Для меня учиться с радостью это

Учиться с радостью
статья (психология) по теме

Статья о мотивации учащихся к обучению.

Скачать:

Вложение Размер
uchitsya_s_radostyu_20.06.13.doc 44 КБ

Предварительный просмотр:

Учиться с радостью

Государственное (бюджетное) специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат (VI вида) № 49 Санкт-Петербурга «Школа здоровья»

Формирование мотивации учения – это решение вопросов не только развития, но и воспитания личности. При этом воспитание личности заключается, прежде всего, в развитии системы потребностей и мотивов. Характер мотивации учения и особенности личности являются, по сути, показателями качества образования.

Формирование учебной мотивации можно, без преувеличения, назвать одной из главных проблем современной школы. Выявить характер мотивации у школьника – значит определить меры педагогического влияния, способы работы с ним.

Фактор мотивации для успешной учебы сильнее, чем фактор интеллекта. Поэтому мы должны четко для себя понять, каков характер мотивации учащихся. Только тогда мы сможем создавать такие условия для учащихся, чтобы им хотелось учиться. Дети должны идти в школу с радостью, с желанием получать знания.

Для повышения мотивации в школе психологической службой осуществляется диагностирование учащихся, целью которого является выявление характера учебной мотивации, а самое главное, тех или иных проблем, которые возникали у детей в ходе учебного процесса и внеучебной деятельности.

Кроме того психологической службой учитываются результаты обследования психоэмоционального состояния детей, потому что учение, так или иначе, всегда захватывает и эмоциональную сферу. Положительные эмоции стимулируют внутреннюю мотивацию ученика, повышают успешность обучения. На основе данных диагностики отслеживается атмосфера в классе, эмоциональное состояние ученика. Это позволяет дать рекомендации учителям и родителям по оптимизации процесса обучения и воспитания школьников.

Таким образом, в результате исследования решается несколько задач:

  1. Выявляются сильные и слабые стороны на уровне класса, школы;
  2. Диагностируются проблемы в обучении и воспитании учащихся;
  3. Осуществляется тесное сотрудничество между семьей и школой.

Исходя из результатов диагностики, в школе выстраиваются направления работы с учащимися, педагогами и родителями.

Во-первых, личностный смысл учения в разном школьном возрасте различен. Для ребят смысл учения определяется системой их идеалов, ценностей, которые они усваивают из его окружения: семьи и школы. Поэтому психологической службой школы проводится систематическая просветительская работа с родителями и педагогами о способах повышения учебной мотивации у школьников.

Во-вторых, мотивы обычно характеризуют учебную деятельность в целом, а цели – отдельные учебные действия. Поэтому уровень учебной мотивации во многом зависит от умения школьников ставить цели, обосновывать и достигать их. Для этого в школе на психологических занятиях и на уроках важная роль отводится формированию у школьников умения ставить перед собой цель и достигать ее. Эта способность в будущем ляжет в основу успешной профессиональной деятельности.

В-третьих, важную роль в развитии мотивации учащегося играет организация его деятельности во внеучебное время. В школе созданы условия, позволяющие ученику проявить свои способности (интеллектуальные и творческие). Любимое занятие помогает ребенку проявить себя как личность. Оно учит ребенка распределять и продуктивно использовать своё свободное время, повышает навыки самоконтроля, помогает расширить кругозор, даёт возможность сформировать новые умения и навыки.

Интересная и правильно организованная внеучебная деятельность развивает познавательную активность, повышает уровень мотивации школьника к учению. Возникающие параллели между его любимым делом и каким-либо школьным предметом повышают его интерес к нему, появляется желание получить и усвоить необходимую информацию, узнать принцип действия предмета или явления.

Достигнутые успехи во внеучебной деятельности (собственные работы, поощрения в виде грамот, дипломов, различные призы) снижают тревожность, развивают уверенность, стимулируют ребенка к самосовершенствованию, к «переносу» своей успешности и в учебную деятельность. Кроме того, позитивные эмоции, возникающие при занятии любимым делом, улучшают психоэмоциональное состояние ребенка, что является необходимым условием его здоровья.

