Для эмоциональной сферы подростка характерно резкая смена настроения

Эмоциональные нарушения у детей

Эмоции ребенка связаны с его внутренним миром и различными социальными ситуациями, переживание которых вызывает у него определенные эмоциональные состояния. В результате нарушения социальных ситуаций (изменение режима дня, образа жизни и т.п.) у ребенка может возникнуть стрессовое состояние, аффективные реакции, страх. Это вызывает негативное самочувствие ребенка, эмоциональное неблагополучие.

Причины

Детские психологи полагают, что основными причинами возникновения эмоциональных нарушений у детей могут стать: перенесенные в детстве заболевания и стрессы; особенности физического и психоэмоционального развития ребенка, в том числе задержки, нарушения или отставания в интеллектуальном развитии; микроклимат в семье, а также особенности воспитания; социально-бытовые условия проживания ребенка, его близкое окружение. Нарушения в эмоциональной сфере у детей могут быть вызваны и другими факторами. К примеру, психологическую травму детскому организму могут нанести фильмы, которые он смотрит или компьютерные игры, в которые играет. Эмоциональные нарушения у детей проявляются чаще всего в переломные периоды развития. Ярким примером такого психически нестабильного поведения может служить так называемый «переходный возраст».

Виды эмоциональных нарушений

Эйфория — неадекватно повышенное, радостное настроение. Ребенка, находящегося в состоянии эйфории, характеризуют как импульсивного, стремящегося к доминированию, нетерпеливого.

Дисфория – расстройство настроения, с преобладанием злобно-тоскливого, угрюмо-недовольного, при общей раздражительности и агрессивности. Ребенка в состоянии дисфории можно описать как угрюмого, злого, резкого, неуступчивого. Дисфория является разновидностью депрессии.

Депрессия, в свою очередь, — аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном и общей пассивностью поведения. Ребенка с пониженным настроением можно охарактеризовать как несчастного, мрачного, пессимистичного.

Тревожный синдром – состояние беспричинной обеспокоенности, сопровождающееся нервным напряжением, непоседливостью. Ребенка, испытывающего тревогу, можно определить как неуверенного, скованного, напряженного. Этот синдром выражается в частой смене настроений, плаксивости, ослаблении аппетита, сосании пальцев, обидчивости и чувствительности. Тревога часто переходит в страхи (фобии).

Страх – это эмоциональное состояние, возникающее в случае осознания надвигающейся опасности – мнимой или реальной. Ребенок, испытывающий страх, выглядит робким, испуганным, замкнутым.

Апатия – безучастное отношение ко всему происходящему, которое сочетается с резким падением инициативы. При апатии утрата эмоциональных реакций сочетается с поражением или отсутствием волевых побуждений. Только с большим трудом можно ненадолго растормозить эмоциональную сферу, способствовать проявлению чувств.

Эмоциональная тупость — характеризуется не только отсутствием эмоций (на адекватные или неадекватные раздражители), но и невозможностью их появления вообще. Введение возбуждающих медикаментозных средств приводит к временному беспредметному двигательному возбуждению, но не к появлению чувств или контактности.

Паратимии или неадекватность эмоций – расстройство настроения, при котором переживание одной эмоции сопровождается внешним проявлением эмоции противоположной валентности. Необходимо отметить, что и паратимии, и эмоциональная тупость характерны для детей, страдающих шизофренией.

Синдром гиперактивности и дефицита внимания(СДВГ) представляет собой сочетание общего двигательного беспокойства, неусидчивости, импульсивности поступков, эмоциональной лабильности, нарушений концентрации внимания. Отсюда следует, что основные признаки данного синдрома – отвлекаемость внимания и двигательная расторможенность. Таким образом, ребенок, страдающий СДВГ, непоседлив, не доводит до конца начатое дело, у него быстро меняется настроение.

Агрессия – разновидность провокационного поведения, направленного на привлечение внимания взрослых или сверстников. Может быть физическая, вербальная (нецензурная брань), косвенная (смещение агрессивной реакции на постороннее лицо или предмет). Может проявляться в виде подозрительности, обиды, негативизма, чувства вины.

