- Доклад «Уроки стресс-теста»
- Система прошла стресс-тест
- Цифровая педагогика и проблема социальной ответственности
- Болевые точки: неравенство и инфраструктура
- «Стресс-тест» пандемии выявил главные недостатки российских вузов
- Как пандемия повлияла на студентов
- Какие задачи нужно решить:
- Как пандемия повлияла на преподавателей
- Какие задачи нужно решить:
- Как изменился формат обучения из-за пандемии
- Какие задачи нужно решить:
- Что нужно решить в первую очередь
- Вузы сдали «стресс-тест»
Доклад «Уроки стресс-теста»
Доклад «Уроки стресс-теста» был подготовлен руководителями ведущих вузов России. Авторы рассказали о тех вызовах, с которыми столкнулась высшая школа в связи с распространением COVID-19.
В пятницу, 3 июля, прошло онлайн-заседание Общественного совета при Министерстве науки и высшего образования. Его темой стала пандемия коронавируса и ее влияние на работу российских университетов. Участники встречи обсудили доклад, подготовленный ректорами 13 ведущих вузов России о том, как вузовская система страны справляется с глобальными сложностями, вызванными распространением COVID-19.
«Когда мы в середине марта оказались в этой ситуации, мы не знали зачастую, что делать, и, может быть, нередко действовали по наитию, но именно в тот момент вместе с университетами министерство договорилось и определилось, что надо одновременно попытаться посмотреть на себя со стороны, – сказал в своем приветственном слове министр науки и высшего образования Валерий Фальков, – я хочу выразить особую благодарность представителям вузовских команд, ректорам университетов, которые откликнулись на предложение самоорганизоваться и постараться в достаточно короткие сроки подготовить аналитический доклад. Это результат работы большого количества очень квалифицированных людей. Мы постарались, чтобы он был максимально объективным, очень надеемся, что он поможет нашим университетам, нашим законодателям, экспертному сообществу и обществу посмотреть на эту ситуацию более профессионально».
Система прошла стресс-тест
По мнению авторов доклада, российская система высшего образования, столкнувшись с масштабными сложностями, вызванными пандемией, смогла пройти этот «стресс-тест». К 23 марта более чем 80% вузов смогли перейти на работу в дистанционном режиме. Это привело к тому, что процент заражения студентов и преподавателей вузов оказался ниже, чем процент зараженных в среднем по населению страны.
График распространения коронавируса. Иллюстрация из презентации доклада на онлайн-заседании
«Две трети студентов удовлетворены, как организовано онлайн-обучение в их вузе, – отметил один из соавторов доклада, ректор Высшей школы экономики, Ярослав Кузьминов, – 32% российских студентов предпочитают онлайн очному формату. Однако очень важно, что в докладе отмечается, что многие университетские активности, которые являются традиционными для классического образования: это проектная и практическая работа, это внеучебные активности, воспитательная работа – не могут быть переведены в онлайн без существенного снижения эффекта. Более 40% студентов отмечают как серьезную проблему нехватку общения с однокурсниками и очных дискуссий с преподавателями университетов».
Также в ходе заседания отмечалось, что после пандемии необходимо максимально загрузить лаборатории и творческие классы для реализации тех практических проектов, которых не хватает в настоящий момент.
Цифровая педагогика и проблема социальной ответственности
Несмотря на то, что в целом система высшего образования смогла успешно переформатировать свою работу в условиях пандемии, она столкнулась с рядом вопросов, на которые только предстоит найти ответы.
В первую очередь с проблемами при переходе на онлайн-занятия столкнулись студенты-первокурсники. Ситуация показала, что у них не хватает навыков самоорганизации, горизонтального взаимодействия, самостоятельной работы в группах, что усложнило для них обучение в сложившихся условиях. Поэтому особенно возросла роль тьюторов и менторов. Впрочем, с проблемами столкнулись и студенты старших курсов.
«Пандемия поставила вопрос о разработке новой педагогики, – отмечает соавтор доклада, ректор Томского государственного университета Эдуард Галажинский, представляя презентацию. – Иногда мы считаем, что переход в цифру — это просто перевод того процесса, который существует, на другой носитель, но стало ясно, что нужна совершенно новая дидактика, что нужны совершенно новые способы удержания мотивации, индивидуализации, интерактивности, вовлечения студентов».
При этом, работая над адекватным переходом занятий в дистанционный формат, вузам и министерству также было важно решить социальную проблему. Более половины студентов столкнулись со снижением доходов, что побудило вузы принять программы поддержки занятости студентов в кампусе, чтобы снизить социальную напряженность и дать студентам дополнительные возможности для заработка и продолжения обучения.
Болевые точки: неравенство и инфраструктура
Ситуация с коронавирусом обнажила и старые проблемы, которые требуют решения. Стало особенно заметным неравенство на самых разных уровнях: между вузами, имеющими разное финансирование и статус; неравенство между преподавателями, имеющими разные навыки работы с онлайн-площадками; между студентами с разным достатком.
