- Определите уровень испытываемого стресса.
- Методики изучения стрессоустойчивости сотрудников уголовно-исполнительной системы
- Оценка психодиагностических методик изучения стрессоустойчивости. Опросник психологической устойчивости к стрессу и краткая шкала стрессоустойчивости, тестовые нормы к методикам, разработанные на выборке сотрудников уголовно-исполнительной системы.
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
- Шкала 2 (негативная самооценка) отражает степень устойчивости позитивной самооценки личности в противовес тенденции к стрессогенной неудовлетворенности теми или иными аспектами своего «Я».
- Шкала 3 (неопределённость) отражает устойчивость личности к ситуациям неопределённости, неизвестности, дефицита личностно значимой информации.
- Шкала 4 (дефицит времени) отражает устойчивость личности к ситуациям лимита и дефицита времени.
- Шкала 5 (информационные перегрузки) отражает устойчивость личности к интенсивным информационным и умственным нагрузкам.
- Шкала 6 (физические перегрузки) отражает устойчивость личности к воздействию физических факторов внешней среды (шум, температурные воздействия и т. п.) и к физическим нагрузкам в целом.
- Шкала 7 (монотонность) отражает устойчивость личности к однообразным, однотипным, монотонным условиям деятельности.
- Шкала 8 (изоляция (одиночество)) отражает устойчивость личности к ситуациям межличностной изоляции, дефицита или отсутствия социальных контактов.
- Шкала 9 (ситуации конкретной угрозы) отражает устойчивость личности к экстремальным условиям деятельности, связанным с потенциально высокой степенью риска.
- Шкала 10 (повседневные стрессоры) отражает общую устойчивость личности к трудностям, препятствиям и ограничениям, возникающим в повседневных жизненных ситуациях.
- Шкала 11 (неожиданность стрессора) отражает устойчивость личности к неожиданным, непредсказуемым событиям, нарушающим процесс планирования и осуществления какой-либо деятельности.
- Шкала 12 (длительность и повторяемость стрессора) отражает устойчивость личности к ситуациям, стрессогенность которых определяется и усиливается продолжительным, повторяющимся либо хроническим характером стресса.
- Наконец, для оценки достоверности полученных результатов в опросник включена шкала искренности (L).
- Формат и количество пунктов
- Количество пунктов: шкалы 1-12 состоят из 5 пунктов каждая. Общая шкала представлена 60 пунктами. Шкала L состоит из 10 пунктов.
- Стандартизация тестовых норм проводилась на выборке из 300 испытуемых, сотрудников УИС. Выборка стандартизации состояла из 193 мужчин и 107 женщин. Возраст — от 18 до 51 лет, средний возраст — 32,96 года. По результатам стандартизации были разработаны нормативы перевода «сырых» баллов в 9-балльную шкалу станайнов (см. таблицу 1).
- Краткие психометрические характеристики методики
- Коэффициенты надёжности по внутренней согласованности составляют от 0,30 до 0,81 по субшкалам и 0,89 по общей шкале. Надёжность ретестовая с интервалом 4 недели составляет от 0,54 до 0,83 по субшкалам и 0,86 по общей шкале. Коэффициенты дискриминативности пунктов — от 0,41 до 0,89. Согласованность субшкал с общей шкалой — от 0,30 до 0,66. Валидность изучалась путём сопоставления результатов общей шкалы с методикой «Прогноз» (r = -0,63) и шкалой психосоциального стресса Л. Ридера (r = 0,44). Методика «Прогноз» предназначена для оценки нервно-психической неустойчивости и риска дезадаптации в стрессе. Чем выше первичные значения, тем ниже нервно-психическая устойчивость. Шкала Л. Ридера предназначена для оценки актуального состояния стресса испытуемого. Чем выше первичные баллы по шкале, тем выше сопротивляемость испытуемого стрессу.
- Процедура тестирования сводится к раздаче испытуемым текстов опросника с бланком ответов и продублированной на них инструкцией, сбору бланков после завершения работы и обработке полученных результатов. Стандартизация процедуры тестирования позволяет использовать методику в индивидуальной и в групповой форме. Время, необходимое для индивидуального тестирования, составляет 10-20 минут, для группового тестирования — 20-30 минут.
- Таблица 1 Таблица перевода «сырых» баллов в шкалу станайнов
Определите уровень испытываемого стресса.
