Добрые чувства эмоциональная культура это средоточие человечности грамматическая основа

Добрые чувства эмоциональная культура это средоточие человечности грамматическая основа

Текст, начинающийся словами «Я вспоминаю сотни ответов мальчишек на вопрос.

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения — не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Воспользуйтесь плеером, чтобы прослушать запись.

Я вспоминаю сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочется стать. Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным… И никто не сказал — добрым. Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? Но ведь без доброты, подлинной теплоты сердца, невозможна душевная красота человека.

И опыт подтверждает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство. Если они не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин, главная из которых — это ценность жизни, чужой, своей, жизни животного мира и растений. Человечность, доброта, доброжелательность рождаются в волнениях, радостях и печалях.

Добрые чувства, эмоциональная культура — это средоточие человечности. Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра. Следование путём добра — путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен и человеку в одиночку, и всему обществу в целом.

ПОЛЬЗУЙТЕСЬ СЛЕДУЮЩИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ

1. Определите тему текста.

2. Сформулируйте основную мысль.

3. Выделите основные микротемы в каждой части текста.

4. Определите способ сокращения: исключение, обобщение, упрощение.

5. Напишите сжатое изложение каждой части и свяжите их между собой.

1.Без доброты невозможна душевная красота человека.

2.Воспитывать в ребёнке добрые чувства трудно, для этого ребёнок должен пройти эмоциональную школу.

3.Путь добра был, есть и будет единственно верным жизненным путём человека.

Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все

важные для его восприятия микротемы.

Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста,

упустил или добавил 1 микротему.

Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста,

упустил или добавил более 1 микротемы.

Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на

протяжении всего текста.

Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для

сжатия 2 микротем текста.

Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для

сжатия 1 микротемы текста.

Экзаменуемый не использовал приёмов сжатия текста.

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и

— логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

— в работе нет нарушений абзацного членения текста.

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и

допущена 1 логическая ошибка,

в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

Источник

Добрые чувства эмоциональная культура это средоточие человечности грамматическая основа

Текст, начинающийся словами «Я вспоминал сотни ответов »

Внимание: на основе этого текста написано изложение к демо-версии 2015 года.

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения — не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Текст будет прочитан дважды.

Воспользуйтесь плеером, чтобы прослушать запись.

Я вспоминал сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочется стать. Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным… И никто не сказал — добрым. Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? Но ведь без доброты, подлинной теплоты сердца невозможна душевная красота человека. Добрые чувства, эмоциональная культура — это средоточие человечности.

Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра. Следование путём добра — путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен и человеку в одиночку, и всему обществу в целом.

Учить чувствовать и сочувствовать — это самое трудное, что есть в воспитании. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин, главная из которых — это ценность жизни, чужой, своей, жизни животного мира и растений. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу, школу воспитания добрых чувств.

(По Д. С. Лихачёву.)

ПОЛЬЗУЙТЕСЬ СЛЕДУЮЩИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ

1. Определите тему текста.

2. Сформулируйте основную мысль.

3. Выделите основные микротемы в каждой части текста.

4. Определите способ сокращения: исключение, обобщение, упрощение.

5. Напишите сжатое изложение каждой части и свяжите их между собой.

Критерии оценивания выполнения задания Баллы
ИК1: Содержание изложения
2
1
0
ИК2: Сжатие исходного текста
3
2
1
0
ИК3: Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
2
1

Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все

важные для его восприятия микротемы

Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста,

упустил или добавил 1 микротему.

Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста,

упустил или добавил более 1 микротемы.

Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на

протяжении всего текста.

Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для

сжатия 2 микротем текста.

Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для

сжатия 1 микротемы текста.

Экзаменуемый не использовал приёмов сжатия текста.

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и

— логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

— в работе нет нарушений абзацного членения текста.