Иллюстрация из презентации доклада на онлайн-заседании
Также стала очевидна проблема инфраструктуры, в первую очередь аппаратной и программной. Так, выяснилось, что около трети вузов не располагают адекватно функционирующей LMS (системой управления обучением). Возникали сложности с использованием онлайн-площадок для проведения занятий, что вызывало дискомфорт для обучающихся.
«Что касается студентов – не все они обеспечены планшетами и мобильными компьютерами, процент таких обучающихся достаточно высокий, и вузы принимали активное участие, чтобы помочь им», – сказал соавтор доклада, ректор Университета ИТМО Владимир Васильев.
При этом он отметил, что вузам необходимо пересмотреть свою работу в части коммуникации со студентами, представленности в цифровом пространстве, в первую очередь в социальных сетях.
«Мы перешли к ребятам digital native, которые «родились» в сети, которые работают в сети, именно с мобильными приложениями, – пояснил в своем выступлении Васильев. — Мы знаем, что вузы не могли быстро наладить коммуникационную связь, иногда не имея соответствующих групп в сети «ВКонтакте», «Одноклассниках» и так далее. Не все вузы даже имеют сайты с мобильными приложениями. Речь идет не только о создании компьютерного и программного обеспечения, а о переходе именно на мобильные приложения [для взаимодействия со студентами]».
Также ректор Университета ИТМО отметил, что необходимо создание распределенной по России сети консультационных и методических центров на базе ведущих региональных вузов, которые могли бы разрабатывать, хранить и предоставлять ядро программного обеспечения, необходимого для организации новой работы университетов.
Как было отмечено в ходе заседания, подготовка и представление доклада – это только первый шаг в осмыслении уроков пандемии для высшего образования в стране. В конце августа – начале сентября рабочая группа представит конкретные рекомендации регулятору и университетам, основанные на анализе и лучших практиках.
Источник
«Стресс-тест» пандемии выявил главные недостатки российских вузов
Несмотря на то что система высшего образования справилась со стресс-тестом во время коронавируса, пандемия выявила чрезмерные жесткость и негибкость образовательного процесса в вузах. Существующих возможностей университетов недостаточно для эффективного и удобного дистанционного формата обучения для студентов и преподавателей, к таким выводам в аналитическом докладе пришла рабочая группа, в которую вошли 13 ректоров российских вузов. В их числе ректор Санкт-Петербургского государственного университета Николай Кропачев, ректор РАНХиГС Владимир Мау, ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов, ректор Московского педагогического университета Игорь Реморенко и другие.
Как готовился доклад
Аналитический доклад «Уроки стресс-теста. Вузы в условиях пандемии и после нее», разработанный по инициативе Минобрнауки, представляет экспертное мнение ректоров вузов о работе системы высшего образования в период пандемии и те уроки или задачи, которые должны решить вузы. Ректоры проанализировали, как дистанционное обучение повлияло на студентов, преподавателей, справилась ли существующая университетская инфраструктура и система управления высшей школы с нагрузкой.
При его подготовке использовались результаты ранее опубликованных исследований НИУ ВШЭ, института РАНХиГС, Агентства стратегических инициатив (АСИ) и других.
Как пандемия повлияла на студентов
С переходом на дистанционный формат обучения во второй половине марта студенты были либо недостаточно проинформированы о новых требованиях, либо «просто потерялись» — в 15% вузов не существовало никакой системы электронной коммуникации со студентами. Авторы доклада отмечают, что в большинстве вузов также не были реализованы эффективные программы психологической помощи учащимся. Обострились и социальные вопросы, к примеру возвращение значительного числа студентов домой потребовало оказания материальной помощи для покупки билетов.
Другой серьезной проблемой, по данным авторов доклада, стала массовая потеря студентами работы — у 40% учащихся снизились доходы.
Какие задачи нужно решить:
- Исправить социальные и экономические различия студентов путем поддержки трудоустройства.
- Отсутствие дешевого образовательного кредита.
- Проработать вариант продолжения обучение для иностранных студентов, которые выехали за пределы России — шансы таких студентов вернуться к нормальному учебному процессу в сентябре этого года «неочевидны».
Как пандемия повлияла на преподавателей
Если в начале работы в новых условиях пандемии одной из трудностей был недостаточный уровень преподавателей по части методов ведения дистанционных занятий, то спустя два месяца 36% из них смогли добрать нужные компетенции. Преподаватели испытывали сложности с вовлеченностью студентов и опасались их «нечестного поведения» во время экзаменов.
В сложной ситуации, говорится в докладе, оказались и те преподаватели, которым для обучения необходимо специальное оборудование. Впоследствии практически все вузы направили преподавателям методические рекомендации, во многих вузах студенты сами помогали педагогам «перейти в онлайн». Авторы доклада замечают, что определенная часть преподавателей имеет негативные установки в отношении онлайн-форматов обучения, которые практически не изменились за время работы на удаленке. Это связано с увеличившейся трудоемкостью, а также с неготовностью педагогов к эффективному использованию технологий.
Какие задачи нужно решить:
- Необходима массовая переподготовка, которая будет направлена не просто на «прохождение курса ПК».
