Допускают ошибки чаще сотрудники с каким темпераментом
Знание типологии темпераментов необходимо руководителю для того, чтобы понимать и развивать достоинства своих сотрудников, а также предвидеть возможные сложности.
Конечно, темперамент не является главным фактором, который определяет успешность сотрудника, однако он существенно влияет на скорость работы, на способность подстраиваться к изменяющимся условиям работы и на коммуникативные способности.
Типы темперамента
Прежде всего, важно понимать, что типы темперамента разделяются по двум критериям: степень эмоциональной устойчивости и экстраверсия-интроверсия.
Степень эмоциональной устойчивости говорит нам о том, насколько человек способен преодолевать состояния чрезмерного эмоционального возбуждения и сохранять ровный эмоциональный настрой. Наибольшая эмоциональная устойчивость у сангвиников и флегматиков, а наименьшая – у меланхоликов и флегматиков. Это означает, что последним двум типам тяжело сохранять эмоциональное равновесия, они подвержены частым перепадам настроения, их работоспособность сильно зависит от внешних факторов.
Критерий экстраверсия – интроверсия говорит нам об общей направленности сотрудника: он может быть направлен на общение с окружающим миром(экстраверт) или же он может быть в большей степени сосредоточен на своем внутреннем мире (интроверт). Естественно, наилучшим образом для работы в розничной сети более подходят экстраверты.
Этот тип людей получает удовольствие от общения с людьми, они лучше понимают окружающих и имеют, как правило, более развитые навыки общения. Интроверты реже показывают себя успешно в продажах, так как часто постоянное общение их утомляет, вызывает эмоциональный дискомфорт. В жизни они, как правило, избегают общения с новыми, незнакомыми людьми, допуская в круг общения только небольшое количество проверенных друзей.
Особенности сангвиников
- Жизнерадостный, чаще всего в ровном хорошем настроении. Перепады настроения не свойственны.
- Темп речи быстрый, движения быстрые. Сангвиников часто характеризуют словом «расторопный, сообразительный, активный, шустрый». Производит хорошее впечатление на значительную часть клиентов.
- Информацию усваивает быстро, без серьезных усилий. Однако может быстро терять интерес к изучаемой теме или учить поверхностно.
- Сангвиники легко воспринимают перемены (новое руководство, стандарты, товар).
- Сангвинику не свойственна педантичность, часто он может забывать о мелочах, стараясь выполнять только самое важное/строгое.
Важно знать при работе с сангвиниками:
- Это потенциально самый подходящий тип для салонов с оживленной торговлей и большим количеством клиентов.
- Необходимо контролировать качество знаний товаров, так как сангвиник часто не считает нужным изучать их подробно и глубоко, надеясь «заговорить» покупателя. Его частые фразы: «я что-нибудь расскажу», «язык у меня подвешен, что-нибудь придумаю».
- Необходимо поддерживать интерес к обучению и работе, так как сангвиники могут быстро потерять интерес к деятельности. Это те самые ситуации, когда успешный изначально стажер теряет активность, понимая, что это слишком скучная и трудоемкая работа.
Особенности холериков
- Очень активные сотрудники, с первого взгляда имеют много общего с сангвиниками. Их отличием является большая эмоциональность, и склонность к перепаду настроений. Это те сотрудники, которые могут неожиданно резко отреагировать на замечание старшего продавца или покупателя.
- Холерики чрезвычайно активны и эмоциональны. Это может быть как плюсом (активность в продажах, инициативность), так и минусом (конфликтность, обидчивость). В данном случае большое значение будет иметь мотивация и степень самоконтроля сотрудника.
- Также как и сангвиник, быстро осваивает новый материал, и точно также может быстро терять к нему интерес.
- Холерики легко воспринимают перемены (новое руководство, стандарты, товар).
Важно знать при работе с холериками:
- Этот тип также является подходящим для работы в сфере обслуживания, при учете того, что холерик будет контролировать свою эмоциональность.
- Управляющему также необходимо контролировать качество знаний сотрудника, и, кроме того, манеру общения с коллегами и покупателями в целях профилактики возможных конфликтов.
