Для процесса эмоционального познания действительности

К вопросу о влиянии эмоций на процесс познания

Краткий обзор влияния эмоций на процесс познания

Эмоциональная палитра человека настолько велика, что для каждого её оттенка невозможно придумать название. Страх, гнев, радость, волнение, тревога, огорчение, смущение – лишь малая толика того, что мы можем назвать эмоциями. Эмоций великое множество, и все они являются неотъемлемой частью существа, которое носит название «человек».

Все люди обладают эмоциями. Не существует абсолютно безэмоционального человека, даже пассивность и спокойствие – своего рода эмоции. С самого рождения эмоции влияют на нашу жизнь, на все без исключения её сферы. Одни эмоции помогают, другие приносят дискомфорт и причиняют дополнительные трудности. Влияние эмоций на каждого человека различно, но без сомнения можно заявить, что эмоции составляют важную и неотъемлемую часть человеческой личности.

Каждый человек обладает своей собственной степенью эмоциональности, на которую оказывают влияние множество факторов: темперамент, характер, воспитание, среда обитания, конкретная жизненная ситуация и даже физиология. Решающую роль здесь, конечно, играет темперамент. Являясь врождённым качеством, именно темперамент определяет степень эмоциональности человека. Существует четыре типа темперамента: холерик, меланхолик, сангвиник и флегматик, но в реальности ни один из них не существует в чистом виде. Самым эмоционально устойчивым среди них является флегматик; холерик, сангвиник и меланхолик достаточно остро реагируют на внешние факторы, но каждый по-своему: первый раздражителен и гневлив, второй жизнерадостен и подвижен, третий склонен к депрессии и рефлексии.

Характер так же оказывает большую роль на степень эмоциональности человека. Характер формируется в процессе развития, воспитания и социализации человека, на него, в свою очередь, влияет так же множество различных факторов. Воспитание человека в первую очередь определяет степень открытости эмоций, то есть, в зависимости от воспитания, человек может проявлять свои эмоции более или менее открыто, причём, даже очень эмоциональный, но воспитанный человек может казаться сдержанным в сравнении с невоспитанным, но менее эмоциональным.

Среда обитания, то есть то окружающее общество, в котором живёт человек, играет далеко немаловажную роль в становлении эмоциональности. Например, англичане славятся на весь мир своей чопорностью, безэмоциональностью, тогда как, например, итальянцы считаются темпераментными, «горячими» людьми, эмоционально реагирующими на все проявления внешнего мира.

Эмоции влияют на все сферы нашей жизни, в частности, на процесс познания, и научившись контролировать свои чувства, использовать их во благо, можно существенно упростить процесс интеллектуального преобразования действительности. Давайте попробуем разобраться, каким образом это может происходить.

Для начала давайте определим, каким же образом эмоции могут влиять на познание. Положительные и отрицательные эмоции оказывают здесь различное влияние. Чаще всего положительные эмоции, связанные с познающей деятельностью, выступают своего рода катализатором, то есть, повышают эффективность и продуктивность познавательной деятельности. Когда мы действительно заинтересованы в теме нашего исследования, когда она нравится нам, мы стремимся как можно более точно изучить её саму и все вопросы, связанные с ней. При этом мы делаем это гораздо быстрее, чем, если бы тема не нравилась нам или была бы безразлична. Кроме того, мы делаем это с удовольствием и без личного напряжения, то есть, не создаём почвы для формирования как и просто плохого настроения, так и различных стрессов и психических расстройств. Кроме того, общее эмоциональное состояние, настроение, возможно даже никак не связанное с предметом познания, если оно как минимум ровное, а тем более, если приподнятое, если нет страхов и тревог, злость и раздражение не оскверняют человеческое сознание – в этом состоянии продуктивность познавательной деятельности человека в разы больше чем если он устал, зол, тревожится по какому-либо поводу или испытывает другие негативные эмоции.

