Прелюдия до-диез минор Рахманинова
Эта прелюдия Рахманинова принадлежит к числу самых популярных произведений классической музыки. Сам С.В. Рахманинов предостерегал интерпретаторов: «Прелюдия по своей природе абсолютная музыка, и её нельзя ограничить рамками программной или импрессионистической музыки.» Поэтому я решил представить два варианта миниатюры на тему этой прелюдии. В первой я внимаю предупреждению гения, а во втором пытаюсь поспорить с ним.
С властной силой ударяя по клавиатуре, Рахманинов «высекает» из рояля звуки не свойственные этому инструменту. Его аккорды похожи на какие-то россыпи сапфиров и смарагдов. Они образуют целые кристаллические стены, вроде тех, которые можно увидеть на картинах Врубеля. И эти невероятные звуки являются одновременно сильнейшими чувствами какого-то сверхсущества. Ты даже не представлял до прослушивания, что такие чувства бывают. Они властно переворачивают твою душу. Рояль при этом звучит то как колокол, то как орган, то как целый орекстр. Слушая это творение Рахманинова, понимаешь смысл слов композитора: «Своим дарованием я обязан Богу, только одному Богу. Без него я ничто».
В первых трёх басовых звуках прелюдии, каждый из которых для усиления впечатления состоит из трёх нот октавного унисона, как удары колокола невероятно трагически звучит неумолимый приговор судьбы*, словно выкристаллизовавшийся в трёх словах: « Вот. и. всё!» Три эти ноты «торжественные» и «угрожающие»** почти непрерывно повторяются на протяжении всей первой части Lento (медленно). Под их потрясающим воздействием душа вначале замирает, но мгновенно осознав, что всякое возражение бесполезно, тут же начинает робко с грустью вспоминать насколько прекрасна была прожитая жизнь. Эти воспоминания выражаются в мелодии, сотканной из грустных аккордов, похожих на бесчисленные сапфиры и смарагды, потрясающей красоты. *** Они звучат на фоне постоянно повторяющегося неумолимого « Вот и всё!», образуя с ним потрясающий контраст.
Во второй части Agitato (взволнованно), начинающейся с хроматических триолей, вся жизнь стремительно как морские волны проносятся в сознании человека. Или это поспешно перелистывается книга всей жизни? В конце этой части снова повторяется приговор судьбы «как грозная, несокрушимая сила». Но на этот приговор душа хотя по прежнему печально, но стойко и даже в каком-то иступлённом восторге отвечает: жизнь была прожита прекрасно и эти бесценные сокровища жизни стоили того чтобы за них умереть, после чего она устало замолкает в короткой затихающей или точнее угасающей коде.
———————————
* Если в 5-й симфонии Бетховена звучит угроза стучащей в дверь судьбы, мотив который Рахманинов многократно использовал в своём романсе «Судьба», то здесь мы имеем дело уже с неумолимо повторяющимся приговором судьбы, не подлежащим обжалованию. Каково написать такое в 18 лет! Но если вспомнить, что Рахманинов уже в свои 12 лет читал Достоевского, то можно хоть как-то это понять.
** «В рассматриваемой прелюдии я старался приковать внимание к начальной теме. Эти три ноты в виде октавного унисона должны прозвучать торжественно и угрожающе » (С.В. Рахманинов)
*** «Мотив из трех звуков проходит на протяжении 12-ти тактов первого раздела, а в противовес ему в обоих ключах звучит контрастная мелодия в аккордовых последованиях. Здесь два мелодически противоборствующих элемента, цель которых — завладеть вниманием слушателей. Сущность главной темы – это массивный фундамент; контрастом ему становится гармонизированная мелодия; ее функция – рассеять мрак.» (С.В. Рахманинов)
Источник
До диез минор рахманинов какие чувства вызывает
С.В. Рахманинов Прелюдия до-диез минор №2
Создавая произведение, композитор не может предугадать судьбу сочинения. Он не может полагать станет ли композиция известной или будет обречена на критику. Порой музыкант и сам удивляется успеху, или даже начинает его ненавидеть. Так произошло с прелюдией до-диез минор Рахманинова . Прелюдия была любима публикой во многих странах мира. Каждый, кто приходил на концерт Рахманинова с особым нетерпением ждал именно это сочинение. Со временем автор перестал любить собственное творение, но любовь публики лишь росла. В наше время прелюдия до-диез минор не потеряла очарования и таинственности ее часто исполняют в лучших концертных залах мира.
