Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста
Александрова Светлана
Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста
Новый термин, который привнес ФГОС ДО —эмоциональный интеллект. Что это такое?
В 1990 году Питер Сэловей и Джон Мэйер опубликовали статью «Эмоциональный интеллект» и ввели понятие «эмоционального интеллекта», EI. Одно из определений эмоционального интеллекта, сформулированное этими авторами, звучит как «способность отслеживать свои собственные эмоции и эмоции и чувства других людей, чтобы различать их и использовать эту информацию для руководства своим мышлением и действиями».
Теорию эмоционального интеллекта описал в 1995 году Даниел Гоулман. Он написал первую научно-популярную книгу «Эмоциональный интеллект». Сегодня специалисты, занимающиеся с детьми, отмечают, что только лишь умственный интеллект (IQ) не гарантирует счастья и успеха ребенка в будущем.
Л. С. Выготский еще в 30-ые годы прошлого века отметил, что одной из форм связи между деятельностью воображения и реальностью является эмоциональная связь. «Эмоция обладает, таким образом, как бы способностью подбирать впечатления, мысли и образы, которые созвучны тому настроению, которое владеет нами в данную минуту. Психологи давно подметили тот факт, что всякое чувство имеет не только внешнее, телесное выражение, но и выражение внутреннее, сказывающееся в подборе мыслей, образов и впечатлений. Это явление назвали они законом двойного выражения чувств». [2, c.13].
В настоящее время, заботясь о физическом и познавательном развитии ребенка, взрослые зачастую забывают о важности его эмоционально-личностного развития, которое напрямую связано с психологическим и социальным благополучием ребенка.
Таким образом, проблема развития эмоциональной сферы является актуальной, поскольку в настоящее время учеными, психологами установлено много случаев нарушения развития эмоций у детей дошкольного возраста, а эти нарушения мешают нормальному физическому, умственному, эмоциональному развитию ребенка.
В отношении дошкольников эмоциональный интеллект может быть представлен как основа развития положительной адаптации и социализации в человеческом обществе.
Красивое слово «сензитивный» в переводе с латыни означает «чувствительный». Какой возраст у ребенка является сензитивным для развития эмоционального контакта?
От 0 до 1 года. Ребенок подражает звукам, проявляет очень большой интерес к речи и к эмоциональному общению со взрослым. В этом возрасте он очень хочет говорить, но пока не может этого сделать. Если ребенок был лишен теплого эмоционального контакта (прежде всего, с мамой) – например, дети в Домах ребенка, это уже невосполнимая потеря, и мы упускаем важнейший этап в развитии малыша.
Проблема условий формирования эмоционального интеллекта в детском возрасте изучена такими отечественными исследователями как Ю. Б. Гиппенрейтер, О. А. Путилова, Л. М. Новикова, М. А. Нгуен, Д. В. Рыжов и др. Исследователи сходятся во мнении, что для развития эмоционального интеллекта необходимо организовывать специальные условия.
«В отношении дошкольников эмоциональный интеллект может быть представлен как основа развития положительной адаптации и социализации в человеческом обществе» [2,с. 1]
Эмоциональный интеллект является основой социализации ребенка. Развитие эмоционального интеллекта у ребенка может происходить уже «с пеленок». Для малыша очень важно формирование чувства базового доверия к миру, и мама с самого его рождения должна стараться создать для крохи атмосферу безопасности. Частое ношение на руках, быстрая и позитивная реакция на звуки, издаваемые малышом, телесный и зрительный контакт, колыбельные и разговоры с ребенком уже в младенчестве дают ему понять, что мир открыт и доброжелателен для него. Это является первым условием формирования положительной самооценки и позитивного отношения к окружающим.
Условия формирования эмоционального интеллекта
Фактор первый- познание эмоций, что является важной частью познания мира и себя. Очень важно, чтобы ребенок мог понимать основные, базовые эмоции,такие как: радость, доверие, страх, удивление, счастье, грусть, печаль, гнев, злость, стыд, интерес.
