Доктор кто то чувство когда

Ксения Собчак в сочинской трагедии: ступор или цинизм?

Дмитрий Аграновский, адвокат:

— Думаю, что правовых последствий для Ксении Собчак не наступит. С юридической точки зрения, если не будет установлено, что она была за рулем, предъявить ей нечего. Ефремов, с которым блогосфера уже сравнивает скандальную телеведущую, был за рулем, был нетрезв и, на мой взгляд, абсолютно неправильно вел себя в суде. Поэтому получил большой срок, хотя мог получить меньше. У Собчак таких проблем нет. Кстати, ее водителя арестовывать не стали, несмотря на тяжесть ДТП. Все в рамках закона: ДТП — преступление, совершаемое по неосторожности. Мера пресечения нужна, чтобы человек не мог скрыться или воспрепятствовать производству по делу. У нас принято использовать арест для удовлетворения якобы «кровожадности» общества по отношению к нарушителям, тем более не простым. История с водителем показывает, что общество не жаждет крови.

И вот тут важно, как оценивать аварию с точки зрения морали. На мой взгляд, своего рода символический феодализм. Собчак — представитель господствующего класса и поэтому ей ничего не будет. Думаю, в ее окружении даже не заметят, что она сделала что-то предосудительное. Подумаешь, не вышла из машины. Она что, должна ездить как все? Машина вылетела на «встречку»? Так ее не было за рулем.

Ни о каком накоплении критической массы vip-аварий, когда элита общества, их дети или просто мажоры, насмерть сбивали простых людей, не идет. Как закон бывает не един для всех, так и мораль у элиты своя, у простого народа — своя, у криминала — третья. Такими разными правоприменительная практика и морали обычно остаются у общества переходного периода (каковым и остается российское общество). То, что можно одним, категорически нельзя другим.

Лариса Паутова, социолог, ФОМ:

— Совладать со стрессом, который случается у людей во время таких аварий, может не всякий. Да и стресс у людей с разным темпераментом разворачивается по-разному. Рыдания, агрессия, суета… А некоторые просто каменеют, наблюдают за произошедшим, как будто за фильмом, и не могут ничего поделать. Я сама пережила аварию: мы везли томатный сок, он, как кровь, растекся по трассе… Больше ничего толком не помню. От такой реакции никто не застрахован. Да, все должны в этой ситуации правильно реагировать, но возможно ли этому научиться? Или учат нас неправильно, для галочки?

Конечно, ничего страшного не случилось бы, если бы самолет улетел, из Сочи они летают несколько раз в день.

Я лично не знаю Ксению Собчак, но как к человеку отношусь к ней с уважением. Она сильная, но в этот раз произошел какой-то сбой.

Мы вообще сегодня не готовы собраться. Будь то стресс во время аварии, или во время пожара, когда охватывает кого-то ступор, а кого-то паника. Вы помните, как вели себя люди в «Зимней вишне» в Кемерово?

Юрий Кублановский, публицист, поэт:

— Сначала человек, из карьерных, материальных или тщеславных соображений, работает на свой имидж. А потом уже имидж работает на человека, который становится его невольником. Отвратительная, но широко распространенная история. Ступор? Кто его знает. Но Собчак уже много раз «проявляла» себя так…

Так что непонятно, что это было: ступор или цинизм.

Елена Камбурова, певица, актриса:

— Человек и является человеком в высоком, а не биологическом смысле слова, когда для него существуют ситуации морального запрета. В данном случае такая и была. Сидела ты за рулем или нет, для нормального человека не выйти из машины и не поинтересоваться, нужна ли помощь, неестественно. Это низкий поступок. Понимаете?

Владимир Кудрявцев, доктор психологических наук, профессор МГПУ:

— Не согласен с тем, что все так накинулись на Собчак, хотя симпатий она у меня не вызывает. Дама она не трусливая, стрессоустойчивая. Помню, как в программе «Розыгрыш» в нулевые годы она смело отбивала у хулиганов девушку. Было видно, что она не робкого десятка и, что важно, и мысли не допускает, что это телепостановка. Другое дело, что годы идут. Собчак на хайпе сделала карьеру и репутацию, стала мамой, и, вероятно, устав от хайпа, попав в аварию, хотела уйти от него, но подрастеряла стрессоустойчивость. Можно верить или не верить ее словам о том, почему она покинула место ДТП в Сочи, не дожидаясь приезда полиции. Можно верить или не верить ее словам, что ею были вызваны врачи, и она уехала, чтобы не мешать их работе и не «торговать лицом». Но очерствелость личности тут, конечно, просматривается.

