Доминирующим видом музыкальной деятельности для развития чувства ритма дошкольника является ответ

Консультация для воспитателей «Игра на ДМИ по развитию чувства ритма в музыкальной деятельности»

Полина Левчикова
Консультация для воспитателей «Игра на ДМИ по развитию чувства ритма в музыкальной деятельности»

Консультация для воспитателей

«Игра на ДМИ по развитию чувства ритма в музыкальной деятельности»

Чувство ритма — это одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность.

Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки.

Формирование чувства ритма — важнейшая задача педагога. Своеобразие ритма, однако, заключается в том, что он не только выразительное средство музыки. Ритм является выразительным средством и других искусств. Наряду с задачей воспитания «музыкально — ритмического чувства» возникает задача воспитания «чувства ритма вообще» и не может не стать вопрос о том, в каком отношении друг к другу находятся эти задачи.

Огромными развивающими возможностями обладает ансамблевое музицирование. Все мы знаем, что игра на ДМИ в ансамбле как нельзя лучше дисциплинирует ритмику, а также доставляет ребнку огромное удовольствие и радость в большей мере, чем сольное исполнение. Учит слушать партнра, учит музыкальному мышлению — это искусство вести диалог с партнром, т. е. понимать друг друга, уметь вовремя подавать реплики и вовремя уступать, воспитывает чувство коллективизма.

Формирование чувства ритма — важнейшая задача педагога. Ансамблевая игра не только дат взрослому возможность диктовать правильный темп, но и формирует у дошкольника верное темпоощущение. Требует, прежде всего, синхронности исполнения, метроритмической устойчивости, яркости ритмического воображения, умения представить не только свою партию, но и другую, слышать друг друга.

Игра на шумовых и, особенно, ударных, инструментах способствует развитию чувства

ритма у детей. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее чувствуют и различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально — ритмических движений, дети более чтко воспроизводят ритм и сочетают пение и игру на инструментах.

Основоположником современной теории ритмического воспитания явился швейцарский музыкант, педагог, пианист и дирижер Жак Эмиль Далькроз (1865-1950, который считал, что ребенку сначала надо пережить то, что он впоследствии должен усвоить.

Его продолжателем стал немецкий композитор и педагог Карл Орф (1895-1982). Большое внимание К. Орф уделял ритмическому воспитанию, основой которого становятся движение, речь и игра на элементарных музыкальных инструментах.

Инструментальное сопровождение речевых упражнений дает дополнительные возможности для различных интерпретаций. Главенствующая роль по праву принадлежит «звучащим жестам», но не менее интересны они в сопровождении звуковысотных и шумовых ударных.

Ритм – это последовательность звуков различной длительности.Выполнение речевых упражнений: произношение имен, ряда слов, состоящих из названий деревьев и цветов, потешек, небольших четверостиший, речевых и пальчиковых игр – позволяет детям хорошо ориентироваться в соотношении звуков по длительности и перенести эти навыки в исполнительство на музыкальных инструментах.

В играх прием «эхо» дает возможность ребенку постоянно участвовать, быть ведущим. Сначала ребенок способен только повторять то, что слышит, а после у него появляется свой вариант. Свой ритмический рисунок, своя модель, свой образ, своя мелодия. Он сам утверждается, верит в свои силы, чувствует радость от своего творения. Тексты для упражнений подбираются ритмичные и удобные в произношении. Музыкальные импровизации – вокальные, танцевальные, пластические, инструментальные

1. «Поиграй на своем инструменте. Изучи, какие в нем живут звуки, постарайся найти разные» (работа проводится со всей группой одновременно).

2. «Сыграй музыку на инструменте, как ты хочешь» (свободные импровизации соло по кругу).

3. «Будь дирижером, покажи музыкантам, чтобы они поняли, как сыграть музыку, какую ты хочешь» (ребенок дирижирует оркестром из 3-4 шумовых инструментов, которые солируют по очереди).

