Для тебя учиться с радостью это

Учиться с радостью
статья (психология) по теме

Статья о мотивации учащихся к обучению.

Скачать:

Вложение Размер
uchitsya_s_radostyu_20.06.13.doc 44 КБ

Предварительный просмотр:

Учиться с радостью

Государственное (бюджетное) специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат (VI вида) № 49 Санкт-Петербурга «Школа здоровья»

Формирование мотивации учения – это решение вопросов не только развития, но и воспитания личности. При этом воспитание личности заключается, прежде всего, в развитии системы потребностей и мотивов. Характер мотивации учения и особенности личности являются, по сути, показателями качества образования.

Формирование учебной мотивации можно, без преувеличения, назвать одной из главных проблем современной школы. Выявить характер мотивации у школьника – значит определить меры педагогического влияния, способы работы с ним.

Фактор мотивации для успешной учебы сильнее, чем фактор интеллекта. Поэтому мы должны четко для себя понять, каков характер мотивации учащихся. Только тогда мы сможем создавать такие условия для учащихся, чтобы им хотелось учиться. Дети должны идти в школу с радостью, с желанием получать знания.

Для повышения мотивации в школе психологической службой осуществляется диагностирование учащихся, целью которого является выявление характера учебной мотивации, а самое главное, тех или иных проблем, которые возникали у детей в ходе учебного процесса и внеучебной деятельности.

Кроме того психологической службой учитываются результаты обследования психоэмоционального состояния детей, потому что учение, так или иначе, всегда захватывает и эмоциональную сферу. Положительные эмоции стимулируют внутреннюю мотивацию ученика, повышают успешность обучения. На основе данных диагностики отслеживается атмосфера в классе, эмоциональное состояние ученика. Это позволяет дать рекомендации учителям и родителям по оптимизации процесса обучения и воспитания школьников.

Таким образом, в результате исследования решается несколько задач:

  1. Выявляются сильные и слабые стороны на уровне класса, школы;
  2. Диагностируются проблемы в обучении и воспитании учащихся;
  3. Осуществляется тесное сотрудничество между семьей и школой.

Исходя из результатов диагностики, в школе выстраиваются направления работы с учащимися, педагогами и родителями.

Во-первых, личностный смысл учения в разном школьном возрасте различен. Для ребят смысл учения определяется системой их идеалов, ценностей, которые они усваивают из его окружения: семьи и школы. Поэтому психологической службой школы проводится систематическая просветительская работа с родителями и педагогами о способах повышения учебной мотивации у школьников.

Во-вторых, мотивы обычно характеризуют учебную деятельность в целом, а цели – отдельные учебные действия. Поэтому уровень учебной мотивации во многом зависит от умения школьников ставить цели, обосновывать и достигать их. Для этого в школе на психологических занятиях и на уроках важная роль отводится формированию у школьников умения ставить перед собой цель и достигать ее. Эта способность в будущем ляжет в основу успешной профессиональной деятельности.

В-третьих, важную роль в развитии мотивации учащегося играет организация его деятельности во внеучебное время. В школе созданы условия, позволяющие ученику проявить свои способности (интеллектуальные и творческие). Любимое занятие помогает ребенку проявить себя как личность. Оно учит ребенка распределять и продуктивно использовать своё свободное время, повышает навыки самоконтроля, помогает расширить кругозор, даёт возможность сформировать новые умения и навыки.

Интересная и правильно организованная внеучебная деятельность развивает познавательную активность, повышает уровень мотивации школьника к учению. Возникающие параллели между его любимым делом и каким-либо школьным предметом повышают его интерес к нему, появляется желание получить и усвоить необходимую информацию, узнать принцип действия предмета или явления.

Достигнутые успехи во внеучебной деятельности (собственные работы, поощрения в виде грамот, дипломов, различные призы) снижают тревожность, развивают уверенность, стимулируют ребенка к самосовершенствованию, к «переносу» своей успешности и в учебную деятельность. Кроме того, позитивные эмоции, возникающие при занятии любимым делом, улучшают психоэмоциональное состояние ребенка, что является необходимым условием его здоровья.

В-четвертых, огромную роль в развитии человека как личности играет художественная культура. Работа по этому направлению проводится как школой, так и родителями. Посещение театров, музеев, выставок, вернисажей знакомит с шедеврами мирового искусства и воспитывает личность, вызывает потребность узнать ещё. Например, посещение выставки предметов древнего быта, просмотр интересного фильма, спектакля на историческую тему, вызывает интерес к урокам истории, к историко-художественной литературе, а экскурсия в Ботанический сад пробуждает желание узнать больше о природе.