Не столь важно, чему мы учим детей, сколь то, какой пример мы показываем. А самый важный пример – это умение быть счастливым.
Фактор второй – сенсорные системы. Это система органов чувств, или анализаторов, позволяющая осуществлять чувственное познание, получать информацию об окружающем. (Зрение, слух, вкус, обоняние, осязание дают сведения об окружающем в виде ощущений, восприятий, представлений).
Упражнение: «Коробочка эмоций»
Полезно создать в воображении свою коробочку счастья. «Сложите» в коробочку все, что ассоциируется у вас со счастьем визуально, на слух, вкус, обоняние и осязание. А затем создайте такую же коробочку вместе со своим ребенком, подробно обсуждая с ним его эмоции.Пример: «счастье» -какая ассоциация, образ, картина возникает.
Зрение (визуальное представление) — счастливая улыбка ребенка.
Слух (слуховое восприятие) — шум морской волны.
Вкус (вкусовое ощущение) — сладкая клубника.
Обоняние: запахи аромата леса после дождя.
Осязание: объятия любимого человека.
Фактор третий – чтение книг, сказок. Привить любовь к книгам. Показать насколько интересен мир фантазии. Такой подход развивает воображение, расширяет словарный запас, но самое главное — с помощью сказки ребенок лучше начинает понимать свои и чужие эмоции. Использование художественной литературы — мир словесного искусства несет в себе безграничные возможности для формирования эмоциональной сферы дошкольника. Потешки, сказки, вызывают эмоциональный отклик, уча сопереживать, выражать собственные чувства мимикой, жестами, словами, побуждают дать эмоциональную оценку словам и действиям героев (веселый, грустный, злой, радостный).
Фактор четвертый – использование музыки, изобразительной деятельности. Вслушиваясь в слова и музыку песен, ребенок приобретает первоначальные понятия настроения музыки, приобретает опыт передачи чувств музыкальными средствами. Изобразительная деятельность (рисование, лепка) — использование цветовой гаммы, создание образов, отражающих настроение и впечатления ребенка. Использование нетрадиционных техник рисования (рисование пальцами, тампонирование, рисование по сырой бумаге, мимики в чувствах, пантомимики в рисунках, кляксография и др.)
Фактор пятый –подвижные игры. Движение — это жизнь, поэтому спорт для детей важен как кислород. Подвижные игры — высокая эмоциональная насыщенность подвижных игр позволяет использовать их для воспитания детей бодрыми, жизнерадостными. Они доставляют детям радость, чувство удовольствия, вызывают интерес, захватывают воображение, побуждают к творческому выполнению игровых действий.
Фактор шестой – общение. Совершенствование эмоциональной сферы позволяет ввести в обиход ребенка установленные формы вежливого общения (здороваться, благодарить, просить прощение).
С самого раннего возраста важно приучать ребенка к коллективным занятиям — имеется в виду опыт общения вдвоем или втроем. В семье — это совместная уборка или творчество. С гостями — это пара интересных игр для двух или трех детей. Именно в общении с детьми происходит практическое освоение чувств и эмоций. Контактируя со сверстниками, ребенок учится определять настроение окружающих, их отношение к нему и, конечно, распознавать эмоции, вызванные различными ситуациями.
Согласно новейшим исследованиям, успешность человека зависит от коэффициента умственного развития на 20 процентов, а от коэффициента эмоционального развития – почти на 80 процентов. Некоторые исследования показывают, что эмоциональный интеллект связан также и со способностью человека чувствовать себя счастливым. Детки с развитым эмоциональным интеллектом имеют более высокую самооценку, они уверены в себе, быстро адаптируются к новым обстоятельствам, следуют принятым правилам поведения в обществе, успешнее обучаются и пользуются популярностью у своих товарищей, одноклассников.
1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте:Психологический очерк: Кн. для учителя. – 3-е изд. – М. : Просвещение. 1991. – 93 с.
2. Ленкина В. О, Огир А. А., Вартанян О. В., Борохович Л. Ю. Способы развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №13. — С. 569-571. — URL https://moluch.ru/archive/147/40819/ (дата обращения: 09.08.2018).