Читайте также:  Можно ли самой избавляться от депрессии

Кроме указанных групп эмоциональных расстройств можно выделить и эмоциональные трудности в общении. Они представлены у детей аутичным поведением и трудностями в адекватном определении эмоциональных состояний людей.

Лечение

Эмоциональные нарушения у детей лечатся также, как и у взрослых: сочетание индивидуальной, семейной психотерапии и фармакотерапии дают наилучший эффект.

Ведущим методом коррекции эмоциональных нарушений в детском возрасте является имитация детьми различных эмоциональных состояний. Значимость данного метода обусловлена рядом особенностей:

1) активные мимические и пантомимические проявления помогают предотвращать перерастание некоторых эмоций в патологию;

2) благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций;

3) у детей при произвольном воспроизведении выразительных движений происходит оживление соответствующих эмоций и могут возникать яркие воспоминания о неотреагированных ранее переживаниях, что позволяет, в ряде случаев, найти первопричину нервного напряжения ребенка и нивелировать его реальные страхи.

Имитация детьми эмоциональных состояний способствует расширению их системы знаний об эмоциях, дает возможность наглядно убедиться в том, что различные настроения, переживания выражаются в конкретных позах, жестах, мимике, движениях. Эти знания позволяют дошкольникам грамотнее ориентироваться в собственных эмоциональных состояниях и эмоциях окружающих

Источник

Перепады настроения лечение в клинике

Перепады настроения достаточно часто портят жизнь многим людям. Почему это происходит и можно ли контролировать подобные проявления?

Настроение — это совокупность устойчивых эмоций, которые сопровождают человека определенный период времени.

Настроению характерно:

  • узнаваемая интенсивность;
  • значительное время действия (от нескольких часов до нескольких дней);
  • неясная этиология (ощущая определённое настроение, человек, обычно плохо осознает его причину, и не связывает с определенным человеком, явлением или событием);
  • значительное влияние на активность жизненной позиции;

В медицинском мире, перепады настроения имеют весьма определённую трактовку: это эмоциональное состояние, которое тесно связано с чувствами и поведением личности и определяется общими условиями жизни человека.

Что такое перепады настроения?

Перепады настроения специалисты определяют, как аффективное расстройство. Ключевым признаком данного расстройства является резкое изменение эмоционального фона человека, когда он перестает контролировать свое настроение и поведение.

Люди, страдающие биполярным аффективным расстройством, чувствуют себя, как на американских горках, где ощущение счастья меняется на глубочайшее отчаяние.

Перепады настроения, как правило, носят непредсказуемый характер и в большинстве своём не зависят от ситуации, а выражение эмоций практически не поддаётся самоконтролю. Всё это может сопровождать глубокая депрессия и нарушения сна.

Многие люди считают, что им характерны перепады настроения. На самом деле у них, естественным образом, происходит смена эмоционального состояния, являющегося нормальной реакцией на разнообразные ситуации исходя из особенностей темперамента.

О лабильности настроения можно с уверенностью говорить, если переход от радостного состояния к состоянию грусти, или наоборот, происходит молниеносно, без объективной на то причины. Этот переход, чаще всего, направлен в сторону негативного эмоционального состояния и, как правило, сочетается с высоким уровнем тревожности и сопутствующими психологическими проблемами.

Виды настроений

Выделяемые виды настроений практически идентичны видам эмоций:

Хорошему настроению характерно: энтузиазм, вдохновение, жизнерадостность с приливами бодрости, оптимизма и счастья. Некритически проявляется активность, если человек претендует на большее, чем умеет и может сделать. Как правило, человек берётся всех поучать, привлекает к себе внимание любой ценой. Это часто приводит к невротическому расстройству

Для маниакального настроения характерны: беспечность, беззаботность, эйфория, благодушие и одновременно, наивность, безразличное отношение к серьезным, жизненно важным вопросам. Чтобы вызвать это состояние, здоровому человеку необходимы алкоголь, наркотики, а творческому человеку или спортсмену — зритель.

Читайте также:  Как всколыхнуть чувства мужа после его измены

Общественное настроение, как общественное сознание, которое отражает общие чувства и настроения в коллективе, социальной группе, общности или в народе.