4. «Подумай, какие инструменты подойдут, чтобы сыграть на них «музыку дождя», «песню ветра», «танец ежика», «солнечный свет», «твое сегодняшнее настроение», «радостную мысль».

5. «Попробуй подобрать инструменты и озвучить стихотворение» (используется метод наложения свободной в метроритмическом отношении импровизации на структурно и ритмически организованный поэтический текст).

6. «Поговори со своим соседом, расскажи ему, что хочешь» — диалоги инструментов, например, коробочки и маракаса.

Интересны игровые упражнения с использованием детских музыкальных инструментов, они являются важным этапом процесса обучения игре на детских музыкальных инструментах, т. к. дают ребенку возможность легко усвоить и осмыслить понятие ритма (ритмического рисунка, составляющего обязательный элемент мелодического движения.

Читайте также:  При ковиде чувствуешь запахи или нет

Игра «Передача бубна» (муз. Л. Шварца)

Развивает чувство ритма, координацию движений, целевую точность и пластику движений; воспитывает самостоятельность.

Дети стоят в кругу. У одного из них в руках бубен. Под 1 часть музыки бубен передается по кругу. На сильную долю такта – удар по бубну, на слабую – передача. На конец музыки ребенок, у которого остался бубен ударяет по нему 2 раза. Под 2 часть музыки дети танцуют, используя по своему желанию любые танцевальные движения, а ребенок с бубном, подыгрывая на нем, выбирает наиболее понравившегося ему в танце ребенка и передает ему бубен. Игра может усложняться, за счет увеличения количества передаваемых бубнов.

Музыкально-игровые упражнения

Игровой материал: музыкально-шумовые инструменты

Ход игры: «Раз, два, три, ребенок исполняет на муз. инструменте ритм

Не зевай! передает соседу муз. инструмент

Поиграл – выполняют действия первой строки

Передай! передают следующему соседу

Раз, два, три, выполняют действия первой строки

Не спеши! передают следующему соседу

Как играть – выполняют действия первой строки

Игровой материал: любой музыкальный инструмент.

Правила игры: дети сидят на ковре, одному из ребят педагог дает музыкальный инструмент. Под текст дети выполняют задания, у кого остался музыкальный инструмент придумывает свой ритмический рисунок, а дети повторяют его хлопками.

Ритмическая игра

Музыкальное оборудование: барабан

Ход игры.

Взрослый произносит стихотворение про ежика, а ребенок на каждое «бум» ударяет в барабан (хлопает в ладошки или бьет ладошками по коленям). Ведущий может произвольно менять ритмический рисунок в каждом случае, а малыш должен его повторить.

С барабаном ходит ёжик. Бум-бум-бум! (или, например, БУМ-БУМ-бум-бум-бум)

Целый день играет ёжик: Бум-бум-бум!

С барабаном за плечами — Бум-бум-бум! —

Ёжик в сад забрёл случайно. Бум-бум-бум!

Очень яблоки любил он. Бум-бум-бум!

Барабан в саду забыл он. Бум-бум-бум!

Ночью яблоки срывались: Бум-бум-бум!

И удары раздавались: Бум-бум-бум!

Игровой материал: кубик, музыкальные и шумовые инструменты

Ход игры. Дети в кругу под веселую ритмичную музыку передают кубик по кругу,проговаривая слова:

Кубик движется по кругу,

Передайте кубик другу.

Кубик может показать,

На чем тебе теперь играть!

Каждый ребенок по очереди кидает кубик, берет выпавший инструмент со стола и кладет на свой стульчик. Игра повторяется, пока все дети не возьмут себе инструменты. Затем все вместе играют в «оркестр».

Описание игры: ребёнку предлагается прослушать потешку и, выбрав музыкальный инструмент из шумовой группы, исполнить её в сопровождении выбранного инструмента.

