Домокош варга радости родительских забот

Семеро по лавкам

Книга многодетного отца превращается в документальный семейный опыт.
Павел Филонов. Крестьянская семья (Святое семейство), 1914. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Домокош Варга. Семь Я / Пер. с венгр. Т.Воронкиной. – М.: Время, 2007. – 480 с. (Документальный роман)

В свое время Домокош Варга (1922–2002) был не только венгерским писателем, совершенно неизвестным в России, но и отцом большого семейства, о чем позже сочинил две книги: «Сорвиголовы» и «Радости родительских забот» (последняя, выйдя у нас в 1981 году, пользовалась, по словам издателей, «широчайшей и заслуженной популярностью»). Другой сборник в прошлом году был впервые переведен на русский язык. Сегодня оба произведения объединены в книгу «Семь Я».

Это не семейная сага, не роман в рассказах (хотя тут не без общих мотивов, герои по-сэлинджеровски кочуют из одной истории в другую, попутно взрослеют, ума набираются, но размах писательского пера не романный, нет в книге нужной глубины).

Но есть другое. Варга пишет, не побоюсь этого измыленного слова, о ценностях, тех самых, что сегодня не в моде. Семья для него есть смысл бытия человеческого, микрокосмос, делатель и хранитель которого – отец. Мать (кстати, в книге пишется с большой буквы, явно с намеком на Прародительницу) ему тут помощница и опора. Знай рожает одного за другим.

В этом мирке, как водится, свои заповеди, первая гласит: «родителям должно одинаково любить всех отпрысков, сызмала приучать их все радости-горести делить поровну, не надеясь на поблажки». Книга написана в духе перерожденной Наташи Ростовой, с трепетом и любопытством разглядывающей испачканные пеленки.

Ах, маленький Анриш, точно знаменитый Эмиль из Леннеберге, проглотил флорин, наверное, монетка встала ребром в желудке, оттого-то мальчика тошнит, надо бы дать касторового масла или отвезти к врачу. Сорванец Гергё опять набедокурил, не послушался родительского наказа и сбежал со двора через дыру в заборе. А месячная Панни «кривит ротик, начинает всхлипывать», естественно, оттого, что она все понимает! И о чем только плачет глубокой ночью младшенький? Должно быть, чудится ему что-то страшное, тяжелое (интересно, читал ли Варга знаменитый казаковский рассказ «Во сне ты горько плакал»? Судя по всему, да). В книге вообще много вторичного, что-то все аукается, отсылает к давно прочитанному. Хотя не исключено, возникновением аллюзий мы обязаны тому гуманному началу, что есть во всех хороших книгах.

Действительно, дети «бессмертны», оттого-то они счастливы и ничем не обременены («Верь дети в смерть, они бы не смеялись. Но они не верят. Подобно большинству детей пребывают в блаженном упоении вечностью бытия»). Иногда день для них равен неделе. А порой знойный летний месяц пролетает, точно за сутки. Они взрослеют, играя. Умнеют, и вот уже глядишь, самый младший говорит с отцом, как с ребенком, разъясняет ему что-то на свой лад. Конечно, до этого момента чего только не случается. Падения, разбитые коленки, шалости, бессонные ночи соседей, камень, кинутый в добродушного пса Мишку, заслуженный укус, любопытство, эксперименты. Во многом это бесстрашие и пионерство объясняется тем, что ребенок всегда чувствует рядом взрослого. Того самого отца, который в тревоге вбегает к нему в темную комнату на крик и бормочет: «Сынок, уймись ради бога! Скажи, чего ты хочешь?» Или обрушивается на сорванца: «Меня это совершенно не интересует! Из дурацкого ведра льет дурацкая вода!» Но как бы там ни было, именно взрослый человек становится для ребенка первым другом и товарищем по играм. Эту мысль Варга и старается донести до своего читателя. Рассказывает о простых радостях, иногда понятных только родителям. Часто становится скучен и дидактичен (особенно во второй книге, которая повествует о появлении в семье седьмого ребенка). Иногда забывается и начинает давать наставительные советы. Так, в «Приручении» детей» пишет: «Часто помогает и такой прием, когда строгий разговор мы заменяем если не шуткой, то игрой. «Вагончики» ведь тоже игра за едой». Ни дать ни взять педагогическая поэма, только на венгерский мотив.

Читайте также:  Постоянное чувство солености во рту

Кроме писательства Домокош Варга несколько лет подряд издавал журнал для учеников и преподавателей «Пустой урок», составлял хрестоматии по литературе и истории для школьников, писал детскую энциклопедию. К тому же в жизни всегда стремился к патриархальности (был отцом семерых детей), прототипами «сорвиголов» стали его собственные ребятишки. Поэтому уж в чем-чем, а в вопросах педагогики он разбирается получше некоторых психологов.

Кстати, один из несомненных успехов книги – создание семи разных персонажей. Но главная заслуга Варги в другом, ему удалось типизировать эти детские характеры, что добавило книге веса.

Поэтому любой родитель смело может сделать этот сборник практикумом по воспитанию сорванцов.

