О доброте и сердечности
Марина Тарусина
О доброте и сердечности
Целый ряд черт характера, личностных особенностей формируются у ребенка на основе тех или иных чувств. То или иное качество характера возникает у него, конечно, под влиянием многих обстоятельств жизни, воспитания, но и, в частности, при условии, когда воспитывающие ребенка люди в основу своих воздействий кладут то или иное чувство (доброты, сострадания, жалости, страха и др.).
Доброта, сострадание – чувства, присущие только человеку и возникли они в человеческом обществе как выражение общественности, солидарности людей. Именно эти чувства делают человека по-настоящему человечным – добрым, отзывчивым, бескорыстным. Если горе другого – твое горе, страдание другого – твое страдание, только тогда поймешь, как больно другому и только тогда придешь на помощь человеку, защитишь, оградишь. Даже простое наше соболезнование, сочувствие, сопереживание облегчает человеку страдание, будто уменьшает горе. По сути, настоящая доброта реальна только тогда, когда она сращена, сплавлена с жалостью, состраданием, когда она во имя человека.
Ребенок, у которого воспитывают сострадание, заботливость о другом, уже умеет проявлять это чувство в активной форме. По-детски, наивно (отказывается от лакомства, отдает его матери и т. д.).
Человеческое сострадание проявляется в искреннем и щедром отношении к человеку, не требуя награды, благодарности. и эти качества в первую очередь должны быть присуще человеку высокой культуры. В свою очередь, гуманность, чуткость, человечность, сострадание, несомненно, в своей основе имеют чувство доброты.
Эмоциональной основой, на которой может строиться воспитание черт характера, качеств личности, составляющих культуру, должно быть чувство сострадания, доброты к людям, гуманность – подлинно социальные чувства. Сострадание – это чувство общности людей, люди такие же, как и я, им также бывает больно, как и мне, также неприятно, если обманут, оскорбят, унизят, как и мне это неприятно. Социальная природа чувства сострадания и добротыобуславливает и особенности его воспитания: именно человек сеет в ребенке зерна любви ко всему живому, зерна доброты, человечности в человеческих взаимоотношениях. «Видишь, Наташа упала, подними ее», «Разреши Вове поиграть твоим паровозом», «Некрасиво смеяться над Сережей, он не виноват, что заикается», «Я думаю, ты поможешь Таниной маме копать огород, она уже пожилая женщина, ей трудно». Десятки, сотни поводов для того, чтобы воспитать доброту. Надо только не забывать об этом.
Процесс воспитания не прост и не прямолинеен. Не изменить немедленно личность. Все гораздо сложнее на более старших возрастных уровнях, когда уже многое закреплено, спаяно, сращено с другими чертами. Но на ранних этапах развития ребенка разумное сочетание гуманных тенденций в воспитании – уважение, забота, внимание к другому человеку с определенной дозой направленности и на себя, несомненно, принесет пользу.
1. Родителям о воспитании детей/ Е. И. Кульчицкая. – К. : Радянська школа, 1980 (IV кв.) – 8 л. – (Б-ка для родителей).
Анкета. «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в воспитании здорового ребенка» Уважаемые коллеги! Приглашаем Вас принять участие в опросе в целях подготовки к городской научно-практической конференции «Взаимодействие.
Неправильное воспитание в семье. Причины возникновения невроза В отечественной литературе невроз определяется, как психогенное заболевание личности. У ребенка невроз — это психогенное заболевание формирующейся.
Источник
Сочинения к варианту №2 ОГЭ-2022 по русскому языку
3 сочинения к новому сборнику ОГЭ-2022 «36 типовых вариантов» под редакцией И. П. Цыбулько.
Однажды я поехал в Петербург держать экзамен в Академию генерального штаба. Экзамены должны были тянуться более месяца. У меня не было ни одной знакомой души во всём Петербурге, и по вечерам, приходя домой, я испытывал скуку и томление одиночества.
(1)Однажды я поехал в Петербург держать экзамен в Академию генерального штаба. (2)Экзамены должны были тянуться более месяца. (3)У меня не было ни одной знакомой души во всём Петербурге, и по вечерам, приходя домой, я испытывал скуку и томление одиночества. (4)Вдруг я случайно вспомнил, что мой отец советовал мне разыскать в Петербурге Александру Ивановну Грачёву, нашу дальнюю родственницу, и зайти к ней. (5)Я с трудом нашёл комнату Александры Ивановны, вошёл и остановился.