Резкие перепады настроения

Одной из причин эмоциональной нестабильности человека является нарушение в функционировании эндокринной системы организма. Например предменструальный синдром, патология гипоталамуса, гипер- и гипотиреоз, беременность, менопауза и ряд других проблем телесного плана. По мнению специалистов, особенно сильно гормональный дисбаланс отражается на женском эмоциональном фоне. Мужчины же гораздо реже обращаются к психологам с подобными проблемами.

Перепады настроения у мужчин

Не так давно американские учёные выяснили, что у мужчин, как и у женщин присутствует склонность к резкому перепаду настроения и депрессии. Существующий миф о силе мужчин не поддаваться эмоциям, к сожалению, только миф. Просто мужчины менее, чем женщины склонны демонстрировать это состояние.

Бывают случаи, когда перепады настроения или нервный срыв проявляются в виде алкогольного запоя, психосоматических заболеваний, отсутствии дома ночью, отключении телефона и прочее.

Перепады настроения у женщин

Доказано, что особенно подвержены перепадам настроения жительницы мегаполиса вне зависимости от социального или экономического статуса. Причиной является значительное увеличение уровня психологического напряжения, темпа жизни, и, одновременно, снижение порога толерантности.

Перепады настроения при беременности, во время месячных, при климаксе

В период ожидания ребёнка, так же как и перед менструальным циклом у женщин изменяется гормональный фон, что может быть причиной резкой смены настроения.

В эти периоды в организме женщины соотношение гормонов сильно меняется, что извращает привычные реакции вегетативной нервной системы и эмоциональное состояние становится более лабильным. Проблемы эмоционального плана, не нашедшие решения в прошлом, проявляются с новой силой. При климаксе, на фоне снижения уровня половых гормонов, нарушается нормальная работа вегетативной нервной системы. Это проявляется вв виде частых головных болей, повышенной раздражительности, бессонницы и симпато-адреналовых кризов (приливов)

Постоянные приступы раздражения и мгновенная возбудимость могут возникать внезапно, без основания и плохо поддаются самоконтролю.

Перепады настроения у подростков

В подростковом возрасте происходит самоутверждение личности и выход из под родительской опеки. Это нормальный период формирования нового, более ответственного поведения и переоценки ранее значимых ценностей. Кроме того, во время полового созревания, начинается выработка в организме подростков половых гормонов, которая ведёт к значительным перепадам настроения. Но, как только данный период подходит к концу, эмоциональное состояние также нормализуется.

Как справиться с перепадами настроения

Многие проблемы резкого изменения настроения легко решаемы, стоит только изменить стиль жизни и применить лекарственные препараты. Для этого обязательно нужно получить консультацию доктора! Бесконтрольное применение лекарственных препаратов опасно для здоровья!

  • нормализовать режим дня;
  • здоровую диету;
  • йогу;
  • медитацию;
  • массаж;
  • ароматерапию с успокаивающим маслам жасмина, ромашки или розы;
  • акупунктуру;
  • поведенческую терапию;
  • когнитивную терапию;
  • коммуникации (беседы со значимым для вас человеком или психотерапевтом);
  • физические нагрузки чередуйте с умственными;

Лечение у психотерапевта необходимо, если вы понимаете, что самостоятельно не справляетесь и проблема продолжает усугубляться.

Чаще перепады настроения имеют невротическую природу. Поэтому медикаментозное лечение приносит лишь временное облегчение. Для стабилизации фона настроения необходим курс психотерапии с опытным психологом или психотерапевтом. Перепады настроения хорошо поддаются коррекции в рамках гештальт-терапии, НЛП, обучении эмоционально-стрессовой разгрузке.

Если излишнее проявление эмоций и их нестабильность, мешают нормальной жизнедеятельности, нужно прибегнуть к помощи врачей и психологов.

Обращайтесь по любым вопросам, связанным с вашим психологическим здоровьем, по бесплатному, многоканальному телефону:

Пишите на адрес: info@preobrazhenie.ru и вам обязательно ответят!

