Программа «Детский сад — Дом радости» составлена на основе обобщения и интеграции фундаментальных достижений отечественной и мировой дошкольной педагогики, психологии, нейрофизиологии и других наук. Переработана в третий раз и представляет один из инновационных вариантов проектирования содержания дошкольного уровня образования в соответствии с ФГОС ДО. Впервые отражает авторскую концепцию образования дошкольника как неповторимой индивидуальности на основе амплификации развития и саморазвития его самосознания.
Программа внедряется через Технологию «Дом радости» и инноватику — систему повышения квалификации «Лесенка успеха». В Программе представлены основные принципы организации жизни и деятельности детей в дошкольной организации, содержание образовательного процесса, необходимые условия для реализации программы. Адресована педагогам, психологам дошкольных организаций, студентам и преподавателям педагогических колледжей, институтов, академий и университетов, родителям воспитанников и домашним воспитателям.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Определение результатов освоения примерной образовательной программы в виде целевых ориентиров
Мониторинг — система своевременного выявления изменений и одновременно оценки достижений дошкольника
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА
Образовательная область «Физическое развитие»
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Образовательная область «Познавательное развитие»
Образовательная область «Речевое развитие»
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Образовательная область «Физическое развитие»
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Образовательная область «Познавательное развитие»
Образовательная область «Речевое развитие»
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Каким стал воспитанник
Образовательная область «Физическое развитие»
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Образовательная область «Познавательное развитие»
Образовательная область «Речевое развитие»
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Каким стал воспитанник
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА
Образовательная область «Физическое развитие»
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Образовательная область «Познавательное развитие»
Образовательная область «Речевое развитие»
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Каким стал воспитанник
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Особенности организации образовательного процесса
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Методические рекомендации для руководителей и педагогов по разработке и внедрению примерной образовательной программы дошкольного образования «детский сад — дом радости»
Инновационная система внедрения примерной образовательной программы «детский сад — дом радости» в практику работы дошкольной организации
Перспективы работы по совершенствованию и развитию содержания научно-методической системы «детский сад — дом радости»
Обеспеченность педагогического процесса методическими материалами и средствами
ПРИЛОЖЕНИЕ
Методические рекомендации для родителей детей, не посещающих детский сад
Материально-технические и финансовые условия реализации программы «детский сад — дом радости»
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ
ГЛОССАРИЙ
Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад — Дом радости» (далее — Программа) исходит из Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН, согласно которой «. образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме. » (ст. 29). Содер-жание Программы разработано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО).
Программа составлена на основе обобщения и интеграции фундаменталь-ных достижений отечественной и мировой дошкольной педагогики, психологии, нейрофизиологии и других наук; представляет вариант проектирования содержания дошкольного уровня образования в соответствии с ФГОС ДО и отражает авторскую концепцию образования, развития и саморазвития дошкольника как неповторимой индивидуальности на основе амплификации развития его самосознания.
Программа строится на понимании специфики образования ребенка дошкольного возраста, которая заключается в необходимости развития у каждого воспитанника базиса личностной культуры, интеллигентности, обеспечения его эмоционального благополучия, обогащения развития его способностей и склонностей. Последние развиваются в условиях предоставления дошкольнику широкого выбора видов деятельности и содействия ребенку в овладении ими на уровне самостоятельности и творчества. Данный уровень превращает деятельность из предмета познания ребенком опыта человечества в форму саморазвития им своей индивидуальности. Поскольку возможности, старт и динамика развития у каждого разные, это требует строительства целостного педагогического процесса, содействующего амплификации развития и саморазвития каждого ребенка, направляемого самосознанием, и сохранению неповторимости его индивидуальности в коллективе сверстников.
Системный подход обусловил необходимость внедрения Программы через педагогическую Технологию (парадигма В.П. Беспалько) и Инноватику (парадигма И.С. Ладенко).
Программа акцентирует внимание дошкольного специалиста на трех взаимосвязанных направлениях его педагогической деятельности:
Технология «Дом радости» — научно разработанный проект (сценарий, драматургия) внедрения Программы «Детский сад — Дом радости» в практику работы воспитателя с заранее заданными показателями (в виде целевых ориентиров), обеспечивающими компетентность ребенка как неповторимой индивидуальности, направляемой самосознанием. Технология позволяет, с одной стороны, сохранить лучшие традиции российской системы общественного воспитания дошкольников, а с другой — внедрить результаты современных достижений отечественной и мировой науки и практики. Драматургия целостного педагогического процесса, разработанная как обобщение, систематизация, интеграция научных знаний и передового опыта, помогает специалисту преодолеть разрыв, сложившийся в конце ХХ в., между достижениями научной мысли, воспитателей-новаторов в области дошкольного образования и неудовлетворительным состоянием практики работы специалистов. Сочетание в Технологии и науки (Н.М. Крылова) и практики в виде сценариев (соавтор сценариев В.Т. Иванова) ведет к пониманию воспитателем научного замысла автора и одновременно к поиску индивидуального стиля практической деятельности, овладению им профессиональной компетентностью, которая проявляется в умении строить целостный педагогический процесс воспитания дошкольника как индивидуальности в коллективе сверстников.
Технология «Дом радости» представлена:
«Маршрутные листы» позволяют рационально организовать во взаимосвязи и взаимопроникновении, интегративно друг в друга разные виды деятельности и самодеятельности детей и педагога, его сменщицы, помощника воспитателя, музыкального воспитателя, специалиста по физической культуре, психолога и других сотрудников, работающих с группой воспитанников «Дома радости», а также и их родителей с раннего утра и до вечера.
«Маршрутный лист» помогает содействовать гармоничному физическому развитию и саморазвитию дошкольника, так как позволяет правильно распределять двигательную активность детей и переключать их на другие виды деятельности;
С 2013 г. Технология «Дом радости» дополнена специальным изданием — «Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения про- граммы» (соавтор Л.В. Тимошенко), который готовится к переизданию после переработки ее в соответствии с требованиями ФГОС ДО;
Внедрение Программы через Технологию позволяет принципиально изменить профессиональные возможности воспитателя, поскольку создаются благоприятные условия для «выращивания» специалистов, владеющих интеллектуальной культурой и мыследеятельностью. Опираясь на книги-сценарии, педагог получает возможность работать технологично и в то же время творчески, так как ему необходимо артистично приложить общую Программу на основе Технологии (драматургии) к каждому воспитаннику, своеобразному и неповторимому. Адаптация Технологии не только к воспитанникам, но и к себе, вызывает у педагога потребность в поиске своего индивидуального стиля профессиональной деятельности на основе компетентности, т.е. профессионального мастерства.
Инноватика «Лесенка успеха» — наука о закономерностях внедрения Технологии в практику работы воспитателя. Содержание этой науки раскрывается на авторских курсах, в теоретических статьях, опубликованных в Технологии, в книге «Лесенка успеха», в монографии «Проектирование инновационных процессов в дошкольном образовании». На курсы приглашаются те специалисты, которые встают на путь саморазвития и видят себя и своих воспитанников развивающимися. Работа по развитию человеческих ресурсов, так называемый путь открытого, «пожизненного» образования, — одно из важнейших направлений современной культуры любого общества.
Источник