(6)Спиной ко мне стояла полная женщина. (7)Она обернулась и стала присматриваться. (8)В это время откуда-то из угла выскочил и быстро подошёл ко мне мальчик, в распоясанной блузе и босиком. (9)Взглянув на него пристальней, я сразу догадался, что это дурачок. (10)Мальчик глядел на меня бессмысленно и издавал странные звуки, нечто вроде «урлы, урлы».
— (11)Не бойтесь, он не тронет, — сказала женщина, идя мне навстречу. — (12)Чем могу служить?
(13)Я назвал себя и упомянул про своего отца. (14)0на обрадовалась, оживилась и разохалась. (15)Мальчик принялся ещё громче кричать своё «урлы, урлы. »
— (16)Это сыночек мой, он такой от рождения, — сказала Александра Ивановна с грустной улыбкой. — (17)Степаном его зовут.
(18) Услышав своё имя, мальчонка крикнул каким-то птичьим голосом:
(19) Александра Ивановна похлопала его ласково по плечу.
— (20)Да, да, Степан. (21)Видите, догадался, что о нём говорят.
(22)Чтобы оказать Александре Ивановне внимание, я сказал ему: «Здравствуй, Степан» — и взял его за руку. (23)Она была холодна, пухла и безжизненна. (24)Я почувствовал брезгливость и только из вежливости спросил:
— Ему, наверно, лет шестнадцать?
— (25)Ах, нет, — ответила Александра Ивановна, — уже двадцать девятый.
(26)Мы разговорились. (27)Грачёва оказалась тихой, робкой женщиной, забитой
неудачами и долгой нуждой. (28)Во всё время нашего разговора Степан не сводил с меня глаз. (29)Раза три он исподтишка протягивал руку, чтобы притронуться к блестящим пуговицам моего сюртука, и тотчас же отдёргивал её с видом испуга.
— (ЗО)Неужели ваш Степан так и не говорит ни одного слова? — спросил я Александру Ивановну.
(31)Она печально покачала головой.
— (32)Нет, не говорит. (ЗЗ)Есть у него несколько собственных слов, да что же это за слова! (34)Так, бормотанье! (35)Вот, например, Степан у него называется «Папан», кушать хочется — «мня», деньги у него называются «тэки». (36)Степан, — обратилась она к сыну, — где твои тэки? (37)Покажи нам твои тэки.
(38)Степан вдруг спрыгнул со стула, бросился в тёмный угол и присел там на корточки. (39)Я услышал оттуда звон медной монеты и те же «урлы, урлы», но на этот раз ворчливые, угрожающие.
— (40)Боится, — пояснила Александра Ивановна. — (41)Ну, ну, не будем трогать тэки, не будем, — принялась она успокаивать сына.
(42)Я стал довольно часто бывать у Грачёвой. (43)Её Степан заинтересовал меня, и мне пришла в голову мысль вылечить его по системе какого-то швейцарского доктора, пробовавшего действовать на своих слабоумных пациентов медленным путём логического развития. (44)Сначала я принёс Степану куклу.
(45) Он обрадовался, расхохотался и закричал, указывая на куклу: «Папан!»
(46) Потом я приносил ему картинки, пробовал заинтересовать его кубиками, разговаривал с ним, называя разные предметы и показывая на них. (47)Но или система швейцарского доктора была неверна, или я не умел её применять! на практике, только развитие Степана не подвигалось ни на шаг. (48)ЗатО’ [ он необыкновенно полюбил меня в эти дни. (49)Когда я приходил, он кидался мне| навстречу с восторженным рёвом. (50)После моего ухода он долго не отходил! от окна и испускал такие жалобные вопли, что другие квартиранты жаловались! на него хозяйке.
(51)А мои личные дела были очень плохи. (52)Я провалился с необычайным треском на предпоследнем экзамене. (53)Нужно было как можно скорее ехать домой. (54)К этому меня побуждали и финансовые соображения: в моём бумажнике лежали всего-навсего три копейки. (55)Я скрепя сердце пошёл просить взаймы у товарищей, но они все отговаривались пустотой карманов. (56)Три копейки! (57)Я вам скажу, что в эти дни мне было очень тяжело. (58)Скоро голод сделался невыносимым. (59)Я пошёл к Александре Ивановне. (60)Мне очень было тяжело просить бедную женщину о деньгах, но я решился сделать это.
