Для кого характерны низшие эмоции

Психофизиология эмоций

Учебное пособие по дисциплине «Анатомия и возрастная физиология»математического и естественно-научного (базовая часть) цикла предназначено для студентов очной и заочной форм обучения по направлению 050400.62 «Психолого-педагогическое образование», профилю «Психология и социальная педагогика», слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников сферы психологии и педагогики.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психофизиология эмоций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

2. КЛАССИФИКАЦИЯ ЭМОЦИЙ

Обычно эмоции определяют как особый вид психических процессов, которые выражают переживание человеком его отношения к окружающему миру и самому себе. Особенность эмоций состоит в том, что они в зависимости от потребностей субъекта непосредственно оценивают значимость действующих на индивид объектов и ситуаций. Эмоции выполняют функции связи между действительностью и потребностями.

Существует большое количество классификаций эмоций.

Эмоции делят на низшие и высшие. Низшие связаны с органическими потребностями и подразделяются на два вида: гомеостатические, направленные на поддержание гомеостаза, инстинктивные, связанные с половым инстинктом, инстинктом сохранения рода и другими поведенческими реакциями. Высшие эмоции возникают только у человека в связи с удовлетворением социальных и идеальных потребностей (интеллектуальных, эстетических и др.). Эти более сложные эмоции развивались на базе сознания и оказывают контролирующее и тормозящее влияние на низшие эмоции.

Многие физиологи и психологи делят эмоции на отрицательные, связанные с возникновением потребности, и положительные, сопровождающие ее удовлетворение. Следует отметить, что положительная эмоция не всегда соответствует позитивной для организма значимости стимула (например, при употреблении алкоголя или наркотика), а отрицательная — его негативной значимости, например, страх перед определенными ситуациями или объектами окружающей среды.

Положительные эмоции характеризуют благоприятное состояние организма. Их можно рассматривать как результат удовлетворения биологических или социальных потребностей. Они сопровождаются повышенной творческой работоспособностью, высокой производительностью труда, малой утомляемостью, повышением устойчивости организма к вредоносным факторам. К положительным эмоциям относят удовольствие, наслаждение, радость.

К отрицательным эмоциям относят страх, ужас, гнев, ярость, неудовольствие, отвращение, горе, грусть, тоску.

Учитывая характер поведения организма при эмоциональных состояниях, их можно подразделить на стенические, вызывающие активную деятельность, и астенические — угнетающие активные формы поведения.

К. Изард выделил следующие основные эмоции:

Интерес (как эмоция) — положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний.

Радость — положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика или, во всяком случае, неопределенна.

Удивление — не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес.

Страдание — отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса.

Гнев — эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.

Источник

Виды чувств. В психологии различают низшие и высшие чувства

В психологии различают низшие и высшие чувства.

Низшие чувства (эмоции в узком смысле) – это чувства, связанные с удовлетворением или неудовлетворением различных физиологических потребностей. Примером могут служить чувства, связанные с такими состояниями, как жажда, голод, сытость, тошнота. Низшие чувства сигнализируют о физическом состоянии человека – здоровье или недомогании, об удовлетворении или неудовлетворении органических потребностей.

К высшим чувствам относятся нравственные (моральные), интеллектуальные и эстетические чувства. Высшими они называются потому, что составляют наиболее важную и сложную сторону духовной жизни человека как общественного существа.

Являясь показателем тех или иных отношений конкретной личности к обществу и в конечном итоге показателем определенных взаимоотношений личности и общества, высшие чувства отличаются особой сложностью и богатством содержания. Через проявление высших чувств можно легко определить характер, темперамент, интересы, умственные способности человека. Все высшие чувства не являются изолированными друг от друга переживаниями, а тесно связаны и в совокупности так или иначе характеризуют личность человека.

Нравственные (моральные) чувства возникают и развиваются в процессе общения людей, в процессе их совместной деятельности и во многом определяются нормами морали и нравственными принципами. В моральных чувствах особенно наглядно выражается социальный характер высших чувств.

Сущность моральных чувств составляет переживание ценностей действий, поступков людей, обусловленных общественными интересами, требованиями, нормами, или, наоборот, переживание несоответствия действий, поступков человека принятым общественным правилам.

Среди моральных чувств человека важнейшее место занимают чувство патриотизма, чувство коллективизма, дружбы и товарищества, чувства долга и ответственности, чувства чести и гуманного отношения к людям.

Интеллектуальными называют те чувства, которые возникают у человека в процессе познания действительности.

Интеллектуальные чувства выражаются в познавательных интересах, любознательности, в переживаниях, связанных с поисками истины, с решением мыслительной задачи.

