Психология и чувство стиля
Этот секрет должен знать каждый Художник Жизни, в чьей палитре обязаны иметь место все вкусы, запахи и цвета, какие только существуют в Природе.
Человек, задумывавшийся хоть раз о «чувстве стиля» (что это такое и есть ли оно у него) всегда приходит к важности вопроса о том «Какое впечатление мы производим на людей». Будь ты хоть трижды социопатом, ненавистником человеков. но вопрос о «чувстве стиля», как только взволнует всерьёз, так неизбежно выталкивает нас в социум и заставляет прислушиваться к мнениям разных людей.
Чувство стиля
Поэтому-то, «хорошо выглядящий социопат» или даже так «социопат, создавший вокруг себя гармоничную среду» — это такой же стилистический нонсенс, как и «дружелюбный коршун». Таковой либо врёт, что он социопат (ну, модно это. ), либо сильно заблуждается насчёт того, что «хорошо выглядит» и «создал вокруг себя приятную зону». Так и дружелюбный коршун: либо врёт, что он коршун, либо врёт, что он дружелюбен.
А теперь привлечём к рассуждению термины психологии. Понятно, когда за кем-то признают «чувство стиля», значит, этот Кто-то сумел произвести на людей впечатление. И впечатление это в основах своих — благоприятно, нетравмирующе. (Без деталей, озаглавленных словом «но», мелкие детали-то могут быть и спорными, всем не угодишь).
А как вообще производят на людей впечатление? Технически — как? Чтобы произвести на людей впечатление, мы (пользуясь языком психологии) должны вызвать у них — ощущения.
Ощущения
Ощущения бывают самые разные. Подразделяются они технически на цветовые, вкусовые, звуковые, тактильные и обонятельные. От себя добавляю — и когнитивные, когда затрагиваются не наши рецепторы, но наш ум («когито» — мыслю).
Мы можем заставить человека думать. Ему это так же приятно и желанно, как прикасаться к натуральному меху и нюхать носом лёгкий аромат французских духов.
(Смотря конечно, о чём «заставить» человека думать). «Заставьте»-ка думать человека о чём-то его окрыляющем и исцеляющем. Это также сложно и дорого, как доставить ему и себе удовольствие прикасаться к норке и нюхать хороший парфюм. Если не ещё сложнее.
Проще ведь купить (украсть) шубу и духи. Как бы дорого они ни стоили лично для вас.
А где купишь (украдёшь) «эмоциональный интеллект» и эмпатию, чувство такта и позывы к «миротворчеству», в христианском изводе этого слова — миротворчество?
Итак, чтобы произвести на людей впечатление, мы говоря языком психологии — вызываем у них ощущения.
Это касается создателей правильного гардероба, правильного интерьера, это касается любовников, дарящих друг другу ласки, «авторов» концептуальных кафе и концептуальных цветочных клумб, хозяек, накрывающих изысканный стол. Это касается режиссёров, сценаристов, лекторов и учителей.
Мы хотим произвести впечатление — на одного или на многих. Разными способами. И если за нами признают в итоге «чувство стиля» (да ладно, если просто искренне скажут «Ващее!») то это гарантия того, что «у нас всё получилось».
Если же люди после нас — раздражены, выпотрошены, нами как-то незаметно убита их самооценка, вера в будущее, если они покидают нас с головной болью и непонятно откуда взявшейся температурой, то чувства стиля у нас нет.
Это касается даже тех, кто дерзает вызывать ощущения только тактильные, обонятельные, вкусовые, цветовые и звуковые — совсем даже не касаясь области воздействий когнитивных.
Итак, если мы произвели плохое впечатление на людей количеством вылитых на себя духов или количеством английских терминов в обыденной речи, то чуства стиля у нас нет. Попробуем поучиться чувству стиля, используя самые азы психологии.
Ощущение — результат раздражения
Причина возникновения любого ощущения — так называемое «раздражение». Это — азы.
