Долгое время держалось у анюты то самое праздничное настроение

Долгое время держалось у анюты то самое праздничное настроение

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Мне вспомнился город моего детства и те самые знаменитые ГЛИНЯНЫЕ свистульки, которыми торговали на базарах.

Долгое время держалось у Анюты то самое ПРАЗДНИЧНОЕ настроение, которое помогало ей с лёгкостью решать даже самые трудные проблемы.

В его обязанности входила ОПЛАТА гонорара сотрудникам-совместителям.

После разговора с Натали Андрея охватило одновременно чувство любви и ненависти, и это ДВОЙСТВЕННОЕ чувство не покидало его до вечера.

Система отслеживала только ИСХОДЯЩИЕ звонки.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Ошибка допущена в предложении В его обязанности входила ОПЛАТА гонорара сотрудникам-совместителям.

В данном случае требуется слово ВЫПЛАТА.

«Уплата» никак не может быть.

ВНИМАНИЕ: Задание составлено не нами, это демоверсия ЕГЭ-2014 года, поэтому претензия по поводу некорректности задания мы принять не можем.

Паронимы — это слова, близкие по звучанию, но различающиеся (частично или полностью) значением.

Иногда в нашей речи встречаются слова, похожие по звучанию, но различающиеся оттенками значения или вовсе разные по семантике. Среди лексических ошибок, вызванных незнанием точного значения слова, наиболее часто встречаются ошибки, связанные с неразграничением, или смешением паронимов.

Греческий по своему происхождению лингвистический термин «пароним» буквально значит «одинаковое имя»: греч. para — одинаковый , onyma — имя.

Паронимами можно назвать как однокоренные, так и близкие по звучанию слова, которые при всей своей похожести всё же различаются оттенками значения или обозначают разные реалии действительности.

В «Методических рекомендаций ФИПИ» отмечается:

«Анализ выполнения задания 5 показал, что сложность для 40% испытуемых составляет не только распознавание ошибки, допущенной при употреблении паронимов, но и подбор соответствующего контексту паронима для редактирования примера с ошибкой, что обнаруживает узость словарного запаса экзаменуемых.» В помощь учащимся в подборе слов-паронимов ежегодно издаётся «Словарик паронимов». Он не зря называется именно «словариком», так как «Словари» содержат тысячи слов-паронимов. Включённый в состав словарика минимум будет использоваться в КИМах, но ведь выучить паронимы для задания 5 — это не самоцель. Эти знания позволят избежать многочисленных речевых ошибок в письменных работах.

Обращаем внимание на то, что в заданиях РЕШУЕГЭ есть задания прошлых лет, и в них встречаются слова не из этого списка.

Записывайте слово в той форме, что требуется в предложении. Это требование основано на том, что в правилах заполнения бланков указано: если кратким ответом должно быть слово, пропущенное в некотором предложении, то это слово нужно писать в той форме (род, число, падеж и т. п.), в которой оно должно стоять в предложении.

Словарик паронимов ЕГЭ. Русский язык. 2019 год. ФИПИ.

Источник

Вариант 19

Часть 1.

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

(1)Садово-парковая архитектура — одна из областей архитектуры, эстетически организующая жилую среду. (2)В современных городах наличие садов и парков необходимо для поддержания городской экологии и здоровья его обитателей, для создания мест отдыха и общения с природой. (3) ______ архитектор, стремясь создать впечатление естественности «первозданной» природы, может изменить существующий ландшафт или, напротив, сформировать совершенно новый пейзаж.

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Садово-парковая архитектура — важный элемент в жизни человека, поскольку в современных городах наличие садов и парков необходимо для поддержания городской экологии.

2. Архитектор, создавая сады и парки, может немного изменить существующий ландшафт или, наоборот, сформировать совершенно новый пейзаж.

3. В современных городах сады и парки — необходимый элемент жилой среды, но архитектор сам выбирает, как он будет формировать тот или иной сад или парк.

