Дома радости старшая группа

Федеральный
институт
развития
образования

  • Главная /
  • Образование /
  • ФГОС и проф. стандарты /
  • Комплексные образовательные программы дошкольного образования /
  • Программа «Детский сад — дом радости»

Программа «Детский сад — дом радости»

Аннотация:

Программа «Детский сад — Дом радости» составлена на основе обобщения и интеграции фундаментальных достижений отечественной и мировой дошкольной педагогики, психологии, нейрофизиологии и других наук. Переработана в третий раз и представляет один из инновационных вариантов проектирования содержания дошкольного уровня образования в соответствии с ФГОС ДО. Впервые отражает авторскую концепцию образования дошкольника как неповторимой индивидуальности на основе амплификации развития и саморазвития его самосознания.

Программа внедряется через Технологию «Дом радости» и инноватику — систему повышения квалификации «Лесенка успеха». В Программе представлены основные принципы организации жизни и деятельности детей в дошкольной организации, содержание образовательного процесса, необходимые условия для реализации программы. Адресована педагогам, психологам дошкольных организаций, студентам и преподавателям педагогических колледжей, институтов, академий и университетов, родителям воспитанников и домашним воспитателям.

Крылова Н.М Детский сад — Дом радости. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / Н.М. Крылова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТЦ Сфера, 2015. — 352 с.
Рецензия: Решение № 53/14. Протокол № 2 от 2 декабря 2014 г. заседания президиума УМО по образованию в области подготовки педагогических кадров ФГБУ ВПО МПГУ (Письмо от 19.08.2019)

Содержание

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Определение результатов освоения примерной образовательной программы в виде целевых ориентиров

Мониторинг — система своевременного выявления изменений и одновременно оценки достижений дошкольника

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

Образовательная область «Физическое развитие»

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Образовательная область «Познавательное развитие»

Образовательная область «Речевое развитие»

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Образовательная область «Физическое развитие»

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Образовательная область «Познавательное развитие»

Образовательная область «Речевое развитие»

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Каким стал воспитанник

Образовательная область «Физическое развитие»

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Образовательная область «Познавательное развитие»

Образовательная область «Речевое развитие»

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Каким стал воспитанник

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА

Образовательная область «Физическое развитие»

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Образовательная область «Познавательное развитие»

Образовательная область «Речевое развитие»

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Каким стал воспитанник

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Особенности организации образовательного процесса

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

Методические рекомендации для руководителей и педагогов по разработке и внедрению примерной образовательной программы дошкольного образования «детский сад — дом радости»

Инновационная система внедрения примерной образовательной программы «детский сад — дом радости» в практику работы дошкольной организации

Перспективы работы по совершенствованию и развитию содержания научно-методической системы «детский сад — дом радости»

Обеспеченность педагогического процесса методическими материалами и средствами

ПРИЛОЖЕНИЕ

Методические рекомендации для родителей детей, не посещающих детский сад

Материально-технические и финансовые условия реализации программы «детский сад — дом радости»

Читайте также:  Дэвид бернс терапия настроения описание

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ

ГЛОССАРИЙ

Пояснительная записка

Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад — Дом радости» (далее — Программа) исходит из Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН, согласно которой «. образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме. » (ст. 29). Содер-жание Программы разработано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО).

Программа составлена на основе обобщения и интеграции фундаменталь-ных достижений отечественной и мировой дошкольной педагогики, психологии, нейрофизиологии и других наук; представляет вариант проектирования содержания дошкольного уровня образования в соответствии с ФГОС ДО и отражает авторскую концепцию образования, развития и саморазвития дошкольника как неповторимой индивидуальности на основе амплификации развития его самосознания.

Программа строится на понимании специфики образования ребенка дошкольного возраста, которая заключается в необходимости развития у каждого воспитанника базиса личностной культуры, интеллигентности, обеспечения его эмоционального благополучия, обогащения развития его способностей и склонностей. Последние развиваются в условиях предоставления дошкольнику широкого выбора видов деятельности и содействия ребенку в овладении ими на уровне самостоятельности и творчества. Данный уровень превращает деятельность из предмета познания ребенком опыта человечества в форму саморазвития им своей индивидуальности. Поскольку возможности, старт и динамика развития у каждого разные, это требует строительства целостного педагогического процесса, содействующего амплификации развития и саморазвития каждого ребенка, направляемого самосознанием, и сохранению неповторимости его индивидуальности в коллективе сверстников.