Эстетические чувства есть те чувства, которые возникают у человека при восприятии и создании прекрасного, возвышенного, комического, трагического.

Переживание предметов и явлений действительности как прекрасное обогащает духовный мир человека, делает его жизнь богаче, прекраснее. Прекрасное постоянно привлекает к себе внимание человека, ласкает его взор, пробуждает потребность еще и еще раз рассматривать, доставляет человеку эстетическое наслаждение. Эстетические переживания вызывают у нас как творения природы, так и творения рук человека.

Читайте также:  Прочитать человека по эмоциям

В поведении человека ярче всего проявляется все многообразие эмоций и чувств, которые пронизывают его и определяют выбор закрепленных форм поведения. В свою очередь, устойчивые формы поведения становятся чертами характера и качествами личности (например, смелость, тревожность, вспыльчивость, эмпатия, разочарованность). Чувства человека отражают структуру личности, в них проявляются направленность личности, установки, личностная значимость окружающего.

В педагогической деятельности от учителя требуется умение регулировать свое эмоциональное состояние на уроке в общении с учениками. Эффективности обучения и воспитания способствуют такие эмоциональные свойства личности педагога как эмпатия, оптимизм, чувство юмора, а вспыльчивость, агрессивность, излишняя тревожность снижают качество педагогического взаимодействия с учениками.

Источник

Для кого характерны низшие эмоции

итак, привожу систему, которая существует на данный момент у Меня 🙂

(на истинность не претендует, это лишь одна из моделей восприятия, помогающая двигаться по пути развития Сознания.
поэтому мнения на тему «всё совсем не так и вот почему» меня не особо интересуют. Интересует конструктивизм, вроде «А есть и другое», которое можно Использовать, а не просто занять мозги очередной теорией).

В моей системе миропонимания:
есть эмоции низшие, высшие, и есть чистое Сознание (не путать с «умом»).

Низшие – эмоции, производные от биологической сущности (практически инстинкты: желание спариваться, обладать, доминировать, материнско/детёношные + их подвиды и следствия из них):

Низшие эмоции: страсть, ревность, зависть, желание «быть нужным», желание ощутить свою важность, желание кого-то «облизывать», поклонение, желание ощущать принадлежность (кому-либо или чему), страдание любого рода, чувство собственной важности, страх любого рода, желание первенства любого рода, ощущение недостатка/ущербности (в результате чего-либо), вина, чувство долга, чувство стаи (разделение свой-чужой/нормальный-ненормальный), агрессия, гнев, злость, раздражение, неуверенность, депрессия, уныние, удовольствие любого рода, удовлетворение любого рода

Высшие эмоции: чистая радость, ощущение счастья, восторг бытия, наслаждение жизнью, непривязанная любовь, желание отдавать/дарить (когда это действительно оно, а не культивирование чувства нужности и важности), умиротворение, душевная гармония, внутреннее сияние-тепло-свет.

Сложно описывать это какими-то «нормальными» словами, потому что в человеческом языке, к сожалению, нет адекватных отражателей этих смыслов. Но кто хоть раз переживал эти состояния (во… этим они и отличаются. это не чувства, это способ проживания) – тот точно понимает, о чем речь и не спутает это ни с чем другим 🙂

Сознание – безэмоционально. Т.е. это такой уровень понимания реальности, к которому даже высшие восторги не имеют отношения. Там нет ощущений вообще, там есть ЗНАНИЕ.

Так и вот.
О смысле и пользе.
Если совсем кратко: и те и другие эмоции Бесполезны, в том плане что ничего не меняют в глубине существа. Т.е. в другой системе кооридинат, они, конечно, значимы – и сексуальное удовлетворение, и чувство тотальной любви ко всему живому, и разные восторги и проч.
Но для сознания, чьим приоритетом является Изменение или Развитие – они не значат совершенно ничего.

Высшие эмоции, в силу того, что вообще доступны только на определенном уровне развития, часто ассоциируются именно с достижением определенной ступени. И испытывающие эти эмоции (точнее, уже «состояния») зачастую полагают, что «поняли всё». И стремиться больше, в общем-то, некуда – только увеличивать «проживание состояния».
Да, это тоже путь. Но путь по горизонтали. Потому что «усиление высших эмоций» (состояний) особо никуда не двигает. Особенно при установке «это всё, что есть развитие».