Положительные эмоции являются скорее стимулирующим фактором, а негативные – затормаживающим. Чем лучше наше настроение, тем выше работоспособность, меньше утомляемость, успешнее результат, что в свою очередь, так же приводит к положительным эмоциям. Но бывает, что хорошее настроение вредит нашей деятельности. Например, находясь в т.н. «мечтательном» состоянии человек, даже счастливый и довольный, просто не может сосредоточиться на своём занятии. Его влекут дальние дали и другие, более приятные дела. Весной студенты и школьники часто говорят: «Я не могу учиться, когда на улице такая хорошая погода. Я хочу свободно гулять, наслаждаться теплом и Солнцем!» — казалось бы, погода хорошая, настроение прекрасное, но работоспособности нет совсем, а всё потому что внимание рассредоточено, концентрация нарушена, мозг отказывается воспринимать действительность, ему становится просто лень. В то же время, негативные эмоции иногда могут быть «полезными», ведь творческие люди создают свои шедевры находясь в расстроенных чувствах, часто граничащих с нервными срывами, что, безусловно, очень плохо для их психического и физического здоровья, но весьма плодотворно для их деятельности.

Читайте также:  Вкус пищи не чувствуется что это такое

И плохие, и хорошие, эмоции часто бывают вредными для человеческой деятельности, поэтому нужно научиться их контролировать. Что же собой представляет контроль над эмоциями, и каким образом он осуществляется?

Стоит, прежде всего, понять, что контроль над эмоциями – это осознанное подавление части своего я, осуществляемое на благо самого себя и окружающих. Здесь два главных слова – это осознанное и подавление.Человек может взять эмоции под сознательный контроль, но ни один человек не может держать себя в руках постоянно, всегда наступает т.н. эмоциональная разрядка. Эмоции – это естественная ответная реакция психики на внешние раздражители, и поэтому к их контролю нужно подходить разумно.

Каждый должен найти собственный путь контроля над эмоциями. Можно, например, «натренировать» себя не реагировать так или иначе в определённой ситуации или наоборот, не реагировать на те или иные проявления внешнего мира вообще. Но не стоит при этом думать, будто эмоции в этом случае действительно изменятся или исчезнут совсем. Здесь речь идёт лишь о внешнем проявлении эмоций, в «глубине души» они останутся прежними и однажды наступит вышеупомянутая эмоциональная разрядка.

Контроль эмоций, как и любое подавление, чревато некоторыми последствиями. Во-первых, окружающие могут неправильно воспринять новую нетипичную реакцию на ту или иную ситуацию. Например, пятнадцатилетний сын решил не целовать мать в присутствии своих друзей из-за стеснения, на что та попросту обиделась, восприняв это как проявление нелюбви. Во-вторых, подавление одних эмоций может вызвать появление других, негативных и более разрушительных. Например, когда человек долгое время не имеет возможности «выплеснуть» наружу свои чувства, переживания, чувствует себя незащищённым, тревожится о чём-либо, его мозг, в конечном итоге, не выдержит нагрузки и наступит пик эмоциональной разрядки – нервный срыв. В таком состоянии человек не может контролировать свои чувства и действия, он способен причинить вред не только себе, но и окружающим. В-третьих, подавление эмоций может быть чревато более серьёзными психологическими последствиями, например — расстройством личности.

Как мы выяснили, эмоции – важная часть человеческой личности, активно оказывающая влияние на процесс познания. В различных ситуациях разного рода эмоции то выступают катализаторами для познавательной деятельности, то подавляют её. Этот процесс можно регулировать с помощью сознательного контроля над эмоциями, которым не стоит злоупотреблять, ведь излишнее подавление эмоций – верный путь к различным психическим расстройствам.

Написать ответную статью

Источник

Эмоции и процессы познания

· Эмоции сопровождают, «окрашивают» познавательно отражаемое содержание, оценивают и выражают субъективное его значение.

· Эмоции всегда адресованы кому-то либо чему-то — эмоции являются предметными.

· Механизм обусловливания — непосредственно эмоциональное событие способно вызвать появление новых эмоциональных отношений к различным обстоятельствам, связанным с этим событием, причем основой для такого развития эмоционального процесса служит именно познавательный образ. Так, сильные эмоции, например боль, способны придать эмоциональную окраску практически всему, что так или иначе связано с ситуацией их возникновения. Во всех такого рода случаях эмоциональный процесс как бы идет по путям, проложенным процессами познания, подчиняясь в своем развитии тем связям, которые усматриваются субъектом в объективной действительности.

· Человеческое сознание имеет возможность отслеживать тончайшие связи между событиями, но может при этом ошибаться или быть введенным в заблуждение. «Адекватность» эмоций человека зависит от верности познания, управляющего их развитием.