Уровень испытываемого стресса (УИС) можно определить, используя расчетные методы (Ю.Р. Шейх-Заде) и тестовые методики: «Шкала нервно-психического напряжения» (Т.А. Немчин), многочисленные опросники по диагностике состояния стресса.
Расчетный метод определения стресса Ю.Р. Шейх-Заде основан на оценке соотношения основных физиологических показателей стресса:
УИС = 0,000126 • ТЧСС • ПАД • М 1/3 усл. ед., где ТЧСС — текущая частота сердечных сокращений (мин -1 ); ПАД — пульсовое артериальное давление, равное разнице между максимальным и минимальным давлением (мм рт. ст.); М — масса тела.
Оценка уровня стресса: 1,0-1,50-норма, 1,51-2,00 — средний стресс, более 2,00 — выраженный стресс.
Результаты функциональных обследований по данным авторов носят достоверный характер при УИС менее 1,60 усл. ед. для женщин и менее 2,00 усл. ед. для мужчин.
Выявите особенности переживания стресса.
Методика позволяет выявить особенности переживания стресса: степень самоконтроля и эмоциональной лабильности в стрессовых условиях. Методика предназначена для людей старше 18 лет без ограничений по образовательным, социальным и профессиональным признакам.
Инструкция: «Обведите кружком номера тех вопросов, на которые вы отвечаете положительно».
1. Я всегда стремлюсь делать работу до конца, но часто не успеваю и вынужден наверстывать упущенное.
2. Когда я смотрю на себя в зеркало, я замечаю следы усталости и переутомления на своем лице.
3. На работе и дома — сплошные неприятности.
4. Я упорно борюсь со своими вредными привычками, но у меня не получается.
5. Меня беспокоит будущее.
6. Мне часто необходимы алкоголь, сигарета или снотворное, чтобы расслабиться после напряженного дня.
7. Вокруг происходят такие перемены, что голова идет кругом. Хорошо бы, если бы все не так стремительно менялось.
8. Я люблю семью и друзей, но часто вместе с ними я чувствую скуку и пустоту.
9. В жизни я ничего не достиг и часто испытываю разочарование в самом себе.
Подсчитывается количество положительных ответов по всем 9 вопросам. Каждому ответу «да» присваивается 1 балл (ответ «нет» оценивается в 0 баллов).
Результат 0—4 балла — означает высокий уровень регуляции в стрессовых ситуациях; 5-7 баллов — умеренный уровень; 8-9 баллов — слабый уровень.
Высокий уровень регуляции в стрессовых ситуациях. Человек ведет себя в стрессовой ситуации довольно сдержанно и умеет регулировать свои собственные эмоции. Как правило, такие люди не склонны раздражаться и винить других и себя в происходящих событиях.
Умеренный уровень регуляции в стрессовых ситуациях. Человек не всегда правильно и адекватно ведет себя в стрессовой ситуации. Иногда он умеет сохранять самообладание, но бывают также случаи, когда незначительные события нарушают эмоциональное равновесие (человек «выходит из себя»).
Слабый уровень регуляции в стрессовых ситуациях. Такие люди характеризуются высокой степенью переутомления и истощения. Они часто теряют самоконтроль в стрессовой ситуации и не умеют владеть собой. Таким людям важно развивать навыки саморегуляции в стрессе.
Занятие № 10.
Индивидуальные различия ВНД человека.
Учебная цель: закрепить полученные знания о донервных теориях индивидуальности, типах ВНД по И.П. Павлову, свойствах нервной системы.
Тезаурус: темперамент, меланхолик, сангвиник, флегматик, холерик, тип ВНД, подвижность нервных процессов, сила нервных процессов, уравновешенность нервных процессов, динамичность нервных процессов.
Вопросы для самоподготовки:
1. Донервные теории индивидуальности.
2. Теория Павлова о типах высшей нервной деятельности.
3. Свойства нервной системы и их измерения.
4. Возрастные особенности свойств нервной системы.
5. Формирование типологических особенностей ВНД детей.
6. Структура индивидуальности и темперамент.
7. Лабораторная работа: Методы диагностики черт личности, характера, темперамента.
Примерные темы рефератов: «Психологические теории индивидуальности», «Типологические варианты личности детей», «Роль генотипа и среды в формировании личности».
Самостоятельная работа дома:
Задание 1
1. Вспомните известные вам донервные теории индивидуальности. Какие критерии легли в основу классификации темперамента по Гиппократу, классификации темперамента по Э. Кречмеру и У. Шелдону? Являются ли данные критерии научными? Что ценного в этих теориях?
