Должен ли педагог быть эмоционально сдержанным

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА

Профессия педагога предъявляет серьезные требования к эмоциональной стороне личности. Это «работа сердца и не­рвов», где требуется буквально ежедневное и ежечасное расхо­дование огромных душевных сил (В.А. Сухомлинский).

Наличие эмоциональной напряженности особенно ярко проявляется у молодых учителей. Напряженные ситуации педагогической деятельности вызывают у них неадекватность в оценке происходящего, импульсивные действия по отно­шению к ученикам, способствуют формированию таких лич­ностных черт, как безынициативность, пассивность, чувство собственной профессиональной непригодности. Пережива­емые эмоциональные состояния часто сопровождаются ярко выраженными вегетативными реакциями: тремор рук, замет­ные изменения в мимике и тонусе лица, учащенное сердце­биение. Это отрицательно сказывается на самочувствии пе­дагога, вызывает сильное переутомление, снижение работос­пособности.

В отдельных случаях эмоциональное напряжение достигает критического момента, когда молодой педагог теряет самооб­ладание и проявляет себя в пассивно-защитной (слезы) или в агрессивной (окрики, нервное хождение по классу, резкий стук по столу и т. д.) форме. Такого рода эмоциональные реакции присутствуют и в деятельности опытных педагогов, в которой нередко преобладают способы разрядки эмоций на рабочем месте, в классе, что делает их практически профессионально непригодными.

Учитель в своей деятельности должен стремиться к успеш­ному решению поставленных перед ним задач независимо от воздействующих на него негативных факторов, сохранять СА

мообладание и оставаться для учеников примером в личност­ном плане. Однако внешнее сдерживание эмоций, когда внут­ри происходит бурный эмоциональный процесс, не приводит к успокоению, а, наоборот, повышает эмоциональное напря­жение и негативно сказывается на здоровье.

Учительство как профессиональная группа отличается край­не низкими показателями физического и психического здоро­вья. По данным многих исследований, даже у молодых учите­лей частыми являются обращения в медицинские учреждения в связи с развитием заболеваний сердечно-сосудистой систе­мы, язвенных заболеваний желудочно-кишечного тракта, за­болеваний неврогенного характера (нервные истощения, невро­зы). Для учителей со стажем работы 15—20 лет характерны «пе­дагогические кризисы», «истощение», «сгорание».

В последние 20 лет интерес исследователей привлекает спе­цифический вид профессионального заболевания лиц, работа­ющих с людьми — врачей, педагогов, психологов, воспитате­лей, работников торговли, руководителей, менеджеров и т. д. Выяснилось, что представители данных профессий подверже­ны симптомам постепенного эмоционального утомления и опустошения — синдрому «эмоционального выгорания». Тер­мин был введен американским психиатром Х.Дж. Фрейденбер-гом в 1974 году для характеристики психологического состоя­ния здоровых людей, находящихся в интенсивном общении с клиентами в эмоционально нагруженной атмосфере. В насто­ящее время эмоциональное выгорание понимают как механизм психологической защиты, выработанный личностью в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психо-травмирующие воздействия. Эмоциональное выгорание пред­ставляет собой приобретенное профессиональное поведение, позволяющее человеку экономно дозировать и расходовать энергетические и эмоциональные ресурсы.

На развитие синдрома «эмоционального выгорания» влия­ют внешние и внутренние факторы. К внешним факторам, про­воцирующим синдром, относят: хроническую напряженную пси­хоэмоциональную деятельность, связанную с интенсивным об­щением и эмоциями; завышенные нормы контингента (напри-

мер, учащихся в классе); нечеткую организацию и планирова­ние деятельности; повышенную ответственность за исполняе­мые функции (за благополучие пациентов, учащихся, клиентов); неблагополучную психологическую атмосферу профессиональ­ной деятельности (конфликтность в системе «руководитель — подчиненный», «коллега — коллега», «учитель — ученик»); пси­хологически трудный контингент (дети с акцентуациями харак­тера, неврозами, психологическими особенностями возраста; нарушители дисциплины). В результате воздействия этих фак­торов педагог прибегает к экономии эмоциональных ресурсов: «не обращать внимания», «беречь нервы», то есть к эмоциональ­ному игнорированию напряженных ситуаций.

