развитии личности дошкольника Роль театрализованной деятельности в развитии личности дошкольникаГолубятникова Т. Н. Театр-удивительный мир, поскольку буквально каждый человек,.

Роль физической культуры и спорта в развитии личности Физическая культура и спорт играют важную роль в формировании личности. Многие социальные ситуации проигрываются в спортивной деятельности,.

Роль игрушки в развитии личности ребенка «Игрушка должна быть трамплином для ребячьей мечты» Лев Кассиль С появлением в семье ребенка сразу же возникает вопрос о приобретении игрушек.

Роль семьи и семейных ценностей в развитии личности Статья «Роль семьи и Семейных ценностей в Развитии личности». Материалы регионального научно-практического семинара. Гвардейцева М. А. ,.

Значение дошкольного воспитания для развития личности дошкольника Значение дошкольного воспитания на развитие личности ребенка. Подготовила: воспитатель высшей категории Клынина Вера Николаевна. МДОУ ЦРР.

Источник

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста

Антонина Биктимирова
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста

«Особенности взаимодействия педагогического коллектива

с семьями воспитанников в процессе развития у дошкольников

эмоционального интеллекта».

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции «являются центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребёнка.

Проблема развития эмоционального интеллекта значима не только на социальном уровне, но и на государственном. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) одной из приоритетных задач в п. 1.6 ставит охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Требования к условиям реализации основной образовательной Программы дошкольного образования (ФГОС, п 3.1) включают в условия реализации в социально-коммуникативной сфере на фоне эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и другим людям. Указанные требования направлены на создание образовательной среды, которые гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей и обеспечивает их эмоциональное благополучие.Эти требования возможно выполнить при определенных условиях: через непосредственное общение с ребенком и через уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям, а также в тесном контакте с семьей.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании»и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка является одной из основных задач, стоящей перед дошкольным образовательным учреждением. Таким образом, вопрос развития социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста является приоритетным при организации и реализации образовательного процесса, обозначенным на самом высоком государственном уровне

Достичь качественного образования детей дошкольного возраста, полностью удовлетворив запросы родителей, интересы детей и соответствие образовательным стандартам, возможно только при условии разработки эффективной программы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Согласно положениям ФГОС, дошкольное образование призвано не только обеспечить эмоционального благополучие и развитие эмоционального интеллекта ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей, но и привлекать к активному участию родителей детей в этом процессе.

Успешное взаимодействие ДОУ с семьей возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребенка, а семья имеет представление о дошкольном учреждении, которому доверяет воспитание ребенка.Прекрасную возможность для обоюдного познания воспитательного потенциала дают:

• специально организуемая социально-педагогическая диагностика с использованием бесед, анкетирования, сочинений;

• посещение педагогами семей воспитанников;

• организация дней открытых дверей в детском саду;

• разнообразные собрания-встречи, ориентированные на знакомство с достижениями и трудностями воспитывающих детей сторон

Необходимо, чтобы воспитывающие взрослые постоянно сообщали друг другу о разнообразных фактах из жизни детей в детском саду и семье, о состоянии каждого ребенка (его самочувствии, настроении, о развитии детско-взрослых (в том числе детско-родительских) отношений. Такое информирование происходит при непосредственном общении (в ходе бесед, консультаций, на собраниях, конференциях) либо опосредованно,при получении информации из различных источников: стендов, газет, журналов (рукописных, электронных, семейных календарей, разнообразных буклетов, интернет-сайтов (детского сада, органов управления образованием) и др.

Важное место в системе взаимодействия ДОУ с семьей занимает непрерывное образование воспитывающих взрослых, причем не только педагогов, но и родителей. Под образованием родителей понимается обогащение знаний, установок и умений, необходимых для ухода за детьми и их воспитания, гармонизации семейных отношений; выполнения родительских ролей в семье и обществе. Функцию просвещения родителей выполняет не только детский сад, но и его партнеры, в том числе организации, объединяющие родительскую общественность.Основными формами просвещения могут выступать: конференции (в том числе и онлайн- конференции, родительские собрания (общие детсадовские, районные, городские, областные, родительские и педагогические чтения, а также мастер-классы и тренинги

Совместная деятельность воспитывающих взрослых может быть организована в разнообразных традиционных и инновационных формах (акции, ассамблеи, вечера музыки и поэзии, посещения семьями программных мероприятий семейного абонемента, организованных учреждениями культуры и искусства, по запросу детского сада; семейные гостиные, фестивали, семейные клубы, вечера вопросов и ответов, салоны, студии, праздники (в том числе семейные, прогулки, экскурсии, проектная деятельность, семейный театр)

Родителям можно предоставлять различную степень участия в проекте: руководитель, участник на всех или отдельных этапах, консультант, организатор материально-технической поддержки и др.