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и

допущена 1 логическая ошибка,

в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

Источник

Презентация по русскому языку «Комплексный анализ текста» (9 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

«Комплексный анализ текста. (Подготовка к ОГЭ)» Учитель русского языка и литературы Хасанова Зульфия Давлитхановна

Основные понятия — текст — тема текста — идея текста — стиль текста — тип речи — основные орфограммы и пунктограммы

Дмитрий Сергеевич Лихачев Литературовед, историк культуры, текстолог, популяризатор науки, публицист. Его книги, статьи, беседы являются тем великим наследием, изучение которого поможет хранить духовные традиции русской культуры, служению которым он посвятил свою жизнь.

(1) Я вспоминал сотни ответов мальчишек на вопрос, каким человеком тебе хочется стать. (2) Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным… (3) И никто не сказал – добрым. (4) Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? (5) Но ведь без доброты, подлинной теплоты сердца невозможна душевная красота. (6) Опыт подтверждает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира. (7) Добрые чу…ства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. (8) Если добрые чувства (не) воспита..ы в детстве, их (н..)когда (не) воспитаеш. потому (что) они усваиваются одновреме(н,нн)о с познанием первых и важнейших истин, главная из которых – это це(н,нн)ость жизни, чужой, своей, жизни животного мира и р..стений. (9)В детстве человек должен пройти эмоциональную школу, школу воспитания добрых чувств. (10) Учить чувствовать и сочувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании. (11) Школа сердечности, чуткости, отзывчивости, участливости – это дружба, товарищество, братство. (12) Ребенок чувствует тончайшие переживания другого человека, когда он делает что-нибудь для счастья, радости, душевного спокойствия людей. (13)Подлинная любовь рождается только в сердце, пережившем заботы о судьбе другого человека (по Д. С. Лихачеву).

Что такое текст? Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически. Основные средства грамматической связи предложений в тексте – порядок предложений; порядок слов в предложениях; интонация.

Текст – это несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью. Предложения между собой соединены по смыслу и грамматически. Основные признаки текста: тематическое и композиционное единство всех его частей; наличие грамматической связи между частями; смысловая цельность, относительная законченность.

Что такое тема текста? Тема текста – это то, о чём ( или о ком ) в нём говорится.

Доброта Доброта — отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. (Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов)

Синонимы к слову «доброта» чуткость доброта отзывчивость сердечность

«Превозмогать себя и возвращаться к должному в себе — вот что такое истинная человечность. Быть человечным или не быть — это зависит только от нас самих» Конфуций « Доброта – язык, который могут слышать глухие и видеть слепые». Марк Твен

Выделите в тексте три микротемы, которые раскрывают идейное содержание текста, запишите их.

Микротема 1.Без доброты нет подлинной теплоты сердца, невозможна душевная красота. 2.Добрые чувства должны уходить своими корнями в детство. 3. Подлинная доброта рождается только в сердце, пережившем заботы о судьбе другого человека.

1. К какому стилю речи относится текст? 2. Какой тип речи представлен в этом тексте? 3. Вспомните приемы сжатия текста.

Источник

Конспект урока «Комплексный анализ текста» (подготовка к ГИА)

Пацановская С.В., учитель русского языка и литературы ГБОУ школа № 54 Красносельского района СПб

Тип урока : урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся

Тема: « Комплексный анализ текста»(подготовка к ГИА)

Метапредметные: анализировать, обобщать, делать выводы, использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее), строить рассуждения.

Предметные: совершенствование практических, коммуникативных навыков и умений учащихся, знание стилей речи, типов текста, понятий «основная мысль, микротема», орфографических и пунктационных норм.

Личностные: формирование ответственного отношения к учебе.

Оборудование урока : мультимедийный комплекс, презентация хода урока с тестовыми заданиями, аудиозапись текста, памятки «Способы сжатия текста», «Как писать сочинение-рассуждение».

Вступительное слово учителя.

— Сегодня у нас очень важный урок, актуальный, ведь скоро вам предстоит сдавать экзамен. И самая главная задача на данном этапе обучения, конечно, — хорошо подготовиться к сдаче ГИА. Какие умения, на ваш взгляд, помогут это сделать? (учащиеся формулируют цель урока).