Когда «сильная» Собчак не просто взяла себя в руки, но и заявила в соцсетях, что «доказывать, что я не верблюд, шайке комбинаторов из апэшечки, которые решили назначить меня на роль нового Ефремова, я ничего не буду», то это и была реакция человека, вышедшего из стресса после аварии.

Ключевой остается ее фраза в соцсетях: «Я могу помочь только связями и возможностями». Вот она квинтэссенция, может, даже самая тонкая стихия души новых элит. Они не утруждают себя проявлением человеческих качеств — сочувствия, когда тебе больно и тревожно, и хочется сочувствия. Слезы, боль, страх и стремление помочь тем, кто пострадал больше, не подделаешь. Они и есть первая реакция на стресс, который его помогает снять. Когда этого нет, возникает аргументация к связям и возможностям. И тогда уже проявление человечности кажется проявлением слабости. А оно такого рода «сильным» мира сего (отделившим себя от мира, как от слабого) — не по рангу.

Читайте также:  Языком не чувствую вкус пищи что может быть

Но Собчак попала в психологическую ловушку — ситуацию двойного хайпа. Теперь хайпуют СМИ, блогосфера и соцсети: то, что погибли Иванов, Петров, Сидоров затмило то, что в аварию попала дама со звучной фамилией. Эта установка на хайпротворчетсво и есть ситуация двойного хайпа, порождаемая такими личностями как Собчак. Сначала ей «плевать на людей», а потом людям — на нее.

Александр Архангельский, писатель:

— Домыслы лучше оставить при себе; что чувствовала Собчак в первые часы после аварии, нам знать не дано. То, что на видео при входе в аэропорт она не шатается и держит себя в руках, ровным счетом ничего не говорит о медицинских показателях. На публичного человека, привычного к стрессам, шок действует специфически; вместо растерянности — сосредоточенность, вместо демонстрации боли — показное спокойствие, все потом, все завтра, сейчас главное — сохранить лицо.

Параллели ложные. Ничего похожего на казус Ефремова тут нет. Что бы нам ни говорили пламенные пропагандисты. Собчак была не за рулем и не пыталась выкупить съемки с камер наблюдения. Единственное, что имеет смысл обсуждать — это «моральная развилка».

На одной чаше весов — рациональные доводы. На другой — репутационные. На третьей — этические. Как найти равновесие между ними?

Рациональные доводы. Ты заведомо ни в чем не виноват и ничем пострадавшим в данную минуту не поможешь. Скорая вызвана, а тебе лучше лечиться в Москве. И уже оттуда, поднимая связи, обеспечивать нормальные условия для всех, кто был в аварии, и «своих», и «чужих», чем участвовать в многочасовых объяснениях с кубанскими гаишниками…

Репутационные доводы. Ты в центре постоянного внимания, значительная часть твоего успеха обеспечена интересом тех самых обывателей, которые не проверяют факты, обожают домыслы и будут счастливы свергнуть тебя с вершины славы, потому что восхождение к вершине и свержение с нее — одинаково сильное зрелище. Катался на венчании в катафалке — изволь остаться рядом с раскуроченной машиной, или освободи территорию славы. Так или примерно так рассуждает часть аудитории, на которую работает звезда. И не считаться с этим, значит, тоже сильно рисковать.

Этические доводы. Все мы существа социальные, разумные и живущие в информационном обществе. Но главное, мы просто люди. И человеческое чувство говорит нам, что нужно разделить страдание с тем, кому ты не поможешь, в чьем ранении, тем более гибели, не виноват, но с кем тебя соединила судьба. И разделить можно, только оставшись. Хотя бы на какое-то время. Хотя бы до полной ясности с тем, куда их отвезут, как обеспечат помощь.

Вроде бы пришли к морально-положительному выводу. Но вспоминаем о том, что как только станет известно о звездной аварии, к месту ринутся камеры, и оттого, как ты будешь снят, как ты будешь показан, зависит и репутация, и судебные иски, и судьбы тех, кто с тобою работает, и кого не защищает звездная броня.

В общем, плохая история.

Попробуйте спросить себя: а вы бы как поступили на месте Собчак? Да, мы с вами не звезды, мы ездим в общественном транспорте. Но все-таки, все-таки? Я переадресую этот вопрос себе, и честно отвечаю: надеюсь, что решил бы остаться… Однако не знаю, что бы творилось с моей психикой и нервной системой после столкновения. Я не знаю, в какой степени мои реакции совпадали бы с моими идеалами.