Историю создания Прелюдии до-диез минор Рахманинова, содержание произведения и интересные факты читайте на нашей странице.
Краткая история
Молодой и талантливый композитор Сергей Рахманинов в 18 лет закончил с отличием Московскую консерваторию. На основной заработок от частных уроков в 15 рублей было сложно прожить в столице, поэтому музыкант предпринял решение сочинить произведение на заказ. Так появилась знаменитая Прелюдия до-диез минор. Рахманинов продал свое творение за 40 рублей, поэтому в дальнейшем не смог оформить авторские права на него. Что в дальнейшем лишило его больших гонораров. Такую злую шутку сыграла с ним судьба.
Первое исполнение состоялось 26 сентября 1892 года на Московской электрической выставке, организованной Саввой Мамонтовым. Уже тогда критики отметили мощь и силу произведения, назвав его «очаровательной новинкой».
Мировую популярность сочинению принес двоюродный брат Рахманинова пианист и дирижер Александр Зилоти. Он отправился на гастроли, а в качестве одного из номеров взял пьесу Сергея Васильевича. Зрители в концертных залах Западной Европы и США рукоплескали, когда слышали эту композицию. В дальнейшем в Международных газетах стали появляться следующие программные подзаголовки к пьесе «Падение Москвы», «Судный день», а также «Московский вальс». В Американском журнале «Times» произведение получило название «Колокола Москвы», и в дальнейшем закрепилось у американцев.
Когда Сергею Васильевичу с семьей пришлось покинуть Российскую империю, и поселиться в США, у композитора начались активные гастроли. Ни один концерт не обходился без проигрывания данного сочинения. Публика не просила, она требовала исполнить на бис знаменитую прелюдию. Ни раз Сергей Васильевич возвращался на сцену, играл произведение, а затем сердито уходил за кулисы.
Раздражение вызвали и постоянные вопросы журналистов, о том, как была сочинена прелюдия. Однажды, знаменитый русский пианист не выдержал и ответил, что просто захотел заработать денег. Позднее музыкант признается, что лучше бы не сочинял это произведение.
Это произведение стало визитной карточкой Рахманинова, и одновременно его творческим бременем. Сочинение, ставшее усладой слушателя, воспринималось творцом, как тяжкий плен. Ему хотелось, чтобы замечали и другие не менее прекрасные произведения, на которые он тратил больше сил и энергии.
Но нельзя не признать, что Прелюдия до-диез минор – это музыка, которая оставляет в душе неизгладимое впечатление. Поэтому ее хочется слушать бесконечно.
Интересные факты
- За рубежом прелюдия имеет программное название «Московские колокола».
- Сборник был посвящен преподавателю по композиции Антону Аренскому.
- Позднее Рахманинов опубликовал еще 23 прелюдии во всех тональностях. Так по традиции циклы прелюдий во всех тональностях до русского композитора писали И.С. Бах , Ф. Шопен, А.Н. Скрябин .
- В 2014 году филармония BBC исполнила пьесу в аранжировке Фионы Брайс в качестве прелюдии к треку «Бледно-зеленые призраки» Джона Гранта. Аранжировка была также выполнена Королевской Северной Синфонией в серии живых выступлений в Великобритании в ноябре того же года.
- Цикл «Пьесы-фантазии» для фортепиано, состоящий из 5 пьес, был опубликован в 1892 году, издательством «А. Гутхейль».
- Музыкальный клип на песню Чарли Пута «One Call Away» 2016 года начинается с того, что американский певец Пут играет прелюдию Рахманинова.