Конечно, это и умение написать сжатое изложение, и сочинение в жанре рассуждения, и орфографическая и пунктуационная грамотность. А сформировать все эти умения помогает комплексный анализ текста, что вам и предстоит сегодня сделать. Ключевыми на уроке будут следующие понятия: (слайд 1)

Основные орфограммы и пунктограммы (знаки препинания в сложном предложении, в простом с обособленными членами)

Ваше домашнее задание к уроку – повторить эти ключевые понятия, а так же основные орфограммы и пунктограммы. Проверка домашнего задания будет осуществляться на уроке по мере выполнения заданий.

2. Слово учителя об авторе — публицисте.

— Работать сегодня мы будем с текстом Д. С. Лихачева. И в ближайшие 40 минут он будет находиться под нашим «лингвистическим микроскопом».

Лихачев получил мировую известность как литературовед, историк культуры, текстолог, популяризатор науки, публицист. Его книги, статьи, беседы являются тем великим наследием, изучение которого поможет хранить духовные традиции русской культуры, служению которым он посвятил свою жизнь.

3. Представление текста «Доброта».

-Я предлагаю вам прослушать текст Д. С. Лихачева. Слушание текста будет целенаправленным. По ходу прослушивания текста постарайтесь определить характерные для текста признаки : тема, стиль, тип, идея.

(1) Я вспоминал сотни ответов мальчишек на вопрос, каким человеком тебе хочется стать. (2) Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным… (3) И никто не сказал – добрым. (4) Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? (5) Но ведь без доброты, подлинной теплоты сердца невозможна душевная красота.

(6) Опыт подтверждает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира. (7) Добрые чу…ства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. (8) Если добрые чувства (не) воспита..ы в детстве, их (н..)когда (не) воспитаеш. потому (что) они усваиваются одновреме(н,нн)о с познанием первых и важнейших истин, главная из которых – это це(н,нн)ость жизни, чужой, своей, жизни животного мира и р..стений. (9)В детстве человек должен пройти эмоциональную школу, школу воспитания добрых чувств.

(10) Учить чувствовать и сочувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании. (11) Школа сердечности, чуткости, отзывчивости, участливости – это дружба, товарищество, братство. (12) Ребенок чувствует тончайшие переживания другого человека, когда он делает что-нибудь для счастья, радости, душевного спокойствия людей. (13)Подлинная любовь рождается только в сердце, пережившем заботы о судьбе другого человека (по Д. С. Лихачеву).

4. Работа с текстом: комплексный анализ.

Повторение теоретических сведений

А) – Докажите, что данный отрывок является текстом. (Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически. Основные средства грамматической связи предложений в тексте – порядок предложений; порядок слов в предложениях; интонация.)

( Текст – это несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью. Предложения между собой соединены по смыслу и грамматически. Основные признаки текста: тематическое и композиционное единство всех его частей; наличие грамматической связи между частями; смысловая цельность, относительная законченность.) (ответы учащихся с опорой на схему)

Б) Определите тему текста (Тема текста – это то, о чём ( или о ком ) в нём говорится) (о воспитании человечности-добрых чувств)

– Как вы понимаете смысл слова «человечность» и «доброта»?

1 группа учащихся работает с понятием «человечность», вторая группа – с понятием «доброта».

Время на подготовку – 2 минуты.

Человечность – это одно из лучших морально-нравственных качеств человека, делающее его достойным всяческого уважения.

Человечность – это умение почувствовать другого человека, его духовный мир, его интересы и надежды.

Человечность – это доброжелательное отношение к людям и миру.

Человечность – это готовность прийти на помощь каждому, кому она необходима, без оглядки на его достоинства, возможности и социальное положение.

Человечность – это умение замечать позитивные черты характера и личности каждого человека.

Человечность – это готовность прощать ошибки и необдуманные поступки окружающих, и отказ от осуждения.

Доброта — это стремление помочь людям, причём, не требуя за это благодарности. Это свойство души, позволяющее не оставаться равнодушным к бедам других, оказываться рядом тогда, когда это так необходимо человеку.

Скажите, а можно ли поставить = между данными понятиями? А как же называются эти

слова? (синонимы). Таким образом, понятия «человечность» и «доброта» — синонимы.