2. Назовите факторы, обуславливающие индивидуальные различия человека. Какое место в современной психологической теории индивидуальности отводится темпераменту и типам ВНД? Письменно в тетради для практических работ дайте определение понятий – темперамент, тип ВНД. В чем отличие теории темперамента и учения о типах ВНД по И.П. Павлову?
3. Найдите соответствие между типом нервной системы (по И. П. Павлову) и темпераментом человека (по Гиппократу). В тетради для практических работ заполните таблицу.
Тип темперамента | Характеристика типов | Психологические особенности | Знаменитые личности в истории |
Темперамента по Гиппократу | ВНД по Павлову | ||
Сангвиник | (лат.) — | ||
Флегматик | (греч.) — | ||
Холерик | (греч.) — | ||
Меланхолик | (греч.) — |
Задание 2
1. Можно ли считать представленные выше типологии характерными только для человека? Как вы считаете, можно ли расширить типологии темперамента и типов ВНД? Поясните почему?
2. Вспомните, какие критерии легли в основу классификации типов ВНД И.П. Павлова? Перечислите свойства нервной системы, выделенные И.П. Павловым и его последователями. Определите соответствие понятий и определений к ним. Сила нервных процессов – это… Уравновешенность нервных процессов – это… Подвижность нервных процессов – это… Динамичность нервных процессов – это… Активированность – это… Лабильность – это…
1) уравновешенность условного возбуждения и торможения, свойство, которое определяет скорость и легкость выработки условно-рефлекторных связей (положительных — возбуждения, отрицательных — торможения);
2) подвижность безусловного возбуждения и торможения; особое свойство, определяющее скорость возникновения возбудительного процесса;
3) соотношение процессов возбуждения и торможения по силе;
4) уравновешенность безусловного возбуждения и торможения;
5) скорость «переделки» отрицательных и положительных условных рефлексов, способность корковых клеток в различных условиях окружающей среды быстро давать преимущество одному процессу перед другим;
6) работоспособность корковых клеток, скорость и прочность выработки условных рефлексов и навыков;
2. Рассмотрите рисунок, на котором в юмористической форме отображены типы реагирования разных людей на одну и ту же негативную ситуацию. Можно ли по внешним признакам определить тип ВНД этих людей? Является ли тип ВНД и темперамента решающим фактором, определяющим поведение? Чем еще может быть обусловлено поведение человека?
3. Письменно в тетради для практических работ ответьте на проблемные вопросы:
1) Скорость выработки УР является одним из показателей силы процесса возбуждения. Существует методика выработки речедвигательных УР у человека. Испытуемый должен нажимать на рычаг, кнопку и т. п. Вначале включается условный раздражитель (звонок, лампочка и т. д.) затем дается речевое подкрепление — «нажмите». После нескольких сочетаний испытуемый начинает нажимать на рычаг сразу после включения условного раздражителя, не дожидаясь команды «нажмите». Это говорит о том, что УР образовался. Однако некоторые испытуемые даже после нескольких десятков сочетаний не нажимают на рычаг, пока не получат словесный приказ. Со здоровьем у них все в порядке. Может быть, у них сильно ослаблен процесс возбуждения? Или все-таки есть другая причина?
2) В литературе описаны такие случаи. В семье кто-то заболел и оказалось, что болезнь очень опасна. От больного это приходится скрывать. Через некоторое время у кого-то из родственников, вынужденных так себя вести, возникает нервное расстройство. К, какому типу ВНД скорее всего относятся такие люди?
3) У некоторых людей при входе в зубоврачебный кабинет наблюдается бледность, дрожание рук, выделение на теле пота. Как можно объяснить такую реакцию?
4) Невротическим расстройствам при прочих равных условиях более подвержены меланхолики и холерики. Можно ли говорить о более низкой социальной ценности людей с такими типами ВНД? Докажите ваше мнение.
Задание 3
1. Известно, что тип ВНД обусловлен врожденными свойствами нервной системы. Можно ли по поведению маленького ребенка определить тип ВНД? Могут ли изменяться с возрастом свойства нервной системы? Поясните свой ответ.