В клинике «Преображение» работают опытные психиатры, неврологи, психотерапевты и реабилитологи, имеющие высокую степень квалификации.

Все услуги клиники «Преображение» отвечают предельно высоким требованиям к качеству и разнообразию предлагаемой медицинской и психологической помощи.
Вас ожидает традиционно доброжелательная атмосфера, понимание и участие в вашей проблеме.

Читайте также:  Одышка чувство нехватки воздуха от чего

Источник

Для эмоциональной сферы подростка характерно резкая смена настроения

В современной психологии предлагается множество самых разнообразных определений понятия «эмоции». Эмоция определяется как особый вид психических процессов, которые выражают переживание человеком его отношения к окружающему миру. Особенность эмоций состоит в том, что они в зависимости от потребностей субъекта непосредственно оценивают значимость действующих на него объектов и ситуаций. Эмоции выполняют функцию связи между действительностью и потребностями [1].

Проблема эмоционального развития подростков наиболее полно отраженная в работах таких авторов как Анохина П.К.,Грецова А.Г., Ильина Е.П. Казанской В.Г., Рубинштейна С.Л и др.

Эмоциональная сфера претерпевает значительное изменение в ходе взросления человека[1, с. 123]. А подростковый возраст считается особенно «эмоционально насыщенным», имеются эмоциональные нарушения, возникающие в этот период, и как следствие – нарушения психики; поэтому изучение эмоционального развития данного возраста имеет особый интерес у психологов [2, с. 55].

Для определения особенностей эмоционального развития в подростковом возрасте, нами было проведено исследование, в котором принимало участие 30 человек — учащиеся в возрасте 13 и 15 лет. Респонденты были разбиты на две группы — в первую группу входили подростки 13 лет, во вторую – 15 лет. Для определения уровня эмоционального развития учащихся разных возрастных групп, и последующего сравнение выборок были использованы следующий диагностический инструментарий: «Опросник САН», цветовой дневник настроения, «Опросник Баса — Дарки», «Тест Кеттела», проективная методика «Несуществующее животное», беседа.

Беседа с подростками показала, что, как правило, подростки и той и другой группы не любят говорить о своих эмоциональных переживаниях. Причем подростки 13 лет не владеют достаточным запасом словарных терминов обозначающих чувства и эмоции человека, а вот в старшей группе замечено расширение словарного запаса, слов, связанных с эмоциональными переживаниями они хорошо используют широкий спектр названий различных эмоций и чувств, присущих человеку.

Так же следует отметить, что в группе подростков 13 лет преобладает раздражение, т.е. в большинстве случаев подросток чувствовал раздражение. Среди них указывались такие причины как непонимание родителей, негативные отношения со сверстниками, ссоры с близкими людьми. Наряду с отрицательными эмоциями были отмечены и положительные эмоции, подростки испытывали чувство радости.

15-летние подростки испытывали хорошее настроение, спокойствие, но и чувство раздражения и гнева у них также наблюдалось, но в меньшей степени. Исходя из результатов, мы можем констатировать, что в младшей группе подростков общий эмоциональный фон не очень благоприятный, так как они находятся в постоянном напряжении, и особенно это касается взаимоотношений с окружающими. Старшим подросткам свойственны более благоприятные эмоциональные переживания.

Таким образом, в полученных нами данных была обнаружена динамика развития эмоциональной сферы подростков от 13-ти к 15-ти годам жизни. А именно, считаем, что наиболее благоприятный эмоциональный фон присутствует у подростков 15- летнего возраста. 13- летним свойственно чаще испытывать негативные эмоции. Следует отметить, что младшие подростки чаще раздражаются и испытывают непосредственную радость от общения, испытывают чувство гнева, если не удается удовлетворить свои интересы, в то время как старшие подростки стараются сдерживать и управлять своими эмоциями.

Таким образом, мы констатируем лишь тот факт, что тринадцатилетние подростки находятся в самом пике кризиса данного возраста, что за два года подросток научается более адекватно воспринимать окружающих и себя, а интеллектуализация всей познавательной сферы позволяет старшему подростку уравновешивать свое эмоциональное состояние.

Источник

Оцените статью