//к примеру у меня есть подруга, которая очень тонко чувствует мир. Находится в ощущении «всё просто Есть и независимо от нашей воли происходлит». (словами передать сложно этот концепт, но суть: тотальное принятие всего сущего). Но из этой самой «безусловной любви к миру» её легко выбивает необходимость кому-то одолжить горячо любимые материальные предметы. Возникает «душевный дискомфорт» и всяческие умопостроения на тему «почему же я всё-таки их не даю».
И она даже не понимает, насколько это несочетаемо)))) а всё от непроработанности картины мира. Т.е. западание в эмоции типа «ах, как все совершенно и прекрасно и т.д.», «я люблю весь мир», «я понял смысл существования» — ничего не меняет и позволяет уходить от работы над собой.//

Эмоции всегда сопровождают лишь Один Из пластов понимания. Да, с каждым разом более тонкий, более «духовный», более «приятный», «божественный» — и т.д. Но это всего лишь Признак уровня. Не больше не меньше.
И уж точно не Работа и не Движение дальше.

Низшие эмоции — бесполезны так же, но могут быть еще и вредны. Для здоров

Источник

Классификация эмоций

Существует множество различных классификаций эмоций у человека. Они могут различаться по силе переживания, по влиянию их на жизнедеятельность и по содержанию. В основе другой классификации лежат два признака: длительность и степень выраженности того ияи иного чувства. В зависимости от этого различают настроение, страсть и аффект.

Настроением называется длительное эмоциональное состояние, не достигающее значительной интенсивности и не имеющее существенных колебаний в течение достаточно длительного периода. Период продолжительности настроения может быть различным — от 1/2-1 часа до нескольких дней и даже недель. При этом на всем протяжении данного настроения имеет имеет место довольно постоянный основной эмоциональный тон — либо отрицательный, либо положительный. Как основной чувственный тон, так и легкость, с которой развивается то или иное настроение, его длительность зависит и от характера раздражителей, и от особенностей нервной системы человека. Наиболее продолжительными, а вместе с тем и стойкими бывают такие настроения, которые связаны у человека с причинами социально-исторического порядка.

Читайте также:  Проблемы эмоциональной сферы диагностика

Например, настроение напряженного ожидания, максимальной концентрации духовных и физических сил сопутствовало всему периоду Великой Отечествнной войны 1941-1945 гг. Заметные изменения настроения советских людей происходили лишь в дни замечательных побед нашей армии или же были связаны с достижениями в труде десятков миллионов людей, ковавших победу в тылу. Резкий перелом в настроении совершился в то время, когда началось победное наступление по всему фронту. Наконец, День победы был отмечен всеобщим ликованием народа. Люди, пережившие эту войну, указывают, что за победой последовали недели и целые месяцы, когда, проснувшись утром, они ощущали подъем сил, неизменную бодрость, прилив энергии и другие чувства — обязательные признаки всякого положительного, хорошего настроения.

Страсть — достаточно длительная и одинаково достаточно интенсивная эмоция, имеющая для человека определенную значимость. Сильная и продолжительная страсть может касаться удовлетворения и высших и низших потребностей человека. Страсть, как правило, определяется и наличием элементов воли в своей психологической структуре, и ясно выраженной целеустремленностью. Она способна и организовать, и стимулировать деятельность человека. Та или иная страсть иногда определяет направление всей нашей жизни (страсть к определенному виду искусства, к спорту, в частности к тем его видам, которые требуют мужества и стойкости, предельного напряжения сил и упорства, например воздушный пилотаж, подводное плавание, альпинизм, парашютный спорт и т.п.).

Аффект — предельно выраженная, но кратковременная эмоция. Аффект представляет собой то исключение, когда возникшее чувство на короткое мгновение как бы ускользает от руководящего влияния рассудка. Причны аффекта — какие-нибудь сильные раздражители, хотя и действующие кратковременно. Поэтому аффект, в противоположность настроению, всегда конкретно направлен. Повышенная аффективность иногда бывает связана с предварительной астенизацией организма. Наблюдаются аффекты ярости, ревности, гнева, радости, горя и др. Аффект обычно сопровождается бурной двигательной реакцией, однако находящейся под контролем рассудка. Такой аффект носит название физиологического.

Ему противопоставляется патологический аффект, когда в ответ на довольно слабый раздражитель внезапно развивается бурная эмоциональная реакция, в такой степени, что на несколько секунд или минут глубоко помрачается сознание. Поэтому поступки человека, находящегося в состоянии патологического аффекта, носят нелепый характер, психологически необъяснимы. Выраженная вегетативная симптоматика наблюдается на протяжении всего времени патологического аффекта.