Таким образом, совместные экскурсии родителей и детей приобщают школьников к художественной культуре, формируют духовную потребность, развивают познавательную активность учащихся.

В-пятых, важным аспектом повышения учебной мотивации выступает совместная познавательная деятельность родителей и детей: решение кроссвордов, головоломок, шарад, игра в шахматы и шашки, домашнее чтение – является связующим мостиком из детства в содержательную взрослую жизнь, формирует потребность в знаниях. Если в семье любят литературу, то, скорее всего, и ребёнок будет много читать; если родители часто посещают филармонию, художественные выставки, то и ребёнок будет интересоваться искусством.

Эффективный способ повышения мотивации: накапливание своих достижений в портфолио. По инициативе психологической службы в школе ведется тьюторская работа со стороны педагогов по подготовке портфолио ученика. Она включает в себя наиболее выдающиеся для ребёнка работы, различные виды поощрений: грамоты, благодарности, дипломы, сертификаты и другие достижения в учебной и внеучебной деятельности ребёнка. Благодаря достижениям повышается самооценка учащихся, формируется уверенность. Папка достижений позволяет отследить умения и навыки ребёнка в различных видах деятельности, увидеть его сильные стороны, выбрать оптимальный образовательный маршрут.

Сведения об авторе:

Ульяшина Светлана Васильевна, педагог – психолог высшей категории,

Источник

Пожелания успехов в учебе — в стихах, прозе, смс, своими словами

Желаю огромных успехов в учёбе,
Пускай груз наук покорится легко,
Накопятся знания, радость и опыт,
И жизни дорога ведёт далеко!

Придёт вдохновение, мечта окрыляет,
Удачно идёт весь учебный процесс,
Успех нереальный ничуть не смущает,
А в каждом занятии будет прогресс!

Желаю, чтоб гранит науки
Тебе всегда был по зубам!
Учись на «пять», не ведай скуки,
Примером будь ученикам!

Тебя успехи ждут, я знаю,
И ты увидишь свой прогресс!
Тебе удерживать желаю
К наукам вечный интерес!

Желаю не стоять на месте, а смело двигаться вперёд — к новым знаниям, к новым открытиям, к новым мечтам. Я желаю тебе больших успехов в учёбе. Желаю никогда не терять энтузиазма. Желаю каждый день встречать с вдохновением и невероятным желанием узнавать что-то новое и важное!

Пожелать хочу успехов,
Чтоб учеба шла легко,
Старт пусть даст тебе достойный
И поднимет высоко.

Только лучшие оценки
Я желаю получать,
Грызть гранит науки бодро,
Никогда не унывать.

Пропускать не вздумай пары,
Но и отдохнуть умей,
Быть всегда в кругу желаю
Верных, преданных друзей.

Желаю высшие оценки получать,
Запоминать и все узнать,
Учиться с радостью всегда,
Знания остались на года.

Пусть все добьешься, все сумеешь,
И вскоре ты разбогатеешь,
Желаю я всего достичь,
Простые истины постичь.

Пусть не будет тебе сложно,
Будет все всегда возможно,
Чтоб азарт не растерять,
И учиться лишь на пять!

Пожелать хочу успехов
Я в учебе от души,
Будут пусть твои оценки
Неизменно хороши.

Радость пусть несет учеба,
Старт красивый в жизни даст,
Знания — багаж особый,
А не временный балласт.

Ученье — свет! Без остановки
Учись из года в год всему!
Пускай желанье и сноровка
Прогнать тебе помогут тьму.

Пускай преграды и помехи
Не остановят никогда.
Большие ждут пускай успехи
От ежедневного труда!

Чтоб в учёбе ждал успех,
Налету всё схватывай,
Отвечай быстрее всех,
Наперёд срабатывай!

И пятёрки пусть гуськом
В твой дневник проследуют,
Чтоб гордиться день за днём
Мелкими победами!

Желаю, отлично учиться
И впредь в достиженьях своих
К высотам огромным стремиться
И знаний скопить за двоих!

Пусть будут пятёрки в рядочек
Заслуги твои приносить,
И станет желание прочным
Познаний с лихвой получить!

Знай предметы на зубок
И учись всегда отлично,
И от жизненных дорог
Опыт получай приличный!

Интеллектом ты блистай,
Словно солнышко в зените,
И свободно достигай
Нужных, значимых открытий!

Желаю, отлично учиться,
Науки гранит покорить,
К познаниям сильно стремиться,
Победы скорее вкусить!

Пятёрки стоят пусть в рядочек,
Читается ум по глазам,
И будет разборчивым почерк,
Чтоб поводом стать похвалам!