Поэтому и Ксению Собчак — не сужу.

Владимир Хотиненко, кинорежиссер:

— Мне кажется, что эту историю рано комментировать. Пока в ней очевидна только сила интернет-влияния.

Но если, действительно, как рассказывает водитель Volkswagen, другие машины останавливались и люди из них подходили к умирающим на глазах и куда больше пострадавшим его пассажирам, а из Mercedes так и никто не вышел, то многим эта ситуация покажется тестовой. Тем, кто уверен, что общество должно давать на такую ситуацию жесткую моральную реакцию — бизнес перестать делать Собчак дорогие заказы, медиа — предоставлять эфиры — скажу то же самое: надо подождать. Мне лично более всего интересна как раз реакция общества на происшедшее. Но когда мы ее увидим во всей полноте, тогда и подробнее обсудим.

Источник

Нам нужен Доктор! Кто? Расселл Т.Дэвис, который с «Доктором Кто» спас английское телевидение и которому придется сделать это снова

Имя Розы

Билли Пайпер / BBC

Изначально «Доктор Кто» задумывался как детская образовательная программа, а Доктор — как фигура ментора, просвещающего учеников. Звучит скучно? Так бы и было, не придумай создатели сериала способ обучения, способный увлечь: приключения. В 1963 году, в первом эпизоде классического черно-белого сериала, на экраны приземлилась машина времени под названием ТАРДИС, замаскированная под английскую полицейскую будку (когда сериал стал цветным, все увидели, что она голубая). Оттуда с высокомерным хмыканьем и гордым взглядом вышел Первый Доктор — на вид типичный седовласый профессор. Доктор оказался таинственным инопланетянином со смутным прошлым, двумя сердцами и способностью к регенерации: полному перевоплощению личности, что позволяет менять актеров главной роли до бесконечности. На нашу планету Первого занесло вместе с внучкой, и больше всего он мечтал смыться с Земли. Когда ему это наконец удалось, он прихватил с собой парочку молодых учителей, Йена и Барбару, невольно вовлеченных в его приключения. С тех пор так и повелось: Доктор всегда путешествует в компании спутников, а если оказывается один, то не по своей воле.

Читайте также:  Гиппенрейтер чувства родителей как с ними быть

Обучающий компонент сериала не только в том, что Доктор периодически сообщает интересные факты из мировой истории или науки, но и помогает попавшим в беду. «Будь храбрым, добрым, любознательным и неравнодушным», — учит он нас. Но сам Доктор не идеален. Первый Доктор вообще поначалу был вздорным стариком, презирающим людей, пока Йен и Барбара успешно его не очеловечили. Но больше ни один Доктор в олдскуле (так называют классический сериал) не учился у людей. Это изменила Роза.

В биографической книге «The Writer’s Tale» Дэвис признавался, что считает главной причиной успеха перезапущенного сериала Розу Тайлер — спутницу Доктора в его девятом и десятом воплощении. Роль Розы принесла актрисе Билли Пайпер («Тайный дневник девушки по вызову», «Страшные сказки») не меньшую известность, чем ее коллегам-мужчинам, сыгравшим главную роль. Вообще, спутники Доктора являются как бы экранным воплощением самого зрителя, который с восхищением смотрит на путешествия во времени и пространстве.

Перезапуск сериала начался с истории Розы. В первой серии ньюскула (так называют обновленный сериал) мы сначала узнаем эту девушку. Она живет в Лондоне и работает продавщицей, у нее есть бойфренд и мама, а отец давно умер. В ней нет ничего особенного, а в ее жизни абсолютно ничего не происходит. Роза — классическая every girl, ассоциировать себя с которой мог кто угодно. Также оказалось, что every girl может быть в чем-то даже лучше могущественного повелителя времени (название расы Доктора). В серии «Далек» , когда Девятый Доктор при встрече со старым врагом, последним выжившим Далеком, дает волю своему гневу, Роза приводит Доктора в чувство. Если бы не ее человечность, вместо того, чтобы помогать людям, Доктор превратился бы в темного мстителя, этакого космического Карателя и, в общем, довольно злого персонажа.