Примерные темы проектов для старшей группы:

1) «Мастерская волшебников»– практикум по изготовлению поделок из бумаги, ниток и природного материала, оформление выставки.

2) «Добавь осени красок» – совместная творческая работа детей, родителей и педагога по изо.

3) «Мы – экологи»– консультация для родителей по экологическому воспитанию детей.

4) «Домашние любимцы»– наблюдение за домашними питомцами, конкурс-фотовыставка.

5) «Моя семья» – родительские собрания в группах, оформление фотоальбома «Семейные традиции», выставка семейных рисунков.

Особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы сотрудничества. Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Так родители привлекаются к подготовке утренников, пишут сценарии, участвуют в конкурсах. В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены.

Ещё одна эффективная форма работы с родителями – наглядно-информационная. В рамках этой формы на базе ДОУ создается родительский клуб, заседания которого организуются 4 раза в год. Чтобы встречи были интересны родителям и не превращались в скучные лекции, темы для обсуждений желательно выбирать с учетом их пожеланий (например, с помощью анкетирования). «Волшебный мир театра», «Как сохранить здоровье», «Ребенок с точки зрения астрологии», «Взрослые глазами ребенка» – вот некоторые темы встреч. Желательно, чтобы и сами дети приняли участие в заседании, с этой целью включается практическая часть или мастер-класс.

Самая популярная форма работы – досуговая. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества. Традиционными являются ежегодные проведения оздоровительных мероприятий, не зависящих от времени года. Это могут быть походы «На природу», активное участие в спортивных праздниках «Курс молодого бойца», «Все на лыжню» и т. п. Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом. По итогам таких праздников могут выпускаться газеты, листовки, альбомы с фотографиями.

Читайте также:  Нод развитие чувства ритма

Практический опыт работы с родителями показывает, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей становится более гибкой. Делает их не зрителями или наблюдателями, а активными участниками жизни своего ребёнка.

Информатизация образования в нашей стране активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности, но и средством обучения. Информационно-коммуникационные технологии сотрудничества (ИКТ) являются одним из новаторских и перспективных направлений в дошкольном образовании.

Таким образом, применяя в своей практике различные формы работы с родителями,педагоги решают следующие задачи:

• установление партнёрских отношений с родителями;

• объединение усилий для развития и воспитания детей;

• создание атмосферы общности интересов;

• активизация и обогащение воспитательных умений родителей;

• поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях.

Взаимовыгодное взаимодействие педагогов и родителей, направленное на обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни в рамках действующего законодательства осуществляется также с помощью модели социального партнёрства семьи и ДОУ.

Формы взаимодействия детского сада с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения с целью развития эмоционального интеллекта детей и повышения воспитательной квалификации родителей. Основная задача всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьёй – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Педагоги стараются наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьёй и ищут новые, современные формы сотрудничества с родителями в соответствии с изменением социально-общественных, политических и экономических условий развития нашей страны.

Жизнь человека очень насыщена различными явлениями, предметами, и ничто не оставляет его равнодушным. Человек не только познает объективную и субъективную действительность, но и относится определенным образом к предметам, событиям, к другим людям, к своей личности, а любые проявления активности личности сопровождаются эмоциональными переживаниями, т. е. проявляет человек эмоции и чувства.

Эмоции — это переживание человеком своего личного отношения к тем или иным явлениям окружающей действительности,

— субъективное состояние, которое возникает в процессе взаимодействия с окружающей средой или при удовлетворении своих потребностей.

К выразительным формам эмоций относятся:

• жесты (движения рук,

• мимика (движения мышц лица,

• пантомимика (движения всего тела,

эмоциональные компоненты речи (сила и тембр, интонации голоса,

• вегетативные изменения (покраснение, побледнение, потоотделение).

