Для представителей типа характерны бедность эмоционального

Умейте властвовать собой, или Беседы о здоровой и больной личности (9 стр.)

Только про черную желчь мы еще ничего не сказали.
Странных людей порождает она, молчаливых и мрачных.
Бодрствует вечно в трудах, и не предан их разум дремоте.
Тверды в намерениях, но лишь опасности ждут отовсюду.

Приведенное описание меланхолического темперамента можно дополнить такими чертами, как мягкость, чуткость, преобладание пониженного фона настроения (Атос). Многие из них робки, застенчивы, нерешительны, мнительны.

Как видно, каждый темперамент хорош по-своему, достоинства одного как бы заполняют пробелы другого. Следует отметить, что в чистом виде представленные варианты встречаются довольно редко — чаще всего наблюдается сочетание качеств, свойственных отдельным типам. Приходится также учитывать, что в наше время эмоциональная жизнь человека во многом изменилась: переживания стали более сложными, тонкими, завуалированными, лишенными чрезмерной экспрессии. Характер межличностных отношений стал иным: можно считать, что эпоха дуэлянтов и мушкетеров канула в Лету — человеческие коллизии уже не разрешаются в кулачном бою, эгоистичность перестала быть ценным качеством, ибо в подобных условиях человек становится «непонятным», изолированным. О таком преобразовании личности в связи с изменением эпохи хорошо сказал Е. Евтушенко:

Сегодняшний герой — он изменился,
он стад сложней, как стал сложнее век.
Сейчас герой — философ и творец,
герой не из рубак, а из пророков.
Эпоха осмысления уроков.
Поверхностной романтике конец.

Весьма любопытна концепция немецкого психиатра Эрнста Кречмера, пытавшегося в 20-х годах, текущего столетия установить связь между биологическими показателями организма и характером человека. В монографии «Строение тела и характер» он выделяет два типа здоровых людей с учетом их телосложении — циклотимический и шизотимический.

Циклотимики имеют чаще всего пикнический тип телосложения: это плотные, полные, приземистые, ширококостные субъекты, с бочкообразной грудной клеткой, округлым лицом, крупной головой. Несмотря на избыточную полноту, они бывают чрезмерно подвижны, «как ртуть». По характерологическому складу — это веселые, беззаботные натуры, «беспечные любители жизни», весьма добросердечные, легко уживающиеся в любой среде; они «солнечно-дружелюбны, человечески-уютны и обходительны». Многие из них — веселые собеседники, говоруны и шутники, душевно отзывчивые и мягкие: вспомним мистера Пиквика или Санчо Пансу, а также шекспировского Фальстафа и героев Рабле, от которых веет духом «мясистой радости».

Шизотимики отличаются, как правило, астеническим телосложением: они имеют высокий рост, стройны, тонкокостны, с заостренными чертами лица, впалой грудью, движения их скованы, недостаточно координированы, характер шизотимиков как бы обращен «внутрь себя»: они необщительны, а порой даже нелюдимы, лишены чувства юмора, проявляют странности и чудачества, любят одиночество, с трудом устанавливают контакты, не находя общих интересов с окружающими людьми (типичный пример — Дон Кихот). Среди них могут быть как тонко чувствующие, «мимозоподобные» натуры, так и ворчливые, равнодушно-тупые, язвительные, склонные к сарказму. Отличительная черта — наклонность к абстрактно-теоретическим рассуждениям, упорное игнорирование «реалий» жизни, отсутствие чувства эмпатии. Это отличие циклотимиков от шизотимиков отмечалось еще в давние времена: полные люди всегда считались добряками, худые — злыми и раздражительными. В трагедии В. Шекспира «Юлий Цезарь» главный герой, говорит:

Хочу кругом людей я видеть полных,
Приглаженных и крепко ночью спящих;
А этот Кассий тощий — слишком много
Он думает. Опасны эти люди.