Вот что пишет об этом психолог и философ Уильям Джеймс:
«Нужно определённой величины раздражение, чтобы вызвать сколько-нибудь заметное ощущение.
Но если мы будем постепенно увеличивать раздражение по нарастающей, то очень скоро к специфическому характеру данного ощущения начнёт примешиваться. боль!
И наоборот, если ощущения даже самые «неприятные», подать в самой слабой степени, то они будут скорее приятны, чем неприятны!
Чуть-чуть горьковатый вкус, даже лёгкий запах гнили, могут представлять по крайней мере. что-то интересное».
Тайное знание о «неприятных» ощущениях
Наука психология, начиная с её азов, знает то, чего не знает обыватель. Нет ощущений «приятных» самих по себе и «неприятных» самих по себе. Сильный запах роз может убить. Лёгкая немытость волос вашей головы может приворожить навеки.
Этот секрет должен знать каждый Художник Жизни, в чьей палитре обязаны иметь место все вкусы, запахи и цвета, какие только существуют в Природе.
Не забудем и про когнтивные раздражения — и все мысли и сюжеты незапретны для вас, Художника, тоже.
Вам пригодится и лёгкая потёртость любимой сумки, и лёгкий запах готовящейся на кухне еды, и даже лёгкий запах кошки в доме.
Впрочем, Пушкин сказал об этом давно и лучше:
«Как уст румяных без улыбки
Без грамматической ошибки
Я русской речи не терплю. »
Вынесем один урок из нашего общения с базовым курсом психологии:
Чрезмерно интенсивное раздражение органов чувств, с целью вызвать приятное ощущение, всегда вызывает боль.
Как сказала Каю Снежная Королева: «Больше я не стану тебя целовать. Если я поцелую тебя в третий раз, ты умрёшь».
Всякий Художник знает:
Абсолютное Совершенство на самом деле — безобразно.
Тем не менее, всякий обыватель думает, что как раз — наоборот, «абсолютное совершенство — прекрасно, а чем «больше», тем лучше» и всё время старается навести «полный порядок», дожать, перегнуть, довести до предела.
В чём Обывателя массированно убеждают маркетологи.
Впрочем, обыватель всегда лишён чувства стиля. Ведь в самом этом слове зашифровано слово «боль», вы слышите? Боль, которая возникает при слишком интенсивном навязывании нашим нежным органам чувств какой-то одной монополирующей темы, моды, тренда.
Вернёмся к социопатам
Помните, мы начали наш разговор с «социопатов», которые ничуть не интересуются вопросом «какое впечатление они производят на живых чувствующих людей»? А раз они не интересуются таким впечатлением, то и чувство стиля у них не разовьётся как следует.
Ведь чувство стиля, как мы выяснили, берётся из беспокойства о том, не вызывают ли боль от своей интенсивности цвета, звуки, вкусы и запахи, которые мы производим в мир. А также мысли и высказывания.
Общество наше, к сожалению, всё больше стремится к социопатичности. Поэтому не ищите чувства стиля в нашей эпохе. Обращайтесь к другим эпохам — у нас же его нет. опубликовано econet.ru .
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:
Источник
Для тех кто чувствует стиль
Многие считают, что мода — это нечто легкомысленное и поверхностное. Но на самом деле размышления о том, что бы такого надеть, — это тоже часть нашей жизни. И часть нашей личности. Вместе с автором книги «Эстетический интеллект» Полин Браун рассказываем, почему нужно учиться подходить к выбору одежды осмысленно и как это сделать.
Выбор стиля — это принятие решений
Источник
Эстетический интеллект
Взгляните на свой гардероб и попробуйте ответить на вопросы:
- Можно ли по вашему внешнему виду понять, что вы за человек и каковы ваши ценности?
- Как в облике проявляется внутреннее «я»?
- Могут ли окружающие заметить, какие стили, бренды вам особенно близки?
Если вы затрудняетесь ответить на эти вопросы, вам следует поразмышлять, что значит одежда в вашей жизни.