Системный подход обусловил необходимость внедрения Программы через педагогическую Технологию (парадигма В.П. Беспалько) и Инноватику (парадигма И.С. Ладенко).

Своеобразие Программы «Детский сад — Дом радости» заключается:
  • во-первых, в системном подходе, суть которого в том, что пять взаимосвязанных направлений дошкольного образования — физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое — рассматриваются в их взаимосвязи, их совокупном участии в целостном процессе развития (А.В. Запорожец, Т.А. Маркова);
  • во-вторых, в том, что она строится на основе закона развития ребенка дошкольного возраста — доминирования процессов интеграции. «Доминирование интеграционных процессов накладывает свою печать на все сферы их (детей — Авт.) психики (интеллектуальную, эмоциональную, мотивационно-потребностную) и определяет стратегию и тактику воспитательно-образовательной работы с ними» (Н.Н. Поддьяков);
  • в-третьих, в том, что ее методологическую основу составляет учение В.С. Мерлина о развитии каждого человека как интегральной индивидуальности. Этот процесс идет как саморазвитие в условиях, когда человек любого возраста овладевает деятельностью на уровне самостоятельности, т.е. она становится самодеятельностью — формой самовыражения человеком себя как индивидуальности, направляемой самосознанием.

Программа акцентирует внимание дошкольного специалиста на трех взаимосвязанных направлениях его педагогической деятельности:

  • забота о здоровье и обогащение физического и психического развития и саморазвития каждого воспитанника;
  • содействие овладению ребенком разными видами деятельности на уровне самостоятельности и творчества как формами и средствами амплификации его всестороннего развития и саморазвития как неповторимой индивидуальности;
  • приобщение дошкольника к основам духовной культуры и интеллигентности.
Читайте также:  Нервно эмоциональные факторы это

Технология «Дом радости»научно разработанный проект (сценарий, драматургия) внедрения Программы «Детский сад — Дом радости» в практику работы воспитателя с заранее заданными показателями (в виде целевых ориентиров), обеспечивающими компетентность ребенка как неповторимой индивидуальности, направляемой самосознанием. Технология позволяет, с одной стороны, сохранить лучшие традиции российской системы общественного воспитания дошкольников, а с другой — внедрить результаты современных достижений отечественной и мировой науки и практики. Драматургия целостного педагогического процесса, разработанная как обобщение, систематизация, интеграция научных знаний и передового опыта, помогает специалисту преодолеть разрыв, сложившийся в конце ХХ в., между достижениями научной мысли, воспитателей-новаторов в области дошкольного образования и неудовлетворительным состоянием практики работы специалистов. Сочетание в Технологии и науки (Н.М. Крылова) и практики в виде сценариев (соавтор сценариев В.Т. Иванова) ведет к пониманию воспитателем научного замысла автора и одновременно к поиску индивидуального стиля практической деятельности, овладению им профессиональной компетентностью, которая проявляется в умении строить целостный педагогический процесс воспитания дошкольника как индивидуальности в коллективе сверстников.

Технология «Дом радости» представлена:

  • во-первых, «Маршрутными листами» — перспективным планированием работы педагога на каждый месяц учебного года. Такое планирование по степени охвата является общим (охватывает все относящееся к образованию, воспитанию, обучению дошкольника); по содержанию — стратегическим, тактическим и оперативным; по глубине — глобальным и детальным; по срокам — годичным, помесячным, недельным и ежедневным. С точки зрения структурной организации общее планирование — высшее планирование воспитательно-образовательного процесса. По координации частных планов во времени планирование в технологии — последовательное (когда планы по реализации отдельных методик и их переменные выстраиваются в одном длинном согласованном процессе) и одновременное (при котором переменные всех планов определяются в одном единственном акте планирования).

«Маршрутные листы» позволяют рационально организовать во взаимосвязи и взаимопроникновении, интегративно друг в друга разные виды деятельности и самодеятельности детей и педагога, его сменщицы, помощника воспитателя, музыкального воспитателя, специалиста по физической культуре, психолога и других сотрудников, работающих с группой воспитанников «Дома радости», а также и их родителей с раннего утра и до вечера.

