6.14. Потери, смерть, горе
государственное медико-социальное учреждение, призванное не только оказывать квалифицированную медицинскую помощь в рамках симптоматического лечения безнадежных, с точки зрения современной медицины, онкологических больных, но и помогать в решении социальных, психологических и духовных проблем, стоящих перед пациентом хосписа и его близкими. Извлечение из МГСН 4.01-94.
способность понимать психическое состояние других людей, сопереживать им.
самоуглубление, обращенность познания на свой собственный мир, видение своей позиции со стороны.
Принципы обслуживания пациентов в условиях хосписа
Хосписы — лечебные учреждения, в которых врачи, медицинские сестры проводят мероприятия по устранению у неизлечимо больных людей физических и душевных страданий. Пациентам хосписа оказывается психологическая и медицинская поддержка. Цель хосписов — дать больному человеку возможность умереть спокойно и без страданий; принести его родным, проходящим через тяжелые испытания, душевное облегчение.
Первый хоспис современного типа был создан в Англии в 1967 году доктором Сесилией Сондерс. Сегодня в этой
стране существует общенациональная сеть хосписов. С начала 1980-х годов идеи хосписного движения начинают распространяться по всему миру и стали появляться в России.
Основу хосписного движения составляют принципы паллиативной медицины (медицины временного поддержания здоровья и облегчения боли).
Команды всех хосписов развивают принципы, которые поддерживает Всемирная организация здравоохранения:
утверждается жизнь и рассматривается смерть как нормальный процесс;
не ускоряется и не замедляется смерть;
обеспечиваются психологические и дневные аспекты ухода за больными;
обеспечивается облегчение боли и других беспокоя щих симптомов;
предлагается система поддержки, чтобы помочь боль ным жить активной жизнью до конца;
предлагается система поддержки, чтобы помочь се мьям справиться с трудностями во время болезни родственника, а также после его смерти.
За тяжелобольными и умирающими требуется постоянное наблюдение днем и ночью, так как в любое время может произойти ухудшение состояния больного человека или наступит смерть.
Любой пациент ожидает, во-первых, медицинской компетентности, а во-вторых, нашего человеческого отношения к нему.
Для обеспечения ухода и паллиативного лечения следует учитывать потребности умирающего пациента:
хороший контроль за проявлениями болезни (сле дить за внешним видом пациента, дыханием, пуль сом, артериальным давлением и физиологическими отправлениями);
ощущение безопасности (по возможности не остав лять пациента одного);
желание чувствовать себя нужным и никому не быть в тягость;
человеческое общение (контакт), благосклонность;
возможность обсуждать процесс умирания;
возможность принимать участие в решениях (чув ство собственного достоинства);
■ желание быть понятым, несмотря на любое настроение. Родные и близкие пациента испытывают чувство утра ты, нуждаются в заботе во время течения заболевания па циента, во время и после его смерти. Смерть является тя желым потрясением для родных и близких, а потому к ним следует отнестись с особым вниманием. Забота о родствен никах больного человека, беседы с ними являются неотъемле мой частью паллиативного ухода.
Родственники страдают, переживают, не знают, что и как говорить безнадежно больному человеку. Замалчивание вызывает дополнительную напряженность. Некоторых родственников необходимо проконсультировать, как правильно вести себя во время визитов. Для обреченного человека часто бывает важно само присутствие родственников, близких, ощущение, что он не одинок.
Близкие умирающего человека проходят те же стадии горевания, которые проходит сам обреченный. Горевание начинается до наступления смерти и продолжается в течение нескольких месяцев или даже нескольких лет после смерти.
Родственникам требуется психологическая поддержка. Разговаривать с ними следует тактично, не навязывать ни им, ни пациенту свои собственные ожидания в связи с переживаемым горем. Окруженные вниманием, заботой, поддержкой родственники и близкие обреченного человека смогут легче пережить потерю.