К внутренним факторам, влияющим на развитие «эмоцио­нального выгорания», относят склонность к эмоциональной ригидности. «Эмоциональное выгорание» быстрее возникает у тех, кто более эмоционально сдержан. У людей импульсивных, эмоционально гибких, чувственных, отзывчивых развитие сим­птомов «выгорания» проходит медленнее. С другой стороны, данное психологическое явление возникает у людей, воспри­нимающих обстоятельства профессиональной деятельности слишком эмоционально. Это часто свойственно молодым спе­циалистам с повышенной ответственностью за исполняемые обязанности. Каждая напряженная ситуация в профессиональ­ной деятельности оставляет глубокий след в душе, вызывает интенсивное соучастие и сопереживание, мучительные разду­мья и бессонницу. Постепенно эмоциональные ресурсы исто­щаются и возникает необходимость беречь их, прибегая к ме­ханизмам психологической защиты.

Стимулирует развитие «эмоционального выгорания» сла­бая мотивация к профессиональной деятельности. В таком слу­чае не проявляется сопереживание, соучастие, интерес к детям, развиваются крайние формы «выгорания» — безразличие, рав­нодушие, душевная черствость.

Читайте также:  Бойко эмоциональное выгорание заключение

Наиболее подвержены «выгоранию» те, кто реагирует на напряженные ситуации агрессивно, несдержанно. К «сгораю­щим» относят и «трудоголиков» — тех, кто решил полностью посвятить себя работе и работает до самозабвения.

Результатом такой деятельности является развитие следую­щих симптомов «выгорания»: чувства эмоционального истоще­ния, изнеможения; развитие негативного отношения к клиен­там; негативного самовосприятия в профессиональном плане и заниженной самооценки; агрессивных чувств (раздражитель­ности, напряженности, гнева); упаднического настроения, ци­низма, пессимизма, апатии, депрессии; психосоматических недомоганий (усталости, утомления, бессонницы, желудочно-кишечных расстройств и т. д.).

Все изложенное выше заставляет всерьез задуматься об ох­ране здоровья учителя, его профессиональном долголетии. Про­фессиональная помощь при «эмоциональном сгорании» пред­полагает применение лекарственных препаратов и различных видов психотерапии. Однако учителю в большинстве случаев нуж­на не медицинская помощь, а социально-психологическая — по выработке необходимых качеств и навыков, направленных на со­хранение эмоциональных резервов в организме.

Для снятия излишнего эмоционального напряжения в про­фессиональной деятельности большую роль играет системати­ческая работа по повышению уровня эмоциональной культу­ры педагога. Важнейшими показателями эмоциональной куль­туры является высокий уровень развития эмоциональной ус­тойчивости, эмпатии и эмоциональной гибкости педагога.

Высокий уровень эмоциональной устойчивости позволяет противостоять развитию синдрома «эмоционального выгора­ния» и эмоциональной напряженности в профессиональной деятельности. Однако учителю, постоянно сотрудничающему с детьми в педагогическом процессе, кроме эмоциональной устойчивости необходима эмоциональная чуткость, отзывчи­вость, подвижность, артистизм, то есть эмоциональная гиб­кость, которая определяется как оптимальное (гармоничное) сочетание эмоциональной экспрессивности (отзывчивости) и эмоциональной устойчивости учителя. Под эмоциональной экспрессивностью понимается выразительность, заложенная в движениях, жестах, походке, мимике, речи.

Положительное, комфортное общение учителя с учащи­мися возможно при достаточно грамотном умении учителя вы-

ражать перед учениками свои чувства, раскрыть свой внутрен­ний мир. Эмоциональная пассивность учителя, отсутствие яр­кой эмоциональности, выраженной в речи, мимике, панто-мимике, вызывает неудовлетворенность школьников уроком, нежелание учиться, а значит, провоцирует конфликтные си­туаций.