Когда потешка озвучена всеми детьми, её могут озвучить несколько детей одновременно, играя на разных инструментах. Каждый из детей может придумать свой ритмический вариант потешки.

Гоп, гоп, гули, гоп,

Сели Машеньке на лоб.

Крылышками хлоп, хлоп,

Маша ножкой топ, топ!

Подготовила: муз. руководитель Левчикова П. Э

«Развитие чувства ритма у дошкольников через танец» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №216 «Детский сад комбинированного вида» «Развитие чувства ритма у дошкольников.

Конспект ООД в младшей группе по развитию чувства ритма Музыкальный руководитель Макарова М. Н. Конспект ООД в младшей группе по развитию чувства ритма В гости к Бабушке Цель — создать условия.

Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в музыкальной работе с детьми» Роль воспитателя в музыкальной работе с детьми Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду, — следовательно,.

Консультация для воспитателей «Моделирование музыкальной развивающей предметно-пространственной среды» Консультация на тему: Моделирование музыкальной развивающей предметно-пространственной среды и обеспечение реализации потребности ребенка.

Консультация для воспитателей «Организация здорового ритма жизни и двигательной активности в ДОУ» Организация здорового ритма жизни и двигательной активности в ДОУ. Основными психогигиеническими и психофизическими средствами в ДОУ является.

Мастер-класс по развитию чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста Мастер-класс по развитию чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста Цель мастер-класса: Знакомство участников с опытом использования.

Мастер-класс для педагогов «Развитие чувства ритма у дошкольников через музыкальные игры и упражнения с предметом» В раннем возрасте музыкально- ритмическое чувство проявляется в том, что слушание музыки совершенно непосредственно сопровождается теми.

«Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста». Описание педагогического опыта работы музыкального руководителя Описание педагогического опыта работы музыкального руководителя высшей категории Хабаровой Людмилы Валентиновны «Развитие чувства ритма.

Открытая образовательная деятельность по развитию чувства ритма «Гостинцы для зайки» — средняя группа Открытая образовательная деятельность по развитию чувства ритма «Гостинцы для зайки». Средняя группа. Задачи. Познавательные: • Показать.

Читайте также:  Как избавиться от стресса дзен

Практикум для музыкальных руководителей «Развитие чувства ритма у детей» 1. «Фруктово-ритмический салат». «Первым инструментом» человека было, как известно, его собственное тело. Для современного ребенка оно им.

Источник

«Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста». Описание педагогического опыта работы музыкального руководителя

Людмила Хабарова
«Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста». Описание педагогического опыта работы музыкального руководителя

Описание педагогического опыта работы

музыкального руководителя высшей категории

Хабаровой Людмилы Валентиновны

«Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста»

Одним из принципов, положенных в основу ФГОС дошкольного образования является «создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями».

Работа с детьми по обучению музыкально-ритмическим навыкам показала, что в каждом ребенке заложен огромный эмоциональный, творческий, физический потенциал. Задача музыкального руководителя — создать условия для его раскрытия и развития. Значение чувства ритма в воспитании ребенка рассматривается во многих педагогических системах. Большинство педагогов расценивают ритмическую деятельность, как серьезную и нужную для ребенка деятельность. Первые семь лет жизни ребенка характеризуются интенсивным развитием всех органов и систем. Ребенок рождается с определенными унаследованными биологическими свойствами, в том числе и типологическими особенностями основных нервных процессов, таких как сила, уравновешенность, подвижность. Но это составляет лишь основу для дальнейшего физического и психического развития, а определяющими факторами с первых недель жизни является окружающая среда и воспитание ребенка. Поэтому очень важно создать такие условия и так организовать воспитание, чтобы было обеспеченно бодрое, положительно-эмоциональное состояние ребенка, полноценное физическое и психическое развитие. Укрепление организма, развитие и совершенствование движений является главной задачей музыкально-ритмического воспитания.

