Для создания поэтического настроения тютчев использует определения чистая теплая

Задания ЕГЭ по литературе по поэзии Ф.И.Тютчева

Задания ЕГЭ по литературе с сайта ФИПИ по поэзии Ф.И.Тютчева

Просмотр содержимого документа
«Задания ЕГЭ по литературе по поэзии Ф.И.Тютчева»

Темы сочинений 17.2

В чем необычность изображения мира природы в лирике Ф.И. Тютчева?

Почему многие стихотворения Ф.И. Тютчева, представляющие собой своеобразные «пейзажи в стихах», традиционно относят к философской лирике?

Что придаёт теме любви в лирике Ф.И. Тютчева трагическое звучание?

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой,

Ты говорил: она моя…

Год не прошел – спроси и сведай,

Что уцелело от нея?

Куда ланит девались розы,

Улыбка уст и блеск очей?

Все опалили, выжгли слезы

Горючей влагою своей.

Ты помнишь ли, при вашей встрече,

При первой встрече роковой,

Ее волшебный взор, и речи,

И смех младенчески-живой?

И что теперь? И где все это?

И долговечен ли был сон?

Увы, как северное лето,

Был мимолетным гостем он!

Судьбы ужасным приговором

Твоя любовь для ней была,

И незаслуженным позором

На жизнь ее она легла!

Жизнь отреченья, жизнь страданья!

В ее душевной глубине

Ей оставались вспоминанья…

Но изменили и оне.

И на земле ей дико стало,

Толпа, нахлынув, в грязь втоптала

То, что в душе ее цвело.

И что ж от долгого мученья,

Как пепл, сберечь ей удалось?

Боль, злую боль ожесточенья,

Боль без отрады и без слез!

О, как убийственно мы любим!

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

— Настроение лирического героя передается с помощью образных определений («буйная слепота», «горючая влага»). Укажите термин, которым в теории литературы обозначаются такие художественные определения.

— Как называется художественный прием, использованный автором в пятой строфе: «Увы, как северное лето, Был мимолетным гостем он!»?

— Как называется стилистическая фигура, использованная автором в предпоследней строфе («Боль, злую боль ожесточенья, // Боль без отрады и без слез!»)?

8. Как вы понимаете слова Тютчева «О, как убийственно мы любим!»?

9. В каких стихотворениях русских поэтов тема любви звучит трагически?

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все – простор везде, –
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…

— Определите размер, которым написано стихотворение Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной».

— Для создания поэтического настроения поэт использует образные определения. Как называется это художественное средство?

— Укажите средство иносказательной выразительности, которое использует Тютчев для создания поэтического образа во второй строфе («на праздной борозде»).

— Для создания поэтического настроения Ф.И. Тютчев использует определения «чистая», «теплая» и др. Как называется это художественное средство?

Читайте также:  Ответ чувство юмора это

8. Почему Ф.И. Тютчева, певца природы, называют поэтом-философом?

9. Какие русские поэты, изображая природу, пытались осмыслить вечные вопросы бытия?

Лениво дышит полдень мглистый;

Лениво катится река;

И в тверди пламенной и чистой

Лениво тают облака.

И всю природу, как туман,

Дремота жаркая объемлет;

И сам теперь великий Пан

В пещере нимф покойно дремлет.

(Ф.И. Тютчев, конец 1820-х гг.)

— Назовите художественный прием одушевления неживого предмета, использованный Ф.И.Тютчевым («…дышит полдень…»).

— Какое средство художественной выразительности использовано автором: «И всю природу, как

туман, // Дремота жаркая объемлет»?

— Определите размер, которым написано стихотворение «Полдень» (без указания количества стоп).

— Каким термином обозначается повторение начальных частей строк, к которому прибегает поэт:

Лениво дышит полдень мглистый;

Лениво катится река…?

8. Как в стихотворении «Полдень» выражена мысль поэта об одушевленности природы?