Без эмоций и чувств невозможно восприятие окружающего мира. Эмоции и чувства направляют наше внимание на важные события, они готовят нас к определённым действиям и влияют на наш мыслительный процесс. Без эмоционального осознания, мы не в состоянии в полной мере понять нашу собственную мотивацию и потребности, а также эффективно общаться с другими людьми. То, как мы себя чувствуем, влияет на то, как мы думаем и о чём мы думаем. Для людей вокруг важен не только ваш ум и обширные познания, им так же важно то, как вы говорите, насколько с вами приятно просто находиться рядом, насколько вы готовы и умеете взять на себя ответственность, вдохновить, отстоять свою позицию.

Наши чувства и эмоции влияют на здоровье и личную жизнь, на успех в работе, помогают сделать отличную карьеру, добиться успеха практически в любом начинании, но могут и в одночасье все это разрушить. Поэтому умение регулировать собственное эмоциональное состояние одно из важнейших умений в жизни каждого человека. Изменяя эмоции в жизни человека можно изменить и саму жизнь.

В последние годы назрела необходимость в конструировании нового понятия — «Эмоциональный интеллект». В 1990 году американские психологи Питер Саловэй и Джон Майер выпустили статью под названием «Эмоциональный интеллект», которая, по признанию большей части научного сообщества, стала первой публикацией на эту тему.

Эмоциональный интеллект — это способность распознать собственные чувства и эмоции, умение вызвать нужные нам эмоции созидания, управлять разрушительными эмоциями и чувствами; понимать эмоции и чувства других, чтобы выстраивать на основе этого понимания конструктивные взаимоотношения с окружающими.

Основатели модели «эмоционального интеллекта» четыре еёсоставляющие:

1. Точность оценки и выражения эмоций. Это умение представляет собой способность определить эмоции по физическому состоянию и мыслям, по внешнему виду и поведению.

2. Использование эмоций в мыслительной деятельности. Эмоции направляют наше внимание на важные события, они готовят нас к определённым действиям и влияют на наш мыслительный процесс.

3. Понимание эмоций. Эмоции — не случайные события. Их вызывают определённые причины, они меняются по определённым правилам.

4. Управление эмоциями. Эта способность относится к умению использовать информацию, которую дают эмоции, вызывать эмоции или отстраняться от них в зависимости от их информативности или пользы; управлять своими и чужими эмоциями.

Смысл и значение развития эмоционального интеллекта — это выстраивание отношений в любых условиях для того, чтобы быть успешным в современном обществе. Согласно новейшим исследованиям, успешность человека зависит от коэффициента умственного развития (IQ) на 20 процентов, а от коэффициента эмоционального развития – почти на 80 процентов. Человек, не умеющий регулировать свои эмоции, неспособный понимать свои эмоции и эмоции других людей, правильно оценивать реакции окружающих, не может в жизни быть успешным человеком.

Но, ни в коем случае, нельзя недооценивать умственное и логическое развитие человека, если человек не наделен достаточным уровнем IQ, он не только не сможет увидеть проблемы недостаточности своего EQ, но и не сможет его эффективно повысить. Это говорит о взаимозависимости развития умственного и эмоционального развития.

Одним из приоритетных направлений в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» вступившего в силу ФГОС ДО является развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье.

Насколько детям необходимо изучать свой организм и окружающий мир, настолько им также необходимо изучать и свой внутренний мир. Совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни. Поэтому не менее важно, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта,а именно:

• умением контролировать свои чувства так, чтобы они не “переливались через край”;

• способностью сознательно влиять на свои эмоции;

• умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);

• способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;

• умением эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения;

• способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.

Но результаты мониторингов показывают:

• У детей плохо сформированы эмоционально – мотивационные установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым;

• У детей недостаточно выработаны положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе игры;

• У детей недостаточно развиты навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми с ориентацией на метод переживания.

А эти нарушения мешают нормальному психическому, умственному, физическому, эмоциональному развитию ребенка.

И в связи с теми изменениями, которые происходят в российском обществе и образовании, проблема развития социального и эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста в последние годы приобрела особую актуальность.