Читайте также:  Стресс эхо с нагрузкой что это такое

· Эмоциональная окрашенность в значительной мере определяет непроизвольное внимание и запоминание, этот же фактор способен существенно облегчить или затруднить произвольную регуляцию этих процессов; хорошо известно влияние эмоций на процессы воображения и фантазии; при неопределенном стимульном материале или при выраженной интенсивности эмоции могут исказить даже процессы восприятия.

Когнитивные процессы и эмоциональные оценки.

1. Различны по критериальности

К: объективная реалистичная картина мира.

Э: потребности, мотивы, желания.

2. Различны по степени осознаваемости.

Эмоции менее осознанны (амбивалентность эмоций), чем когнитивные процессы.

3. Различны по развернутости во времени

Эмоциональные оценки не развернуты во времени (интуитивны), возникают здесь и сейчас.

4. Различны по дифференцированности

Эмоциональные оценки критериально не осознанны, не аргументированы.

5. Различны по ригидности.

Эмоции сложнее изменить.

Чем меньше мы знаем тем сильнее эмоциональная оценка. Картина мира состоит из синтеза когнитивных и эмоциональных оценок.

Интеллектуальная эмоция – инсайт.

Эмоции базовый психический процесс: мне хорошо, мне плохо.

Источник

Эмоциональное познание

Эмоции в жизни человека играют очень важную роль. Более того, в жизни человека они несоизмеримо важнее, чем в существовании любого животного. Это одна из характерных черт, которая выделяет человека из животного мира. Эмоции напрямую функционально связаны с органами чувств, которые играют важнейшую роль в процессе познания. Учитывая то, что магистральный путь познания – конструктивный, представляющий собой построение гипотез, теорий, моделирование процессов и явлений в опытах, нужно отметить, что вычленение рациональных знаний не является единовременным актом, а длительным и медленным процессом.

В глубокой первобытности человеческий разум сталкивался с миром, который принципиально не отличался от современного. И человек строил его модель, которая по объему идентична современным научным, философским и религиозным моделям современности, ибо предмет моделирования один и тот же. Другое дело, что принципы моделирования и элементы различны, потому и форма модели – разная. Форме модели соответствует и содержание, и уже в зависимости от содержания мы различаем модели научные, философские, религиозные, мифологические, причем между ними нет непроницаемой преграды. В религиозной модели могут использоваться элементы, представленные наукой (например, креационная модель), в научной модели – элементы мифологии (например, теория флогистона и физике) и т.д. На это обратил внимание еще Дж. Дж. Фрезер, достаточно убедительно показав, что наука и магическая практика – близкие родственницы. Миф как рабочая гипотеза лежит в основе магической практики, в то же время многие рабочие гипотезы и теории, которые являются инструментом науки, чаще всего оказываются мифом. Далее мы более подробно остановимся на проблемах мифологии, сейчас только отметим, что мифология совершенно не противоречит законам мышления – логике, особенно если учесть, что существует не только логическая система «начал и концов» Аристотеля, а и другие, в основу которых положены другие принципы, например индийские логические системы, которые исследуют процессы, а не первоосновы. Близка к ним и диалектическая логика в варианте, четко изложенном Э.В.Ильенковым.[2]

Показательно, что генезис мифа и теории или гипотезы одинаковы, и в основе их лежат конструктивные закономерности человеческого мышления. Очевидно, что структурной оппозицией как мифу, так и теории могут быть только рациональные знания. Эта третья оппозиция предполагает наличие других, уже связанных с ней оппозиций, чем обеспечивается непрерывность структуры модели. По сути дела это тот же информационный уровень, о котором говорит С.Д. Шаш,[3] однако для полевого этнографа достаточно приведенной нами интерпретации в рамках генетической антропологии.

К этому нужно добавить, что передача информации без участия эмоций в общении между людьми принципиально невозможна. Роль эмоций в формировании сознательного и бессознательного после З. Фрейда, К. Юнга и других школ и направлений психоанализа не оспаривает никто. Наличие эмоций в интеллектуальной деятельности – одно из основных отличий человека от даже самой совершенной машины, существование которой можно предположить. Поэтому создание искусственного интеллекта по существу должно означать сотворение человека. Но это в настоящее время вопросы теологии и философии, а не науки.