9. Кто из русских поэтов отобразил богатство мира природы и в чем стихотворение Ф.И. Тютчева «Полдень» созвучно произведениям этих поэтов?

— Как называется звуковой повтор, связывающий между собой концы строк в стихотворении: мглистый – чистой, река – облака?

Молчи, скрывайся и таи

И чувства и мечты свои –

Пускай в душевной глубине

Встают и заходят оне

Безмолвно, как звезды в ночи, –

Любуйся ими – и молчи.

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймет ли он, чем ты живешь?

Мысль изреченная есть ложь.

Взрывая, возмутишь ключи, –

Питайся ими – и молчи.

Лишь жить в себе самом умей –

Есть целый мир в душе твоей

Их оглушит наружный шум,

Дневные разгонят лучи, –

Внимай их пенью – и молчи.

— В первой строфе Ф.И. Тютчев создает поэтический образ, используя прием уподобления («как звезды в ночи»). Назовите вид тропа.

— Во второй строфе поэт заостряет проблему, используя вопрос, не требующий ответа («Другому как понять тебя?»). Как называется такой тип вопроса?

— Назовите вид высказывания, в котором мысль выражается в сжатой и образной форме («Мысль изреченная есть ложь»).

— Определите стихотворный размер стихотворения Ф.И. Тютчева «Silentium!».

8. Почему Ф.И. Тютчев призывает к молчанию?

9. Кто из русских поэтов ХIХ века обращался к теме «невыразимого»?

Источник

Контрольная работа по творчеству поэтов II половины XIX века.

Контрольная работа по творчеству поэтов II половины XIX века

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера.

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто все — простор везде, —

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь —

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле.

В1. Первая и вторая строки второй и третьей строф построены на противопоставлении реально существующего осеннего поэтического мира миру ушедшему и миру наступающему. Как называется этот прием?

В2. Для создания поэтического настроения Тютчев использует определения «чистая», «теплая» и др. Как называется этот художественный прием?

В3. Укажите название художественного приема, который использует Тютчев для создания поэтического образа во второй строфе («на праздной борозде»).

В4. Укажите номер строфы, в которой характер рифмовки отличается от характера рифмовки остальных строф.

Читайте также:  Каковы физиологические последствия стресса

В5. В первых двух строках стихотворения использован непрямой порядок слов. Как называется такой прием?

С1. Можно ли приведенное стихотворение отнести к философской лирике? Обоснуйте свою точку зрения.

С2. Каковы особенности изображения природы в лирике Ф.И. Тютчева и пейзажная лирика кого из предшествующих и последующих поэтов близка Тютчеву?

Контрольная работа по творчеству поэтов II половины XIX века

ЕЩЕ МАЙСКАЯ НОЧЬ

Какая ночь! На всем какая нега!

Благодарю, родной полночный край!

Из царства льдов, из царства вьюг и снега

Как свеж и чист твой вылетает май!

Какая ночь! Все звезды до единой

Тепло и кротко в душу смотрят вновь,

И в воздухе за песнью соловьиной

Разносится тревога и любовь.

Березы ждут. Их лист полупрозрачный

Застенчиво манит и тешит взор.

Они дрожат. Так деве новобрачной

И радостен и чужд ее убор.

Нет, никогда нежней и бестелесней

Твой лик, о ночь, не мог меня томить!

Опять к тебе иду с невольной песней,

Невольной — и последней, может быть.

В1 Как называется лежащий в основе построения первого и второго четверостишия композиционный прием, подчеркивающий структурное и смысловое единство между ними?

В2. Какое средство художественной выразительности использует поэт в следующих строках: «Благодарю родной полночный край!», «Их лист полупрозрачный застенчиво манит и тешит взор»?

В3. Как называется стилистический прием, состоящий в том, что при описании неодушевленных предметов они наделяются человеческими чувствами, действиями и мыслями («вылетает май», «звезды смотрят», «березы ждут», «лист манит и тешит взор» и т.д.)?