Читайте также:  Плохо себя чувствую во второй половине цикла

Важно систематизировать развитие социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста. Опыт эмоционального отношения к миру, обретаемый в дошкольном возрасте, по мнению психологов, является весьма прочным и принимает характер установки.

Поэтому перед нами стоит цель:

— Формирование у детей эмоционально – мотивационных установок по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям.

Развитие навыков, умения и опыта, необходимых для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.

Из цели вытекают следующие основные задачи:

— Сообщая детям знания, воспитывать в них такие нравственные качества, как любовь к близким людям, стремление заботиться о них.

Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ, как собственного поведения, так и поступков окружающих людей.

— Воспитывать интерес к окружающим людям, развивать чувства понимания и потребности в общении.

— Формировать у детей умения и навыки практического владения выразительными движениями – мимикой, жестами, пантомимикой.

Развивать самоконтроль в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе самостоятельной деятельности.

— Необходимо сформировать у детей способность распознавать собственные чувства и чувства других людей, чтобы уметь управлять своими эмоциями и поддерживать верный стиль в отношениях.

Модель эмоционального интеллекта предполагает последовательное и параллельное развитиечетырех основных функций:

– самосознание (образ «Я», понимание «психологического устройства» себя);

– самоконтроль (способность совладать со своими чувствами, желаниями);

– социальная чуткость (умение устанавливать контакты с разными людьми);

– управление отношениями (способность к сотрудничеству, умение поддерживать, развивать, укреплять контакты).

Эмоции и чувства, как и другие психические процессы, проходят на протяжении детства сложный путь развития. Поэтому при развитии эмоциональности у детей необходимо учитывать их возрастные особенности.

Ребенок очень восприимчив в дошкольном возрасте к оценке взрослого, он как бы «прощупывает» правильность своего поведения через эту оценку и быстро усваивает, что вызвало положительную реакцию, а что – отрицательную. Это формирует у детей первоначальное различение «хорошо — плохо». Поэтому главное направление в методике в этом возрасте — проявлять по отношению к ребенку любовь, ласку, чаще употреблять ласковые слова, поглаживание, хвалить малыша за каждое проявление доброжелательности (улыбнулся, отдал игрушку, полюбовался цветочком и т. д., обучать способам выражения сочувствия, внимания (погладить плачущего, поблагодарить, попрощаться, поздороваться и т. д.). Нельзя разрешать ребенку проявлять недоброжелательные эмоции по отношению к взрослым и детям и тем более подкреплять эти эмоции действиями.

Средствами воспитания положительных эмоций в дошкольном возрасте являются: сам взрослый, как носитель этих эмоций, вся окружающая ребёнка атмосфера, наполненная доброжелательностью и любовью.

Опыт работы с дошкольниками показывает, что начинать знакомить детей с эмоциями можно с четырехлетнего возраста.

Содержание работы по развитию эмоциональнойсферы может содержать следующие формы и методы:

• комфортная организация режимных моментов. Это организация жизни детей определенные временные периоды, способствующая снятию накопившегося утомления, предупреждающая возможные психоэмоциональные срывы.

• оптимизация двигательной деятельности через организацию физкультурно оздоровительных мероприятий.

Программы физкультурной терапии по своей структуре могут различаться,но четыре основных компонента в них должны быть обязательными:

— Утренняя терапевтическая гимнастика, Цель утренней гимнастики – поднятие мышечного тонуса и создание хорошего настроения ребенка.

— Закаливание. Водные процедуры эффективно воздействуют на психоэмоциональное состояние, снимая стресс и напряжение. Регулярные закаливающие процедуры повышают устойчивость нервной системы человека.

— Терапевтические пешие прогулки. Особенность такой прогулки в том, что во время ее детям задаются определенные психологические требования. На остановках педагог проводит с детьми мини-тренинги, упражнения на психосаморегуляцию состояния, коммуникативно-лингвистические игры, развлекательные, оздоровительные игры и др., смотря по ситуации и местоположению.

— Оздоровительные игры. Игры этой серии предназначены для профилактики утомления, вызванного интенсивными интеллектуальными нагрузками. Физическая и психическая компоненты в оздоровительных играх тесно взаимосвязаны.