Важно знать и замечать особенности собственной экспрес­сии: свободу или затрудненность движений, зажатость или от­крытость жестов, однообразие или гибкость интонаций и т. д. Различают следующие формы экспрессии: мягкую, вязкую и жесткую.

Мягкая экспрессия уместна в данной ситуации и приемле­ма для окружающих. Человек, для которого характерна мягкая экспрессия, изящно владеет мимикой лица, в ней преобладают спокойные формы, нет резких движений глазами, бровями, гу­бами. В то же время лицо достаточно подвижно и выразитель­но, голос льется спокойно и ровно. В нем нет резких перемен тембра и интонаций, тем не менее он богат красками и оттен­ками. Движения головы, рук, туловища подчинены смыслу речи и происходящему, они спокойны, выдержанны, руки двигают­ся по малому и среднему кругу жестикуляций. Походка граци­озная, мягкая, изящная.

Вязкая экспрессия отличается недостаточной эмоциональ­но-информационной нагрузкой и коммуникабельностью. Ок­ружающие обычно испытывают затруднения в распознавании эмоций, выраженных в «вязкой» форме. Вязкая экспрессия проявляется в невыразительной мимике, в однообразии голо­совых интонаций, бедных и скованных телодвижениях.

Жесткая экспрессия характеризуется однообразной мими­кой лица (лицо-маска) либо лицо подчеркнуто реагирует на окружающее. Голос при жесткой экспрессии звучит однообраз­но, на одной ноте — высокой или низкой. Корпус тела, руки, голова либо напряжены или малоподвижны, либо движутся нервно, резкими движениями. При жесткой экспрессии эмо­циональная энергия не выходит вовне, а сопровождается мощ­ными нагрузками на различные группы мышц и внутренние органы

В лицевой экспрессии многих педагогов преобладает мас­ка официальности, мимической невозмутимости, эмоциональ­ной сухости. Часто это строгое выражение лица с нахмуренным лбом, сжатыми губами, напряженной нижней челюстью. Такое лицо-маска, по их мнению, способствует хорошему поведению и успеваемости ученика. Постепенно маска прирастает к лицу, и учитель всегда предстает перед классом в таком специально созданном образе.

Мимика педагога должна быть подвижной, разнообразной и динамичной. Злоба, ненависть, раздражение, презрение не могут становиться содержанием мимического образа, т. к. немедленно приобретают свое продолжение в мимике детей. Им передаются состояния настороженности, агрессивности, эмоциональной не­уравновешенности. Дети любят людей с доброжелательным вы­ражением лица, высоким уровнем внешней эмоциональности. Экспрессивно выраженная доброжелательность, искренняя и от­крытая улыбка располагает к диалогу, способствует установлению контакта с ребенком. Будущий педагог нуждается в специально направленной работе, чтобы язык экспрессии у него обладал мяг­кими формами, был достаточно доходчив, выразителен и «зара­жал» учеников положительными эмоциями.

Читайте также:  Какие есть препараты от депрессии

Эмоциональная гибкость проявляется в способности «ожив­лять» подлинные эмоции, контролировать отрицательные, про­являть гибкость поведения, нестандартность, творчество. Дан­ное качество личности называется также динамизмом. Он имеет принципиальное значение для профессиональной деятельнос­ти учителя. Проявляется динамизм в инициативе и гибкости пе­дагога, умении легко устанавливать эмоциональный контакт с другими, быстро и четко улавливать изменения в ситуации и из­менять стратегию своего педагогического воздействия. С другой стороны, эмоциональная гибкость — это способность учителя правильно понимать, искренне принимать переживания учащих­ся, проявлять к ним теплоту и участие, то есть эмпатийные каче­ства личности. Эмпатия — образование системное, которое вклю­чает в себя отражение и понимание эмоционального состояния другого человека, сопереживание или сочувствие другому и ак­тивное помогающее поведение. Эта способность педагога нахо-

пит свое выражение в таких характеристиках, как доброжелатель­ность, уважение к детям, чуткость и заботливость, отзывчивость, эмоциональная восприимчивость и понимание.