Позднее эта двучленная классификация типов личности была дополнена еще двумя разновидностями. Эпилептотимический характер формируется у лиц с атлетоидным типом телосложения: это угрюмые, черствые, эгоистичные, склонные к ханжеству натуры, мелочно-хвастливые, самоуверенные спорщики, с замедленным типом мышления. Истерический характер складывается у лиц с инфантильным телосложением: они легкомысленны, легко возбудимы, по-детски непосредственны, эгоцентричны, их эмоциональная жизнь неустойчива, симпатии переменчивы, интересы поверхностны, без зрелой волевой мужественности.

Согласно воззрениям Э. Кречмера, в каждом из описанных вариантов характера содержатся рудименты определенного психопатического склада (шизоидного, циклоидного, эпилептоидного, истероидного). Заостряясь и усиливаясь, они могут привести затем к выраженному душевному расстройству — шизофрении, маниакально-депрессивному и истерическим психозам, эпилепсии.

Английский психолог Г. Айзенк построил свою типологию личности, исходя из ее доминирующей ориентировки: экстравертированные типы в большей мере настроены на внешний мир, интравертированные — на внутренний, амбивертированные — с промежуточной ориентировкой. По Айзенку, интравертам присуще аналитическое, дробное восприятие внешнего мира, экстравертам — синтетическое, целостное.

Представленные типологические классификации, при всей их подкупающей красочности, в значительной мере условны. На подлинно научную основу поставлена систематика типов, предложенная И. П. Павловым. С учетом соотношения возбудительного и тормозного процессов в коре больших полушарий, их силы и подвижности им выделены четыре типа высшей нервной деятельности: сильный, уравновешенный, недвижный; сильный, уравновешенный, инертный; сильный неуравновешенный; слабый.

Читайте также:  Как ароматы снимают стресс

Для первого типа характерна одинаковая выраженность процессов возбуждения и торможения, которые быстро и легко сменяют друг друга, имея одинаковую силу. Эти натуры веселы, общительны, настойчивы, упорны в достижении цели, они умеют легко найти выход из трудных ситуаций, способны ставить перед собой и успешно решать сложные задачи (аналог гиппократовского темперамента — сангвиника).

Второму типу в большей степени присущи тормозные процессы, малая подвижность в смене основные: нервных процессов при их значительной выраженности. Это уравновешенные, спокойные, ровные в обращении, трудолюбивые, несколько медлительные натуры: они постепенно входят в начатое дело, но планомерно доводят его до конца (соответствует флегматическому темпераменту).

Третий тип высшей нервной деятельности отличается сильным процессом возбуждения и несколько менее сильным процессом торможения; они достаточно подвижны, но мало уравновешены. Поэтому такие лица, как правило, несдержанные, самолюбивые, способные по любому поводу дать эмоциональный взрыв, после которого долго не могут успокоиться; в обществе — это крикуны и драчуны, не считающие нужным усмирять свои чувства (по типологии Гиппократа, это холерики).

Для четвертого типа свойственна слабая выраженность процессов возбуждения и торможения, их малая подвижность и сила. Эти люди легко теряются в сложных ситуациях, не всегда могут найти выход из трудного положения, чрезвычайно неохотно принимают ответственные решения, проявляют боязливость и нерешительность, быстро устают от физической и умственной нагрузки, медленно приспосабливаются к новым условиям (вполне понятно, что это аналог меланхолического темперамента).

Помимо выделенных вариантов высшей нервной деятельности, общих для человека и животных, И. П. Павлов обосновал наличие чисто человеческих типов — художественного, мыслительного, среднего. В основе этой классификации лежит учение о двух сигнальных системах — первой, отражающей сигналы из различных внутренних органов и внешней среды, и второй — являющейся, по И. П. Павлову, чрезвычайной надбавкой и отражающей действительность опосредованно, с помощью слова, которое становится для человека «сигналом сигналов».