Где можно найти лексическое значение слова?

Какие толковые слова Вы знаете? (Даля, Ушакова, Ожегова).

Обратимся к толковому словарю Ожегова и посмотрим, насколько мы правы?

Если обратимся к словарю Ожегова, прочитаем:

Доброта — Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим

Человечность — доброта, доблесть, теплота сердца, душевная красота, добрые чувства, ласка, эмоциональная культура, чуткость, отзывчивость, истина.

— Чтобы быть человечным, что автор считает необходимым сделать? (пройти школу воспитания добрых чувств). Об этом говорили и великие люди.

«Превозмогать себя и возвращаться к должному в себе — вот что такое истинная человечность. Быть человечным или не быть — это зависит только от нас самих» (Конфуций)

« Доброта – язык, который могут слышать глухие и видеть слепые».
Марк Твен.

Подлинная доброта рождается только в сердце, пережившем заботы о судьбе другого человека.

В) Итак, перед нами рассуждение о необходимости воспитания человечности, доброты. Выделите в тексте три микротемы, которые раскрывают идейное содержание текста, запишите их. Вы можете сформулировать их своими словами или записать цитатами из текста. (1.Без доброты нет подлинной теплоты сердца, невозможна душевная красота

2. Добрые чувства должны уходить своими корнями в детство.

3. Подлинная доброта рождается только в сердце, пережившем заботы о судьбе другого человека.) (запись в технологическую карту) (слайд 5)

— Почему публицист связывает свое рассуждение с современной молодежью? (Не всякий человек может разглядеть в себе черты человечности, другие даже стесняются своей доброты).

Г) -В чём красота доброты? Найдите в тексте предложение, раскрывающее авторскую идею, и запишите его номер (13). (Подлинная доброта рождается только в сердце, пережившем заботы о судьбе другого человека)

Д). — К какому стилю речи относится текст? Устно аргументируйте свой ответ. (Публицистический, во-первых, автор говорит о прекрасной человеческой черте доброте, т.е, поднимает важную для нас проблему.

Во-вторых, в тексте ярко выражена авторская позиция . Автор на ярких примерах убеждает нас в том, что доброта раскрывается в умении чувствовать другого человека и сопереживать ему)

В-третьих, в тексте используется особая эмоционально-психологическая лексика (познание, чувствование, отзывчивость и др.). Это тоже характерно для публицистического стиля).

— Какова сфера употребления публицистического стиля? (Это общественно-экономические, политические, культурные отношения; используется в газетах, журналах. Задача речи: информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, убеждением его в чём-то, внушением ему определённых идей, взглядов, побуждением его к определённым поступкам, действиям).

— Какие стилевые черты публицистического стиля вы можете назвать? (логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность, страстность, общедоступность).

Е). — Какой тип речи представлен в этом тексте? (рассуждение)- проверка

5. Работа над приемами сжатого изложения

— Вспомните и запишите известные вам приемы сжатия текста.

Произведите компрессию текста: 1 группа – 1 абзаца, 2 группа – 2 абзаца, 3 группа – 3 абзаца.

Я вспоминал сотни ответов мальчишек на вопрос, какими они хотят стать. Они называли многие ценные человеческие качества, но никто не говорил о доброте. Неужели доброта не является такой же доблестью, как мужество и храбрость? Без нее нет теплоты сердца, невозможна душевная красота. (1 абзац)

— Какой прием вы использовали?

6. Вспомните, пожалуйста, что такое фразеологизмы.

Слово «добро» в русском языке всегда связано с чем-то хорошим, позитивным, приятным и благожелательным для человека. И фразеологизмы со словом «добро» охотно используются людьми в разговорной речи.

(Я вам раздам листочки, на которых написаны фразеологизмы. Сейчас я буду объяснять их значение, а ваша задача- определить, о каком устойчивом сочетании идёт реч) .