- Оркестровая версия была создана Р.М. Глиэром . Эта версия часто использовалась в кино. Особенного внимания заслуживают, включенные в состав оркестра, цимбалы . Их звучание в низком регистре лишь усиливало напряжение музыки.
- Когда это сочинение было написано, то Рахманинов не задумывался об авторских правах. Так одно из самых узнаваемых произведений Сергея Васильевича формально не принадлежало композитору. Использование миниатюры в фильмах не приносило музыканту дохода.
- В компании с великим пианистом Владимиром Горовицом композитор смотрел в студии Уолта Диснея мультфильм «Опри Хаус». В нем знаменитый мышонок Микки Маус исполнял прелюдию до-диез минор. Позднее Сергей Васильевич признался, что ни одна из интерпретаций так сильно не волновала его, как у великого маэстро Микки Мауса».
- В 1908 году для американской компании пианол Ampico великий пианист записал авторское исполнение на одном из их инструментов. Сейчас можно послушать это исполнение в музеи фирмы в Нью-Йорке.
- В 2011 году Джон Шмидт свободно аранжировал музыку для фортепиано, ударных, гитары и баса. Шмидт сделал видео этой работы с группой ThePianoGuys под названием «Рок встречает Рахманинова». Он отметил, что был «вдохновлен Прелюдией Рахманинова C# minor» и разместил его на YouTube.
- Алекс Мендхэм и его Оркестр записали аранжировку для джазового биг-бэнда. Она вошла в их альбом «On with the Show» 2017 года.
Содержание Прелюдии до-диез минор Рахманинова
Прелюдия до-диез минор С.В. Рахманинова представляет образ глубоко драматический. Во многом этому способствует выбор тональности. До-диез минор – это тональность, имеющая темный колорит, наполненный глубиной смыслов. Он окрашивает произведение в бархатные тона.
Аккордовая фактура не мешает выделить мелодию. Она обрывиста, но не обладает резкостью. Наоборот, это словно вопросы, заставляющие задуматься на тему вечности, бытия, жизни и смерти. Музыка словно поднимает философский пласт, важный для каждого человека. Невольно начинаешь задумываться над тем, кто ты в этой жизни? Зачем все происходит? Что есть истина и где ее найти? Ведь это те, вопросы, которые и нужно задавать себе, чтобы двигаться дальше, вперед.
Трехчастная форма логична для подобной концепции. В повторении третьей части мы уже не услышим вопросительных интонаций, ответ был найден через контрастную середину. Она наполнена бурными пассажами, искрящимися и виртуозными. Финальные аккорды заставляют полностью погрузиться во внутренний мир.
Использование музыки Прелюдии до-диез минор в кинематографе
Настоящий шедевр, способный украсить любую киноленту – это прелюдия до-диез минор. Многие кинорежиссеры сделали правильный выбор при поиске музыки. Представляем вашему вниманию список фильмов и сериалов, в которых звучит эта прекрасная композиция:
- Мир дикого Запада (2019);
- Романовы (2018);
- Страна мечты (2016);
- Елена (2015);
- Точка зрения (2015);
- Такой прекрасный день (2012);
- Милдред Пирс (2011);
- Области тьмы (2011);
- LOST (2008).
Прелюдия до-диез минор С.В. Рахманинова – это произведение-философия. В нем есть фундаментальность и основательность. Оно потрясает мощью и весомостью звучания. Сложные гармонические обороты лишь подчеркивают фактурность фортепианного тембра. Это произведение стало мировым символом классики XX века. Его знает каждый человек планеты вне зависимости от музыкальных вкусов. Наверно, в этом и заключается сила настоящей музыки. Она как универсальный язык способна объединять людей по всему свету, позволяя почувствовать вкус жизни.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
С.В. Рахманинов Прелюдия до-диез минор №2
Источник
До диез минор рахманинов какие чувства вызывает
Мои ощущения здесь (написано под впечатлением от 2го концерта). не знаю, почему именно это написалось — просто написалось.