Фотоотчет. Семинар «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста» ФГБОУ ВО «Набережночелнинском государственном педагогическом университете» Институте дополнительного профессионального образования я учавствовала.
Картотека игр для развития эмоционального интеллекта Картотека игр для развития эмоционального интеллекта. Каждую минуту мы ощущаем какие-то эмоции. Они влияют на наше поведение, помогают понимать.
Видоотчет «Развитие у детей эмоционального интеллекта» Видео Увидела на страницах сайта сообщение о конкурсе Л. С. Выготского, проводимом компанией Рыбаковфонд, и решила тоже поделиться рассказать.
Консультация «О вопросе эмоционального интеллекта дошкольников» Период дошкольного детства по праву считается общезензитивным в плане высокого личностного развития. В этот период интенсивно развиваются.
Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста ГБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 8 ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Научная публикация на тему: Особенности эмоционального развития детей дошкольного.
Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста с помощью мнемотаблиц Л. М. ДЖУМАГАЗИЕВА, Н. А. ЗЮЗИНА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Эмоциональное.
Рекомендации по развитию эмоционального интеллекта Рекомендации по развитию эмоционального интеллекта Эмоциональная жизнь — это сфера, с которой можно и нужно обращаться так же искусно.
Семинар «Развитие эмоционального и социального интеллекта детей дошкольного возраста» РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного.
Эмоциональный интеллект и жизненный успех. Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников Эмоциональный интеллект и жизненный успех. Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста. Вся наша жизнь — непрерывный.
Значение эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста Значение эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших.
Источник
Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста
марина костенко
Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста
Эмоции (от лат. Emovea — потрясаю, волную) — состояние, которое возникает у человека в процессе взаимодействия с окружающей средой или при удовлетворении своих потребностей.
Без эмоций и чувств невозможно восприятие окружающего мира. Эмоции и чувства направляют наше внимание на важные события, они готовят нас к определённым действиям и влияют на наш мыслительный процесс. Без эмоционального осознания, мы не в состоянии в полной мере понять нашу собственную мотивацию и потребности, а также эффективно общаться с другими людьми.
Наши чувства и эмоции влияют на здоровье и личную жизнь, на успех в работе, помогают сделать отличную карьеру, добиться успеха практически в любом начинании, но могут и в одночасье все это разрушить.
Поэтому умение регулировать собственное эмоциональное состояние одно из важнейших умений в жизни каждого человека.
В последние годы назрела необходимость в конструировании нового понятия — «Эмоциональный интеллект». В 1990 году американские психологи Питер Саловэй и Джон Майер выпустили статью под названием «Эмоциональный интеллект».
Эмоциональный интеллект (EQ-показатель эмоционального интеллекта человека) — это способность распознать собственные чувства и эмоции, понимать эмоции и чувства других людей, чтобы выстраивать на основе этого понимания конструктивные взаимоотношения с окружающими.
Благодаря эмоциональному интеллекту мы понимаем, почему в конкретной ситуации почувствовали, например, раздражение и повели себя неким образом.
Основатели модели «эмоционального интеллекта» Д. Майер и П. Сэловей выделяют четыре еёсоставляющие:
1. Управление эмоциями. Мы чувствуем эмоции в каждый момент жизни. Они сопровождают и часто определяют наши поступки, отношения с близкими и коллегами. Если мы не понимаем, как именно наши эмоции могли повлиять на наши мысли или действия, мы будем делать много необдуманных поступков, будем обижаться и чувствовать вину, будем постоянно иметь дело с неоправданными надеждами (допустим, у ребенка отобрали любимую игрушку. В ответ он начинает кричать, плакать, может даже лезть в драку. Почему? Потому что он испытывает эмоции – обиду, грусть, злость.
Когда ребенок не понимает своих чувств, он начинает просто реагировать на ситуацию. Однако, когда он понимает, что чувствует, то начинает «решать». Ребенку, как и любому взрослому, прежде чем начать исправлять, нужно понять свое отношение к произошедшему.