Источник

Учиться в радость

Часто родители сталкиваются с такой ситуацией, когда ребенок не хочет идти в школу, учебный процесс кажется ему неинтересным, а подчас и довольно сложным и мучительным. Как помочь своему чаду? Как сделать его усилия в освоении школьной программы такими, чтобы они приносили ему радость, а не огорчение?

Получение радости и результата или избегание провала?

Побуждает нас к любой деятельности, в том числе к учебной, какой-либо мотив — своеобразная энергия, без которой сложно что-либо сделать. Они могут быть разными. Психологи традиционно делят мотивы на позитивные – мотивы достижения какого-либо результата и мотивы, связанные с избеганием неприятностей (неудач). В жизни мы – и взрослые, и дети – используем и те, и другие мотивы. Но возникает вопрос, как часто?

Мотивы достижения предполагают, что ребенок берется за что-то (в данном случае за учебу), потому что он ожидает каких-то приятных результатов от того, что он делает. Родители часто используют этот мотив достижения, усаживая ребенка за домашнее задание, говоря ему: «Вот сделаешь сейчас уроки/выучишь стихотворение/решишь задачку, завтра расскажешь, учительница тебе пятерку поставит, похвалит тебя перед классом, а я тебе в воскресенье куплю билет, пойдешь в кино». И вот ребенок берется за домашнее задание и в голове у него возникают будущие ожидаемые приятные события. Это и есть учеба в радость.

Но, к сожалению, мы не всегда пользуемся этим мотивом. Иногда, видя, как ребенок все откладывает и откладывает занятия на потом, а уже скоро и спать ложиться, мы начинаем ему говорить: «Вот не выучишь стихотворение/не решишь задачку, завтра двойку получишь, учительница тебя поругает при всем классе, гулять я тебя не отпущу. Будешь сидеть дома, учить уроки». И ребенок, выслушав всю эту тираду, конечно, глядя на ваше сердитое лицо тоже усядется за уроки, но… будет он делать их на фоне всех этих возможных будущих неприятностей, которые возникнут, если он не сделает уроки. Это и есть мотив избегания неудач. Он построен на отрицательных чувствах. Конечно, и в том и в другом случае стихотворение будет выучено, но в последнем – учеба пройдет на фоне тревоги, негодования или протеста. И эти сложные переживания будут включены в сам процесс познавательной деятельности.

Еще одной причиной, формирующей ориентировку на избегание неудачи, является недостаток поддержки со стороны близких. Даже если ребенок учится не очень-то хорошо, он должен видеть, что его усилия приносят результаты, что родители понимают уровень его возможностей и требуют соответственно им. Иначе, после многочисленных бесплодных попыток приходит уныние, теряется вера в свои силы и ребенок прикладывает усердия ровно столько, сколько требуется для того, чтобы его не ругали. Тут уж не до учёбы в радость.

Таким образом, мотивы, связанные с позитивными ожиданиями более полезны, поскольку они окрашивают познавательную деятельность ребенка, его учебу какими-то радостными переживаниями. На практике же часто родители используют мотивы избегания неудач. Они как бы пугают ребенка, думая, что это и есть отличный стимул стать успешным в учебе. Однако, как мы выяснили, используя мотивы достижения, можно будет быстрее достичь успеха. Родителям следует обратить внимание на позитивную мотивацию, суметь найти что-то хорошее, что будет доступно ребенку, когда он сделает то, что ему нужно сделать, касается ли это уроков или еще чего-то.

Как учеба в радость создается на практике?

Успешный предприниматель обратился за помощью к специалисту. Его сын Сергей учится в 6 классе. При всем своем старании мальчику тяжело дается учеба. Отец хочет, чтобы сын вырос успешным человеком и всегда твердит ему о важности знаний. При этом за плохие оценки часто наказывает ребенка.

Опытный психолог посоветовала изменить мотив и больше поощрять мальчика. Также с ребенком была проведена работа, которая помогла Серёже увидеть, какие именно действия приводят его к неудачам, а какие – к успехам. Много было потрачено усилий на то, чтобы научить ребенка ставить небольшие цели и получать удовольствие от их достижения. Успехи мальчика значительно возросли, оценки улучшились. Во многом, этому способствовало то, что родители стали больше делать акцент на том, что получается у их сына.

Также часто к психологу обращаются и родители, которые не сумели правильно подобрать мотив к учебе своего чада. Многих учеников не волнуют оценки, им поистине интересен процесс учебы – узнавать что-то новое, создавать проекты. Однако, амбициозные взрослые пытаются заинтересовать ученика хорошими оценками, материальными поощрениями.

