Для пациентов хосписа не характерна грусть горевание уныние радость депрессия

6.14. Потери, смерть, горе

государственное медико-социальное учреждение, при­званное не только оказывать квалифицированную ме­дицинскую помощь в рамках симптоматического ле­чения безнадежных, с точки зрения современной ме­дицины, онкологических больных, но и помогать в решении социальных, психологических и духовных проблем, стоящих перед пациентом хосписа и его близкими. Извлечение из МГСН 4.01-94.

способность понимать психическое состояние других людей, сопереживать им.

самоуглубление, обращенность познания на свой соб­ственный мир, видение своей позиции со стороны.

Принципы обслуживания пациентов в условиях хосписа

Хосписы — лечебные учреждения, в которых врачи, медицинские сестры проводят мероприятия по устране­нию у неизлечимо больных людей физических и душевных страданий. Пациентам хосписа оказывается психологиче­ская и медицинская поддержка. Цель хосписов — дать больному человеку возможность умереть спокойно и без страданий; принести его родным, проходящим через тя­желые испытания, душевное облегчение.

Первый хоспис современного типа был создан в Англии в 1967 году доктором Сесилией Сондерс. Сегодня в этой

стране существует общенациональная сеть хосписов. С начала 1980-х годов идеи хосписного движения начина­ют распространяться по всему миру и стали появляться в России.

Основу хосписного движения составляют принципы пал­лиативной медицины (медицины временного поддержания здоровья и облегчения боли).

Команды всех хосписов развивают принципы, которые поддерживает Всемирная организация здравоохранения:

утверждается жизнь и рассматривается смерть как нормальный процесс;

не ускоряется и не замедляется смерть;

обеспечиваются психологические и дневные аспекты ухода за больными;

обеспечивается облегчение боли и других беспокоя­ щих симптомов;

предлагается система поддержки, чтобы помочь боль­ ным жить активной жизнью до конца;

предлагается система поддержки, чтобы помочь се­ мьям справиться с трудностями во время болезни родственника, а также после его смерти.

За тяжелобольными и умирающими требуется постоян­ное наблюдение днем и ночью, так как в любое время может произойти ухудшение состояния больного человека или наступит смерть.

Любой пациент ожидает, во-первых, медицинской ком­петентности, а во-вторых, нашего человеческого отноше­ния к нему.

Для обеспечения ухода и паллиативного лечения следу­ет учитывать потребности умирающего пациента:

хороший контроль за проявлениями болезни (сле­ дить за внешним видом пациента, дыханием, пуль­ сом, артериальным давлением и физиологическими отправлениями);

ощущение безопасности (по возможности не остав­ лять пациента одного);

желание чувствовать себя нужным и никому не быть в тягость;

человеческое общение (контакт), благосклонность;

возможность обсуждать процесс умирания;

возможность принимать участие в решениях (чув­ ство собственного достоинства);

■ желание быть понятым, несмотря на любое настроение. Родные и близкие пациента испытывают чувство утра­ ты, нуждаются в заботе во время течения заболевания па­ циента, во время и после его смерти. Смерть является тя­ желым потрясением для родных и близких, а потому к ним следует отнестись с особым вниманием. Забота о родствен­ никах больного человека, беседы с ними являются неотъемле­ мой частью паллиативного ухода.

Родственники страдают, переживают, не знают, что и как говорить безнадежно больному человеку. Замалчива­ние вызывает дополнительную напряженность. Некоторых родственников необходимо проконсультировать, как пра­вильно вести себя во время визитов. Для обреченного че­ловека часто бывает важно само присутствие родствен­ников, близких, ощущение, что он не одинок.

Близкие умирающего человека проходят те же стадии горевания, которые проходит сам обреченный. Горевание начинается до наступления смерти и продолжается в тече­ние нескольких месяцев или даже нескольких лет после смерти.

Родственникам требуется психологическая поддержка. Разговаривать с ними следует тактично, не навязывать ни им, ни пациенту свои собственные ожидания в связи с переживаемым горем. Окруженные вниманием, заботой, поддержкой родственники и близкие обреченного челове­ка смогут легче пережить потерю.