— (61)Александра Ивановна, мне есть нечего. (62)Дайте мне взаймы.
(63)Она всплеснула руками.
— (64)Голубчик мой, ни копеечки. (65)Вчера сама заложила брошку.
(66)Я чувствовал себя заброшенным на край света, одиноким и униженным. (67)Вдруг кто-то толкнул меня в бок. (68)Я обернулся. (69)Это был Степан.
(70)Он протягивал мне на ладони кучку медных монет и говорил:
(71)Я не понимал. (72)Тогда он бросил свои деньги мне на колено, крикнул ещё раз «тэки» и убежал в свой уголок.
(73)Я заплакал, как маленький мальчик. (74)Александра Ивановна также плакала вместе со мной от умиления и жалости, а Степан из тёмного угла испускал жалобные, совершенно осмысленные «урлы, урлы, урлы».
(75)Когда я успокоился, мне стало легче. (76)Неожиданное сочувствие блаженненького вдруг согрело и приласкало моё сердце, показало мне, что ещё можно и должно жить, пока есть на свете любовь и сострадание.
9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста В.Д. Черняк: «Важнейшей функцией фразеологизмов следует признать не обозначение того или иного предмета, а выражение отношения к тому, о чём говорится».
Фразеологизмы – это устойчивые выражения, которые придают высказыванию образность и выразительность. Современный лингвист В.Д. Черняк отмечает, что важнейшей функцией таких словосочетаний является способность передать отношение говорящего к тому или иному явлению. Докажем это утверждение с помощью примеров из текста.
Например, в предложении 55 употребляется фразеологизм «скрепя сердце». Это значит, что герою было очень тяжело просить деньги в долг у товарищей, но он пытался переступить через свои принципы. С помощью этого устойчивого выражения мы узнаем, что рассказчик – достаточно гордый человек, имеющий чувство собственного достоинства.
В предложении 66 также есть фразеологизм – «на край света». Это словосочетание помогает передать чувства и переживания главного героя. Когда все вокруг отказывают ему в помощи, молодой человек чувствует себя «заброшенным на край света, одиноким и униженным».
Действительно, фразеологизмы помогают выразить отношение личности к предмету разговора и позволяют понять характер человека, а также его эмоциональное состояние.
9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Неожиданное сочувствие блаженненького вдруг согрело и приласкало моё сердце, показало мне, что ещё можно и должно жить, пока есть на свете любовь и сострадание».
Смысл данного фрагмента я понимаю так: умение сопереживать – величайший дар, обладая которым можно исцелить душевные раны другого человека. Сочувствие «блаженненького» придаёт главному герою сил и наделяет его жизнь новым смыслом. Приведём примеры из текста, подтверждающие эти мысли.
Надо сказать, что изначально рассказчик сам проявляет сострадание по отношению к слабоумному Степану. Он даже мечтает вылечить юношу с помощью новой швейцарской методики, о чём говорится в предложениях 42-50. Рассказчик не добился успехов, но в то же время он сумел тронуть сердце Степана, который очень сильно привязался к новому знакомому и всегда встречал его с «восторженным рёвом».
Когда рассказчик сам оказывается в сложной жизненной ситуации, Степан – единственный человек, который пытается ему помочь. В предложениях 67-72 говорится о том, что молодой человек принёс голодавшему рассказчику несколько медных монет. Это приободряет героя, потому что он не ожидал такого искреннего сочувствия.
Таким образом, милосердие на самом деле может изменить мир. Каждый день важно находить время для маленьких добрых поступков. Кто знает, вдруг это спасёт чью-нибудь жизнь?
9.3 Как вы понимаете значение слова ДОБРОТА?
В чём заключается сила истинной доброты? Она может изменить жизнь человека. Именно поэтому так важно не забывать делать добрые дела и протягивать руку помощи тем, кто в этом нуждается.
Так, например, слабоумный молодой человек проявляет искреннее сочувствие по отношению к главному герою произведения А.И. Куприна. Из предложения 70 мы узнаём, что Степан приносит голодающему рассказчику медные монеты. Это не может решить проблему героя, но такой жест очень сильно тронул его сердце. В этот момент рассказчик понимает, что ради любви и сострадания стоит жить.