Основу эмпатии составляют эмоциональная отзывчивость, разум и рациональное восприятие окружающего. Рациональ­ное в эмпатии проявляется в сопричастности — во внимании к другому, в наблюдательности за другим, восприятии его свойств и состояний. Эмоциональный компонент эмпатии связан с пониманием другого на основе своего эмоционального опыта, посредством эмоциональных ассоциаций и переносов. В то же время эмпатия — это способность к сочувствию: отразить чув­ство, принять его, не растворяя полностью чувства другого в своих чувствах, т. е. это понятие имеет больший оттенок интел­лектуальности, чем эмоциональности. В этом случае проявле­ние эмпатии не способствует развитию синдрома «эмоциональ­ного выгорания».

Эмпатические качества часто недостаточно представлены в структуре личности педагога. «Учителя с неразвитой эмпатией нередко допускают педагогическую бестактность, неспособ­ность стать на место ребенка, прибегают к неоправданным на­казаниям или морализированию.

Эмпатия, как и всякое эмоциональное явление, поддается развитию и совершенствованию. Эту способность учителя воз­можно и необходимо развивать с помощью специальных обу­чающих и коррекционных программ. Основные условия раз­вития эмпатийных свойств личности: включение субъекта в конфликтную систему отношений, способную актуализировать гуманистическую направленность на другого человека. Этому способствует проведение тренингов синзитивности, решение проблемных педагогических задач, ролевые игры.

Эмоциональная культура отражает уровень профессиональ­ного мастерства, эмоциональную зрелость личности и влияет на имидж педагога. В нем должен присутствовать педагогичес­кий такт, самоконтроль эмоционального состояния и внешней экспрессии, эмпатические качества личности. В результате по­зитивного, эмпатииного отношения со стороны педагога и ак­тивного проявления этого отношения (экспрессии) происхо-

дит повышение самооценки ребенка, а также профилактика конфликтных ситуаций и стрессовых состояний учителя и ре­бенка в процессе обучения.

Источник

Эмоциональное состояние учителя на уроке

Меня заинтересовала эта статья, где профессия учителя сравнивается с профессией артиста. Артист выступает перед большим залам, а учитель перед аудиторией учеников. Состояние учителя на уроке зависит от многих факторов.

Скачать:

Вложение Размер
emotsionalnoe_sostoyanie_uchitelya_na_uroke_1.doc 36 КБ

Предварительный просмотр:

Практический психолог Андриенко О.В.

Выступление на педсовете

Эмоциональное состояние учителя на уроке

«Самый сильный тот,

у кого есть сила управлять самим собой»

Один из наиболее ярких примеров профессий, связанных с переключением эмоционального состояния на позитив, является профессия артиста. Какое удовольствие мы получаем, когда на концерте артисты излучают хорошее настроение, говорят слова любви и признательности залу! Но артисты – такие же люди, как и все, у них есть проблемы и дома, и на работе. А теперь представим себе артиста, который не смог совладать со своим негативным эмоциональным состоянием и вышел на сцену. Его эмоции «написаны» у него на лице, он спел несколько песен без настроения. Реакция зрителей … как минимум, не понравилось, мнение об этом артисте значительно падает.

Работа учителя в классе сходна с работой артиста перед залом (в смысле переключения эмоций). Если учитель работает с хорошим настроением, он транслирует его детям, это активизирует их деятельность; а если с плохим – реакция учеников – как минимум – не понравилось, мнение об учителе падает.

Для негативного эмоционального состояния учителя есть много внешних и внутренних причин, как и любой человек, учитель имеет право на выражение как позитивных, так и негативных эмоций. Но давайте посмотрим на эту проблему с другой стороны.