Стадии горя (траура), которые проходят родные умершего больного (DOYLE, 1990)
Сразу после смерти
Решение практических задач (наследство, страховка и т. п.)
Чувство неуверенности, одиночество, жалость к себе
Попытка вернуть через воспоминания радости прошлого, галлюцинации, попытка суицида
Начало новой .жизни
Активные занятия домом, семьей, хобби, общение с друзьями, но в день памяти — все еще болезненные чувства
Особенности общения медицинского работника с умирающим
Жизнь — драгоценный дар, а смерть является неотъемлемым фактором жизни и может быть скоропостижной или являться результатом неизлечимой болезни. Разные люди встречают смерть по-разному. Верующие люди, имеющие представление о том, что с ними будет после смерти, встречают смерть радостно или спокойно.
Научно доказано и известно, что психическое состояние умирающего человека проходит через четыре стадии:
первая стадия — растерянность. Тяжелобольной че ловек, получивший вольно или невольно объективную ин формацию о состоянии своего здоровья, смертельном ди агнозе, испытывает страх и горе, которые могут воспри ниматься им по-разному. Защитный психологический ме ханизм чаще срабатывает на отрицание факта скорой смерти (этого не может быть со мной!). Медицинскому ра ботнику в этот момент важно проявить беспокойство о человеке, оказать помощь и содействие. В этот момент человек пытается осмыслить свое состояние и его трудно понимать. Для понимания смысла произносимых слов тя желобольным человеком требуются сосредоточенность, отсутствие предубежденности, заинтересованность со сто* роны медицинских работников;
вторая стадия —- протеста. Человек реально вос принимает факт смерти, но реакции на эту информацию проявляются в виде агрессии или вины.
Агрессия направлена на внешние причины его состояния. Тяжелобольной человек считает, что такими причинами являются кто-то из его родственников или конкретные люди, например, врачи, которые не так его лечили, затянули курс лечения напрасными процедурами, контролирующими его состояние здоровья, продолжительными сроками выполнения анализов. Иногда агрессия направлена на Бога — он к ним несправедлив!
Винит больной человек только себя и причину ищет только в себе. («Я сам виноват!», «Это кара за мои грехи»). Эту стадию больные люди и их близкие переносят очень трудно и испытывают страх за будущее.
В этот период важными компонентами общения являются эмпатия и рефлексия. Не давайте обещаний, говоря: «Всё будет хорошо». Этим медицинская сестра отрицает реальность ситуации, в которой находится вместе с тяжелобольным человеком, заставляет его прятать страх и беспокойство, которые являются обычными человеческими реакциями и требуют сестринского вмешательства. Медицинскому работнику в этот момент важно проявить искренность и уважение, что способствует возникновению и поддержанию доверия между тяжелобольным человеком и другими. Важно добиться такого доверия, которое перерастет в свободное и открытое общение. Больше слушайте, меньше говорите, используйте простые фразы, выясняете скрытые мысли и чувства, перефразируйте высказанные мысли, подбадривайте, планируйте уход и обсуждайте все варианты, приемлемые для него.
Важно проявлять уважение, теплоту, расположение и приятие тяжелобольного человека как достойную личность, невзирая на его недостатки. Ощущение того, что тебя уважают, необходимо ему для развития и поддержания состояния здоровья. Важно использовать все компоненты эффективной коммуникации. Они создают благоприятную атмосферу для понимания. Оказывая помощь такому человеку, медицинской сестре необходимо использовать целый арсенал личных качеств и навыков, приемов и методов общения для установления доверия с пациентом и членами его семьи с целью поиска эффективного решения проблем
пациента. Эти личные качества значительно облегчают общение и решение проблем пациента;
■ третья стадия — депрессия. Тяжелобольной человек испытывает слабость, жалость к себе. Иногда возникает тоска, апатия, уныние. Он не хочет видеть тех, кто обращается к нему с пустыми, ничего не значащими разговорами. Он хочет остаться наедине с собой или самым близким, родным человеком. Он уходит в себя, не думает
о земных заботах.