1.О добром, отзывчивом человеке говорят : « У него… Доброе сердце

2.Это устойчивое сочетание используется в качестве приветствия. Дословно же означает одобрение прихода гостей. «Добро пожаловать!»
3.О положении дел, когда все должно оставаться по-прежнему, когда нет смысла менять существующее положение вещей, говорят: « От добра добра не ищут»

4.Разрешить что-то делать, одобрить какое-либо начинание, значит

5.Так отзываются о хорошем молодом человеке

6.Об успешном, хорошем начале какого-либо дела говорят…

7.Если человек очень-очень добрый, то можно услышать, что он… Добрейшей души человек

8 . Ну а если совершается какое-то действие, которое может привести к плохим последствиям, никому не секрет, что это… Добром не кончится .

А знаете ли вы, ЧТО у каждого человека есть особо благоприятные моменты времени, когда все дела выполняются успешно? Именно такие моменты получили название доброго часа.

7. Выполнение тестовых заданий ГИА

– А сейчас перейдём к выполнению заданий по тексту. (учащиеся после демонстрации задания записывают ответ и осуществляют самоконтроль, ставя знак + в соответствующие графы)

1.Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

а) Современное поколение не рассматривает доброту как доблесть;

б) Школа добрых чувств должна начинаться в детстве;

в) Человечность воспитывается одновременно с познанием родного слова;

г) Через дружбу, товарищество воспитывается сердечность.

2. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1) волнениях 2) рождается

3) переживания 4) растений

3. Замените словосочетание эмоциональную школу , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

4. Среди предложений 11-13 найдите предложение с обособленным распространенным определением.

5.Среди предложений 10-12 найдите сложноподчинённое предложение.

6. Выпишите из предложения 8 слова с пропусками букв, вставьте пропущенные орфограммы.

( Чу..ства, (не) воспитаны, (н..)когда, (не) воспита..ш(?), потому (что), подли(н, нн)о, единстве(н,нн)ых, чу…ствованием, т..нчайших, о(т,тт)енков, р..дного).

8. Итог урока (рефлексия).

Перед вами лист самооценки. Заполните соответствующие графы, исходя из результатов работы по технологической карте. Ставьте знак «+», где вы точно знаете ответ на вопрос, знак «- «- там, где у вас возникли проблемы (этот материал нужно еще раз проработать). Оцените свою деятельность отметкой: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».

Итак, возвращаясь к поставленным целям, делаем вывод по уроку.

Мы учились выполнять комплексный анализ текста, благодаря чему развивали свои языковые способности и навыки.

Мы совершенствовали и развивали свои умения, знания, учились применять их на практике.

Продолжили подготовку к итоговой аттестации в новой форме.

9. Домашнее задание : (разноуровневое, на выбор учащегося)

— Исходя из результатов работы и самооценки, вы выбираете себе тип домашнего задания.

1.Сложный уровень: написать сочинение-рассуждение на тему «Я добрый человек?» В качестве аргументов вы можете привести примеры проявления этого качества в реальных жизненных ситуациях. Не забывайте о смысловой цельности, речевой связности и последовательности изложения. Объем сочинения по регламенту не менее 70 слов.

2. Выполнить упражнение № 89

(в графах «Знаю», «Умею» поставьте знаки «+» или «-», исходя из ваших наблюдений)

1. Понятие текста и его признаки.

2.Способы сжатия текста

2. Выделять микротемы в тексте.

3. Критерии написания сжатого изложения.

3. Сжимать текст.

4. Орфограммы и пунтограммы в тестовых заданиях ГИА.

4. Работать с заданиями А и В теста ГИА

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Пацановская С.В., учитель русского языка и литературы ГБОУ школа № 54 Красносельского района СПб

Конспект урока

Предмет: русский язык

Класс:

Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся

Тема: «Комплексный анализ текста»(подготовка к ГИА)

Планируемые результаты:

Метапредметные: анализировать, обобщать, делать выводы, использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее), строить рассуждения.

Предметные: совершенствование практических, коммуникативных навыков и умений учащихся, знание стилей речи, типов текста, понятий «основная мысль, микротема», орфографических и пунктационных норм.