Когда ребенок знает себя – свои реакции на различные события, предпочтения, когда понимает свое настроение и отношение к происходящему, ему становится гораздо легче регулировать свое поведение.
2. Понимание того, почему у меня возникают именно эти эмоции и именно в этой ситуации. То есть умение устанавливать причинно-следственные связи между обстоятельствами и эмоциями. Это помогает либо избавиться от причины (а не эмоции, которая есть следствием, либо реально подготовиться и настроиться, что во многом уменьшит силу эмоциональной реакции, которая возникла.
3. Ответственность за свои эмоции. Как часто мы слышим «Он меня обидел» или «Меня ничего не радует». Родители склонны перекладывать ответственность на детей за свои эмоциии чувства на ребенка: «Ты обидел маму» или «Папа рассердился из-за тебя». Часто мы ищем внешние источники улучшения настроения. На самом деле, только мы сами решаем, какие эмоции чувствовать в этот самый момент, реагировать ли на обидные слова ребенка, злится ли на ребенка. Хотите обижаться – обижайтесь, злиться – злитесь. Никто не может вызвать у нас какие-либо эмоции, если мы сами того не захотели.
4. Понимание эмоций и чувств других людей и уважение к ним, либо эмпатия. Именно эмпатия во многом помогает создать гармоничные отношения. Важно понимать, что наше поведение или слова могут обидеть другого человека или он может неправильно их понять. Понимая эмоции другого человека, мы можем оказать эмоциональную поддержку, найти подход.
Развитие эмоционального интеллекта помогает безопасно проходить неприятные эмоции и переключаться на более приятные, находить радость даже в мелочах.
Это вовсе не означает, что человек с высоким EQ никогда не грустит, не злится, не расстраивается. Он просто может адекватно выйти из этого состояния, не сделав «плохо» ни себе, ни тем, кто вокруг. В идеале, родители должны этому учить детей с самого маленького возраста.
В чем смысл и значение развития эмоционального интеллекта?
Это выстраивание отношений в любых условиях для того, чтобы быть успешным в современном обществе. Согласно новейшим исследованиям, успешность человека зависит от коэффициента умственного развития (IQ) на 20 процентов, а от коэффициента эмоционального развития – почти на 80 процентов. Человек, не умеющий регулировать свои эмоции, неспособный понимать свои эмоции и эмоции других людей, правильно оценивать реакции окружающих, не может в жизни быть успешным человеком.
Конечно, ни в коем случае, нельзя недооценивать умственное и логическое развитие человека, если человек не наделен достаточным уровнем IQ, он не только не сможет увидеть проблемы недостаточности своего EQ, но и не сможет его эффективно повысить. Это говорит о взаимозависимости развития умственного и эмоционального развития.
Как писал Дэвид Карузо, очень важно понимать, что «эмоциональный интеллект — это не противоположность интеллекту, не триумф разума над чувствами, это уникальное пересечение обоих процессов».
Итак, развитие общества, государства зависит от количества успешных людей, живущих в этом государстве. Модернизация российского образования в качестве одной из основных целей предполагает воспитание личностей, которые способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, креативностью. А дошкольное образование – база становления ребёнка, как личности.
Как мы знаем, одним из приоритетных направлений в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» вступившего в силу ФГОС ДО является развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье.
Насколько детям необходимо изучать свой организм и окружающий мир, настолько им также необходимо изучать и свой внутренний мир. Высокий уровень развития логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни. Поэтому не менее важно, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта,а именно:
1. умением контролировать свои чувства так, чтобы они не «переливались через край»;
2. способностью сознательно влиять на свои эмоции;
3. умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);
4. способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;
5. способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.
Но результаты мониторингов показывают:
У детей слабо сформированы эмоционально – мотивационные установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым;
У детей недостаточно выработаны положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе игры;
У детей недостаточно развиты навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми с ориентацией на метод переживания.
А эти нарушения мешают нормальному психическому, умственному, физическому, эмоциональному развитию ребенка.