4. Садово-парковая архитектура — важный элемент в жизни современного человека, служащий поддержанию городской экологии и здоровья его обитателей, — предполагает возможное изменение архитектором существующего ландшафта или создание совершенно нового пейзажа.

5. Садово-парковая архитектура, предполагающая возможное изменение архитектором существующего ландшафта, является важным элементом в жизни современного человека и служит для поддержания городской экологии и здоровья его обитателей.

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Читайте также:  Чувство сдавленности под челюстью

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОБЛАСТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению, в приведённом фрагменте словарной статьи.

ОБЛАСТЬ , -и, мн. -и, -ей, ж.

1. Часть страны, государственной территории (или территорий). Южные области России. Северные области Европы.

2. Крупная административно-территориальная единица. Автономная о. Московская о. Начальство из области(из областного центра; разг.).

3. чего или какая.Пределы, в к-рых распространено какое-н. явление, зона, пояс. О. вечнозелёных растений. Озёрная о.

4. чего или какая.Отдельная часть организма, участок тела. Боли в области печени. В грудной области.

5. перен., чего.Отрасль деятельности, круг занятий, представлений. Новая о. науки. Отошло в о. преданий(больше не существует; книжн. и ирон.). — В области чего, предлог с род. п. — в чём-н., в сфере чего-н. Специалист в области математики. Работать в области народного образования.

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Мне вспомнился город моего детства и те самые знаменитые ГЛИНЯНЫЕ свистульки, которыми торговали на базарах.

2. Долгое время держалось у Анюты то самое ПРАЗДНИЧНОЕ настроение, которое помогало ей с лёгкостью решать даже самые трудные проблемы.

3. ВИНОВНЫЙ взгляд моего собеседника говорил о том, что этот человек искренне раскаивался.

4. После разговора с Натали Андрея охватило одновременно чувство любви и ненависти, и это ДВОЙСТВЕННОЕ чувство не покидало его до вечера.

5. Это был человек с ГОРДЕЛИВОЙ осанкой, исполненный уверенности в своих достоинствах.

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

в ТРЁХСТАХ метрах

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) Сдав экзамен на степень бакалавра, у него закружилась голова от неожиданного успеха. 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) Благодаря современных технологий учёные исследовали глубины озера Самотлор и нашли под илистым дном богатейшие залежи нефти. 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) Многие, кто бывал в Переяславле, знает, что этот город моложе Ростова, но его история тоже уходит корнями в далёкое прошлое. 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) Справа от штурвала находился компас с покрытым потрескавшейся и частью соскочившей эмалью кругом указателя, испещрённых многочисленными делениями. 4) ошибка в построении предложения с однородными членами
Д) Владимир говорил, что «я именно тогда в старом русском городке, в Вологде, увлёкся историей, именно тогда нашёл и начал заниматься архивами деда». 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью.

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

вы..грать, от..мённое (прилагательное)

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. (НЕ)ДАЛЕКО от речки расположились уютные и комфортабельные санатории и турбазы.

2. Старцеву на протяжении нескольких месяцев (НЕ)(С)КЕМ было поговорить об этом.

3. Селезнёв (НЕ)ОБИДЕЛСЯ на слова, сказанные в кулуарах.

4. Заносчивость вовсе (НЕ)ПРОЧНЫЙ материал: трещит при первом испытании.

5. Если человек (НЕ)ЛЮБИТ свой город, он равнодушен и к своей стране.

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. В начале мы ТО(ЖЕ) не понимали друг друга, а (В)ПОСЛЕДСТВИИ очень подружились.

2. Ночью развели огромный костёр (НА)ВЕРХУ горы, а я попытался всем объяснить, (ЗА)ЧЕМ это нужно было сделать.

Читайте также:  Как понять что чувствуешь энергию

3. Он сделал над собой усилие, ЧТО(БЫ) заснуть, но во сне представилось ТО(ЖЕ) самое мёртвое пространство с грядами серых туч.

