Для эмоциональной сферы старости характерно

Особенности эмоциональной сферы пожилых людей

Вы будете перенаправлены на Автор24

Эмоциональная сфера пожилых людей — это эмоциональное состояние, которое способно определять повседневную жизнь пожилых людей.

Эмоциональная сфера лиц пожилого возраста

Людям пожилого возраста присущи специфические изменения в эмоциональной сфере. Это связано с неконтролируемым усилением аффективных реакций, склонностью к беспричинной грусти, слезливости.

Эмоциональная сфера пожилых людей ослабляется, что приводит к тому, что их новые впечатления лишаются красочности и яркости. По этой причине можно видеть привязанность людей такого возраста к прошлому. Над ними сильна власть воспоминаний.

Ученые характеризуют изменения в эмоциональной сфере через динамичность эмоциональных состояний, которая выражена с помощью инертности или лабильности эмоций. В этой сфере растет роль негативных эмоций. В пожилом возрасте можно отметить также уменьшение контроля проявления эмоций (смех, радость, печаль), появление эмоциональной черствости, снижение эмпатии.

В состав частных признаков эмоциональной сферы можно включить устойчивое преобладание некоторых модальностей переживаний, включая тревогу, грусть, раздражение и недовольство. Тем не менее, у некоторых индивидов даже до глубокой старости могут сохраняться оптимистическое настроение и бодрый дух.

Большая часть изменений в эмоциональной сфере характеризуется изменением социальной роли пожилых людей. У них появляется необходимость адаптироваться к новым жизненным условиям. Для одних это связано с негативными эмоциональными переживаниями, для других — с позитивными.

Борьба с негативными эмоциями у пожилых людей связана с адекватной и не простой проблемой оптимизации условий старения. В специальных исследованиях, которые посвящены эмоциональной сфере здоровых пожилых людей, психологи и психиатры обсуждают данную проблему с позиции контекста психопатологических изменений эмоциональной сферы в старости.

Эмоциональная сфера включает эмоции человека, которые, прежде всего, состоят в переживании им актуальных ситуаций, включая окрашенное отношение к действительности и самому себе. Эмоции — это совокупность чувств, которые имеют отношение к окружающим событиям.

Готовые работы на аналогичную тему

Человеческие чувства нельзя считать просто эмоциями или аффектами с формальной физиологической точки зрения. Они способны объединять в себе как чисто эмоциональные качества, так и состав конкретного переживания (например, мысль, идея). Чувства индивида, которые представляют собой его отношение к окружающему миру и к самому себе, способны выступать в рамках психической деятельности в качестве эмоциональных психических состояний.

В пределах эмоционального состояния может быть отражена противоположность чувств, переживаемых человеком. Это может быть приятное или неприятное, напряжение или разрядка, возбуждение или подавленность. Человеческие чувства — это сложнейшие психические состояния, в рамках которых происходит соединение эмоционально-аффективного или до известной меры качественно-неспецифического начала и начала качественно-специфического (индивидуально-содержательного). По этой причине в эмоциях человека объединяется эмоциональная и интеллектуальная составляющая.

В изменении эмоций у здорового пожилого человека решающее значение имеют два фактора:

  • Эмоциональный фактор (возникновение психических состояний при переживании человеком не только того, что происходит вовне, но и того, что происходит внутри его организма);
  • Социально-биологический фактор (наличие у людей биологических и социальных потребностей, удовлетворение или неудовлетворение которых может порождать соответствующие эмоциональные состояния).

Данное разделение ведет к попыткам разделить эмоциональные состояния людей на биологические, или «органические» (социальные). По сути же любые эмоциональные переживания людей состоят из этих двух компонентов, поскольку биологическое и социальное нельзя отделить друг от друга. Чувства — это активная сторона человеческих потребностей, которая готовит индивида к деятельности в области реализации потребностей с помощью мотивов, интересов и склонностей, формируемых сознанием.

Исследуя эмоции человека в пожилом возрасте, необходимо обратить внимание на реальные, конкретно-содержательные взаимоотношения, возникающие между субъектом и действительностью. Эмоции человека представляют собой продукт его конкретной истории. По этой причине чувства пожилых людей — это итог конкретной жизненной истории.