В4. Определите размер, которым написано стихотворение А.А. Фета «Еще майская ночь».

В5. Определите характер рифмовки.

С1. Что стоит за характеристикой А.А. Фета как «певца мгновенья»? Свой ответ аргументируйте, опираясь на текст стихотворения «Еще майская ночь».

С2 Кто из русских поэтов близок Фету в изображении мира и человека?

В1. Параллелизм /противопоставление

В3. Метафора (олицетворение)

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Номер материала: ДБ-273072

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В России пройдет эксперимент с электронными аттестатами

Время чтения: 1 минута

Роспотребнадзору поручено актуализировать требования к школьному меню

Время чтения: 1 минута

В России предложили ввести бесплатное второе высшее образование по IT-специальностям

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор проведет исследование качества образования в школах

Время чтения: 2 минуты

С кем чаще работают школьные психологи

Время чтения: 3 минуты

В Москве подписан Меморандум о развитии и поддержке классного руководства

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также:  Как у мужчин вызвать чувство любви

Источник

Для создания поэтического настроения тютчев использует определения чистая теплая

Можно ли приведенное стихотворение отнести к философской лирике? Обоснуйте свою точку зрения.

Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера.

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто все — простор везде, —

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь —

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле.

Ф. И. Тютчев, 1857

Как называется разновидность лирики, в основе которой изображение картин природы?

Эта разновидность лирики — пейзажная. Дадим определение.

Пейзажная лирика. Природа — одушевленная, мыслящая часть мира, природе свойственна одухотворенность, характерная для человека. Поэт чрезвычайно любит метафоры, которые дополняются эпитетами, что позволяет наделять природу свойствами живого существа.

Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в третьей строфе данного стихотворения (цифры укажите в порядке возрастания).

Метафора — скрытое сравнение («пустеет воздух»);

эпитет — определение при слове, влияющее на его выразительность. Выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием («горячо любить»), именем существительным («веселья шум»), числительным (вторая жизнь). Пример из текста («чистая, теплая»);

звукопись — применение разнообразных фонетических приёмов для усиления звуковой выразительности речи. В частности, средствами языка могут воспроизводиться изображаемые в тексте неречевые звуки, например, при описании природы.

Каковы особенности изображения природы в лирике Ф. И. Тютчева и лирика кого из предшествующих и последующих поэтов близка Тютчеву?

Природа у Тютчева многообразна, многолика, насыщена звуками, красками, запахами. В картинах природы воплощены раздумья поэта о жизни и смерти, о человечестве и мироздании.

Тютчева особенно привлекают переходные моменты жизни природы. Так, в стихотворении «Есть в осени первоначальной…» он изображает осенний день, напоминающий о недавнем лете:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит, как бы хрустальный,

И лучезарны вечера .

Романтический герой Тютчева обретает способность видеть прекрасную душу природы. Самое счастливое мгновение для него — ощущение полного духовного слияния с природой.

В стихотворении А. Фета «Я пришёл к тебе с приветом» предметы внешнего мира и чувства лирического героя, как и у Тютчева, соотносятся и находятся в движении. По эмоциональному восприятию любовное чувство сродни весеннему пробуждению природы, их сравнение создаёт представление о сильном переживании — радости, сча¬стье, любви:

Я пришёл к тебе с приветом

Рассказать, что солнце встало…

…Что душа всё так же счастью

И тебе служить готова…

Последователем Тютчева и Фета был Сергей Есенин. Его стихотворение «Клён ты мой опавший…» посвящено любимой теме поэта — природе, которая для него всегда остается живой и одухотворенной. Автор не только обращается к клену, но и сравнивает себя с ним:

Сам себе казался я таким же клёном…

Таким образом, в творчестве Тютчева, Фета, Есенина есть общие подходы к изображению природы: природа одухотворена, помогает предать внутреннее состояние лирического героя.

Источник

Оцените статью