- Реакции холериков не только сильно эмоционально окрашено, но и часто носят кратковременный характер. То есть, ему свойственно менять свои решения и мнения о людях. Он может в ответ на ваше замечание пообещать уволиться, а позже забыть об этом. Или он может нагрубить коллеге, а через некоторое время дружелюбно общаться с ним.
Особенности меланхоликов
- Меланхолики являются интровертами, то есть, для них более приоритетен их внутренний мир, нежели общение с окружающими. Они часто молчаливы, немногословны. Могут уставать от долгого общения. Им тяжело предлагать сложный комплекс или проводить подробные экскурсии.
- Они ранимы, часто обижаются на замечания окружающих, тяжело переносят негативных покупателей. При этом свои чувства они часто не озвучивают, а подолгу переживают их внутри себя. Коллегам часто сложно понять чувства меланхоликов, так как они не склонны рассказывать то их тревожит.
- Меланхолики обладают низким темпом речи, движения плавные, неспешные. Данные сотрудники в большей степени подходят для салонов, в которых небольшая проходимость и скорость обслуживания не важна.
- Они долго усваивают новый материал, при этом им часто свойственно желание изучать все максимально подробно и точно, что также увеличивает сроки изучения.
- Исходя из вышесказанного, меланхолики испытывают значительные сложности в должности продавца-кассира. Однако, они могут и добивать успехов, при должной степени мотивации и подходящих личностных качествах (сопереживание, желание помочь покупателю).
- Меланхолики тяжело воспринимают перемены (новое руководство, стандарты, товар), им требуется время, чтобы привыкнуть.
Важно знать при работе с меланхоликами:
- Материал необходимо давать в строгой последовательности, в полном объеме с развернутыми объяснениями. Если сотрудник что-то не понял, нужно вернуться и еще раз подробно ответить на его вопрос.
- Меланхоликам, как правило, требует более время на изучения материала, чем двум вышеописанным типам, однако их знания более прочные.
- Меланхоликам на первых порах в большей степени требуется постоянное поощрение и моральная поддержка.
- Нужно быть аккуратными в замечаниях и критике, формулируя их максимально точно и конструктивно.
Особенности флегматиков
- Флегматики также являются интровертами, однако они эмоционально стабильны, то есть не подвержены перепадам настроения. Такое сочетание качеств часто выглядит со стороны как равнодушие флегматика и его незаинтересованность в происходящем. Он не стремится к общению, малоэмоционален, без явного внимания воспринимает замечания и критику.
- Флегматики достаточно долго осваивают информацию и нововведения. Однако, делают это качественно и педантично.
- Исходя из описанных выше качеств, можно сделать вывод, что флегматиков можно достаточно редко встретить в продажах. Однако, при должном желании они могут добиваться успехов.
- Преимуществом флегматиков будет стрессоустойчивость и способность сохранять самообладание.
Важно знать при работе с меланхоликами:
- Материал необходимо давать в строгой последовательности, в полном объеме с развернутыми объяснениями. Если сотрудник что-то не понял, нужно вернуться и еще раз подробно ответить на его вопрос.
- На флегматиков в меньшей степени влияют эмоциональные замечания и резкая критика. Спокойное и подробное разъяснение сути ошибки с последующим строгим контролем выполнения будут более эффективны.
Скорость обучения | Глубокое изучение товаров и услуг | Скорость работы | Эмоциональная устойчивость | Быстрая адаптация к новым условиям |
Сангвиник | √ | √ | √ | √ |
Холерик | √ | √ | √ | |
Меланхолик | √ | |||
Флегматик | √ | √ |
Умение распознать описанные выше типы темперамента поможет принять вам правильное решение при подборе сотрудников, а также выбрать правильную стратегию их обучения и адаптации. Кроме того, вы сможете заранее прогнозировать степень успешности того или иного сотрудника, исходя из реалий вашего бизнеса.