Кроме приведенного разделения наши чувства можно рассматривать с той точки зрения, насколько эмоция связана с волей и влияет на жизнедеятельность. В подобном аспекте чувства делятся на стенические и астенические (от греч. sthenos — сила). Те чувства, которые способствуют внутреннему подъему, появлению активности и придают человеку бодрость, энергию, уверенность в действиях, называются стеническими. Если же возникшая эмоция, переживание ослабляет или парализует волю, снижает жизнедеятельность и предрасполагает к пассивно-оборонительным действиям, ее следует отнести к разряду астенических.

Следовательно, страсть — это всегда стеническое чувство. Настроения и аффекты могут быть и астеническими, и стеническими.

Астенические и стенические чувства способны переходить одно в другое в зависимости от особенностей конкретной ситуации и качеств личности. Длительность их изменяется, так же как и интенсивность. В течение астенической или стенической эмоции возможны «срывы» в виде аффективных реакций, аффектов.

Наибольшее значение имеет разделение эмоций на высшие и низшие. Высшие (сложные) эмоции, или чувства, возникают в связи с удовлетворением общественных потребностей. Они появились в результате общественных отношений, трудовой деятельности. Различаются чувства интеллектуальные, моральные, эстетические и праксические. Последние связаны с процессом трудовой деятельности, с решением практических задач. Их разновидностью будут высшие эмоции, сопряженные с участием в спортивных играх и соревнованиях. Разумеется, деление высших человеческих чувств на чисто интеллектуальные и чисто праксические весьма условно.

Интеллектуальные чувства (от лат. intellectus — понимание, ум) возникают в процессе умственной деятельности: любознательность, радость открытия, сомнения в правильности решения задач и т.п.

Моральные чувства (от лат. moralis — нравственный) имеют социальную значимость, действенность, обусловлены мировоззрением и порождаются этическими нормами. К ним относятся: чувства симпатии и антипатии, любви и ненависти, долга и совести и т.п.

Эстетические чувства (от лат. aisthesis — чувственность) появляются при создании или восприятии прекрасного.

Праксические чувства (от лат. praxis — действие, деятельность) переживаются при любой трудовой деятельности — чувства успеха, удачи-неудачи и т.п.

Высшие эмоции, развиваясь на базе сознания, занимают по отношению к низшим господствующее положение, затормаживают инстинктивные порывы, подавляют низменные стремления. К высшим эмоциям относятся чувство патриотизма, морального, эстетического удовлетворения, личного достоинства, чувства долга, совести, осознание подавления одного из своих низших чувств и т.п.

Низшие (простые, элементарные) эмоции в отличие от высших вытекают из органических потребностей человека, основаны на инстинктах и являются их выражением. Среди низших эмоций выделяется группа витальных (от лат. vita — жизнь). Их относят к более глубоким и древним слоям эмоциональной сферы. Витальные эмоции связаны с жизненным тонусом и общим состоянием организма. К низшим эмоциям относится переживание удовольствия при ощущении сладкого, неудовольствия — горечи во рту; к витальным чувствам следует причислить голод и жажду (точнее, сопровождающие их эмоции), чувство самосохранения.

Другое разделение эмоций и чувств проводится на основании того, какое со стороны человека возникает отношение к объектам, явлениям внешнего иди внутреннего мира. Выделяются эмоции положительные, которые переживаются нами как удовольствие (родительское чувство, дружба), и отрицательные, появляющиеся в том случае, когда действительность не соответствует потребностям человека. Последние обычно приводят к пониженному настроению, иногда к раздражению и недовольству (чувство отвращения, антипатии, оскорбленного самолюбия, физической неполноценности и пр.).

Читайте также:  Материнство радость или нет

В возникновении тех или иных чувств играют роль характер раздражителя и сама обстановка, в которой происходит контакт человека с эмоциогенным агентом. У детей в раннем возрасте эмоции возникают легко. Они нестойки и изменчивы, ребенок не в состоянии руководить ими.

Однако при соответствующих условиях разражители, как правило, вызывающие отрицательные эмоции, могут вызывать положительные чувства. Примером этому являются положительные эмоции на общение со змеями, воспитанные у шестилетней Аннет Эверс.

Весьма неустойчива эмоциональная жизнь подростков, что объясняется временной дисгармонией между корой и подкорковыми образованиями, свойственной периоду полового созревания. Обычно в этом периоде преобладает стеническая жажда деятельности, вера в себя и свои силы. Чувства острые, гамма их широка и разнообразна.

Но наибольшей сложностью отличаются эмоциональные переживания взрослого человека. В этом периоде жизни имеют огромное значение прошлый опыт, стойкая направленность личности, заинтересованность, соответствие раздражителей интеллекту, вкусам, профессии и т.п. Но нельзя не учитывать роль физиологических особенностей человека — типа нервной системы, в частности — баланса между корой и подкоркой. В связи с этим один и тот же эмоциогенный фактор у разных людей вызывает, как правило, реакции, разные как по внешнему проявлению, так и по их внутренним качествам.