Девятый начинает свой путь ожесточенным и травмированным, а заканчивает счастливым, и это во многом заслуга Розы. В финале не только Доктор спасает ее, но и она его. С появлением Розы в сериале начинает звучать мысль, что в мире нет ничего важнее, чем «обычный человек». Каждый может спасти Доктора. Зрители не устояли перед портретом человечества, каким нарисовал его Дэвис, и сериал выстрелил.

Из ада

Галифрей / BBC

При перезапуске Дэвис избавился от части старой мифологии сериала, чтобы не смущать новых зрителей непонятными отсылками. Случилась страшная война, в которой Доктор был вынужден уничтожить цивилизацию Далеков и собственную планету Галлифрей. Этот концепт дал массу драматических преимуществ. Доктора терзает вина. Это сделало персонажа глубже и трагичнее, чем в олдскуле, а отношения со спутниками-землянами стали эмоциональнее и ближе, ведь теперь Доктор одинок во вселенной.

Однако Дэвис не просто радикально расчистил пространство под новый сериал. Он логически продолжил линию классики. В олдскуле в эпоху Второго Доктора повелители времени больше походили на инквизицию, чем на мудрых учителей. Они заставляли Доктора регенерировать в наказание за вмешательство в дела вселенной, насильственно удерживали его на Земле, судили и даже приговаривали к смерти. Во время суда над собой на Галлифрее Шестой Доктор называет повелителей времени «окончательно прогнившими». Зрителям, знакомым с олдскулом, при перезагрузке легко было предположить, что разложение зашло еще дальше и привело к войне.

Дэвис начал с намеков на то, что на Галлифрее произошло что-то ужасное, а закончил развернутой картиной. В последних сериях приключений Десятого Доктора (и самого Дэвиса как шоураннера) появляются повелители времени и сам Галлифрей, похожий на пылающее инферно. Доктор называет свою планету адом и во второй раз останавливает собственную расу, которая пытается уничтожить вселенную. Драматическая концепция Дэвиса имела начало и конец. Он развил идею и поставил красивую точку в финале.

Дайверсити-каст

«Воды Марса» / BBC

Хотя первые темнокожие персонажи мелькнули в олдскуле еще в начале 1980-х, артисты не белого цвета кожи начали сниматься в значительных ролях только в ньюскуле. При Дэвисе впервые на борт ТАРДИС ступили чернокожие спутники — Мики Смит и Марта Джонс. Показали темнокожего повелителя времени, появились межрасовые пары, первая из которых сразу заявила о себе в сериале: Роза и Мики. Среди первых земных колонистов в эпизоде «Воды Марса» представлены все расы Земли. Для примера, такой состав нам только предстоит увидеть в этом году в супергеройском фильме Marvel «Вечные», то есть Дэвис значительно опередил свое время. Сериал при Дэвисе был color blind (слепым в отношении цвета кожи. — Прим. ред.), ведь в фантастической вселенной, где существуют разнообразные формы жизни, земные оттенки кожи не имеют значения. Только в сериях, действие которых разворачивается в исторические периоды на Земле, несколько раз поднимается вопрос расизма. Дэвис решает это элегантно и без догматики, показывая расистские взгляды как безнадежно устаревшие и давно оставшиеся в прошлом.

Читайте также:  Почему чувствую запахи по другому

Нет сексизму

BBC

Классический сериал меньше пострадал от сексизма, чем другие продукты своего времени. У истоков создания сериала стояла его первая продюсерка Верити Ламберт, ставшая и первой женщиной-продюсером на BBC, и можно предположить, что она задала общий тон. При перезагрузке сериала исчезли остатки сексизма. Дэвис четко обозначил феминистские идеи, но не словом, а делом. Все спутницы умны, компетентны и способны постоять за себя. Каждая спасала мир, а то и целую вселенную, как Донна Ноубл. Доктор многое делает для того, чтобы спутницы поверили в свою силу и возможности. При Дэвисе в порядке вещей становятся героини, наделенные властью, от королевы Виктории в XIX веке до начальницы института Торчвуд, который «в наше время» собирает на Земле инопланетные технологии. Дэвис специально написал для актрисы Пенелопы Уилтон роль одной из самых ярких женщин-политиков на телеэкране. Поначалу Харриет Джонс — скромная женщина-депутат, озабоченная вопросом здравоохранения. При встрече с Девятым Доктором она помогает ему предотвратить Третью мировую войну и становится премьер-министром Великобритании, при которой наступает «золотой век». Никто из людей не вызывает у Десятого Доктора такого восхищения, как командующая марсианской экспедицией Аделаида Брук (железная леди британского телевидения Линдси Дункан) в эпизоде «Воды Марса». Это единственная история, в которой Доктор следует за человеком, а не наоборот. Морально Брук оказывается сильнее Доктора. Она принимает решение, которое позволяет изменить сам ход истории, то есть берет на себя обязанности повелителя времени, когда Доктор отказывается это делать. Обычно мейнстрим поднимает на такие высоты только избранных героинь, но Дэвис опять показывает колоссальные возможности every girl.