4. Отец, (В)СИЛУ своего высокого положения, прежде ездил только на машине с персональным шофёром, (ОТ)ЧЕГО долго не мог разобраться, как войти в метро и где заплатить за проезд.

5. (ПО)ТОМУ, что говорил дядя, не было понятно, СДЕРЖАЛ(ЛИ) он слово.

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

На всех полках, краше(1)ых белой краской, были развеша(2)ы пучки сушё(3)ой малины — великолепного потого(4)ого средства.

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Вечерами Тарас Семёнович читал вслух какую-нибудь книгу либо рассказывал сказку.

2. Перед глазами ходил океан и колыхался и гремел.

3. Для сервировки стола не следует использовать скатерти и салфетки холодных и мрачных тонов.

4. В дни праздников на городской площади устраивали если не спортивные парады то театрализованные представления.

5. Много пережил перечувствовал поэт.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Снежок (1) выпавший ночью (2) и тающий у нас на глазах (3) делает недалеко расположенный холм (4) ещё более скользким.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Я поливал саженец, ухаживал за ним и часто представлял его остроиглой бояркой, запорошенной цветами, овитой листвой: конечно (1) боярка высокой не бывает, до неба ей не достать, однако (2) выше сеновала (3) пожалуй (4) вымахает.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Перед нами простиралось необозримое (1) жёлтое поле (2) край которого (3) вдалеке замыкался синим лесом.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Как только приезжие разложили в комнатах свои вещи (1) они немедленно решили осмотреть город (2) но (3) так как экскурсионные автобусы отправлялись только через два часа (4) все решили идти пешком.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

На этот раз он выглядел по-другому: вместо молодого юноши перед ними стоял старец с длинной седой бородой.

(1)Немолодая женщина, крупный учёный, рассказала такую историю:

(2)«Я переходила площадь, меня толкнул какой-то пьяный, я упала на колени, поранила их, и из ран по ногам потекла кровь ручьём. (3)Я зашла в ближайшую поликлинику и сказала сестре: «Пожалуйста, окажите мне первую помощь».

(4)Она вежливо направила меня в хирургический кабинет. (5)В кабинете за столом сидела величественная дама. (6)Хирург и главный врач поликлиники. (7)Я сказала:

— Я в крови. (8)Пожалуйста, окажите мне первую помощь.

— (9)С половины третьего! — железным голосом ответила она.

(10)Часы показывали два.

— (11)Но ведь у меня кровь течёт, помогите мне!

(12)И тогда она не крикнула. (13)Спокойно сказала:

(14)Я, конечно, вышла. (15)Я плакала».

(16)«Вы правы, — пишет она дальше, — сравнивая травму, нанесённую криком, с ударом ножа. (17)Но такой удар можно нанести и без крика. (18)Нормальным голосом».

(19)Ко врачу пришёл человек, чтобы залечить телесную рану, а тот нанёс ему рану душевную.

(20)И я подумал, как, увы, часто наносятся раны словом. (21)Раны от слова вызываются не только грубостью, но и необдуманным обращением со словом.

(22)В одной семье произошёл такой случай. (23)Дочка, ученица пятого класса, которая незадолго до того перенесла тяжёлое долгое заболевание, вернулась однажды домой бледная. (24)Сказала:

— В эту школу я больше не пойду.

(25)Ничего объяснять она не стала. (26)Видно было только: потрясена безмерно.

— (27)Лучше умереть, чем в эту школу.

(28)Родители решили перевести девочку в соседнюю школу. (29)И только спустя годы она рассказала, в чём было дело. (З0)На медицинском осмотре в присутствии подруг школьный врач сочувственно воскликнула:

— С таким сердцем жить нельзя!

(31)Вот так и сказала. (32)Подруги засыпали девочку вопросами. (ЗЗ)Она молча оделась и молча вышла из школы. (34)Вышла, чтобы больше никогда туда не возвращаться. (35)Никому ничего не сказала, чтобы никого из близких не огорчать.