В нашем случае задачей науки является изучение эмоций с точки зрения их роли в познании. Эмоции у человека стали частью интеллектуальной деятельности, хотя уходят своими корнями в животный мир. Замечено, что с усложнением организмов увеличивается богатство эмоциональных переживаний и благодаря интеллектуальной деятельности достигает своей вершины у человека. Человек – единственный вид, чья деятельность может быть обусловлена только эмоциями. В известном смысле можно сказать, что через эмоции природа, биологическое начало доведены в человеке до совершенства. Эмоции – это не только то, что выделяет человека из животного мира, но и то, что связывает его с этим миром и в итоге с биосферой. Очевидно, что в моделировании недостаток элементов, которые поставляют рациональные знания, должен восполняться эмоциональными элементами.

Читайте также:  Что за чувство когда все предсказуемо

Действительно, существует целая отрасль человеческого знания, которая базируется в основном на эмоциях. Это разнообразные отрасли, виды и жанры искусства, включая и так называемое профессиональное. При изучении искусства прежде всего следует обращать внимание на его связь с другими элементами интеллектуальной деятельности. И в этой связи функциональная сторона искусства должна быть в центре внимания. Поэтому важно выяснять, когда, где и какие виды и жанры искусства бытуют и для чего предназначены. Первостепенный интерес представляет также соединение функциональных предметов материальной культуры с искусством. Важно выявить роль искусства в обычае и обряде. По возможности нужно фиксировать толкование элементов произведения искусства, объяснение их значения и происхождения, равно как объяснение и толкование сюжетов и композиции. Особое значение имеет изучение орнамента и его элементов. Орнамент чаще всего уходит своими корнями в глубокую древность, и, как правило, его толкование невнятно. Поэтому необходимо фиксировать, когда и в каких случаях применяется тот или иной орнамент а также зону его распространения. Необходимо кроме того выяснять, какие предметы и какие части предметов чаще всего покрывались орнаментом. (Технологию фиксации явлений искусства мы рассмотрим ниже).

Важно также выяснить роль искусства в игре и сравнение этой роли с искусством в обряде и обычае.

Выяснение отношения данного этноса к различным видам и жанрам искусства тоже весьма важно. У одного народа могут преобладать изобразительные виды, у другого – музыкальные и песенные и т.д. Это во многом может объяснить особенности психологии этноса.

Проблемы взаимоотношения «традиционного» и «профессионального» искусства необходимо дополнить исследованиями восприятия мировых шедевров литературы и искусства представителями данной этнической культуры, преломление их местной традицией. Кроме того, в поле зрения этнографа должны стать и творчество выдающихся писателей, художников, композиторов и т.д., которые принадлежат данной этнической культуре, процесс включения их произведений в мировой фонд культуры, восприятие этих произведений и их интерпретация представителями других этнических культур. Достойно внимания также выяснение взаимосвязей разных этнических культур через участие представителей данного этногенеза в создании произведений искусства в рамках других этнических культур. Беларусь (в особенности Полесье), Украина, Польша, Литва (в современном понимании термина), Россия представляют чрезвычайно богатое поле для таких исследований. В этих исследованиях нужно только избежать «квасного патриотизма», закостенелого в идеологии национализма, бандитской политической практики расового превосходства и философствующего надувательства под флагом облагодетельствования человечества, разумеется, в личных, шкурных интересах. В противном случае такие «исследования» ничего общего с наукой иметь не будут.

Для запоминания:

1. В связи с тем, что эмоции неразрывно связаны с органами чувств, передача информации без участия эмоций в общении между людьми принципиально невозможна.

2. Есть отрасль человеческого знания, которая полностью базируется на эмоциях, – все виды и жанры искусства. Эту отрасль мы называем эмоциональным познанием.

3. Искусство присутствует во всех видах человеческой деятельности, и выяснение его места и роли составляет одну из основных задач полевого этнографа.

Рекомендуемая литература:

Фрезер Д.Д. Золотая ветвь. М.: Политиздат, 1983.

Ильенков Э.В. Диалектическая логика. М.: Политиздат, 1984.

Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991.

Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002.

Музичний фольклор з Полісся у записах Ф. Колесси та К. Мошиньского. – Київ: “Музична Україна”, 1995.

Источник

Оцените статью