Источник

Рецензии на книгу « Семь Я » Домокош Варга

Книга из двух частей. Первая «Сорвиголовы» описывает разные моменты и события в семье Варга. Одни смешные, другие казусные, иногда странные. Видимо, менталитет другой у венгров. В чем-то , эта часть книги напомнила мне «Книгу для родителей» Макаренко. Вторую часть стало скучно читать. Подробное описание развития ребёнка, мне, матери двоих детей, было неинтересным. Может заинтересовать будущих родителей.
По качеству: хорошее, твердый переплёт, бумага плотная.

Люблю книги с юмором, написанные автобиографично про семью. Это меня и подкупило купить эту книгу. Скажу честно: юмора в ней мало. 7 детей в семье — для детей не так смешно получается. Попытки завоевать внимание родителей каждого ребенка, доказать право на любовь, самостоятельность и прочие блага жизни — просто игра на выживание. Попытки автора обрисовать некоторые ситуации с юмором, на мой взгляд — это попытки оправдать себя, вроде как скользит немой вопрос «А вы как бы поступили на моем месте?» В семье явно царит плохо прикрытый патриархат, некоторые ситуации откровенно меня возмущают: например ребенок пожаловался на больное ухо, его оставили одного дома, он поджег дом, потом сам потушил, навел порядок, когда стучали соседи — не открыл, когда взломали дверь — спрятался, а у отца взыграла гордость за сына, что он смог навести самостоятельно порядок и спрятаться. Или еще ситуация: дети за нехваткой родительского внимания — ищут его у не знакомых людей на стороне. С одним случайным попутчиком у одного из семерых детей за несколько часов пути возникает дружба и он хочет остаться с ним навсегда, при попытке родителей воспрепятствовать (пути семьи и попутчика расходятся) — у ребенка истерика. Чтоб его успокоить у отца всерьез возникает мысль отдать ребенка пожить с незнакомцем. Если не брать во внимание смысловую нагрузку книги, то написана она хорошим языком, легко читать, но сложно воспринимать.

В книге с юмором рассказывается о жизни многодетной семьи, семьи самого писателя. Наблюдения за жизнью детей, опыт родительства, выводы, смешные и курьезные случаи. Очень понравилась!

Читайте также:  Что еще может поднять настроение женщине

Это прекрасная книга, как образец семейной истории.
7 детей глазами отца.
Книга про любовь к детям, хотя местами читать её очень страшно. Ведь 60 лет назад были совершенно другие принципы воспитания, главная цель которых — не избаловать ребёнка. Показана внутренняя борьба родителей на грани любви к детям и социальных норм. Только к 7 ребёнку, к последышу, родившемуся значительно позже своих старших братьев и сестёр, родители позволили себе уже не так сильно оглядываться на социально-одобряемое воспитание.
Тем не менее, вся первая часть книги наполнена любовью к детям и страхом за них. Ведь когда 6 детей-погодок у занятых родителей, поводы для страха и печали появляются с завидной регулярностью.
Во второй части книги, посвященной последнему ребёнку, автор позволил себе описывать не только свои переживания (и всё-таки это очень бесценно для понимания мужчин-отцов), но и дать рекомендации по уходу за ребёнком и его воспитанию с высоты своего богатого опыта. Мне кажется, эта часть ценна как исторический памятник воспитательным принципам середины 20 века. И может быть очень интересна современным родителям для понимания своего стиля воспитания и того, как воспитывали их самих и даже их родителей. Главное — чтобы никто из современных родителей не решился ей руководствоваться в воспитании своих детей.

Эта книга образчик старой школы воспитания и вообще «доэмансипационного» взгляда на материнство со всеми плюсами и минусами.
Особенно интересно то, что она написана с отцовской в частности и мужской вообще позиции. Некоторые главы для меня, как женщины, стали просто откровением.
Написано достаточно занудно, даже в «Сорвиголовах». Юмора, обещанного в предисловии мало. Зато достаточно назидательного тона Главы семейства. Наверное, еще сказывается то, что сам автор вырос в семье священника.
Книга стоит того, что бы ее прочитали, но точно это не самое лучшее пособие по психологии и воспитанию.

Пока только читаю книгу, но уже очень довольна) Книга формирует правильное представление о родительстве и материнстве. Книга написана так, что не навязывает мнения автора читателю, а позволяет формировать свое на примере жизни автора и его рассуждений о родительстве. Советую всем тем, у кого есть дети и те кто только планирует!)