• игротерапия (сюжетно-ролевые, коммуникативные и т. д.). Взаимосвязь между игрой и эмоциональным состоянием детей выступает в двух планах, становление и совершенствование игровой деятельности влияет на возникновение и развития эмоций, а сформировавшиеся эмоции влияют на развитие игры определённого содержания.

• Обучающие беседы, рассказ воспитателя.

• Сказкотерапия — современный, органичный природе человека метод передачи жизненно важных знаний, гармонизации личности и развития эмоционального интеллекта.

• Игровые обучающие ситуации, дискуссии, решение ситуативных задач.

• Арт-терапия – представляет собой методику лечения при помощи художественного творчества (рисование, ритмопластика, танец).

• Психогимнастика – один из невербальных методов, который предполагает выражение эмоционального состояния, эмоциональных проблем с помощью движения, мимики, жестов (этюды, мимика, пантомимика).

• Психолого – педагогические проекты («Наши эмоции», «Где живёт радость», «Школа добрых волшебников» и т. д.).

• Посещение комнаты психологической разгрузки.

• Ведение «календаря эмоций» (помогает отслеживать своё эмоциональное состояние в течении дня, недели, искать способы регулирования негативными эмоциями)

• Использование наглядных пособий (фотографии, рисунки, схемы и т. д.).

• Накоплению эмоционального опыта, пониманию эмоций, умению регулировать свои эмоции большую роль играют: чтение художественной литературы, прослушивание музыкальных произведений, дидактические и творческие игры.

Работу над развитием эмоционального интеллекта у дошкольников необходимо проводить в тесном сотрудничестве с родителями своих воспитанников. Воспитатель и родители должны «делать одно дело» — создавать для ребёнка благоприятную, эмоциональную атмосферу, считать его полноправным членом общества, уважать, прислушиваться к его мнению. Дети должны постоянно чувствовать, что родителей тревожат не только их успехи в приобретении различных навыков и умений. Устойчивое внимание родителей к личностным качествам и свойствам детей, к взаимоотношениям со сверстниками, к культуре их отношений и эмоциональных проявлений укрепляет в сознании дошкольников социальную значимость и важность этой особой сферы – сферы эмоционального отношения к другим людям.

Эмоциональное развитие дошкольников в ДОУ Семинар-тренинг для педагогов на тему «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В ДОУ».Цель. Показать важность эмоциональной готовности детей к общению.

Игры, направленные на социально-эмоциональное развитие детей Словесные игры «Назови себя» Цель: учить представлять себя коллективу сверстников. Ход: ребёнку предлагают представить себя, назвав своё.

Эмоциональное развитие ребенка посредством театральной деятельности Огромную, ни с чем несравнимую радость доставляет детям театр, праздничное и радостное представление. Дошкольники очень впечатлительны,.

Тренинговое занятие на эмоциональное развитие «Путешествие в страну Настроение» Цель: Развитие эмоциональной сферы детей. Задачи: 1) Совершенствовать коммуникативные навыки детей; 2) Развивать внимание, память; 3) Обогащать.

Эмоциональное развитие детей раннего и дошкольного возраста Эмоциональное развитие детей раннего и дошкольного возраста Воспитатель: Леднева Инна Петровна 1 слайд Проблема эмоционального развития.

Консультация «Эмоциональное развитие детей раннего возраста» Эмоциональное развитие детей раннего возраста Развитие восприятия, мышления, памяти и внимания неотделимо от развития эмоциональной сферы.

Проект «Эмоциональное развитие дошкольников посредством игровой деятельности» Марий Эл Республикын Туныктыш да шанче министерствыже «Йошкар-Ола» ола округ администрацийын туныктыш викетемже «Йошкар-Оласе 23-шо №-ан.

Эмоциональное развитие дошкольников с помощью рисования Эмоциональное развитие дошкольников средствами рисования. Валитова Лилия Муктесибовна, Александрова Яна Алексеевна, воспитатели МБДОУ.

Консультация «Эмоциональное развитие ребенка школьника» Автореферат (материал для защиты реферата) Выполнила учитель начальных классов Насретдинова Н. Г. ПЕДАГОГИКА Ш. АМОНАШВИЛИ: “Стремясь познать.

Эмоциональное развитие в физическом воспитании дошкольников Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) обязывает нас «обеспечить развитие личности детей дошкольного возраста в различных.

Источник

Оцените статью