В это время постарайтесь не давать советов пациенту или не высказывайте своего мнения. Они могут отрицательно повлиять на принятие решений тяжелобольным человеком. Но нельзя оставаться безучастным. Состояние депрессии усугубляется от бездействия и невнимания медицинской сестры; неосторожное словесное воздействие или воздействие путем неречевых средств (мимика, жест и другое) могут привести тяжелобольного человека к мыслям о суициде. Поспешная или необоснованная информация о состоянии здоровья, прогнозе заболевания, неверное толкование лечебных и диагностических процедур неправильное хранение сильнодействующих лекарств, могут повлиять на его решения;
принятие. «Все кончено, я умру. Мне надоели эти страдания*.
По сути, это победа духа над телом. Появляется чувство легкости, ожидание чего-то нового. Важно проявить внимание, быть культурным и воспитанным человеком, соблюдающим традиции и нормы тяжелобольного человека, принимать во внимание культурные особенности нации и его веру в Бога.
Стадии терминального состояния
Состояние, пограничное между жизнью и смертью, называется терминальным. К такому состоянию относится процесс умирания, который протекает в несколько стадий.
Предагоналъное состояние, во время которого резко снижается артериальное давление, прогрессирует угнетение сознания, нарастает кислородное голодание органов и тканей. Выраженность и длительность предагонального пе-
риода могут быть различны. Предагональный период переходит в терминальную паузу, которая характеризуется внезапным прекращением дыхания, угасанием роговичных рефлексов и длится от нескольких секунд до 3—4 мин. После нее наступает второй период умирания — агония (от греч. agonia — борьба). В начале исчезает болевая чувствительность, угасают все рефлексы, наступает потеря сознания, наблюдаются общие тонические судороги, происходят непроизвольные мочеиспускание и дефекация, снижается температура тела на 1—2 °С. Характерен внешний вид умирающего: бледное, синюшное лицо, покрытое холодным потом, заострившийся нос, помутневшие роговицы.
Следует избегать разговоров у постели умирающего о безнадежности его состояния и приближении смерти, так как иногда он может услышать эти слова и страдания его увеличатся.
Агональный период продолжается от нескольких минут до нескольких часов и более, это зависит от причины смерти.
После агонии наступает клиническая смерть, которая является обратимым процессом умирания. Продолжительность клинической смерти составляет обычно 4—6 мин. В это время с помощью реанимационных мероприятий возможно полное восстановление жизнедеятельности организма. Но, к сожалению, не всегда удается установить момент наступления клинической смерти.
Итак, наступает следующий этап — биологическая смерть. Она устанавливается по прекращении дыхания и сердечной деятельности, снижении температуры тела ниже 20 «С, через 2 часа происходит образование трупных пятен и трупное окоченение.
Наступление биологической смерти констатирует врач.
Источник
Что значит потерять ребенка и научиться горевать
Sukey Forbes — владелица компании под Бостоном, занимающейся искусством, древностями и внутренним дизайном. Недавно была выпущена ее книга «Мой карманный ангел».
10 лет назад скоропостижно умерла моя дочка Шарлотт. Я чувствовала себя как огретой обухом по голове. Я была убита горем и мне нужно было найти выход из тех сумерек, в которых я пребывала. В то время основной теорией были 5 стадий горевания Элизабет Кюблер-Росс: отрицание, гнев, торг, депрессия и принятие, разработанные в 1960-х, когда Элизабет работала с неизлечимо больными пациентами и пациентами преклонного возраста. Эта теория помогала найти выход тем, кто сам приближался к смерти или скорбел после потери близких.
Но пришло время переосмыслить процесс горевания.