Источник
Влияние темперамента в рабочем коллективе
Темперамент отражает жизненный темп человека, проявляющийся в походке, жестикуляции и скорости речи, динамике принимаемых им решений, а также в продуктивности работы и выполнении поставленных задач.
Например, подвижность и реактивность сангвиника может быть полезной, если работа требует от него частой смены действий, перехода от одного ритма жизни к другому. Флегматики же отличаются особой пунктуальностью. Они умеют соблюдать однажды принятый распорядок, тщательно планируют свою деятельность и ведут ее педантичный контроль.
Меланхолики охотнее выполняют более простые действия. Они меньше устают и раздражаются от однообразия ежедневной рутины. С другой стороны, сангвиники и холерики не терпят, когда их функции строго регламентированы, и не допускают индивидуальности принятия решений. Изменение способов работы позволяет людям с таким темпераментом добиваться больших результатов с небольшим числом совершаемых ошибок.
В связи с этим даже составлять рабочие инструкции необходимо с учетом разных типов темперамента: для одних — подробные, детальные, а для других — обобщенные, с минимальным числом указаний.
В нормальных условиях темперамент проявляется только в особенностях индивидуального стиля деятельности. В экстремальных же ситуациях влияние темперамента возрастает: заученные и предварительно усвоенные формы поведения в коллективе становятся неэффективными, требуется дополнительная мобилизация организма, чтобы справиться с неожиданными воздействиями. Так, в провоцирующей ситуации холерик реагирует непосредственно вслед за раздражителем. Он мобилизуется мгновенно, дает вспышку в виде аффекта, гнева. У флегматика же в экстремальной ситуации идет процесс накопления раздражения, поэтому вспышка гнева может быть существенно отодвинута от провокации по времени. Он как бы опаздывает с ответом на реплику или поступок коллеги. Ответ на первое обращение может последовать после второй или даже третьей реплики — это затрудняет общение и порождает взаимное непонимание.
Состояние неопределенности больше всего угнетает холериков и меланхоликов. Флегматики же переносят ее легко, но они плохо переключаются, мало отвлекаются, долго привыкают к новой обстановке, что может выглядеть со стороны как равнодушие к окружающим.
Стиль общения в коллективе следует строить с учетом темперамента собеседников: с холериками и меланхоликами предпочтительна индивидуальная беседа и косвенные предъявления требований: дайте им совет или намек. Публичное порицание вызовет взрыв у холерика, а меланхолика глубоко обидит и придаст подавленность и неуверенность в себе. С флегматиком не настаивайте на немедленном выполнении требований — ему необходимо время. Сангвиник лучше воспримет ваше замечание в виде шутки.
Деятельность холерика контролируйте как можно чаще. Любой его проступок осуждайте справедливо и требовательно. Перед сангвиником непрерывно ставьте новые задачи, которые требовали бы от него сосредоточенности и напряжения. Флегматика надо заинтересовать: вовлеките его в активную деятельность. Ему нужны задания на длительный период, без быстрого переключения с одной задачи на другую. В отношении меланхолика недопустимы резкость, грубость и ирония. О его проступках с ним лучше говорите наедине. К нему следует проявлять индивидуально подчеркнутое внимание: похвалите его за успехи, проявленные решимость и волю.
Таким образом, зная темперамент сотрудников и коллег, можно грамотно сформировать рабочую группу, а следовательно, добиться больше отдачи от вложенных усилий в рабочий процесс.
Источник
Темперамент и работа
Знаете ли вы, какой тип темперамента у вашего коллеги? Если к завтрашнему утру нужно подготовить презентацию, почему коллега-холерик чуть ли не обрадуется, а коллега-меланхолик будет в ужасе? Знайте своих коллег, и ваша жизнь в офисе упростится, а успехи умножатся.
Немного теории. Темпераментом называют врожденные особенности нервной системы человека. Люди с разными типами темперамента совершенно по-разному могут реагировать эмоционально и поведенчески на одну и ту же ситуацию.