Личностные: формирование ответственного отношения к учебе.

Оборудование урока: мультимедийный комплекс, презентация хода урока с тестовыми заданиями, аудиозапись текста, памятки «Способы сжатия текста», «Как писать сочинение-рассуждение».

Ход урока.

  • Вступительное слово учителя.

— Сегодня у нас очень важный урок, актуальный, ведь скоро вам предстоит сдавать экзамен. И самая главная задача на данном этапе обучения, конечно, — хорошо подготовиться к сдаче ГИА. Какие умения, на ваш взгляд, помогут это сделать? (учащиеся формулируют цель урока).

Конечно, это и умение написать сжатое изложение, и сочинение в жанре рассуждения, и орфографическая и пунктуационная грамотность. А сформировать все эти умения помогает комплексный анализ текста, что вам и предстоит сегодня сделать. Ключевыми на уроке будут следующие понятия: (слайд 1)

Основные орфограммы и пунктограммы (знаки препинания в сложном предложении, в простом с обособленными членами)

Ваше домашнее задание к уроку – повторить эти ключевые понятия, а так же основные орфограммы и пунктограммы. Проверка домашнего задания будет осуществляться на уроке по мере выполнения заданий.

2. Слово учителя об авторе — публицисте.

-Работать сегодня мы будем с текстом Д. С. Лихачева. И в ближайшие 40 минут он будет находиться под нашим «лингвистическим микроскопом».

Лихачев получил мировую известность как литературовед, историк культуры, текстолог, популяризатор науки, публицист. Его книги, статьи, беседы являются тем великим наследием, изучение которого поможет хранить духовные традиции русской культуры, служению которым он посвятил свою жизнь.

3. Представление текста «Доброта».

-Я предлагаю вам прослушать текстД. С. Лихачева. Слушание текста будет целенаправленным. По ходу прослушивания текста постарайтесь определить характерные для текста признаки: тема, стиль, тип, идея.

(1) Я вспоминал сотни ответов мальчишек на вопрос, каким человеком тебе хочется стать. (2) Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным… (3) И никто не сказал – добрым. (4) Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? (5) Но ведь без доброты, подлинной теплоты сердца невозможна душевная красота.

(6) Опыт подтверждает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира. (7) Добрые чу…ства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. (8) Если добрые чувства (не) воспита..ы в детстве, их (н..)когда (не) воспитаеш. потому (что) они усваиваются одновреме(н,нн)о с познанием первых и важнейших истин, главная из которых – это це(н,нн)ость жизни, чужой, своей, жизни животного мира и р..стений. (9)В детстве человек должен пройти эмоциональную школу, школу воспитания добрых чувств.

(10) Учить чувствовать и сочувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании. (11) Школа сердечности, чуткости, отзывчивости, участливости – это дружба, товарищество, братство. (12) Ребенок чувствует тончайшие переживания другого человека, когда он делает что-нибудь для счастья, радости, душевного спокойствия людей. (13)Подлинная любовь рождается только в сердце, пережившем заботы о судьбе другого человека (по Д. С. Лихачеву).

4. Работа с текстом: комплексный анализ.

  • Повторение теоретических сведений

А) – Докажите, что данный отрывок является текстом. (Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически. Основные средства грамматической связи предложений в тексте – порядок предложений; порядок слов в предложениях; интонация.)

( Текст – это несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью. Предложения между собой соединены по смыслу и грамматически. Основные признаки текста: тематическое и композиционное единство всех его частей; наличие грамматической связи между частями; смысловая цельность, относительная законченность.) (ответы учащихся с опорой на схему)

Б) Определите тему текста (Тема текста – это то, о чём ( или о ком ) в нём говорится) (о воспитании человечности-добрых чувств)

– Как вы понимаете смысл слова «человечность» и «доброта»?

1 группа учащихся работает с понятием «человечность», вторая группа – с понятием «доброта».

Время на подготовку – 2 минуты.

Человечность – это одно из лучших морально-нравственных качеств человека, делающее его достойным всяческого уважения.