В другом рассказе А.И. Куприна «Куст сирени» тоже поднимается проблема доброго отношения к людям. Верочка Алмазова помогает своему мужу в трудную для него минуту. Она, не задумываясь, сдаёт в ломбард украшения, чтобы посадить кусты сирени и тем самым спасти Николая, которого могут выгнать из академии. Главная героиня – настоящий альтруист, и она делает всё возможное, чтобы сохранить в семье доверительные отношения.
В заключение хочется сказать, что в современном мире невозможно выжить без добрых поступков. Наш долг – относиться друг к другу с любовью и уважением.
Источник
Что такое милосердие и как развить в себе это качество
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. В современном мире слово «милосердие» употребляется довольно редко.
Поэтому многие, особенно подрастающее поколение, либо вообще его не слышали, либо не совсем понимают его истинное значение.
Что такое милосердие, в чем его суть и смысл – тема сегодняшней статьи.
Определение что такое милосердие
Слово милосердие состоит из двух корней: «милое сердце» (или «милый сердцем»). Это понятие вышло из религии и означает любовь к ближнему. Это одна из добродетелей, заключающаяся в том, чтобы в каждом человеке видеть божью искру, любить других так, как любишь Господа.
Ближние люди – это не только друзья, родные и коллеги. Это люди всей земли: согласно христианскому учению, человечество произошло от Адама и Евы, а значит все мы являемся родственниками и должны любить друг друга.
Милосердие – это необязательно та глубокая любовь, которую мы испытываем к своим детям или родителям. Можно просто относиться к другим людям с уважением, пониманием и принятием. Вести себя доброжелательно и помогать окружающим, совершать благие поступки, нести в мир хорошее.
Милосердие – это душевное качество, внутреннее состояние. Милосердный человек имеет следующие черты характера:
- сострадание и сочувствие;
- способность понимать другого;
- желание заботиться о людях;
- бескорыстное отношение;
- прощение оступившихся;
- терпимость к недостаткам людей;
- гуманизм;
- человеколюбие.
Для чего это нужно
«Кто берет – наполняет ладони. Кто дает – наполняет сердца» Лао Цзы.
Что произойдет с человечеством, если каждый из нас станет думать только о себе? Долго ли проживет цивилизация, состоящая из форменных эгоистов и эгоцентристов? В погоне за выгодой, личными интересами и удовольствием люди начнут ожесточаться все больше и больше, теряя всякие морально-нравственные ценности и человеческий облик.
Чтобы выжить, нам придется начать уничтожать друг друга, затевая войны. Последствия понятны: в лучшем случае мы сильно поредевшим составом вернемся к варварским временам, где человеческая жизнь не стоит ломаного гроша. В худшем – люди просто перебьют друг друга и исчезнут с лица земли. Так себе перспективка, не правда ли?
Эгоизм рождает страдание, милосердие – это всегда радость. «Наполняйте сердца» друг друга.
Один добрый поступок делает счастливыми как минимум двух людей: того, кто его сделал и того, кто получил. Последний, если он не эгоист, тоже захочет быть полезным для кого-то и, в свою очередь, поможет следующему. Такая цепочка добра отлично проиллюстрирована в фильме «Заплати другому», где ее запустил маленький мальчик (советую к просмотру).
Чем отличается милосердие от доброты
Милосердие тесно связано со многими высокими и светлыми чувствами, одно из которых доброта. Чем отличается доброта от милосердия, что их объединяет? На первый взгляд они очень похожи: по незнанию их можно даже спутать между собой, называя одно другим.
И действительно, оба феномена являются качествами души, целью обоих является желание быть полезным для окружающих. Но есть один нюанс.
Милосердие — это практическая реализация врожденной доброты. К сожалению, не все добряки готовы кому-то помогать — они могут просто посочувствовать и пройти мимо. Добрых много, а милосердных (готовых действовать) намного меньше.
Милосердие же не может существовать без доброты. То есть, чтобы быть по-настоящему милосердным, человек должен быть изначально добрым. Но не просто добрым, а деятельным, т.е. готовым активно помогать другим, а не просто «смотреть на них с добротой в глазах».
Если же доброты в человеке нет, то все его «хорошие» дела – это всего лишь театральные действия а-ля «посмотрите, какой я хороший». Это все тот же эгоизм: добрые дела совершаются с личной выгодой – доказать всем свое превосходство и «святость». Не задумывались, почему филантропы — это обязательно «денежные мешки»?