Я провела собственное исследование, изучила множество ресурсов, детально разбиравших процесс горевания от начала и до конца, но нигде не говорилось об ощущении радости или счастья в финале проделанной работы над собой, о раскрытии своего сердца и ума, и ничего о свободе, которая открывается душе в момент, когда все второстепенное отбрасывается, оставляя только основные желания. Несмотря ни на что, я смогла прийти к пониманию того, что вполне возможно и нормально после пребывания в горе прийти к радости, счастью и начать жить еще более полноценно и осознанно, чем до своей чудовищной и опустошающей потери.
В то время желание вернуть себе душевное равновесие (а я действительно этого желала) казалось мне постыдным и неправильным. Я находилась глубоко в своем горе, отрицании, смешанных чувствах о дочери, а иногда чувства притуплялись так, что я вообще ничего не ощущала.
В первые месяцы после потери моего ребенка, которые для меня, казалось, растянулись на годы, мне представлялось, что я сильная и смелая, могу выдержать все, но я не могла держаться круглосуточно. Я понимала, что я справляюсь с горем по-своему, и вместо моего горя приходит одиночество. Постепенно возвращаясь к нормальной жизни после этой разрушившей часть меня потери, я чувствовала, что это неправильно. Разве желание продолжать жить, несмотря на потерю, сделает меня черствым, бесчувственным чудовищем? Разобравшись со своими ощущениями, я продолжала собственное исследование моего ощущения горя.
Сегодня я уже могу сказать, что почти смирилась с такой ранней гибелью моей дочки. Это было совсем непросто. Психотерапия и группы поддержки не помогли мне справиться с отрицанием, которое притаилось в глубине моей души. Я часто собирала знакомых и друзей на пиццу у себя дома, мы вели много пустых разговоров, но ни разу моя душа не смягчилась и не растаяла. Иногда я была счастлива. Не могу сказать, что горе отступало. Я плакала каждый день и отгоняла разные мысли о том, где теперь моя доченька. Я постоянно сомневалась в том, во что верила.
Не так давно мне попалась на глаза книга доктора George Bonanno, где он рассказывает о своих исследованиях горевания – «Другая сторона грусти». Он строит свою теорию на предположении, что грусть характерна для всех млекопитающих, и даже при условии, что человек генетически запрограммирован то, чтобы сопротивляться отрицательным эмоциям, никто не может избежать чувства горя. Даже спустя 10 лет книга остается актуальной, и дарит нуждающимся чувство облегчения и спокойствия. Прочитав ее, я начала подозревать, что мое стремление к нормальной жизни не так уж и преступно.
Горе меняет каждого человека. Оно делает нас глубже. Иногда укрепляет, но в то же время открывает новые черты и смягчает часть нас. Моя история – это путь сквозь боль потери любимого человека, без которого, я думала, не смогу жить, и возвращение назад к жизни. Я стала лучше понимать и ценить жизнь. Я научилась глубже любить и более полно отдаваться делам. Я бы отдала все, чему научилась, всю приобретенную мудрость в тот же миг, если бы это вернуло мне дочь (о, я торгуюсь!), но этого не случится.
На нас навсегда остается печать пережитого горя, но если наша душа открыта новому, мы излечимся. Ralph Waldo Emerson говорил: «Горе всех нас превращает в детей. Стирает интеллектуальную границу между ними и нами. Самый мудрый становится глупым». Ударив нас раз, горе позволяет нам подняться и начать все сначала, чтобы мы смогли научиться думать иначе.
Мы делаем себе медвежью услугу, не используя свои возможности на 100 процентов, не двигаясь вперед, не будучи сильными и смелыми. Мы даем себе слишком много послаблений, разрешаем страдать. Я ни за что не хочу сказать, что нужно подавлять эмоции и чувства, когда у вас случилось горе. Каждый переживает беду по-разному, и каждому нужно разное количество времени. Но что я точно знаю, так это то, что состояние относительного спокойствия приходит быстрее, чем мы могли бы подумать. И да, спокойствие придет к каждому.
Источник