Эта книга блестяще доносит ощущения радости родительства несмотря ни на бытовые невзгоды, ни на бесконечные детские шалости.
Прекрасный язык, вся книга пронизана таким светом и нежностью, и постоянно заставляет улыбаться. Я бы рекомендовала читать всем, особенно ожидающим малышей

КНИГА ПРОСТО ИЗУМИТЕЛЬНАЯ.
я купила ее из-за обложки. и аннотации-что язык очень образен и красив!
Язык,на мой взгляд,достаточно прост(все-таки мы взращены на Толстом,Достоевском и тд)!
но СОДЕРЖАНИЕ.
Автор-отец СЕМЕРЫХ деток. и он рассказывает о семье с позиции ОТЦА и МУЖА. это ПОТРЯСАЮЩЕ!!милые ДАМЫ!!ПРОЧИТАЙТЕ ЕЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО!!это лучше,чем книжки по психологии.
Варга с таким юмором,теплотой описывает восприятие СЕМЬИ мужчиной. и я стала гораздо терпимее мужу и прочим мужким особям!))))
он описывает семью-как СЕМЬЯ. сколько жертвенности,самоотдачи,любви,понимания и времени требуется для такого ВЕЛИКОГО ДЕЛА-семьи. читая эту книгу,понимаешь осознаешь и как-то глубже ощущаешь понятие СЕМЬЯ. именно настоящая. вообщем. ЧИТАЙТЕ. обязательно.

вот приведу кусочек!!очень трогательно!))

жена родила 5-ого ребеночка!вопреки ожиданиям-девочку))) (предыдущие детки-мальчики).Утром после рождения Варгу(папу)приглашают через стеклянную дверь детского отделения посмотреть на дочь!:

«-Нравится она тебе?-интересуется Мать,когда я снова возвращаюсь к ней.

-Остальные были еще страшней,-дипломатично отвечаю я_иПравда,и эта тоже носастая,но все же нос не такой крупный. «

Читайте также:  Бинсвангер стратегии изучения эмоциональных разрывов

Для меня (так же, как и для рецензента Перфекционистки) книга оказалась неоднозначной. Чувствуется абсолютно разная тональность и разное самоущещение автора в двух частях книги. В «Сорвиголовах» все действительно пронизано какими комплексами автора, который вынужден постоянно как бы извиняться, что у него так много детей (к моменту написания, кстати, пять мальчиков и одна девочка). Вообще эта часть какая-то очень мрачная, как будто сам автор с ужасом думает о своей судьбе и о будущей судьбе своих детей. Может быть, это связано с тем, что книгу он начинал писать в тюрьме, — не всякий готов в таких условиях с оптимизмом воспринимать будущее.
Вторая же часть — «Радость родительских забот», посвященная рождению и первым годам жизни последнего,рожденного после долгого перерыва седьмого ребенка, наоборот вся какая-то восторженно-возвышенная и назидательная. Обращена она главным образом к молодым родителям, причем часть представлений автора выглядат очень устаревшими. Например: «По мнению многих специалистов, ночное кормление — это тягчайший грех, поскольку тем самым нарушается покой, необходимый и желудку ребенка.» И отсюда — кормление детей ночью женой автора предстает как откровени, что не является откровением для современных мамочек. Или совсем уж понятные вещи, о которых и писать неясно зачем: «Не забывайте прятать также спички, а по возможности и сапожный крем — словом все, что только может навести ребенка на мысль о запретных действиях и причинить ему или окружающим вред.»
Сама я не жалею, что прочитала эту книгу, но рекомендовать своим знакомым как обязательную к прочтению не буду.

Источник

Варга Домокош. Книги онлайн

Домокош Варга (Domokos Varga) — венгерский писатель-прозаик, журналист, публицист, историк. Был членом Венгерской коммунистической партии — Венгерской партии труда, оппозиционер. Автор романов, книг для детей, многих статей.

В 1944 году Варга окончил лесной факультет Университета имени Йожефа Надора. В 1945-46 гг. работал кадастровым инженером в Дебрецене. С 1947 года занялся журналистикой, работал в 1948-49 гг. в газете «Szabad Népnél», затем на Венгерском радио. С 1954 по 1956 был корреспондентом «Újságnál dolgozott» (Литературная газета). В 1950 году он был исключен из Венгерской партии труда из-за компрометирующих родственных связей жены.

После политического поворота в июне 1953 года поддержал реформы Имре Надя. Вел антикоммунистические радиопрограммы во время венгерского восстания 1956 года. В 1957 Верховный суд приговорил его к 2 годам лишения свободы, был освобожден в 1958. Работал в течение 10 лет лесным инженером, с занимался писательским трудом. С 1992 года был редактором Люкасора.

Творческий диапазон Домокош Варга как писателя был широк: это и научно-популярная литература для детей, и составление трехтомной детской энциклопедии, и снискавшие ему широкую известность художественные произведения, которыми зачитываются как взрослые, так и юные читатели. В книгах Д. Варги привлекают не только блестящее мастерство рассказчика, тонкий юмор, но и достоверность повествования.

Варга являлся счастливым отцом семерых детей и полутора десятков внуков. Не менее 30-ти человек садились за стол в его доме, если отмечалось какое-либо событие в узком семейном кругу. А будничная жизнь клана со всеми его заботами, горестями и радостями служила неисчерпаемой кладовой наблюдений.

Книги (1)

Книга венгерского историка Домокоша Варги представляет собой хорошо иллюстрированное научно-популярное повествование о могуществе и исчезновении городов и царств шумеров, египтян, хеттов, ассирийцев, скифов, индийцев, их литературе, искусстве, археологических памятниках.

Источник

Оцените статью