2. Письменно в тетради для практических работ ответьте на проблемные вопросы:
1) Сережа Л. 5 лет. Очень энергичный ребенок, ему не сидится на месте. Он всегда чем-то занят, успевает сделать тысячу дел, при этом поссориться и помириться. Воспитатель в д/с жалуется, что его трудно организовать. На то, что ему не нравится, реагирует очень бурно. Очень легко входит в контакты с окружающими, но ничуть не заботиться о сохранении этих контактов. Где он находится, все кипит. Определите тип ВНД.
2) Оля М. 6 лет. Живая, подвижная, общительная девочка, легко находит контакт со взрослыми и детьми. Когда родители переехали в новую квартиру, в первый же день познакомилась с ребятами во дворе. Всем интересуется, любит все новое. Если что-либо не получается, долго не расстраивается, переключается на другое. Определите тип ВНД.
3) Артем Х. 5 лет. Спокойный уравновешенный ребенок, его трудно вывести из себя. Даже когда упадет и ушибется, долго раздумывает, заплакать или нет, чаще всего не плачет. С детьми сходится с трудом. Не любит, когда его торопят, все делает не спеша. Определите тип ВНД.
4) Наташа Ф. 4 года. Впечатлительная девочка, робкая застенчивая, боится всего нового, непривычного, с трудом сходится с детьми. Не любит подвижных игр, предпочитает спокойные, преимущественно играет одна. К детскому саду привыкнуть не может, нередко плачет, когда уходит мама. Определите тип ВНД.
5) Мальчик Петя вначале внимателен на занятии, проявляет интерес, но, спустя примерно 10 минут начинает вертеться, отвлекаться, толкать других детей. Определите возраст ребенка. Объясните поведение мальчика, опираясь на знание особенностей ВНД.
3. Какой основополагающий принцип педагогики опирается на знания об индивидуальных различиях человека? Сформулируйте приемы воспитательных воздействий направленные на детей с разными типами ВНД. Можно ли в процессе воспитания преобразовать свойства нервной системы? Свой ответ поясните.
Лабораторная работа на занятии:
Источник
Методики изучения стрессоустойчивости сотрудников уголовно-исполнительной системы
Оценка психодиагностических методик изучения стрессоустойчивости. Опросник психологической устойчивости к стрессу и краткая шкала стрессоустойчивости, тестовые нормы к методикам, разработанные на выборке сотрудников уголовно-исполнительной системы.
Рубрика | Психология |
Вид | статья |
Язык | русский |
Дата добавления | 18.12.2018 |
Размер файла | 24,2 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
Методики изучения стрессоустойчивости сотрудников уголовно-исполнительной системы
На сегодняшний день проблема стрессоустойчивости является одной из наиболее активно изучаемых, что вызвано всё более усложняющимися условиями существования человека в современном мире. Особое значение тема стрессоустойчивости приобретает в сфере труда, где устойчивость к стрессу является важным требованием к личности работника в самых различных областях профессиональной деятельности. В первую очередь, это касается сложных, опасных, экстремальных условий деятельности, в числе которых особое место занимает служебно-профессиональная деятельность сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС). В свою очередь, для оценки и изучения стрессоустойчивости сотрудников УИС необходимы надёжные психодиагностические средства и инструменты. Целью данной работы является описание опросника психологической устойчивости к стрессу (ОПУС) Распопин Е. В. Опросник психологической устойчивости к стрессу (ОПУС) // Психологическая диагностика. 2009. № 3. С. 104-122. и краткой шкалы стрессоустойчивости (КШСУ) Распопин Е. В. Краткая шкала стрессоустойчивости личности // Россия в мире XXI века: между насилием и диалогом. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2013. С. 282-285. . Методики прошли стандартизацию на выборке сотрудников УИС.
Целью методики ОПУС является исследование стрессоустойчивости личности.
Область применения методики: методика может быть использована в консультировании и психокоррекции, в профотборе, а также в прикладных исследованиях.
Теоретические основания методики
Основной теоретической предпосылкой к созданию методики послужило положение, согласно которому не любые потенциально стрессогенные стимулы вызывают стресс, а только те из них, которые субъективно воспринимаются и оцениваются как стрессогенные Бодров В. А. Психология стресса. М.: Институт психологии РАН, 1995. 562 с. . Исходя из этого, был составлен список стимулов, способных провоцировать развитие стресса. Данные стрессоры легли в основу шкал опросника, который, таким образом, предназначен как для исследования общего уровня стрессоустойчивости, так и для определения тех стрессоров, по отношению к которым личность может обнаруживать либо более высокую степень устойчивости и сопротивляемости, либо, напротив, большую подверженность их негативному влиянию.