Читайте также:  Когда возникает чувство благодарности

Особенности эмоциональных изменений

Изменения в сфере эмоций у людей пожилого возраста исследованы недостаточно. Они характеризуются общими и частными признаками. В составе общих признаков можно отметить:

  • Изменение подвижности,
  • Изменение динамичности эмоциональных состояний,
  • Лабильность (инертность) эмоций,
  • Своеобразное расширение пространственных характеристик (рост места и роли, занимаемого отрицательными эмоциями).

Содержание эмоциональной сферы у большей части пожилых людей в целом окрашивается в отрицательные тона.

Еще одна общая характеристика эмоционально-чувственной сферы пожилых людей представлена высокой временной устойчивостью высших эмоций. Они получают способность более глубоко переживать произведения искусства, проявлять эмоциональную реакцию на мировые события и общественные явления.

На длительное время могут сохраняться эмоции, которые относятся к индивидуальному творчеству, любви к людям и живой природе и др. У пожилых людей значительно меняется способность подвергать контролю внешние проявления чувств, что выражается через так называемое слабодушие. В этом состоянии эмоции легко отражаются во внешнем поведении (например, смех, радость, печаль и др.).

Среди частных признаков эмоциональности у пожилых людей выделим устойчивое преобладание определенной модальности переживаний. В качестве примера выступает состояние тревоги, которое нужно отличать от тревожности в виде личностного свойства.

Источник

Особенности эмоциональной сферы в старости

Специфика эмоциональной сферы пожилого человека во многом зависит от успешности прохождения возрастного кризиса, степени решенности возрастных задач, бессознательно принимаемой стратегии старения. М.В. Ермолаева выделяет две основные стратегии эмоционального старения.

Первая предполагает возможность дальнейшего личностного роста, вторая направлена на сохранение себя, прежде всего, как индивида, т.е. на биологическое выживание. Поскольку физиологические возможности и потребности медленно угасают, то вторая стратегия не обеспечивает удовлетворенности жизнью и позитивного эмоционального фона. При принятии первой стратегии человек сохраняет возможность социального развития, а также самосовершенствования в идеальном, интеллектуальном и личностно-психологическом плане. Предполагается, что в этом случае у него сохраняется структура смыслов жизни, повышается степень субъективной удовлетворенности жизнью вне зависимости от объективных условий (здоровья, семейных обстоятельств).

В целом, исследователи отмечают, что в старости преобладает пониженный фон настроения, так как замедляется аффективная живость. Из-за снижения силы и подвижности нервных процессов понижается интенсивность эмоций. Как правило, заостряется тот фон настроения, который преобладал у человека в молодые годы. То есть, если в молодости он чаще был печален, то в пожилом возрасте, это настроение будет не только преобладать в количественном плане, но и чувствоваться сильнее. В старости наблюдается зависимость эмоционального состояния от типа соматического заболевания. Например, гипертоники повышенно ранимы, обидчивы, мнительны. В сознании человека старость часто отражается как болезненное состояние, с которым можно и нужно бороться.

Типичным явлением для пожилых людей является возрастно-ситуационная депрессия — расстройство настроения без наличия нервно-психического заболевания, равномерное и стойкое, сильное понижение настроения, впервые возникшее в старости. Субъективно она переживается как чувство пустоты, ненужности, неинтересности всего происходящего и негативности будущего, имеет место негативное восприятие молодости. Самому пожилому человеку его состояние кажется обычным, и помощь, поэтому отвергается. Основным травмирующим фактором является собственный возраст, а содержанием — непринятие своего старения.

Выделено три варианта течения возрастно-ситуационной депрессии.

1. Ипохондрическая фиксация на старческих недугах. Человек «зацикливается» на болезнях и способах лечения, при этом он не связывает их со старостью и надеется на излечение. 2. Бредоподобные идеи о притеснении. Отношение окружающих представляется исключительно несправедливым, кажется, что все вокруг морально притесняют, ущемляют права. Отсутствие притеснений доказать невозможно, так как человек не способен к критическому отношению. 3. Вымыслы с горделивыми идеями о собственной значимости. Человек рассказывает либо выдумывает избранные эпизоды из жизни.

Что касается страхов, у человека в позднем возрасте сохраняются все страхи, накопленные в течение жизни, и прибавляются специфические страхи этого периода. До 70 доминируют страхи одиночества, болезни, смерти, будущего; после 70 — страх смерти, болезни, плохих людей, одиночества. Для обоих периодов характерны страх беспомощности, иррациональные страхи, моральные страхи, связанные с необходимостью дать себе отчет о прожитой жизни.