Квир-персонажи

Джон Барроумен / BBC

Дэвис известен проектами о геях, среди которых легендарный сериал «Близкие друзья». Неудивительно, что благодаря ему во вселенной «Доктора» появились негетеронормативные персонажи. В фарватере — человек будущего, неотразимый капитан Джек Харкнесс, сыгранный Джоном Барроуменом, который, как и Дэвис, сам является гомосексуалом. Джек налаживает «химию» с любым разумным существом, а иногда кажется, что даже с неразумным. В сериале впервые показали поцелуй двух мужчин, когда Джек прощался с Девятым Доктором. Нотки гомоэротичности появились в отношениях Десятого Доктора и Мастера — старого друга/врага, с которыми их связывали напряженные отношения еще в олдскуле. Но заслуга Дэвиса не в введении квир-персонажей (где мы их не видели?), а в нормализации негетеронормативных отношений. На удивление Розы, что капитан Джек флиртует со всеми, Девятый спокойно пожимает плечами: в будущем все будут такими, избавившись, как говорит Джек, от своих «маленьких категорий и ограничений».

Антимилитаризм и гуманизм

Десятый Доктор Кто / BBC

В олдскуле Четвертого Доктора однажды спросили: «Можете ли вы предложить нам оружие, которое навсегда избавит наше небо от вражеских кораблей?» Доктор ответил: «Да, могу. Это мир». Сериал появился в мире, еще не отошедшем от Карибского кризиса , и оставался манифестом пацифизма. В ньюскуле апофеоза это достигло в эпоху Десятого Доктора. Он берет в руки оружие только раз, пытаясь предотвратить возвращение Галлифрея, но использует пистолет не для того, чтобы выстрелить. Мучимый чувством вины, он не может убить даже самых страшных врагов ради спасения вселенной. Если про самого «темного» из всех Докторов, Седьмого, говорили, что он хочет не только остановить врага, но и наказать его, Десятый до конца пытается спасти самого врага. Победа над злом в эру Дэвиса не служит поводом для радости, потому что это в любом случае пляска на чьих-то костях. В наше время антигероев, серых зон морали и разбрасывания по экрану кишок такой глубочайший гуманистический посыл, как у Дэвиса, встречается довольно редко. Дэвис по-хорошему старомоден в четком прописывании отличий добра от зла и лишен при этом назидательности.

Время умирать

Марк Гаттисс из серии «Эксперимент Лазаруса» / BBC

Возможно, лучшее, что привнес Дэвис в сериал, — это даже не психологически глубокие и реалистичные персонажи, а экзистенциальная проблематика. В эпизоде «Эксперимент Лазаруса» старый ученый (Марк Гатисс) создает технологию омоложения. Молодость возвращается к нему, но он периодически превращается в пожирающего людей монстра. Лазарус рассказывает Десятому Доктору, что в детстве пережил бомбежки Лондона, испугался навсегда и поклялся себе, что никогда не умрет (у Дэвиса не бывает злодеев без причин, и почти в каждом есть что-то, вызывающее сочувствие). Доктор отвечает, что долгая жизнь не означает лучшая: древний инопланетянин (на тот момент ему было 900 лет) по себе знает, что такое усталость и одиночество затянувшегося существования.

Тема смерти красной нитью проходит в сезонах Дэвиса, ей посвящен и четвертый сезон спин-оффа «Доктора Кто», сериала «Торчвуд», в котором в роли Доктора выступает бессмертный капитан Джек. В этом сезоне под названием «День чуда» люди перестают умирать, и Земля превращается в ад, застроенный крематориями. Дэвис много говорит о том, что смерть — не обязательно проклятье, и значение имеет только осмысленная жизнь, посвященная своему делу и другим людям. Как уже было сказано, Доктор неидеален. В финале пути Десятый не хочет уходить и пытается спорить с судьбой. Но в конечном итоге смиряется с неизбежностью смерти, как это придется сделать всем. Вот этих-то экзистенциальных вопросов не хватает в сериале Чибнолла сильнее всего.

Источник

Оцените статью