Стадии горя (траура), которые проходят родные умершего больного (DOYLE, 1990)

Сразу после смерти

Решение практических задач (наследство, страховка и т. п.)

Чувство неуверенности, одиночество, жалость к себе

Читайте также:  Бокс помогает снять стресс

Попытка вернуть через воспоминания радости прошлого, галлюцинации, попытка суицида

Начало новой .жизни

Активные занятия домом, семьей, хобби, общение с друзьями, но в день памяти — все еще болезненные чувства

Особенности общения медицинского работника с умирающим

Жизнь — драгоценный дар, а смерть является неотъем­лемым фактором жизни и может быть скоропостижной или являться результатом неизлечимой болезни. Разные люди встречают смерть по-разному. Верующие люди, име­ющие представление о том, что с ними будет после смер­ти, встречают смерть радостно или спокойно.

Научно доказано и известно, что психическое состоя­ние умирающего человека проходит через четыре стадии:

первая стадия — растерянность. Тяжелобольной че­ ловек, получивший вольно или невольно объективную ин­ формацию о состоянии своего здоровья, смертельном ди­ агнозе, испытывает страх и горе, которые могут воспри­ ниматься им по-разному. Защитный психологический ме­ ханизм чаще срабатывает на отрицание факта скорой смерти (этого не может быть со мной!). Медицинскому ра­ ботнику в этот момент важно проявить беспокойство о человеке, оказать помощь и содействие. В этот момент человек пытается осмыслить свое состояние и его трудно понимать. Для понимания смысла произносимых слов тя­ желобольным человеком требуются сосредоточенность, отсутствие предубежденности, заинтересованность со сто* роны медицинских работников;

вторая стадия —- протеста. Человек реально вос­ принимает факт смерти, но реакции на эту информацию проявляются в виде агрессии или вины.

Агрессия направлена на внешние причины его состоя­ния. Тяжелобольной человек считает, что такими причи­нами являются кто-то из его родственников или конкрет­ные люди, например, врачи, которые не так его лечили, затянули курс лечения напрасными процедурами, конт­ролирующими его состояние здоровья, продолжительны­ми сроками выполнения анализов. Иногда агрессия на­правлена на Бога — он к ним несправедлив!

Винит больной человек только себя и причину ищет только в себе. («Я сам виноват!», «Это кара за мои гре­хи»). Эту стадию больные люди и их близкие переносят очень трудно и испытывают страх за будущее.

В этот период важными компонентами общения явля­ются эмпатия и рефлексия. Не давайте обещаний, говоря: «Всё будет хорошо». Этим медицинская сестра отрицает реальность ситуации, в которой находится вместе с тяже­лобольным человеком, заставляет его прятать страх и беспокойство, которые являются обычными человечески­ми реакциями и требуют сестринского вмешательства. Ме­дицинскому работнику в этот момент важно проявить ис­кренность и уважение, что способствует возникновению и поддержанию доверия между тяжелобольным человеком и другими. Важно добиться такого доверия, которое пе­рерастет в свободное и открытое общение. Больше слу­шайте, меньше говорите, используйте простые фразы, вы­ясняете скрытые мысли и чувства, перефразируйте выска­занные мысли, подбадривайте, планируйте уход и обсуж­дайте все варианты, приемлемые для него.

Важно проявлять уважение, теплоту, расположение и приятие тяжелобольного человека как достойную личность, невзирая на его недостатки. Ощущение того, что тебя ува­жают, необходимо ему для развития и поддержания состо­яния здоровья. Важно использовать все компоненты эф­фективной коммуникации. Они создают благоприятную атмосферу для понимания. Оказывая помощь такому че­ловеку, медицинской сестре необходимо использовать целый арсенал личных качеств и навыков, приемов и методов об­щения для установления доверия с пациентом и членами его семьи с целью поиска эффективного решения проблем

пациента. Эти личные качества значительно облегчают общение и решение проблем пациента;

третья стадия — депрессия. Тяжелобольной чело­век испытывает слабость, жалость к себе. Иногда возни­кает тоска, апатия, уныние. Он не хочет видеть тех, кто обращается к нему с пустыми, ничего не значащими раз­говорами. Он хочет остаться наедине с собой или самым близким, родным человеком. Он уходит в себя, не думает

о земных заботах.