Для художественного типа свойственно преобладание первой сигнальной системы над второй, подкорковой деятельности над корковой. Эти лица воспринимают внешний мир непосредственно, сразу не подвергая его анализу. Эмоционально «художники» весьма чувствительны, любят фантазировать, причем легко вживаются в воображаемый образ. Они больше поступают под влиянием чувства, чем доказательств разума. О людях подобного склада принято говорить, что — они «больше живут сердцем, чем умом». При выборе профессии преобладает склонность к выразительной деятельности: любят музыку, художественное слово, игру на сцене, живопись; именно в этих областях достигают наибольших успехов.

Мыслительный тип отличается преобладанием второй сигнальной системы над первой, корковой деятельности над подкорковой. Для представителей этого типа характерны бедность эмоционального реагирования, внешняя сдержанность, суховатость в обращении. Ключевым качеством «мыслителей» является склонность к отвлеченным, абстрактным построениям, детальный, скрупулезный анализ изучаемых явлений, «живущие больше умом, чем сердцем»: действуют после тщательного обдумывания, взвешивания и размышления. При выборе рода деятельности отмечаются тяга к точным наукам, философии, склонность к научной деятельности.

Лицам со средним типом нервной системы присущи равномерное развитие сигнальных систем, одинаковое соотношение коры и подкорки. Со стороны мыслительной деятельности в равной мере выступает аналитическая и синтетическая деятельность. Такая же гармоничность выступает и в характере этих натур: они общительны, деятельны, энергичны, достигают равных успехов как в работе, требующей «выразительных» качеств, так и в умственной деятельности.

Завершая главу о неповторимом мире человеческой личности, следует обратить внимание на три ее специфические особенности — труд, долг, мораль. Человек, наполненный интересом к труду, любовью к ближнему, имеющий цель в жизни, лишен пессимизма, способен к духовному обогащению, раскрытию таящихся в глубине его разума невиданных и непознанных сил.

Источник

Для представителей типа характерны бедность эмоционального

Для художественного типа свойственно преобладание первой сигнальной системы над второй, подкорковой деятельности над корковой. Эти лица воспринимают внешний мир непосредственно, сразу не подвергая его анализу. Эмоционально «художники» весьма чувствительны, любят фантазировать, причем легко вживаются в воображаемый образ. Они больше поступают под влиянием чувства, чем доказательств разума. О людях подобного склада принято говорить, что — они «больше живут сердцем, чем умом». При выборе профессии преобладает склонность к выразительной деятельности: любят музыку, художественное слово, игру на сцене, живопись; именно в этих областях достигают наибольших успехов.

Читайте также:  Тревор гриффитс эмоциональная логика

Мыслительный тип отличается преобладанием второй сигнальной системы над первой, корковой деятельности над подкорковой. Для представителей этого типа характерны бедность эмоционального реагирования, внешняя сдержанность, суховатость в обращении. Ключевым качеством «мыслителей» является склонность к отвлеченным, абстрактным построениям, детальный, скрупулезный анализ изучаемых явлений, «живущие больше умом, чем сердцем»: действуют после тщательного обдумывания, взвешивания и размышления. При выборе рода деятельности отмечаются тяга к точным наукам, философии, склонность к научной деятельности.

Лицам со средним типом нервной системы присущи равномерное развитие сигнальных систем, одинаковое соотношение коры и подкорки. Со стороны мыслительной деятельности в равной мере выступает аналитическая и синтетическая деятельность. Такая же гармоничность выступает и в характере этих натур: они общительны, деятельны, энергичны, достигают равных успехов как в работе, требующей «выразительных» качеств, так и в умственной деятельности.

Завершая главу о неповторимом мире человеческой личности, следует обратить внимание на три ее специфические особенности — труд, долг, мораль. Человек, наполненный интересом к труду, любовью к ближнему, имеющий цель в жизни, лишен пессимизма, способен к духовному обогащению, раскрытию таящихся в глубине его разума невиданных и непознанных сил.

Таким путем мы подошли к истине, отмеченной известным советским психологом С. Л. Рубинштейном: «Человеческая личность в целом формируется через посредство своих отношений к другим людям. Лишь по мере того как у меня устанавливаются человеческие отношения к другим людям, я сам формируюсь как человек»[5]. Именно эта сторона становления личности — предмет нашего последующего разговора.