И да, в это процессе нет правильных и неправильных поступков: выбираете ли вы строго платье, рваные джинсы или ярко-розовый плащ. Единственное, что точно неверно, — вообще не задумываться о том, что на вас надето.
Как выбирать: подсказки
Чтобы выделиться, не обязательно носить дорогую одежду или вещи известных брендов — важнее выбирать каждый предмет осмысленно. Можно просто следовать за модой и покупать то, что демонстрируют на модных показах или надевает, скажем, лучшая подруга, а можно взять и сделать все иначе.
Деньги
Многие считают, что мода — это всегда дорого. Но если вы присмотритесь, то поймете: часто самые стильные люди вовсе не те, у кого больше всего денег. Вообще-то при наличии практически неограниченного бюджета сложнее отказываться от неподходящих вариантов, находить разумный компромисс и соблюдать дисциплину. Так что не переживайте: качественный гардероб не всегда стоит заоблачных денег.
Комфорт и эмоции
Формируйте собственный стиль, исходя из того, в чем вам комфортно. Для этого поразмышляйте над следующими вопросами: какие люди в наибольшей степени повлияли на вас в течение жизни, кто определил ваши идеалы и стандарты? Когда и где вы взрослели? Что из происходящего в то время вокруг могло повлиять на ваши ценности, что утешало, что давало силы? Какие из событий вызывали сильные эмоции?
Источник
Вот что пишет Полин Браун, автор книги «Эстетический интеллект»:
— Я росла в США, и тогда, в 1990-х, на пике моды был стиль гранж. Я ненавидела его всей душой: подобная одежда казалась мне невыразительной, заношенной, грязной. Даже сейчас у меня нет ни единого предмета в том ключе, и я выбираю вещи, которые можно считать его полной противоположностью.
Настройка на личный стиль часто начинается с качественного понимания собственного тела. Как, по вашему мнению, должна на вас выглядеть одежда? Это поможет выбрать нужные формы и силуэты, а также цвета и рисунки (или их отсутствие). Как бы вы хотели ощущать вещи? Так проще будет найти материалы, текстуры, крой.
Зачем это делать? Научившись понимать, как именно ваше тело реагирует на различные ощущения и какие эмоции вы при этом испытываете, вы учитесь осознавать свои чувства и внимательнее относиться к себе.
Примерка
Если вы намерены серьезно заняться личным стилем, придется рассматривать и примерять одежду, получая от этого множество разных ощущений. Как любит повторять модельер Кей Унгер, «вы не обязаны покупать все, что берете в примерочную».
При этом отмечайте и запоминайте, какие цвета и текстуры вам несимпатичны, обращайте внимание на силуэт, форму, длину и ширину. Постепенно научитесь замечать, что в мире существует много разнообразных стилей брюк и покроев рукава, вариантов длины и вообще всяких фасонов.
Деталь
«Найдите деталь, которая подчеркнет ваш стиль и будет достаточно узнаваемой, — продолжает модельер Кей Унгер. — Мадлен Олбрайт носила броши. Мишель Обама позволила себе платья без рукавов, и вскоре это стало приемлемым для остальных. Этот покрой, а еще разнообразные ремни и пояса стали удачными элементами ее стиля». Выбрав такую узнаваемую деталь, вы быстрее найдете путь к личному стилю, и даже если вам приходится каждый день носить строгий костюм, потому что этого требует профессия, вы все же сможете добавлять к каждому образу эту самую деталь.
Источник
«Пробуйте носить цветные костюмы, — рассуждает Унгер, — а если вам кажется, что нужно надевать непременно синие или черные, сочетайте их с цветными блузками и рубашками или с чем-то еще, что будет свидетельствовать о вашем характере».
Униформа
Разные подходы к одежде можно разделить на две категории: униформа и костюмы для особых случаев. Униформа — это одежда, которую мы носим почти каждый день, она всегда имеет более-менее стандартный вид, даже если цвет галстука или ботинок меняется. Она чаще всего определяется заданными кем-то правилами и может совершенно не соответствовать личному стилю.