(Зб)Она верила старшим и думала, что живёт последние недели.

(37)Эту рану словом нанесли не злость, не грубость, а глупость, невежество.

(38)Когда таких примеров из собственного опыта и опыта окружающих и размышлений по их поводу накопилось много, я выступил по радио с беседой на тему «Осторожно — слово!». (39)Не предлагал ничего особенного и чрезвычайного, просто советовал обращаться со словом обдуманно. (40)Применять, например, давно выработанные и общепринятые формулы вежливости и отказаться от таких оборотов, как: «Не видишь что ли?!», «Ослеп?», «Оглох?», тем более что есть опасность действительно угодить в человека, который плохо видит или плохо слышит. (41)Я напоминал другие слова, приветливые, вежливые, благожелательные. (42)И заканчивал передачу так: «Будьте осторожны со словом; грубое — обоюдоостро и часто мстит за себя!»

Читайте также:  Речь героев отличается эмоциональностью

(43)На меня обрушилась лавина откликов. (44)Большинство откликнувшихся на моё выступление соглашались: со словом надо обращаться осторожно.

(45)Однако нашлись люди, кого сама постановка этой проблемы привела в раздражение. (46)Они утверждают: без грубости не обойтись и обходиться без неё не надо! (47)Под грубостью они понимают и крайнюю её форму — нецензурную брань. (48)Без неё-де и соваться нечего на стройку, в цех, в поле. (49)Да и в домашнем быту без крепкого слова немыслимо.

(50)Крик и брань не свидетельство силы и не доказательство. (51)Сила — в спокойном достоинстве. (52)Заставить себя уважать, не позволить, чтобы вам грубили, нелегко. (53)Но опускаться до уровня хама бессмысленно. (54)Это значит отказываться от самого себя! (55)От собственной личности! (56)Вежливость, как правило, синоним внутренней силы и подлинного достоинства. (57)Спрашивать, зачем вежливость, так же бессмысленно, как задавать вопросы: «Зачем культура?», «Зачем красота?».

* Сергей Львович Львов (1922-1981 гг.) — прозаик, критик, публицист, автор статей о советской и зарубежной литературе, произведений биографической и детской литературы.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1. Раны бывают не только физические, но и душевные, часто возникающие, от того что человек необдуманно обращается со словом.

2. Разговаривая с человеком, нужно обращаться со словом обдуманно, применять давно выработанные и общепринятые формулы вежливости.

3. Без грубости не обойтись в современном обществе, ведь крик и брань — свидетельство силы и убедительности.

4. Настоящий человек, уважающий себя и окружающих, никогда не опустится до уровня хама, стремясь сохранить собственную личность.

5. Вежливый человек всегда внутренне сильный.

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1. В предложениях 2-4 представлено повествование.

2. В предложении 19 содержится вывод из содержания предложений 1-18.

3. В предложениях 32-33 представлено повествование.

4. Предложения 50-57 содержат рассуждение.

5. В предложениях 45-47 представлено описание.

Определите слово, использованное в тексте в переносном значении. Выпишите это слово.

1. железный (предложение 9)

2. бледная (предложение 23)

3. школьный (предложение 30)

4. домашний (предложение 49)

5. вопросы (предложение 57)

Среди предложений 10-17 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи союза, указательного местоимения и форм слова. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 21-24. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

«Приёмы — (А) ______ (“рана” в предложениях 20-21), (Б) ______ (предложения 54—55) помогают читателю осознать убедительность доводов автора, полемический пафос текста в целом. Тропы: (В) ______ (“величественная дама” в предложении 5), (Г) ______ (предложение 43) свидетельствуют об эмоциональном отношении автора текста к происходящим событиям».

1. вопросно-ответная форма изложения

3. однородные члены

4. профессиональная лексика

6. лексический повтор

9. контекстные антонимы.

Часть 2.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Источник

Оцените статью