  • Человечность – это умение почувствовать другого человека, его духовный мир, его интересы и надежды.
  • Человечность – это доброжелательное отношение к людям и миру.
  • Человечность – это готовность прийти на помощь каждому, кому она необходима, без оглядки на его достоинства, возможности и социальное положение.
  • Человечность – это умение замечать позитивные черты характера и личности каждого человека.
  • Человечность – это готовность прощать ошибки и необдуманные поступки окружающих, и отказ от осуждения.

Доброта — это стремление помочь людям, причём, не требуя за это благодарности. Это свойство души, позволяющее не оставаться равнодушным к бедам других, оказываться рядом тогда, когда это так необходимо человеку.

Скажите, а можно ли поставить = между данными понятиями? А как же называются эти

слова? (синонимы). Таким образом, понятия «человечность» и «доброта» — синонимы.

Где можно найти лексическое значение слова?

Какие толковые слова Вы знаете? (Даля, Ушакова, Ожегова).

Обратимся к толковому словарю Ожегова и посмотрим, насколько мы правы?

Если обратимся к словарю Ожегова, прочитаем:

Доброта — Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим

Человечность — доброта, доблесть, теплота сердца, душевная красота, добрые чувства, ласка, эмоциональная культура, чуткость, отзывчивость, истина.

— Чтобы быть человечным, что автор считает необходимым сделать? (пройти школу воспитания добрых чувств). Об этом говорили и великие люди.

«Превозмогать себя и возвращаться к должному в себе — вот что такое истинная человечность. Быть человечным или не быть — это зависит только от нас самих» (Конфуций)

« Доброта – язык, который могут слышать глухие и видеть слепые».
Марк Твен.

Подлинная доброта рождается только в сердце, пережившем заботы о судьбе другого человека.

В) Итак, перед нами рассуждение о необходимости воспитания человечности, доброты. Выделите в тексте три микротемы, которые раскрывают идейное содержание текста, запишите их. Вы можете сформулировать их своими словами или записать цитатами из текста. (1.Без доброты нет подлинной теплоты сердца, невозможна душевная красота

2.Добрые чувства должны уходить своими корнями в детство.

3. Подлинная доброта рождается только в сердце, пережившем заботы о судьбе другого человека.) (запись в технологическую карту) (слайд 5)

— Почему публицист связывает свое рассуждение с современной молодежью? (Не всякий человек можетразглядеть в себе черты человечности, другие даже стесняются своей доброты).

Г) -В чём красота доброты? Найдите в тексте предложение, раскрывающее авторскуюидею, и запишите его номер (13). (Подлинная доброта рождается только в сердце, пережившем заботы о судьбе другого человека)

Д). — К какому стилю речи относится текст? Устно аргументируйте свой ответ. (Публицистический, во-первых, автор говорит о прекрасной человеческой черте доброте, т.е, поднимает важную для нас проблему.

Во-вторых, в тексте ярко выражена авторская позиция. Автор на ярких примерах убеждает нас в том, что доброта раскрывается в умении чувствовать другого человека и сопереживать ему)

В-третьих, в тексте используется особая эмоционально-психологическая лексика (познание, чувствование, отзывчивость и др.). Это тоже характерно для публицистического стиля).

— Какова сфера употребления публицистического стиля? (Это общественно-экономические, политические, культурные отношения; используется в газетах, журналах. Задача речи: информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, убеждением его в чём-то, внушением ему определённых идей, взглядов, побуждением его к определённым поступкам, действиям).

— Какие стилевые черты публицистического стиля вы можете назвать? (логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность, страстность, общедоступность).

Е). — Какой тип речи представлен в этом тексте? (рассуждение)- проверка

5. Работа над приемами сжатого изложения

— Вспомните и запишите известные вам приемы сжатия текста.

Произведите компрессию текста: 1 группа – 1 абзаца, 2 группа – 2 абзаца, 3 группа – 3 абзаца.

Я вспоминал сотни ответов мальчишек на вопрос, какими они хотят стать. Они называли многие ценные человеческие качества, но никто не говорил о доброте. Неужели доброта не является такой же доблестью, как мужество и храбрость? Без нее нет теплоты сердца, невозможна душевная красота. (1 абзац)

— Какой прием вы использовали?