*это чистые чувства, поэтому правильность употребления некоторых форм можно опустить.
Мелькание мыслей под звуки второго концерта
Взывает к чему-то неспешному, полному драмы.
Но ветер поёт, избавляя от страха, фальцетом,
На память оставив не прошлое даже. но шрамы.
Какими-то строками снова истерзаны думы.
Ты можешь спросить: «Им зачем было всё это надо?».
Как времени дань, отголоском какого-то шума,
В тяжелой тоске, словно всплеск, прозвучит Модерато.
Мерещатся призраки смутных времён и деяний.
Ты можешь сказать: «А ведь всё. всё могло быть иначе».
Адажио мира без слёз и ненужных страданий
Угаснет за цепью решений неверных. тем паче.
Ошибки начал роковых затерялись вне воли,
Среди ложных красок и странных, далёких видений.
Ты можешь подумать: «А если». увы. жаль до боли:
Не знать истории сослагательных наклонений.
Вздохнув, продолжает Аллегро лететь как и прежде —
Послание будто, отправленное нам в конверте.
Там вера простая и тень многомудрой надежды.
В мелькающих мыслях под звуки второго концерта.
Источник
Нужно описание прелюдии Рахманинова до диез минор.. . помогииите)
26 сентября 1892 на “Электрической выставке” на Садовой улице (близ Триумфальных ворот) Рахманинов впервые публично сыграл свою прелюдию до-диез минор, впоследствии наиболее знаменитую из его фортепьянных пьес. «. Пять фортепианных пьес — Элегия, Прелюдия, Мелодия, Полишинель и Серенада, объединенные общим названием «Пьесы-фантазии» (“Morceaux de Fantaisie”) С.В. Рахманинов (1873—1943) написал период с сентября по декабрь 1892 года. Пьесы посвящены А.С. Аренскому, педагогу Рахманинова по классу композиции в Московской консерватории.
Чайковский с большим интересом следил за творчеством Рахманинова. Так, в письме к А.И. Зилоти от 3 мая 1893 г. он писал: «Мне очень также нравятся его [Рахманинова] фортепианные пьесы, особенно Прелюдия и Мелодия» (http://www.forumklassika.ru/newreply.php?do=newreply&noquote=1&p=464686#_ftn2).
Прелюдия начинается с лаконичного трехзвучного мотива-тезиса: ля — соль?- до? в темпе Lento. Мотив тревожный, суровый, похож на удары колокола. Он мотив ассоциируется с темами рока. Это спор грозной судьбы с неугасимой человеческой надеждой. Вначале мы слышим приглушенный диалог. Несколько раз звучит этот мотив в виде тяжелого октавного баса в низком регистре (в левой руке). Ему отвечают аккорды скорбного характера, звучащиеся на ppp, которые выстраиваются в нисходящую мелодическую линию и своим звучанием создают гармоническую напряженность
В среднем разделе прелюдии происходит смена темпа (Agitato).Это смелый порыв надежды, прерываемый грозной катастрофой. Середина построена на развитии короткого четырехзвучного хроматического мотива ми-ре?-ре-до?. Мелодия преобразуется в мятежно порывистую тему, стремящуюся вверх. Здесь мы наблюдаем четыре волны развития, которые приводят сначала к первой кульминации-лавине нисходящих аккордов. Создается общее напряжение на ffff , приводящее к репризе прелюдии
В репризе драматизм достигает высшей точки. Рояль звучит как целый оркестр, охвачен весь диапазон. Грозно звучит многократно усиленный октавами мотив-тезис ffff происходит укрупнение фактуры, главная тема изложена восьмизвучными аккордами. Это яростная битва, в которой человек стремится бороться с судьбой.
Кто же победит в этой схватке? Показав бесстрашную непокоренность человеческой надежды, композитор предоставляет слушателю решить это самому. Он заканчивает пьесу задумчиво стихающими аккордами, напоминающими удары колокола
Источник