Ритмические упражнения, для развития чувство ритма у детей дошкольного возраста, выполняемые под музыку, являются основными базовыми при овладении двигательной культуры, так как они способствуют формированию правильной осанки, красивой походки, координации движений; развитие слуха способствует развитию ритмичности и музыкальности (Приложение №1).

Использование музыкального этюда, дает возможность детям выразить свои чувства в танце, что способствует эмоциональному, духовному, физическому развитию дошкольника. Сочетание духовного и физического необходимо для развития личности ребенка (Приложение №2).

Актуальность проблемы обусловлена важностью эстетического развития дошкольного возраста. Для решения проблемы я изучила научно — методическую литературу по данному вопросу и особенности развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста. Была поставлена цель — развивать чувство ритма у старших дошкольников, путем систематического использования музыкально — ритмических упражнений во всех формах музыкальной деятельности, была разработана авторская образовательная программа дошкольного образования по хореографии «Путешествие в мир танца», отвечающая Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) к структуре образовательных программ дошкольного образования и условиям ее реализации (Приложение №3).

Для реализации этой программы необходимо было решить ряд задач:

* выявить сформированность чувства ритма у детей;

* использовать музыкально — ритмические упражнения на занятиях, в повседневной жизни ребенка, в самостоятельной деятельности;

* определить особенности развития чувства ритма у детей через диагностику;

* подобрать комплекс музыкально — ритмических движений по развитию чувства ритма у детей.

Особенностью развития чувства ритма у старших дошкольников — является особенность воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и искусстве, стремление самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, через приобщение к музыкальной деятельности и развития музыкальных и творческих способностей.

Хореографические занятия это, прежде всего успешное развитие у детей эстетических чувств, творчества, развитие чувства ритма. При подготовке к занятию, прежде всего, учитываю, в какой степени задание отвечает интересам детей, их физическим данным. Отсутствие музыкальных впечатлений в дошкольном детстве, впоследствии трудно восполним.

Одним из средств развития чувства ритма у детей дошкольного возраста является использование музыки на занятиях. Возраст 4-7 лет по функциональным возможностям детей является благоприятным для становления многих двигательных проявлений, в том числе и координационных. Движение для дошкольников становится средством восприятия музыки, пониманием ее характера.

Главное средство выразительности — мелодия, которая содержит в себе ритм, темп, гармонию. Музыкально — ритмическая деятельность имеет большое значение для эстетического, физического воспитания и развития чувства ритма. Незаменимым средством в работе с дошкольниками по формированию двигательных навыков являются «игры со словом», использование которых знакомит детей с основными видами движений (пружинным, переменным шагом, поскоками, галопом, элементами танца, исполнение (пение, пантомима, игра на ДМИ, ритмические движения, танец, музыкально — творческая деятельность (музыкальное, поэтическое творчество, импровизация, танцевально — игровое творчество).

В основе моих занятий лежит коллективное творчество, ритмизованная речь, ритмические хлопки, выстукивание ногами, импровизационное движение под музыку, озвучивание стихов в ритме, пантомима, этюды пластические и этюды перевоплощения. Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать. Для этого использую разнообразные методы и приемы в своей работе. Игры, участие в самодеятельности, творческая деятельность на занятиях хореографии (придумывание, подражание животным и растениям, импровизация и фантазия детей в свободной пляске) — это позволяет детям доброжелательнее относиться друг к другу.

Читайте также:  Короткие письма чувств мужчине

В ходе занятий хореографической пластики особое внимание уделяю технике: прямая спина, ходьба с правильным положением корпуса, легкость в беге, гибкость корпуса, что позволяет исправить природные недостатки (сутулость, развернутость стоп и т. д.). Ритмические упражнения развивают у детей координацию движений, быстроту реакции, ориентировку в пространстве. Так же на занятиях хореографической пластики у детей формируются навыки музыкального ритма, творческие способности. В процессе активного слушания музыки и исполнения пластических движений у детей формируются музыкальные впечатления и музыкальные образы.