- Создать систему мотивации преподавателей, которые активно включаются в использование цифровых ресурсов.
- Необходимо формировать у педагогов представление не о полном переходе на онлайн-образование, а о внедрении элементов технологий, которые облегчат работу.
Как изменился формат обучения из-за пандемии
Уже в марте выяснилось, что в каждом пятом вузе есть направления, к примеру в области медицины, индустрии или творчества, курсы по которым не могут быть завершены в дистанционном формате. Занятия по таким курсам были либо отменены, либо перенесены на следующий учебный год.
Дистанционное образование было реализовано в одной из двух моделей: в большинстве вузов преподаватели читали лекции в формате вебинаров, повышали интерактивность процесса. В вузах, где отсутствовала цифровая образовательная среда, была использована преимущественно модель рассылки заданий и их последующая проверка через электронную почту. Еще в четверти (28%) образовательных программ были использованы онлайн-курсы, в том числе Coursera, «Открытое образование».
Переход на дистанционное обучение привел к активному внедрению вузами технологий прокторинга, то есть технологий наблюдения за процессом дистанционной сдачи студентом экзамена или защиты ВКР. Как отмечают ректоры, оказалось, что на российском рынке почти нет конкуренции среди поставщиков этой услуги, а имеющиеся чрезвычайно дороги.
Какие задачи нужно решить:
- Часть вузовской программы может быть реализована в очном формате вне университета.
- Создание свода методик и правил преподавания онлайн (цифровой дидактики).
- С точки зрения цифровой инфраструктуры дистанционное обучение выявило серьезные трудности с обеспечением информационной безопасности. Необходимы решения, которые могут обеспечить такую безопасность.
Что нужно решить в первую очередь
Для вузов в первую очередь важна разработка цифровой дидактики, говорит ректор Московского государственного педагогического университета Игорь Реморенко, один из авторов доклада. «В какой-то степени все вузы столкнулись с проблемой мотивации студентов, в этом смысле преподаватель должен грамотно построить онлайн-занятие, обратить внимание на психологическое состояние учащихся, не везде такие механизмы обучения существовали и были прописаны», — пояснил Реморенко.
По мнению Реморенко, вузам необходимо также наладить систему прокторинга для использования ее во вступительной кампании в августе. «Это актуально для творческих специальностей, на актерских факультетах. Система должна помогать с работой с новыми абитуриентами», — сказал он.
Настройка образовательного процесса на новые реалии должна носить комплексный характер, говорит научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин. «Главный урок как раз и состоит в том, что такую проблему надо решать системно. Нельзя просто раздать компьютеры и посадить всех в Zoom. Нужно подумать и о бедных студентах, и о лабораторных работах, и о подготовке преподавателей», — пояснил он РБК. Фрумин также отмечает, что в тех вузах, где практиковались самостоятельные работы, студенческие проекты и выбор курсов, быстрый переход в дистанционный формат произошел значительно легче.
Источник
Вузы сдали «стресс-тест»
Отслеживать и анализировать, как высшее образование справляется с ЧП, предложили министр Валерий Фальков и ректоры ведущих университетов – эта работа началась в марте, одновременно с тем, как вузы срочно переходили в онлайн. В частности, силами Вышки и ее партнеров удалось опросить более 35 тысяч студентов и проанализировать цифровую инфраструктуру 90% высших учебных заведений. Семь разделов доклада позволяют отследить, как менялось восприятие ситуации и оценки действий вузов со стороны студентов и преподавателей, какой опыт можно назвать успешным и масштабировать, а что считать проблемными зонами.
«Стресс-тест» вузы сдали, – заключают эксперты: этому помогла оперативная мобилизация, расширение горизонтальных связей и поддержка от Минобрнауки. Но вместе с тем пандемия выявила чрезмерную негибкость и жесткость образовательного процесса. Цифровых инструментов и ресурсов, методических решений пока недостаточно для того, чтобы комбинированный формат учебы был комфортным для студентов и преподавателей. Нужны доказательные исследования того, как работают новые технологии, а вузовские педагоги нуждаются в повышении квалификации. Нужно трансформировать и управление университетами – расширять полномочия наблюдательных советов и менять подходы контрольно-надзорных органов.
«Опыт трех месяцев создал «окно возможностей» для следующего шага развития высшего образования. Он показал, что есть проблемы и задачи, которые не могут быть решены без цифровых технологий. Большинство преподавателей и студентов показали, что способны работать в новом режиме. Однако всем очевидны его ограничения. Накопившаяся усталость создает риски «отката» системы к доцифровому формату. В этом контексте критически важным становится извлечение уроков из накопленного сложного опыта», – заключают авторы доклада. Эта работа уже идет: осенью редакционная группа, в которую входят и представители Института образования, планирует выпустить новый доклад, в котором на основе уроков пандемии представят идеи перспективных направлений развития для высшего образования.
Полный текст «Уроков «стресс-теста» можно прочитать здесь . Ряд материалов, которые легли в основу доклада, опубликован в исследовании «Шторм первых недель», которое вышло в серии «Современная аналитика образования»
Источник