6. Вспомните, пожалуйста, что такое фразеологизмы.

Слово «добро» в русском языке всегда связано с чем-то хорошим, позитивным, приятным и благожелательным для человека. И фразеологизмы со словом «добро» охотно используются людьми в разговорной речи.

(Я вам раздам листочки, на которых написаныфразеологизмы. Сейчас я буду объяснять их значение, а ваша задача- определить, о каком устойчивом сочетании идёт реч) .

1.О добром, отзывчивом человеке говорят : « У него…Доброе сердце

2.Это устойчивое сочетание используется в качестве приветствия. Дословно же означает одобрение прихода гостей.«Добро пожаловать!»
3.О положении дел, когда все должно оставаться по-прежнему, когда нет смысла менять существующее положение вещей, говорят: « От добра добра не ищут»

4.Разрешить что-то делать, одобрить какое-либо начинание, значит

Дать добро

5.Так отзываются о хорошем молодом человеке

Добрый малый

6.Об успешном, хорошем начале какого-либо дела говорят…

Доброе начало

7.Если человек очень-оченьдобрый, то можно услышать, что он… Добрейшей души человек

8. Ну а если совершается какое-то действие, которое может привести к плохим последствиям, никому не секрет, что это…Добром не кончится .

А знаете ли вы, ЧТО у каждого человека есть особо благоприятные моменты времени, когда все дела выполняются успешно? Именно такие моменты получили название доброго часа.

7. Выполнение тестовых заданий ГИА

А сейчас перейдём к выполнению заданий по тексту. (учащиеся после демонстрации задания записывают ответ и осуществляют самоконтроль, ставя знак + в соответствующие графы)

1.Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

а) Современное поколение не рассматривает доброту как доблесть;

б) Школа добрых чувств должна начинаться в детстве;

в) Человечность воспитывается одновременно с познанием родного слова;

г) Через дружбу, товарищество воспитывается сердечность.

2. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1) волнениях2) рождается

3) переживания4) растений

3. Замените словосочетание эмоциональную школу, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

4. Среди предложений 11-13 найдите предложение с обособленным распространенным определением.

5.Среди предложений10-12 найдите сложноподчинённое предложение.

6.Выпишите из предложения 8 слова с пропусками букв, вставьте пропущенные орфограммы.

( Чу..ства, (не) воспитаны, (н..)когда, (не) воспита..ш(?), потому (что), подли(н, нн)о, единстве(н,нн)ых, чу…ствованием, т..нчайших, о(т,тт)енков, р..дного).

8. Итог урока (рефлексия).

Перед вами лист самооценки. Заполните соответствующие графы, исходя из результатов работы по технологической карте. Ставьте знак «+», где вы точно знаете ответ на вопрос, знак «- «- там, где у вас возникли проблемы (этот материал нужно еще раз проработать). Оцените свою деятельность отметкой: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».

Итак, возвращаясь к поставленным целям, делаем вывод по уроку.

Мы учились выполнять комплексный анализ текста, благодаря чему развивали свои языковые способности и навыки.

Мы совершенствовали и развивали свои умения, знания, учились применять их на практике.

Продолжили подготовку к итоговой аттестации в новой форме.

9. Домашнее задание: (разноуровневое, на выбор учащегося)

— Исходя из результатов работы и самооценки, вы выбираете себе тип домашнего задания.

1.Сложный уровень: написать сочинение-рассуждение на тему «Я добрый человек?» В качестве аргументов вы можете привести примеры проявления этого качества в реальных жизненных ситуациях. Не забывайте о смысловой цельности, речевой связности и последовательности изложения. Объем сочинения по регламенту не менее 70 слов.

Источник

Читайте также:  Как помочь парню вернуть чувства
Оцените статью
Критерии оценивания выполнения задания Баллы
ИК1: Содержание изложения
2
1
0
ИК2: Сжатие исходного текста
3
2
1
0
ИК3: Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
2
1