Слитность характера движения и музыки, выразительное качественное выполнение движений детьми, точность передачи музыкального произведения – результат моей работы.

Музыкальные упражнения и музыкальный материал, направленный на развитие чувства ритма у детей,отбираю по следующим принципам:

— художественность музыкальных произведений, яркость, динамичность их образов;

— моторный характер музыкального сочинения, побуждающий к движениям;

— разнообразие тематики, жанров, характера музыкальных произведений на примерах народной, классической и современной музыки;

— соответствие движений образам музыки;

— разнообразие движений (танцевальные, сюжетно — образные, физические упражнения).

При этом использую различные методы и приемы (наглядные, словесные, практические).

На занятиях хореографической пластики стараюсь прививать любовь к музыке; развивать музыкальный слух и чувство ритма; расширять музыкальный кругозор детей; развивать творческое воображение и мышление. Формирование музыкального вкуса реализуется через совместную работу музыкального руководителя с педагогами и родителями на занятиях, построенных в игровой форме, на музыкально-развлекательных мероприятиях (танцевальные концерты, театральные постановки и др.).

Разработанная диагностика позволяет выявить уровень музыкально-двигательных способностей детей по разработанным критериям оценки: музыкальный ритм, пластика рук, гибкость корпуса, исполнительское мастерство, импровизация, умение вести себя во время концерта (Приложение №4).

Таким образом, обучаясь по моей программе, дети научатся чувствовать ритм, слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения. Одновременно смогут развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия танцем помогут сформировать правильную осанку, научат основам этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дадут представления об актерском мастерстве.

Описание педагогического опыта «Развитие связной речи детей дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности» Многолетний опыт работы в дошкольном учреждении убедил меня в том, что самое трудное для дошкольников – это развитие связной речи у каждого.

Описание опыта работы «Использование фольклора в воспитании и образовании детей дошкольного возраста» Использование фольклора – это увлекательный и важный труд. И должен начинаться с рождения ребенка, как образно говорят в народе «С молоком.

Описание опыта работы «Развитие сенсорных способностей для детей раннего возраста» Целью нашей работы является формирование у детей сенсорной культуры, умение обследовать предметы, а также развитие аналитического восприятия.

Мастер-класс для родителей «Игры и игровые упражнения по развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста» Мастер-класс для родителей «Игры и игровые упражнения по развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста» Подготовила: Третяк Т. В. ,.

Материалы педагогического опыта по теме «Развитие речи детей дошкольного возраста» Материалы педагогического опыта по теме : «Развитие речи детей дошкольного возраста». Пояснительная записка: Развитие речи становится актуальной.

Описание опыта работы «Приёмы обучения детей старшего дошкольного возраста выразительному чтению поэтических произведений» Возраст 5-6 лет часто называют «библиотечным». Это время «влюбить детей в книгу». Дети 5-6 лет уже обладают достаточным литературным багажом,.

Описание педагогического опыта работы «Развитие познавательно-исследовательской активности детей младшего возраста» Ребенок – это добродушный, пытливый, любознательный человечек. Он каждую минуту открывает для себя что-то новое, его интересует все и везде.

Описание педагогического опыта работы воспитателя «Расширение у дошкольников представлений о природе» Описание педагогического опыта работы воспитателя Бобрышевой Марины Алексеевны по теме: «Расширение у дошкольников представлений о явлениях.

Описание собственного педагогического опыта работы в рамках конкурса «Лучший воспитатель 2016» Описание собственного опыта работы воспитателя дошкольного отделения ОГКОУ «Школа-интернат № 92» Емельяновой Анны ДмитриевныПлохой учитель.

Упражнения для развития чувства ритма у слепых детей дошкольного возраста Подготовил музыкальный руководитель Акмалова Екатерина Николаевна МБ ДОУ №3 «Лебедушка» Г. Батайск Актуальность Слуховое восприятие играет.

Источник

Оцените статью