Состав и количество шкал
Шкала 0 отражает общий уровень стрессоустойчивости личности.
Шкала 1 (негативная социальная оценка) характеризует устойчивость личности по отношению к эмоционально насыщенным, конфликтогенным ситуациям межличностного взаимодействия.
Шкала 2 (негативная самооценка) отражает степень устойчивости позитивной самооценки личности в противовес тенденции к стрессогенной неудовлетворенности теми или иными аспектами своего «Я».
Шкала 3 (неопределённость) отражает устойчивость личности к ситуациям неопределённости, неизвестности, дефицита личностно значимой информации.
Шкала 4 (дефицит времени) отражает устойчивость личности к ситуациям лимита и дефицита времени.
Шкала 5 (информационные перегрузки) отражает устойчивость личности к интенсивным информационным и умственным нагрузкам.
Шкала 6 (физические перегрузки) отражает устойчивость личности к воздействию физических факторов внешней среды (шум, температурные воздействия и т. п.) и к физическим нагрузкам в целом.
Шкала 7 (монотонность) отражает устойчивость личности к однообразным, однотипным, монотонным условиям деятельности.
Шкала 8 (изоляция (одиночество)) отражает устойчивость личности к ситуациям межличностной изоляции, дефицита или отсутствия социальных контактов.
Шкала 9 (ситуации конкретной угрозы) отражает устойчивость личности к экстремальным условиям деятельности, связанным с потенциально высокой степенью риска.
Шкала 10 (повседневные стрессоры) отражает общую устойчивость личности к трудностям, препятствиям и ограничениям, возникающим в повседневных жизненных ситуациях.
Шкала 11 (неожиданность стрессора) отражает устойчивость личности к неожиданным, непредсказуемым событиям, нарушающим процесс планирования и осуществления какой-либо деятельности.
Шкала 12 (длительность и повторяемость стрессора) отражает устойчивость личности к ситуациям, стрессогенность которых определяется и усиливается продолжительным, повторяющимся либо хроническим характером стресса.
Наконец, для оценки достоверности полученных результатов в опросник включена шкала искренности (L).
Формат и количество пунктов
Формат пунктов: монополярные шкалы Лайкерта с 4-балльной вербально-числовой шкалой интенсивности.
Количество пунктов: шкалы 1-12 состоят из 5 пунктов каждая. Общая шкала представлена 60 пунктами. Шкала L состоит из 10 пунктов.
Стандартизация тестовых норм проводилась на выборке из 300 испытуемых, сотрудников УИС. Выборка стандартизации состояла из 193 мужчин и 107 женщин. Возраст — от 18 до 51 лет, средний возраст — 32,96 года. По результатам стандартизации были разработаны нормативы перевода «сырых» баллов в 9-балльную шкалу станайнов (см. таблицу 1).
Краткие психометрические характеристики методики
Коэффициенты надёжности по внутренней согласованности составляют от 0,30 до 0,81 по субшкалам и 0,89 по общей шкале. Надёжность ретестовая с интервалом 4 недели составляет от 0,54 до 0,83 по субшкалам и 0,86 по общей шкале. Коэффициенты дискриминативности пунктов — от 0,41 до 0,89. Согласованность субшкал с общей шкалой — от 0,30 до 0,66. Валидность изучалась путём сопоставления результатов общей шкалы с методикой «Прогноз» (r = -0,63) и шкалой психосоциального стресса Л. Ридера (r = 0,44). Методика «Прогноз» предназначена для оценки нервно-психической неустойчивости и риска дезадаптации в стрессе. Чем выше первичные значения, тем ниже нервно-психическая устойчивость. Шкала Л. Ридера предназначена для оценки актуального состояния стресса испытуемого. Чем выше первичные баллы по шкале, тем выше сопротивляемость испытуемого стрессу.
Процедура тестирования сводится к раздаче испытуемым текстов опросника с бланком ответов и продублированной на них инструкцией, сбору бланков после завершения работы и обработке полученных результатов. Стандартизация процедуры тестирования позволяет использовать методику в индивидуальной и в групповой форме. Время, необходимое для индивидуального тестирования, составляет 10-20 минут, для группового тестирования — 20-30 минут.
Таблица 1 Таблица перевода «сырых» баллов в шкалу станайнов
Источник