На эмоциональное состояние пожилого человека во многом влияет наличие психосоматических проблем. Многие из них обусловлены переживаниями в течение жизни, часть появляется уже в пожилом возрасте, которому свойственно наличие большого количества стрессогенных ситуаций и событий. Часто в психосоматических заболеваниях проявляется неудовлетворенность человека прожитой жизнью. Многим пожилым людям больно обращаться к своему прошлому, поэтому они избегают осмысливания, вытесняют чувства и мысли, что приводит к отчаянию, апатии, а также находит выражение в различных соматических заболеваниях.

Итак, к старости, как правило, человек становится эмоционально более ранимым, требует более чуткого внимательного отношения, особенно со стороны близких, родственников, работников медицинских и социальных учреждений. Несмотря на это, при выборе жизненной стратегии, пожилой человек может чувствовать себя эмоционально благополучно при практически любых жизненных обстоятельствах. В задачи социальных служб должно входить не только обеспечение психоэмоционального комфорта, но и помощь в выработке позитивной стратегии эмоционального старения. Скорее всего, наибольшее влияние на этот выбор оказывает осмысление жизненного пути.

Задачи развития человека в пожилом возрасте

При прохождении каждого возрастного этапа человек решает определенные задачи развития. А.В. Мудрик выделяет три группы задач, решаемых человеком на каждом этапе социализации: естественно-культурные, социально-культурные и социально-психологические задачи. Рассмотрим эти задачи и их особенности в пожилом возрасте.

Естественно-культурные задачи включают в себя достижение определенного уровня физического и сексуального развития. Применительно к пожилому возрасту, можно сказать, что задача заключается в сохранении достигнутого уровня физического развития. В условиях российской культуры и ментальности это будет выражаться в сохранении физической активности посредством домашней работы, занятий спортом или физической гимнастикой; поддержании внешнего вида; адекватном восприятии старения организма. Что касается сексуального развития, нужно отметить, что, несмотря на то, что в пожилом возрасте наблюдается некоторое нивелирование половых ролей, в современной прозападной культуре постулируется положение о том, что в любом возрасте человек должен сохранять свою психосексуальную активность и полоролевое поведение, присущее зрелому возрасту. Однако, например, у мыслителей востока пожилой возраст обладает таким преимуществом, как избавление от половых ролей. И этот период жизни должен быть посвящен не попыткам сохранить прежний уровень физического функционирования, а подготовке к переходу в следующее нефизическое состояние посредством различных духовных практик.

Социально-культурные задачи включают познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые. Человек должен освоиться с новыми для себя ролями. Происходит трансформация от статуса зрелого, работающего человека к положению пенсионера. Он перестает быть родителем (потому что дети уже выросли), но принимает роль прародителя (бабушки, дедушки). Ему необходимо перераспределить свое время, переструктурировать сферу собственной занятости, перестроить отношения с супругой (супругом), либо примириться с потерей. Человек делает выбор, развиваться ли ему дальше интеллектуально и культурно, или повернуть к регрессу.

Социально-психологические задачи включают становление самосознания личности, ее самоопределение в актуальной жизни и на перспективу, самореализацию и самоутверждение. Конкретизируем психологические задачи пожилого возраста, используя теорию Э. Эриксона, в которой основное внимание акцентировано на формировании эго-идентичности. Под идентичностью понимается набор своеобразно объединенных и приемлемо согласующихся между собой представлений человека о своих физических, психологических и социальных качествах, целостность личности. Развитие эго-идентичности происходит в течение всей жизни человека. Последняя психосоциальная стадия (от 65 лет до смерти) завершает жизнь человека. Теперь он черпает подтверждения неизменности своей идентичности в прошедших событиях; в том, чем и кем он был для себя и окружающих раньше. Например, если он был примерным родителем, или выдающимся специалистом, то при определении себя в старости он будет указывать именно на эти факты.