В это время постарайтесь не давать советов пациенту или не высказывайте своего мнения. Они могут отрица­тельно повлиять на принятие решений тяжелобольным человеком. Но нельзя оставаться безучастным. Состояние депрессии усугубляется от бездействия и невнимания ме­дицинской сестры; неосторожное словесное воздействие или воздействие путем неречевых средств (мимика, жест и другое) могут привести тяжелобольного человека к мыс­лям о суициде. Поспешная или необоснованная информа­ция о состоянии здоровья, прогнозе заболевания, невер­ное толкование лечебных и диагностических процедур не­правильное хранение сильнодействующих лекарств, мо­гут повлиять на его решения;

Читайте также:  Темперамент определяется свойствами цнс

принятие. «Все кончено, я умру. Мне надоели эти страдания*.

По сути, это победа духа над телом. Появляется чув­ство легкости, ожидание чего-то нового. Важно проявить внимание, быть культурным и воспитанным человеком, соблюдающим традиции и нормы тяжелобольного челове­ка, принимать во внимание культурные особенности на­ции и его веру в Бога.

Стадии терминального состояния

Состояние, пограничное между жизнью и смертью, на­зывается терминальным. К такому состоянию относится процесс умирания, который протекает в несколько стадий.

Предагоналъное состояние, во время которого резко снижается артериальное давление, прогрессирует угнете­ние сознания, нарастает кислородное голодание органов и тканей. Выраженность и длительность предагонального пе-

риода могут быть различны. Предагональный период пе­реходит в терминальную паузу, которая характеризуется внезапным прекращением дыхания, угасанием роговичных рефлексов и длится от нескольких секунд до 3—4 мин. После нее наступает второй период умирания — агония (от греч. agonia — борьба). В начале исчезает болевая чувствительность, угасают все рефлексы, наступает потеря сознания, наблюдаются общие тонические судороги, проис­ходят непроизвольные мочеиспускание и дефекация, снижа­ется температура тела на 1—2 °С. Характерен внешний вид умирающего: бледное, синюшное лицо, покрытое холодным потом, заострившийся нос, помутневшие роговицы.

Следует избегать разговоров у постели умирающего о безнадежности его состояния и приближении смерти, так как иногда он может услышать эти слова и страдания его увеличатся.

Агональный период продолжается от нескольких ми­нут до нескольких часов и более, это зависит от причины смерти.

После агонии наступает клиническая смерть, которая является обратимым процессом умирания. Продолжитель­ность клинической смерти составляет обычно 4—6 мин. В это время с помощью реанимационных мероприятий воз­можно полное восстановление жизнедеятельности организ­ма. Но, к сожалению, не всегда удается установить мо­мент наступления клинической смерти.

Итак, наступает следующий этап — биологическая смерть. Она устанавливается по прекращении дыхания и сердечной деятельности, снижении температуры тела ниже 20 «С, через 2 часа происходит образование трупных пя­тен и трупное окоченение.

Наступление биологической смерти констатирует врач.

Источник

Что значит потерять ребенка и научиться горевать

Sukey Forbes — владелица компании под Бостоном, занимающейся искусством, древностями и внутренним дизайном. Недавно была выпущена ее книга «Мой карманный ангел».

10 лет назад скоропостижно умерла моя дочка Шарлотт. Я чувствовала себя как огретой обухом по голове. Я была убита горем и мне нужно было найти выход из тех сумерек, в которых я пребывала. В то время основной теорией были 5 стадий горевания Элизабет Кюблер-Росс: отрицание, гнев, торг, депрессия и принятие, разработанные в 1960-х, когда Элизабет работала с неизлечимо больными пациентами и пациентами преклонного возраста. Эта теория помогала найти выход тем, кто сам приближался к смерти или скорбел после потери близких.

Но пришло время переосмыслить процесс горевания.