Поэтому не поленитесь лишний раз задать себе вопрос: «Для кого я хочу это сделать? Для себя или другого?» Тут главное – быть честным с самим собой, чтобы не заиграться. Нет ничего страшного в том, чтобы признать в своих действиях корысть.
Все мы простые люди и низменные чувства для нас не чужды. Признав это, у вас появляется шанс, чтобы исправить себя, вырасти духовно, стать более совершенным. Утаивая «темные пятна души», человек никогда не сможет их отбелить.
Как развить в себе это качество
Проявление милосердия требует от человека альтруизма – это желание помогать нуждающимся, делать добрые дела. Эти действия часто сопровождаются тратой внешних (материальных) и внутренних ресурсов, что является не такой уж простой задачей.
Мало кто хочет делиться деньгами и тратить свое время на чужих людей. Для этого нужно проявить настоящее благородство, основанное на любви и сострадании ко всем, кто в этом нуждается.
Итак, если вы хотите развивать в себе милосердие, то обратите внимание на следующие пункты:
- забудьте о личной выгоде. Если решились на доброе дело, то думайте о том, для кого вы стараетесь. Даете что-либо – отдавайте безвозмездно и не ждите чего-либо взамен. Главная награда – это улыбка и благодарность (иногда и ее не стоит ждать) тех, кому вы помогли;
- прощайте обиды и помогайте даже тем, кто вам когда-то насолил. Милосердие не знает ненависти, злобы, зависти, ревности и других разрушающих чувств. Все люди ошибаются, и ваш обидчик тоже мог — простите его и окажите помощь, если того потребует ситуация;
- учитесь слушать и слышать других. Иногда мы чувствуем себя одиноко и страдаем по этой причине. Выслушайте другого. Возможно, ему нужно именно это;
- делайте пожертвования. Никто не говорит, что нужно раздавать свои кровные направо и налево: отдайте ту сумму, которая будет для вас незначительной. На сегодняшний момент в нашей стране мало богачей, но если каждый из нас скинется хотя бы по 50 рублей на операцию больному ребенку, то и мы не обеднеем, и спасем чью-то жизнь;
- помогайте людям в повседневной жизни. Спросили дорогу? Подскажите. Попросили совет – дайте, если можете. Переведите старика через дорогу. Уступите место женщине. Спасите котенка. Это все мелочи, но именно из них и состоит наша жизнь;
- найдите пару часов в неделю, чтобы уделить время тем, кто в этом нуждается. Можно съездить в детский дом и поиграть с детьми. Посетить дом престарелых и поговорить со стариками. Поддержать разговором смертельно больных, доживающих свои последние дни в хосписе. Сделайте что-то по дому одинокой бабушке.
На самом деле есть множество вариантов, как «тренировать» и проявлять милосердие. Стоит просто этого захотеть, посмотреть по сторонам, и вы всегда найдете человека или ситуацию, которые нуждаются в вашем участии.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (7)
Согласна, помогать нужно всем, даже обидчикам. Это гораздо приятнее, чем копить обиды. Единственное, я считаю, что помогать нужно только тогда, когда о помощи попросили, а не навязывать свою доброту.
Не думаю, что милосердие можно развить, оно либо есть, либо его нет. Побольше бы милосердных людей вокруг было.
Думаю, что многое зависит от воспитания человека. Если он неправильно воспитан и у него сформировавшееся мировоззрение, то развить в себе милосердие у него никак не получится. Разве что, если в его жизни произойдет какое-то кардинальное событие, которое перевернет его взгляды.
Такие качества, как доброта, они или есть, или их нет. В себе их как-то воспитать насильно не получится.
Люди меняются. Любой человек может стать милосердным, если переживет собственную трагедию в жизни.
Милосердие должно быть уместным и заслуженным. Потому лучше развивать в себе чувство справедливости и моральной стойкости.
Милосердие — это как раз то, чего очень не хватает современному миру. Все настолько зациклены на себе, что забывают о чувствах и страданиях других людей.
Трудно быть милосердным, когда тебя окружают конкуренты и паразиты. Готовые для сохранения собственной харизмы призывать к этому, а в ответ на добрые поступки — ехидно хихикать и наживаться на честности вправду милосердных. Нет, всегда лучше быть палачом, чем осужденным.
Источник