Два учителя, которые работают в одной и той же школе, ведут уроки в тех же классах, могут переживать совершенно разное психоэмоциональное состояние в школе и по-разному рассказывать о своей работе. Один чувствует себя в школе спокойно и уверенно, а другой агрессивен, возбуждён, или, наоборот, подавлен. Первый на негативную ситуацию реагирует так: «Это неприятно, но мы переживём!». Второй плачется: «Как несправедлива ко мне Судьба. Только со мной могло такое случиться!» Источник состояния находится в самом человеке. Любое событие в жизни само по себе нейтрально. Только мы сами, оценивая, делаем событие отрицательным или положительным.

Я прочитаю ситуации, а вы подумайте, как можно отреагировать на неё, чтобы ситуация развивалась негативно и позитивно:

1). Прозвенел звонок. Вы начинаете урок. Но тут появляется запыхавшийся ученик, он огляделся и шмыгнул в класс. Через минуту в двери стучат ещё двое опоздавших учеников… (Обсуждение)

Специалисты рекомендуют реагировать так:

  • Доступ в класс свободный. Со стороны учителя никаких замечаний, никаких упрёков: садись и работай. В Журнале делается пометка об опоздании. Уже после урока вы сможете спокойно выяснить причину опоздания;
  • Для категории «опаздывающих умышленно» лучшее лекарство – требовательность и строгость, а также поручения, воспитывающие чувство времени: дежурство перед 1 уроком, подготовка наглядных пособий к уроку и т. п.
  • Диагностика опозданий позволяет вскрыть и уважительные причины. Таким детям нужна помощь. Наша профессиональная обязанность – помогать семье создавать благоприятные условия для учёбы школьника.

2). Вы объявили в классе, что пора выходить в театр. Дети обрадовались, повскакивали с мест, бросились к двери, где создали «пробку» и начали толкаться… (Обсуждение)

Приёмы продуктивного решения ситуации:

  • «Ребята, я не нарушу ваш «порядок», если пройду?»
  • «Вы позволите мне пройти? По-видимому вы забыли, что сильным бывает тот, кто умеет позаботиться о слабом»
  • «Полагаю, что в театре вы будете более интеллигентными»

Эффективность урока зависит от психологической самоорганизации учителя:

1 . Позитивное отношение к детям вообще , чувство удовольствия от предстоящей работы с детьми.

  1. Позитивные установки учителя на активность, взаимодействие, уверенность в себе и учениках и пр. Антиподы эти установок, на равнодушие, формальное проведение урока, агрессивность, неуверенность в себе, разрушают учебную деятельность.
  2. Психологическая готовность учителя на работу с детьми определённого возраста. Необходимо не только знать возрастные особенности учащихся, но и чувствовать проблемы ученика как свои собственные (эмпатия).
  3. Психологическая готовность учителя общаться с конкретным классом , т.к. каждый класс обладает своей «психологической индивидуальностью».
  4. Тактичность учителя в отношении каждого ученика (дети быстро распознают фальшь).

Почему эмоции учителя играют такую важную роль в обучении детей?

Т.к в общении люди воспринимают 93% информации невербальной и только 7% вербально;

Т.к. запоминается не сама деятельность, а эмоции с ней связанны;

Т.к. существуют такие феномены, как «подстройка» под невербальные сигналы, «отзеркаливание» эмоций.

Регуляцию эмоционального состояния е стоит путать с блокировкой эмоций, когда учитель блокирует негативные эмоции, стараясь демонстрировать нейтральные и позитивные. Это может привести к обеднению мимики, жестов и интонаций учителя и, как следствие, к состоянию эмоционального выгорания. А учащимся трудно «прочитать» эмоции такого учителя, что повышает их тревожность.

Т.о. нужно искать позитив в любой ситуации.

Игра «К счастью, к сожалению». Высказываемся на тему «Профессиональный рост» по очереди. Например:

  • к счастью, профессиональный рост обеспечивает и личностный рост
  • к сожалению, чтобы профессионально расти, нужно прикладывать много усилий
  • к счастью …

Основная мысль, которую я хотела донести в своём выступлении — это то, что умение регулировать и переключать на позитив своё эмоциональное состояние является одной из характеристик профессионализма учителя, то есть входит в наши обязательные умения.

Источник

Читайте также:  Умер папа чувство вины
Оцените статью