Стив Джобс. Источник
Но иногда и униформа может выражать индивидуальный стиль: это удалось Марино, который постоянно носит кожаные вещи в духе мотоциклетной экипировки, Стиву Джобсу (черные водолазки и джинсы), Томасу Вулфу (сшитые на заказ белые костюмы). Любопытно, что многие дизайнеры одежды — от Жиль Зандердо до Карла Лагерфельда — предпочитали и предпочитают униформу. И здесь важно понимать: даже униформа может производить сильное впечатление. Марино всегда узнаваем и неповторим, а стиль Джобса и уж тем более Вулфа не раз пытались копировать.
С подсказками разобрались. А теперь попробуйте выполнить три небольших упражнения, которые помогут более рационально разобрать ваши предпочтения, а также понять, что вас вдохновляет и почему.
Нечто значимое
«Нечто значимое» — это предмет, обязательно выбранный и купленный вами. Не подаренный кем-то и не сделанный на заказ. Тот, что особенно дорог и любим. Возможно, это будет платье, в котором вы были на выпускном в школе или ваш свадебный наряд. Может, это будут туфли, в которых вы получили работу, или брошь, которую вы привезли из отпуска. Одежда и аксессуары часто связываются с воспоминаниями и глубокими переживаниями.
Вот что пишет Полин Браун:
— Сейчас в качестве подобного «значимого объекта» я бы выбрала два тяжелых браслета — один золотой, другой серебряный, — которые купила на распродаже остатков бренда Celine. Я их называю «манжетами суперженщины»: они очень прочные, чем-то напоминают броню, и когда я вижу их на своей довольно тонкой кисти, чувствую себя сильной и могущественной.
«Заноза»
Как и «нечто значимое», «заноза» — это то, что вы когда-то купили и до сих пор регулярно используете. Однако этот предмет вызывает скорее негатив: раздражение, недовольство, даже отвращение. Но в целом вполне справляется со своей функцией.
Поразмышляйте, что за ” заноза” притаилась у вас в шкафу. И подумайте, почему она так вас раздражает. Полин Браун приводит свой пример:
— Моя «заноза» — сумка Lady Dior (названа так в честь принцессы Дианы). Мне очень нравятся ее классическая квадратная форма, стеганая мягкая кожа розовато-бежевого оттенка, золотая фурнитура. Так в чем же проблема? Молния вшита так, что сумка никогда не открывается полностью, а потому из нее очень сложно что-нибудь достать, и я вечно царапаю руку о застежку (предполагаю, что самой леди Ди нечасто приходилось извлекать из сумочки кошелек). Вывод в обоих случаях один: дизайнер должен учитывать воздействие будущей вещи на все органы чувств пользователя.
Икона стиля
Икона стиля — некто современный вам или живший прежде, чьему стилю очень хочется подражать. Когда начнете размышлять над тем, кого можете назвать иконой стиля, постарайтесь ответить на вопросы: какие аспекты его образа максимально повлияли на ваш стиль? Как и почему?
Вот что пишет Полин:
— Я считаю образцами сразу нескольких женщин. Восхищаюсь Коко Шанель за прогрессивный и смелый подход к женской моде. Мне невероятно импонирует ее готовность нарушать традиции и устанавливать новые правила. Ценю Кейт Бланшетт за элегантность, сдержанность, интеллект. Еще один мой кумир — Катрин Денев с ее королевской сдержанностью и загадочностью. Я впечатляюсь остроумием, шармом и эксцентричностью Дороти Паркер. Конечно, ни одну из этих женщин нельзя считать идеальным выражением моих вкусов и устремлений, однако каждая в определенном смысле служит для меня примером.
Как видите, одежда — это не только внешний вид. Это нечто гораздо большее: ваше мировоззрение, упакованное в форму элегантного платья или уютного худи. Так что выбирая обновку в свой гардероб, задумайтесь, почему она вам нравится. Возможно, вы узнаете о себе кое-что новое.
Источник