В-четвертых, огромную роль в развитии человека как личности играет художественная культура. Работа по этому направлению проводится как школой, так и родителями. Посещение театров, музеев, выставок, вернисажей знакомит с шедеврами мирового искусства и воспитывает личность, вызывает потребность узнать ещё. Например, посещение выставки предметов древнего быта, просмотр интересного фильма, спектакля на историческую тему, вызывает интерес к урокам истории, к историко-художественной литературе, а экскурсия в Ботанический сад пробуждает желание узнать больше о природе.

Таким образом, совместные экскурсии родителей и детей приобщают школьников к художественной культуре, формируют духовную потребность, развивают познавательную активность учащихся.

В-пятых, важным аспектом повышения учебной мотивации выступает совместная познавательная деятельность родителей и детей: решение кроссвордов, головоломок, шарад, игра в шахматы и шашки, домашнее чтение – является связующим мостиком из детства в содержательную взрослую жизнь, формирует потребность в знаниях. Если в семье любят литературу, то, скорее всего, и ребёнок будет много читать; если родители часто посещают филармонию, художественные выставки, то и ребёнок будет интересоваться искусством.

Эффективный способ повышения мотивации: накапливание своих достижений в портфолио. По инициативе психологической службы в школе ведется тьюторская работа со стороны педагогов по подготовке портфолио ученика. Она включает в себя наиболее выдающиеся для ребёнка работы, различные виды поощрений: грамоты, благодарности, дипломы, сертификаты и другие достижения в учебной и внеучебной деятельности ребёнка. Благодаря достижениям повышается самооценка учащихся, формируется уверенность. Папка достижений позволяет отследить умения и навыки ребёнка в различных видах деятельности, увидеть его сильные стороны, выбрать оптимальный образовательный маршрут.

Сведения об авторе:

Ульяшина Светлана Васильевна, педагог – психолог высшей категории,

Источник

Как научиться учиться с радостью?

Новоявленный ученик с радостью готовился к школе, выбирал яркий и удобный ранец, придирчиво рассматривал картинки на тетрадках и дневнике, запасся ручками и карандашами – одним словом, с нетерпением ждал первого сентября, а спустя месяц не хочет ходить на занятия и соглашается делать уроки только под бдительным присмотром родителей. Что же произошло? Почему малыш не хочет учиться?
Как ни прискорбно это будет узнать родителям, но именно они виноваты в нежелании детей учиться. Именно они, действуя из самых лучших побуждений, отбивают у ребенка тягу к знаниям.

Родители, взгляните на себя со стороны
Переход от дошкольника к первокласснику – огромное событие в жизни семилетнего малыша и его родителей. Первый звонок, первая учительница, первое домашнее задание, первые победы и первые неудачи. С первого школьного дня учеба становится обязанностью, и малышу нужно время, чтобы приспособиться к произошедшим изменениям. Дальнейшая успеваемость и стремление учиться закладываются именно в первый школьный год. И тут многое зависит не только от учительницы, но и от поведения родителей.

Самая распространенная родительская ошибка – стремление вырастить из своего горячо любимого чада вундеркинда. Еще задолго до поступления в школу ребенок осваивает большую часть программы первого класса, и ему неинтересно останавливаться на достигнутом, тем более повторять. Кроха готов двигаться вперед, а школьная программа не позволяет.
Конечно, родителей тоже можно понять. Им хочется, чтобы их малыш был самым-самым, и они стараются изо всех сил. Но если ребенок действительно гений, то он и без вашей помощи проявит себя. А обычному ребенку слишком много учиться тоже вредно. Дети быстро устают. И чем больше вы будете его заставлять сидеть за книжками, тем хуже. В этом случае малыш воспринимает учебу как неприятную тяжелую обязанность и соглашается делать уроки только из-под палки.
Подготовка ребенка к школе должна заключаться в развитии познавательных процессов – внимания, памяти, мышления и восприятия. Не пытайтесь во что бы то ни стало как можно раньше обучить малыша письму, счету и чтению. Все это ему предстоит освоить в школе, причем очень быстро и легко. Основная задача родителей – поддержание интереса к знаниям в целом.