Я провела собственное исследование, изучила множество ресурсов, детально разбиравших процесс горевания от начала и до конца, но нигде не говорилось об ощущении радости или счастья в финале проделанной работы над собой, о раскрытии своего сердца и ума, и ничего о свободе, которая открывается душе в момент, когда все второстепенное отбрасывается, оставляя только основные желания. Несмотря ни на что, я смогла прийти к пониманию того, что вполне возможно и нормально после пребывания в горе прийти к радости, счастью и начать жить еще более полноценно и осознанно, чем до своей чудовищной и опустошающей потери.

Читайте также:  Как лечить заболевание депрессию

В то время желание вернуть себе душевное равновесие (а я действительно этого желала) казалось мне постыдным и неправильным. Я находилась глубоко в своем горе, отрицании, смешанных чувствах о дочери, а иногда чувства притуплялись так, что я вообще ничего не ощущала.

В первые месяцы после потери моего ребенка, которые для меня, казалось, растянулись на годы, мне представлялось, что я сильная и смелая, могу выдержать все, но я не могла держаться круглосуточно. Я понимала, что я справляюсь с горем по-своему, и вместо моего горя приходит одиночество. Постепенно возвращаясь к нормальной жизни после этой разрушившей часть меня потери, я чувствовала, что это неправильно. Разве желание продолжать жить, несмотря на потерю, сделает меня черствым, бесчувственным чудовищем? Разобравшись со своими ощущениями, я продолжала собственное исследование моего ощущения горя.

Сегодня я уже могу сказать, что почти смирилась с такой ранней гибелью моей дочки. Это было совсем непросто. Психотерапия и группы поддержки не помогли мне справиться с отрицанием, которое притаилось в глубине моей души. Я часто собирала знакомых и друзей на пиццу у себя дома, мы вели много пустых разговоров, но ни разу моя душа не смягчилась и не растаяла. Иногда я была счастлива. Не могу сказать, что горе отступало. Я плакала каждый день и отгоняла разные мысли о том, где теперь моя доченька. Я постоянно сомневалась в том, во что верила.

Не так давно мне попалась на глаза книга доктора George Bonanno, где он рассказывает о своих исследованиях горевания – «Другая сторона грусти». Он строит свою теорию на предположении, что грусть характерна для всех млекопитающих, и даже при условии, что человек генетически запрограммирован то, чтобы сопротивляться отрицательным эмоциям, никто не может избежать чувства горя. Даже спустя 10 лет книга остается актуальной, и дарит нуждающимся чувство облегчения и спокойствия. Прочитав ее, я начала подозревать, что мое стремление к нормальной жизни не так уж и преступно.

Горе меняет каждого человека. Оно делает нас глубже. Иногда укрепляет, но в то же время открывает новые черты и смягчает часть нас. Моя история – это путь сквозь боль потери любимого человека, без которого, я думала, не смогу жить, и возвращение назад к жизни. Я стала лучше понимать и ценить жизнь. Я научилась глубже любить и более полно отдаваться делам. Я бы отдала все, чему научилась, всю приобретенную мудрость в тот же миг, если бы это вернуло мне дочь (о, я торгуюсь!), но этого не случится.

На нас навсегда остается печать пережитого горя, но если наша душа открыта новому, мы излечимся. Ralph Waldo Emerson говорил: «Горе всех нас превращает в детей. Стирает интеллектуальную границу между ними и нами. Самый мудрый становится глупым». Ударив нас раз, горе позволяет нам подняться и начать все сначала, чтобы мы смогли научиться думать иначе.

Мы делаем себе медвежью услугу, не используя свои возможности на 100 процентов, не двигаясь вперед, не будучи сильными и смелыми. Мы даем себе слишком много послаблений, разрешаем страдать. Я ни за что не хочу сказать, что нужно подавлять эмоции и чувства, когда у вас случилось горе. Каждый переживает беду по-разному, и каждому нужно разное количество времени. Но что я точно знаю, так это то, что состояние относительного спокойствия приходит быстрее, чем мы могли бы подумать. И да, спокойствие придет к каждому.

Источник

Оцените статью