Человек среди людей

Человек ощущает смысл и цель собственной жизни лишь когда сознает, что нужен другим.

С 50-х годов для социальной психологии, плодотворно занимающейся разработкой проблемы «личность и коллектив», характерно переключение внимания о больших социальных объединений на малые социальные группы. Когда знакомишься с литературой по этим вопросам, поражаешься обилию и многообразию высказываемых взглядов: процесс разработки отдельных аспектов «пограничной зоны» приобретает лавинообразный, трудноуправляемый характер. Накоплено множество фактов и доводов, однако пока можно определенно сказать, что вспышка знаний не принесла о собой достаточной ясности.

Возможны различные подходы к изучению человеческого поведения. Психологи исследуют устойчивое и повторяющееся в индивидуальном поведении: все, что люди думают, чувствуют, делают, может быть объяснено в переживании отдельной личности. Существует даже представление, что группы людей «не более как скопление индивидов». Микросоциологи же интересуются не всем, что делает человек, а лишь теми закономерностями поведения, которые обусловлены участием людей в общественных группах.

Заслуга внедрения микросоциологических исследований в нашей стране принадлежит академику О. В. Кербикову, который еще в 1965 г. призвал к плодотворному изучению малых социальных групп.

Им же был проведен критический анализ спорных методологических подходов в области социометрии, развиваемых западными социологами, среди которых наиболее видными фигурами являются Дж. Морено и Т. Шибутани. Первый из них приступил к конструированию «новой теории общества» не только в поисках научной истины, но и «для того, чтобы сохранить собственное душевное равновесие». В своей социальной утопии Морено пишет о создании по всей планете «психиатрической империи», в которой политики и дипломаты будут оттеснены психиатрами и «социометрически ориентированными социалистами». С присущим ему пафосом и трагической иронией он вопрошает: «Не начинает ли весь космос все больше и больше походить на огромный сумасшедший дом с богом в качестве главного врача?»[6] Среди работ Т. Шибутани заслуживают внимания «Эталонные группы как картина мира», «Социологическое исследование слухов» и «Социальная психология»; на его трудах лежит отпечаток прагматизма и психоанализа, но конкретно-социологические данные оказываются интересными и яркими.

Рубинштейн С. Л. Общая психология. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1976. — С. 392.

Источник

Для представителей типа характерны бедность эмоционального

Мыслительный тип отличается преобладанием второй сигнальной системы над первой, корковой деятельности над подкорковой. Для представителей этого типа характерны бедность эмоционального реагирования, внешняя сдержанность, суховатость в обращении. Ключевым качеством «мыслителей» является склонность к отвлеченным, абстрактным построениям, детальный, скрупулезный анализ изучаемых явлений, «живущие больше умом, чем сердцем»: действуют после тщательного обдумывания, взвешивания и размышления. При выборе рода деятельности отмечаются тяга к точным наукам, философии, склонность к научной деятельности.

Лицам со средним типом нервной системы присущи равномерное развитие сигнальных систем, одинаковое соотношение коры и подкорки. Со стороны мыслительной деятельности в равной мере выступает аналитическая и синтетическая деятельность. Такая же гармоничность выступает и в характере этих натур: они общительны, деятельны, энергичны, достигают равных успехов как в работе, требующей «выразительных» качеств, так и в умственной деятельности.

Читайте также:  Как вызвать романтические чувства

Завершая главу о неповторимом мире человеческой личности, следует обратить внимание на три ее специфические особенности — труд, долг, мораль. Человек, наполненный интересом к труду, любовью к ближнему, имеющий цель в жизни, лишен пессимизма, способен к духовному обогащению, раскрытию таящихся в глубине его разума невиданных и непознанных сил.

Таким путем мы подошли к истине, отмеченной известным советским психологом С. Л. Рубинштейном: «Человеческая личность в целом формируется через посредство своих отношений к другим людям. Лишь по мере того как у меня устанавливаются человеческие отношения к другим людям, я сам формируюсь как человек» [5] . Именно эта сторона становления личности — предмет нашего последующего разговора.