Не стоит забывать, что первоклассники переживают огромный психологический стресс. Для ребенка началась новая жизнь, и он не в состоянии мгновенно свыкнуться с новой ролью. Поставьте себя на его место: новый коллектив, новый воспитатель – первая учительница и новые обязанности. А родители, вместо того чтобы помогать, начинают предъявлять к первокласснику слишком высокие требования, а ребенок физически не в состоянии их выполнять. А еще взрослые боятся, что ребенок будет без дела шататься по улице, и стараются максимально загрузить детский досуг. Они отдают малыша в несколько секций и требуют от него невозможного. Не каждый взрослый в состоянии удовлетворить запросы родительских амбиций, не говоря уж о семилетнем малыше.

Проблемы, с которыми сталкиваются первоклассники
•Ребенок не может сосредоточиться и перескакивает с одного дела на другое.
•Первоклашке необходимо, чтобы его контролировали: он не в состоянии самостоятельно справиться даже с простейшим заданием.
•Малышу тяжело просидеть без движения целый урок.
•Ребенку не нравится учиться: его гораздо больше интересуют игрушки, а не книжки и прописи.

Как с этим справиться?
– Многие родители, пытаясь приучить малыша к самостоятельности, не помогают ему делать уроки, а только проверяют уже выполненное задание. Но не каждый ребенок в состоянии самостоятельно сделать даже простое задание. Потребуется несколько месяцев, чтобы ребенок понял, что домашнее задание – это его обязанность, которую надо выполнять. Поэтому первое время вы должны мягко напоминать малышу, что пора садиться за книжки и помогать ему, хотя бы своим присутствием. Поверьте, это очень важно вашему малышу – знать, что его занятия, его усилия, старания замечают родные люди и ценят его усидчивость, его трудолюбие, желать преодолеть первые школьные трудности.

– Первокласснику необходим твердый распорядок дня. После школы и обеда дайте малышу один-два часа свободного времени. Пусть он отдохнет, «отключится» от учебы, поиграет, подышит свежим воздухом. Но не откладывайте домашнее задание на поздний вечер: после 18 часов сосредоточенность и способность воспринимать новую информацию резко снижается. Оптимальное время для выполнения уроков – 16-17 часов: малыш уже отдохнул после школы и еще не устал играть. Только не заставляйте малыша быстро бросить игрушки и садиться за уроки, потому что пришло время. Дождитесь момента, когда ребенок отложит одну игрушку и еще не возьмется за другую. Если вы будете прерывать увлеченно играющего малыша – возникнет вполне объяснимый протест, и необходимость выполнения домашних заданий быстро приобретет негативную окраску.

– Всегда начинайте с самого трудного, пока внимание «на высоте». А то, что ребенку знакомо с детского сада (например, рисование), он сумеет сделать и после того, как кривая сосредоточенности пойдет на спад.

– Если у ребенка что-то не получается, помогите ему на промежуточных стадиях. Только не стоит делать за него домашнее задание целиком. Плавно подведите малыша к верному решению, но окончательный ответ он должен дать сам. В заключение обязательно похвалите малыша: «Какой же ты молодец! Я тебе только немного помог, и ты сам решил этот сложный пример». Тогда у ребенка появиться позитивная установка «Я сам все могу».

– Почаще хвалите малыша за любую победу и не акцентируйте внимание на неудачах. Если крохе легко дается счет и не получается правописание, то рассказывайте ему, как он здорово считает, а если он будет стараться, то обязательно научится и хорошо писать. В ваших силах внушить малышу стремление к победе. Не обзывайте малыша смешными прозвищами, если он что-то плохо делает (например, на первых порах пишет «как курица лапой»): чтобы избежать вашей насмешки, ребенок вообще перестанет писать или смирится со своим прозвищем и не захочет научиться красиво писать.

– Если ребенок регулярно просиживает над домашними заданиями на 30-40 минут больше, чем рекомендуется, предложите ему помощь: объясните задание другими словами, выделите цветными карандашами какие-то буквы/цифры, что поможет ему увидеть какие-то подсказки и продвинуться вперед в решении. Если ситуация не улучшается, имеет смысл поговорить со специалистами (школьным психологом, педиатром). У некоторых детей процесс формирования тонкой моторики, которая необходима для учебы, заканчивается лишь к 8 годам. Такого малыша рекомендуется не тащить вперед, а наоборот – еще на год оставить в подготовительном классе. Лучше потерять один школьный год, чем утратить желание учиться.