Еще в институте, при изучении темпераментов, схема Г. Айзенка мне казалась наиболее наглядной. Согласно его теории, темпераменты располагаются на системе координат с двумя шкалами:
Интроверсия — Экстраверсия
Стабильность — Нестабильность (нервной системы)
Интроверсия:
фокусирование на внутреннем мире и поиск ответов внутри себя, через общение с собой. Крайне интровертные люди предпочитают узкий круг общения, индивидуальные задания, а не работу в группе.
Экстраверсия:
фокусирование на внешнем мире и поиск ответов через общение с другими людьми. Крайне экстравертные люди предпочитают широкий круг знакомств и командные задания.
Стабильная нервная система: с такой нервной системой человек относительно легко контролирует свои эмоции, не отвлекается на слабые раздражители, легко приходит в себя после потрясения.
Нестабильная нервная система:
с такой нервной системой человек слабо контролирует свои эмоции, реагирует на любые раздражители даже незначительные, долго переживает из-за любых потрясений.
Теория, это конечно, хорошо, скажете вы. Но как же определить, какой темперамент у ваших коллег? На самом деле, это легко — достаточно понаблюдать, как они ведут себя в любой ситуации. Правда, особенно ярко темперамент проявляется в неожиданной, стрессовой ситуации. Вот такую мы сейчас и разберем.
Представьте, вы сидите за своим компьютером и наблюдаете, как мимо вас идет ваш коллега. Вы думаете «Интересно, какой темперамент у Васечкина?» И буквально через секунду возникнет ситуация, благодаря которой вы сразу ответите на свой вопрос. Васечкин несет кофе, а из-за угла выныривает другой коллега Всеерундайко, уткнувшись в телефон. Он не замечает Васечкина, наталкивается на него и кофе проливается на вашего испытуемого. Как отреагирует Васечкин?
Васечкин-Холерик:
Тут же покраснеет от злости, и не сдержавшись, выругается «Пииип (здесь не литературное слово), Всеерундайко, куда вот ты несешься? Упулился в свой телефон, Пииип (опять ругается)! У меня встреча через час!» Всеерундайко извиняется. Через 10 секунд Васечкин говорит «Ладно, ладно, не конец света. Нужно срочно что-то придумать, не идти же на встречу в этой рубашке! Побегу в ближайший магазин за новой, за час управлюсь. Не надо мне твоих денег. С тебя бизнес-ланч!» Убегает, только его и видели. Через час на встрече в новой рубашке.
Вывод: если ваш коллега — холерик, то он Экстраверт с нестабильной нервной системой. Вы увидели, что он:
Очень эмоциональный и вспыльчивый
Может быть агрессивным
Отходчивый и вспышки гнева быстро проходят
Быстро принимает решения и также быстро начинает действовать
Общительный и открыт к любым контактам
Васечкин-Флегматик:
Несколько секунд стоит, замерев. Потом голосом, ровным и негромким, как у ослика Иа из мультика про Винни-пуха (ослик, кстати, тоже флегматик): «Что ж, сегодня видимо не мой день». Тихо вздыхает. «Пойду в туалет оттирать пятно. Пока не высохло, его возможно оттереть». На предложение Всеерундайко пойти в ближайший магазин за рубашкой, отвечает «Зачем? Пятно можно оттереть. Пока мы будем ходить по магазинам, пропущу встречу, это недопустимо». Уходит в сторону туалета неспешным шагом. Весь час до встречи проводит в туалете, тщательно отчищая пятно.
Вывод: если ваш коллега — флегматик, то он Интроверт со стабильной нервной системой (полный антипод Холерика). Вы наблюдали, что он:
Эмоции держит при себе, его сложно вывести из себя
Перфекционист, качество — превыше всего
Требовательный к себе, ответственный
НЕ гибкий в решениях — с большим трудом меняет свое мнение
Работает и думает не спеша, но основательно
Васечкин-Сангвиник:
после столкновения реагирует сразу «Вот те раз! Авария на рабочем месте! Всеерундайко, Вы нарушаете правила передвижения по офису!» На извинения Всеерундайко похлопывает его по плечу «Да ладно, с кем не бывает! Одна только небольшая проблемка — через час встреча, а я в таком виде!» Всеерундайко предлагает сходить в ближайший магазин за новой рубашкой. Отвечает, не задумываясь «О, отличная идея! Пойдем, пойдем! По дороге заодно я тебе расскажу, как мы вчера с ребятами в футбол поиграли!» Окрикивает проходящего мимо коллегу «Рамочкин, мы в магазин. Пойдем с нами, поболтаем!» На встречу опаздывает, слишком увлекшись примеркой и общением с коллегами.