Дочь Елены Анна ходит в гимназию. Когда появились новые предметы, девочка стала чуть хуже учиться. Мама пыталась помочь дочке, заинтересовать ее высокими отметками, похвалой учителей, даже частичным освобождением от домашних обязанностей. Но на Анну это не повлияло. Тогда женщина обратилась за помощью к опытному специалисту. Психолог разъяснила заботливой маме, что ее дочь ориентирована на сам процесс достижения новых знаний, а не на оценку ее деятельности. Изменив тактику, Елена смогла добиться высоких результатов.

Организация пространства и времени

Важным моментом является и создание определенных условий. У ребенка должно быть свое рабочее место. Место, за которым школьник делает уроки желательно использовать именно для учебы. Оно будет выступать как некий условный стимул (помните условные рефлексы Павлова?), который вызывает готовность к определенной деятельности. Эта обстановка сама по себе организует и вводит ученика в рабочее состояние, которое способствует тому, чтобы делать уроки.

Кроме того, следует помнить, что ребенок, когда начинает делать задания, в первые несколько минут ему еще сложно сосредоточиться и он отвлекается. И вот здесь его нужно поддерживать, помочь ему вернуться и опять продолжить учебу. Делать он это будет успешно минут 20 или чуть больше. Потом наступит утомление, усталость, потому что удерживать внимание достаточно долго ребенку, особенно в начальной школе, трудно. В старших классах ученики, конечно, могут и час проработать и только после этого появятся признаки усталости. Но и у старшеклассника тоже должны быть перерывы.

Как помочь старшекласснику?

Бывает, что и в старших классах пропадает желание учиться. Что делать родителям? Можно ли замотивировать неответственного старшеклассника? Ребенок и в старшем возрасте имеет какие-то желания. Это и есть живые мотивы, которые побуждают его к активности. Задача родителя состоит в том, чтобы опереться на эти желания, мотивы и суметь связать их с учебной деятельностью, показать ребенку, как его старания будут связаны с тем, чего он хочет, тем, о чем он мечтает.

При этом сам ребенок не всегда реально может оценить, что возможно для него и для родителей, а что нет. Задача родителей же показать ребенку то, что для него достижимо сегодня. Если он хочет чего-то намного большего, то он сможет это обрести, но первоначально нужно пройти определенные ступени, т.е. что-то сделать, чего-то достичь.

С детьми, обучающимися в средних и старших классах можно разговаривать на основе логических объяснений. У них логика уже сформирована. Можно приводить примеры из своей собственной жизни. Подросток будет, обсуждая с вами, высказывать свои мысли, возражения, опасения. Отнеситесь к ним внимательно.

Важным моментом является и возможность оценить результат своей деятельности. Часто родители придают большое значение оценкам, качеству выполнения домашнего задания. Это может привести к повышению тревожности и напряжения у ребенка, соответственно снизить его успеваемость и желание вести учебную деятельность. Ребенок должен понимать, что у него получается хорошо, а что не очень. В подростковом возрасте ученик сможет отчетливо выделить свои сильные и слабые стороны в учебе.

Еще один нюанс: решая проблему с учебой у подростка, помните, что ресурсы на освоение школьной программы он найдет только в том случае, если у него не будет проблем с учителями, одноклассниками и друзьями. Почему это так и что делать в этом случае, можно узнать на приеме психолога.

Конечно, учиться в радость – задача как для детей, так для взрослых. Совместная работа приведет к позитивному результату. В некоторых случаях необходима помощь квалифицированного психолога. Он поможет определить схему взаимодействия родитель-ребенок, поможет наладить доверительные отношения со своим чадом. Опытный специалист побеседует с взрослым и учеником, оценит их личностные характеристики, индивидуальные предпочтения, характер, мотив учебной деятельности и другие параметры, на основе которых можно будет сделать вывод и дать конкретные рекомендации в персональном случае.

Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на прием можно по телефону (812) 640-38-55 , написав в Whatsapp или , или заполнив форму ниже.

Консультация психолога онлайн
Индивидуальная консультация психолога / психотерапевта
Семейный психолог: консультации
Консультация сексолога /
сексопатолога
Детский и подростковый психолог: диагностика и консультации
Коучинг (лайф коучинг)
Логопед для взрослых
Логопед для ребенка
Психологическая диагностика
Профориентация для подростков и взрослых
Работа в Fidem

Наша группа ВКонтакте

Наша группа в Facebook

Fidem в Instagram

Санкт-Петербург,
наб. реки Фонтанки, 92Б
Карта проезда

Источник

Читайте также:  Работающий эмоциональный интеллект тест
Оцените статью