– Не забывайте, что многое зависит и от генов. Если вы не отличались в школе хорошей успеваемостью и с трудом получили аттестат, то не требуйте от своего малыша невозможного. Пусть лучше у вас вырастет твердый троечник, а не замученный зубрила-отличник. Грош цена знаниям, которые насильно вбиты ребенку.

Стоит узнать и начать применять
Учеба – это процесс, в котором взаимодействуют различные органы чувств.

Руки.90% того, что ребенок сделает сам, хотя бы один раз – он усваивает. Поэтому старайтесь, чтобы кроха не только слушал, но и пытался самостоятельно повторить пример, даже если ему кажется, что ничего непонятно. Пусть попробует, а вы при необходимости поможете. Только не берите инициативу в свои руки при первой же ошибке.
Речь.70% того, о чем мы говорим – откладывается в памяти. Пусть ребенок повторяет за вами вслух, а не слушает молча. Обсуждайте свои действия. Наводящими вопросами подводите вашего первоклашку к верной мысли, но постарайтесь, чтобы окончательный правильный ответ он произносил сам.
Уши.Лишь 20% того, что ребенок слышит – он запоминает. Поэтому одних ваших объяснений будет недостаточно.
Глаза.30% того, что малыш видит – он усваивает. Рисуйте ему наглядные картинки, объясняющие материал. Только рисунки должны быть не скучными, а веселыми и оригинальными, тогда у ребенка будут возникать ассоциации, и он легко поймет урок.

К какому типу относится ваш ребенок?
Но у каждого человека какой-то из этих каналов восприятия действительности в той или иной степени преобладает. Выделяют три основных типа детей по способу усвоения информации.

Кинестики
Люди этого типа обучаются преимущественно через непосредственное участие и активные действия. Ребенку необходимо постоянно двигаться, а при разговоре он не может обойтись без жестикулирования. Он будет хорошо усваивать информацию, если процесс обучения совмещается с какой-либо деятельностью. Пусть подчеркивает, меняет краски, раскладывает карандаши или счетные палочки, главное, чтобы его занятие не отвлекало окружающих.
Кинестетикам требуется спокойное окружение и возможность движения. Попросите учительницу, чтобы она разрешала ребенку делать короткие передышки во время урока (пусть малыш сотрет с доски, сходит намочить тряпку или поможет раздать всем тетрадки).
Не стоит тренировать у кинестетика усидчивость во время выполнения домашнего задания. Если такого ребенка насильно заставлять сидеть и слушать учительницу (или маму), он вообще ничего не запомнит и потеряет интерес к учебе. Он сидит спокойно ровно столько, сколько может. Не переживайте, с возрастом ребенок повзрослеет и научится следовать установленным нормам поведения.

Визуалы
Основной канал восприятия – зрение. Такой ребенок с удовольствием рассматривает книжки и любит смотреть телевизор. Во время объяснения нового материала или раздумывая над чем-то, малыш постоянно рисует в тетрадке абстрактные картинки. Не запрещайте, так ему легче сосредоточиться. Дети визуального типа учатся посредством письма, такому первоклашке необходимо все самостоятельно записать, чтобы запомнить. Лучше всего такой ребенок будет воспринимать материал в виде таблиц, рисунков и с помощью образных ассоциаций.

Детям этого типа в большей мере, чем другим, нужен свой письменный стол и порядок вокруг, чтобы не отвлекаться. Хорошим помощником в учебе станут компьютерные программы или обучающие диски.

Аудиалы
Усваивают информацию посредством слушания. Дети этого типа обладают обширным словарным запасом, хорошей памятью на имена и факты. Однако шум, резкие голоса и даже шепот мешают им сосредоточиться. Поэтому позаботьтесь о создании спокойной обстановки во время выполнения домашних заданий. Некоторым малышам, наоборот, необходим фон – приглушенная спокойная музыка. Такой первоклассник лучше запоминает, если проговорит вслух учебный материал.

Что ж, теперь, когда вы знаете, на какие грабли не стоит наступать – помогите своему первоклашке учиться с удовольствием. Хороших оценок вашему малышу, а вам – терпения и радости от его успехов!

Источник

Читайте также:  Стресс перелом таранной кости что это
Оцените статью