Это можно видеть, например, если сравнить эмоции родственников тяжелобольного и его врача. Сложная гамма астенических отрицательных чувств, глубокое горе, иногда угрызения совести, самобичевание — все это и многое другое мы можем видеть в переживаниях родных и близких заболевшего. У врача, который научился владеть собой, в подобном случае должны преобладать стенические чувства; возникающие иногда отрицательные эмоции подавляются. В своих действиях, словах врач будет руководствоваться высшими чувствами, прежде всего стремлением помочь страдающему человеку, быть ему во всем полезным, желанием вселить бодрость, уверенность в благополучном исходе болезни, поддержать упавшие силы и настроение больного. При благополучном течении болезни у врача, естественно, появляется чувство выполненного долга, профессионального удовлетворения, гордости за медицинскую науку, у родственников — радостное настроение, рожденное картиной выздоровления родного, любимого человека, гибель которого переживалась бы как непоправимое несчастье.

В течение жизни взрослого человека имеют место изменения его эмоциональности. Год от года усложняются восприятие и осознавание происходящего, непрерывно пополняются запасы памяти, расширяются интеллектуальные возможности, интересы становятся вполне определенными, растут запросы, совершенствуются жизненные стереотипы и т.д. Все это ведет к тому, что степень сложности чувств растет. К раздражителям, которые ранее вызывали бурный аффект, человек теперь относится более спокойно — «срабатывают тормоза». С другой стороны, объекты чувств выбираются самим человеком более активно и вполне сознательно. В этом выборе, так же как и вообще в эмоциях взрослого человека, проявляются особенности его личности.

Эмоциональные особенности обусловлены типом высшей нервной деятельности — это эмоциональная возбужденность, импульсивность, аффективность, устойчивость, сила, темп, ритм, эмоциональный тонус.

Большая эмоциональная возбудимость сочетается с большой или слабой эмоциональной устойчивостью, в то время как слабая эмоциональная возбудимость сочетается с большой или слабой эмоциональной устойчивостью. Эмоциональные свойства личности могут проявляться в аффективности, впечатлительности, сентиментальности, страстности, холодности, добродушии, альтруизме, эгоизме и т.д.

Подобно нашим знаниям, восприятия, чувства забываются. И если знания можно освежить в памяти, восприятия подкрепить, то и чувства удается иногда «оживить» интеллектуальным усилием. В других случаях возникает обратная картина: несмотря на все доводы разума случайно возникшее чувство в дальнейшем становится весьма прочным. Иногда эмоции вообще появляются совершенно неожиданно для человека и на первый взгляд как будто бы и не связаны с раздражителем. О подобных переживаниях Н. Островский писал: «Чайковский открывает в моей душе такие итимные чувства, вызывает такие нежные мысли, о существовании которых я раньше и не подозревал». В определенных жизненных ситуациях человеку, как правило, свойственны и иллюзорные эмоциональные реакции.

Здоровый человек способен регулировать свои движения, действия и поступки. Значительно труднее научиться руководить собственными эмоциями. В связи с этим следует считать не всегда правильным выражение «власть над своими чувствами». Ибо можно воздержаться от тех или иных слов, жестов, движений — возможных последствий эмоций, проконтролировать предполагаемые действия, но сами чувства при этом не всегда исчезают.

Чувства украшают личность человека, делают ее привлекательнее и ярче. Наоборот, в наше время неестествен вид сухого формалиста и педанта, не проявляющего эмоциональных реакций в соответствующей обстановке. Эмоции обогащают нас, способствуют творческому подъему, интенсифицируют интеллектуально-мнестические процессы, способствуют стойкости внимания и т.п. Несомненно, что положительные чувства оказывают благоприятное влияние и на наш организм. Особенно это важно иметь в виду врачу, психологу, педагогу, долг которых — помогать человеку.

Хорошо известно благотворное действие некоторых эмоций на течение болезни, так же как и отрицательное, которое способно привести к осложнениям или переходу болезни в хроническую форму. В этом отношении представляют интерес многочисленные работы, специально посвященные изучению эмоциональной сферы у больных сердечно-сосудистыми заболеваниями, туберкулезом, различными вялотекущими инфекциями и др. Воспитание чувств больного — неотъемлемая часть работы врача и психодога, ибо она предполагает наиболее эффективное психотерапевтическое воздействие на его личность.

Источник

Оцените статью