Это время ставит перед человеком и новую задачу: убедиться в ценности прожитой жизни. Конечной стадией в теории жизненного цикла Эриксона является психосоциальный конфликт «целостность эго против отчаяния». Только в человеке, который каким-то образом проявил заботу в отношении людей и вещей и приспособился к успехам и разочарованиям, неотъемлемым от жизни, в родителе детей и создателе идей — только в нем постепенно созревает плод всех семи стадий – интегративность или целостность личности. Это чувство протекает из способности человека оглядеть всю свою прошлую жизнь и сказать себе: «Я доволен». Э.Эриксон отмечает несколько составляющих такого состояния души: все возрастающая личностная уверенность в своей приверженности к порядку и осмысленности; постнарциссическая любовь человеческой личности как переживание мирового порядка и духовного смысла прожитой жизни, независимо от того, какой ценой они достигаются; принятие своего жизненного пути как единственно должного и не нуждающегося в замене; новая, отличная от прежней, любовь к своим родителям; приязненное отношение к принципам прошлых времен и различной деятельности в том виде, как они проявлялись в человеческой культуре. Обладатель такой личности понимает, что жизнь отдельного человека есть лишь случайное совпадение жизненного цикла с единственным отрезком истории, и перед лицом этого факта смерть теряет свою силу. Тогда, как полагает Эриксон, в старости приходит настоящая зрелость и, как приобретение этого периода, полезное чувство «мудрости прожитых лет». Но в то же время он отмечает: «Мудрость старости отдает себе отчет в относительности всех знаний, приобретенных человеком на протяжении жизни в одном историческом периоде. Мудрость — это осознание безусловного значения самой жизни перед лицом смерти».

На противоположном полюсе находятся люди, относящиеся к своей жизни как к череде нереализованных возможностей и ошибок. Недостаток или отсутствие целостности проявляется у этих людей в скрытом страхе смерти, ощущении постоянной неудачливости и озабоченности тем, что «еще может случиться». Эриксон выделяет два превалирующих типа настроения у раздраженных и негодующих пожилых людей: сожаление о том, что жизнь нельзя прожить заново и отрицание собственных недостатков и дефектов путем проецирования их на внешний мир.

Собственно о том же говорит в своей теории развития человека Шарлотта Бюлер. Она выделяет пять фаз развития, последняя, пятая фаза начинается в преклонном возрасте, в 65-70 лет. В этот период, считает психолог, многие люди перестают преследовать цели, которые они поставили перед собой в юности. Оставшиеся силы они тратят на различные формы досуга, спокойно проживая последние годы. Люди обозревают свою жизнь, испытывая удовлетворение или разочарование.

Другой американский психолог Дж. Пекк, развивая идеи Эриксона, говорит о подкризисах последнего периода. Назовем два из них: первый- переоценка собственного «Я» (человек должен ответить себе и для себя на вопрос: «кто «Я» есть, что есть «Я» после ухода на пенсию, когда отброшены учёные и военные звания, учёные и административные должности?»); второй — осознание факта ухудшения здоровья и старения тела (опять же ответ на вопрос: «кто есть «Я» без красивой причёски, стройной фигуры, отменного здоровья?»). Так вот для мужчины труднее преодоление первого подкризиса, а для женщины- второго.

Итак, наиболее важными психологическими задачами развития в пожилом возрасте становятся: а) сохранение согласованности с собственной идентичностью, которая требует опоры на прошлое и в тоже время своевременной перестройки Я-концепции и стиля поведения в соответствии с изменившимися условиями жизни; б) нахождение смысла жизни, которая напрямую связана с оценкой собственного прошлого.

Источник

Читайте также:  Что мне делать когда у меня стресс
Оцените статью
Читайте также:
  1. A) Природные процессы, влияющие на загрязнение атмосферы.
  2. Cоциологический анализ электорального процесса: проблемы и методы исследования, сферы применения результатов
  3. I. Особенности формирования отраслевой системы оплаты труда работников учреждений здравоохранения
  4. II. Особенности образовательного процесса.
  5. II. Особенности учета операций по осуществлению функций главного распорядителя, распорядителя и получателя средств федерального бюджета
  6. III Блок: 5. Особенности работы социального педагога с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
  7. III. ОСОБЕННОСТИ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОИНСКОГО КОЛЛЕКТИВА
  8. PR в государственных структурах и ведомствах. PR в финансовой сфере. PR в коммерческих организациях социальной сферы (культуры, спорта, образования, здравоохранения)
  9. PR-мероприятия для СМИ (виды, характеристика, особенности).
  10. V2: <<7>> Тема 3.4. Особенности экономической оценки финансовых инвестиций