Таким образом, в связи с теми изменениями, которые происходят в российском обществе и образовании, проблема развития социального и эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста в последние годы приобрела особую актуальность.
Поэтому перед нами стоит определенные задачи по развитию эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.
Для ребёнка развитый эмоциональный интеллект – основа успешного и, главное, счастливого будущего.
Детям особенно сложно понять весь яркий спектр чувств и эмоций, разобраться с разочарованиями и сомнениями, поражениями и даже с победами. Ребёнок с развитым эмоциональным интеллектом в любой ситуации сделает для себя правильные выводы, и, напротив, ребёнок со слаборазвитыми социальными навыками и низким интеллектом может уйти в себя, стать закомплексованным, скованным в общении или даже агрессивным.
Этого не случится, если начать развивать эмоциональный интеллект в самом раннем возрасте.
Опыт работы с дошкольниками показывает, что начинать знакомить детей с эмоциями можно с четырехлетнего возраста.
Программа по развитию эмоционального интеллекта дошкольников состоит из трех блоков.
Первый блок — направлен на знакомство детей с базовыми эмоциями, обучение их вербальному и невербальному выражению через ролевые образы; умение различать оттенки настроений, их соотнесение с определённым состоянием человека, сказочного персонажа, ролевого образа; осознание и понимание детьми собственных эмоций и других людей.
Второй блок — формирование у детей навыков вербального и невербального продуктивного взаимодействия с окружающими, обмен ролями партнеров по общению, оценку эмоций и принятие позиции другого; моделирование эмоционально значимых ситуаций, стимулирующих детей к пониманию причин эмоциональных проявлений участников и выбор оптимальных способов поведения.
Третий блок — направлен на обучение детей эмоциональному проживанию игровой ситуации различного модального содержания (радостного, печального и т. д., произвольному выражению эмоций, открытому проявлению эмоций социально приемлемыми способами, конструктивным способам управления собственным поведением и эмоциональным состоянием; овладение навыками самоконтроля и саморегуляции; вовлечение в ситуации самостоятельного принятия решения.
Как развивать эмоциональный интеллект и научить этому ребенка?
1. Развивать свой собственный EQ.
Мы воспитываем не словами, а действиями.Не получится так: «Сын, я терплю, терплю, а потом как сорвусь на всех, но ты таким не будь, ты должен вести себя иначе».
Для того, чтобы научиться управлять своими эмоциями, для начала надо научиться их распознавать и проговаривать. Поэтому сначала мы учим ребенка называть то, что сейчас чувствуем с позиции «Я»: «Я злюсь», «Мне неприятно», «Я радуюсь». Пока ребенок еще не разговаривает, мы озвучиваем его эмоцию: «Ты злишься», «Ты обиделся», «Тебе неприятно»,а не свою: «Меня обидели», «Ты меня разозлил».
2. На следующем этапе мы учим определять причинно-следственные связи между событиями, что произошли, своими эмоциями и действиями.Здесь уже идет анализ: «Я разозлилась, потому что… И поэтому я…» — вот полная картина.
С детьми можно обсуждать различные ситуации: реальные и из историй, книг, мультиков. Читая сказки, необходимо обратить внимание на настроение, эмоции, мысли, действия героев.
3. На последнем этапе мы находим альтернативный способ поведения или реакции, путь или возможность выхода из ситуации, которая сложилась.
— нарисуйте «когда я злюсь», «когда я радуюсь», «я – счастливый», «мне грустно»;
— картинки с эмоциями (для детей и родителей).
1. Андреева И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта. // Вопросы психологии, 2007,-N 5. (С. 57-65).
2. Изотова Е. И. Амплификация эмоционального развития детей в условиях дошкольного учреждения. // Психолог в детском саду, 2007, -N 1. (С. 57-74).
3. Нгуен Минь Ань. Развитие эмоционального интеллекта. // Ребенок в детском саду, 2007,- N 5. (С. 80-87).
4. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. / Под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверович. – М. : Педагогика, 1986.
Источник