Вывод: если ваш коллега — сангвиник, то он Экстраверт со стабильной нервной системой. Вы наблюдали, что он:
НЕ склонен к сильным эмоциональным всплескам
Оптимист, с веселым нравом, жизнерадостный
Легок на подъем — быстро забывает неприятности
Общителен, легко сходится с людьми
Увлекшись, может проявить необязательность
Васечкин-Меланхолик:
на лице ужас от случившегося: краснеет, глаза округляются, пытается отряхнуться: «О нет! Что же мне теперь делать? Такое пятно! Кофе не оттирается!» На извинения Всеерундайко отвечает «Нет-нет, я сам виноват. Нужно быть аккуратнее с горячим кофе». Вежливо отклоняет предложение Всеерундайко пойти с ним в магазин, предпочитая сходить один. Через пять минут возвращается, так как забыл взять кошелек.
Вывод: если ваш коллега — меланхолик, то он Интроверт с нестабильной нервной системой (полный антипод Сангвиника). Вы наблюдали, что он:
Очень переживает из-за неудач и ошибок
Стресс сильно выбивает из колеи, становится рассеян
С трудом контролирует свои эмоции
Самокритичен, чаще не уверен себе
Малообщителен и чаще сторонится других
Кстати, сверхчувствительные люди чаще всего обладают меланхоличным темпераментом. Однако и холерики, и флегматики, и смешаные типы среди них встречаются. Уверена, сангвиников среди людей-орхидей нет (более подробно о феномене высокочувствительных натур читайте на моем сайте).
Допустим, вы научились определять темперамент своих коллег. Что же теперь делать с этими познаниями? Конечно, активно пользоваться ими! Зная, кто ваши коллеги, вам легче предугадать их реакции на любые ситуации. Это позволит более грамотно выстраивать с ними отношения и вести совместную деятельность.
Очевидно, что не стоит обрушивать на Меланхолика вечером новость о том, что завтра утром нужен отчет в 50 слайдов. Он так разнервничается, что пользы от него будет мало. А вот Холерику такую новость вполне можно преподнести. В глубине души он будет даже рад — ведь маловыполнимые и трудные задачи для него как наркотик. Есть куда деть свою безудержную энергию!
Я вспоминаю свою бывшую коллегу Холерика, которая искренне делилась со мной: «Я просто обожаю, когда в процессах, за которые я отвечаю, что-то ломается и идет не так! Это такой кайф бегать по офису, отдавать распоряжения и видеть как несущийся под откос поезд вновь возвращается на свои рельсы!» В общем Холерики очень хороши в ситуациях, когда нужно срочно потушить пожар.
Кстати, если у Меланхолика достаточно времени на написание отчета, он сделает это старательно и с вдохновением! Согласитесь, не каждому человеку хватит вдохновения на длительную работу.
А допустим, зная, что ваш коллега Флегматик, вы понимаете, что он хорош в качественной проработке деталей и еще тот правдолюб! Поэтому именно ему доверите провести аудит какого-нибудь процесса — от его ока не ускользнет ни одна ошибка или злоупотребление.
А вот если ваш коллега Сангвиник, то значит чувствует себя, как рыба в воде, в командных мероприятиях. Тогда будет уместно доверить ему провести мозговой штурм или командное соревнование на лучший план недели.
Знание — это сила. Чем лучше вы знаете людей, тем больше у вас шансов выстроить эффективные рабочие отношения. Тогда командная работа будет плодотворнее, и вы добьетесь лучших совместных результатов!
Источник