Человек среди людей

Человек ощущает смысл и цель собственной жизни лишь когда сознает, что нужен другим.

С 50-х годов для социальной психологии, плодотворно занимающейся разработкой проблемы «личность и коллектив», характерно переключение внимания о больших социальных объединений на малые социальные группы. Когда знакомишься с литературой по этим вопросам, поражаешься обилию и многообразию высказываемых взглядов: процесс разработки отдельных аспектов «пограничной зоны» приобретает лавинообразный, трудноуправляемый характер. Накоплено множество фактов и доводов, однако пока можно определенно сказать, что вспышка знаний не принесла о собой достаточной ясности.

Возможны различные подходы к изучению человеческого поведения. Психологи исследуют устойчивое и повторяющееся в индивидуальном поведении: все, что люди думают, чувствуют, делают, может быть объяснено в переживании отдельной личности. Существует даже представление, что группы людей «не более как скопление индивидов». Микросоциологи же интересуются не всем, что делает человек, а лишь теми закономерностями поведения, которые обусловлены участием людей в общественных группах.

Заслуга внедрения микросоциологических исследований в нашей стране принадлежит академику О. В. Кербикову, который еще в 1965 г. призвал к плодотворному изучению малых социальных групп.

Им же был проведен критический анализ спорных методологических подходов в области социометрии, развиваемых западными социологами, среди которых наиболее видными фигурами являются Дж. Морено и Т. Шибутани. Первый из них приступил к конструированию «новой теории общества» не только в поисках научной истины, но и «для того, чтобы сохранить собственное душевное равновесие». В своей социальной утопии Морено пишет о создании по всей планете «психиатрической империи», в которой политики и дипломаты будут оттеснены психиатрами и «социометрически ориентированными социалистами». С присущим ему пафосом и трагической иронией он вопрошает: «Не начинает ли весь космос все больше и больше походить на огромный сумасшедший дом с богом в качестве главного врача?» [6] Среди работ Т. Шибутани заслуживают внимания «Эталонные группы как картина мира», «Социологическое исследование слухов» и «Социальная психология»; на его трудах лежит отпечаток прагматизма и психоанализа, но конкретно-социологические данные оказываются интересными и яркими.

Малые социальные группы — это часть непосредственной общественной среды, в которой осуществляется повседневная жизнедеятельность человека и которая в значительной степени определяет его социальное поведение. Методика исследования микрогруппы сравнительно проста: опрашивается каждый ее член относительно других и устанавливается некий показатель интенсивности чувства; полученную информацию переносят на диаграмму, составляя таким образом «карту» коллектива. Каждой группе присущ ряд основных признаков: прежде всего, это не случайная общность людей, а относительно устойчивое социальное образование; далее — при относительно небольшом составе его члены взаимодействуют лично; наконец, группе свойственна известная общность основных целей, интересов, мотивов поведения, социально-психологических установок, системы ценностей. Микрогруппа — это первичная социальная ячейка общества; как и каждый человек, она имеет свою уникальную биографию и характер, не сводимые к сумме индивидуальных характеров. Группа как организм рождается, живет, иногда болеет и в конце концов умирает.

Человеческая природа и общественное устройство являются продуктами коммуникации, взаимного общения. Личность человека — отличительные шаблоны ее поведения — формируется в общении с окружающими. «Роскошь человеческого общения» является одним из самых ценнейших достояний и приобретений на земле. Впечатление индивида, что он способен поступать так, как ему хочется, не означает, что в действительности так оно и есть. И от того, как протекает процесс обучения искусству меж человеческих контактов, зависят успех всех предпринимаемых индивидом усилий, его социальное благополучие, и в конечном счете, его психическое здоровье.

Социальные группы имеют разные по ширине и четкости границы. Самая простая из групп — диада (два человека) — возникает всякий раз, когда существует обоюдный выбор; триада (группа из трех человек)

Источник

Оцените статью