«Маршрутный лист» помогает содействовать гармоничному физическому развитию и саморазвитию дошкольника, так как позволяет правильно распределять двигательную активность детей и переключать их на другие виды деятельности;

  • во-вторых, ежедневными сценариями исполнения воспитателем (аналогия с артистом) авторского замысла с группой воспитанников или с одним из них, т.е. драматургией осуществления целостного образовательного процесса в течение 10—12-часового рабочего дня (с сентября по май). Все книги и методические пособия (64 тома) трижды перерабатывались и переиздавались. В настоящее время Технология издана в 64 томах (18 — для воспитателей младшей группы, 10 — для средней, 18 — для старшей, 18 — для подготовительной к школе группы). В настоящее время 3-е издание Технологии издается в новых, существенно переработанных и дополненных томах с учетом новых требований ФГОС ДО.
Читайте также:  Собака плохо себя чувствует после бравекто

С 2013 г. Технология «Дом радости» дополнена специальным изданием — «Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения про- граммы» (соавтор Л.В. Тимошенко), который готовится к переизданию после переработки ее в соответствии с требованиями ФГОС ДО;

  • в-третьих, авторскими научно-методическими статьями (Н.М. Крылова), напоминающими воспитателям методологические и методические основы содействия воспитаннику в овладении разными областями образования в программных видах деятельности;
  • в-четвертых, 22-мя учебно-методическими видеофильмами с авторским анализом записей деятельности мастеров (воспитателей), владеющих инновационным, комплексным, интегративным и компетентностным подходом к образованию, развитию и саморазвитию каждого воспитанника (мальчика и девочки) как неповторимой индивидуальности, на основе амплификации развития его самосознания (соавторы: В.Т. Иванова, В.К. Ужвиев, А.В. Ужвиев): «Детский сад — Дом радости» (1993), «Лесенка успеха» (1994), «Философия детям!?» (1996), «Ма- лыш — уже индивидуальность» (1998), «Как вырастить архитектора своей жиз- ни» (2000), «Трудовая деятельность дошкольника — не насилие, а удовольствие» (2003), «Ребенок в мире красоты» (2004), «Ребенок — уже личность» (2007), «Ре- бенок — творческая индивидуальность» (2007), «До школы один год» (2008), «Беседы с Валентиной Тарасовной Ивановой…» (три фильма, 2008), «Малыш вырос» (2009), «А что у вас?» (2010), «Бригадир — звучит гордо» (2012), «Мы любим и умеем играть» (2012), «Менеджер воспитывается с трех лет» (2013), «Малыш уже творит» (2013), «Ученые за круглым столом» (2013), «Красота спасет мир» (2013);
  • в-пятых, 9-ю комплектами фотоматериалов, демонстрирующих детям архитектурные шедевры, памятники великим людям России, виды Москвы, Санкт-Петербурга, семью А.С. Пушкина, модели построек (для воспитателя и детей младшей и средней групп) и др.

Внедрение Программы через Технологию позволяет принципиально изменить профессиональные возможности воспитателя, поскольку создаются благоприятные условия для «выращивания» специалистов, владеющих интеллектуальной культурой и мыследеятельностью. Опираясь на книги-сценарии, педагог получает возможность работать технологично и в то же время творчески, так как ему необходимо артистично приложить общую Программу на основе Технологии (драматургии) к каждому воспитаннику, своеобразному и неповторимому. Адаптация Технологии не только к воспитанникам, но и к себе, вызывает у педагога потребность в поиске своего индивидуального стиля профессиональной деятельности на основе компетентности, т.е. профессионального мастерства.

Инноватика «Лесенка успеха» — наука о закономерностях внедрения Технологии в практику работы воспитателя. Содержание этой науки раскрывается на авторских курсах, в теоретических статьях, опубликованных в Технологии, в книге «Лесенка успеха», в монографии «Проектирование инновационных процессов в дошкольном образовании». На курсы приглашаются те специалисты, которые встают на путь саморазвития и видят себя и своих воспитанников развивающимися. Работа по развитию человеческих ресурсов, так называемый путь открытого, «пожизненного» образования, — одно из важнейших направлений современной культуры любого общества.

Источник

Оцените статью